Как быть другом ребенку? Быть другом своему ребенку – труднее, чем быть родителем Как стать опорой для ребенка.

Каждый родитель, воспитывая ребенка, хочет, чтобы отношения в семье складывались хорошо. Для многих дружба с детьми является важным фактором благополучия семьи. Однако нередко родители забывают о том, что дружба требует выстраивания особых отношений, основанных на взаимоуважении, взаимопонимании, доверии и общих интересах.

В свою очередь, для ребенка дружеские отношения с родителями являются естественным желанием, ведь родители — первые и главные люди в жизни взрослеющего человека. Именно в отношениях с ними ребенок учится общаться и проявлять свои чувства.

Несмотря на взаимное желание быть друзьями, часто в детско-родительских отношениях возникают разногласия и взаимные недовольства.

Давайте рассмотрим основные причины и факторы, вызывающие их.

Причины разногласий в отношениях между родителями и детьми

1) Разница в возрасте.

Разница в возрасте влечет за собой множество сложностей: разные интересы, различный уровень интеллектуального и личностного развития, неравный опыт построения дружеских отношений. Все эти факторы требует от родителей нового взгляда на дружбу в отношениях со своим ребенком. Ведь для того, чтобы преодолеть эти барьеры в общении, нужно научиться подстраиваться, понимать и разделять интересы друг друга. Ребенок, общаясь с вами, как со взрослым другом, конечно, будет менять свое поведение, но главная ответственность на родителе — более зрелом и опытном партнере.

2) Следование привычным социальным ролям.

Дружба, как особый вид взаимоотношений, требует равенства. Но внутри семьи за каждым из ее членов четко закрепляется особый стиль поведения, основанный на следовании социальной роли: ребенок, взрослый, родитель, мама, папа и т.п. Каждая роль требует выполнения определенных функций, которые нередко мешают равенству. Например, функция родителя часто диктует необходимость контроля над ребенком, при этом родитель должен пренебрегать чувствами и желаниями ребенка. Умение выстраивать отношения, временно выходя из привычных ролевых стереотипов поведения, — очень важное условие для возникновения дружбы.

3) Неумение выражать эмоции.

К сожалению, не только дети, но и взрослые часто не умеют выразить свои эмоции правильно и своевременно. Это создает большую преграду для того, чтобы стать ближе, поскольку эмоции являются главным инструментом для взаимопонимания. Излишняя сдержанность взрослых мешает ребенку видеть естественную реакцию родителей на происходящие в отношениях события. Так же и ребенок, которому часто говорят «не плакать, как девочка», «не капризничать» и т.п. со временем научается скрывать свои чувства. Отсутствие искренности в результате мешает выстроить между ребенком и родителем дружеские отношения.

Несмотря на перечисленные причины, родители могут сделать все для того, чтобы нивелировать факторы, мешающие им дружить с собственными детьми. Если постараться, то можно добиться, чтобы ребенок чувствовал в родителях главную опору и поддержку, понимал, что родитель может быть для него хорошим другом, способным понять, поддержать и разделить радость и грусть.

Для этого важно соблюдать несколько правил и принципов.

Правила и принципы построения дружеских отношений с детьми

1) Взаимное доверие и искренность.

Каждый взрослый знает, что основу дружеских отношений составляет доверие. Важно, чтобы вы создали в семье такие условия, при которых ребенок сможет доверить вам самое сокровенное. Это не просто, когда ребенок привык считать, что за проступок родитель может наказать или отругать.

Старайтесь видеть значимые и эмоционально окрашенные события в жизни вашего ребенка. Именно в такие моменты вы очень нужны ему как друг, а не просто родитель. Когда он переживает их, выслушайте и спокойно вместе с ним разберитесь, что он чувствует и почему. Не давайте готовых советов, а лучше поделитесь своим опытом, расскажите истории из своего детства, связанные с подобными переживаниями. Это станет для ребенка главным ресурсом в преодолении сложностей. Почувствовав облегчение, ребенок обязательно оценит, что вы поняли его и, не осуждая, приняли его переживания. В будущем он будет знать, что вам можно доверять.

Но не забывайте, что доверие должно быть взаимным. Несмотря на возраст, ребенок вполне может понять и выслушать вас. Окажите ему доверие со своей стороны: расскажите что-то важное и личное, поделитесь чувствами, спросите, что ваш сын или дочь думают об этом. Это позволит ему почувствовать себя значимым в вашей жизни.

Благодаря таким беседам вы будете поддерживать эмоциональную связь с ребенком и чувствовать себя друзьями.

2) Учет интересов.

Мы уже упоминали, что основу дружбы во многом составляют общие интересы. Если обратиться к наблюдениям, то для ребенка с самого раннего возраста является естественным разделять интересы родителей. Дети стремятся участвовать в том, что делают их родители, — ходят с папами на рыбалку, помогают маме печь пирог, а папе — чинить автомобиль; с удовольствием вместе с мамой занимаются рукоделием.

А вот для родителей подобное разделение интересов ребенка может быть не таким простым. Однако это — необходимое условие для дружбы. Старайтесь проявлять заинтересованность в важных для ребенка занятиях — играйте вместе, смотрите его любимые мультфильмы, обязательно участвуйте в его спортивной и творческой жизни. Тогда он будет знать, что вы, как настоящий друг, всегда в курсе его дел, знаете, что он любит, а что нет; у вас всегда будут темы для разговора.

Попробуйте найти какую-то совместную деятельность, которая будет приносить удовольствие вам обоим: катайтесь на велосипедах, собирайте модели, рисуйте картины, украшайте дом самодельным декором, танцуйте.

3) Равенство.

Несмотря на разный возраст и особенности семейных ролей, для поддержания дружеских отношений важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость, был с вами на равных в решении каких-то вопросов. Это не означает, что вы теряете свой родительский авторитет и не можете принимать принципиальных решения. Но, ребенок, должен понимать, что его мнение, наравне со мнением взрослых, учитывается. Так, его дружеские чувства не будут оскорблены несправедливой дискриминацией.

4) Взаимоуважение и принятие.

Для развития дружеских отношений между детьми и родителями необходимо, чтобы они строились по принципу взаимоуважения и принятия. Каждый имеет свои недостатки, может ошибаться и быть в чем-то непонятным другому. Принятие друг друга такими, какие есть, является главным условием дружбы. Чувствуя себя любимым и ценным, ребенок будет испытывать к вам нежные чувства и обязательно ответит взаимностью.

Придерживаясь этих принципов в своем отношении к ребенку, вы можете рассчитывать, что ребенок будет считать вас другом. Это укрепляет родительские чувства, дает ощущение гармоничных и теплых семейных отношений.

И главное, не забывайте, что на примере дружбы с вами, ребенок учится дружить и с другими. Эти навыки обязательно пригодятся ему в жизни. Своим примером вы показываете, какими могут быть отношения между близкими людьми. Поэтому старайтесь просто радоваться друг другу, проводить больше времени вместе, открывать новое, делиться впечатлениями и чувствами.

