Этнические элементы. Северная европа, общая информация и сведения

исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭТНОС

от греч. ethnos - народ) - особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность территории как естественная база для тесного общения и объединения людей; для нек-рых островных Э. это условие выражается в общности акватории. Др. важным условием является общность или близость языка у объединяющихся в Э. людей; нередко, напр, при формировании новых Э. (наций) в Америке из разноязычных компонентов, такая общность складывалась в ходе развития хозяйственных и др. связей между ними, т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько рез-т процесса этногенеза. Под влиянием различн. соц.-экономич. факторов и особенностей природной среды, к к-рой люди адаптировались и к-рую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для Э. черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также др. психич. характеристик. Наряду с этим вырабатывалось самосознание этническое (см.), видную роль в к-ром играет представление об общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. людей, отражаются представления об отличиях своего Э. от соседних этнич. образований. Внешне выражением этнич. самосознания является этноним. Почти все элементы Э., наряду с территорией и языком, могут выступать затем в качестве признаков Э. В качестве дополнительных условий или факторов формирования Э. может выступать общность религии, а также расовая однородность. В случае отсутствия последней - образование значительных переходных групп между резко различающимися в расовом отношении компонентами Э., как это произошло, напр., при формировании бразильцев, кубинцев и др. латиноамериканских Э. Сформировавшийся Э. обычно выступает как соц. организм, самовоспроизводящийся путем внутренних браков (эндогамности) и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. имеет тенденцию к созданию своей соц.-территориальной организации (в доклассовом об-ве - племенного, в классовом - гос. типа). С течением времени отдельные части сформировавшегося Э. могут быть разделены политико-гос. границами, а вследствие миграции могут разобщиться территориально; находясь в иноэтнич. окружении, в новых природных и соц.-экономич. условиях, они могут изменить многие стороны культуры и быта, даже перейти на язык др. Э. Однако, пока у них сохраняется прежнее этнич. самосознание и этноним, а также хотя бы рудименты культурно-бытовой специфики, они считаются принадлежащими к прежнему Э. Существенные изменения языка и культуры, особенно те изменения Э., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, называются процессами этническими (см.). Э. - лишь один из видов соц. группировки людей, в ходе истории его место и роль сильно варьировали. В первобытнообщинную эпоху роль Э. была очень важной, хотя и уступала в нек-ром отношении роли родовой организации. В раннеклассовых формациях у кочевников эта роль оставалась достаточно значительной; у земледельцев же заметно снизилась по сравнению с ролью соседско-территориальных (общинных) и конфессиональных объединений. В начальной стадии буржуазной эпохи, при развитии национальных движений значение Э. снова вышло на передний план, но затем стало уступать роли классовых и гос. объединений. В последние десятилетия в нек-рых развитых странах наблюдается своего рода этнич. Ренессанс, что говорит о стойкости этнич. чувств. Есть основание предполагать сохранение существенной роли Э. и в ближайшем будущем. Полная разработка научн. теории Э., в частности типологизации всех разнообразных существовавших прежде и существующих сейчас этнич. образований, еще не завершена. Принято выделять исторически стадиальные типы Э. - племя, народность и нацию, но вокруг понятийного определения этих терминов продолжаются споры, высказываются также предложения о дополнении этих типов другими, напр., демосом как типом Э., характерным для рабовладельческой эпохи. Предложено типологически различать территориально компактные Э. и территориально разобщенные части Э. Одни авторы приравнивают термин Э. к термину "этнич. общность", др. употребляют последний в расширительном смысле для обозначения, напр., этнолингвистич. групп народов (напр., русские, украинцы, поляки - "славянская этнич. общность"). Своеобразную концепцию Э. дал Л. Н. Гумилев; по его мнению, Э. является не соц., а биолого-географич. категорией или общностью, возникающей в рез-те действия особых людей "пассионариев", происхождение к-рых, согласно его концепции, обусловлено действием космич. лучей. Лит: Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей//Вопр. филос. 1964, № 11; Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса. М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография. 1986, № 3; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989; Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности: о концепции этноса и этногенеза, предложенной ЛЛ. Гумилевым// Сов. этнография. 1990, № 4. В.И. Козлов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем , всегда входит в состав суперэтносов , и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы . Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например, такие, как «русская раса».

Этнос и религия

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

См. также

  • Этнополитика
  • Этнотерриториальный конфликт

Примечания

Литература

  • Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования народов»
  • Широкогоров С. М. «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
  • Гуляихин В. Н.Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 76-79.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М .: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 320. -

Московский Художественно-промышленный институт

Факультет: Дизайна среды

Р Е Ф Е Р А Т

Определение понятия “этническая группа” (этнос)

Стрельникова Е. Е.

Дисциплина: Социология

Научный руководитель: Прошина Л. М.

Москва. 2010 год

Введение

1.1 Понятие этноса

1.2 Основные концептуальные модели развития этнических групп

1.3 Параметры этноса

1.4 Этнические процессы

2. Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность изучения этносов и их традиций обусловлена наличием множества нерешенных проблем в современном мире, связанных с этническим бытием. Среди них обострение, конфликтность межэтнических отношений, этническая дискриминация, растущая межрегиональная финансово-экономическая, имущественная дифференциация, снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры. На пороге третьего тысячелетия мир людей меняется с невиданной скоростью. Упрочение экономических, информационных, культурных связей сплетает судьбы народов в единую всемирную судьбу, однако сплочения человечества не происходит. На карту мира наносятся все новые и новые государства, и процесс сепаратизма продолжается. Во многих странах идут гражданские войны, миллионы людей ищут спасения в отмежевании и расколе.

