Готовый анализ урока по фгос в начальной школе. Анализ урока по фгос (выступление на педагогическом совете)

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Анализ урока учителя начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века») в рамках педагогического совета: Обеспечение качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Тема: «Царства природы. Грибы».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с царством грибов
Задачи:
- познакомить учащихся со строением гриба,
-учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Урок учитель начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.
Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, учитель настроила детей на виртуальное путешествие в мир природы. Предложила отправиться в некоторое царство. Не в тридевятое царство, а в царство природы.
Опираясь на ранее приобретённые знания о признаках живой природы и внешнем строении растения, ученики «выходят» на тему «Грибы».
Этому способствовала одна из форм игровых технологий – загадка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, Шляпа есть, нет головы. (Гриб).
Учитель ставит проблемный вопрос:
- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?
При помощи наводящих вопросов учитель добивается того, чтобы дети сформулировали тему и цель урока.
Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию учителем современных педагогических технологий. Учитель предлагает кратковременный проект, подсказывает источники информации.
Она предложила 3 варианта ответа. Поставила задачу – доказать истинность или ложность высказывания, опираясь на уже имеющиеся у детей знания.
Работая в парах, дети сделали вывод, что грибы - это особое царство живой природы.
Учитель применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для выявления особенностей материала урока.
На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, муляж гриба,)
Принцип научности (учитель давал дополнительный материал, дети оперировали научными понятиями, работали с Атласом – определителем) (для получения новых знаний),
Принцип доступности прослеживался в подборе материала. После рассмотрения муляжа гриба, учитель предлагает отыскать информацию в учебнике. Ставит вопрос:
Что нового вы узнали? Учитель опять же не дает материал в готовом виде, а побуждает добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. В результате работы дети узнали строение гриба, что такое грибница.
Учитель умело использует игровые технологии. На этапе обобщения она провела тематические игры: «Грибница или плодовое тело», Инсценировку «Сказка Благородный гриб», игра «Сбор грибов» сопровождалась загадками, которые развивали мыслительную деятельность. Здесь еще один удачный момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык).
Подберите однокоренные слова к слову гриб. _
Удачно подобрана физминутка, она соответствовала теме урока.
В течение урока преподносился дополнительный научный материал, который вызывал интерес.
Работая в парах из предложенных вариантов, детям удалось составить правила сбора грибов.
В результате практической работы учащиеся поняли, какое отношение плесень имеет к уроку? После наблюдения плесени под микроскопом они узнали, что еще есть грибы – плесневые.
Делают вывод: грибы бывают шляпочные и плесневые.
Заключительным этапом проверки знаний был письменный экспресс - опрос.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности,
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. (Смайлики)
Домашнюю работу учитель дала дифференцированно - по группам.
В конце анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их совместно под чутким руководством учителя.
Урок соответствует требованиям ФГОС
Учителю удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

Включение начальных классов в общую образовательную парадигму, обусловленное реформированием системы обучения детей, затронуло все аспекты ведения педагогической практики - от порядка планирования и организации занятий до системы оценивания достижений школьников.

В свете этого особенно актуальным является утверждение порядка проведения анализа уроков начальных классов по ФГОС - реализации аналитического процесса, который позволяет:

  • систематически контролировать качество учебно-воспитательного процесса, целесообразность использования различных педагогических методов и приемов;
  • определять ценностные ориентиры и установки, а также факторы, которые могут препятствовать воплощению принципов системно-деятельностного подхода;
  • способствовать последовательному профессиональному росту учителей начальной школы.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Проконтролируйте, как учителя проводят самоанализ уроков - воспользуйтесь шаблоном в журнале «Справочник заместителя директора школы»

Скачайте шаблон

Анализ урока в начальной школе по ФГОС: основные требования и особенности

Уроки, которые разрабатываются согласно новым требованиям ФГОС, имеют ряд существенных отличий от традиционных форм занятий. В связи с этим аналитическое оценивание такого урока будет иметь ряд отличительных особенностей, с которыми нужно ознакомиться, а также узнать, как выглядит рабочая карта эксперта. Принципиальным отличием современных занятий от традиционных является то, что куда большее количество внимания педагогом должно уделяться самостоятельным умозаключениям детей, их личному мнению и активному участию в уроке.

