Белогорский свято николаевский монастырь. Белогорский монастырь перми

Белогорский монастырь, как гласят народная молва и интернеты, является второй главной достопримечательностью Пермского края, после Кунгурской ледяной пещеры. И сразу я вынужден предупредить читателей, что кроме истории и фотографий, ниже могут быть изложены мысли, которые могут затронуть чувства верующих.

Интересно, что в Воронежской области тоже есть Белогорский монастырь, но тот Воскресенский, а в Предуралье - Николаевский. Первый расположен вблизи села Белогорье, а второй - на так называемой Белой горе. О Воскресенской пещерной обители я вам уже , а сегодня речь пойдет о Уральском Афоне. Так когда-то за строгость монастырского Устава называли Свято-Николаевский монастырь. Что интересно, просуществовал монастырь совсем недолго, но известность в своё время приобрел немалую. Не смотря на то, что в Пермской губернии существовали и более древние обители, за год на гору Белую поднималось до 70 тысяч паломников.


02 . Монастырь находится в 120 километрах от Перми и в 40 километрах от Кунгура. От села Калинкино к нему ведёт свежепроложенная хорошая асфальтовая дорога. С неё виден величавый профиль семиглавого Крестовоздвиженского собора. Сооружение, даже за много километров, поражает своим масштабом. Это седьмой по величине храм в России.

03 . Белая гора - высочайшая вершина Тулвинской возвышенности. Её высота - 446 метров. Кроме того, википедия сообщает, что гора относится к третичной поверхности размыва и на ней выступают обнажения коренных пород - известняков и песчаников белебеевской свиты.

04 . Упомянутая выше дорога на Калинкино. В 1995 году, благодаря помощи Пермской областной администрации, было закончено строительство грунтовой дороги к храму, а в 1999–2002 годах за 94 миллиона рублей до Белогорского монастыря был проложен асфальт.

05 . Но вернемся к самому началу. История Белогорского монастыря начинается с 9 июня 1890 года. В этот день протоиерей Стефан Луканин водрузил на Белой горе, практически в «тылу» старообрядцев, которых тогда в Прикамье было очень много, простой деревянный крест. С самыми что ни на есть миссионерскими целями, конечно. Так и вышло. Через некоторое время на месте сооружения креста была открыта мужская община, получившая вскоре от синода официальное признание с именем монастыря. И первым его игуменом стал отец Варлаам, бывший раскольник-начетник, обратившийся в православие.

06. А в июне 1891 года в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии » (неудачное покушение - прим.) на Белой горе был установлен новый восьмиконечный крест высотой более 10 метров, названный впоследствии в народе «Царским». Крест был сооружен из трех мачтовых сосен, скреплен железными винтами и стянут обручами. Поверхности вертикального стержня и поперечин были покрыты кровельным железом и покрашены в черный цвет. Остальные три стороны были покрашены белой краской.

07 . Второй крест простоял 10 лет. Но 23 апреля 1901 года во время сильной бури его снесло. Новый, не менее величественный металлический крест был изготовлен на средства купца Жирнова, впоследствии ставшего ктитором (начальником строительства) монастыря. Эскиз креста изготовил в то время знаменитый художник-иконописец А.Н. Зеленин. Этот третий по счету крест был освящен 14 сентября 1901 года и простоял до известных событий 1918 года. 27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут четвертый Царский крест, который вы видите на фото. Проектировал его пермский архитектор А. Метелев, а изготовили крест на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей.

08 . Первый деревянный храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая. Архитектурными изысками он не выделялся - по сути это была простая пятистенная изба с подвальным помещением и с незамысловатой колокольней. При храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. Но недостатка в пожертвованиях не было и через год был освящен еще один храм - в честь Иверской иконы Божией Матери. Он тоже был деревянным, но уже высоким и статным: имел вид корабля и был снабжен необычной террасой по периметру. И кстати, вовсе не для красоты. Дело в том, что старообрядцы сначала не хотели заходить внутрь храма и наблюдали за службой с неё.

09 . В том же 1894 году была начата постройка настоятельского и братского корпусов. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам. При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских монастыря делалась различная церковная утварь, ризы на иконы, переплеты для книг – из кожи, из бархата, из сафьяна. Была даже своя, довольно богатая библиотека и фотограф, работы которого в большом количестве вы без труда найдете на сайте монастыря.