Все это ставит перед социальными науками непростые задачи осмысления происходящего, создания концепции устойчивого развития, построения альтернативных моделей трансформации общества. Наука должна обосновать приоритеты выживания земной цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур.

Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. С этой точки зрения сохранение этносов, их жизненного мира и исторической перспективы имеет фундаментальное значение в глобальном масштабе.

В связи с этим во всем мире наблюдается возрастание интереса людей к своей этнической идентичности – принадлежности к определенному этносу, повсеместное желание народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность обычаев и психологического уклада.

В рамках положения о многообразии культур сохраняет свое значение идея исторической преемственности бытия. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных отношений и духовных достижений – та важная задача, от решения которой зависит длительность бытия общества, его развитие или прекращение существования. История человечества – бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. В этом процессе от поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности. Традиции поддерживают преемственность между прошлым, настоящим и будущим, формируют историю как протяженность социокультурного бытия, позволяют человечеству направить свою деятельность на преумножение духовного или материального достояния.

Изучение традиций имеет не только теоретическое значение, оно вызвано практическими потребностями развития общественных систем.

Перспективы социального развития, социального прогресса во многом определяются подходами к решению проблем выбора традиций, воспитания молодежи, предотвращения разрывов культурной преемственности. Традиции играют чрезвычайно емкую роль в поддержании стабильности общества, сохранения элементов консенсуса, они же могут и затормозить, замедлить развитие общества.

Современные темпы общественного развития значительно обостряют указанные проблемы. Новое миропонимание, научная картина мира, обобщающая достижения предшествующих парадигм, требует более объемного, разностороннего и целостного понимания проблем этнического развития и сохранения традиций.

Исходя из актуальности, я ставлю целью реферата изучение этносов и традиций.

Задачами работы являются: – рассмотрение сущностных свойств этноса; – содержательный анализ понятия “этническая традиция”, рассмотрение значимости традиций в современном обществе.

1. Этнос

1.1 Понятие этноса

Этнос (греч. ethnos – группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие “этнос” как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному еще в 1923 году С. М.Широкогоровым: “Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп”. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал “единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни”. В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (этнос в широком значении слова) как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А. С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей – племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Л. Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы – особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в “персистентном” (цикличном) и “динамичном” состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями – пассионарными толчками. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этноса имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этнос крайне затрудненным. Понятие ” этнос ” отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи – наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие ” этнос ” оказалось непродуктивным (например, категория “народность”). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие ” этнос ” употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие “этничность”, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

1.2 Основные концептуальные модели развития этнических групп

Отдельные этнографические гипотезы были выдвинуты еще во времена античности, термины “этнология” и “этнография” появились в конце XVIII века, однако как самостоятельная отрасль знаний, наука о народах сформировалась под влиянием идей об универсальных закономерностях всемирно-исторического процесса лишь к середине XIX века.

Народоведение в разных странах имело различные наименования, цели и основные объекты исследования. Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология в течение второй половины XIX века проводили сравнительное изучение первобытных внеевропейских народов и индейцев Америки, а в ХХ в. заинтересовались и развитыми народами.

В Германии, Австрии, немецкоязычной части Швейцарии наука о народах традиционно подразделялась на два независимых направления: этнологию и народоведение, изучавшие соответственно внеевропейские отсталые народы и развитые народы Европы.

Одним из первых направлений в этнологии был эволюционизм, созданный на основе эволюционной теории исторического развития природных явлений (Ж. Кювье, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Т. Г. Гексли, Э. Геккель и др.). В основе эволюционизма лежит предложенная Спенсером концепция эволюции как особого типа последовательности необратимых изменений культурных феноменов. Признание эволюционистами равенства всех народов и рас в физическом, психическом и умственном отношениях, последовательная гуманистическая направленность, представления о закономерном прогрессе культуры и общества позитивно повлияли на науку своего времени.

В конце XIX – начале XX вв. активно развивалась концепция культурной диффузии (заимствования, переноса, смешения ее элементов) как основы изменения культуры. Сущность этого разнородного направления, получившего в науке название диффузионизм (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), состояла не просто в учете давно открытого явления культурного взаимодействия, а в стремлении заменить принцип историзма в понимании культуры на механистические принципы изменения культуры посредством перемещения ее элементов. Вместо всемирно-исторических законов на первый план выходила идея единичности, неповторимости явлений. Культура рассматривалась в отрыве от ее живых носителей – людей, от этноса.

К 20-м годам ХХ в. диффузионистское направление стало терять свою популярность в связи с тем, что в нем не были убедительно обоснованы выводы о ходе культурных процессов. Эмпирические наблюдения опровергали искусственно сконструированные “культурные круги” и “культурно-исторические” построения. Поиски новых путей привели к созданию “функционального” направления в англоязычной зарубежной этнологии.

Функционализм (Р. Турнвальд, Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун и др.) видел основные задачи этнологии в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи с другими культурами. Основное внимание в функционализме уделялось изучению способов удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, структурам процессов такого удовлетворения. В функционализме особенно ценен призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, в котором все элементы связаны между собой выполнением определенных функций.

В конце ХIХ века во Франции на основе философии позитивизма сложилась “социологическая школа” Э. Дюркгейма, считавшего, что главным объектом исследования должно быть общество, его система нравственных связей, проблемы этнопсихологии. При этом, к сожалению, каждое общество рассматривалось в рамках данного учения изолированно, исторические законы развития выпадали из поля зрения ученого.

