Гибкая разработка. AGILE – гибкая система управления проектами

Все знают вошедший в классические учебники по менеджменту пример устройства завода , где каждый сотрудник имел право остановить конвейер, чтобы устранить дефект или внести рационализаторское предложение. Именно такой подход лег в основу философии Agile.

Agile, появившийся как метод разработки ПО в небольших командах лет 10-15 назад, сегодня становится новой культурой управления большими компаниями. Благодаря недавнему выступлению Германа Грефа термин Agile входит в лексикон всех современных российских менеджеров.

Что же такое Agile и почему этот метод называют чуть ли не единственно правильным?

Существует классический подход к созданию продуктов и сервисов, характерный в первую очередь для ИТ-индустрии. Этот подход называется каскадная, или итеративная методология разработки. В английской терминологии такой подход называют waterfall development (от англ. - водопад). Почему его называют водопадом? Потому что при такой схеме разработки, однажды утвердив план программного продукта, вы не сможете этот план остановить или изменить до его создания.

Аgile - подход инновационного переосмысления создания нового продукта или услуги. В его основе очень простая идея: каждый участник процесса, каждый сотрудник этой «конвейерной сборки» должен вовлекаться в процесс переосмысления своих задач и общего дела. Каждый может остановить конвейер и внести свои рациональные предложения.

В большинстве организаций при создании программных продуктов люди, ответственные за те или иные этапы проекта, находятся в самых разных, зачастую конфликтующих между собой, подразделениях. Ни для кого не секрет, что сотрудники отдела эксплуатации, тестировщики и разработчики обычно находятся в конфликте друг с другом. И если продукт не работает и не приносит бизнесу прибыль, то каждый норовит обвинить другого. Хотя на самом деле в таких случаях виноваты, как правило, все.

Метод Agile подразумевает вовлечение всех участников процесса разработки программного продукта, оставляя участникам привычные компетенции. Подобный подход позволяет понять, что все они работают ради одной и той же конечной цели - качественного продукта для своих клиентов.

Так происходит изменение бизнес-культуры самого предприятия. В рамках программ МBА есть целый курс, который касается организационной структуры компании. В нем существует понятие эквилибриум, когда внутри начинающих компаний и стартапов все делают все, зачастую именно поэтому там рождается дружный коллектив, эффективно выступающий на рынке. И с точки зрения эффективности и вывода на рынок новых идей, это идеальная организационная структура.

Безусловно, есть организации, которым Аgile вовсе не нужен. Например, государственные ведомства. Их деятельность основывается на законодательстве. Мы не сможем взаимодействовать с государством, если правила игры меняются каждый день.

Таким образом, мы имеем две радикальные противоположности организационной инфраструктуры. С одной стороны - строжайшая бюрократическая заформализованная организация, которая применяется в тех или иных случаях и хорошо работает в определенных ситуациях. И полная диаметральная противоположность ей - молодые стартапы, команды единомышленников, которые действительно создают нечто новое, и Agile находится гораздо ближе к состоянию эмоционального коллектива, который работает на конечную цель, работоспособный качественный (программный) продукт. И поэтому проблемы, возникающие на любом этапе, - это проблемы всех людей, и все, кто способен их решить, вовлекаются в этот процесс.

Переход большого классического бизнеса (Enterprise) к Agile

Это крайне важный вопрос, и он очень интересен. Об этом говорит весь мир, об этом же сказал Герман Греф. Он сказал: «Ребята, мы - банк, наши конкуренты не банки, наши конкуренты - молодые компании, привносящие ""цифру"" в общество».

Передовой бизнес базируется на трех китах: опыт и знания в индустрии (в которой работает бизнес), разработка продуктов и сервисов по методологии Agile и самое главное - инновационная культура.

Ведущие ИТ-компании, легко скопировав банковские продукты и сервисы, начинают их достраивать (или преобразовывать) на такой уровень, на который банк их вывести не может, поскольку традиционная финансовое учреждение не обладает достаточно развитой инновационной культурой.

Очень простой пример - микрофинансовые организации. Это фирмы, создающие сервис буквально щелчком пальцев. Сегодня компания появилась, выдала кредит под невероятно высокий процент - завтра у нее прибыльность в разы больше, чем у банка. Такие организации могут мгновенно перестраивать свои сервисы и продукты, оперативно выходить на новые рынки, вытесняя классические банки.

Похожие вещи происходят не только в банковской индустрии, это происходит во всех индустриях и сферах бизнеса. Мобильные операторы начинают заниматься платежными системами. Uber изменили подход к пассажирским перевозкам по всему миру за несколько лет, а Airbnb сделали то же самое с гостиничным сегментом туристического бизнеса.

Гибкое планирование

При каскадной разработке вы должны планировать на год вперед. Но если что-то изменится - например, потребуется больше серверов или других компонентов, то возможен такой сценарий, когда проект будет остановлен - ведь будет нужно проводить новый тендер, покупать новую инфраструктуру и т. д.

То есть Agile становится не просто методологией создания нового ПО, а системой гибкого планирования развития всей компании. Должна быть построена такая инфраструктура, которая так же гибко реагирует на запросы, поступающие от клиентов, и требования, меняющиеся в процессе разработки программного продукта и его эксплуатации (это, кстати, подразумевает тотальный переход к облачным технологиям).

Для гибкого планирования необходимо понимать и анализировать каждый бизнес-процесс. А это уже следующий этап развития компании - ее дигитализация.

Читайте материал


Приходилось ли вам когда-нибудь заниматься проектами или хотя бы принимать участие в проектной работе? Если да, то наверняка вы заметили, что наладить работу команды может быть достаточно сложно. И даже если она налажена, есть риск, что все усилия окажутся напрасными, ведь требования к необходимому результату часто меняются.

Однако существенно упростить работу над проектом и научиться им управлять, тем самым повысив эффективность команды, можно при помощи системы гибкого управления проектами под названием Agile («Аджайл» или «Эджайл»). Вообще, мы уже вкратце рассказывали о ней в нашем (четвертый урок), но сейчас поговорим на эту тему более подробно.

Метод Agile: определение и краткая история

Как бы непривычно это ни звучало, но серьезно разрабатывать программное обеспечение и управлять проектами начали уже в 70-х годах прошлого века. Именно в 1970 году американский ученый-компьютерщик Уинстон Ройс составил документ, называвшийся «Управление развитием крупных программных систем». В нем он приводил критику последовательной разработки, указывая на то, что разработка программного обеспечения не должна походить на работу сборочной линии (как, например, делается в автомобильном производстве), где новые детали по очереди добавляются в последовательные фазы.

