Храм считался домовой церковью именно. Домовые церкви самарских богаделен

Первой владелицей села Зюзино была боярыня Морозова - известная раскольница. После конфискации, имение долгое время оставалось дворцовым. Во времена своего царствования Петр I пожаловал село одному из своих соратников - Борису Прозоровскому.

На тот момент в Зюзине уже стояла деревянная церквушка.

История храма Бориса и Глеба в Зюзино в Москве

В 1688 году по заказу Прозоровского возводится новый храм - храм во имя Бориса и Глеба в Зюзино.

Постройка была выполнена в барочном стиле и состояла из двух ярусов: нижний, зимний, был освящен во имя князя Владимира; верхний, летний, - в честь святых Бориса и Глеба.

Замысел довольно прост: подвиг святых мучеников стал возможен благодаря взрастившему их отцу, князю Владимиру.

Правда, строительство храма Бориса и Глеба в Зюзино затянулось, поэтому и его освящение состоялось довольно поздно. Если нижний ярус освятили в 1688 году, то верхний - только в 1704 году.

Архитектура храма немного скромнее привычного московского барокко: на окнах отсутствуют наличники, грани здания венчают небольшие фронтоны. Пышности добавляют, пожалуй, роскошные лестницы, ведущие в летнюю часть церкви.

В 1879 году к храму Бориса и Глеба пристраивают колокольню, которая сужается кверху в форме шпиля и имеет очень необычную, даже причудливую форму.

В советское время храм благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино постигла участь многих культовых построек того времени - в 1938 году его закрывают.

Но если многие святыни, как могли, оберегали местные жители, стараясь спасти хоть какую-то их часть, то храму в Зюзино не повезло вдвойне.

Люди сами вскрыли замки, разобрали на дрова роскошный иконостас, сохранившийся в храме с момента его возведения, вынесли двери и оконные проемы. Колокольня со временем стала разрушаться. Храм постепенно приходил в упадок.

В 50-х годах церковь Бориса и Глеба реставрировали, после чего, в ней разместили мастерскую по обработке драгоценных камней.

В здании памятника истории сделали перепланировку, колокольню снесли за ненадобностью. После мастерской в церкви размещался архив одного из Министерств СССР.

Долгое время храм Бориса и Глеба в Зюзино не удавалось передать православной общине. Главным аргументом являлось то, что здание разрушено не до конца, поэтому может быть использовано под другие нужды.

И все же, в 1989 году передача церкви в Зюзино состоялась. Сначала освятили нижний ярус храма Бориса и Глеба, через год - верхний.

Реставрационные работы длились довольно долго, но на сегодняшний день можно говорить об их окончании. Храм в Зюзине продолжает жить своей законной религиозной жизнью. Рядом с ним возвели здание для воскресной школы, действующей с 2005 года.

Храм Бориса и Глеба в Зюзино расположен по адресу: Москва, Перекопская, 7 (станции метро Каховская или Севастопольская).

Вконтакте

Имение, в котором располагалось село Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство храма велось в 1688–1704 годах.

Нижний, теплый храм во имя благоверного князя Владимира был построен и освящён уже в 1688 году; верхний, летний, во имя благоверных князей Бориса и Глеба - только в 1704 году.

Дмитриева Ирина , CC BY-SA 3.0

В 1938 году храм был закрыт. В конце 1950-х годов началась его первая реставрация, после которой в нём разместили мастерскую по обработке алмазов.

В 1979 году началась новая реставрация, после чего в храме разместился архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР.

Сержант Пеппер , CC BY-SA 3.0

В 1989 году храм перешёл православной общине Севастопольского района, был освящён и начал действовать.

С 2005 года при храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Архитектура

Изначально на этом месте располагался старый, деревянный храм. Новый храм был построен в стиле .

November 5th, 2014

На дворе "сладкий" ноябрь. На сердце - беспросветная мгла. Жизнь моя - бесконечная череда рождений и смертей. Каждое очередное рождение - пробуждение серым утром на матрасе на полу квартиры на шестом этаже в доме на юге Москвы. Смерть - засыпание на том же самом матрасе двенадцать (тринадцать) часов спустя. В промежутке между рождением и смертью - моя жизнь. Туалет. Кухня. Улица. Метро. Музей. Интернет. Доллар растёт. Рубль падает. За окном темнеет. Идёт дождь...

Когда жизнь становится уж чересчур однообразной, и нет сил её немедленно изменить, я запираю свой дом на ключ и иду фотографировать храмы.