Значительное распространение этнопсихологическое направление получило в США. Наиболее последовательные представители этого направления (Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер и др.) считали, что каждое общество обладает своей “моделью культуры”, причем различные модели качественно несопоставимы. Высшей психологической моделью необоснованно объявлялась англосаксонская модель социума.

Важное место понятию “этнос” отводилось в антропологии. Антропология в США (Ф. Боас) с начала ХХ века традиционно объединяет четыре дисциплины, которые в других странах сохраняют самостоятельный статус: физическую антропологию, археологию, лингвистику и культурную антропологию (этнологию), изучающую культуры народов мира. В послевоенные годы структура антропологии постоянно усложнялась в связи с углублением специализации антропологических исследований и развитием контактов со многими “смежными” дисциплинами.

В России этнография (этнология) сложилась в виде научного направления к середине XIX века. До Октябрьской революции ученые-этнографы (Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, Д. Н. Анучин, В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон и др.) занимались и полевыми, и теоретическими этнологическими исследованиями. Определенное влияние на развитие отечественной этнологической мысли оказал марксизм (Н. И. Зибер, Ф. Кон, М. М. Ковалевский) и эволюционизм (Ю. Э. Петри, Л. Я. Штернберг, Н. и В. Харузины и др.).

Этнология в России последовательно отстаивала идеи гуманизма, глубоко враждебного проявлениям расизма. Термин “этнос” в отечественной литературе появляется в начале ХХ в. Первую обстоятельную характеристику понятия “этнос” дал в 20-е гг. русский этнограф С. М. Широкогоров, причислявший этносы к биологическим общностям.

После 1917 года этнология в России переживала трудные времена. В конце 20-х гг. понятие “этнос” было объявлено категорией буржуазной науки, а этнография обратилась к изучению социально-экономических формаций в их конкретных вариантах. В 20-е – 30-е гг. этнологи участвовали в проведении в жизнь национальной политики Советского государства, осуществлении преобразований культуры и быта. Возникли новые этнографические учреждения, кафедры при университетах, готовились профессиональные кадры.

Интенсивное развитие этнографии (этнологии) началось после окончания Великой Отечественной войны. Проводились многообразные полевые исследования, активизировалась теоретическая работа.

Становление отечественной этнологии связано, в первую очередь, с именами В. Г. Богораза, П. Ф. Преображенского, С. П. Толстова, Б. А. Куфтина, С. И. Руденко, Н. Н. Чебоксарова, С. А. Токарева и др. С конца 40-х гг. большое внимание уделялось исследованиям этногенеза народов мира, истории их формирования, изучению культуры и быта.

В начале 1950-х гг. в работах отечественных авторов вновь возникает вопрос, что же представляет собой этнос. Однако по-настоящему теоретические проблемы этноса начали разрабатываться лишь с середины 60-х гг. С. А. Токаревым, Н. Н. Чебоксаровым, В. И. Козловым. Особую роль в этом отношении сыграли работы Ю. В. Бромлея, который попытался переосмыслить теорию этноса С. М. Широкогорова. Согласно концепция Ю. В. Бромлея, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях – территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых.

Единство этноса обеспечивается синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени) информационными связями. Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке работами Л. Н. Гумилева, который считал этнос “биосоциальным организмом”, чье существование включает закономерные периоды. Значительное внимание в концепции Л. Н. Гумилева уделено исследованию проблем этногенеза, детерминированного в основном географическими и геокосмическими факторами. Тем самым Гумилев связал воедино два ряда далеких друг от друга явлений – геохимический и цивилизационный, природный и исторический.

В последние десятилетия ХХ века отечественная этнология переживала кризис: некоторые из этнологов-теоретиков пришли к отрицанию существования этносов, как реальных субъектов истории; появились сомнения в возможности дать в рамках традиционной этнографии всеобъемлющую типологию этносов; сложилось мнение о несостоятельности многих теоретических постулатов, сформулированных в народоведении в советское время. К этнографической науке советского периода необходимо подходить с позиций “доброкачественного релятивизма”, учитывая научно оправданные методические разработки и типологии, способные послужить основой глубоких теоретических обобщений.

1.3 Параметры этноса

Этнос – многогранное социальное образование.

Важное значение для понимания этноса имеет категория “этничность”, обозначающая совокупность в каком-либо явлении этнического, т. е. этнических черт, характеристик, признаков. Понимание этничности вызывает дискуссии, порождает различные объяснительные модели в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, этнической идентичности, ассимиляции и др. Накопленные в ходе дискуссий способы понимания этничности ныне сводятся к трем основным теоретическим подходам: примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.

Примордиалистский (объективистский) подход трактует этничность как объективную данность, биологический либо культурно-исторический феномен, изначальную (примордиальную, т. е. исконную) характеристику человечества. Примордиалистское представление об этносе широко распространено в мировой науке, а в нашей стране оно было практически единственным до начала 90-х годов.

Сторонники инструменталистского (утилитаристского, гедонистического) понимания этничности видят в ней средство удовлетворения каких-либо потребностей индивидов или группы, осуществления их интересов и целей, достижения более комфортного состояния и т. д.

Сторонники конструктивистского подхода рассматривают порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и “доктрины” как интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков.

