Каким видам людей угрожает фрикционная безработица. Типы безработицы

Понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является . Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной .

Причины фрикционной безработицы

Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.

Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Структурная безработица

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу . Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

На рисунке уменьшившийся спрос представлен линией . В этом случае, при условии, что заработная плата не изменится мгновенно, отрезок представляет собой величину структурной безработицы: при ставке зарплаты существуют люди, которые готовы, но не могут работать. С течением времени равновесная заработная плата понизится до уровня , при котором вновь будет существовать лишь фрикционная безработица.

Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.

Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы — более квалифицированных работников, стремясь к максимизации прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно происходят колебания спроса и предложения на рынке труда.

Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей .

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.

На рисунке представлена ситуация жесткости заработной платы. Предложение представлено вертикальной линией для простоты изложения.

Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.

Причины негибкости (жесткости) заработной платы:

Закон о минимальной заработной плате

Согласно данному закону заработная плата не может быть установлена ниже определенного порогового значения. Для большинства занятых этот минимум не имеет практического значения, однако существуют некоторые группы работников (неквалифицированные и неопытные работники, подростки), для которых установленный минимум поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на подобный труд и увеличивает безработицу.

Несмотря на то, что в профсоюзы объединена лишь некоторая часть рабочей силы в стране, они предпочитают увольнение работников, а не снижение заработной платы. Причина заключается в следующем. Временное снижение заработной платы сокращает заработки всех рабочих, тогда как увольнения затрагивают в большинстве случаев только совсем недавно нанятых работников, которые составляют лишь малую часть членов профсоюза. Тем самым, профсоюзы добиваются высокой заработной платы, жертвуя занятостью небольшого количества работников — членов профсоюза. Коллективный договор, заключаемый между фирмой и профсоюзом, также может стать причиной безработицы. Как правило, он заключается на длительный срок, и если оговоренный уровень заработной платы превышает равновесный, то фирма предпочтет нанимать по высокой цене меньше работников.

Эффективная заработная плата

Теории эффективной заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность работников и снижает текучесть кадров на фирме. Данная политика позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, повысить качество труда и заинтересованность работников. Снижение заработной платы уменьшает мотивацию к труду и побуждает наиболее способных работников искать другое место работы.

Психологический аспект

Очевидно, что на рынке не существует единой ставки заработной платы для всех фирм. В крупных фирмах оплата труда, как правило, выше. Однако работники крупных фирм иногда предпочитают оставаться безработными, чем перейти на низкооплачиваемую работу. По мнению некоторых экономистов, такое поведение вызвано чувством собственного достоинства работников, их стремлением к определенному положению в обществе.

Институциональная безработица

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.

Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации . Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице . Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.

Показатели безработицы

К показателям безработицы относят и ее продолжительность.

Продолжительность безработицы

Определяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы.

Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна.

С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу

Фрикционная безработица

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поиском или ожиданием работы) в отношении ра­ботников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.

Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соот­ветствие количество рабочих мест и рабочих.

Фрикционная безработица связана с естественным постоянным движением населения. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и ме­ста работы, то он использует это право. Одни доброволь­но меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения. Некоторые теряют временную работу, сезон­ную работу и т.п. Часть людей из этой категории трудо­устраивается, часть продолжает искать работу. Фрикци­онная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого че­ловека и многие работники при увольнении пере­ходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означа­ет более высокие доходы для рабочих и более рациональное рас­пределение трудовых ресурсов.

Структурная безработица

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая, называется структурной безработицей. Эко­номисты используют этот термин в значении "составной". Структурная безработица характеризует невозмож­ность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения труда. Ее причиной являются экономиче­ские процессы функционирования рынка. С тече­нием времени в структуре потребительского спроса и в техноло­гии происходят важные изменения, которые в свою очередь изме­няют структуру общего спроса на рабочую силу.

Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профес­сии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует мед­ленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре ра­бочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняет­ся географическое распределение рабочих мест.

Циклическая безработица

Под циклической безработицей понимается безработица, вызванная спадом, то есть той фазой экономического цикла, ко­торая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных расходов. Работо­датели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников, т.е. занятость сокращается, а безработица растет. По этой при­чине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Скрытая безработица

Скрытая безработица характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на ра­боту в условиях неполной занятости (неполных дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан и с наличием незанятого населения в обществе по причине экономи­ческой нестабильности, когда спрос на труд меньше пред­ложения. Скрытую безработицу разделяют на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица, находящие­ся в административных отпусках по инициативе админист­рации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизвод­ственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно.

Добровольная безработица

Добровольная безработица означает, что ра­ботник не желает трудиться за предлагаемую ему за­работную плату или по предлагаемой специальности на предприятии, ожидая более подходящей работы.

