Можно ли освятить яйца в субботу. Когда нужно освящать яйца и куличи на пасху

Протоиерей Александр Борисов: «Пусть алкоголь подождет дома»

В православном мире Пасха является главным праздником в году, «торжеством из торжеств». Но поскольку российское общество не набожно, а еще несколько десятилетий назад было и вовсе безбожным, мы еще только учимся праздновать Воскресение Христово. Как правильно себя вести в Пасху, когда приходить на службу и прекращать Великий пост, чего нельзя делать в этот день, а что — необходимо? Об этом мы спросили у настоятеля Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, протоиерея Александра Борисова.

- Когда начинают освящать куличи и яйца?

В субботу, начиная с 12.00 и примерно до 9 часов вечера. Но можно это сделать и в последующие дни после богослужений: и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник.

Но самое главное в Пасху - не освящение кулича и яиц. Нужно быть в храме, молиться, помнить о событиях, связанных с Воскресением Христовым.

- Во сколько нужно прийти на пасхальное богослужение?

Оно начинается в полночь с субботы на воскресенье Крестным ходом. Желательно прийти заранее — часов в 11 вечера. Но ведь не все могут прийти ночью, поэтому в большинстве храмов совершается две или три Литургии. В нашем храме вторая начинается в 7 утра в воскресенье, а третья — в 10 утра.

- В котором часу прекращается пост и можно садиться за праздничный стол?

После окончания Божественной Литургии и причащения. Обычно служба заканчивается в 4 часа утра. Поскольку общественный транспорт в это время еще не ходит, то люди могут сесть прямо в храме, по-студенчески, и угостить друг друга едой и водой, которую принесли с собой.

- А крепкие напитки приносить можно?

Алкоголь в храм приносить не нужно. Пусть он подождет дома. Но дома — можно, если знать меру.

- Может ли человек участвовать в Крестном ходе, если он не трезв?

Такое бывает, но это не желательно. Это — неуважение к празднику. Так же как неприлично приходить на свадьбу уже выпившим. Поднимать бокал нужно вместе со всеми, когда положено.

- Для тех, кто не приходит на ночную службу, пост в 4 часа не заканчивается?

Конечно, он продолжается до окончания той Литургии, на которой побывал и причастился прихожанин.

- А могут ли не крещеные люди освящать куличи и яйца?

Могут, конечно, и освящать, и участвовать в богослужении. Не крещеным не полагается только причащаться.

- Пасха в этот раз совпала с Днем космонавтики...

Между церковью и наукой, освоением космоса нет противоречий.

- Чего нельзя делать православным в Пасху?

Нельзя сквернословить, ругаться, ссориться, драться. Нельзя напиваться. Дурные поступки не нужно совершать и в обычные дни, но омрачать ими светлый праздник — тем более.

- А что православный обязательно должен сделать в Пасху, помимо участия в службе?

Поздравить родных и знакомых. Навестить родителей или хотя бы позвонить им. Простить все обиды. Радоваться!

Чтобы ответить на вопрос о том, когда освещают куличи и яйца в 2018 году, необходимо вспомнить о Страстной субботе. Каждый день Страстной неделипоследней недели Великого поста, называется «Страстной» или «Великий». Великая суббота в 2018 году выпадает на 7 апреля, а значит, именно эта дата является днем, когда будут освящать куличи в храмах.

Собирая корзинки на освящение еды, нужно помнить о некоторых правилах. Нельзя освящать вино и любой алкоголь. Вся освященная еда должна быть съедена, ее нельзя выбрасывать. По этой причине не стоит класть в свою корзинку много еды. Достаточно одного кулича, можно положить кусочек мяса и сыра, огурец и помидор. Обязательно нужно освятить соль.

В котором часу идти светить еду

Когда освещают куличи и яйца в 2018 году, во сколько, зависит от каждой церкви. Но, как правило, обряд освящения еды проводится в течение всего субботнего дня где-то с 10 утра и до ночи. Потом в храме начинается праздничная служба. Освятить еду могут еще в ее начале, а потом уже обряд освящения не проводится. По этой причине нужно четко выбрать время в субботу 7 апреля, чтобы успеть освятить свои куличи и яйца, другие продукты в праздничной корзинке.