Всем мамам и папам хочется, что ребенок воспринимал их не только как родителей, но и как друзей: мог делиться своими переживаниями и чувствами и откровенно говорить о том, что с ним происходит. «Я - Родитель» расскажет о том, чем отличаются и в чем сходятся родительская и дружеская роли, и каким образом их можно удачно совместить.

Родитель и друг: сходства и различия

Роли друга и родителя во многом похожи. И дружеское, и родительское отношение подразумевает взаимное уважение и доверие. Друзья всегда готовы выслушать, предложить пути решения сложившихся проблем и дать советы. Но в то же время друг не несет ответственности за наше здоровье и безопасность, поскольку эта роль априори отводится мамам и папам. Родители никогда не предложат ребенку пуститься в рискованное приключение или впервые попробовать алкоголь на вечеринке, в отличие от друзей, которые оказываются способными на это, не осознавая возможный риск. Как же можно совместить в процессе воспитания обе роли, не бросаясь при этом в крайности и не потеряв ? Давайте разберемся.

Уважайте своего ребенка: давайте ему право на выбор и будьте с ним честны

Взаимное уважение - это первый ключ к тому, чтобы стать другом своему ребенку. Уважать - значит, давать ребенку право на собственное мнение. Как вы интересуетесь мнением супруга, супруги или других членов
семьи - так же интересуйтесь и мнением ребенка. Не так важно, о чем именно идет речь: о планировании места проведения отпуска или выборе блюда, которое будете готовить на праздничный ужин. Дайте ребенку возможность озвучить его точку зрения и примите ее в расчет.

Однако одним только правом на собственное мнение взаимное уважение не ограничивается. Есть еще
честность - важный атрибут искренних дружеских отношений. Когда близкие люди что-то скрывают от нас, нам становится неприятно, поэтому перед тем, как утаить что-то от своего ребенка, задумайтесь: что бы почувствовали вы, будучи на его месте?

Взаимное уважение включает в себя также уважение к интересам и праву выбора другого человека. Вы же не перестанете общаться со своим другом, который любит рыбалку, даже если сами, находясь на природе, предпочитаете собирать грибы? Стать другом для своего ребенка можно, лишь предоставив ему право на (безусловно, в рамках дозволенного). Если вы хотите отдать ребенка в бокс, а он в восторге от танцев, пойдите на уступку и разрешите ему выбрать тот кружок, в который он будет ходить действительно с удовольствием, а не по принуждению.

Проводите с ребенком больше времени

Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное времяпрепровождение. Мама или папа, проводящие все вечера за компьютером и оставляющие ребенка заниматься своими делами в одиночестве, никогда не смогут стать для него настоящими друзьями, ведь дружба - это, помимо взаимного уважения, еще и время, которое друзья проводят вместе. Речь здесь идет не только об играх, но и о других видах семейного досуга: совместных прогулках в парке, выездах за город на пикники, посещении интересных выставок и театральных представлений, прогулках на велосипедах, роликах или коньках, просмотре хороших фильмов, приготовлении праздничного ужина и многих других. Все это способно сблизить вас и сделать ваши отношения более дружными и доверительными.

Слушайте ребенка, старайтесь понять его и поддержать в любой ситуации

В чем еще проявляется дружба? Согласитесь, что друг для нас, взрослых, - это в первую очередь человек, который способен выслушать нас в трудную минуту, оказать поддержку, дать . Точно так же нужно относиться и к трудным ситуациям в жизни собственного ребенка, если вы хотите стать для него другом. Даже если его проблемы кажутся вам незначительными, не стоит от них «отмахиваться» или говорить «разбирайся сам». Выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать, вникайте в его переживания, поддерживайте и помогайте разобраться в ситуации. Только тогда он начнет доверять вам.

Когда наши друзья выглядят расстроенными или озабоченными, мы всегда обращаем на это внимание и спрашиваем, что произошло. Поэтому если ребенок выглядит обиженным или сердитым, интересуйтесь, что послужило причиной его недовольства, начинайте разговор сами - не ждите, когда он придет и все расскажет вам. Так стоит поступать и когда дети чему-то сильно радуются: спрашивайте, что рассмешило ребенка или подняло ему настроение. Пусть он привыкает делиться с вами не только проблемами, но и позитивными эмоциями. Только при таких условиях возможна настоящая душевная близость.

Поощряйте идеи ребенка и хвалите его за них

Обосновывайте и объясняйте все запреты

Наконец, мы подошли к еще одному важному правилу. Помните о том, что вы несете ответственность за жизнь, здоровье и будущий характер своего ребенка, а значит, определенные запреты все равно имеют место быть. Родитель-друг - это не тот человек, который разрешает своему ребенку поздно вечером возвращаться без сопровождения из гостей или позволяет «смести» с полок все игрушки в магазине. Родитель-друг - это тот, кто объяснит, почему этого делать не стоит. Ключевое слово здесь - объяснит. Когда вы просто говорите категоричное «нет» или «нельзя», ребенок считает, что вы пытаетесь таким образом показать свой родительский авторитет или поступаете так просто «из вредности». Поэтому запреты всегда нужно обосновывать. Если вы просто одернули руку ребенка от горячей кастрюли - объясните ему, почему вы это сделали. И так стоит поступать с , даже если пускаться в длительные объяснения вам вовсе не хочется. Только тогда ребенок с первых лет жизни поймет, что определенный запрет - это не ваша личная прихоть, а способ обеспечения его безопасности или результат сложившихся жизненных обстоятельств.

Соблюдая приведенные выше правила, вы сможете стать для своего ребенка не только любящими и понимающими родителями, но и настоящими, близкими друзьями, которыми он будет гордиться и которым будет доверять.

Виктория Котлярова

Самое важное, прежде чем добиваться чего-либо - четко осознавать, что Вы хотите получить. Родители, выстраивающие дружеские отношения с детьми стремятся воспитать независимую личность без комплексов, получить доверие и уважение собственного ребенка.

Чтобы заслужить подобное отношение следует с пониманием относиться к малышу, давать ему все большую свободу, ограничится минимумом запретов. На мой взгляд - это действительно верно. И именно в этом отношении стремиться быть другом своему ребенку необходимо. В конце концов, здоровая семья и строиться на таких принципах.

Как заслужить доверие и уважение своего ребенка

Ребенок - это личность

Прежде всего, следует понимать, что ребенок - уже маленький человек и задача родителей направить его, помочь найти себя и свое место в жизни, определиться с собственными взглядами. Если мы чересчур опекаем малыша, одергиваем по мелочам, запрещаем знакомиться с окружающим миром - мы мешаем ему развиваться.

Стоит смириться с тем, что выводы, к которым придет подрастающая личность, будут отличны от мнения родителей в силу врожденного темперамента, особенностей развития и просто потому, что он - это не Вы.

Если малыш что-то хочет Вам рассказать - выслушайте, поговорите с ним, посмотрите построенный дом или новый рисунок, задайте вопросы. Помогите решить проблему, дайте совет, не относитесь к ней снисходительно. И напротив - старайтесь сами начать диалог с ребенком, поддерживая его в том ключе, который ему интересен.

