Дмитриевский собор во владимире. Архив и рукописное собрание Д

Биография

Признание

За свои капитальные труды и издания литургических текстов Дмитриевский был избран почетным членом всех четырёх Духовных Академий. В 1903 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 году - членом Славянской комиссии Академии наук.

Произведения

Архив А. А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253, другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214.

  • «Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть I. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств» (Казань, 1884, магистерская диссертация);
  • «Путешествие по Востоку и его научные результаты» (Киев, 1890);
  • «Современное богослужение на православном Востоке» вып. 1, (Киев, 1891);
  • «Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам» (Казань, 1893);
  • «Патмосские очерки. Из поездки на остров Патмос летом 1891 г.» (Киев, 1894);
  • «Евхологион IV века Сарапиона , епископа тмуитского » (Киев, 1894);
  • «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (т. I, Киев, 1895; т. II, ib., 1901);
  • «Православное русское паломничество на Запад (в Бар-град и Рим) и его насущные нужды» (Киев, 1897);
  • «Архиепископ елассонский Арсений и мемуары его из русской истории» (Киев, 1899);
  • «Книга Требник и ее значение в жизни православного христианина» (Киев, 1902).
  • «Граф Н. П. Игнатьев , как церковно-политический деятель на православном Востоке», Спб. 1909.
  • «Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах» (?, 1917);

Примечания

Ссылки

  • Дмитриевский Алексей Афанасьевич Статья в Православной энциклопедии
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Профиль А. А. Дмитриевского на официальном сайте РАН

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 23 марта
  • Родившиеся в 1856 году
  • Родившиеся в Астраханской губернии
  • Умершие 10 августа
  • Умершие в 1929 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Историки церкви
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук
  • Члены-корреспонденты АН СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дмитриевский, Алексей Афанасьевич" в других словарях:

    - (1856 1929), российский ученый, профессор церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии. Труды по истории православного богослужения … Энциклопедический словарь

    - (1856 1929) российский ученый, профессор церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии. Труды по истории православного богослужения … Большой Энциклопедический словарь

    Дмитриевский, Алексей Афанасьевич писатель; был профессором церковной археологии и литургии в Киевской духовной академии. Труды: Богослужение в русской церкви в XVI веке (Казань, 1884, магистерская диссертация); Путешествие по Востоку и его… … Биографический словарь

    Писатель, воспитанник Казанской духовной академии, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии. Главные его труды: "Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть I. Службы круга седьмичного и годичного и … Большая биографическая энциклопедия

    ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич - Алексей Афанасьевич (11.03.1856, ст ца Дурновская Астраханского у. и губ. 8.08.1929, Ленинград), крупнейший рус. литургист, византинист, церковно политический деятель. А. А. Дмитриевский. Фотография. Нач. ХХ в. А. А. Дмитриевский. Фотография. Нач … Православная энциклопедия

    ДМИТРИЕВСКИЙ, Алексей Афанасьевич - (1856 1929) Историк церкви, специалист по литургии, археолог, византинист, исследователь культуры христ. Востока. Род. в Астраханской губ., в семье псаломщика. Ок. КДА со степ. канд. богословия (1878 82). Затем преп. Самарской ДА. В 1884 1907… … Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

    Писатель, воспитанник Казанской дух. академии, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской дух. академии. Главные его труды: Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть I. Службы круга седьмичного и годичного и… …

    Дмитриевский: Фамилия Дмитриевский, Алексей Афанасьевич (1856 1929) учёный византист. Дмитриевский, Владимир Михайлович российский оператор, сценарист, режиссёр. Дмитриевский, Иван Афанасьевич (1736 1821) актёр, театральный… … Википедия

    - (Алексей Афанасьевич) писатель, воспитанник Казанской духовной академии, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии. Главные его труды: Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть I. Службы круга… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Родился в Астраханской губернии. Окончив Астраханскую Духовную семинарию, он в 1878 году поступил в Казанскую Духовную Академию. По окончании академического курса со степенью кандидата богословия в 1882 году получил назначение преподавателем гомилетики и литургики в Самарскую Духовную семинарию, однако по ходатайству ректора Академии, протоиерея Александра Владимирского, был оставлен в Академии и приступил к чтению лекций по истории Богослужения на кафедре литургики, которую в то время занимал профессор Н.Ф. Красносельцев.

В 1883 году А. А. получил степень магистра за сочинение «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств». В своем отзыве профессор Н.Ф. Красносельцев признал диссертацию «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного Богослужения, в частности». Для своей диссертации молодой ученый использовал 200 славяно-русских, 30 южнославянских и 70 греческих рукописей, предварительно изучив греческую палеографию. В приложении Дмитриевский издал десять чинов по греческим рукописям.