10. Буквально за первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось с 12 до 400 человек. Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в три часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он же читал и пел на клиросе. Ежедневно совершались полунощница, утреня и часы. С самого начала соблюдалось и вечернее монашеское правило. Монастырская братия расчищала лес под пашни и луга, постепенно создавая свое собственное хозяйство. Впоследствии монахи не только полностью обеспечивали пропитанием себя, но и кормили многочисленных паломников. В хозяйстве было много коров и до сотни лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где, кроме мебели, изготавливали доски и рамы для икон. В каменном братском корпусе находилась трапезная.

11. Надо сказать, что не смотря на то, что я частенько посещал православные монастыри, в монастырской трапезной я обедал впервые.

12 . Но продолжим наш исторический экскурс. 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания Свято-Николаевский храм.

13 . Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор, фотографии которого в посте преобладают) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства он вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

14 . Собор, выстроенный в византийском стиле, стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

15 . С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 году варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол, увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести. Деревянные постройки были разобраны и перевезены в другие места. В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители открыли Дом инвалидов. На месте, где раньше стоял Царский крест, был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

16 . С 1991 года монастырь, вернее, то, что от него осталось, был возвращен Русской Православной Церкви. В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. В 1999-2002 годах на реставрацию было потрачено 120 млн. рублей. С 2004 по 2011 год региональный бюджет направил на восстановление монастыря еще более 150 млн. рублей. В 2012 году на эти же цели было выделено приблизительно 30 млн. рублей и запланировано около 40 млн. рублей на 2013-ый. В 2014-ом ещё порядка 4 млн. рублей.

А вот теперь прошу прощения за отступление от исторического повествования, но меня одного смущает сумма в 344 миллиона рублей? При том, что если внимательно посмотреть на фото собора, видно, что кое-где его уже пора штукатурить по новому, а братский корпус не был оштукатурен вовсе. При том, что, если судить по виртуальному туру, представленном на сайте, внутри собора дела тоже не очень. Никаких фресок нет и в помине, только осыпающаяся побелка и отваливающаяся штукатурка. Кроме того, мне попалась пусть и старая (2001 год), но многое объясняющая , рассказывающая о закулисных распрях между тогдашним настоятелем обители и Пермским архиепископом. Почитайте. Волосы зашевелятся. Простите, но совершенно не вяжется в моей голове та трагическая история обители, что я вам рассказал, те люди, что её делали, с тем, что происходит в РПЦ сейчас. Похожие вопросы возникали в моей голове, когда я писал , спрошу и сейчас - что общего между теми смиренными послушниками, проводящих дни и ночи в молитвах и нелегком послушании (в поле, кузне, пекарне и так далее) и теми, кто сейчас освящает дорогие квартиры, машины и сам разъезжает на таких же? Я уже не говорю про мучеников, принявших страдания и смерть за свою веру. Вопрос риторический. Ничего. Ну, кроме, может, бороды и рясы.

По материалам:
- Сайт Белогорского Свято-Николаевского монастыря
- Википедия
- Федорущенко О. А. «Белогорская обитель»
- Нечаев М.Г. «Красный террор и Уральское духовенство в 1918 году»


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно

Белая гора - это не место, где стоит монастырь, и не полкилометра над уровнем моря. Это нечто совсем иное, необъяснимо-захватывающее. Как молчаливый разговор с вечностью: смотришь на море Уральской тайги, а леса, пляшущие волнами, также пристально глядят на тебя. Как оцепенение: стоишь растерзанный колючим ветром и не чувствуешь холода. Потому что тепло на душе. Как рождение новой жизни: сливаешься с голубой хвойной бездной, что раскинулась под ногами и по капле перетекаешь в ее океан.

У вечности короткий век

Настроение самое обычное - восторг от предстоящего путешествия отнюдь не зашкаливает. Немало мы повидали монастырей: древних и еще древнее; богатых, где золото куполов ослепляет и жалких, заброшенных, почти развалившихся; действующих и отданных под автошколы. Чем удивит Белогорье? Еле щекочущий душу этот интерес тает в пасмурности за стеклом - погода капризничает, не дает подремать автощеткам.

Перед поездкой изучены путеводители, пролистаны брошюрки по истории. То ли не там искали, то ли невнимательно читали, не нашли за что зацепиться. Попалось немного коротеньких заманиловок, сулящих «живописные пейзажи», пара научных работ о сакральном ландшафте Пермского края, в которых все около, все вокруг и так мало о сути, да множество статей о монастырском житии-бытии.