Играть с ребенком - важно

Излишне говорить, что и взрослые чувствуют себя комфортнее среди людей со сходными интересами. Подобное окружение часто помогает раскрыть собственные таланты и способности. Все это еще более верно для ребенка. У родителей шире возможности - предложить новые правила, сделать игру полезнее и интереснее.

При этом необходимо не только навязывать свои правила, но и принимать условия малыша. У меня была одна ошибка - я все время пыталась трактовать то или иное действие с игрушками по-своему и сын очень обижался, что правил я не понимаю и на любое предложение следовал один ответ: «Нет».

Потом я стала просто задавать вопросы: «Как ты думаешь, что будет делать эта машинка? А может быть ей стоит поступить так?». И игра наладилась. Я приняла правила сына, и он стал принимать мои. Это наглядно показывает, что через совместную игру мы сами учимся взаимодействию со своим чадом.

Проявляйте уважение, как к равному

Это означает равно уважительное отношение к своим и его желаниям, стремлениям, взглядам. Прислушиваетесь к мнению ребенка и высказывайте свое. Если Вы не позволяете ребенку в чем-то вмешиваться в личное пространство родителей - заранее подумайте, в чем и мама с папой не станут вмешиваться в жизнь малыша.

Довольно абсурдно звучит, например, что ребенок выбирает маме платье. Так же и она не должна навязывать свою точку зрения малышу в отношении гардероба, интерьера его комнаты, игрушек, личных вещей и интересов. Мама может советовать, высказывать свою точку зрения, но не диктовать.

Не лишайте ребенка права голоса в общесемейных решениях: как провести выходной, куда поехать отдыхать, что приготовить на ужин и тд. Извиняйтесь, если оказались неправы или не выполнили обещание. Проявляя уважение к своему ребенку, Вы заслужите в его глазах такого же отношения.

Минимум запретов

По мере роста ребенка слово «нельзя» должно звучать все реже. Если малышу Вы можете запретить некоторые вещи, потому что он еще не способен понять, то чем старше ребенок, тем больше придется объяснять и договариваться без слова «нет». Запретами можно добиться послушания, но не понимания.

Кроме того, сложно воспитать независимую личность, если решать за ребенка, что можно и что нельзя. По мере взросления оставляйте все больше пространства для принятия чадом собственных решений. Так вы дадите ему понять, что доверяете и создадите условия для развития ответственности за свои поступки куда лучше, чем наказаниями.

Капля дегтя в бочке меда

Взаимное уважение и доверие - очень важные составляющие семьи. Но не является ли дружба между родителями и их детьми очередной утопией? Если под «дружбой» в данном случае понимать именно умение понять, принять, выслушать, помочь советом, то, конечно, дружба между родителями и детьми быть должна.

Но рассматривая этот вопрос родители, как правило, видят только одну сторону и не замечают другую. Дружба предполагает равенство во всем. Родители же просто не могут позволить себе подобного. Они вынуждены выполнять функции, которые не входят в понятие «дружбы».

Правила нужны

Взрослые в семье всегда сами устанавливают правила. Да, они могут от них отступить, могут изменить, но всегда решающее слово за ними. Какой друг будет устанавливать четкие рамки?

Да, об этих ограничениях можно сказать тактично, их можно объяснить, но снять полностью просто невозможно. Мы, взрослые, составляем детям режим дня, контролируем выполнение домашних заданий, распределяем обязанности в семье. Можем мы отказаться от подобного, чтобы достичь абсолютной гармонии и взаимопонимания?

Если отменить границы, устанавливаемые родителями, взрослый просто откажется от роли ведущего в отношениях, отнимет у малыша чувство защищенности и ориентир для подражания.

Родитель - формальный лидер

Еще один важный аспект, тесно связанный с предыдущим - это вопрос лидерства. Полностью отказываясь от любых авторитарных действий как то запреты, занудное напоминание об уборке и выполнении тех же уроков, мы полагаемся исключительно на выстроенные с ребенком отношения. «Он поймет, что так делать нельзя, поймет, как следует себя вести, будет брать пример», - примерно так рассуждают родители. Но в любом коллективе, будь то семья или группа друзей, есть лидер - формальный или не формальный.

Может наступить момент, когда у ребенка появится новый друг, который подаст другой пример и иную идею и родитель потеряет авторитет. Добровольно отказываясь от формального лидерства, мы можем создать ситуацию, когда родителям придется либо коренным образом менять свое поведение, чтобы защитить чадо, вызвав непонимание и недовольство с его стороны, либо остаться наблюдателями. Последнее абсолютно нормально, когда ребенок уже взрослый, но в случае с подростком может обернуться катастрофой.

Не лучше ли сразу сохранить за собой право быть и формальным лидером для малыша, постепенно сдавая свои позиции, чем потом оказаться бессильными перед дурной компанией или алкоголем? Ребенок должен знать, что так или иначе - последнее слово за родителями, и они определяют, какие решения он уже готов принимать сам.

Нельзя перекладывать свои проблемы на ребенка

Друзья делятся друг с другом проблемами и переживаниями, и как ни странно многие родители считают, что то же допустимо в отношении собственных детей. Но разве это так?

Да, с ребенком надо разговаривать, рассказывать о своих проблемах и помогать ему разрешить его собственные. Но имеет ли право взрослый делиться с ребенком абсолютно всеми проблемами? Разумеется, нет - если мама начнет рассказывать дочери о личных переживаниях в отношении с отцом, это вряд ли принесет пользу последней. Если взрослый начнет привлекать ребенка, даже подростка, к решению своих проблем, спрашивать совета, как заведено между друзьями, то продемонстрирует собственную несостоятельность, растерянность и слабость.

Для ребенка - родители это люди, на которых он полагается, его уверенность в себе напрямую зависит от них. Поэтому говоря о своих неудачах и сложностях, подавать их следует в виде: «проблема - решение». В противном случае Вы, конечно, будете другом своему ребенку в полном смысле этого слова, но отнимете у него ощущение защищенности, ориентир для подражания и можете нанести значительный вред психике.

Задача родителей - вырастить самостоятельную личность

Родители должны понимать, что не могут создать ситуацию полного равенства между собой и ребенком. И вполне нормально, что чадо, подрастая, будет искать понимания и поддержки не только у мамы с папой, но и у своих друзей-ровесников.

Устанавливая чересчур близкие отношения, полностью удовлетворяя потребность в общении и понимании, мы привязываем своих детей. И тут уже речь не идет о дружбе - это зависимость, потому что ни один друг не будет находиться с ребенком постоянно и под одной крышей.

Не стоит перегибать палку - ребенок должен знать, что у родителей есть свои интересы, свои друзья, свой круг общения. Так же и у него должен быть свой круг общения и личные интересы, которыми он не обязан делиться.

