Что влияет на размеры издержек рыночного обмена. Рыночная организация хозяйства

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

15 факультет дистанционного обучения

Специальность «Финансы и кредит»

Курсовая работа

по предмету: «Экономическая теория»

на тему: «Рынок и трансакционные издержки»

Выполнил:

Студент группы: 15-43ФК/3

Заочной формы обучения

Федорова А.А.

________________

Проверил:

Ефимова Л.А.

Нижний Новгород

2007

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рынок…………………………………………………………………………....5

1.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма…………………….…5

2. Трансакционные издержки……………………………………………………13

2.1. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)……………………………13

2.2. Виды трансакционных издержек (по О.Уильямсону)…………………….16

2.3. Способ минимизации трансакционных затрат…………………………….17

2.4. Стратегия снижения трансакционных издержек…………………………..19

3. Теорема Коуза……………………………………………...…………………..20

3.1. Теоретическое значение теоремы Коуза……………………………………23

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………….27

Приложение……………………………………………………………………….28

Введение

Если задаться вопросом, какое из понятий, используемых в современной экономической теории, является достаточно новым и в то же время наиболее широко употребляемым, то, скорее всего, это будут именно трансакционные издержки. В известном смысле можно считать, что данное понятие представляет собой ключевой пункт новой институциональной теории.

Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию рынка помогает понятие трансакционных затрат (transaction cost ). P .Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными (от лат. transactio - сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

Согласно наиболее общему определению, «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Например, Я.Корнай, прямо использует термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Избавляясь от аналогии с физикой, отнесем к категории трансакционных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Следовательно, все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к трансакционным.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек - производственных. Поэтому вопрос о трансакционных издержках неизбежно связан с изменением постулатов неоклассики, относящихся либо к ее «жесткому ядру», либо к ее «защитной оболочке».

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

1.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Рынок как определённый механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как жёстко централизованной системе), а на добровольном обмене, имеет целый ряд очевидных преимуществ.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объёму и структуры общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рыночная экономика в принципе (за некоторым весьма редкими исключением) не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.

В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и безболезненно внедряющие достижения научно-технического прогресса, рыночная система стремиться использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условиях жёсткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счёт снижения индивидуальных издержек и получение квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизм создаёт постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Командно-административная система, провозглашая на словах принцип распределения по труду, на практике осуществляет жёсткий централизованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает преимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду. С этой точки зрения рыночной механизм обладает несомненным преимуществом, поскольку устанавливает чёткую зависимость между реальным вкладом создания необходимого потребителю товара и размеров получаемого дохода. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду.

Следует особо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существует производства ради производства. В центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентированно производство. Основная задача любого товаропроизводителя – найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. От того, на сколько успешно решается эта задача, в конечном итоге зависит благосостояние производителя. Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится, и куда идут производственные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательству, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателя, свободу ценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладает определённым внутренним порядком и подчиняется определённым закономерностям. Миллионы разновидностей товаров и услуг производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Наконец, очевидно, главным преимуществом рыночной системы является то, что это не какая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путём, прошёл сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к менявшимся условиям и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации общественного производства. Более того, сам факт не только успешного многовекового функционирования рыночного механизма, но и господство рыночных отношений в наши дни в подавляющем большинстве стран на Земле свидетельствует и о естественности, нормальности рыночных отношений в смысле их соответствия природе человека (по крайней мере, пока человек таков, каков он есть).

Вместе с тем было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий.

Прежде всего, тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Причем речь идет о нарушении не только частичного равновесия на отдельных рынках, но и общего равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Другими словами, рыночная экономика является хотя и динамичной, но недостаточно стабильной системой . Эта макроэкономическая нестабильность рыночной системы имеет целый ряд проявлений: неустойчивые темпы экономического роста и циклический характер развития; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность общего уровня цен и инфляция. Следует особо подчеркнуть, что хотя рыночные механизмы саморегулирования в каждом конкретном случае способны преодолевать кризисные тенденции в экономике, однако в целом для рыночной системы характерны периодические колебания объема национального продукта, занятости и цен. Причем эти колебания являются следствием не только внешних факторов, но и несовершенства самих рыночных механизмов.

Как уже отмечалось, одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции . Во-первых, хотя с общественной точки зрения, конкуренция более чем желательная, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жёстких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в своих интересах и т.д. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведёт к увеличению размеров фирм – как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождают тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведёт и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и капитала, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для монополизации рынков.

Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия, господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть и получает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольную сверхприбыль.

Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды, издержки), порождённые производством и потреблением того или иного блага,

могут быть учтены рынком, т.е. получает своё отражение в цене.

Вместе с тем в ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями) , которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражается в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно.

Существуют отрицательные внешние эффекты и положительные внешние эффекты . Отрицательные экстерналии возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождают не компенсируемые издержки у третьей стороны. Классическим примером отрицательных экстерналий является загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская промышленные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанно с производством данного товара на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учётом отрицательных последствий загрязнения.

На рис.1 (см.приложение 1) графически показаны последствия отрицательных внешних эффектов для распределения ресурсов. Если некомпенсируемые издержки составляют величину Т, то кривая фактического предложения S сдвигается вправо по отношению к кривой предложения S Т, которая включает все издержки. Реальный равновесный объём производства Qe оказывается больше оптимального уровня Q о, а равновесная цена Ре – ниже оптимальной цены Ро. Таким образом, рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, направляет чрезмерно много ресурсов в производство данного товара.

Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения или образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. А это значит, что истинная предельная полезность данного блага с точки зрения общества выше, чем предельная полезность с точки зрения индивидуума, оплачивающего это благо. Другими словами, рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага, а, следовательно, и недоплачивает за него. На рис.2 (см.приложение 2) это проиллюстрировано графически. Кривая реального спроса D занижает общую сумму выгод, получаемых обществом от потребления данного блага (которая показана кривой DT ). В результате равновесный объём предложения Qe и равновесная цена Ре оказываются меньше, чем оптимальный объём Qo и оптимальная цена Ро. Таким образом, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Если в результате существования внешних эффектов рынок даёт неточную денежную оценку издержек и выгод, и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, поскольку не может дать им денежной оценки. Обычные товары и услуги подвержены действию принципа исключения , поскольку поступают в пользование лишь тем, кто в состоянии заплатить за них необходимую цену. Иными словами, чтобы пользоваться такими благами, их надо купить. Потребление же общественных благ становится возможным не в результате покупки, а в результате самого производства таких благ. К числу общественных благ относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки, регулирование паводков и т.д.

Перечисленные блага характеризуются принципом неисключаемости потребления . Это означает, что выгода от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. При этом трудно найти дешёвый способ отделения неплательщиков («зайцев») от тех, кто оплатил потребление такого рода благ поскольку принцип исключения здесь не применим, и все будут надеяться получить общественные блага бесплатно, то не будет и стимулов у частного бизнеса создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Поскольку же потребность в таких благах значительная, выходом из ситуации может быть только вмешательство государства и финансирование их производства с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов со всех членов общества.

Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев (в том числе и в случае с производством общественных благ) попытки решить экономические проблемы с помощью чисто рыночных механизмов сопряжены с чрезмерными издержками. Дело в том, что работа рынка как системы добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, кроме всего прочего, порождает уже известные трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купле-продаже товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из её участников. В этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.

Теоретически себе можно представить и решение проблемы производства общественных благ (например, национальной обороны) на базе рыночных соглашений о добровольном обмене. Но в этом случае трансакционные издержки возрастут до таких огромных размеров, что ни один из участников этого обмена не согласиться их нести. И одна из основных причин резкого возрастания трансакционных издержек – проблема «безбилетников» («зайцев»). В этом случае принуждение, к которому прибегает государство вмешиваясь в экономику, способствует минимизации трансакционных издержек.

Говоря о недостатках рыночной системы, обычно особо подчеркивают социальные проблемы. Действительно, рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Но поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людямголодать из-за недостаточности доходов, а другим – получать чрезмерные доходы и прибывать в роскоши. Кроме того, рынок предъявляет одинаково жёсткие требования ко всем, но разные люди находятся в разном положении: в любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвимые слои - больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.

Вместе с тем такая постановка вопроса не вполне конкретна. Ведь рынок представляет собой социально нейтральный механизм , призванный решать экономические проблемы распределения ограниченных ресурсов. И, как уже было показано, с этой своей задачей рынок справляется вполне эффективно. Но нельзя требовать от экономического механизма решения ещё и социальных проблем. Эту функцию должно взять на себя государство и проводить активную социальную политику.

В целом же наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путём вмешательства государства в экономическую жизнь. Основные функции государства состоят в проведении макроэкономической политики (антициклической, антиинфляционной, политики полной занятости) и антимонопольной политики, в предоставлении общественных благ и регулировании внешних эффектов, а также решение социальных проблем.