Православная летопись Белогорья впечатляет растиражированностью, но не потрясает ни древностью корней, ни славными чудесами. Если коротко, то история Свято-Николаевского монастыря началась в 1890 году, с установления на горе небольшого креста отцом Стефаном Луканиным. Еще через год на вершине воздвигли еще один крест, уже солидный, семисаженный, как и положено символу в честь спасения Цесаревича Николая от покушения в Японии.

Как были связаны происшествие в далеком Оцу с размеренной жизнью Пермской губернии, непонятно. Но именно в память тех странных событий в 1893 году здесь срубили первую часовню, в 1894 построили первый деревянный храм. А дальше вереница освещений приделов и корпусов, пожаров и восстановлений, крестных ходов, рукоположений, визитов важных персон и прочее-прочее. К слову, строительство каменного Крестовоздвиженского храма завершилось лишь к 1917 году. Нетрудно догадаться, что судьба его была трагичной - в 1919 году большевики расстреляли и замучили 34 монаха, разгромили библиотеку, устроили театр в иконописной мастерской и разворотили алтарь в соборе.

Не потому ли и поныне он, восстановленный и нарядный, встречает гостей осторожно, несмело, то выглядывая из-за тумана, то прячась за хвойной шапкой горы? Машина мчится по дороге-змейке, а белоснежный храм мелькнет ненадолго золотом крестов и тонет вновь печальным призраком в таежной пучине.

Во власти бесконечности

Это уж потом на вершине храм превращается в пафосную громадину, припечатывает величием формы, сражает богатством декора. Но как не кричит он, как не кичится, мертвый камень под неживой краской, рукотворный шедевр не в силах превзойти совершенное произведение самой природы.

И дело не в высоте. Точнее не только в ней, - в самолете, к примеру, так дух не захватывает. Весь секрет в том, что под ногами - бездонное море. Целый океан леса, простирающийся на сто пятьдесят километров. Хвойные чащи вздымаются холмами, уплывают в низины, будто заходятся в каком-то умопомрачительном танце. А над морем пелена - это мелко накрапывает дождик. Но настоящее чудо в том, что в этой необъятной сиреневой мороси растворяется без остатка все мелочное и суетное, вытекают из сердца сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Мысли, застигнутые врасплох, разбегаются, скатываются по склонам - голова легче ветра, что свирепствует здесь во всех направлениях. Это уж потом, когда вернется способность думать, там внизу, на обратной дороге, промелькнут в сознании прописные истины о том, как бессмысленна вечная гонка к успеху и новым пьедесталам и о том, что чем выше взбираешься, тем ничтожнее суть побед. О том, что соль жизни совершенно в иных вершинах, что не требуют ни сил, ни жертв. А сейчас голова полна бесконечной и великой пустоты.

Сила четырех стихий

Если отбросить восторженный пафос, то достаточно сказать об особенной энергетике Белогорья, или еще проще - взять готовое, пусть и затасканное клише - «место силы».
С одинаково мощной силой тут бушуют все четыре стихии. Огонь - это солнце и молнии. Говорят, перед Первой и Второй мировой войной, по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то розовым, то ярко-багровоым. Метеорологи называют это явление «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры. Огонь - это еще и молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, когда в обители размещалась то психбольница, то лагерь для репрессированных, то дом инвалидов. Горели приделы собора, пылал и сам храм.

Вторая стихия - воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер - посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую - от края до края, словно мост. А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Вода здесь тоже повсюду: частые дожди, долгие нетающий снег, укрывающий вершину белой шапкой до самого лета, подземные истоки малых рек и целебные ключи. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Мощь Земли выразилась в этих местах в особом ландшафте, притягивающем людей с давних времен. Историки и краеведы пишут о древних языческих капищах на вершине и в потайных гротах под склонами. Позже Белогорье облюбовали староверы, к концу XIX столетия здесь еще находились их тайные скиты. Тут хоронились и беглые каторжане, вымаливающие у неба счастья жить свободно и тихо. Паломники увозят отсюда заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Еще, говорят, что гора, подобно Святой вершине Афон, с трех сторон окруженной морями, не смотря на видимую легкодоступность, пускает отнюдь не всех. Она якобы окружена тремя поясами защиты. На пути к Белогорью нередко капризничают и ломаются машины и автобусы, часто уже в дороге резко портится погода.