Вместо того чтобы ждать, пока будут поочередно завершены все этапы (фазы), Ройс предложил применять фазовый подход. Суть его в том, что изначально собираются все требования, необходимые для проекта, после чего завершается вся архитектура, создается дизайн, записывается код и т.д.

На основе этого в 90-х удалось создать комплекс гибких методов разработки ПО, способных заменить сложные и трудоемкие методы. Происходило это так:

  • В 1991 году появился метод быстрой разработки приложений RAD
  • В 1994 году появился метод разработки динамических систем DSDM
  • В 1995 году появилась платформа (фреймворк) гибкой разработки Scrum
  • В 1996 году появилась гибкая методология разработки Crystal Clear, а также экстремальное программирование XP
  • В 1997 году появилась итеративная методология разработки ПО FDD

Все вместе эти методы объединились под общим названием гибких методов разработки ПО.

Четыре года спустя – в 2001 году в штате Юта (США) на курорте Snowbird собрались семнадцать разработчиков программного обеспечения. В результате обсуждения методов разработки был опубликован «Манифест о гибкой разработке программного обеспечения Agile» (в переводе с английского понятие «agile» означает «подвижный», «проворный» или «быстрый», но в большинстве случаев его переводят именно как «гибкий»). Он и задал темп всей дальнейшей работе над созданием ПО.

Манифест Agile

Манифест, созданный программистами, включает в себя 4 базовых идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из систем управления проектами на основе Эджайл (о системах мы поговорим позже) опирается именно на эти идеи и принципы, хотя и использует их в разных вариациях.

  1. Люди и их взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты
  2. Рабочее ПО важнее, чем документация
  3. Клиенты и сотрудничество с ними важнее, чем контракт и обсуждение условий
  4. Готовность к внесению изменений важнее, чем первоначальный план

Принципы Agile:

  1. Удовлетворять клиентов, заблаговременно и постоянно поставляя ПО (клиенты довольны, когда рабочее ПО поступает к ним регулярно и через одинаковые промежутки времени)
  2. Изменять требования к конечному продукту в течение всего цикла его разработки
  3. Поставлять рабочее ПО как можно чаще (раз в неделю, в две недели, в месяц и т.д.)
  4. Поддерживать сотрудничество между разработчиками и заказчиком в течение всего цикла разработки
  5. Поддерживать и мотивировать всех, кто вовлечен в проект (если , она намного лучше справляется со своими задачами, нежели команда, члены которой условиями труда недовольны)
  6. Обеспечивать непосредственное взаимодействие между разработчиками (возможность прямого контакта способствует более успешной коммуникации)
  7. Измерять прогресс только посредством рабочего ПО (клиенты должны получать только функциональное и рабочее программное обеспечение)
  8. Поддерживать непрерывный темп работы (команда должна выработать оптимальную и поддерживаемую скорость работы)
  9. Уделять внимание дизайну и техническим деталям (благодаря эффективным навыкам и хорошему дизайну команда проекта получает возможность постоянного совершенствования продукта и работы над его улучшением)
  10. Стараться сделать рабочий процесс максимально простым, а ПО – простым и понятным
  11. Позволять членам команды (если разработчики могут сами принимать решения, самоорганизовываться и общаться с другими членами коллектива, обмениваясь с ними идеями, вероятность создания качественного продукта существенно возрастает)
  12. Постоянно адаптироваться к меняющейся среде (благодаря этому конченый продукт будет более конкурентоспособен)

Постигая Agile, в дополнение к обзору идей и правил обязательно ознакомьтесь с этим небольшим видео, где специалист по проектному управлению, консультант и бизнес-тренер Алексей Таченков рассказывает об основах системы.

Чтобы реально осуществить на практике вышеизложенные идеи и принципы, необходимо придерживаться нескольких правил. Только тогда Agile-менеджмент проекта может быть эффективен.

Ключевые моменты в применении Agile

Agile-методология основывается, в первую очередь, на визуальном контроле. Чаще всего участники проекта, работая над достижением результата, пользуются специальными цветными карточками. Один цвет сигнализирует о завершении планирования какого-то элемента конечного продукта, другой – о завершении его разработки, третий – о готовности и т.п. Визуальный контроль позволяет команде иметь наглядное представление о текущем состоянии процесса и гарантирует одинаковое видение проекта всеми ее членами.

Члены команды и клиент в большинстве случаев работают вместе и рядом. Благодаря этому существенно ускоряются многие рабочие процессы, которые связаны с информированием участников проекта. Кроме того, совместная работа способствует созданию здоровой атмосферы для плодотворного и эффективного сотрудничества и скорейшего достижения результатов.

Когда руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, исключается опасность недопонимания целей и утери информации. Все рабочие процессы становятся максимально прозрачными, а это значит, что любые возникающие проблемы можно разрешать практически моментально и находить лучшие варианты их решения.

Особое внимание нужно уделить руководителю проекта. Его нельзя назвать человеком, раздающим указания налево и направо. Руководитель здесь выступает скорее в роли лидера, который задает направление и определяет правила сотрудничества и работы. Другими словами, Agile-управление является адаптируемым.

Еще одним важным моментом Agile-методологии является разделение всего объема проекта на несколько более мелких составных частей. Такой подход многократно упрощает процесс разработки, а отдельные группы команды могут фокусироваться каждая на своей конкретной задаче.

Работая над одним циклом, участники проекта овладевают новыми навыками и получают новые знания, а также анализируют допущенные в процессе ошибки. Все это сводит вероятность совершения подобных ошибок в будущем (в следующих циклах и других проектах) практически к нулю.

И, наконец, последний значимый элемент подхода – это спринты и ежедневные встречи. Спринтами называются ограниченные конкретными сроками (дедлайнами) отрезки времени, в течение которых команда успевает выполнить определенные задачи. Именно благодаря спринтам команда может видеть результаты своих действий.

Если же мы разделим все время, отведенное на проект, на несколько спринтов, получим конкретное их количество; пусть их будет 15. Каждый спринт длится, к примеру, две недели. Вот как раз в течение этих двух недель (времени, отведенного на спринт) участники каждый день встречаются для обсуждения процесса и прогресса.

Ежедневные встречи не должны превышать 15 минут. Организуются они для того, чтобы каждый член команды дал себе же ответ на три вопроса:

  • Что я делал вчера?
  • Чем я буду занят сегодня?
  • Что мешает мне работать?