Полемика между перечисленными направлениями трактовки этничности не может привести к однозначному предпочтению одного из них, поскольку в рамках каждого из этих направлений выдвинут ряд идей, адекватно характеризующих этнос. Так, в примордиалистских концепциях важны выводы об этничности как продукте культуры и истории, а также о влиянии географических факторов на этническую специфику, в то же время трудно согласиться с тезисом о врожденности, генетической предрасположенности этнических характеристик. Инструменталистский подход верно указывает основные функции этничности, такие как психологическая защита в мире отчуждения и мобилизация группы на реализацию своих интересов. Можно принять и конструктивистскую идею о пространственно-временной и ситуационной относительности этничности, но недопустимо абсолютизировать эту относительность, воспринимая этничность исключительно как интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков.

Изучая этнос, нельзя обойти проблему этнических признаков (этнодифференцирующих, этноспецифических признаков, этнообразующих факторов), т. е. признаков, необходимых и достаточных для определения этноса как особой общности людей, и тем самым для разграничения этносов между собой и для отделения их от других форм социальных группировок людей. В работе подробно анализируются такие этнические признаки, как:

Определенная целостная территория;

Развитие социально-экономических связей между отдельными частями этноса;

Специфические черты традиционной материальной и духовной культуры;

Общность родного (и совпадающего с ним основного разговорного) языка;

Общность религиозных представлений;

Некоторые особенности групповой психики (проявляющиеся в системе ценностных ориентаций, эстетических представлений и т. п.);

Этническое самосознание, т. е. осознание членами этноса своего единства,

Самоназвание этноса (этноним) как внешнее проявление его самосознания.

Во многих современных исследованиях определяющим этническим признаком признается самоназвание индивида или группы (этноним). С этим можно согласиться, если рассматривать самоназвание как определенный маркер, показатель некоторой культуры. Человек способен сам определить свою принадлежность к тому или иному этносу, но определение это осуществляется не произвольно, за ним стоит овладение этническим способом жизнедеятельности. Иными словами, этнос – самореферентная группа, но самореферентность этноса в целом и этнофора в частности относительна, предполагает соответствие субъективного этнического самосознания объективному этническому бытию, баланс субъективного и объективного. Например, если поставлен вопрос, является ли некоторый индивид представителем того или иного этноса, то ответить на этот вопрос можно на основе анализа совокупности его действий и определения их этнической специфики. Если индивид систематически осуществляет действия, характерные для нескольких этносов, то он обладает смешанной этничностью.

Самым “неуловимым” этнодифференцирующим признаком является национальный (этнический) характер как воплощение национальной (этнической) психологии. Под национальным характером понимается поведенческая модель, типичная для данного народа и обусловленная единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека. Национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания; он гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные представители отдельного народа, а целые их группы.

“Измеряемой” формой проявления национального характера служат этнические стереотипы – социально обусловленные схематические стандартные представления этнофора о своей этнической общности (автостереотипы) или о других этнических общностях (гетеростереотипы). Стереотипы, сформированные в ходе этнокультурной социализации, необычайно устойчивы и сохраняются даже при переселении этнофора в иноэтническую среду. У отколовшихся вследствие миграции частей этноса число этнических признаков уменьшается, на их месте формируются новые. В этой связи важно рассмотреть проблему этнической идентичности, остро стоящую в мультикультурных обществах.

Этническая идентичность – это отождествление себя с определенным этносом. Основные тенденции в рассмотрении понятия этнической идентичности заключаются в раскрытии его многоаспектности и динамики, процесса формирования этнической идентичности в детстве и юности, особенностей внутрисемейной и межпоколенной трансмиссии этнической культуры и самосознания. В этой связи этническую идентичность можно считать важнейшей частью личности индивида, которая выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей. Границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обусловлены. Этносы – коллективы с размытыми границами. Размытость понимается не только в смысле диаспоричности проживания этносов, но и в смысле невозможности однозначного разделения всех людей по этническому признаку; нестопроцентной, неоднозначной этничности отдельных индивидов.

В качестве этнического признака выделяется также и внутриэтническая эндогамия, однако роль данного признака практически не исследована. По мнению некоторых исследователей внутриэтническая эндогамия служит в историческом масштабе одним из важнейших условий гомогенизации культурного потенциала этноса, связующим механизмом последнего. Математика подтверждает, например, что 10 поколений назад (а это всего 200 лет) у каждого из нас было более тысячи прямых предков, мудрость которых мы в той или иной степени усваиваем. Соблюдаемый в большинстве этносов запрет инцеста обеспечивает не только генетическое здоровье потомства, но и постоянный рост его культурного потенциала. Внутриэтническая эндогамия способствует сохранению целостности этноса и его социокультурного своеобразия. При нарушении внутриэтнической эндогамии происходит размывание этноса, появляются этнические маргиналы, что в конкретных случаях может быть оценено как отрицательное явление. Тем не менее в исторических масштабах межэтническое общение и в том числе межэтнические браки следует оценивать позитивно, поскольку они способствуют повышению жизнестойкости популяции как в генетическом, так и в культурологическом плане.

Значимыми параметрами этнической общности являются этническое сознание и самосознание, которые фиксируются в самоназвании (этнониме) и выступают в массовой или персонифицированной форме. В самосознании этноса фокусируются представления об общности происхождения и исторических судьбах составляющих данную группу людей. Как полагает большинство отечественных этнологов, этносом является не всякая совокупность людей, обладающая комплексом специфических черт, а только осознающая оппозицию “мы” – “они”, т. е. отличающая себя от членов всех иных подобных общностей. Тем самым этническому самосознанию отводится важнейшая роль среди всех этноразличающих признаков. Признавая важность этнического сознания (самосознания) для характеристики этноса, тем не менее, представляется неправомерным придавать ему преувеличенное значение. В свете диалектики общественного бытия и общественного сознания, а также с учетом того, что этнос является социальной группой, в рамках которой действуют все основные социологические законы, следует признать определяющую роль этнического бытия по отношению к этническому сознанию. Поскольку этнос – это самопорождающаяся и самоорганизующаяся открытая система, постольку этническое бытие не может не включать в себя полный спектр всех видов деятельности. П. Сорокин показал, что социокультурная группа, каковой является этнос, определяется всей целостностью культуры. Культура любого этноса складывается исторически в ходе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования, создания устойчивых связей межличностного взаимодействия.