Величие и простота

Вдоволь наговорившись с бездной, мы отправились прогуляться по двору обители. В первую очередь мы обратились, наконец, к Крестовоздвиженскому собору, так несправедливо обделенному нашим вниманием в самом начале. И он как почувствовал, вдруг потеплел, смягчившийся серым небом, не потеряв ни в торжественности, ни в монументальности. Собор, к слову, - крупнейший в Пермской епархии, он способен вместить до пяти тысяч верующих. По своей архитектуре, белогорская святыня напоминает столичный Храм Христа Спасителя: тот же размах и та же пышность.

Недаром храм реставрировали, то есть практически заново отстраивали десять долгих лет, начиная с 1999-го. И деньжищ потратили немало, порядка 200 миллионов рублей - говорят, собирали по всему краю, с миру по нитке, но большую часть внесла администрация края. Восстановили собор, заново установили Царский крест с двуглавым орлом - странное сочетание. До сих пор ремонтируют и другие постройки: монашеские корпуса, трапезные, гостевые.

Еще одна достопримечательность - святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку - рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки. С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. Отсутствие в поле зрения деревень и поселков придают горе атмосферу дикого, затерянного места. Где никто не потревожит, не отвлечет от размеренного недеяния и недумания, не спугнет очарование момента. Из штрихов цивилизации здесь только вьющаяся лентой дорога. И эта змейка не манит нас своими изгибами и вывертами, не зовет в обратный путь.

Свято-Николаевский Белогорский монастырь - православно-миссионерский мужской общежительный монастырь на Белой Горе.

Возникновение Белогорского монастыря связано с борьбой Русской Православной Церкви против раскола. Белогорье являлось одним из центров староверов. На отрогах Уральских гор, покрытых густыми лесами и окруженных непроходимыми болотами, могли укрыться от преследования и беглый крепостной, и раскольник. Старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, Екатеринбургского уездов, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов в преобладало над прихожанами Русской Православной Церкви.

9 июня 1890 года на Белой Горе побывал настоятель Благовещенского собора в отец Стефан Луканин, находившийся в это время на Бымовском заводе с миссионерскими делами. Стефан Луканин считал, что для привлечения старообрядцев в лоно Православной Церкви следовало где-нибудь в центре раскола устроить храм, в котором бы совершались богослужения с точным уставным чином Православной Греко-российской Церкви. Побывав на Белой горе, он решил, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе был поставлен небольшой деревянный крест, который положил начало созданию Белогорской обители.

29 апреля 1891 года во время путешествия по Японии на цесаревича Николая Александровича (будущего императора ) было совершено покушение. Цесаревич остался жив. В честь чудесного спасения Николая Александровича на Белой горе был воздвигнут деревянный восьмиконечный крест высотой 5 саженей (10,65 метров), опаянный белой жестью, прозванный в народе «Царским». 16 июня 1891 года по инициативе отца Стефана Луканина и по благословению епископа Пермского и Соликамского Владимира в неделю Всех Святых, при крестном ходе крест был освящен. Вместе с православными и единоверцами в крестном ходе участвовали старообрядцы.

18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. В сентябре 1893 года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни и два колодца - «Святой ключ» и «Иордан», в дар будущему монастырю принесены святые иконы: «Живоносный источник» и древнейший образ святителя Николая.

В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорского монастыря, главой комитета назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма, 22 февраля 1894 года состоялось его торжественное освящение.

12 июня 1894 года освящена закладка верхнего, Иверского храма, а уже через год, 30 мая 1895 года на храм были водружены золоченые кресты. В начале лета 1895 года Иверский храм был полностью построен и 29 июня торжественно освящен в честь Иверской иконы Божией Матери епископом Пермским Петром. В июле 1894 года были начаты работы по расширению Никольского храма, в ноябре началось строительство настоятельского и братского корпусов. В этот же период была открыта школа для мальчиков-сирот. 1 октября 1896 года торжественно освящен нижний храм монастыря во имя Всех Святых в память помолвки великого князя Николая Александровича.

16 сентября 1897 года к Белогорскому монастырю прибыл крестный ход. В дар обители из и доставлены 5 святых икон: Казанский образ Божией Матери, образ преподобного Сергия Радонежского, образ иконы Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря, образ святого благоверного князя , образ Божией Матери «Скоропослушница».

16 ноября 1897 года деревянный Свято-Николаевский храм был полностью уничтожен пожаром. В этом же году началось строительство каменного двухэтажного корпуса для старшей братии.