Анализ открытого урока в начальной школе по ФГОС, пример которого приводится ниже, значительно изменился с момента введения новых требований.

Согласно вновь принятым нормам, урок организуется с учетом следующих моментов:

  1. Тему занятия формулируют ученики, педагог лишь подводит детей к нужному выводу.
  2. Цель и задачи занятия также озвучивают школьники, опираясь на вопросы учителя и акцентирование ранее полученного образовательного опыта.
  3. В ходе планирования учебно деятельности педагог совместно с детьми проектирует пошаговое выполнение учебных действий - составляет план, необходимый для достижения целей занятия.
  4. На уроке выполняется организация индивидуальной, парной или работы в группах, консультирование учеников. Педагог выступает в роли советчика и помощника, оставляя учебную инициативу за детьми, но при этом направляя образовательную активность классного коллектива.
  5. В ходе урочного занятия реализуется самоконтроль, взаимоконтроль или иные регулятивные действия, способствующие осознанию детьми собственного уровня учебных достижений и актуальных образовательных требований.
  6. Ученики самостоятельно справляются с возникшими трудностями и исправляют ошибки.
  7. На завершающем этапе урочной деятельности школьники обсуждают свои успехи, оценивают результат своей работы и работы одноклассников; проводится рефлексия.
  8. Педагог задает домашнее задание, которое учитывает индивидуальные особенности детей, предполагающее разные уровни сложности.

Во время занятия педагог должен играть роль советчика, который помогает детям и консультирует их, но не навязывает им информацию на основании своего авторитета. В связи с обновленными требованиями к уроку изменился и образец анализа урока в начальной школе по ФГОС , который теперь должен учитывать новые составляющие занятия.

Педагогический анализ урока в начальной школе

Схема, разработка которой выполнялась в качестве образца анализа урока в начальной школе по ФГОС , имеет ряд характерных особенностей. Оценка занятия в соответствии с новыми требованиями должна включать наличие целей, действий, направленных на организацию учебного процесса, а также мотивацию учащихся, что особенно важно применимо к учащимся младших классов, у которых ввиду возрастного фактора акцентирование и удержание внимание остается проблемным моментом.

Конструктивно аналитическое оценивание урока реализуется в соответствии с экспертной картой, в которой должны быть указаны данные об учителе, проводившем открытый урок, наименование учреждения НОО, предмет, методкомплект и дидактические материалы, тема и дата проведения занятия. При анализе открытых уроков в начальной школе для педагогов с опытом и молодых специалистов используются разные типы экспертных карт, что способствует оптимизации планового мониторинга учебно-воспитательного процесса. Пример стандартизированного бланка, который содержит базовые критерии анализа, представлен ниже.