Этноспецифические черты культуры передаются от поколения к поколению с помощью механизма действия традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурном творчестве людей. Этническая культура, выступающая всеобъемлющим отличием одного этноса от другого, будучи сложнейшим и многоаспектным явлением социальной жизни, не поддается описанию через какой-то единственный элемент. Таким образом, простейшего универсального этнического признака нет и быть не может. Специфика этноса определяется всеми уровнями его культуры. Последнее утверждение справедливо и по отношению к отдельному этнофору. Этническая самореализация индивида осуществляется путем повышения его этнической культуры. Только осваивая все виды жизнедеятельности этноса, можно стать полноценным этнофором. Чем больше видов этнической деятельности доступно индивиду, тем богаче его этничность, тем крепче его связи с родным этносом.

1.4 Этнические процессы

Под миграцией (от латинского migratio – переселение) понимается передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы. Довольно часто в этнографии, особенно зарубежной, термин миграция прилагается к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

Широко употребляемые для определения характера этнических процессов понятия интеграция, консолидация, ассимиляция означают как бы последовательные стадии таких процессов.

Интеграция (буквально “объединение в целое каких-либо частей”) характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности (например, формирование в России у разных этносов быта и традиций и т. д.)

Консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре в единую этническую общность (например, теленгитов, челканцев, кумандинцев, телеутов и др. в алтайский народ).

Наряду с этнической консолидацией может иметь место этническое включение , или этническая инкорпорация , — превращение ранее самостоятельного этноса в субэтнос в составе крупного соседнего этноса. Так, например, к настоящему времени мегрелы, а в какой-то степени и сваны, еще недавно бывшие самостоятельными народами, превратились в субэтносы в составе грузинского этноса.

Прямой противоположностью этнической консолидации является процесс этнического расщепления , или этнической дивергенции , — разделение ранее единого этноса на несколько новых самостоятельных этнических общностей. Чаще всего это связано с распадом того или иного геосоциального организма. После монгольского нашествия Северная Русь оказалась под властью Золотой Орды. Остальные части Руси в конце концов вошли в состав либо Польши, либо Великого княжества Литовского. В результат люди, образовывавшие один этнос, оказались в составе разных геосоциальных организмов.

Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого, представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная, последняя сопровождает национальное угнетение одного народа другим, на котором и базируется так называется “ассимиляторская политика”.

В зарубежной (особенно американской) этнографии и культурной антропологии, где глубинные этнические процессы исследуются с точки зрения различной степени контактов культур (причем происхождение культуры понимается как независимое от социально-экономической жизни, а потому культура играет роль субъекта в истории народов) возникла соответствующая этой концепции терминология.

Аккомодация, или адаптация (приспособление приноровления) – приспособление людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Оба эти термина взяты из биологических наук, где широко применяются.

Аккультурация – процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в зарубежной этнографии аккультурация предстает как синоним европеизации, т. е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Америки и Океании элементов европейской культуры, форм хозяйства, социальных институтов.

Нельзя также игнорировать процессы, характеризуемые термином пришедшим из политической прессы – трейбализм (от английского tribe – племя). Этим термином характеризуют этническую ситуации в молодых государствах Азии и Африки, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия. В политической прессе трейболизм используется как синоним национализма.

2. Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса

Этнические обычаи и традиции – это компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.

Содержание понятия “традиция” неоднократно менялось. Вплоть до шестидесятых годов нашего века научный взгляд на понятие “традиция” определялся тем подходом, который был сформулирован Максом Вебером и сводился к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. Традиционные институты, обычаи и способ мышления рассматривались как препятствия к развитию общества. Собственно, интерес исследователей сосредотачивался на проблемах модернизации, и потому традиционные черты определялись главным образом в негативных терминах, как оппозиция модернизации. Соответственно, если исходить из данной точки зрения, процессы модернизации всегда подрывают, ослабляют и вытесняют традицию. Традиция рассматривалась как явление отмирающее, неспособное ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. На традиционные явления культуры смотрели как на рудимент, который должен был исчезнуть по мере все возрастающей активности модернизационных процессов.

Основной причиной того, что теории модернизации сложилась именно в таком виде и ее практически неотрывным компонентом стал до нельзя упрощенный взгляд на традицию, послужило широкое распространение в начале ХХ века (а по инерции в некоторых общественных науках вплоть чуть не до наших дней) эволюционистских воззрений о прогрессивно-стадиальном развитии общества. Сама традиция, как феномен, отнесена была к предшествовавшей стадии социального развития, поскольку под традиционными обществами понимали все докапиталистические общественные структуры. “Традиционными, — пишет С. Айзенштадт (один из наиболее оригинальных и компетентных авторов, из тех, кто пишет сегодня о проблемах традиции и модернизации) — обычно называют самые различные общества — от примитивных бесписьменных обществ до племенных федераций, патримониальных, феодальных, имперских систем, городов-государств и т. п.” Все они рассматриваются как некие застывшие формы, которые изменяются только под воздействием внешних обстоятельств или причин экономического, политического и т. п. характера, но в любом случае вопреки самой сути традиционного общества.