Ответы на эти вопросы позволяют держать под контролем процесс, понимать, на какой стадии находится каждый из участников команды, и устранять потенциальные проблемы на пути к цели. Если же обобщить, то внедрение Agile-методологии возможно, если соблюдается несколько условий:

  1. Четко обозначается значение проекта
  2. В процессе реализации активно участвует клиент
  3. Общий объем работ выполняется пошагово
  4. Ориентироваться следует на конкретный результат
  5. Численность одной рабочей группы: от 7 до 9 человек

В настоящее время проект-менеджмент с поддержкой Аджайл по большей части распространен в IT-сфере, однако и деловая сфера его начинает осваивать. Эта система применяется в обучении, маркетинге, бизнесе. Гибкое управление проектами берется на вооружение множеством компаний и государственных структур.

Примеры: правительство Новой Зеландии, правительство Нигерии, Норвежский пенсионный фонд, компания Return Path (программное обеспечение), компания Oreo (производство печенья), компания Aviasales (крупнейший поисковик авиабилетов), компания Hewlett-Packard (крупнейшая американская IT-компания), «Сбербанк» (наверное, знаете, что этоJ).

Эти и многие другие организации используют в работе самые разные методы управления проектами, основанные на Agile. И поговорить об этих методах не менее важно, чем о самой методологии.

Популярные методы управления проектами

Существует немало методов проект-менеджмента, которые применяются разными современными компаниями. Но самыми известными и востребованными среди них по праву считаются Scrum (Скрам) и Kanban (Канбан).

Метод Scrum

Среди всех методов системы Agile Scrum отличается тем, что делает основной упор на качественный контроль рабочего процесса. Впервые описавшие его японские специалисты по стратегическому менеджменту Хиротака Такуэти и профессор в области научно-технических знаний Икуджиро Нонака называют метод «подходом в рэгби», где Scrum является «борьбой за мяч».

Метод заключается в том, что разработка проекта разделяется на спринты, по окончании которых клиент получает улучшенное ПО. Спринты строго фиксируются по времени, и могут длиться от 2 до 4 недель. Рабочий процесс в одном спринте включает в себя несколько стадий:

  • Определяются объемы работы
  • Каждый день проводятся 15-минутные встречи, чтобы члены команды могли скорректировать свою работу и подвести промежуточные итоги
  • Демонстрируются полученные результаты
  • Спринты обсуждаются для поиска удачных и неудачных решений и действий

В большинстве случаев Скрам применяется в работе со сложным ПО и для разработки продукта с использованием инкрементных и итеративных методов. Благодаря ему серьезно повышается производительность команды и сокращаются временные затраты на .

Scrum улучшает результаты, помогает адаптировать проект к изменениям, обеспечивает более точную оценку при меньших трудозатратах на анализ и позволяет эффективнее контролировать этапы работы и сценарий проекта. Все это как нельзя лучше соответствует бизнес-целям.

Метод Kanban

Канбан – еще один метод, делающий командную работу более результативной и продуктивной. Смысл его сводится к приданию процессу разработки максимальной прозрачности и равномерному распределению нагрузки среди участников проекта. Важная особенность Kanban еще и в том, что он мотивирует людей на постоянное сотрудничество, совершенствование и обучение.

Работа по методу Kanban выстраивается на нескольких принципах. Во-первых, вся информация о проекте должна быть визуализирована, что позволяет видеть накладки, ошибки и недочеты и активно их устранять. Во-вторых, работа над одной задачей должна вестись одновременно всей командой – это помогает сбалансировать усилия и получаемые результаты, исключает неравномерное распределение нагрузки. И, в-третьих, время на выполнение всех задач строго контролируется, благодаря чему оптимизируется процесс и экономится время.

В отличие от Скрам, Канбан обрел популярность намного позже, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств и не делает менее эффективным. Метод полезен как в IT-области, так и в бизнес-сфере.

Это лишь примеры основных методов управления проектами, основанных на Agile. Но не стоит пренебрегать и другими методами, такими как PRINCE2, Lean, Six Sigma, XP, CCPM, ECM, Waterfall и другие. К тому же у Аджайл, наряду с преимуществами, есть и некоторые недостатки.

Плюсы и минусы Agile

Постигая Agile, важно знать как о положительных, так и об отрицательных сторонах этой методологии. Начнем с плюсов.

В первую очередь стоит отметить, что Agile-управление очень гибкое. Если, например, традиционная методология указывает на конкретные этапы работы, то Эджайл легко подстраивается под потребителя конечного продукта и требования заказчика.

Собственно, и в конечном продукте число дефектов минимизируется, ведь он является результатом тщательной проверки качества, которая проводится по завершении каждого этапа-спринта.

Кроме того, Agile быстро запускается, легко реагирует на изменения, позволяет команде разработчиков и клиентов поддерживать постоянную связь в реальном времени. Преимущества очевидны, но давайте поговорим и о минусах.

Недостатки методологии состоят в том, что, во-первых, постоянная обратная связь может приводить к тому, что все время будет переноситься и дедлайн проекта, тем самым создавая угрозу бесконечно продолжающейся работы. Если заказчик видит, например, только результаты, но не имеет представления об усилиях, потребовавшихся для их достижения, он будет все время требовать улучшений.

Второй недостаток заключается в необходимости адаптировать под изменяющиеся условия проекта проектную документацию. При отсутствии надлежащего информирования команды об изменениях или дополнительных функциях документы с функциональными требованиями или архитектурой могут оказаться неактуальными на текущий момент времени.

Третьим существенным минусом Аджайл можно назвать необходимость в частых встречах. Они, конечно, способствуют повышению эффективности работы, но все же постоянное отвлечение членов команды может сказаться на процессе отрицательно, ведь внимание людей систематически уходит в сторону от решаемых задач.

Сюда же можно отнести такие вещи как необходимость в постоянном присутствии клиента, невозможность выстраивать долгосрочные планы и потребность в мотивированных и высококвалифицированных специалистах. Кстати, последнее в огромной степени касается и внедрения Agile-управления в деятельность организации. И, постигая Agile, с темой ее внедрения тоже нужно познакомиться.

Внедрение Agile

Примеров внедрения Эджайл в работу компаний есть достаточно много. И практически все они говорят, что оно требует целого комплекса важных мероприятий.

Для начала выбирается конкретный метод, что зависит от условий проекта. Затем определяются задачи и цели, основной дедлайн и сроки спринтов, численность команды и другие составляющие работы над проектом. Важно подобрать метод, отвечающий максимальному количеству требований.