После двухлетнего преподавания А. А. получил кафедру литургики и церковной археологии в Киевской Духовной Академии, с которой связана вся его последующая профессорская деятельность вплоть до 1907 года. В 1884 году Алексей Афанасьевич начинает чтение лекций по церковной археологии и литургике, которые, по новому вступившему в действие с осени 1884 года Уставу, стали обязательными предметами для всех студентов. Летом 1886 года А.А. Дмитриевский отправился на Восток и несколько месяцев провел на Афоне с целью изучения богослужебных рукописей. На Афоне он описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей. В 1888 году Дмитриевский работал в библиотеке Синайского монастыря, где, помимо работы с рукописями, описал более 500 икон. «Синайская библиотека, — писал он, — дала такое количество богослужебных рукописей, какого я не встречал в других восточных библиотеках». В 1889, 1891 и 1893 году он вновь посетил Иерусалим, работал на Афоне, занимался в Константинополе и Афинах и путешествовал по Италии. В 1898 году еще раз побывал в главнейших книгохранилищах Востока, а также в шестой раз посетил Святую Гору Афон.

В 1895 году вышел в свет главный труд А.А. Дмитриевского «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», представленный им в качестве докторской диссертации. Рецензенты признали большую научную ценность этого издания. В 1896 году Дмитриевский был удостоен степени доктора церковной истории. Алексей Афанасьевич находил время выступать с публичными докладами и лекциями, в которых виден огромный научный багаж. К этой серии его трудов следует отнести «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие», «Служебник — книга таинственная (по поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)».

Необычайно плодотворной была деятельность А. А. Дмитриевского в Киевской Духовной Академии, где он создал целую литургическую школу. В журнале «Труды Киевской Духовной Академии» за 1886—1907 годы напечатано 44 отзыва профессора Дмитриевского о сочинениях, представленных ему студентами. Н.Д. Успенский, ученик Дмитриевского, писал: «Это был не только выдающийся ученый, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке».

В 1906 году А.А. Дмитриевский уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии. Находясь в Петербурге, Алексей Афанасьевич принимал деятельное участие в Православном Палестинском Обществе, исполняя обязанности секретаря, а после выхода в отставку он всецело занялся делами Общества. По поручению Св. Синода А.А. Дмитриевский также участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1914 году он был приглашен сверхштатным членом Училищного Совета, ему поручили рассмотреть работу директора Московского Синодального училища А.Д. Кастальского «Образцы распевного чтения молитв, тропарей и проч.»

В 1918 году Палестинское Общество прекратило свою работу, и наступившие в Петрограде голод и разруха заставили Алексея Афанасьевича переехать в Астрахань, где он получил кафедру греческого языка в недавно открытом университете, а в 1919 году был избран на должность проректора. В 1922 году университет закрыли, и Алексей Афанасьевич вернулся в Петербург, где его пригласили к участию в работах Русско-византийской комиссии при Академии наук.

Осенью 1923 года Дмитриевский был приглашен читать лекции по литургике на Богословских курсах в Петрограде. В середине 1925 года это среднее учебное богословское заведение было реорганизовано в Высшие Богословские курсы, которые в августе 1928 года прекратили свое существование. За свои капитальные труды и издания литургических текстов Дмитриевский был избран почетным членом всех четырех Духовных Академий. В 1903 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 году — действительным членом Академии наук и членом Славянской комиссии Академии наук.

Архив А.А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253, другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214. Алексей Афанасьевич Дмитриевский скончался 10 августа 1929 года. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры.

Дмитревский Г. А.

Георгий Александрович (9(22) III 1900, Москва - 2 XII 1953, Ленинград) - сов. хор. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1929 окончил Московскую консерваторию по классу хор. дирижирования А. В. Александрова, занимался в аспирантуре у H. M. Данилина (1929-31). Теоретич. предметы изучал у Б. Л. Яворского и M. M. Ипполитова-Иванова. С 1918 начал педагогич. работу в качестве руководителя муз. студии при заводском клубе. С 1920 преподавал в Музыкальном техникуме им. Красной Пресни, в 1930-44 - в Моск. консерватории (с 1939 профессор, в 1936-40 декан, в 1941-43 зав. кафедрой хорового дирижирования, в 1942-44 зам. директора). С 1945 профессор и зав. кафедрой хор. дирижирования Ленингр. консерватории, худ. рук. и педагог хор. уч-ща при Ленингр. капелле. Среди учеников Д. - К. Б. Птица, В. Г. Соколов и др. Как дирижёр Д. возглавлял крупнейшие хор. коллективы: капеллу Моск. филармонии (1935-36), хор Укр. радиокомитета (1941-42), Ленинградскую академическую капеллу им. М. И. Глинки (1943-53). Под рук. Д. капелла исполнила впервые ряд крупных произв. сов. композиторов. Автор трудов: "Хороведение и управление хором" (М.-Л., 1948, М., 1957) и "Хрестоматия по хоровому дирижированию" (М., 1953), обр. и переложений разл. произв. для хора б cappella.
Литература : Памяти Г. Дмитревского, "СМ", 1954, No 2, с. 159; Дмитревская К. Н., Г. А. Дмитревский. Очерк жизни и творчества (1900-1953), Л., 1959; Локшин Д. Л., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 114-20.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Дмитревский Г. А." в других словарях:

    Дмитревский русская фамилия. Известные носители: Дмитревский, Владимир Александрович (настоящая фамилия Демерт) (1820−1871) русский драматический актёр Малого театра. Дмитревский, Владимир Иванович (1908 1978) русский писатель,… … Википедия