Однако в первой половине шестидесятых годов взгляд на традицию как на застывшую форму был поставлен под сомнение. Сделали это в первую очередь не теоретики модернизации, а ученые-страноведы — востоковеды и африканисты, которым приходилось непосредственно в ходе своей полевой работы изучать те самые общества, которые обычно и называли традиционными. Так, американский востоковед Люсьен Пай, утверждал, что процессы модернизации оказываются “бесконечно более сложными, чем предполагают существующие подходы.”

Выделяют следующие подходы к пониманию сущности традиций:

Структурный (традиция как выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временно передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах, или некоторый элемент такого опыта – Э. С. Маркарян, Д. М. Угринович, А. Г. Спиркин, И. В. Суханов и др.);

Функциональный (традиция как механизм воспроизводства общественной жизни – И. А. Барсегян);

Номологический (традиция как общесоциологический закон – В. Д. Плахов);

Нормативный (традиция как норма, разновидность социальной регуляции – Р. А. Аленина);

Коммуникативный (традиция как разновидность коммуникативной инфраструктуры общества – А. П. Цветков) и др.

Каждый из указанных подходов имеет определенную познавательную ценность, а многообразие подходов свидетельствует о сложности понятия “традиция”. Велика роль традиций в сохранении жизненного мира этноса. Традиция, воплощающая в себе процесс научения и трансляции культурного опыта, сама является важнейшим механизмом поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Вместе с тем, традиция в жизни этноса – это не только трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению, но и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Этому процессу благоприятствует то обстоятельство, что под действием традиции в ходе социализации индивид может и осваивать стандартный этноспецифичный опыт, и отходить от него.

Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря действию традиции из инноваций отбираются только те, которые не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифичные черты социума, и отвергаются те, которые грозят последнему серьезными структурными изменениями.

Функционирование традиций обеспечивается не юридическими установлениями, а силой общественного мнения, авторитетом традиции. Последнее наиболее труднопреодолимо при необходимости изменения существующих традиций, введения в жизнь каких-либо новаций. Традиционность – важное свойство этнической культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институциально-организационные формы. Традиционная этническая культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности этноса: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, социализация детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.

Существует распространенная точка зрения, согласно которой сфера применения традиций особенно широка в архаических и докапиталистических обществах, а в современном обществе их действенность снижается. Однако корректнее говорить не о снижении значения традиции в современном обществе, а об ускорении циклов селекции традиций из новаций и о сокращении жизненного периода современной традиции. Эта особенность генезиса традиций отражает наблюдаемую тенденцию ускорения общественного развития.

Традиции выступают важнейшим фактором социокультурной динамики. Социальная динамика осуществляется не сама по себе, а через целенаправленную деятельность сознательных индивидов, через совокупность действий, связывающих субъект и объект деятельности. Традиции в большей или меньшей мере определяют все уровни социокультурной динамики:

1) каждый индивид, прежде чем он станет сознательным, должен войти в культуру, пройти через процессы социализации и инкультурации, усвоить достижения культуры, закодированные в виде традиций;

2) любая деятельность осуществляется на основе традиций, в диалоге с ними (поэтому традиции рассматриваются здесь как информационные модели успешной деятельности);

3) выбор объекта деятельности осуществляется на основе опыта предшествующих поколений, механизмом хранения, функционирования и передачи которого выступают традиции. Именно традиции позволяют этносу как субстанциальной системе самостоятельно поддерживать специфицирующее качество, выступая одновременно в роли и самого этого специфицирующего качества, и механизма его сохранения. Совокупность традиций составляет специфику этноса, служит своеобразной матрицей для воспроизводства этнической культуры. Традиции нацеливают равнодействующую миллионов воль отдельных индивидов в определенном направлении. Традиции – это константы социокультурной динамики, камертоны и эталоны социальной деятельности.

Рассмотрим традиции в отдельных отраслях духовной культуры: политике, праве, религии, морали, искусстве, науке, философии.

Право служит сознательным и рациональным инструментом общественного регулирования и занимает в классовом обществе главное место в системе социального управления. Наличие традиций в праве служит проявлением его непрерывности и преемственности. Традиции в праве закрепляют связь между разными этапами его развития и сохраняют определенные элементы или стороны права (касающиеся сущности, содержания, формы, структуры, функций и др.)

Традиции в религии проявляются в религиозном сознании и действиях, воплощаясь в мифах, догмах, вере, либо в религиозных культовых обрядах, ритуалах, церемониях и т. д. Религиозные отношения по своей природе статичны, малоподвижны, поэтому традиции в религии занимают особое место, отличаются силой и устойчивостью.

Традиции в морали служат накоплению нравственного опыта, который служит особо важной, а в ряде случаев исключительной детерминантой человеческих поступков и поведения. Долговечность, прочность и значительная устойчивость свойственны моральным традициям. Многие из них, будучи сугубо историческим продуктом, порождением своего времени, пережили целые исторические эпохи, не подвергшись сколько-нибудь существенным изменениям, хотя нередко подлинный смысл и вызвавшие их причины навсегда утрачены.