Как мы и сказали, для внедрения Agile необходима команда профессионалов. Все ее члены должны знать базовые идеи и принципы методологии и уметь их применять. Если в компании нет таких людей, сотрудников нужно обучить. Руководство компании, решившей перейти к использованию Аджайл, также должно четко понимать, готова ли организация к изменениям, можно ли применять систему к своим проектам и т.д. Чаще всего, чтобы ответить на эти вопросы, приходится обращаться к специалистам по Agile.

На следующем этапе приглашается человек, имеющий опыт работы с системой. Он демонстрирует ее, разъясняет суть спринтов и действий, функции членов будущей команды, особенности взаимодействия между ними и другие вопросы. И только после этого формируется новая команда, распределяются роли, задачи и обязанности, подбираются инструменты для ведения аналитики, отчетности и т.д.

Окончательным этапом будет первый опыт с Аджайл, т.е. первый проект с его использованием. Нужно понимать, что неизбежны ошибки, недочеты, нестыковки, отставания. Придется отказаться от одних инструментов и заменять их другими, возможно – менять роли между людьми в команде. Первый опыт – это процесс адаптации, причем адаптации двухсторонней: компания привыкает к методологии, а методология подстраивается под компанию.

Заключение

Подытоживая данный обзор, напомним, что теория и практика – это две разные вещи. Новые методики и технологии и их внедрение – это своеобразный вызов команде, и как прийти к большей эффективности – дело всегда индивидуальное. Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути.

Для реализации любого проекта обязательно придется что-то менять, искать новые решения, . Лишь подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия работы и требования заказчиков, можно найти верные способы действий. И гибкая методология управления проектами Agile может стать в этом деле верным помощником.

Методология Agile – термин, который сейчас у всех на слуху, но что за ним стоит? Является ли он панацеей проектного управления или это замена устаревшим методам? Применим ли он где-то, кроме IT? Ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое Agile

Agile (англ. «проворный, сообразительный») – философия, совокупность гибких подходов к разработке программного обеспечения, которые стали использовать для управления проектами. Гибкие подходы подразумевают, что продукт создают в результате итераций, заказчик формирует требования постепенно, причем изменения требований приветствуются даже на поздних стадиях разработки. Исполнение требований заказчика обеспечивают рабочие группы, которые состоят из специалистов различного профиля. Ключевые идеи и принципы Agile закреплены в Agile-манифесте.

«Agile» – это свод общих принципов, которые являются общими для ряда новых методов разработки и управления проектами, таких как SCRUM, экстремальное программирование, Канбан и ряда других, как противопоставление традиционному бюрократизированному и часто не отвечающему современным требованиям подходу. Но, кроме того, это и маркетинговый термин, зонтичный бренд, для синергии продвижения гибких методологий.

Подчеркну, что Agile – это не методика, а общие принципы. Несмотря на то, что в манифесте прописано, что Agile – это методология разработки программного обеспечения, гибкие методы можно применять к более широкому кругу задач и ее принципы используются везде, где существует высокая неопределенность конечного результата, критичны сроки и стоимость разработки.

Считается, что методы эджайл эффективны для организации труда небольших групп (которые делают однородную творческую работу).


Скачайте и возьмите в работу:

11. Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд. Так считают авторы и подписанты манифеста, поэтому в рамках всех гибких методик происходит делегирование разработки требований и решений на уровень команды. Добиться эффективной самоорганизации позволяет наличие общего интереса и согласие относительно целей и синергии в достижении этих целей сообща.

12. Анализ и адаптация к изменяющимся условиям, постоянный поиск способов повышения эффективности работы. Это та самая гибкость, о которой заявлено в названии подхода и к которой должны стремиться все разработчики в рамках концепции методологии Agile.

Agile SCRUM

SCRUM (читается как «скрам») – термин из регби, примененный для названия наиболее структурированной на данный момент методики гибкой разработки Agile. В спорте – это командное и высокоинтенсивное действие по достижению результата – получение мяча для последующей атаки, которое длится короткое время. Для такой фазы игры из-за ее высокой травматичности используются лучшие и самые подготовленные игроки команды, а если таких игроков по какой-то причине не хватает (из-за удаления, например, или травмы) scrum не проводится.

В России методология получает все большее распространение. В основе scrum лежат так называемы спринты – жестко фиксированные и небольшие по времени итерации работ, в течение которых необходимо разработать и предоставить конечному пользователю работающий продукт с новыми, относительно предыдущего спринта, возможностями. Длительность спринта жестко фиксируется, и определяет гибкость и предсказуемость процесса разработки, чем короче спринт – тем выше гибкость и предсказуемость, но повышается относительная стоимость каждой иттерации, также возрастают затраты времени на планирование и проведение встреч с заказчиком и внутри команды.

Очень важным элементом этой гибкой методологии является бэклог продукта (backlog) – список структурированных по степени важности технических и бизнес-требований к финальной версии продукта, из которого берутся задачи для каждого следующего спринта, этот список может пополняться по мере реализации проекта и уточнения параметров.

Новый функционал разрабатываемого продукта для очередного спринта определяется на этапе планирования, после чего составляет бэклог спринта (Sprint Backlog), который не изменяется на всем его протяжении.

Методология предусматривает также структуру ролей в проекте:

  • Scrum-master – посредник между заказчиком и командой;
  • Product Owner – представитель заказчика, задачи которого - формировать и приоритизировать Product Backlog, и принимать промежуточные результаты спринтов;
  • Team – команда проекта, в которой нет отдельных ролей, она является самоорганизующейся системой из кроссфункциональных мотивированных профессионалов.

Зачем Agile финансистам

Ключевые достоинства методологии управления проектами Agilw для финансистов:

  • возможность экономии средств на длительной проработке проектной документации;
  • высокий уровень контроля над бюджетом (

Гибкая методология разработки (от англ. - Agile software development) - манифест, определяющий способ мышления и содержащий основные ценности и принципы, на которых базируется несколько подходов (фреймворков, от англ. framework - каркас, структура) к разработке программного обеспечения (хотя в последнее время идет тенденция и попытки применения гибкой методологии разработки к иным направлениям деятельности, не только в части информационных технологий), подразумевающих под собой интерактивную разработку, периодического (динамического) предоставления (обновления) требований от Заказчика и их реализацию посредством самоорганизующихся рабочих групп, сформированных из экспертов различного профиля (разработчики, тестировщики, внедренцы и т.д.). Такой перевод Agile, как "гибкая методология разработки" не совсем корректен т.к. обычно Agile не называют методологией, а вот подходы на основе данного манифеста и есть методологии, но с точки зрения Agile их называют - фреймворки. На данный момент существует множество фреймворков (методологий), подходы которых базируются на гибкой методологии разработки, например такие, как: Scrum, Extreme programming, FDD, DSDM и т.д.