Двухэтажный храм в стиле "московского барокко", "под звоном", в селе Зюзино был построен боярином Борисом Ивановичем Прозоровским по проекту, предположительно, Якова Григорьевича Бухвостова, автора аналогичной по архитектуре Троицкой церкви в Троице-Лыково. Нижний, зимний храм, освящённый во имя святого равноапостольного князя Владимира, начал действовать в 1688-ом году; верхний, летний, во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба - в 1704-ом (замысел подобного освящения понятен - подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба был взращён отцом их, Владимиром).

Здание храма кирпичное, в плане крестообразное, на арочном подклете. Украшено скромнее многих барочных церквей того времени: наличников на окнах нет, грани восьмерика разделены фигурными колонками и увенчаны небольшими резными фронтонами. Колонки украшают и междуоконное пространство второго яруса. Окна нижнего яруса утоплены в широкие ниши. С юга и запада на второй этаж ведут высокие лестницы на арочных сводах. В 1879-ом году к храму была пристроена небольшая колокольня оригинальной формы.

В XIX веке Борисоглебская церковь была причислена к памятникам архитектуры и упомянута как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Её макет выставлен в Центральном археологическом кабинете при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре.

Два последних священника, служившие здесь перед закрытием - братья Александр и Леонид Харьюзовы (по другим данным - отец и сын, Александр и Николай). Александр был арестован в 1937-ом, Леонид - в 1938-ом. В том же году закрыли и храм. Местные жители, вскрыв замки, унесли на дрова ценнейший резной иконостас - ровесник храма - и всё, что можно было сжечь. Чудом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн (сегодня они хранятся в музее "Коломенское").

В конце 1950-х годов храм отреставрировали и устроили в нём мастерскую по обработке алмазов с гальванической ванной, расположенной в нижнем алтаре. В 1979-ом году, после очередной "реставрации" (в ходе которой была снесена колокольня), место алмазной мастерской занял архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР. Купол храма был превращён в двухэтажное помещение с лестничными маршами.

В 1988-ом году встал вопрос о возвращении храма верующим. Альтернативой для местных властей было открыть в нём "Центр восточной медицины". В администрации района говорили так: "Если бы храм был совсем разрушен, его можно было бы отдать верующим, а так он нам ещё послужит". Тем не менее, в 1989-ом году церковь заново освятили и передали православной общине. В 1990-ом году началось её восстановление.

Мозаичная икона с Борисом и Глебом над западным крыльцом храма.

Кто такие святые Борис и Глеб? Сколько раз слышал про них, но ни разу - в деталях.

Борис и Глеб (в крещении - Роман и Давид) - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены, византийской царевны Анны из Армянской (Македонской) династии, убитые в 1015-ом году, в ходе борьбы за царский престол, кем-то из старших братьев - то ли Святополком Окаянным, то ли Ярославом Мудрым. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Согласно общепринятой, канонической версии, Борис и Глеб были убиты по приказу Святополка, видевшего в младших братьях нежелательных претендентов на царский престол. Вначале Святополк разделался с Борисом (на реке Альте, неподалеку от Киева), затем с Глебом (где-то под Смоленском), а потом ещё и с третьим братом, Святославом (в районе современного города Сколе Львовской области). После этого "окаянный братоубийца" воцарился в Киеве, но уже в 1019-ом году был изгнан оттуда четвёртым братом, Ярославом - бежал к печенегам и, по данным "Повести временных лет", сошёл с ума и умер неизвестно где ("между ляхы и чахы").

Правителем Киевской Руси стал Ярослав, что и дало основание для появления второй, альтернативной версии этой истории, согласно которой за убийством Бориса и Глеба стоял именно он, - Ярослав подрядил варяга Эймунда с дружиной убить младших братьев (об этом читаем в исландской "Саге об Эймунде"), а потом свалил вину на Святополка, которого также вскоре убил. Многие исследователи биографии будущих святых поддерживают эту версию, ссылаясь на летописи, хранящие память о том, что Ярослав и другие родственники князя Владимира отказались признать Святополка законным князем в Киеве, и лишь Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались чтить его, как отца. Убивать своих союзников при таком количестве врагов Святополку не было никакого смысла.

Так это или не так, никому скорее всего узнать уже не удастся. Одно можно сказать с изрядной долей уверенности - каждый из братьев в этой истории получил своё: Ярослав - государство, как самый умный, расчётливый и беспринципный; Святополк - второе гражданство и смерть на чужбине, как ярый, но недальновидный оппозиционер; а Борис с Глебом были причислены к лику святых - как без вины виноватые, пострадавшие больше всех. У нас в России много таких.