Говоря о дружеских отношениях с детьми, важно чувствовать грань между непосредственно дружбой и положением наставника. По мере взросления ребенка эта грань должна стираться, а отношения сменяться с авторитарных на демократические, но именно родители решают, когда и в каких аспектах. Не стоит гнаться за утопией абсолютного равенства - в данном случае оно ни к чему, просто будьте заботливыми и чуткими родителями.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Шрифт:

100% +

Марина Солотова
Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем

© Солотова М., текст, 2019

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

«Быть тебе, Солотова, педагогом!» – сказал мне директор школы в 1974 году. Я училась в 4-м классе. Тогда в школах было популярно шефство четвероклассников над теми, кто пришел учиться к их первой учительнице. Как только я подошла к этим малявкам, я сразу поняла, кем стану, когда вырасту. А директор школы, увидев, как гордо и торжественно я веду первоклашек в столовую, утвердил меня в этом решении, которое я не меняла уже никогда, даже если приходилось на время отвлекаться на другие дела.

С тех пор прошло больше 40 лет. И этих лет мне хватило на то, чтобы узнать о детях все или почти все. Я всегда дружила со своими ребятами и понимала их. А они – меня.

В 2000 году я работала учителем русского языка и литературы в тюменской школе № 11. В один прекрасный день я вошла в рейсовый автобус и хорошо поставленным голосом сказала: «Здравствуйте, садитесь!» Через минуту мне стало понятно, что пора уходить из школы.

Уходила я, конечно, не только из-за этого анекдота – просто уже тогда в школе мне многое не нравилось. Я стала журналистом на радио, потом – на телевидении, потом – главным редактором молодежного журнала.

Несколько лет я скучала по детям, хотя любила свою новую профессию. И тогда я придумала, как соединить эти две мои любви: я открыла школу для будущих журналистов.

В нашей школе учатся очень хорошие дети. Не потому, что мы их специально для себя выбираем, а потому что все дети на Земле – хорошие. Только не всегда учителя и даже родители это понимают. Наши хорошие дети из-за этого очень переживают, и все дети на Земле – тоже. Своим ученикам я помогаю справиться с этими проблемами. И у меня это получается.

Поэтому я решила, что могу помогать и остальным детям тоже. Понятно, что всем на свете помочь не выйдет, но кому-то – обязательно.

А помочь детям можно только в одном случае – если этого захотят их родители. Родители всегда хотят добра своим детям, но не всегда знают, как это можно сделать. Потому что быть родителями у нас нигде не учат. Это неправильно. Ведь быть хорошими мамами и папами гораздо важнее, чем высококлассными инженерами, программистами, артистами и даже космонавтами. Поэтому я решила написать книгу для родителей

Каждая буква в этой книге – опыт. Мой, моих подруг и коллег, родителей моих учеников, мам и пап, которые много лет приходят ко мне за помощью. Я искренне благодарю всех, кто делился и продолжает делиться со мной своими проблемами и находками, потому что это – драгоценности, попавшие ко мне в руки. Я собрала все эти драгоценности в один большой клад и с удовольствием делюсь им с вами.

Введение

Эта книга – не пособие по педагогике. Задачи педагогики – научить больших людей воспитывать маленьких людей. То есть делать так, чтобы маленькие люди стали честными, дисциплинированными, порядочными, трудолюбивыми.

Это не учебник по психологии. Задачи психологии – понимать сущность психических явлений и управлять ими; уметь использовать определенные знания, для того чтобы процесс воспитания был эффективным.

Эта книга о том, как любить своего ребенка, как с ним дружить и строить отношения. Это очень важная наука. Если ребенка не любить, если с ним не дружить и не построить отношений, никакого воспитания не получится. Возможно, случайно ребенок и вырастет честным, дисциплинированным, порядочным и трудолюбивым, но его родители от этого счастливее не станут.

Эта книга для родителей, и только для них. Здесь вы найдете набор специальных тайных знаний, которыми не должны владеть ни учителя, ни тренеры в спортивной школе, ни министр образования. Любовь, дружба и отношения не касаются посторонних людей, и они, посторонние, не должны в них вмешиваться.

Если вы держите в руках эту книжку, то у вас есть ребенок и вы поняли, что вы чего-то не знаете о том, как воспитать его правильно. Или еще не поняли, и тогда книжка, укажет вам на ваши возможные ошибки. Или ребенка вы только планируете и хотите подготовиться к встрече с ним заранее, чтобы этих возможных ошибок не совершить. В любом случае, я уверена, знакомство с книгой станет для вас полезным. Все, что вы прочтете, появилось не из воздуха. Я сама долго и радостно познавала науку воспитания – как человек, всю жизнь посвятивший детям, как мама чудесных сына и дочки. Слава богу, к тому времени, как у меня появились свои дети, я уже много знала о детях: о том, как с ними дружить, чему и как их учить, как стать для них опорой. И о том, чем наука воспитания собственных детей отличается от педагогики и психологии, которые я с удовольствием учила в педагогическом институте и даже получала по ним отличные оценки.

Вы держите в руках первую и, надеюсь, не последнюю часть учебника для родителей. Он научит вас, как вырастить счастливого ребенка. Учебник – это не просто книжка, поэтому в конце каждой главы есть задания для самостоятельной работы. Если вы хотите, чтобы изложенная здесь теория не осталась просто теорией, очень советую вам эти задания выполнять. Хотя бы пробовать.

Глава 1
Откуда берутся дети

Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.

Индийская пословица


Так откуда берутся дети? Не в том буквальном смысле слова, о котором мы все знаем. Давайте посмотрим шире. А если шире, то детей посылает нам Бог, или мироздание, или Вселенная, или судьба – кто на что учился. И посылает, между прочим, не насовсем, а во временное пользование.

Если бы дети были нашей частной собственностью, мы могли бы делать с ними все, что захотим. Вплоть до «я тебя породил, я тебя и убью». Но законодатели всего мира родителям этого, слава богу, не разрешают.

Дети – это не подарок судьбы, как некоторые думают. Подарок – это то, что можно поставить на полку, время от времени вытирать с него пыль, передарить, задвинуть в дальний угол, пользоваться им в своих интересах. От подарка можно отказаться. Его можно продать. (Есть, конечно, человеческие особи, которые и отказываются, задвигают в дальний угол и продают, но они точно эту книжку не читают, и поэтому я их в виду вообще не имею.)

Самое главное, что хорошо бы помнить родителям: ребенка дают нам на время, в долг. А долги принято возвращать. Тому, у кого взяли, потому что брать чужое – нехорошо, за это судят и наказывают. Свой долг мы возвращаем с процентами в виде здоровья ребенка, характера, нужных навыков и всего остального, что необходимо для жизни. Возвращаем таким, каким он нужен миру. А миру человек нужен счастливым, свободным, с развитыми талантами, данными ему от рождения, с собственным взглядом на жизнь и правом этой жизнью распоряжаться так, как человек посчитает нужным.

А вместо этого мы, родители, начинаем верить в то, что ребенок должен. Убирать за собой игрушки, чистить зубы, делать уроки, слушаться маму и папу… Стоп-стоп! Не надо закрывать книжку со словами: «Ну, все понятно. Сейчас мне расскажут, как вырастить урода, который ничего не хочет и не умеет!» О том, как воспитать в ребенке все необходимые умения, я обязательно расскажу в следующих главах. А сейчас поговорим о двух разных подходах к тому, откуда берутся дети. И зачем.

Вы заметили, как часто мы слышим слова: «Я рожала для себя»? Так, к сожалению, думает большинство родителей. Давайте еще раз вслушаемся: «Мы рожали его для себя!» Вдумаемся в абсурдность такого утверждения. Для себя покупают пылесос или рыбок в аквариуме. У каждого «для себя» есть определенная функция. Пылесос чистит ковер. Рыбки радуют и не должны, к примеру, мыть посуду. Мы заранее выбираем марку пылесоса и расцветку рыбок – те, что нас устраивают. По характеру, по особенностям ухода, по мощности, по окраске: чтобы и в кладовку помещались, и под обои подходили. Заводя их в доме, мы точно знаем, что пылесос рано или поздно сломается, а рыбки – умрут. О пылесосе мы не пожалеем, о рыбках погорюем и пойдем за новыми, к которым также привыкнем.

Что происходит, когда люди рожают детей «для себя»? Они наивно предполагают, что смогут легко «приспособить» ребенка под обои, т. е. под свои представления о том, как должно быть. Такие родители заранее придумывают сценарий своей жизни с ребенком. Вот он лежит в кроватке и гугукает в ответ маме. Вот малыш с аппетитом ест манную кашу и просит еще. Вот дочка с бантиками и в принцессином платье играет на рояле в филармонии. Вот она старательно моет посуду в чистом фартучке. Вот летом со всей семьей на море пьет коктейль из грейпфрутового сока с минералкой. Вот гуляет с собачкой. Вот на выпускном вечере танцует вальс с одноклассником из хорошей семьи и получает золотую медаль. Вот поступает на филологический факультет. Вот выходит замуж в фате длиной полкилометра. Вот приходит в гости с внуками, которые с аппетитом едят манную кашу… Мама и папа – режиссеры большого спектакля под названием «Жизнь». Сценарий написан, сценография утверждена, музыка заказана, роли распределены.

А дочка родилась, и очень скоро выясняется, что сценарий ей не нравится. Манную кашу выплевывает. Бантики носить отказывается. На рояле играть не хочет, а хочет стоять на воротах в футбольной команде. Посуду мыть не любит. Цитрусовые терпеть не может, а летом предпочитает ходить в горные походы с друзьями. Собачку не просит, потому что любит кошек и земноводных. На выпускной идти соглашается только в дырявых джинсах, а в аттестате четыре тройки. Учиться хочет на повара. А замуж выходить и внуков родителям рожать вообще не планирует лет до сорока. Но ведь сценарий же, мы же ее для себя родили! И начинается война. Мама и папа старательно впихивают дочь в заранее прописанные рамки и стандарты. Дочь в определенный момент начинает активно сопротивляться и мечтает об одном – поскорее уехать из дома. Или, если родителям удалось ее перекроить по своим лекалам, смиряется и послушно выполняет все указания режиссера, плача по ночам и мечтая, в принципе, о том же – сбежать. Ау, счастье, где ты?

Что происходит, когда родители понимают, что ребенок пришел к ним на время? Они замечают то, что заложено в ребенка природой. Позволяют ему жить по собственному сценарию, отдав ему роль режиссера, а на себя взяв функции гримеров, работников сцены, консультантов, преподавателей техники речи и сценического движения, костюмеров и самых благодарных зрителей. Заменяют манку гречкой. Понимают, что короткая стрижка очень идет дочке. Кричат «Оле-оле-оле-оле!..» на футбольных матчах. Шлют эсэмэски с морского побережья на Кавказ. С любимой собачкой гуляют вдвоем и радуются возможности побыть вместе. На выпускной покупают себе джинсы с дырками, чтобы соответствовать, да и прикольно! С гордостью ходят в ресторан, где дочь работает шеф-поваром. А пока нет внуков, путешествуют, ходят в театры и кино, читают книжки – живут СВОЕЙ полноценной жизнью. Ах да, посуда! Уверяю вас – она при таком подходе как-то сама собой моется.

Я очень люблю задавать людям вопрос: зачем вы рожали ребенка? 100 человек из 100 он ставит в тупик. Первое, что я слышу: «Ну это же очевидно!» А вот не очевидно! Потому что когда человек вспоминает о своих мотивах, то он понимает: невозможно произнести вслух что-то вроде: «Потому что мне было уже 38 лет», «надо было сохранить семью», «все подруги к тому времени уже были мамами», «так положено», или самое печальное: «Залетела, а аборт делать побоялась». Невозможно, потому что тогда становится очевидно, что ребенок здесь совсем ни при чем.

Интересны ответы «я должна была реализоваться как мать» или «чтобы выполнить свое женское предназначение». А кто сказал, что реализоваться как мать можно только в случае с роялем в филармонии и золотой медалью? А если ребенок троечник без особых творческих наклонностей – вы уже не мать, а ехидна? Кто сказал, что единственное предназначение женщины – рожать детей? Знаменитые Петр и Феврония, в честь которых в России отмечается День семьи, любви и верности, были бездетными…

Так что рожать надо по другой причине. Единственной. Для того чтобы подарить миру новую жизнь.

Чем бы вы ни руководствовались, принимая решение родить ребенка, никогда не поздно пересмотреть свой подход и согласиться с тем, что он дан вам на время. Удивительно, но, приняв это, родители на самом деле становятся счастливее!

Тогда можно с чистой совестью выдохнуть и закрыть тысячу и один повод для конфликтов с ребенком. Тогда гражданская война в отдельно взятой семье заканчивается раз и навсегда. Тогда огромное количество ресурсов можно направить на формирование действительно необходимых, базовых качеств.

А как же долг перед родителями? Неужели дети нам ничего не должны?

Со временем, конечно, должны. Ровно столько, сколько мы им дали, и ни центом больше. И только в том случае, если они этого просили.

Еще раз попробуем разобраться с самим понятием «долг». Он не возникает ниоткуда. Долг – это когда тебе что-то дали, а ты возвращаешь. Как мы относимся к банку, когда берем кредит и вынуждены платить с процентами? С чувством глубокой благодарности? Естественно, нет у нас такого чувства, потому что мы понимаем: банку глубоко плевать на наши проблемы, он дает нам в долг с единственной целью – заработать. И проценты мы отдаем, потому что вынуждены это делать, скрепя сердце и понося банк разными словами. Несмотря на то что благодаря доброте и щедрости банка у нас есть новый диван или автомобиль. А если мы по каким-то причинам не можем отдать долг, банк призывает на помощь коллекторов, и тогда мы начинаем прятаться или защищаться.

Еще противнее, когда кредит нам навязывают. И не хотел вроде совсем, а тут на тебе – кредитная карта в подарок. Ну как в подарок – под 50 % годовых. А дальше все по новой – непосильные выплаты, коллекторы…

Так и мы, родители, часто становимся для своих детей банками или, что еще хуже, коллекторами, требуя от них возвращения каких-то непонятных долгов. «Я в тебя всю душу вложил, а ты…», «Мы с отцом во всем себе отказывали, учили, а ты…» Стоит ли удивляться, что наши дети начинают относиться к нам как к коллекторам? Вы видели хоть одного коллектора, которого пригласят в дом, усадят за стол и предложат переночевать?

Мы не можем требовать от детей возврата долгов. Мы можем только рассчитывать на их благодарность. Долг и благодарность – очень разные понятия. Благодарность возникает там, где кто-то действовал исключительно в наших интересах и совершенно бескорыстно. Заставить быть благодарным нельзя. Научить – можно. Если правильно ответить себе на главный вопрос.

Главный вопрос всем родителям:

ЗАЧЕМ ВЫ РОЖАЛИ РЕБЕНКА?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Сколько лет вашему ребенку?

Вернитесь в памяти на столько лет + 9 месяцев. Постарайтесь вспомнить, о чем вы тогда думали. Как принимали решение рожать, увидев две полоски. Вспомните, задавали ли вы себе тогда вопрос, зачем вы рожаете ребенка?

Задайте себе этот вопрос сейчас. Честно на него ответьте. Прямо возьмите и сформулируйте одним предложением.

Получилось?

Теперь спросите себя: чьи интересы вы преследовали, когда решили родить. Свои? Своих родителей? Свекрови? Социума?

2. Глубоко вдохните и ответьте на этот вопрос еще раз, уже с сегодняшних позиций.

На основе второго ответа подумайте: если вы рожали ребенка, чтобы (вставьте сюда свой ответ), то имеют ли смысл те требования, которые вы сегодня к нему предъявляете? Стоит ли настаивать на том, на чем вы настаиваете? Что именно и, главное, зачем вы хотите в нем сформировать?

3. Вспомните свой последний конфликт с ребенком. Насколько он был обоснован? Чего вы хотели добиться? Зачем? Как то, чего вы добивались, соответствует ответу на Главный вопрос?

4. Запомните простой алгоритм: прежде чем начать что-то требовать или на чем-то настаивать, спросите себя: это соответствует ответу на Главный вопрос?

(Забегу немного вперед и открою вам секрет. На вопрос «Зачем ребенку родители?» мы тоже чаще всего отвечаем неправильно. И в конце книги мы постараемся найти правильный ответ.)

Глава 2
Главное заблуждение родителей XXI века № 1

Везет тебе, мама, в вашем детстве не было гаджетов, все были дружными и сплоченными, играли в казаки-разбойники, а сейчас что?!

Все уперлись в свои гаджеты, и вот к чему это привело!

Ни к чему хорошему. Кого ни позовешь в догонялки поиграть, все: «Нет, давай лучше ко мне, в комп поиграем».

У вас в древности телефонов не было, вам мама не звонила и не говорила: «Але, сыночек, давай домой!» А ты в это время только разыгрался.

Ваня Солотов, 11 лет, Тюмень

Диалог в магазине электроники:

– А как это подключается?

– В инструкции все написано.

– Ну вот я читаю и вообще не понимаю!

– У вас дома дети есть?

– Есть, внук, 5 лет.

– Ему отдайте, он подключит.

– А ему и не надо. Он так сообразит.


Мы и наши дети – это люди из разных миров. Из совсем разных миров .

«Подумаешь, удивила!» – подумаете вы.

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей», – вспомнят некоторые цитату Сократа, которой двадцать пять столетий.

Я не претендую на роль человека, который первым увидел проблему отцов и детей. Но все-таки…

«Я с тобой не разговариваю!» – говорила современной маме ее мама, и дочка переживала, придумывала, что надо сделать, чтобы мама заговорила, ходила вокруг мамы кругами.

«Я с тобой не разговариваю!» – говорит теперь эта мама своей дочери, и та спокойно и даже с радостью уходит в свою комнату и закрывает дверь.

«Не выйдешь гулять, пока не помоешь посуду!» – говорила современной маме ее мама, и дочка бежала на кухню, потому что на улице ее ждали друзья, которые уже поделились на казаков и разбойников, и разбойникам не хватало только ее, дочки.

«Не выйдешь гулять, пока не помоешь посуду!» – говорит теперь эта мама своей дочке, и та пишет ВКонтакте «я не выйду» и начинает долгую беседу с такой же жертвой маминого произвола из Владивостока.

«Встань в угол!» – говорил современному папе его папа, и мальчишка обреченно шагал в угол, думая о том, что больше так не будет.

«Встань в угол!» – говорит теперь этот папа своему сыну и слышит в ответ: «Не встану!»

Дети, которых мы сейчас воспитываем, отличаются от всех предыдущих поколений, как инопланетянин от жителя Земли. Я не знаю, как выглядит инопланетянин, но, несомненно, он владеет технологиями, которыми не владеем мы, и говорит на другом языке.

Разница между нами и нашими детьми огромна. Они родились и растут в мире, имеющем очень мало общего с тем миром, в котором росли мы.


Поэтому воспитывать их старыми традиционными методами по принципу «меня так воспитывали, и ничего, вырос и даже стал хорошим человеком» – все равно что кормить кобылу, которая запряжена в телегу, в то время как все, кто должен был сидеть в той телеге, улетели на самолете.

Пока мы кормим кобылу, наши дети летят на самолете, который не прошел нашего техобслуживания, не загружен бортовым питанием, не оснащен средствами безопасности. И кто за штурвалом – мы не узнали. Нам некогда было. Мы в это время кормили кобылу.

Наши дети отличаются от детей, которые были еще 20 лет назад, примерно так же, как компьютер – от печатной машинки «Ятрань».

Мы смирились с тем, что у нас не выйдет «как у мамы» получить бесплатное образование и гарантированную среднюю зарплату, что безвозвратно исчезли очереди на бесплатное жилье и профсоюзные путевки в санаторий в Крыму. Мы привыкли к тому, что не надо запасать двухкопеечную монетку для телефона-автомата, научились пользоваться пластиковыми банковскими картами и совершать покупки, не выходя из дома. Мы забыли, что белье надо отбеливать путем кипячения в цинковом баке с добавлением канцелярского клея, а каналы телевизора можно переключать пассатижами.

А вот формулу «меня так воспитывали, и ничего, вырос» мы забывать упорно не хотим.

Если вы родитель, который уверен в том, что современного ребенка можно воспитывать так, как воспитывали нас с вами, то вы поддались главному заблуждению родителей XXI века.

Главное заблуждение родителей XXI века № 1: наших детей надо воспитывать так же, как воспитывали нас, потому что дети – и в XXI веке дети.

Разберемся, чем наши дети отличаются от нас с вами.