Традиции в искусстве (художественные традиции) рассматриваются как особый тип связи прошлого и настоящего, осуществляемой на разных уровнях в соответствии с закономерностями исторического развития искусства. Художественное творчество в своем развитии прошло несколько ступеней. Среди них – традиционное искусство и современное профессиональное индивидуальное творчество, кардинально различающиеся по своему отношению к традициям. Для искусства нового времени характерно менее прямолинейное отношение к художественным традициям, однако роль традиций в искусстве с его развитием не уменьшается, а усложняется и возрастает. Появляются новые способы освоения прошлой культуры, такие как цитирование, полистилистика, остранение, подражание, коллаж и др. Традиции в искусстве не только сохраняют старое, но и способствуют появлению нового.

В науке традиционность является столь же фундаментальным свойством, как инновационность. Традиционными бывают теории, концепции, учения, научные школы. Существование традиций в науке обусловлено тем, что наука является развивающейся социальной системой, и все научные достижения оказываются продуктом исторического развития специфических научных отношений. Роль традиций в науке бывает позитивной – закрепление и передача научного опыта, осуществление преемственности в познании, однако иногда, при появлении знаний, отклоняющихся от императивов традиций, последние превращаются в консервативные силы, научные догмы, препятствующие возникновению принципиально нового.

В философии традициями называют относительно устойчивую совокупность философских понятий и утверждений, относящихся к онтологии, гносеологии, этике, эстетике и теоретическим основам социологии, или совокупность относительно устойчивых принципов разрешения философских проблем. Формы и содержание преемственности, а также методы реализации относительной непрерывности философской традиции могут в значительной степени варьироваться.

Традиции присутствуют во всех отраслях духовного производства и имеют в каждой отрасли специфическую окраску, определяемую структурой конкретной отрасли духовного производства, отражают историю ее возникновения и развития.

В связи с тесным переплетением и взаимовлиянием различных отраслей духовного производства, показанным на примере Китая, в диссертации отмечается, что традиции одной отрасли духовного производства способны оказывать воздействие на ход развития других отраслей духовного производства в пределах одной культуры. Кроме того, это воздействие возможно и на межрегиональном уровне. Так, сегодня пятитысячелетняя китайская культура, ядро которой составляет конфуцианство, обладает прежней жизнеспособностью и благотворно влияет на развитие мировой культуры. Таким образом, традиции могут способствовать интеграции духовной жизни, диалогу культур и накоплению позитивных ценностей в истории человечества.

Заключение

Человечество объединится, или оно погибнет – альтернативы этому в условиях современного мира не существует. Но принудительное единство далеко не гарантирует ни подлинного процветания человечества, ни дальнейшего развития его культуры, ни даже прочного и длительного существования землян. Уже сегодня недостаточно взаимной терпимости и желания понять друг друга: необходимо именно активное стремление к братскому единству людей и народов во всечеловеческом масштабе.

Человечество не может далее развиваться и процветать как Человечество без максимальной свободы развития каждого человека и всех народов. И в то же время и люди, и народы уже теряют возможность дальнейшего развития и подлинно человеческого существования вне единой мировой культуры, цивилизации единого всечеловеческого сообщества.

Решение этой дилеммы требует нестандартных путей и методов, главным из которых, пожалуй, является воспитание интернационализма как мировосприятия и мировоззрения в широком смысле этого слова.

Здесь не обойтись традиционными средствами образования, просвещения, воспитания молодежи. Воспитание интернационализма в широком смысле слова предполагает: создание информационной среды, обеспечивающей полноту и непрерывность “знакомства” народов друг с другом — от их великих исторических достижений до каждого значительного явления современности; стремление и готовность людей и этносов к дружественной заинтересованности друг в друге и в восприятии “чужого” достояния не только как равноправного собственному, но и как желанного для своего национального и личностного развития; не только приятия совместной “всечеловеческой” жизни как исторической необходимости, но и отношение к ней как к высшему благу, как самой перспективной возможности для всех.

В этих условиях любая защита своей национальной самобытности, которая приводит — хотя бы в малейшей степени — к самоизоляции народа и неприязни или пренебрежению к другим народам и культурам, уже сегодня может вести только к тоталитаризму, к фашизму или расизму — если не политическому и экономическому, то, во всяком случае, к культурному, духовному.

Тогда напрашивается вопрос: как же при этом обеспечить одновременно и дальнейшее объединение народов в целостное Всечеловечество, и самобытное развитие каждого из народов, и условия для самореализации каждого человека?

Прежде всего, как мы уже говорили, необходимо гарантировать для каждого народа и каждого человека максимально широкий доступ к информации о культуре и жизни, нуждах, достижениях, проблемах и чаяниях всех народов и социальных групп. Такую возможность потенциально представляет современные средства массовой информации.

На сегодня это во многом возможность только потенциальная: ее полной реализации мешают и политические соображения, и соображения прибыли, и предрассудки самих народов, и многое другое. Но эта возможность уже существует и технически будет возрастать во все больших масштабах, и лишь от самих народов, от человечества в целом будет зависеть ее подлинная реализация.

Какие-то элементы этой реализации уже наблюдаются в настоящем. Так, ЮНЕСКО каждый год отмечает по всему миру юбилеи наиболее выдающихся деятелей культуры всех времен и народов. Неправительственные организации, творческие союзы и даже правительства новых стран спонсируют пропаганду достижений своей национальной культуры и информацию о жизни своего народа в ряде стран мира. И это — не только средство объединения народов в мировую культуру. Это — мощный фактор развития национальной культуры и национального самосознания.

Предпосылкам современного интернационализма возникает не только потому, что этого требуют экономика и политика, наука и техника, материальные нужды и безопасность народов. Он возникает в его современной форме как настоятельная необходимость всех народов земли (при всей их национальной самобытности и всем стремлении не утратить ее) в духовном взаимообогащении, совместном поиске новых путей к лучшему будущему и максимальном разнообразии средств его достижения. Историческая неизбежность взаимотяготения и взаимной нужды народов друг в друге все более становится ныне еще и духовной потребностью. Это уже не только неизбежность, но и свободный выбор.