В августе 1898 года со святой Афонской горы Пермским губернатором Д. Г. Арсеньевым в Белогорский монастырь доставлен Иверский образ Божией Матери «Вратарница». В 1899 году в открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста.

23 апреля 1901 года во время сильной бурей был снесен «Царский» крест. Новый золоченый металлический крест с художественным изображением Распятия был изготовлен на средства купца крупнейшего в то время благотворителя Белогорского монастыря Павла Степановича Жирнова по эскизу знаменитого художника-иконописца А. Н. Зеленина. Этот крест был освящен 14 сентября 1901 года и простоял до 1918 года.

24 июня 1902 года епископом Пермским и Соликамским Иоанном торжественно освящено место закладки Крестовоздвиженского соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с пределами во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел епископ Пермский и Соликамский Иоанн. Главным инженером проекта стал Е. И. Артемьев, строительный материал поставлялся монастырским кирпичным заводом.

В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака, дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами, с частицами святых мощей угодников Божиих, в том числе Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и многих других.

Согласно отчета Белогорского монастыря за 1909 год общая численность братии составила 401 человек. Белогорские насельники занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, пчеловодством, рыболовством. Обитель владела 580 десятинами земли, 9 прудами, в хозяйстве монастыря было 40 коров.

В 1912 году Белогорская обитель начала издавать журнал православно-патриотической направленности «Голос Долга».

Крестовоздвиженский собор

7, 8 и 9 июня 1917 года, после 15 лет строительства, был торжественно освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм. На церемонии присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства.

Крестовоздвиженский собор вмещал до 8 тысяч человек. Размеры собора: длина - 60,2 м, ширина - 55,09 м, высота - 58,4 м. На кровле собора - пять больших куполов и четыре малых, помещающихся над папертями собора со всех сторон. В подвальном помещении устраивалась машина для отопления.

Белогорский собор, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3 000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением, пол выложен разноцветной метлахской плиткой. Снаружи белоснежные стены храма были украшены разными иконами, писанными на жести также в мастерской монастыря. Вокруг самого собора устроена залитая асфальтом площадь. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

Белогорский монастырь в советский период

К лету 1918 года деятельность большевиков достигла Белой Горы. Пригласив, якобы на собрание, в село Юго-Осокино (ныне ), большевики арестовали 60-летнего архимандрита Варлаама. 12 августа 1918 года он был зверски замучен большевиками и брошен в реку Каму.

С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. 10 октября 1918 года был убит иеромонах Сергий.

В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов войны, а с 1946 по 1986 гг. - дом инвалидов войны, труда и детства. Осенью 1980 года сильным пожаром уничтожены почти все купола Крестовоздвиженского собора.

Возрождение Белогорского монастыря в 1990-е гг.

Возрождение обители началось в 1988 году в период празднования 1000-летия Крещения Руси. 24 декабря 1990 года Пермским облисполкомом было принято решение о передаче бывшего Белогорского монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Священным Синодом удовлетворено прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе. В обители возобновилась монашеская жизнь. 18 мая 1991 года здания Белогорского монастыря переданы в бессрочное пользование РПЦ. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора состоялось первое богослужение.

Осенью 1993 года разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора. В конце 1993 года началась прокладка автомобильной дороги до Белой горы. В мае 1995 года установлены кресты на нескольких главах собора, в этом же году начались работы по его реставрации. 27 сентября 1998 года освящен и установлен исторический «Царский» крест высотой 10,66 м, уничтоженный большевиками. На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии.


Именно об этом месте – Белой горе – на вершине которой расположен монастырь, с особенной гордостью говорят пермяки. Именно сюда они охотно ездят сами, и с радостью показывают его гостям. Если в эти края везут гостей, то обычно посещают два места: Белогорский монастырь и Кунгурскую ледяную пещеру.

Первое, о чем хочется сказать – это огромный белоснежный Крестовоздвиженский собор монастыря – самый большой храм Пермского края, со смотровой площадки которого открывается великолепный вид на окрестности.

Грандиозный, семиглавый, 7-й по величине храм в России, он стоит на вершине горы Белой (446 м) и словно парит в небе. Собор виден издалека за много километров.

Полное название монастыря – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Он находится в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура.

Сам монастырь не такой уж и древний.