Определение с точки зрения BPM CBoK [от англ. - Guide to the Business Process Management Common Body Of Knowledge]. Agile - Одна из методологий итеративной и пошаговой разработки ПО, в противоположность традиционной линейной методологии «водопад». Методология гибкой разработки определяет систему методов проектирования, разработки и тестирования на протяжении всего жизненного цикла ПО. Методы гибкой разработки (например, SCRUM) основаны на оперативном реагировании на изменения за счет применения адаптивного планирования, совместной выработки требований, рационализации самоорганизующихся кросс‑функциональных групп разработчиков, а также пошаговой разработки ПО с четкими временными рамками. Этот подход используется во многих современных проектах разработки коммерческого ПО.

В основе гибкой методологии разработки лежит либерально-демократический подход к управлению и организации труда команд, члены которой сконцентрированы на разработке конкретного программного обеспечения.

За счет того, что разработка программного обеспечения с применением гибкой методологии определяет серии коротких циклов (итераций), с длительностью 2-3 недели, достигается минимизация рисков т.к. по завершению каждой итерации Заказчик принимает результаты и выдает новые или корректирующие требования т.е. контролирует разработку и может на неё сразу влиять. Каждая итерация включает в себя этапы планирования, анализа требований, проектирование, разработку, тестирование и документирование. Обычно одной итерации не достаточно для выпуска полноценного программного продукта, но при этом по окончании каждого этапа разработки должен появляться "осязаемый" продукт или часть функционала, которую можно посмотреть, потестировать и выдать дополнительные или корректирующие меры. На основе проделанной работы, после каждого этапа, команда подводит итоги и собирает новые требования, на основании чего вносит корректировки в план разработки программного обеспечения.

Одной из основных идей Agile, является взаимодействие внутри команды и с заказчиком лицом к лицу, что позволяет быстро принимать решения и минимизирует риски разработки программного обеспечения, поэтому команду размещают в одном месте, с географической точки зрения. Причем в команду входит представитель заказчика (англ. product owner - полномочный представитель заказчика или сам заказчик, представляющий требования к продукту; такую роль выполняет менеджер проекта от заказчика или бизнес-аналитик).

История выпуска Agile манифеста

«Манифест гибкой методологии разработки программного обеспечения» был выпущен и принят в феврале 2001 года (штат ЮТА США, лыжный курорт The Lodge at Snowbird) группой экспертов. Данный манифест определяет 4 основные ценности и 12 принципов для методологий, базирующихся на нем, а также дает альтернативное видение подхода к разработке программного обеспечения в отличие от крупных и известных методов и методологий, но не является сам по себе методологией. Обычно Agile сравнивают в первую очередь с "методом водопада" ("waterfall"), т.к. на момент выхода манифеста, именно "метод водопада" являлся основным при планировании разработки программного обеспечения. В разработке и выпуске Agile манифеста принимали участие представители следующих методологий:

  • Adaptive software development (ASD)
  • Crystal Clear
  • Dynamic Systems Development Method (DSDM)
  • Extreme Programming (XP)
  • Feature driven development (FDD)
  • Pragmatic Programming
  • Scrum

Собственно данные методологии гибкой разработки существовали и до выпуска манифеста. Сам же выпуск манифеста дал новый толчок к развитию гибких методологий, заложил основы, можно сказать конституцию гибкого подхода к разработке программного обеспечения.

Agile-манифест разработки программного обеспечения:

Основной метрикой agile-методов является рабочий продукт. Отдавая предпочтение непосредственному общению, agile-методы уменьшают объём письменной документации по сравнению с другими методами.
Это привело к критике этих методов как недисциплинированных.

Мы постоянно открываем для себя более совершенные методы разработки программного обеспечения, занимаясь разработкой непосредственно и помогая в этом другим. Благодаря проделанной работе мы смогли осознать, что:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану

То есть, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.

Авторы манифеста:

Kent Beck, Mike Beedle, Arie van Bennekum, Alistair Cockburn, Ward Cunningham, Martin Fowler, James Grenning, Jim Highsmith, Andrew Hunt, Ron Jeffries, Jon Kern, Brian Marick, Robert C. Martin, Steve Mellor, Ken Schwaber, Jeff Sutherland, Dave Thomas

Основополагающие принципы Agile-манифеста:

Мы следуем таким принципам:

  1. Наивысшим приоритетом для нас является удовлетворение потребностей заказчика, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.
  2. Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки. Agile-процессы позволяют использовать изменения для обеспечения заказчику конкурентного преимущества.
  3. Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.
  4. На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.
  5. Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
  6. Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
  7. Работающий продукт - основной показатель прогресса.
  8. Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно. Agile помогает наладить такой устойчивый процесс разработки.
  9. Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
  10. Простота - искусство минимизации лишней работы - крайне необходима.
  11. Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.
  12. Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.

Критика Agile

Agile плохо описывает процессы управления требованиями, можно сказать, что такое понятие просто отсутствует т.к. гибкая методология разработки не подразумевает под собой долгосрочного планирования (планирование осуществляется на краткосрочную перспективу), как следствие пропущен шаг формирования плана развития продукта или другими словами дорожной карты продукта. Т.к. планирование краткосрочное (на ближайшую итерацию разработки), а Заказчик по окончанию каждой итерации принимает продукт и выставляет новые требования, сам продукт может поменяться в корни, а выставляемые новые требования зачастую противоречат структуре и архитектуре продукта уже поставляемого клиентам. По большому счету, в случае, если Заказчик не до конца понимает, что хочет увидеть в итоге (конечный продукт), а понимание приходит во время разработки (это случается в 90% случаев), процесс разработки превращается в формализованную и легализованную бюрократию т.е. продукт дорабатывается бесконечно, пока не кончаются деньги, или заказчик не переключается на другой продукт. Справедливости ради, необходимо заметить, что Заказчик знает на что идет и сам решает, платить за разработку продукта или нет, по большому счету команда разработчиков просто выполняет требования заказчика. Однако, реально, в работе это приводит к хаосу, срыву сроков и авралам, что порождает новые требования, которые меняют не в лучшую сторону продукт. Более того, снижается качество разрабатываемого продукта, т.к. Agile определяет подход к разработке, в рамках которого необходимо быстро тушить пожары, наиболее простым и быстрым способом. Код пишется не соблюдая требований платформы, на которой разрабатывается продукт, появляется множество обходных решений и дефектов, а такая конструкция не очень устойчива и не безопасна, растет негодование клиентов от частых сбоев в работе программного обеспечения. Бизнес на выходе получает потери, падает качество планирования.

Некоторые эксперты Agile ассоциируют больше с подходом по совершенствованию уже готового продукта, нежели разработки нового. Сторонников много у гибкой методологии разработки, ровно, как и противников. Последние в свое время даже выпустили Anti Agile Manifesto. Далее в ознакомительных целях, мы приводим содержание двух, наиболее популярных манифестов, противоречащих основному манифесу Agile:

Anti-Agile манифест (необходимо отметить, что данный anti-agile манифест на самом деле противоречит не самому Agile, а скорее одному из фреймворков, основанном на принципах Agile - Scrum т.к. в манифести используются термины именно из этого фреймворка):

Через нас прошло множество консультантов и мы провели огромное количество часов на встречах и совещаниях по гибкой методологии. Опираясь на данный опыт, мы поняли, что Agile, это просто запудривание мозгов, потому, что:

  • эпики (epics) - это просто проекты
  • пользовательские истории (user stories) - это просто сценарии использования (use case)
  • спринты (sprints) - это просто работа
  • стенд апы (stand-ups) - это просто совещания
  • итерации (iterations) - это просто версии
  • бэклоги (backlogs) - это просто список дел
  • скорость команды (velocity) - это просто результаты
  • и эти задачи (tasks) - это реально, просто задачи

Таким образом, в то время, когда термины слевой стороны предлагается рассматривать как новаторские, меняющие подход к разработке, они просто являются расплывчитыми понятиеми терминов справа.

Разновидность методологий гибкой разработки

На основании ценностей и принципов, определенных в Agile Manifesto были сформированы следующие гибкие методологии разработки:

  • Agile Modeling (AM) - данный подход в основе своей определяет процедуры моделирования (в т.ч. проверка модели кодом) и документирования в рамках разработки программного обеспечения. В меньшей степени описаны процедуры проектирования и построения диаграмм на UML. также не затронуты области разработки, тестирования, управления проектом, развертывания и сопровождения.
  • Agile Unified Process (AUP) - унифицированная версия методологии RUP (IBM Rational Unified Process), которая была сформирована Скоттом Амблером. AUP определяет модель создания программного обеспечения в рамках бизнес-приложений.
  • Agile Data Method (ADM) - набор итеративных методик гибкой разработки программного обеспечения, в рамках которых делается упор на формирование требований и решений посредством сотрудничества различных кросс-функциональных команд.
  • Dynamic Systems Development Method (DSDM) - итеративный и инкрементный подход, базирующийся концепции быстрой разработки приложений - Rapid Application Development (RAD), упор в котором делается на максимальное привлечение конечного пользователя к разработке программного продукта.
  • Essential Unified Process (EssUP) - подход, разработанный Иваром Якобсоном (Ivar Jacobson), содержит в себе методы итеративной разработки программного обеспечения, с упором на архитектуру продукта и наработанные практики команды (по сути заимствованные из RUP, CMMI и Agile Development). Идея заключается в том, что вы используете только те практики и методы, которые применимы в конкретной ситуации. На основе выбранных методов и практик определяется целевой процесс. В отличие от RUP, где все практики и методы взаимосвязаны, в данном случае появляется гибкость и возможность вычленить из всего доступного объема именно необходимые элементы (методы и практики).
  • Extreme programming (XP) - идея экстремального программирования заключается в том, чтобы использовать уже имеющиеся лучшие практики в области разработки программного обеспечения, подняв их на новый (экстремальный) уровень. Например в отличие от обычной практики, когда один программист последовательно проверяет написанный код за своим коллегой, в экстремальном программировании данная проверка осуществляется параллельно, что увеличивает скорость выпуска продукта, но и риски тоже.
  • Feature driven development (FDD) - основное ограничение, которое накладывается в рамках данного подхода, это "каждая функция должна быть реализована не более, чем за две недели". Т.е. если реально разработать функцию за один присест, то это хорошо, в противном случае данная функция должна разбиться на несколько и реализовываться постепенно.
  • Getting Real (GR) - в рамках данного подхода исключены процедуры функциональных спецификаций, использующийся для веб-приложений. Разработка начинается от обратного, изначально разрабатывается интерфейс и дизайн, а потом сама функциональность.
  • OpenUP (OUP) - данный подход определяет итеративно-инкрементальный метод разработки программного обеспечения. Разработан на основе RUP. В рамках данного метода определен жизненный цикл разработки (фаза запуска, фаза уточнения, фаза разработки и передачи заказчику). Благодаря определенной этапности и контрольных точек, повышается эффективность контроля и мониторинга хода реализации проекта, как следствие своевременное принятие решений по проекту.
  • lean software development - данный подход основан на концепции бережливого управления производственным предприятием (lean production, lean manufacturing).
  • Scrum - один из самых распространенных подходов гибкой разработки программного обеспечения, определяет правила управления процессом разработки с применением существующих практик разработки. Упор осуществляется на вовлеченность Заказчика в процесс (возможность после каждого этапа менять или уточнять требования к создаваемому продукту), что позволяет вовремя определить отклонения и внести необходимые изменения.

Однажды в Россию на завод по сбору автомобилей знаменитой корпорации Тойота приехал топ-менеджер.

Его поездка носила обучающий характер. Он должен был научить руководящий состав основам бережливого производства, созданию эффективной команды и, конечно же, правильной сборке современных, крутых автомобилей.

В основе всего лежала agile методология. Но то что он увидел на совещании повергло его в шок…

Происходила следующим образом. Генеральный директор слушал доклад руководителей департаментов, делал себе пометки.

Когда дело дошло до обсуждения планов будущего развития и устранения проблем, директор предложил начальникам департаментов высказать свои идеи.

Начался гул, обсуждения, препирательства. Руководитель по маркетингу начал спорить с руководителем по продажам.

Так прошло минут 15. И тут директор с криком “Демократия кончилась, теперь снова диктатура!” начал раздавать распоряжения, который подчиненные стали усердно записывать в свои ежедневники.

Гость из Японии от увиденного смог вымолвить всего одну фразу: “Но это же не agile управление проектами.

Ведь у нас на заводе любой рабочий может остановить конвейер во время работы и внести свои корректировки в его работу.

Я уж не говорю про идеи на планерках…”. На что генеральный ответил: “Да, это не принципы аджайл! В России такие гибкие методы не работают!”.

Ну не работают они…

Скорей всего у Вас тоже в голове сейчас крутится вопрос: “Что же это за загадочная такая фраза?”.

Вот и разберемся в этой статье, насколько принципы аджайл управления применимы к России, к малому бизнесу и как они помогут Вам увеличить продажи.

Виноваты программисты

Знаете как раньше разрабатывался любой программный продукт? Целиком. Конечно и сейчас так создают, но не продвинутые компании.

То есть ранее была определенная структура, пройдя которую на свет получался итоговый программный продукт. Выглядела она следующим образом:

  1. Идея;
  2. Техническое задание;
  3. Создание дизайна;
  4. Программирование;
  5. Тестирование;
  6. Запуск итоговой версии.

Однако в этих 6-ти шагах существовали значительные пробелы. Все трудности возникали из-за жесткой последовательности данной структуры и невозможности внедрения новых идей на каком-либо из этапов.

В результате при создании дизайна или программировании, новые идеи просто приходилось игнорировать.

Иначе нужно было бы переделывать все техническое задание заново, что существенно удлиняло сроки работы, либо значительно повышало стоимость процесса.

И тогда программисты начали изменять подход к работе: начали проводить мини-тестирования для получения обратной связи на каждом этапе, чтобы внести правки сразу, даже в еще неготовый продукт.

А также стали запрашивать обратную связь от заказчика еще до сдачи ему финального продукта.

Эксперименты показали отличные результаты и были признаны крайне удачными (качество продуктов стало гораздо лучше, заказчики оставались довольны, а программисты стали укладываться раньше сроков).

Такой подход к работе стал называться “гибким” за то, что на любом этапе работ в создание продукта можно было внести изменения для получения идеального решения.

Чтобы привести все подходы по управлению проектами (а к тому моменту их накопилось уже более десятка) к единому знаменателю, вся команда основателей (17 человек), которые разработали и внедрили различные “гибкие методы”, собрались вместе.

Они выяснили, что хоть по-разному и видят сам процесс разработки продуктов, но идея того, что он должен быть гибким проглядывалась у всех.

Именно это собрание в горной деревушке Сноубёрд в феврале 2001 года и считается зарождением методологии agile (кто-то даже называет это философией).

Поскольку в большинстве своем эти люди были программисты, то результатом собрания был выпуск “Манифеста гибкой методологии разработки программного обеспечения” (по английски Agile Manifesto) и принципов Аджайла.

В связи с тем, что у программистов с применением данной философии и принципов начали появляться весьма отличные результаты, то и многие организации стали переходить на применение этих подходов.

Коротко и по делу

Как и у любая философия, agile методология имеет свои ценности. Не все, в условиях реалии, с ними согласятся, но если бы Вы создавали компанию мечты, то она точно придерживалась бы такой философии:

  1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
  3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
  4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Принципы, упоминающиеся в манифесте Agile. Просто прочтите, поймёте чуть дальше.

  • Удовлетворение клиента за счёт ранней и бесперебойной поставки ценного программного обеспечения;
  • Частая поставка рабочего программного обеспечения (каждый месяц или неделю, или ещё чаще);
  • И много еще подобных.

“Что за чушь я только что прочитал? Ни слова не понял!”. Думаю у Вас такие сейчас мысли.

Скажу честно, что такое Agile как методология (а также что написано в манифесте) я сам понял далеко не сразу, книги и статьи давали поверхностное описание, пока я не увидел всё это на практике.

Поэтому я сэкономлю Вам огромное количество времени и расскажу коротко и по делу.

Agile - это название методологии, в которой крупный проект разделяется на несколько мелких частей, каждой из которых присваивается свой срок завершения.

Данный подход очень сильно напоминает мне , за исключением одного. В декомпозиции не учитывается вовлеченность всей команды.

На примере всё ясно

Чтобы Вам было проще всё понять, на примере хлебозавода я покажу разницу.

Для этого я сначала расскажу о заводе, у которого нет методологии, а потом о заводе, который внедрил этот метод управления. Переходим к примеру.

Обычный хлебзавод в России

Генеральный директор дает задание технологу разработать новый вид хлеба. В лучшем случае технолог пойдет в , чтобы они провели исследования.

Но, как правило, такие идеи возникают не от желания потребителей, основанных на маркетинговых исследованиях, а на желании самого директора.

После исследований технолог разработает хлеб на свой вкус и приносит его директору.

Он пробует новый продукт и решает - наградить технолога словами “Молодец. Держи бублик” или сказать “Нет. Переделывай”.

После утверждения пекарям выдают технологические карты для запуска продукта в производство. Далее продавцам для реализации - испеченный хлеб.

Это обычный подход в России, работники просто получают указания, а оценку производит один (иногда несколько) человек.

Agile-хлебзавод в России

Генеральному директору приходит идея разработать новый сорт хлеба. И вот здесь начинаются чудеса.

К созданию продукта привлекут не только технолога и маркетинг, но и продавцов, логистов, поваров/кондитеров и … даже реальных покупателей.

В данной команде будет полностью отсутствовать иерархия (кроме генерального директора) и результатом работы будет не награждение конкретного сотрудника, а получение нового сорта хлеба, который будет раскупаться покупателями.

Причём, в течение всего процесса все сотрудники оценивают результат и выдают обратную связь для его улучшения.

ВНЕДРЯТЬ ИЛИ ПОСЛАТЬ

Если говорить кратко, то главный плюс в том, что такой подход помогает компании быстро перестроиться и создать конкурентный продукт, который нужен и нравится покупателям.

Что в результате хорошо скажется на продажах, сэкономит массу времени и отведёт от ошибок.

Однако, при прочтении первой половины статьи можно сделать вывод, что agile методология подходит только для айти-компаний.

Но это в корне не верно. В России эту методологию активно использует:

  • Банк “Альфа-банк”;
  • Сеть пиццерий “Додо пицца”;
  • Бухгалтерский сервис “Кнопка”.

И если с “Альфа-банком” все понятно, большая компания, у них есть ресурсы и люди для внедрения инноваций в свою систему.

То с “Додо пицца” и “Кнопка” всё намного интереснее, ведь компании небольшие. И по моему мнению именно одним из факторов их успеха стал этот подход.

В результате внедрения аgile Вы можете получить массу плюсов (о минусах позже), которые помогут Вам стать компанией-лидером на рынке. И вот одни из этих привилегий:

  1. Благодаря применению “гибких” подходов возрастает качество получаемых результатов;
  2. Результаты получаются гораздо быстрее и эффективнее за счет чего экономится время и затраты;
  3. Компания лучше адаптирована к изменениям (даже непредвиденным) и конкуренции;
  4. Создание проектов происходит более планируемо и контролируемо;
  5. Компания может создавать продукты, которые будут ждать и покупать их потребители.