2. Трансакционные издержки

2.1. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур . Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения . Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.

Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой или нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.

К ним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии).

Каков же в таком случае будет результат от использования других (нерыночных) форм экономической организации (контрактной системы и внутрифирменной иерархии)? Без ответа на этот вопрос мы не сможем утверждать, что трансакционные издержки (внешние и внутренние) носят объективный характер. Напомним, что при сопоставлении необходимо, чтобы результат превышал затраты. Только тогда мы делаем выбор в пользу данного типа экономической организации.

В таблице 1 (см.приложение 3) сведены воедино все возможные типы экономических организаций, из которых делает выбор предприниматель, с выделением в каждом затрат и результата, соотнесение которых и лежит в основе выбора (менеджерского решения).

Из таблицы видно, что, с одной стороны, растут издержки (на стороне затрат), а с другой - растут гарантии защиты трансакции (на стороне результата). Предприниматель делает конкретный выбор, соотнося затраты и результаты. Альтернатива, которой он отдает предпочтение, обеспечивает ему значительное (по сравнению с другими) превышение результата над затратами. Можно считать это правилом выбора защиты трансакции.

Трансакционные издержки равны нулю, это значит:

· Все всё знают и новое узнают мгновенно и однозначно. Все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны.

· У всех со всеми всегда согласованы ожидания и интересы. При изменении условий согласование происходит мгновенно. Любое оппортунистическое поведение исключено.

Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства.

Р.Коуз приводит следующий пример . По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть y спешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: “либо скотовод уплатит фермеру за не обработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за не обработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства”.

Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако “конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек”. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат, может быть, и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.

3.1. Теоретическое значение теоремы Коуза

Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов :

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.

Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности . Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние . Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффектов.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его “провалах”. По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.

Заключение

Подведем итоги. Работа рынка как система добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, кроме всего прочего, порождает трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купле-продаже товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из её участников. В этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.

Теоретически себе можно представить и решение проблемы производства общественных благ (например, национальной обороны) на базе рыночных соглашений о добровольном обмене. Но в этом случае трансакционные издержки возрастут до таких огромных размеров, что ни один из участников этого обмена не согласиться их нести. И одна из основных причин резкого возрастания трансакционных издержек – проблема «безбилетников» («зайцев»). В этом случае принуждение, к которому прибегает государство, вмешиваясь в экономику, способствует минимизации трансакционных издержек.

При исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой реальной хозяйственной системе, так же как в любой системе существуют неопределенность и оппортунистическое поведение экономических агентов. Трансакционные издержки неинвариантные по отношению к эффективности окончательного размещения ресурсов, если круг участников обмена не совпадает с кругом затронутых обменом экономических агентов, чьи экономические интересы должны быть учтены. Данное обстоятельство требует особо тщательной интерпретации результатов оценки величины трансакционных издержек.

При оценке эффективности того или иного институционального нововведения, так же как и формируемой институциональной структуры, следует использовать критерий минимизации издержек производства, а не трансакционных издержек, что, в свою очередь, предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности институтов и организаций, но и от технологии.

Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.

Список использованной литературы:

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000

2. Курс экономической теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство “Вятка”, 1994

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика – М.: «Дело», 2001

5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, т.1, - С-Пб.: Эк. Шк., 1994

6. Селищев А.С. Микроэкономика. Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество. Учебник для вузов. - Издательство «Питер», 2002

7. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики - 1997.- № 7

8. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. – 1998. -№11.

9. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. - 1996.-№ 12.

Затраты . Равны 0, рыночные трансакции бесплатны.

Приложение 4

Таблица 2

Классификация трансакционных издержек.


Курс экономической теории. Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров Изд.: «Вятка» 1994г, стр.141.

Курс экономической теории. Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров Изд.: «Вятка» 1994г, стр.142.

Курс экономической теории. Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров Изд.: «Вятка» 1994г, стр.143.

Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. – 1998. -№11, стр. 67.

Курс экономической теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство “Вятка”, 1994, стр. 147. (Коуз Р. Указ. соч. с. 17)

Курс экономической теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство “Вятка”, 1994, стр. 147.