При прежней скорости физиологического взросления (природу не обманешь, ей все равно, есть ли у нас Интернет, можем мы уделять ребенку время или нет) поток информации увеличился несоизмеримо. Мозг загружается негативной и позитивной информацией, а перерабатывать эту информацию (на уровне эмоций, восприятия, аналитики, знаний, понимания) не успевает. Что произойдет с нашим желудком, например, если мы объелись, и не просто объелись, а пихали в себя все без разбору, что к полу не прибито? Одно – чтобы попробовать, другое – потому что вкусно, третье – потому что все едят. Вдобавок в нас еще насильно кое-что впихнули. Начнется процесс обратной перистальтики, то есть мы попросту будем, простите, блевать. Что и происходит сегодня с нашими детьми. Эта обратная перистальтика проявляется в виде эмоций, психов, поведения, которые кажутся нам неправильными.

Наши дети живут в очень агрессивном мире, гораздо более агрессивном, чем тот, в котором жили мы. Семья, школа, улица – везде агрессивная среда. Родители кричат и угрожают. Учителя и воспитатели кричат и угрожают. Ровесники кричат и угрожают. Кондукторы кричат и угрожают. Охранники в торговых центрах кричат и угрожают. Чужие мамы кричат и угрожают. А еще высаживают из автобусов, выгоняют из торговых центров, со спортивных площадок и так далее. Агрессия в телевизоре, в Интернете, в игрушках. Каждый ребенок сегодня – настоящая или потенциальная жертва агрессии. Наши дети живут на войне. Что делает жертва? Она вооружается и начинает защищаться. Или, если силенок у нее недостаточно, опускает руки и безропотно ждет своей участи. И получаются у нас дети, очень похожие на оловянного солдатика из стихотворения Булата Окуджавы, который, как каждый гениальный поэт, оказался пророком:


Земля гудит под соловьями,
под майским нежится дождем,
а вот солдатик оловянный
на вечный подвиг осужден.

Его, наверно, грустный мастер
пустил по свету, невзлюбя.
Спроси солдатика: «Ты счастлив?»
И он прицелится в тебя.

И в смене праздников и буден,
в нестройном шествии веков
смеются люди, плачут люди,
а он все ждет своих врагов.

Он ждет упрямо и пристрастно,
когда накинутся трубя…
Спроси его: «Тебе не страшно?»
И он прицелится в тебя.

Живет солдатик оловянный
предвестником больших разлук
и автоматик окаянный
боится выпустить из рук.

Живет защитник мой, невольно
сигнал к сраженью торопя.
Спроси его: «Тебе не больно?»
И он прицелится в тебя.1
Окуджава Б. Избранное. Стихотворения. М., 1989.

Вы замечали, что даже самое безобидное замечание наши дети воспринимают как наезд? Что в ответ на самую обычную просьбу они начинают активно сопротивляться? Такая реакция – наглядное подтверждение того, что защиту они включают даже там, где нет опасности, и принцип «лучшая защита – это нападение» они усваивают рано и крепко.

Наши дети отличаются от нас родителями. Сегодняшние мамы и папы в большинстве своем – то самое поколение 90-х. Это люди, которые первыми в истории страны увидели, как умирают от передозировки наркотиками их одноклассники. Первыми выучили слово «киднеппинг». Первыми начали учиться в вузах за деньги.

Они увидели во всей красе изнанку лучшего из миров, и потому хотят защитить от всего плохого своих детей. Любой ценой. Отсюда – гиперопека, которая очень мешает нашим детям развиваться.

Дети предыдущих поколений в пять лет выходили играть в дворовую песочницу, а мамы смотрели на них из окон. Там, в песочнице, был свой мир. Там ты ссорился с соседским мальчишкой, который забрал у тебя лопатку, и вынужден был решать проблему. Сам – потому что мама из окна не видит, у кого лопатка, и не может вмешаться в процесс установления справедливости. Поэтому ты уже в пять лет учишься тому, что во взрослом мире называют коммуникациями. Современный ребенок находится под неусыпным контролем мамы (папы, няни, бабушки, гувернантки) круглые сутки, и все вопросы с лопатками, качелями и прочим решают за него взрослые люди. Какие уж тут коммуникации!

Детям предыдущих поколений 1 сентября в первом классе показывали дорогу в школу. А уже из школы они шли сами. Современного ребенка родители сопровождают до школы и обратно несколько лет. Иногда – все 11, потому что школа находится на другом конце города, а та, что в пешей доступности, не устраивает родителей. В результате современный ребенок часто не умеет ориентироваться в собственном микрорайоне.

Детей предыдущих поколений воспитывали родители, которые работали с девяти до шести, с двумя выходными днями и ежегодным отпуском. Исключения, конечно, были. Но в основном это были родители, которые точно знали, что не останутся без работы, летом поедут в Крым или в поход на байдарках, что их ребенок, закончив школу, поступит учиться в вуз или ПТУ и тоже не останется без работы. Иными словами, дети видели дома взрослых, уверенных в светлом будущем. Современные дети растут в семьях, где уровень тревожности зашкаливает. Они живут под дамокловым мечом «а вдруг». А вдруг нечем будет выплачивать ипотеку. А вдруг не дадут зарплату. А вдруг уволят. А вдруг, а вдруг, а вдруг… У них в сознании не формируется позитивный образ взрослого мира, им страшно взрослеть, они не хотят лишаться нынешней беззаботной жизни, чтобы взамен получить одни проблемы, испытания и трудности, которые надо бесконечно преодолевать. Они менее самостоятельны и не умеют принимать решения.

Многое из того, что казалось нам очевидным, для них – тайна за семью печатями.

История из жизни

Когда-то, в прошлой жизни, я, учительница, водила своих ребят в водные походы по алтайским речкам. Это были замечательные времена! Это были расчудесные походы, в которых дети учились преодолевать трудности и по-настоящему дружить, приобретали очень полезные для жизни навыки – от умения собрать рюкзак и мыть свою чашку до разведения костра под проливным дождем и командования экипажем в шесть человек. Подростки из 90-х (родители нынешних детей) с удовольствием варили суп в ведре, пели ночи напролет песни про то, как «дурак не поймет и не спросит, куда нас потоком уносит», хвастались друг перед другом мозолями от весла на ладошках и искренне горько плакали, оттого что поход закончился.

Спустя 20 лет я решила вернуться на Алтай со своими новыми учениками, детьми XXI века.

Это было непросто. Оказалось, что ни один из двенадцати ребят, младшему из которых было 13 лет, не умеет, например, чистить картошку. Про то, чтобы нарубить дрова и разжечь костер, можно даже не упоминать. Но все это были цветочки. Настоящая драма разыгралась на пятый день похода, когда у девчонок закончились, простите за прозу жизни, чистые трусы. И если про то, что картошку надо чистить ножом, а дрова для костра собирать и колоть топором, они хотя бы понаслышке, но ЗНАЛИ, то ситуация с трусами стала настоящей трагедией. Способ сделать их чистыми девчонки XXI века знают один: путем закладки трусов в стиральную машинку-автомат. И они не вредничали. Для них это на самом деле было трагедией, концом света. Не могу передать вам удивление – нет, изумление! – четырнадцатилетних девушек в тот момент, когда они узнали, что вопрос решается с помощью хозяйственного мыла (существование которого тоже стало открытием), воды из озера и собственных рук.