Вынужденная безработица

Вынужденная безработица означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Этот вид безра­ботицы характеризует такую ситуацию, когда на пред­приятии в соответствии с коллективным договором установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работника. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Одновременно принято выделять виды безработицы относительно продолжительности её по времени . Различают:

1. продолжительную безработицу , которая наблюдается при от­сутствии работы в течение 4-8 месяцев. Для такой без­работицы характерны начало деквалификации работ­ника, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно;

2. д лительную безработицу продолжительностью 8-18 месяцев. В этих условиях у работника начинается общая деква­лификация, потеря трудовых навыков и способности ин­тенсивно работать в течение необходимого времени;

3. застойную безработиц у более 18 меся­цев. В этих условиях наступает деградация трудового по­тенциала человека. Для восстановления у человека пре­жнего отношения к труду необходим индивидуальный подход.

Кроме указанных, различают безработицу среди наи­более незащищенных слоев населения, например женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвали­дов, мигрантов, а также сезонную безработицу.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.

Экономисты считают фрикционную и структурную безра­ботицу совершенно неизбежной: следовательно, полная занятость определяется как занятость составляющая менее 100% рабочей силы.

Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы .

Свобода выбора как качество личности – способность определять своё поведение сообразно собственным, ответственным желаниям сегодняшнего дня; умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение.

Бедный крестьянин совершил преступление. Его поймали и привели на суд к правителю. За его деяние в тех землях полагалась смертная казнь, но правитель предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо войти в большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник чуть подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг обратился к правителю: — Мне не даёт покоя мысль: что там, за той дверью? Правитель удивился дерзости крестьянина, но рассмеялся: — Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор - и все выбирают виселицу. — А за дверью-то что? — допытывается преступник. Я всё равно уже никому не скажу, - добавил он, криво улыбаясь и указывая на петлю. Помолчав, король ответил: — Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.

В отличие от материи у любого живого существа есть относительная свобода. Какая у дивана свобода? Он не сможет от вас ускакать, как посуда в басне Сергея Михалкова «Федорино горе». Сели на него, всё, никакой свободы. Нет выбора. Попробуйте сесть на тигра, на змею или на пассажира в автобусе. Все начнут сопротивляться. Все сделают физическое замечание.

Айр Рэнд в романе «Атлант расправил плечи» пишет: » Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора».

Свобода выбора невозможна без ответственности. Свобода говорит: — Сделал выбор добровольно, помни, что сразу за этим возникает ответственность. Свобода выбора и ответственность неразделимы. Это два сапога – пара. Говорим свобода – подразумеваем ответственность, произносим ответственность – осознаёт, что возникла она он основе свободы выбора.

Например, человек женится. Его в ЗАГС никто под автоматом не вёл, в брачное ложе с бензопилой «Дружба» не укладывал. Всё было добровольно, по взаимному согласию, по свободному выбору. Выбор сделан, Рубикон перейдён. Теперь у каждого возникает ответственность, соответствующая мужской и женской природе. Мужчина уже несет ответственность за безопасность каждого члена семьи, за материальное её обеспечение, за эмоциональную защиту женщины, за духовное развитие жены и детей.

Словом, последствием свободы выбора всегда является ответственность. Она, как тень, следует за ним. Поэтому у дивана, как материи, нет кармы. Кирпич, свалившийся нам на голову, никакую карму не получает, то есть не несёт ответственности за последствия. Никто не осудил пулю, топор или нож, с помощью которых был убит человек. У них не было выбора. Ответственность несёт, тот, кто ими, сделав для себя выбор, воспользовался.

В сериале «Сыны анархии» герой говорит: — Наступят дни, когда вам придется принимать решения, которые повлияют на жизнь всех, кого вы любите. Сделанный выбор изменит вас навсегда. Повзрослев, вы поймете, что значит быть мужчиной. Это не значит добиться уважения или силы. Это означает отвечать за свои поступки. Дети думают о себе, следуя за своими эгоистичными желаниями. Мужчины думают о других и действуют, исходя из их потребностей.

Могущество человека состоит в возможности делать свободный выбор. Умение пользоваться свободой выбора – есть разумность, неумение делать правильный выбор – есть глупость. Юрий Бондырев в «Выборе» пишет: «Вся жизнь - бесконечный выбор. Каждый день - от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера - с какой женщиной встретиться, куда пойти, каким образом убить проклятое время. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство. В последние годы я часто думаю, что управляет нашим выбором при жизни? Но кто знает, есть ли выбор после смерти? Ад? Рай? Сон? Что там будет за краем?»