Когда кушать

Помните также о том, что кушать освященную еду можно утром в воскресенье, когда непосредственно наступит Пасха. Если вы придерживаетесь того правила, что обязательно посещаете ночную службу, то кушать освященную еду можно сразу после этой службы. Обычно в полночь проходит Крестный ход, после которого священник объявляет о том, что Пасха наступила. Уже с этого момента можно кушать освященную еду, праздник начинается, а Великий пост заканчивается.

Традиция совершения довольно интересная. Священники и паства трижды обходят вокруг церкви и всегда останавливаются перед закрытыми дверями храма. Закрытые двери символизируют вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос после того, как его сняли с креста. Но третий раз двери храма открываются, а значит, наступила Пасха, Христос Воскрес и возвестил победу жизни над смертью. Праздничное богослужение будет продолжаться до самого утра, но многие уже после Крестного хода отправляются домой.

Следует помнить, что освященная еда в пасхальное воскресенье должна быть первой пищей, которую вы и члены вашей семьи положат себе в рот. Перед началом трапезы нужно прочитать молитву. Этой едой нельзя наедаться до «отвалу», ей нужно только начать трапезу, а далее уже продолжить праздновать наступление Пасхи другими блюдами, которые припасла хозяйка для этого светлого события. Конечно, когда и где освещают куличи и яйца в 2018 году: только в церкви.

Как узнать, во сколько будут освящать еду

В Страстную или Великую пятницу, которая является самым скорбным днем в течение поста и в течение всего православного церковного календаря, многие ходят в церковь. Проходит ночная служба, на которой рекомендуется присутствовать. В этот день вспоминают о той библейской пятнице, когда Иисус Христос был распят на кресте.

Пасха – великий праздник, посвященный Воскрешению Иисуса Христа, готовятся к нему заранее. В 2018 году Пасха приходится на 8 апреля, по старинному обычаю верующие заканчивали приготовления, чтобы посвятить время празднованию величайшего Православного события.

Важно в подготовке – это освящение куличей и яиц. Традиция старая и любимая верующими, желающими после тяжелого Великого поста насладиться непросто вкусной, но и благословленной пищей.

Когда святить яйца и куличи?

Традиционно верующие готовят корзинки в субботу, утром. Кроме окрашенных яиц и куличей, приготовленных собственноручно, несут освящать в храм различные продукты, от которых люди отказывались на протяжении Страстной недели. Последним днем Страстной Седмицы считают Тихую субботу. Великая суббота начинается в церкви с литургии, во время которой читают Священные Писания о погребении Иисуса Христа.

По окончании литургии начинается освящение пищи. Приходится процедура на полдень. Длится от шести до семи часов, в зависимости от храмов. После того как, священнослужители переоденут черный наряд – освящение прекращают.

Можно ли светить куличи и яйца на Пасху?

Однозначно можно. Процедура освящения яиц, куличей и продуктов не ограничивается Великой субботой. Когда священнослужители облачаются в светлые одежды, символизирующие победу Христа над смертью, начинается литургия, которая продолжается ночь. В воскресное утро, иногда до первых лучей солнца, процедура освящения пищи продолжается. Во многих храмах святят яйца и куличи и в последующие дни.

Факт. В Древней Руси во многих селах не было церквей, православные не имели возможности освящать пищу в субботу или в воскресенье Обстоятельства могут помешать традиционному походу в храм с целью освятить яйца и куличи. В таких случаях по старой традиции, готовят куличи в четверг и относят их святить в церковь в вечернюю службу. Оставляют пищу на столе перед ликом Иисуса Христа рядом со свечой с Тихой субботы на воскресенье.

Священнослужители призывают освящать пасхальную трапезу в Тихую субботу, чтобы подать пищу к праздничному столу вовремя и устоять перед соблазном преждевременно разговляться.

Что важно знать?

В 2018 году Тихая суббота совпадает с Благовещением – это сбивается людей с толку, ведь не многие знают, несут куличики и яйца в церковь святить. Прихожане могут не сомневаться, двойной праздник не помеха стандартной процедуре освящения пищи перед Пасхой. Для того чтобы все успеть, служители храма планируют литургию так, чтобы прочесть писание к Благовещению, уделить внимание церковным гимнам к Страстной субботе и не урезать время освящения праздничной трапезы.

Освятить пасхальную пищу – половина дела. Верующим придется сдержаться и проверить силу воли, не начать трапезу рано. Стартует она после окончания пасхальной литургии. Это не Великая суббота, не ночь перед Пасхой и даже не период крёстного хода. Празднуют воскрешение Иисуса Христа освященной пищей утром в воскресенье.

Все знают, когда наступает Светлая Пасха. Но мало кто знает, когда нужно идти в церковь и освещать пасочки и яички. Люди узнают об этом событии от родных, друзей или соседей, но чаще всего через интернет. В сети есть ответы на все вопросы. Вот и мы хотим подробно рассказать вам, во сколько святят куличи в церкви.

Обычно по старым традициям принято освещать приготовленные угощения в субботу перед самой Пасхой. Но нужно обязательно отстоять ночную службу. К субботе обычно все приготовления закончены. Но многие занятые люди, и в обычные дни не успели покрасить яйца или испечь . Поэтому этими приготовлениями занимаются в субботу, а на следующий день, утром идут святить приготовленные угощения.

Но почему люди не знают, когда святить куличи в 2017 году и другие продукты? Дело все в том, что все мы мало посещаем святыню и не имеем понятия, когда проходит служба. Многие не знают точного времени, они только предполагают, что осветительный обряд будет происходить утром или вечером. Но утренний обход посвящен Страстной пятнице, а вот вечерний – Пасхе.

Нужно обязательно посетить ночную службу. Там служители церкви рассказывают историю нашего Спасителя, как его распяли в сильных муках и что он умер ради людей.

Если никто из вашего окружения тоже не знает, когда будет проходить обход, то можно посмотреть всю интересующую информацию на дверях храма. Обычно там вывешивают объявление. Если его нет, то не стесняйтесь, зайдите внутрь и спросите у церковнослужителей, они вам точно подскажут. Во время обхода батюшка читает молитву и сбрызгивает вас и ваши угощения святой водой. Это интересный божественный обряд, его ни в коем случае нельзя пропустить.

Также вы должны понимать, какую еду можно освещать в храме. Нужно отнестись серьезно к сборам в церковь. С собой можно взять немного продуктов, так как освещенную пищу вы принимаете только перед началом трапезы. Положите пасочку, куличик и несколько яичек. Многие не знают и несут в храм для освещения самые разные продукты. Мало кто знает, но даже кагор в этот день освещать нельзя.

Когда придете домой положите освещенную еду на красивую тарелку, только утром можно будет ее испробовать. Перед едой нужно обязательно произнести молитву, только потом приступать к трапезе.

В какое же время можно пойти в храм и освятить куличи? Как показала практика, этим вопросом задаются многие люди. Но все будет зависеть от церкви, в которой вы будете святить. Обычно обход начинается с 10 утра и до 22 вечера. Вы также можете попасть на службу, после которой будет совершаться крестный ход, где и можно будет освятить еду.

Есть святыни, где осветительный обход проводят только в воскресенье утром. Кто-то предпочитает оставаться с церкви еще с субботы, чтобы простоять ночную службу. А уже с 4 утра начинают святить паски.

Современная молодежь старается выяснить время обхода в церкви через интернет, но это не всегда получается. Мало какие церкви выставляют информацию подобного рода в сеть. Обычно старшее поколение всегда знает, когда происходит обряд освещения. Так что лучше спросить у мам или бабушек.

Немаловажно перед походом в церковь подготовиться и морально тоже. Ведь после обряда вы не только освещаете пищу, но и очищаетесь сами. Поэтому узнавайте время заранее и не пропускайте эту важную для всех христиан традицию.

Теперь вы знаете, как можно узнать, во сколько светят паски и яйца в церкви и во сколько начинается служба. Но лучше ни на кого не надеяться, а идти прямо в святыню и узнавать из первоисточника. Если объявление не будет висеть на дверях храма, то служители церкви всегда будут рады помочь людям. Они подскажут точное время, главное, не бойтесь спрашивать.

Обсуждаем

    Люблю блины на сыворотке — и делать, и есть! Рецептом тонких, аж...


  • Вы делали когда-нибудь чахохбили? Если нет — приготовьте обязате...


  • «Овсянка, сэр!» — судя по выражению лица главного геро...


  • Приготовить картофель с курицей, запеченный со сметаной в духовке очен...


  • Представляю вашему вниманию один из любимых салатов моего мужа —...

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…