Я всегда рассказываю эту историю на своих семинарах. И на одном из них, в Москве, мама двенадцатилетнего парня не выдержала: «Ха, трусы! У нас посудомойка сломалась. И когда я увидела глаза сына, который услышал от меня предложение помыть кружку самому, я поняла, что за все 12 лет мы ни разу не показали ему, как можно помыть кружку под краном!»

Я рассказываю эти истории не для того, чтобы все сейчас всплеснули руками и заохали на тему «мы такими не были». Я хочу донести одну очень простую вещь.

Поскольку наши дети живут в совсем другом мире, который сильно отличается от мира, в котором жили мы, они просто не умеют много из того, что умели мы с вами и даже их старшие братья и сестры. Их никто не научил!

Современные дети – это первое поколение детей, испытывающее такие колоссальные нагрузки. «Драмкружок, кружок по фото…», воспетые Агнией Барто в 1934 году, – детский лепет по сравнению с китайским (испанским, французским, немецким и, конечно, английским) языком, робототехникой, самбо, плаванием, скорочтением, ментальной арифметикой, школой лидерства и бизнеса, модельной школой, «Ералашем», фигурным катанием, художественной студией и репетиторами по всем предметам. Причем часто – всем этим, вместе взятым. С двух лет. Современный ребенок вряд ли встретит, как героиня Барто, Марью Марковну, которая скажет: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок». Потому что современная Марья Марковна спросит, почему он, ребенок, вчера не был на элективном курсе и занятиях по подготовке к ЕГЭ.

У современных детей большие проблемы с коммуникациями. И дело не только в маме, которая разбирается с лопаткой. Дело в том, что общаются они в основном с помощью гаджетов. Нам с вами никогда не пришло бы в голову писать письмо однокласснику, правда? Наши дети пишут. Среднестатистический ребенок сегодня участвует в сети ВКонтакте в беседах: одноклассников с классным руководителем, одноклассников без классного руководителя, одноклассниц-девочек (мальчиков), спортивной команды с тренером, спортивной команды без тренера, ребят из своего двора и так далее. Столько же групп в Вайбере и Вотсапе. Заметьте – сейчас речь только о тех сверстниках, с которыми ребенок встречается ежедневно! Но им легче общаться там, в гаджетах. И это не удивительно. Потому что написать «ок», вставить смайлик, выйти из беседы – несложно. В результате в реальной жизни общаться, формулировать свои мысли, отстаивать свою позицию они не умеют. В том числе в общении с нами, родителями.

Современное образование развивает память, а не логическое или абстрактное мышление. Как бы ни старались разработчики ЕГЭ, сколько бы изменений ни вносили они в контрольно-измерительные материалы, экзамен остается тестовым. Следовательно, и обучение ведется именно в этом ключе. Дети не учатся выстраивать причинно-следственные связи, у них не формируются аналитические навыки. Прибавьте к этому сложность домашних заданий, которые невозможно выполнить самостоятельно. Кто из нас не готовил презентации для своего первоклассника? Зайдите в любой детский сад на выставку «Золотая осень» – много ли там чисто детских работ?

Какие они - хорошие родители? У каждого из нас найдется с десяток эпитетов к ответу на этот вопрос. Они заботливые, внимательные, не спящие ночами, когда чадо болеет, помогающие делать уроки, вытаскивающие из любых проблем, умеющие ждать и помогать. Но самое главное (и с этим вряд ли не согласится большинство мам и пап), хорошие родители - это те, которые смогли стать друзьями своим детям.

Ошибочно думать, что если вы подолгу проводите со своими детьми, разговариваете с ними на самые разные темы и имеете общие интересы, то вы уже можете назвать себя друзьями. Чтобы получить право называться лучшим другом, необходимо сделать так, чтобы ребенок вам безукоризненно доверял. Добиться этого не так просто, как кажется. Давайте поговорим о том, что нужно делать, чтобы заслужить звание друга.

Никогда не обманывайте своих детей. Это главное. Если дали обещание, то обязательно выполните, чего бы вам это не стоило. После нескольких слов, брошенных на ветер один за другим, вы можете навсегда потерять друга в лице своего ребенка.

Казалось бы, чем больше времени вы проводите вместе со своим ребенком, тем лучше. Поэтому мамы и папы, которые хотят быть хорошими родителями, стараются уделять своим чадам целые часы. Психологи говорят: дело вовсе не в том, сколько вы посвящаете своему чаду часов в сутки. Важно не количество, а качество.

Нельзя злоупотреблять заботой. Большинство родителей стремятся каждую минуту вкладывать что-нибудь полезное в голову ребенка. Не стоит этого делать! Вот представьте себе ситуацию: вы вышли на прогулку, и рассказываете своему сыну или дочурке что-то на иностранном языке, пытаясь тем самым укрепить его или ее знания, полученные у репетитора. Вспомните о том, что вы пришли гулять, отдыхать, получать удовольствие от погоды и детских аттракционов. Следовательно, ваши поучения и вся та информация, которая вам кажется уместной и необходимой в данный момент времени не вызовет ничего, кроме раздражения.

Специалисты говорят, что чаще всего весь этот просветительский зуд больше нужен родителям, нежели детям. Вот потом не удивляйтесь, когда ваши повзрослевшие дети перестанут пускать вас на свою территорию.

Не старайтесь сделать так, чтобы ваши дети были похожими на вас. Современных родителей, безусловно, беспокоит тот факт, что детвора больше времени проводит у компьютеров, чем на улице, как мы в свое время. Вы, конечно, можете научить своего ребенка пускать кораблики из бумаги, делать свистульки из стручков, но подумайте: будет ли это им интересно? В данном случае, вы просто предадитесь ностальгии по собственному детству. Если сын или дочка хотят сидеть у компьютера, даже придя в гости к своим друзьям, то пусть сидят на здоровье. Пройдет время и их дети - ваши внуки - будут посвящать себя другим занятиям. И вам покажется, что такое времяпрепровождение еще более бесполезное. Не будете же вы переделывать всех своих потомков, навязывая им свои свистульки?

Не начинайте важных дел, касающихся своих детей, без их участия. Хотите купить им теплую одежду на зиму? Тогда спросите их мнения по этому поводу, и сделайте выбор вместе. Хотите записать ребенка в спортивную секцию? Посоветуйтесь с ним. Возможно, он хочет заниматься танцами или музыкой.

Планы, касающиеся вашей семьи, стройте вместе с детьми. Иногда они тяжело переносят изменения, такие как переезд, переход в другую школу. Объясните, насколько это необходимо и какие плюсы из сложившейся ситуации может получить ваше чадо.

Ведите диалог со своими детьми на равных. Не ругайте их за малейшую провинность. И даже за серьезный проступок не устраивайте скандал, а тем более, не бейте. Лучше сядьте рядом и растолкуйте сыну или дочке, почему не стоило делать того или иного, объясните, какие негативные последствия могут повлечь или уже повлекли их необдуманные действия. Вот увидите, как ваши дети начнут вам доверять.