Разделение труда и отраслевая специализация . Ограниченность, редкость свойственна всем видам ресурсов, таким как труд, земля, капитал , и производным от них многим видам специальностей, полезным ископаемым, материальным и нематериальным капитальным активам. Например, применительно к ресурсам труда это выражается в ограниченности производительных возможностей работника: человек в одно и то же время может работать лишь на данном рабочем месте и в той отрасли, которая соответствует его квалификации. Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны для удовлетворения всех существующих потребностей, ведь потребности любого человека исчисляются миллионами наименований благ и услуг, выпускаемых многими другими работниками в самых разных отраслях экономики . Возникает дилемма: ресурсы и производственные возможности ограничены, а потребности разнообразны и безграничны. Можно ли решить эту дилемму?

Да, можно, и она давно решена в ходе эволюции экономической деятельности людей. Произошло это вследствие разделения и специализации не только труда, но и других производительных ресурсов по отраслям экономики: добывающей и перерабатывающей, машиностроения и химической промышленности, растениеводства и животноводства, строительства и транспорта, связи и торговли, бытовых услуг и здравоохранения, образования и науки, культуры и искусства, охраны общественного порядка и управления . Разделение труда и отраслевая специализация позволяют расширить границы производственных возможностей, в известной мере преодолеть ограниченность ресурсов прежде всего за счет роста производительности труда, эффективности использования техники, сырья, земли, денежного капитала. Кроме того, в соответствии с разделением труда и отраслевой специализацией создаются отраслевые рынки разнообразных продуктов, услуг и видов общественной деятельности. Наличие таких рынков и их бесперебойная работа означают, что экономика находится на «кривой» своих производственных возможностей, где использование ограниченных ресурсов организовано настолько рационально, что для удовлетворения потребностей общества выпуск любого продукта может быть увеличен без снижения выпуска других необходимых продуктов.

Вследствие разделения труда и отраслевой специализации на производстве отдельных продуктов и выполнении услуг возникает необходимость в обмене производимых благ и услуг. В этом смысле отношения обмена продуктами отраслевых рынков выступают еще одним важным звеном в процессе создания целостной рыночной системы. Их объективной основой выступает естественная, природная склонность человека обмениваться продуктами своего труда для получения недостающих и необходимых для потребления благ. Обменивая одни блага на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности.

Рынок и обмен — это две стороны единого явления, и рыночная система не является результатом чьей-либо мудрости. Она возникла из эволюции процессов обмена продуктами труда людей, разделенных по специализированным отраслям. Это доказал более 200 лет назад А. Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В процессе рыночного обмена, отмечал Смит, самые несхожие между собой виды труда и их продукты составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена, людям приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных потребностей.

Функции денег в процессе обмена . Процесс обмена приобретает взаимовыгодный характер, поскольку осуществляется на эквивалентных началах с помощью денег . Функции денег в обмене систематизировал К. Маркс в работе «Капитал» (1872):

  1. деньги являются мерой стоимости обмениваемых благ, т.е. мерой количества труда, воплощенного в обмениваемых товарах;
  2. деньги выступают средством обращения и обслуживания процессов массового обращения любых потоков потребительских и производственных товаров;
  3. деньги выступают средством платежа, в том числе за пределами непосредственного кругооборота товарных потоков, когда эти потоки разделены в пространстве и времени или когда платеж связан с погашением задолженности или, напротив, авансированием оборота;
  4. деньги выполняют функцию накопления и сбережения богатства. При этом только деньги в форме монет из драгоценных металлов и только будучи изъятыми из сферы обращения и обмена превращаются в сокровище;
  5. но мере выхода процессов обмена благами за пределы национальной экономики деньги могут выполнять функцию мировых (валютных) денег.

В этой функции они обслуживают внешнюю торговлю, различные формы экономического сотрудничества, кредитные отношения, становятся соизмеримыми с валютами других стран.

Деньги оказались непременным спутником развития рыночных отношений обмена независимо от того, на каких стадиях, в каких формах и в каких масштабах он осуществлялся. Как писал Дж. С. Милль в «Основах политической экономии» (1896), все народы в очень раннем периоде своего существования избрали деньги в качестве инструмента для обмена продуктами своего труда. Когда мысль о чеканке монет явилась сама собой, писал Милль, лишь тогда правительства стран нашли выгодным взять эту операцию в свои руки и запретить всякую чеканку частным лицам.

Принцип рыночных взаимосвязей . В процессе товарно-денежного обмена любой субъект рынка скорее достигнет своей цели, если обратится к другим субъектам и сумеет убедить, что в их собственных интересах сделать для него то, что он хотел бы получить от них. Принцип и смысл подобного рыночного взаимодействия выглядит примерно так: «Дай мне го, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе». Желаемый результат здесь достигается вовсе не потому, что люди благожелательно относятся друг к другу, а потому, что каждый соблюдает свои индивидуальные интересы. В рыночной системе принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах. Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится зависеть от благоволения сограждан, поскольку через товарообмен на паритетных началах взаимной выгоды каждый получает столько продуктов, сколько сам предложит для обмена. Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не осознают, что вообще способны содействовать ей. Участники обмена имеют в виду лишь свой собственный экономический интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

Рыночные механизмы

Частная собственность — основа рыночной экономики . Формирование рыночных механизмов связано: а) с частной собственностью на ресурсы, позволяющей получать доходы от предпринимательства; б) со свободой экономического выбора сферы приложения труда и предпринимательства; в) с рыночной конкуренцией и свободным ценообразованием на производимые блага и услуги в частном секторе экономики. Таким образом, только частная собственность , будучи основой предпринимательства, способна обеспечить более эффективное приращение общественного богатства, чем любая другая собственность. Почему именно она? Ответ на этот вопрос известен: владелец частной собственности лично заинтересован в доходах и по этой причине постоянно изыскивает способы роста ее эффективности .

Несовершенства, «провалы» рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства . К ним относятся:

  • законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;
  • использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи .

Вмешательство государства необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах. Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан , в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

Мера вмешательства государства в экономику и трансакционные издержки . Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы определить меру сочетания рыночных механизмов и государственного вмешательства в экономику? Ответ на этот вопрос имеет длительную историю . Так, почти три века назад российский автор И. Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» (1724) обосновал необходимость совершенствования отечественной экономики (см. ). Его идеи во многом предвосхитили содержание реформ Петра I. Научный труд Посошкова на пол века опередил аналогичную работу Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которая также посвящена идее поиска более совершенной и богатой экономической системы в период первоначального накопления английского капитала (см. Социально-экономические предпосылки, возникновение и генезис меркантилизма). Поиск эффективной системы экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой, но и с развитой, вполне преуспевающей в данный момент экономической системой. Ряд выдающихся современных исследований, посвященных эффективности экономической системы, замыкает идея трансакционных издержек Нобелевского лауреата 2001 г. Роналда Коуза. Трансакционные издержки — это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм. Они не всегда видны стороннему наблюдателю, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры трансакционных издержек нередко способны превысить экономический эффект предпринимательства. Государственное вмешательство в экономику, функции регулирования также сопряжены с высокими трансакционными издержками, хотя ранее считалось, что оно обходится обществу почти «даром». Координация экономики из единого центра является исключительно дорогостоящим процессом, и цена этой координации возрастает по мере роста масштабов экономики как объекта координации. В ряде случаев, по мнению Коуза, цена государственного регулирования экономики настолько высока, что оказывается нецелесообразной сама идея, решать экономические задачи из единого центра.

Ом считает, что в будущих экономических системах право на существование могут получить лишь такие организационные формы, которые по уровню трансакционных издержек окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения одного и того же результата. Сопоставление результатов с затратами может дать представление об эффективности экономической системы любого масштаба. Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы искать способы их сокращения.

Экономические функции государства , в том числе при анализе конкурентного рыночного ценообразования по законам спроса и предложения, будут рассмотрены ниже.

В прошлом веке в области институциональной экономики появились идеи, давшие начало новому научному направлению. Это направление получила теория трансакционных издержек. Базовое для институциональной экономики понятие экономической трансакции сформировалось гораздо раньше созвучного понятия транзакции из теории баз данных.

Трансакция — это сделка, совместное экономическое действие, проведенное по соглашению сторон. Транс- акции бывают простыми, например покупка на рынке пучка редиски, и сложными - такими, как внедрение ERP-системы с помощью внешних консультантов. Сложные и ответственные соглашения всегда оформляются контрактами.

Отличительной особенностью трансакции является то, что она определяет не последовательность действий сторон (это определяют технология, регламенты, алгоритмы, процедуры), а движение прав и обязанностей этих сторон. Например, условия и характер возникновения обязательств и перехода прав собственности.

Трансакции пронизывают все стороны деятельности. Они реализуются как на рынке между юридическими или физическими лицами, их называют «рыночные трансакции», так и внутри фирм между сотрудниками, их называют «внутрифирменные трансакции». Рыночные и внутрифирменные трансакции тесно связаны друг с другом. Примером такой связи может служить закупка оборудования. Поставка в рамках рыночной трансакции оборудования на склад порождает цепочку внутрифирменных трансакций, первой из которых является прием кладовщиком оборудования на материальную ответственность. Дальнейшие внутрифирменные трансакции - контроль качества, учет, проверка счетов и накладных, выверка задолженностей - приводят к решению об оплате оборудования. Платеж замыкает рыночную трансакцию и окончательный переход прав собственности. Фирма может перевести некоторые из своих внутрифирменных трансакций в рыночные, например, выделив ИТ-подразделение на аутсорсинг. Возможны и обратные действия, приводящие к глубокой интеграции или поглощению предприятий.

Рыночные и внутрифирменные трансакции образуют единые сквозные цепочки. Хотя они очень похожи, но имеют и существенные отличия. Рыночные трансакции регулируются институтами: социальными традициями и юридическим правом. Исходной точкой для каждого участника рыночной трансакции являются их права собственности. Внутрифирменные трансакции регулируются нормами корпоративной культуры и принятыми внутренними корпоративными стандартами. Исходной точкой для каждого участника внутрифирменной трансакции являются их обязанности. Эти обязанности они приняли на себя в обмен на вознаграждение, когда устраивались на работу. В рыночных транс- акциях доминирует рыночный механизм, где договариваются равные стороны. Во внутрифирменных - административный механизм, где сотрудники образуют иерархию.

За последние 20 лет модель рыночных трансакций глубоко проникла в корпоративное управление и дала, например, такие формы организации, как дивизиональная структура, внутрикорпоративный сервис или внутреннее предпринимательство. Были периоды, когда иерархия доминировала и на основе административного механизма выстраивались не только компании, но и целые государства.

Реализациялюбой трансакции требует издержек. Должны быть оплачены материалы, товары, работы и любые другие активы, участвующие в трансакции. В середине XX века экономистами было осознано, что реализация трансакций помимо перечисленных еще требует дополнительных специфических издержек. К ним в рыночных трансакциях можно отнести, например, издержки переговоров, поиска товара или партнера, оценки и экспертизы, страхования, поддержки лояльности, судебные разбирательства. Этот тип издержек получил название «трансакционные издержки».

Трансакционные издержки присутствуют и во внутрифирменных трансакциях. Выполнение любой штатной стандартной работы, описанной в технологии, зафиксированной в инструкциях и регламентах, предполагает, что исполнитель располагает всей необходимой информацией, понимает других сотрудников, прямо или косвенно не наносит им ущерба, обладает соответствующими квалификацией и полномочиями. В реальной жизни эти условия выполняются лишь частично, что порождает неопределенность в отношениях между сотрудниками. Они вынуждены искать информацию, договариваться, искать решения, переделывать работу, уходить от ответственности или брать ее на себя или, наконец, просто останавливаться и ждать указаний. Все это трансакционные издержки, причем иногда весьма немалые.

Теория трансакционных издержек говорит, и практика реального менеджмента это подтверждает, что трансакционные издержки могут существенно менять как характер внутрифирменной штатной деятельности, так и конфигурацию подписанных рыночных соглашений. Изменение трансакционных издержек может приводить к организационным перестройкам и даже перераспределению прав собственности. Если я быстрее других решаю проблемы, то их будут решать со мной и реальные полномочия перераспределятся де-факто. Если мои трансакционные издержки меньше, чем у конкурента, то клиенту проще работать со мной и он уйдет ко мне.

Среди факторов снижения трансакционных издержек следует особо выделить стандартизацию, образование и повышение квалификации и, конечно, информационные технологии. Не случайно рост трансакционных издержек крупных западных компаний коррелирует с ростом их расходов на информационные технологии, а конкурентные преимущества все больше связываются эффективным использованием этих технологий.

Рыночные и внутрифирменные трансакции образуют единые сквозные цепочки. Хотя они очень похожи, но имеют и существенные отличия. Рыночные трансакции регулируются институтами: социальными традициями и юридическим правом. Исходной точкой для каждого участника рыночной трансакции являются их права собственности. Внутрифирменные трансакции регулируются нормами корпоративной культуры и принятыми внутренними корпоративными стандартами. Отправной точкой для каждого участника внутрифирменной трансакции являются их обязанности. Эти обязанности они приняли на себя в обмен на вознаграждение, когда устраивались на работу. В рыночных трансакциях доминирует рыночный механизм, где договариваются равные стороны. Во внутрифирменных - административный механизм, где сотрудники образуют иерархию.

Порой рынок не только не устраняет, но, напротив, способен усугублять нежелательные тенденции или так называемые "провалы" в экономике. "Провалы" рынка - это сферы, где невозможна социальная защита населения, неуместны конкуренция и свободное ценообразование. Чаще всего это сферы социального или муниципального потребления, сферы естественных монополий, обслуживания инфраструктурных комплексов энергосетей или водоснабжения. Рыночные отношения не уместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. К провалам рынка относят также сферу поддержания равновесия национальной экономики, регулирование взлетов и падений промышленных циклов, занятости и инфляции. Несовершенства, "провалы" рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:

  • законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;
  • использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

Государственное регулирование необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах. Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

Государственное регулирование экономики и трансакционные издержки

Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы определить меру сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования? Ответ на этот вопрос имеет длительную историю. Так, почти три века назад российский автор И. Т. Посошков в своей "Книге о скудости и богатстве" (1724) обосновал необходимость совершенствования отечественной экономики (см. 23.1). Его идеи во многом предвосхитили содержание реформ Петра I. Научный труд Посошкова на полвека опередил аналогичную работу Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776), которая также посвящена идее поиска более совершенной и богатой экономической системы в период первоначального накопления английского капитала (см. 23.1).

Поиск эффективной системы экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой, но и с раз витой, вполне преуспевающей в данный момент экономической системой. Ряд выдающихся современных исследований, посвященных эффективности экономической системы, замыкает идея трансакционных издержек Нобелевского лауреата 2001 г. Роналда Коуза. Трансакционные издержки - это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм. Регулировать или не регулировать рыночную систему? Ответ на этот дискуссионный вопрос остается открытым. Однако в современной действительности большинство стран применяют различные функции и инструменты регулирования, вследствие которых экономика приобретает форму смешанной рыночной системы. (См. схему 4.1.)

Координация экономики из единого центра является исключительно дорогостоящим процессом, и цена этой координации возрастает по мере роста масштабов экономики как объекта регулирования. В ряде случаев, по мнению Коуза, цена государственного регулирования экономики настолько высока, что оказывается нецелесообразной сама идея решения экономических задач из единого центра. Сопоставление результатов с затратами может дать представление об эффективности экономической системы любого масштаба.

Рис. 4.1.

Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы искать способы их сокращения, обеспечивая эффективность современной смешанной экономики, и эффективность ее рынков.

Экономические функции государства, в том числе при анализе конкурентного рыночного ценообразования по законам спроса и предложения, будут рассмотрены ниже.


Олег Левяков

В прошлом экономическая теория страдала оттого, что не могла отчетливо сформулировать свои предпосылки. Развивая теорию, экономисты часто уклонялись от исследования основ, на которых она воздвигалась. Но такое исследование существенно не только для предотвращения ложных толкований и ненужных споров, возникающих при недостаточном знании исходных уста¬новок теории, но также в силу крайней значимости для экономической теории разумного суждения при выборе между соперничающими наборами теоретических предпосылок.
Едва ли не центральным разделом микроэкономической теории является теория фирмы, которая обогатила экономическую науку концепцией трансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследования экономических процессов в настоящее время представляется весьма плодотворным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.

Теория трансакционных издержек

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона. Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек. Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

Понятие и виды трансакций

Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом. Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами. Коммонс различал три основных вида трансакций:

  1. Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
  2. Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.
  3. Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.
Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.
Трансакции бывают простыми, например, покупка на рынке пучка редиски, и сложными, например, внедрение ERP системы с помощью внешних консультантов. Сложные и ответственные соглашения всегда оформляются контрактами. Любая Трансакция состоит из двух частей:
  1. Подготовка соглашения. На этой фазе покупатель должен найти продавца, собрать информацию о ценах (прицениться), оценить качество, выбрать продавца и придти с ним к соглашению. Продавец должен купить место на рынке, пройти контроль качества своего товара, непрерывно собирать информацию о ценах.
  2. Реализация соглашения. На этой фазе покупатель оплачивает товар, получает в свое распоряжение, оценивает еще раз качество.
Каждая Трансакция обязательно определяет 4 группы параметров:
  • Участников сделки,
  • Ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты,
  • Права участников на ресурсы и результаты,
  • Обязанности сторон.
  • Трансакционные издержки и их виды.

    Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
    Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

    1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
    2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
    3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки,
    4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
    5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.
      Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.
      Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
    6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.

    Рональд Коуз

    Девяностые годы 20 века принесли успех экономистам на пути исследования рынка, собственности, фирмы, корпорации. Образовался своеобразный синтез неоклассики и институционализма, «чистой» теории и прикладных разработок, макро- и микроэкономического анализа. Быстрое внедрение в практику теоретических результатов заставляет повторить слова одного из выдающихся физиков: «Нет ничего практичнее хо-рошей теории». Мир экономистов заговорил о новой парадигме в науке, способной определить как будущее самой экономики, так и ее применение в самых раз¬личных областях хозяйства. Одним из возмутителей спокойствия стал американец Рональд Коуз (Нобелевский лауреат 1991 г.).
    Рональд Коуз свою награду «за пионерные работы по про¬блемам трансакционных издержек и прав собствен¬ности» получил в весьма преклонном возрасте - 80- летний профессор Чикагского университета уже более 10 лет как вышел в отставку. Родился он в 1910 г. в Великобритании, закончил Лондонскую шко¬лу экономики. Переехав в США, работал в Вирджинском и Чикагском университетах.
    Труды Коуза служат блестящим опровержением тому, казалось бы сейчас, неопровержимому мнению, что успеха в экономических исследованиях можно добиться только применяя математические методы, конструируя много-факторные модели. В трудах Коуза нет формализованных моде¬лей, математических выкладок или хотя бы графиков и диаграмм. Однако они (всего три статьи, опубликованные в 1937, 1946 и 1960 гг.) произвели переворот в видении экономической действительности, послужили источником парадигмальных изменений в современ¬ном экономическом анализе, породили целый ряд бурно развивающихся научных концепций.
    Далеко не сразу идеи Коуза были поняты и приняты. Опубликованная в 1937 г. статья «Природа фирмы» не произвела в свое время никакого впечатления. Внимание ученых в то время было приковано к макроэкономической теории Кейнса, к трудам, анализирующим «провалы рынка» и обосновывающим неизбежность государственного регулирования рыночной системы. Коуз же в этой и последующих публикациях подходил к проблемам рынка, фирмы, государства совсем с иной стороны. В конце концов его идеи начали вызывать серьезные возражения многих американских экономистов, особенно профессоров Чикагского университета, буквально обескураженных парадоксальностью подходов и выводов далеко не самого именитого из ученых.
    Казалось, общепринятые и известные даже ученикам колледжей положения о «провалах рынка», о неизбежности государственного регулирования монополий, финансирования образования и решения экологических проблем, были поставлены с ног на голову. Коуз, как он пишет, «был принужден к более полному изложению своих соображений», опубликовав статью «Проблема социальных издержек». С этого времени теории «прав собственности» и «трансакционных издержек», разработанные ученым начинают завоевывать признание, и что особенно важно, их применение на практике оказывается эффективно.

    Теорема Коуза

    Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конеч¬ный результат (максимализирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности. Трансакционные издержки равны нулю, это значит:
    Все знают, и новое узнают мгновенно и однозначно. Все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны. У всех со всеми всегда согласованы ожидания и интересы. При изменении условий согласование происходит мгновенно. Любое оппортунистическое поведение исключено.
    Каждому товару или ресурсу соответствуют множество взаимозаменяемых. В этих условиях «первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое из прав окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного права» Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства. Однако при учете трансакционных издержек желаемый резуль¬тат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия пот¬ребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.
    Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются тран¬сакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной. Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действитель¬ности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассичес¬кая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала. Огромный вклад в трансакционную теорию внесли: О.Уильямсон, А.Алчиани, Г.Демсец, С.Гросман и другие.

    Заключение

    Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это - формирование сложной сети контрактов, долговременный характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек. Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования - финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода была подтверждена при изучении гибридных организационных форм, промежуточных между рынком и фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру представлений в области антимонопольного регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формы деловой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а стремлением к экономии трансакционных издержек. Теория трансакционных издержек получила распространение и в нашей стране. Современными представителями которой являются Малахов С., Кокорев В., Барсукова С.Ю., Шастико А.Е., Капелюшников Р.И. и др. Так, например, Малахов рассматривает роль трансакционных издержек в российской экономике. Кокорев анализирует их динамику. Барсукова выделяет трансакционные издержки на предприятиях малого бизнеса. Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.