    Иван Афанасьевич (1736 1821), актер, театральный деятель, педагог, литератор. В 1749 51 в ярославской труппе Ф.Г. Волкова (был с ней в Санкт Петербурге), с 1756 в труппе первого русского постоянного профессионального публичного театра.… … Современная энциклопедия

    Иван Афанасьевич (1734 1821), актёр, режиссёр, педагог, действительный член Российской академии (1802). В 1749 51 в Ярославской труппе Ф. Г. Волкова, с 1756 в труппе первого русского постоянного публичного театра (Санкт Петербург). Один из… … Русская история

    Иван Афанасьевич , русский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. Действительный член Российской академии (1802). Друг Ф. Г. Волкова и его сподвижник по созданию театра в… … Большая советская энциклопедия

    ДМИТРЕВСКИЙ - [Дмитриевский] Иван Иванович (1754, г. Михайлов Переяславль Рязанской пров. 5.04.1823, Рязань), переводчик, литургист. Сын прот. И. Т. Дмитриевского. В 1764 1766 гг. обучался в Рязанской ДС, затем в Славяно греко латинской академии, где… … Православная энциклопедия

    Сотр. "Черниг. епарх. вед." 1860 1870 гг. {Венгеров} Дмитревский, Ф. см. Кушенов Дмитровский. {Венгеров} …

    Педагог, сотр. "Филол. запис." 1880 гг. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Состав. руководства для игры на гитаре (СПб., 1829). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Переводч. при Синоде, р. 1754 в Рязанск. губ., в семье протоиерея, † 1809. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Юрист, авт. "Нотариального руководства" (1882). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • , Дмитревский В.. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1884 года (издательство`Казань. Типография Императорского университета`). В…
  • Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р. Хр. Дмитревский В. 1884. pdf , Дмитревский В.. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1884 года (издательство "Казань. Типография Императорского университета")…

Дмитриевский собор во Владимире (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли - один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

История

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне - Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.

Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.

Что посмотреть

Дмитриевский собор - это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой - настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса - земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной - портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная - о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри - действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая - «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт .

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца - выходные.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 (23) марта 1856 - 10 августа 1929) - русский византинист, историк Церкви; профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Биография

Родился 11 марта 1856 года в Астраханской губернии; окончил Астраханскую духовную семинарию, затем в 1878 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1882 году назначен преподавателем гомилетики и литургики в Самарскую духовную семинарию, однако по ходатайству ректора академии протоиерея Александра Владимирского был оставлен на кафедре литургики у профессора Н. Ф. Красносельцева.

В декабре 1883 года получил степень магистра за диссертацию «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», которую Красносельцев оценивал как «весьма солидный вклад в науку археологии вообще и археологии православного Богослужения, в частности».

13 марта 1884 года получил кафедру литургики и церковной археологии в Киевской духовной академии, где преподавал до 1907 года. С 1884 года читал лекции по церковной археологии и литургике.

Летом 1886 года отправился на Восток и несколько месяцев занимался изучением богослужебных рукописей на Афоне (всего описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей). В 1888 году работал в библиотеке Синайского монастыря с рукописями и иконами (всего описал более 500 икон). В 1889, 1891, 1893 и 1898 годах он вновь посетил Иерусалим, Афон, а также Константинополь, Афины, Италию.

В 1895 году вышла в свет докторская диссертация «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы». В 1896 году был удостоен степени доктора церковной истории.

В Киевской духовной академии создал литургическую школу. В журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1886-1907 годы опубликовал 44 отзыва о сочинениях студентов. Один из его учеников, Н. Д. Успенский, писал:

«Это был не только выдающийся учёный, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке».

В 1906 году уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии; по поручению Святейшего Синода, участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг; принял деятельное участие в занятиях Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). В 1907 году был избран секретарём последнего - по выбору председателя ИППО великой княгини Елисаветы Феодоровны и по рекомендации вице-председателя ИППО Николая Аничкова. В ноябре 1907 года, получив звание заслуженного профессора и пенсию, оставил преподавание в КДА.

В 1918 году, не принявший уклона в деятельности Палестинского Общества в научный аспект, прекратил в нем свою работу, но продолжая поддерживать контакты с его членами, переехал в Астрахань, где получил кафедру греческого языка в недавно открытом университете, а в 1919 году был избран проректором.

В 1922 году был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей, основанием для чего послужил поданный им в комиссию протест против изъятия предметов церковной утвари XVII-XVIII веков; был осуждён на год условно и выпущен на свободу в октябре того же года.

В январе 1923 года, после закрытия Астраханского университета, возвратился в Петроград, где поселился в части своей прежней квартиры в доме, некогда принадлежавшем ИППО (Мытнинская ул., д. 10, кв. 10) и пытался устроиться на работу в Палестинское Общество, но все ставки были заняты. Участвовал в работе Русско-византийской комиссии при Академии наук.

С осени 1923 года читал лекции по литургике на Богословских курсах в Петрограде (с середины 1925 года Высшие Богословские курсы; закрыты в августе 1928 года).