Внутренняя работа

Единственный вопрос, на который я долго искал ответ, как же тогда происходит работа в agile-компании.

Понятно, что каждый сотрудник работает на результат, внося свои предложения. Но как это все выглядит изнутри? По книжкам этого не понять.

Вернемся к нашему любимому хлебозаводу. И к их старой задаче - выпустить новый сорт хлеба. Для реализации задачи у них была следующая последовательность:

  1. Вводные данные. Директор рассказывает какой сорт хлеба он в идеале видит, а также рассказывает калькуляцию по нему, которая экономически выгодна предприятию.
  2. Обсуждение идеи. Команда, состоящая из технолога, поваров, логистов, маркетологов и продавцов начинает обсуждение данного проекта.

    Повара, технологи и логисты предлагают выгодные продукты, маркетологи говорят о конкурентах, а продавцы рассказывают какие пожелания обычно высказывают покупатели.

  3. Тестирование. Все идеи и знания суммируются в тестовый рецепт. Данный рецепт выпекается небольшой пробной партией для получения по нему обратной связи на закрытой дегустации среди обычных покупателей (!!!).
  4. Сбор обратной связи. Покупатели едят хлеб и высказывают свои пожелания. На основании этого в тестовый рецепт вносятся изменения и доработки. Финал.

Эти этапы могут продолжается снова и снова, пока не получается совершенный сорт хлеба, которым будут довольны все: маркетологи, повара, логисты, технологи, продавцы, покупатели и, конечно, сам директор завода.

Да, теперь все отлично

Хочу себе

Возможно после прочтения статьи у Вас появилось желание (особенно если Вы занимаетесь производством) внедрить гибкие методологии управления проектами в свой бизнес.

И Вы думаете, что agile это то, что Вам так нужно. Ведь так можно создать что-то новое, поистине инновационный продукт.

Тогда сразу предупрежу Вас и отвечу на несколько вопросов, которые у Вас есть.

Это топ-5 вопросов, которые задают себе все собственники, когда видят эту методологию.

Подходит малому бизнесу? Если Вы не выпускаете постоянно новые продукты или не реализуете постоянно новые проекты, а работаете на “старом”, то с большей долей вероятности НЕТ.

Легко ли внедрить? Отвечу вопросом на вопрос: А легко выучить иностранный язык? Философию нельзя быстро внедрить в компанию. Ее нужно внедрять пошагово и в течение довольно долгого времени.

Бизнес процессы в компании изменятся? Да, полностью и кардинально. Изменятся отделы и люди в них, планерки поменяют свой привычный характер, должностные обязанности станут совершенно другими.

Как станут работать люди? Совершенно по-другому. Если они раньше работали только над одной задачей, то теперь им придется работать и принимать участие в целом процессе, вплоть до нескольких проектов.

А это означает исключительно работу в команде и более широкий кругозор.

Кто должен быть начальником? Прозвучит непривычно, но в agile-компаниях нет начальников.

Это прежде всего кураторы-помощники, которые организовывают людей в совместные команды для более эффективной работы.

Не ответил на Ваш вопрос?! На этот случай есть внизу комментарии, напишите его там и я совершенно бесплатно дам Вам рекомендацию. Нам важно, чтобы Вы были на 100% довольны.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 29 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

Подводные камни

Как и у любого инструмента улучшения работы бизнеса, есть подводные камни. И они на первый взгляд не так заметны.

Их осознают компании только после внедрения. Поэтому заранее “Пожалуйста” за то, что спас Вас от потери денег и времени.

Аджайл - не инструмент

Аджайл это даже не методология, хотя я часто называл её так в тексте. Это философия, по которой соглашается жить компания.

А для внедрения философии в жизнь нужны правила, шаблоны и инструменты. Они называются фреймворками.

Сюда включается или Скрам (инструменты управления). О каждом инструменте в дальнейшем мы конечно же напишем статьи, но Вы должны понять, что аджайл это прежде всего философия, принятая в компании.

Команда

Для большинства людей в нашей стране (я сейчас говорю про привычный российский бизнес) работа в команде будет непривычна.

Они привыкли получать индивидуальные указания и отчитываться за их выполнение. Соответственно KPI каждого конкретного специалиста с внедрением аджайл нужно будет отменить.

И именно команда будет оценивать вклад каждого конкретного специалиста в проект. А это очень сложно, если у Вас не топовые спецы своего дела.

Чужой нос

Личного пространства в компании больше нет. Из серии - я к тебе не лезу и ты ко мне не лезь. Этого больше нет.

Если будет происходить работа в команде, то продавцы хлеба могут задавать вопросы почему он добавил в сорт ту или иную добавку, ведь покупатели ее не любят.

Это и плохо (непривычно), и хорошо, так как зачастую свой взгляд замыливается.

Оплата

Самое интересное. В аджайл не принято платить людям фиксированную зарплату, так как успех компании зависит от степени участия каждого конкретного сотрудника.

Оклад если и есть, это больше из серии, чтобы человек не умер с голоду. Всё остальное по результату.

Текучка

Она будет, причем существенная. В нашем обществе не принято работать в команде и получать деньги за конкретные результаты (хотя в последнее время ситуация меняется).

Поэтому Вам придется постараться, чтобы найти специалистов, которые разделят философию, внедренную в Вашей компании.

Коротко о главном

Для кого все таки подойдут методы управления проектами agile? Для больших компаний или для маленьких? На самом деле и для тех, и для других.

Большие компании от них “молодеют”, становятся более подвижными и менее бюрократичными, небольшим же компаниям они дают мощный рывок.

Ведь Вы перестаете работать по-старинке, а Ваши сотрудники перестают думать (и работать) как большинство Ваших конкурентов.

Так же аджайл требует персонала, который будет вовлечён. И даже при условии, что в работе будут задействованы все, при больших проектах на выходе Вы всё равно получите экономию времени и повышение качества продукта.

Но повторюсь, при условии, что Вы постоянно реализуете новые продукты или проекты.

Казалось бы, актуальность на лицо. Я же предлагаю Вам пойти другим путем. Не рубить с плеча.

Начать внедрять принципы аджайл как делаем это мы, постепенно. Начать подключать разных специалистов к реализации разных проектов. И на своём опыте говорим, эффективность у нас заметно выросла.