История Белогорского монастыря началась в 1890 году, когда главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин посетил Белую гору. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря, и воздвиг первый небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

Через год, 29 апреля 1891 года, в честь чудесного спасения Цесаревича Николая от покушения в Оцу (Япония) на Белой горе был поставлен крест. Крест был огромен, в высоту достигал 10 м 65 см. В народе этот крест прозвали Царским. Весной следующего года на Белую гору был принесен образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского, дарованный епископом Пермским и Соликамским Владимиром.

18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. Из Москвы были привезены колокола, и в сентябре 1893 года освящены колокола, два колодца «Святой ключ» и «Иордан» и первые ряды срубов строящейся часовни. В дар будущему монастырю были принесены святые иконы:

  • Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII век), дар архимандрита Павла от города Москвы;
  • «Живоносный источник» – дар жителей города Перми.

Первый – деревянный Свято-Николаевский храм возвели уже в феврале 1894 года. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, открыта была школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только церковному пению, грамоте, но и различным ремеслам. Школа просуществовала до 1917 года. Здесь получили воспитание 25 сирот.

Из Москвы и Петербурга сюда были доставлены пять святых икон:

  • Подобие Казанской иконы Божией Матери;
  • образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря;
  • образ преподобного Сергия Радонежского;
  • образ Божией Матери «Послушницы»;
  • образ святого благоверного князя Александра Невского.

Во время пожара 16 ноября 1897 года сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря, пожертвовал деньги на восстановления креста. В сентябре крест был восстановлен. 24 июня 1902 года состоялось торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского).

Его строили 15 лет. Проект разработал инженер Е.И. Артемов. Новое здание собора могло вместить одновременно 8 тысяч человек. В 1917 году строительство было полностью завершено. На освящении Белогорского храма присутствовало 30 тыс. человек.

Крестовоздвиженский собор выстроен в византийском стиле, был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.

Уже в 1918 году настали для монастыря трагические события. Большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама, расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

На Белой горе с 1930 года открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже появился дом инвалидов. В годы Великой Отечественной войны на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов. Дом инвалидов находился на Белой горе до 1986 года. В 1980 году в монастыре был пожар, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Возрождение монастыря началось в 1988 году.

В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря.

Начиная с 1999-го, храм реставрировали, а практически заново отстраивали десять долгих лет. Потратили порядка 200 миллионов рублей, собирали по всему краю, но большую часть внесла администрация края. Собор восстановили собор, заново установили Царский крест. Ремонтируют и другие постройки: трапезные, монашеские корпуса, гостевые.

С каждым годом Белогорский монастырь становится всё наряднее и краше.

И всё же богатый и величественный храм не в силах превзойти совершенное произведение самой природы. Белая гора прекрасна сама по себе. И дело не только в высоте. Когда стоишь на горе – под ногами бездонное море, целый океан леса, простирающийся более чем на сто километров. В этом необъятном просторе растворяется без остатка всё суетное и мелочное, покидают сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Стоит сказать об особенной энергетике Белогорья, недаром гору называют местом силы.

Говорят, перед Первой и Второй мировыми войнами по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то ярко-багровоым, то розовым. Метеорологи это явление называют «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры.

Известны истории жителей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Гора названа Белой, поскольку долго нетающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. Здесь расположены подземные истоки малых рек и целебные ключи. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов горы берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. В таких объемах грунтовые воды редко поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Святой источник на склоне Белой горы, к которому ведет деревянная лестница, тоже достопримечательность этих мест. Неподалеку – рубленая часовня-купель. В крохотном теремке с маковкой набирают целебную воду, чуть выше можно полюбоваться великолепной панорамой с небольшой площадки.

С давних времен эти места притягивали людей. Краеведы и историки и пишут о древних языческих капищах на вершине и о потайных гротах под склонами. После раскола Белогорье облюбовали староверы, их тайные скиты находились здесь ещё в конце XIX столетия. Тут скрывались и беглые каторжане, стремящиеся найти место, где можно жить свободно и тихо. Отсюда увозят паломники заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Ещё, говорят, что гора, несмотря на видимую легкодоступность, пускает далеко не всех. Якобы, Белая гора окружена тремя поясами защиты. Нередко капризничают и ломаются машины и автобусы на пути к Белогорью, часто уже в дороге резко портится погода.

Но если вас допустили в Белогорский монастырь, впечатление будет незабываемым.