Образец схемы анализа урока в начальной школе

Структурные этапы анализа занятия по ФГОС На что следует обратить внимание Количество баллов
Цели и задачи При проведении первоочередно оценивается, насколько полно сформирована тема и задача занятия, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода выполняется в ходе мотивационного этапа через постановку учебной проблемы и актуализацию ранее изученного.
Дополнительно указывают, была ли достигнута цель занятия, сформулированная педагогам и представленная в документации по планированию, а также практические задачи, озвученные учащимися.
Общая структура занятия В рамках данного блока целесообразно оценить, какой тип занятия был выбран за основу (урок открытия новых знаний, урок систематизации изученного, комбинированный урок и т.д.), насколько структура соответствует поставленной цели, а также указать, удачно ли были определены и реализованы методы и приемы педагогической работы (способствовали ли они достижению практических задач).
Способы актуализации внимания учащихся и мотивации на активную учебную деятельность Ввиду того, что самостоятельная учебная деятельность учащихся становится основой успешного освоения знаний согласно ФГОС, данный аспект работы учителя начальных классов становится особо значимым. Этап актуализации ранее изученного и постановки учебных проблем базируется на раннем учебном опыте детей, поэтому в младших классах данный аспект может выражаться слабо или практически не учитываться, что следует учитывать при проведении анализа.
Соответствие урока требованиям ФГОС С целью оптимизации образовательного процесса важно поурочное оценивания действий педагога, направленных на реализацию стандартов нового поколения, а именно мер, предпринятых для развития не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся. Дополнительно оценивается использование современных методов обучения - ИКТ, метода проектов, исследовательских и экспериментальных методик.
Содержание занятия В рамках данного структурного блока целесообразно анализировать полноту и правильность изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей учащихся начальной школы, соответствие содержания занятия требованиям образовательных программ, реализацию практики создания «ситуаций успеха» и характер индивидуальной отработки ключевых навыков, обеспечение условий, при которых дети могут применить полученные знания на практике, а также обеспечение взаимосвязи между ранее полученным и новым учебным опытом.
Методика проведения урока Оценивается поэтапно, с учетом следующих компонентов педагогической деятельности:
  1. Основные методы организации образовательной работы на занятии, соотношение репродуктивных и продуктивных форм деятельности (оптимальный показатель определяет с учетом возраста учащихся, а потому для начальной школы остается минимальным).
  2. Оценить реализуемые учителем методы «открытия знаний» - поиск информации, опыты, наблюдение, сравнения.
  3. Соотношение диалогичной формы общения с классом к монологичным высказываниям учителя.
  4. Имеет ли место применение нестандартных учебных ситуаций, способствующих актуализации внимания детей и повышению эффективности учебной работы?
  5. Сформированность обратной связи с младшеклассниками.
  6. Сочетание различных форм учебной работы (групповой, парной, индивидуальной).
  7. Использование демонстрационных и раздаточных материалов, а также средств ИКТ с обязательным оцениванием их содержания.
  8. Применение приемов организации самоконтроля и само- и взаимооценки учеников.
Психологический анализ занятия С целью обеспечения оптимальных условий для формирования учебных компетенций учащихся начальной школы дополнительно требуется оценить:
  1. Принимать ли педагог во внимание уровень знаний и индивидуальные проявления личности каждого ребенка?
  2. Способствует ли реализуемая учебная активность общему развитию и формированию надпредметных компетенций?
  3. Обеспечивается ли последовательная интенсивность уровня сложности заданий и наращивания темпа их выполнения?
  4. Организуются ли во время занятия паузы, способствующие физической и эмоциональной разгрузке школьников?
  5. Соответствует ли объем и уровень сложности домашнего задания возрасту детей? Обеспечивается ли возможность для выбора задания с учетом способностей (дифференциация домашних упражнений)?

Работа над анализом уроков в начальной школе по ФГОС выполняется при взаимодействии учителя и экспертов. Экспертами, которые посещают открытые занятия и заполняют листы анализа, могут являться представители администрации МОУ, педагоги-психологи и иные педагоги, в том числе и из других учебных учреждений.

Предварительно важно ознакомить педагога с параметрами листа анализа для того чтобы он понимал, что именно от него требуется и по каким критериям будет оцениваться его работа. Если учитель ориентируется на системно-деятельностный подход, он сможет работать с листом анализа в полной мере.

Экспертная оценка может производится прямо на уроке. Если структура урока полностью соответствует требованиям карты, педагог получает максимальное количество баллов – 2. В том случае, если цели были реализованы частично или не достигнуты вовсе, в соответствующей графе выставляется оценка в 1 или 0 баллов.

Дополнительно следует отметить:

  1. Должностным лицам, уполномоченным оценивать занятия, недостаточно поставить баллы в соответствующей графе. Необходимо также предоставить дополнительные пояснения по каждому моменту урока и привести примеры корректности занятияпо ФГОС.
  2. Представители школьной администрации также обращают пристальное внимание на целесообразность УУД и их эффективность. Они оцениваются в зависимости от того, к какой они принадлежат группе – регулятивные, познавательные, направленные на воспитание ребенка, развитие его личностных качеств, коммуникации и т.д., а также от того, насколько они соответствуют целям занятия.

С результатами оценивания педагога можно ознакомить после того, как он произведет самоанализ. Нередко наблюдение за уроком и его анализ вызывает трудности не только у молодых экспертов, но и у специалистов с опытом работы, поэтому работе по саморегулированию следует отвести достаточно внимания.

При заполнении образца анализа урока по ФГОС в начальной школе эксперты в обязательном порядке учитывают многообразие вариантов проведения занятий и отдельно оценивают:

  • усвоение учениками новых знаний, развитие новых умений;
  • использование учениками универсальных учебных действий (УУД);
  • актуализацию усвоенных ранее знаний;
  • обобщение навыков и умений;
  • контроль деятельности учеников различными способами – самоконтроль и взаимоконтроль;
  • коррекцию знаний и их закрепление.

Оценочные листы анализа со времени накапливаются и позволяют оценить динамику учебной деятельности, успех реализации учебной программы, а также выявить проблемные моменты. Также листы анализа могут понадобиться для самообразования педагога, приобретения им новых знаний и умений или при прохождении курсов повышения квалификации.

Скачать пример экспертных карт для анализа урока по ФГОС
Скачать в.pdf

Как провести анализ посещенного урока в начальной школе

Основным пространством, в котором протекает деятельность учителя в школе, - это урочная деятельность во всех ее проявлениях. В свою очередь посещение урочных занятий с их последующим обсуждением является основной обязанностью представителей административного состава ОУ. Традиционная система внутришкольного контроля хорошо адаптирована к процессу плановому мониторингу занятий в старшей школе. Но как следует проводить анализ урока по конспекту в начальной школе в условиях, когда осуществляется повсеместное внедрение новых образовательных технологий? Этот вопрос остается предметом повсеместного методического обсуждения, что важно учитывать всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Администрация школы, методисты хорошо знают, как психологически сложно разбирать урок, даже если он удался. Если же занятия содержит принципиально много ошибок, то анализировать его еще сложнее ввиду возникновения неприятных профессиональных ситуаций. Ввиду того, что механизм анализа урока в начальной школе остается до конца не отлаженным, что связано со сложностью соотнесения возрастного фактора учащихся и принципов системно-деятельностного подхода, целесообразно упомянуть основные принципы ведения экспертной мониторинговой деятельности, к числу которых относится:

  1. Безоговорочное уважение к личностному достоинству педагога, что благотворно сказывается на профессиональном самоощущении даже в ситуациях ведения конструктивной критики.
  2. Создание атмосферы доверия, которая базируется на взаимодоверии и взаимоуважение.
  3. Проявление доверия к педагогическому потенциалу учителя, который ищет пути всестороннего развития детей посредством ведения экспериментальной образовательной деятельности.
  4. Поощрение достижений является обязательным.

Важно помнить, что анализ открытых уроков в начальной школе является одним из основных средств обучения педагогического состава МОУ системно-деятельностному подходу, реализация которого способствует повышению квалификации специалистов. Занимается этой работой, как правило, директор или заместитель директора. Вместе с тем умение анализировать свою деятельность позволит преподавателям заняться самостоятельным образованием, выявить проблемные места и способы их устранения. Поэтому принципы проведения экспертного мониторинга занятий должны быть прозрачными и хорошо известными как представителям административного состава ОУ, так и учителям.

Условия проведения конструктивного анализа урока в начальной школе:

  1. Оповещение учителя о времени и цели посещения урока осуществляется заранее, в порядке, предусмотренном внутренними локальными актами организации.
  2. Ответственный администратор или методист должен уточнить, понятна ли педагогу цель посещения занятия, если нет - доступно разъяснить ее во избежание недоразумений.
  3. Непосредственное проведение анализа урока выполняют не на перемене, а после окончания занятий. Такое организационное решение способствует созданию доверительной обстановки, когда проверяющий может справиться с мыслями и конструктивно, без лишних эмоций, оформить свои мысли и замечания, а учитель, в свою очередь, - справится с волнением и подготовиться к проведению самоанализа.

Модели и примеры анализа урока по ФГОС в начальной школе

Оценивание уроков происходит определенному алгоритму, выбор которого обусловлен не только структурными элементами урока, но и пониманием проверяющим лицом уровня квалификации и педагогического таланта ответственного педагога. При проведении анализа урока в начальных классах по образцу целесообразно выбирать одну из двух моделей организации экспертного мониторинга, особенности которых представлены ниже.

Традиционная модель анализа урока используется в случаях, когда администрация школы только знакомится с деятельностью учителя начальных классов, когда оценивается педагогический опыт специалиста, или когда реализуется фронтальная оценка деятельности педработников представителями методобъединения. В таком случае форма анализа не столь важна, главное - обеспечить реализацию мониторинговых целей, а именно организовать рефлексию наиболее и наименее успешных моментов занятия, как следствие - подвести педагогога к объективной и профессиональной самооценке.

  1. Были ли озвучены воспитательная, образовательная и развивающая цели занятия, насколько грамотно они реализовывались.
  2. Соблюдалась ли структура и хронометраж урока?
  3. Какие приемы использовались для мотивации детей к изучению нового материала? Были ли выбранные педагогические приемы успешными?
  4. Насколько проведенное занятие соответствует измененным требованиям ФГОС (учет новых стандартов образования, формирование у детей УУД, применение на уроке современных технологий обучения)?
  5. Соответствует ли материал занятия возрасту учеников и требованиям программы, является ли верным с научной точки зрения, связана ли теория с практикой?
  6. Как актуализируются знания детей, создаются проблемные и нестандартные ситуации, сделан ли упор на исследовательскую деятельность учеников? Сколько времени на уроке уделялось самостоятельной работе, какие методы познания были использованы, удалось ли получить обратную связь от детей?
  7. Какие средства и наглядные материалы оказались наиболее эффективными?
  8. Насколько сформировано у детей умение самоконтроля и самооценки?
  9. Удалось ли уделить достаточное внимание психологическим паузам и разрядке эмоционального состояния детей?
  10. Было ли выделено в структуре урока место для принципиально новых образовательных элементов?

На этапе заполнения бланка для анализа урока в начальной школе можно спросить у педагога, остался ли он удовлетворен проведенным занятием, что из выполненного понравилось больше всего и что хотелось бы сделать иначе, сколько времени потребовалось на подготовку и является ли работа в классе комфортной. Такие вопросы способствуют проведению рефлексии и повышают как эффективность оценочных действий, так и готовность учителя к ведению дальнейшего профессионального поиска.

Скачать схему анализа урока по ФГОС
Скачать в.docx

Вторая (узкоцелевая) модель методического анализа урока в начальной школе применима в случаях, когда необходима точечная индивидуальная работа с учителем с целью контроля актуального уровня педагогического мастерства и дальнейшего его усовершенствования. К основным задачам проверяющего должностного лица относится выявление приемов, способствующих повышению уровня мотивации учащихся на различных этапах урока, а также обсуждение целесообразности и эффективности используемых приемов работы.

Для большинства случаев, когда необходимо выявить уровень сформированности компетенций педагога в области инновационных приемов обучения и воспитания, в качестве экспертного листа может использоваться опросник такого типа:

  1. Как Вы считаете, важна ли мотивация для успеха учебной деятельности младших школьников?
  2. Каким средствами может достигаться активизация образовательной активности учащихся начальной школы на уроке (с учетом возрастных особенностей)?
  3. Бывают ли на Ваших уроках случаи, когда успешная мотивация повлияла на ход занятия и позволила обеспечить достижение поставленных целей?
  4. По каким критериям Вы бы могли оценить влияние мотивационной деятельности на общий ход урока?

Важно отметить, что использование дополнительных опросников, способствующих выполнению продуктивного анализа урока в соответствии с положениями ФГОС, целесообразно только в рамках оказания методической поддержки педагогам, имеющим большой опыт практической деятельности и стремящимся к реализации инновационных принципов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Для начала обозначим, что ФГОС — это Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, точнее свод правил и требований к современной системе обучения и знаний. Он преследует цель привести к единому виду весь учебный и подготовительный процесс на всей территории Российской Федерации.

Каждые 10 лет в нашей стране проходит перетурбация взглядов на перечень основ по просвещению населения. Познакомимся подробнее с последним выпуском ФГОС, который в корне отличается от классических методик преподавания.

Какие цели преследует новая система проведения урока?

Анализ всякого предмета сводится к проверке профессиональных навыков учителя, через призму его деятельности оценивается способность учеников овладеть принципами самостоятельного осмысления и пользования знаниями, заложенными в ходе преподавания. ФГОС стремится не усложнить работу наставника, а сделать её более систематичной, четкой и емкой. По итогам занятий студенты или школьники должны обретать качества разносторонней и инициативной личности.

Методические указания помогают учителю сформировать интересный и познавательный урок, а мягкий подход экспертной деятельности даёт возможность исправить ненужные ошибки в образовании. Для этого специалисты проводят полный анализ некоторых занятий, выявляя слабые и сильные стороны наставника, они определяют, на что именно обратить внимание, а что следует опустить в работе. Таким образом преподаватель разбирается в причинах плохой усваиваемости материала и берет ориентир на высокую результативность от мероприятия.

Какие возможности открываются перед учителями:

  • Умение правильно выбирать цели и задачи, для того чтобы ученики смогли логично к ним прийти в период урока.
  • Получение навыков выстраивания преподавания таким образом, что результат от работы будет максимальным.
  • Изучение методик емкого и познавательного донесения информации в начале предмета, получение в итоге практического применения как подтверждение усвоения материала полностью.
  • Обучение студентов/школьников гибкой адаптационной деятельности, самостоятельного характера, для дальнейшего умения применять знания в любой области.

Как должен быть построен урок согласно ФГОС?

Обратимся к схеме анализа занятия по ФГОС, в ней прописано, что каждый ученик должен научиться независимо от преподавателя формулировать тему текущего урока. Главной и приоритетной составляющей задачей наставника является выстраивание работы таким образом, чтобы дети самостоятельно пришли к пониманию материала.

Для решения имеющихся недоработок и корректного направления учителя, описывается план действий, согласно которому должно следовать занятие. Ученики в течение урока справляются с заданиями преподавателя по составленной схеме, используя общее, парное или самостоятельное исполнение прописанного.

В ходе наставления педагог выявляет сильные и слабые стороны студентов/школьников, анализирует полученную информацию и на её основании может выдать индивидуальные задания. Домашние упражнения выбираются за счёт личных возможностей каждого ученика и включает в себя как обычные, так и более сложные задачи.

Отличающейся от классического стиля проведения занятия формой проверки знаний ребят является рефлексия. Она подразумевает собой принципы самоконтроля и взаимоконтроля. Такой метод направлен на устранение ошибок, недочетов и недопониманий учениками в самостоятельной манере. Дети анализируют пробелы в знаниях одноклассников и свои собственные, тем самым закрепляя и совершенствуя умения и грамотность. На данном этапе ученики оценивают, как собственную деятельность, так и деятельность других ребят.

Во время урока педагог является для студентов/школьников звеном между теорией и практикой, отвечает на волнующие вопросы и наводит на правильные решения.

В конце занятия наставник задаёт косвенные вопросы, тем самым выясняет объем полученных знаний и степень их усвоения.

Схема анализа урока по ФГОС

Новые постулаты в системе проведения образовательного процесса прописаны в виде плана, который сильно разнится с методами классической школы знаний. Для каждого участника учебного дела анализ урока по ФГОС будет индивидуален. К примеру, имея совершенно иные мотивационные задачи, завуч должен также выделить цели проводимого с учениками мероприятия, организацию деятельности и способы убедительного влияния на школьников.