Список использованной литературы

1. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции. – Изд-во Беларусь, 2000;

2. Иванова Юлия Валентиновна. Этнос: Социокультурная динамика и традиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – М., 2000;

3. Этнические процессы в современном мире / Ю. В. Бромлей, В. И. Козлов. С. А. Арутюнов и др. – М., 1987;

4. Арутюнов Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьева B. C., Сусокалов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. – М., 1985;

5. Бабаков В. Г. Кризисные этносы/ РАН. Ин-т философии. – М, 1993

Термин этнос появился в древнегреческом языке, где он имел несколько значений, среди которых были: народ, племя, группа людей, иноземное племя.

В XX веке в научный оборот вошли слова «этнос», «этничность», «этнополитика» и другие категории этнонациональной проблематики. Этносы являются не простым компонентом социальной структуры, а её исторически конкретным целостным выражением.

Значительный вклад в разработку теории этноса в 20-е годы прошлого столетия внес русский этнограф С.М. Широкогоров, который считает, что этнос - форма развития и существования человечества. Этнос-группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп.

В. Бромлей «Этнос есть исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также создающих свое единство и отличие от других таких же образований».

Итак, этнос - специфический вид социальной группы, возникающий в результате естественноисторического процесса.

Этносы характеризуются следующими чертами.

  • 1. Этносы имеют общее биологическое происхождение, или, во всяком случае, все его взрослые, сознательно полагают и верят, что произошли от общих предков.
  • 2. Этносы обладают общей территорией, на которой протекает хозяйственная и культурная деятельность этническое сообщество. Следует иметь в виду, что территория на которой сформировался этнос может не совпадать с современной территорией его проживания.
  • 3. Этносы имеют общие для всех своих членов, специфические культурные традиции, общую культуру.
  • 4. Этнос противопоставляет себя всем прочим аналогичным коллективам людей, различая «своих» и «других».

Этничность

Этничность - широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно-отличительных (этнических) групп и форм идентичности. В российском обществознании в большей степени употребляется категория “ этнос” когда говорят об этнических общностях (народах). Наиболее полное выражение теория этноса в советскую эпоху нашла в трудах Ю. Бромлея. В 1987 году вышел коллективный труд “Этнические процессы в современном мире”, где исследовалась этническая история и развитие теории этногенеза.

Впервые термин “ этничность” в мировой научной практике употребил Ллойд Уорнер и его коллеги в 40-е годы XX века. Хотя термин “ этничность” использовали австрийский политик Адольф Фишхоф и Людвиг Гумплович. Однако они исходили из различных его значений. В 1976 году два американских социолога из Гарвардского университета Н. Глейзер и Д. Мойнихен так определили этничность: “ Следовательно, в некоторой степени правомочно утверждение, что те формы идентификации, которые основаны на различных социальных реалиях, таких, как религия, язык и национальное происхождение, имеют нечто общее (так, например, для ссылки на все эти понятия используется новый термин - ”этничность”). Общим для нас всех является то, что оно стало важным центром мобилизации групп на достижение конкретных политических целей, оспаривая первенство такой мобилизации у класса, с одной стороны, и у нации - с другой.

Хотя в мировом научном сообществе нет общепринятой дефиниции феномена этничности, но, по мнению В. Тишкова, есть некоторые характеристики, свойственные для общностей, которые позволяют считать их этническим или говорить о присутствии этничности как таковой. И к числу таких характеристик он выделяет следующие:

  • -разделяемые членами группы представления об общем территориальном и историческом происхождении, единый язык, общие черты материальной и духовной культуры;
  • -политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет понятие “народ”;
  • -чувство отличительности, т. е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия” (6, c.229). И дает такое понимание:...”этничность - это форма социальной организации культурных различий....Этническая общность (народ) есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях”.

В объяснении природы этничности существуют два подхода:

  • а) этничность изначальна;
  • б) этничность ситуативна.

В первом случае утверждается, что этничность является первоначальной характеристикой человеческого бытия, поэтому она есть не просто личная привязанность или тактическая необходимость. Этничность присуща человеку с рождения, сопровождает его до смерти и не может распространяться в обществе посредством социальной мобильности.

В настоящее время теоретические модели этноса, этничности сводятся к трем главным подходам:

эссенциалистический (примордиалистский ). Примордиалистский подход включает в себя два основных направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники социобиологического направления признают этничность как объективную данность, изначальную характеристику человечества.

конструктивистский. Сторонники конструктивистского подхода рассматривают порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и “доктрины” как интеллектуальный конструкт учёных, политологов, писателей.

инструменталистский. В основе инструменталистского понимания этничности лежит социально-психологическая теория личности, общения, компенсаторных потребностей. Инструменталисты объясняют сохранение этнической группы потребностями людей в преодолении отчуждения, свойственного современному обществу массовой культуры, в достижении целей.

Этничность - важное явление социальной истории, которое как и культура, социализируя присутствует в любом обществе и отличается значительным многообразием. Этничность нужно рассматривать в единстве с экономической структурой общества, его политическим строем, господствующими социально-психологическими теориями. Этничность индивида складывается из многообразия факторов: кровнородственные связи, расовая принадлежность и религиозная, традиционная политическая организация. Причем ни один из этих факторов сам по себе не переводит этничность в плоскость национального.