Зюзино (Скрябино, Скорятино) - старинное подмосковное село, на протяжении веков переходившее от одного знатного боярского рода другому. Предположительно, его первыми владельцами были Скрябины - "московский сын боярский Скрябин из рода Травиных", казнённый при Иване III, в результате дворцовой интриги.

В конце XV века (то есть как раз при Иване III) селом владеет Андрей Зюзя-Шетнев из знатного рода тверичей, в середине XVI века - Василий Григорьевич Зюзин, опричник Ивана Грозного, после него - стрелецкий голова Фёдор Челюскин, затем (с 1627-го года) - князь Алексей Юрьевич Сицкий, умудрившийся послужить при дворах Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и Лжедмитрия II.

В 1644-ом году усадьба перешла в собственность боярина Глеба Морозова, который построил здесь первую, деревянную церковь Бориса и Глеба. Его жена - боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова (именно она изображена на знаменитой картине Василия Сурикова) - сочувствовала раскольникам и нередко (особенно после смерти мужа) принимала в своём имении в Зюзино протопопа Аввакума.

В 1666-ом году владения Морозовой были конфискованы, село стало дворцовым. В 1684-ом году оно было пожаловано князю Василию Фёдоровичу Одо́евскому, в 1687-ом - боярину Борису Ивановичу Прозоровскому, соратнику Петра I. Именно при нём была построена ныне существующая Борисоглебская церковь.

С 1785-го года Зюзиным владеют Бекетовы. Деревянный дом Прозоровских они перестраивают в каменный, двухэтажный, с центральным двухсветным залом. Симметрично по сторонам дома возводят два флигеля. Последний владелец из рода Бекетовых, Пётр Петрович, не оставил прямых наследников, и имение после его смерти снова начинает "ходить по рукам". В середине XIX века, при Балашовых, Московский университет использует жилые постройки усадьбы в качестве летних дач для своих сотрудников. Некоторое время спустя построенный Бекетовыми господский дом разбирают на части и используют как материал для дачного строительства.

В 1861-ом - 1918-ом годах село Зюзино было административным центром Зюзинской волости Московского уезда, образованной в ходе Крестьянской реформы. На севере волость граничила с Москвой, на северо-востоке и востоке - с Нагатинской и Царицынской волостями, на юге - с Подольским уездом, на западе - с Троицко-Голенищевской волостью.

В справочной книжке 1890-го года отмечалось: "Зюзинская волость почти полностью состоит из садоводов, воспитывающих вишни, сливы, яблоки; деревья для устройства английских садов. Жители имеют свои питомники, вывозят на Цветной бульвар поздней осенью и раннею весною молодые деревья для торговли; они разводят всех сортов клубнику, малину, кружовник; занимаются обширною посадкою картофеля и отчасти посевом зернового хлеба: ржи и овса".

В 1873-ем году в Зюзино проживало четыреста сорок три (443) жителя. В 1885-ом году здесь был открыт кирпичный завод.

В 1960-ом году бывшее село вошло в черту Москвы и быстро исчезло под натиском городской застройки.


Храм в начале XX века. Справа от южного крыльца - неказистая колоколенка на четырёх столбах...


Утраченный иконостас.


...а вот, что от неё осталось к началу 1980-х (не так уж и мало). Сооружение действительно стояло на проходе - неудивительно, что его снесли.


Зюзино, конец 1940-х годов. Справа - флигель усадьбы Бекетовых и верхняя часть храма Бориса и Глеба.


Флигель усадьбы Бекетовых, конец 1980-х годов.

Зюзино славилось своими садами - в его оранжереях вызревали даже цитрусовые! Ещё одной достопримечательностью усадьбы считались солнечные часы, устроенные, вероятно, при Бекетовых. Часы были уничтожены в XIX веке, вместе с господским домом.

На заднем плане - флигель усадьбы Бекетовых, единственная, кроме церкви, сохранившаяся до наших дней постройка бывшей усадьбы. Февраль 2015-го года.

Перекопская улица (на фото), на которой стоит храм, была образована в 1965-ом году из 1-го Зюзинского проезда и прилегающих улиц. Название своё получила по Перекопскому перешейку в Крыму - месту исторических сражений в годы ВОВ. В этом районе Москвы много улиц, названных в честь украинских городов и местечек.