Есть отличная притча о свободе выбора: - Господи, убери этого человека с моего жизненного пути, ибо он делает меня несчастным, - молил человек.

Не он в этом виноват, а твои чувства, - ответил Господь. - Я каждому дал свободу воли. Он свободен выбирать, как поступать, впрочем, как и ты. А ты свободен выбирать, как относиться к происходящему. Ты можешь отказаться от гнева и осуждения, и, отдав их мне, взамен получить любовь, прощение и счастье. Но знай, если вдруг тебе надоест твое счастье и тебе вновь захочется осуждать, обвинять, обижаться и страдать, то ты всегда можешь вернуть свои обиды, но при этом мои мир, любовь и счастье покинут тебя. Тебе выбирать, что для тебя важнее.

От большого выбора вожделенный ум может ненароком слететь с катушек. Чем больше предложение, тем сложнее сделать выбор. В маленький магазин горного села заходит альпинист и спрашивает: — Пряники свежие? – Свежие. – А вафли? – Бери лучше пряники. В большом супермаркете сложнее сделать выбор.

Свобода выбора – превосходное средство очищения и развития разума. Выбирая, мы замечаем некоторую внутреннюю борьбу в сознании. Голос ума говорит: — Мне это нравится. Голос разума возражает: — Мало, что нравится. Это вредно, дорого и совершенно мне не нужно. Словом, идёт мотивация выбора. Николай Аосский пишет: «В случае столкновения мотивов выбор всегда совершается в сторону сильнейшего мотива».

Иными словами, при выборе происходит борьба чувств, ума и разума. Возникают сомнения, и разумный человек говорит себе: — Надо посоветоваться с профессионалом. Это уже развитие, стремление к полному знанию. Выбор требует воспользоваться в полном объёме имеющимися знаниями. Выбор разумного человека при этом делается с позиций, правильно это или неправильно, полезно или вредно, нужно это или не нужно, чисто или грязно, нравственно или безнравственно. Разум понимает, что за свободным выбором следует ответственность, поэтому тщательно выбирает и, следовательно, развивается, совершенствуется.

Свобода выбора – есть понимание, что за внешним выбором, стоит внутренний рост или падение личности. К примеру, женатый мужчина оказался в СВ с женщиной, которая не вербально показывает, что не против заняться с ним сексом. Насильно его к сексу не склоняет. Есть свобода выбора. Можно нарваться на клофелинщицу или заразиться венерическим заболеванием. Потом заразить жену и стоять, виновато лыбясь, перед венерологом.

Муж возвращается из командировки и говорит жене: — А вот и мы! – Кто это мы? – Я и лобковые вши.

Словом, без внутреннего роста или падения внешний выбор не сделаешь. В жизни есть только одна дорога – либо вверх, либо вниз. Выбор ограничен, но, главное, он есть. Делая выбор, разумный человек стремится осознать, ЗАЧЕМ он это делает. Если знаешь зачем, сможешь ответить на вопрос «Как я это должен сделать». Свобода выбора предполагает ясность в связке «Зачем и как».

Глупец озабочен вопросом «Как?», поэтому у него и получается всё каком. Он не думает, зачем я это делаю, для чего. Мудрость – думать и понять сначала о «зачем», а лишь потом о «как». При таком подходе происходит саморазвитие и самосознание, человек личностно растёт, развивается его разум.

Философ Вячеслав Рузов говорит, что для решения правильного выбора, необходимо понять зачем. Если мы понимаем зачем, мы понимаем как. Если не понимаем зачем, как тоже не возможно. Поэтому, если мы понимаем, зачем живём, тогда становится понятно, как надо жить. Всё очень просто, никаких вопросов не возникает, не о чем спорить. Мир сложный и загадочный, но если мы понимаем зачем, сразу понятно как.

Свобода выбора – есть возможность отречься от наших плохих, дурных желаний. Желание человека является самой большой силой, которая влияет на его судьбу. Желание, которое приносит счастье окружающим людям, делают нас счастливыми. Желание, которое приносит страдания окружающим людям, делают нас несчастными. Если человек ставит перед собой высокие жизненные цели, его желания напрямую связаны с реализацией данных целей.Поэтому свобода выбора заключается в том, чтобы человек научился желать того, что соответствует его главным жизненным целям.

— Мастер, что такое свобода выбора? — Это когда, из двух зол выбираешь меньшее.