Белогорский монастырь фото

Свято-Белогорский мужской монастырь является одним из величайших монастырей в Православной России. Эта обитель славится необыкновенной строгостью устава и преданностью делу служения Богу. Этот монастырь недаром получил название Уральского Афона. И такое название придаёт ему ещё больше веса в глазах православных христиан во всем мире.

Одноклассники

Эта обитель имеет полное название Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Расположился он в 120 км от столицы Пермского края. В 40 км от монастыря располагается город Кунгур.

Ещё в XVIII столетии на месте нынешней обители недалеко от Перми располагались скиты старообрядцев. В 1891 году на вершине Белой горы был воздвигнут высокий православный крест. Высота его превышала 10 метров. Этот крест был установлен в связи со счастливым избавлением от покушения царевича Николая Александровича. В народе этот крест так и назвали Царским.

В дальнейшем Православная церковь приняла решение на том же самом месте воздвигнуть Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. И таким образом, в 1893 году на горе Белой проведён был обряд освящения места под возведение православного христианского храма.

Монастырь в XX веке

Как и многие христианские обители, Белогорскую обитель в XX веке ожидала весьма трагическая судьба . Со времени освящения храма прошло всего лишь несколько месяцев, как разразилась кровавая Октябрьская революция. Разумеется, богатый комплекс не мог не привлечь к себе внимания новых властей.

В 90-е годы прошлого века территории бывшего монастыря были возвращены Русской православной церкви. Вскоре начались строительные работы по восстановлению монастыря и Крестовоздвиженского собора.

В наши дни Белогорский монастырь в пермском крае играет роль одного из важнейших религиозных центров на Урале. Располагается современная обитель на очень живописном месте. Отсюда открывается потрясающий вид на близлежащие территории.

Основной храм Белогорского монастыря получил своё прежнее название – Крестовоздвиженский собор. Здание этой церкви является самым крупным среди всех православных храмов, которые действуют на территории Пермского края. Его купол также является самым большим среди всех уральских храмов.

Собор располагается на вершине Белой горы и поражает приходящих к нему своей величиной и ослепительной красотой. Этот собор играет весьма важную роль у культурной и духовной жизни не только Урала и Пермского края, но и всей России. Неслучайно Центробанком России была выпущена памятная монета достоинством в 3 рубля, посвящённая этому монастырю и относящаяся к серии «Памятники архитектуры России». Белогорский монастырь – это первый уральский архитектурный памятник, который был отчеканен на монетах.

Обитель в Белогорье – это прекрасное место для религиозного паломничества и туристических экскурсий. Посетить его будет весьма интересно в любое время года. Здесь можно почувствовать биение пульса времени и обогатиться духовно. Те, кто посещает места, подобные Белогорскому свято-николаевскому монастырю, ощущают себя духовно переродившимися и начинают воспринимать жизнь совершенно под другим углом зрения. Такие люди видят значительно больше добра и света в своей жизни.

Как добраться и время работы монастыря

Белогорский собор находится по адресу: Россия, Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая Гора, ул. Монастырская, 1. Тем, кто желает добраться до монастыря самостоятельно, можно проехать по трассе Пермь – Екатеринбург Р242. Возле села Ергач будет указатель, по которому надо будет свернуть и доехать до села Калинино. Здесь возле пруда также имеется указатель. По нему можно доехать прямо до монастыря. На сайте монастыря можно найти указания маршрута на карте.

Крестовоздвиженский собор открывается для посетителей в 7–30 утра и продолжает работать до 17 часов. Такое расписание соответствует будним дням. Что же касается праздников – на сайте существует определённое расписание праздничных богослужений, крещений и других действ духовного характера.

Белогорский мужской монастырь воплощает в себе великую историю становления и развития духовности и русской православной веры. Христианская вера прошла сквозь века и пережила множество испытаний, однако она пронесла через все это время верность Господу и неиссякаемую духовную силу.

Для людей светских поездка в Белогорскую обитель – это великолепный культурный и просветительский туристический маршрут.

Кроме храмовых строений, здесь можно полюбоваться и другими памятниками истории и архитектуры - в частности, старинными купеческими особняками . Живой интерес у туристов вызывает Кунгурская ледяная пещера и другие памятники этого уральского города. Недалеко от города можно увидеть природные памятники- камень Ермак и водопад Плакун имеющие собственную интересную и неповторимую историю.

В конце каждого лета в Кунгуре проводится фестиваль воздухоплавания.