Для корректировки процесса обучения приглашается эксперты, которые по ходу проводимого урока заполняет схему анализа занятия по ФГОС. Рассмотрим основные пункты, оцениваемые специалистом:

  • Цели и задачи. В ходе уроке проверяется выполнены ли познавательные, наставнические и расширяющие кругозор мероприятия. Достигнута ли цель практического применения знаний в решении вопросов и упражнений.
  • План занятия. Оценивается структура проведения урока, из чего состоит, на сколько логично выстраивается подача материала, соответствует ли нормам ФГОС.
  • Содержание познавательного процесса. В данном случае эксперты смотрят на сопоставимость предметной темы с возрастом учеников. Подробно оценивается научный подход к донесению информации до школьников, является ли он рациональным. Приводит ли такой способ преподавания к самостоятельным действиям ребят, на сколько умело они могут применять знания на практике. Специалисты смотрят на использование педагогом методов проблемного обучения, на сколько ученики быстро находят выход из смоделированной ситуации.
  • Оценка психологической атмосферы во время урока. Для эксперта важной составляющей занятия является эмоциональный климат в коллективе и с преподавателем. Приоритеты ставятся на наличие пауз отдыха и переключение с одной деятельности на другую.
  • Мотивирующие мероприятия. Выявляется наличие в ходе урока исследовательской деятельности, практических опытов, перенос теоретической части в реальную жизнь.

Итоги

Главной задачей проведения анализа урока по ФГОС является приведение и стандартизация плана занятия под единые нормы для осуществления наиболее эффективного процесса обучения. В ходе мероприятия учителю будет легче выстраивать свою образовательную подачу, что повысит результативность познавательной деятельности и сократит число недопонимания учебного материала.

Полный анализ урока (пример)

    Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока. Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения). Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими. Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам). Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений. Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала. Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме «Обращение. Знаки препинания при нем». Учит работать с текстом, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное. Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий. Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке. Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями. Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием). Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда. В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.
Рекомендации:
    Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов. Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу. Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся. Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

В наше время все больше руководителей образовательных учреждений осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Специфика оценки успешности работы школы, ее руководства и отдельных педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении выделить необходимые аспекты в привычных позициях экспертизы. Подчеркну, что предлагаемые критерии оценки урока являются для вас лишь ориентирами. Полновесную психолого-педагогическую экспертизу урока должны проводить специалисты, обученные такой работе и владеющие необходимым диагностическим инструментарием.Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария - эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7–10 минут.4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог - тем более.13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; отсутствие времени на вопросы учащихся; необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.Поскольку посещение урока руководством - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ - сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Руководителю любого уровня - тем более самого высокого - необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, поведение детей и учителей), что сделанные заключения в немалой степени касаются не оцениваемых показателей, а психологической готовности класса и учителя к демонстрации своих достижений. «Эффект присутствия» смещает результаты как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому не стройте иллюзий или устанавливайте в классе вместо себя скрытую камеру! 2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока - и воздушная, и эмоционально-психологическая - это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.Задавайте «открытые» вопросы («зачем?», «почему?») - и несколько «открытий» вам обеспечено !4. Фиксируя психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога, не забывайте о собственном выражении лица и целях своего визита на урок: или вы «педагогическое ГАИ», больше всего заинтересованное в назначении штрафных санкций, или опытный советчик, помогающий получить обратную связь и избежать ошибок в работе своих коллег.Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.5. Проверяя, как заботятся о здоровье учащихся педагоги, искренно поинтересуйтесь, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Напомните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!» И не забывайте о собственном здоровье!

Методика оценки урока с точки зрения сохранения здоровья учеников

Позиции, по которым идет оценка

Степень трудности предмета учтена при составлении расписания

Режим проветривания соблюдается

Температурный режим соблюдается

Продолжительность урока соответствует возрасту

Стиль общения

Либеральный

Демократичный

Психотравмирующие ситуации на уроке

Позиция учителя

Взрослый

Родитель

Физкультпаузы

Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости

Отмечена усталость

Положительный эмоциональный настрой

Оценка результатов:7-10 баллов – высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;4-6 баллов – средний уровень;0-3 балла – низкий уровень.

Карта посещения урока

Типовая карта посещения урока состоит из четырех частей.

В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.

Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:

Фиксировать ли ему только основные этапы урока;

Фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;

Детально конспектировать ход всех этапов урока.