Свобода выбора – умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение. Люди, находящиеся под влиянием энергии страсти и особенно невежества, понимают свободу выбора в контексте, что хочу, то и ворочу, где хочу, там и топчу, что стукнуло в дурную голову, то и надо делать. Словом, свободен тот, кто потакает своим дурным желаниям: — Я свободный человек, поэтому гуляй, рванина, от рубля и выше. Могу пить, курить, сношаться, ходить голым в общественных местах, жрать, что хочется и вволю.

Человек свободен делать глупости. Только должен знать, что за них придётся страдать. Жизнь – бумеранг. За всё глупое и низменное придётся платить страданиями. Поэтому, свобода выбора состоит в том, чтобы порвать, как Бобик тряпку, свои дурные желания, своё разбухшее «Я хочу», обычно идущее из прошлого, и утвердить то, что хочет сейчас разум. Именно разум, а не чувства и изменчивый ум.

Человек думает, что желания к нему пришли сейчас и в этом состоит его свобода выбора. Заблуждение. Желания, в основном приходят из прошлого и заставляют человека превращаться в животное: пей, гуляй, развратничай, занимайся всяким непотребством. Словом, продолжай делать глупости. Разумный человек делает выбор между желаниями прошлого и разумными желаниями сегодняшнего дня.

Счастлив тот человек, кто осознал, что его свобода выбора, его счастье состоит в борьбе со своими прошлыми желаниями. Кто побеждает свои прошлые желания, становится счастливым и свободным, ведь он имеет право жить, как положено, как советует ему душа, совесть и разум. Раб своих прошлых желаний лишает себя свободы выбора. Свобода выбора находится внутри, а не снаружи. В силу плохой кармы к нам наведываются глупые желания. Нужно дать им от ворот поворот, и они уйдут не солоно хлебавши.

Сколько времени уходит на выбор? Иногда между возникшей ситуацией и реакцией на неё есть всего лишь одно мгновение. Этого достаточно, чтоб стать трусом, предателем, непорядочным человеком. А можно, сделав правильный выбор, ещё больше утвердиться во мнении, что ты благородный и порядочный человек.

У каждого мгновенья свой резон,

Свои колокола, своя отметина.

Мгновенья раздают — кому позор,

Кому — бесславье, а кому — бессмертие!

Иными словами, из любых негативных обстоятельств нужно выходить благородно, с достоинством и честью, с человеческим лицом, так, как будто Бог на тебя смотрит в тот момент, когда ты делаешь выбор. Благородный человек всегда делает выбор в унисоне с совестью.

Нужно быть благодарным Богу за то, что он подарил нам промежуток времени, пусть даже мгновение, за которое мы можем попытаться сделать правильный выбор. Выбирает разумный, неразумный отдаётся во о власть ненасытных чувств и вожделенного ума. Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.

К примеру, трамвайный хам баламутит пассажиров. Как поступить. Раздражитель – хам. Есть время для выбора, как себя вести. Можно постараться его перехамить, дать ему по наглой, противной морде, потребовать остановить трамвай и призвать пассажиров совместными усилиями сделать хаму несколько физических замечаний и дать пинка для ускорения при вылете в дверь, попытаться его усовестить, проигнорировать и многое другое. Словом, всегда есть свобода выбора, как пространство между возникновением раздражающего фактора и реакцией на него. Словом, человек получил величайший подарок Бога – время на выбор.

У человека можно отнять практически всё, кроме свободы выбора. Кто, к примеру, может отнять у человека свободу, как реагировать на поведение подлеца или на самую неблагоприятную ситуацию? Австрийский психолог Виктор Франкл автор книги « Скажи жизни «Да». Психолог в концлагере», будучи евреем, прошел с начала войны все ужасы фашистских концлагерей и своей жизнью доказал даже изумленным палачам, что можно, не унижаясь, принять жизнь в самых страшных ее формах. Над ним ставили психологические и физиологические опыты. Ученый с мировым именем должен был голый стоять на холодном цементном полу в камере пыток в лучах прожектора. Голодный, измученный он не чувствовал себя униженным, потому что знал, что «моя способность реагировать на это и желать чего-то, они не могут у меня забрать».

Позднее он вспоминал: «Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

Франкл организовал в концлагере службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом: «Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».

Притча в тему.

Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была словно бы исполнена ароматом праздника… И даже на смертном одре он продолжал весело шутить и смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг – озадаченные, растерянные – и недоумевали. И наконец, один из них не вытерпел и спросил: -Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но, что же в этом смешного?! И старик ответил: — Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем – измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как Вам это удается?» И он ответил: « Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня – блаженство или страдание?» И так получается, что с тех пор, и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!

Петр Ковалев 2015 год

Существует даже в странах, переживающий бурный экономический расцвет. Её причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты и по многим другим критериям, и даже если на рынке труда такие места есть, найти их удаётся не сразу.

На рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз: молодёжь, демобилизованные из рядов Российской армии, женщины, воспитывающие детей и др.

экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги, тем более она носит кратковременный характер.

Этот вид безработицы неизбежен в любой нормально организованной экономике, т.к. в фрикционной безработице отражается свобода выбора людьми места работы.

Причины роста фрикционной безработицы:

1. неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах.

2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы.

3. Особенности национального характера и образа жизни. При таком образе жизни (люди предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населённом пункте) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.

Структурная безработица.

Возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивает спрос на работников других профессий.

Структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. Такая безработица более болезненна, чем фрикционная. Избежать структурной безработицы невозможно, это связанно с тем, что технический прогресс всё время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли. В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди, с ненужными более профессиями, пополняют ряды безработных.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, так же может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.

Если рабочих мест меньше, чем безработных, это плохо. Это означает, что в стране возникла самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают практически на всех товарных рынках. Трудности переживают большинство фирм страны, а потому, массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге, общее число свободных мест оказывается меньше числа безработных.

К категории безработных относят сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определённые периоды года. Наиболее характерным примером является сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, остальное время перебивающиеся случайными заработками. Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например, всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах.

Неполная занятость - ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработную плату не получает, т.к. находится в вынужденном отпуске или получает лишь часть своей нормальной оплаты, т.к. трудится неполный рабочий день.

В России рынок рабочей силы регулируется Законом «О занятости населения в РСФСР», принятым в апреле 1991 года.

Что такое полная занятость?

Можно ли полностью победить безработицу? И что мы понимаем под этим вопросом?

В СССР трудовые отношения строились по особым правилам:

Каждый имеет право на труд;

Каждый обязан трудиться;

Тот, кто не работает без уважительной причины, подлежит уголовному наказанию;

Человек, который часто меняет место работы и специальности, достоин только презрения, а уважения достоин только тот, кто всю жизнь проработал на одном месте;

Самое дефицитное благо - жильё, автомобиль, садовые участки, могут получить только те, кто проработал на одном месте 10-15 и более лет.

Право на труд без всякой дискриминации - одно из главных прав личности,признаваемое во всех цивилизованных странах. А основные правила Советского Кодекса Труда антидемократичны и экономически вредны.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы - явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто не возможно, ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом. Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций, безработицу можно назвать стимулом к общей работе.

Под полной занятостью в большинстве стран мира понимают отсутствие циклической безработицы, при существовании фрикционной и статической безработицы, т.е. это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Естественная норма безработицы - ситуация, когда в стране существуют только фрикционная и статическая безработица.

Уровень полной занятости определяется уравнением:

Полная занятость = рабочая сила * (1 - естественная норма безработицы)

Как можно сократить безработицы?

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счёт:

1. Улучшение информационного обеспечения рынка труда, во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

2. Устранение фактов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населённого пункта в другой;

Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для этой задачи приходится использовать много различных мер:

1. Создание условий для роста спроса на товары:
а) стимулирование экспорта;

2. Создание условий для роста самозанятости, программа поддержки малого предпринимательства;

3. Реализация программ поддержки молодых работников.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения этой задачи приходится использовать много различных мер:

Создание условий для роста спроса на товары:
а) стимулирование экспорта;
б) поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий, с целью повышения конкурентоспособности продукции;

Создание условий для роста самозанятости, программа поддержки малого предпринимательства;

Реализация программ поддержки молодых работников.

Для помощи молодёжи могут использоваться следующие методы:
1) Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодёжи;
2) Создание центров обучения молодых людей именно тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки;
3) Экономическое стимулирование молодёжной занятости, например, представление определённых налоговых льгот фирмам, в штате которых, молодые работники составляют оговорённую долю.

Условия возникновения безработицы различных типов:

Урок 34. Управление занятостью.

Политика государства в области занятости населения.

Урок 35.Расчёт уровня безработицы.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

С1

С2

С4

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.


С6


Ключи Вариант 5 .

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
А3 А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20
№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) основные типы безработных; 2) естественный уровень безработицы; 3) оценка безработицы как экономического явления. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Максимальный балл

С2 . Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

С4 . Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест 2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим: - экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, - радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.
Дана характеристика, приведены два корректных примера
Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики
Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществовед ческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»; 2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например: - недостаток опыта; - низкая квалификация; - активные поиски лучшей работы; - завышенные ожидания. Могут быть указаны другие причины.
Приведено положение, указана причина
Приведено положение текста ИЛИ указана причина
Ответ неверный- или отсутствует
Максимальный балл

С6 . В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию. - утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям; - люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию; - состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл