Проблемы обеспечения трудовыми ресурсами организации. «О проблемах обеспечения трудовыми ресурсами предприятий, подготовки кадров и повышения качества образования»

Проблемы определения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии

Серегин Станислав Сергеевич ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, научный руководитель,

Колесников Алексей Владимирович ,

магистрант.

Керченский государственный морской технологический университет.

Экономический потенциал страны, национальное богатство и качество жизни определяются главным образом состоянием трудовых ресурсов, уровнем развития трудового или человеческого потенциала.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей .

В рыночных отношениях потребность в персонале на различных предприятиях определяется величиной спроса на изготовляемую продукцию, производимые работы и оказываемые услуги. Спрос на трудовые ресурсы является в условиях рынка производным от готовых товаров и услуг, которые выполняются с помощью данных человеческих ресурсов. Как на действующих предприятиях, так и на проектируемых и вновь создаваемых фирмах годовые объемы спроса на производство продукции должны служить основой расчета потребности всех категорий работников.

Персонал предприятия представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, направленной на получение прибыли или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей. В условиях рынка необходимый профессионально-квалификационный состав работников каждого предприятия формируется с учетом действующих на рынке труда и производства законов спроса и предложения .

Современное предприятие является сложным социально-экономическим субъектом, в системе управления этим субъектом особое место занимает управление трудовыми ресурсами.

На смену жесткому алгоритму иерархического подчинения на современные предприятия приходят методы управления, поощряющие творчество и свободу, автономию, сбалансированное сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении.

В настоящее время потребность в специалистах, обладающих современными разносторонними глубокими знаниями в области управления, особенно велика в системе отечественной экономики и, в первую очередь на предприятиях основного звена, где происходят существенные изменения в управлении организацией в целом.

Трудовые ресурсы – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественного фактора производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, иметь субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

Эффективность использования трудовых ресурсов в первую очередь характеризуется производительностью труда, то есть его способностью производить в единицу рабочего времени определенное количество продукции. Для ее измерения пользуются несколько показателей, главные из которых выработка и трудоемкость продукции.

Выработка – это объем продукции, произведенной в единицу рабочего времени либо в расчете на 1 работника за определенный период (час, смену, месяц, год). Объем произведенной продукции может измеряться как в натуральном, так и в стоимостном выражении. При оценке производительности труда часто используют и обратный показатель – трудоемкость, которая представляет собой отношение затрат рабочего времени к объему произведенной продукции (обычно в натуральном выражении).

Процессы движения персонала на предприятии изучают при помощи следующих показателей: коэффициент по приему – как отношение числа принятых за период работников к средней списочной численности работников; коэффициент выбытия – как отношение числа выбывших за период работников к средней списочной численности работников; коэффициент текучести кадров – как отношение числа работников, выбывших по собственному желанию и уволенных по причинам, связанным с личностью работника, к средней списочной численности работников за период; коэффициент замещения – как отношение разности числа выбывших и принятых работников к среднесписочному их числу за период. Коэффициент замещения может принимать положительные и отрицательные значения. Если разность в числителе коэффициента положительна, то это означает, что часть принятых на работу возмещает убыль рабочей силы, а часть используется на новых рабочих местах. Отрицательное значение коэффициента возникает в случаях, когда число выбывших превышает число принятых работников. Это может быть связано с сокращением объемов производства, ликвидацией части рабочих мест в связи с техническим перевооружением и рядом других причин .

В процессе исследования эффективности производительности труда можно выделить три основных метода ее оценки: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод измерения производительности труда характеризует выработку продукции в натуральной форме в единицу рабочего времени. Натуральные показатели производительности труда: килограммы, метры. Натуральный метод имеет ограниченное применение и в основном используется при сопоставлении показателей производительности бригад, звеньев и рабочих, а также при определении норм выработки и уровня их выполнения. Для анализа фактических затрат рабочего времени, определения интенсивности труда рабочего, бригады, звена используется показатель трудоемкости выполнения работ (показатель, обратный по отношению к выработке), который определяется как отношение общего количества затраченного рабочего времени на весь объем работ к числу выполненных единиц работ, т.е. норма времени.

Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времени. Данный метод имеет ограниченное применение из-за сложности расчета и не позволяет учесть влияние роста механовооруженности рабочих и уровня механизации работ в связи с тем, что на механизированные и ручные работы разрабатываются различные нормы, которые под воздействием научно-технического прогресса периодически пересматриваются. Трудовой метод применяется для определения эффективности использования труда рабочих по сравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращения нормативного времени рабочим в процентах .

Стоимостной метод измерения производительности труда получил более широкое применение, особенно на промышленных предприятиях, так как дает возможность учета и сравнения разнообразных видов работ путем приведения их к единому измерителю. Как один из основных показателей для планирования и учета производительности труда применяется показатель выработки в стоимостном выражении на одного работника, занятого в производстве. Однако этот метод не всегда правильно отражает уровень производительности труда, так как на ее стоимостное выражение влияет структура работ и их материалоемкость.

В рыночных отношениях между процессами производства продукции и использования трудовых ресурсов, рабочей силы, персонала предприятия существует такое же равновесие, как между спросом и предложением, затратами и результатами, доходами предприятия и уровнем жизни работников. Всякая деятельность персонала предприятия в полной мере должна соответствовать существующему механизму рыночных трудовых отношений в современном производстве и обеспечивать высокий рост производительности труда .

В условиях нестабильности экономики фактическая потребность предприятия в персонале определенных категорий непрерывно меняется под воздействием внутренних и внешних факторов. Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение потребности в рабочей силе.

Внедрение новых технологий, освоение производства конкурентоспособной продукции, сокращение рыночного спроса на производимые товары и услуги может привести к уменьшению численности персонала, как по отдельным категориям, так и по всему составу. Поэтому определение реальной потребности в рабочей силе и прогноз ее изменения должны стать основой совершенствования управления персоналом на предприятиях.

Литература

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 1998.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Колосицина М.Г. Экономика труда. М.: «Магистр», 2010.

5. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: 2011.

6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: Инфа-М, 2008.

7. Вагина, Н.Д. Экономика труда [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Д. Вагина, Е.В. Слесаренко. - Электрон. дан. - Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. - 152 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=69405 - Загл. с экрана.

Переработанная статья для журнала «Аккредитация в образовании»

Последние 40 лет экономика России функционировала в условиях избытка численности трудоспособного населения. Однако этот период завершился, и мы вплотную столкнулись с серьезным демографическим кризисом.

В соответствии с демографическими прогнозами, нас ожидает значительное снижение численности трудоспособного населения.

По имеющимся прогнозам, в ближайшее десятилетие:

Численность трудоспособного населения России снизится на 16-20 млн. человек - с 88,4 млн. чел. (2010 г.) до 74 млн. чел (2020 г).

Резко возрастет численность нетрудоспособного населения (дети, учащиеся учебных заведений, пенсионеры) – с 52,3 млн. чел. (2010 г.) до 60,4 млн. чел. (2020). Таким образом, возрастает общая нагрузка на трудоспособное население страны.

При этом за 1995-2010 гг. произошло резкое снижение численности населения, занятого в производственной сфере :

В целом по экономической деятельности - на 13 млн.чел. или на 12%,

В сельском хозяйстве – в 2 раза,

В обрабатывающей отрасли - на 40%.

В то же время выросла занятость в бюджетной сфере, в т.ч. в госуправлении – в 1,8 раза, в здравоохранении – в 1,3 раза, в финансовой деятельности – в 2 раза.

Иными словами, распределение трудоспособного населения между отраслями деятельности трудно назвать рациональным.

Таким образом, сегодня мы вступаем в сложный период нашего развития, когда бурный рост производства, требующий значительных трудовых ресурсов, сопровождается одновременным уменьшением численности трудоспособного населения.

Поэтому проблема увеличения ВВП напрямую зависит от количества трудоспособного населения, его качества и конкурентоспособности.

Сегодня перед российской экономикой стоит целый ряд проблем, касающихся обеспеченности человеческим капиталом:

Структура управления экономикой, промышленностью, торговлей, услугами (включая, госуслуги) не способствует достижению высокой производительности труда.

Качество экономических знаний ежегодно снижается на 10-15%;

Идет девальвация знаний.

Основная причина наших проблем в сфере образования - фактический разрыв взаимоотношений между образовательными учреждениями, бизнесом и государством.

В последние десятилетия в системе образования наметился значительный перекос между предложением и реальными потребностями экономики:

Количество выпускников начального технического образования резко снизилось, практически в 2 раза;

Количество студентов вузов увеличилось с 2,8 млн.чел. в 1990 году, до 7 млн.чел. – в 2010 г. (рост в 2,5 раза). При этом готовятся, в основном, гуманитарии, менеджеры (примерно 3,5 млн. студентов):

Количество специалистов по гуманитарным наукам выросло в 3,7 раза,

Количество специалистов по экономике и управлению выросло в 7 раз.

Одновременно идет снижение количества выпускников по техническим специальностям: выпуск на уровне 50-80% от потребности.

Все выше перечисленное – следствие того, что в нашей стране фактически прекратилось государственное планирование, прогнозирование выпуска специалистов с учетом потребности экономики.

Также по результатам изучения тенденций 1990-2010 гг. в народном образовании можно отметить следующие факторы:

1.Число учащихся в школе в 2010 г. снизилось в сравнении с 1990 г. на 34,5% и эта тенденция будет продолжаться.

2. Количество учреждений начального профобразования снизилось на 44,2%, численность учащихся – на 46%, количество выпускников – более чем в 2 раза.

3. Идет значительный рост по дополнительному образованию, примерно в 2 раза, прежде всего в части повышения квалификации.

Помимо нехватки специалистов нужных профессий, серьезную проблему представляет качество образования . Образовательные программы, действующие в вузах, в значительной степени не соответствуют требованиям и потребностям предприятий.

В результате, молодых специалистов-выпускников предприятиям приходится на протяжении нескольких лет переучивать, обучать необходимым знаниям и трудовым навыкам.

Для ликвидации дисбаланса между образованием и экономикой, полноценного обеспечения наших предприятий высококвалифицированными кадрами необходимы совместные действия государства, бизнеса и системы образования.

В целом, приоритетные задачи нашего экономического развития ставят перед отечественной системой образования следующие требования:

- формирование в самое ближайшее время национальной карты квалификаций, а также профессиональных стандартов, на основе которых должны быть пересмотрены образовательные стандарты;

Налаживание более тесной связи между промышленниками и учебными заведениями в плане определения образовательной политики.

Для исправления ситуации требуется принять следующие меры:

1. Осуществить на общегосударственном уровне в ближайшие годы:

Переход на долгосрочное (5 - 20 лет) прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития трудовых ресурсов, существенное повышение качества прогнозирования;

- подготовку законопроекта по вопросам государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие государственной (национальной) системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения.

2. Сформулировать систему прогнозирования профессионального рынка труда в стране. Необходимо сделать прогноз потребности в трудовых ресурсах до 2015-2020 года – причем не только по количеству, но и по специальностям.

Прогноз должен быть разработан в отраслевом, профессионально-квалификационном и региональном разрезах с учетом отраслевых и региональных стратегий развития.

3. Законодательно определить права работодателей, их объединений на участие в формировании политики в области профессионального образования и обучения, национальной системы квалификаций, независимой оценке качества

4. Создать в регионах координационные советы с участием руководителей профильных региональных министерств и ведомств, региональных Союзов промышленников и предпринимателей, совета ректоров университетов, совета колледжей и совета профессиональных лицеев (подобный совет создан в Свердловской области).

Функции координационных советов должны включать в себя анализ состояния прогнозирования, разработки мер по качеству образования и переподготовке кадров, проблемы профессиональных и общеобразовательных стандартов.

5. Обеспечить вхождение представителей бизнеса и государственной власти в составы советов при учебных заведениях.

6. Принять меры по взаимодействию с высшими учебными заведениями в части увеличения профессий, требующихся экономике. Необходимо:

Сделать перераспределение бюджетных средств в сторону студентов, требующихся экономике;

Уменьшить бюджетную поддержку по профессиям, которые не требуются в промышленности и экономике

7. Разработать и внедрить современные инновационные образовательные программы непрерывного профессионального образования.

8. Ориентировать выпускников 11 классов на получение среднего специального образования по ускоренной программе, перепрофилируя часть лицеев в колледжи. Сами лицеи должны быть сориентированы на проблемы переподготовки кадров, повышение квалификации по программе, приближенной к потребностям производства с исключением из учебных программ того, что не относится к подготовке специалиста.

9. Разработать программу ускоренного получения высшего образования для специалистов-практиков, имеющих средне-специальное образование до 3х лет.

10. Создать при вузах, филиалах вузов и колледжах высшие школы переподготовки и повышения квалификации.

12. Отработать методику закрепления за предприятиями специалистов, обучение которых происходит за счет бюджетных средств и средств предприятий.

13. Рассмотреть порядок финансирования студентов, обучающихся на вечерних и заочных курсах; затраты предприятия должны нести, при условии, если студент учится по специальности предприятия.

14. Провести повторную сертификацию учебных заведений, не имеющих необходимой учебной базы и преподавательского состава.

15. Изучить опыт предприятий, организующих на предприятиях курсы послевузовской переподготовки молодых специалистов и дать предложения по повышению качества образования выпускающим кафедрам, чьих выпускников приходится переучивать.

16. Более тщательно подойти к вопросу об оснащении образовательных учреждений, компьютеризировать классы, поднять уровень изучения иностранных языков в связи с необходимостью перехода на международный уровень ведения бизнеса.

17. Внедрять современные технологии в образовательный процесс, используя IT – технологии и учитывая потребности промышленных предприятий.

18. Разработать программу «Пожилой работник», включающую в себя переподготовку специалистов минимум до пенсионного возраста.

Также, учитывая намечающийся дефицит трудовых ресурсов, следует уделить более пристальное внимание следующим направлениям деятельности.

Первое направление – это повышение производительности труда.

С этой целью необходимо:

Ежегодно и на более длительный период разрабатывать программы по повышению производительности труда по стране в целом, на уровне регионов и по каждому предприятию;

Осуществлять внедрение современных технологий и организации труда.

Одна из важнейших задач в сфере повышения производительности труда – это реструктуризации предприятий, включающая аутсорсинг, вывод из состава предприятий непрофильных производств и услуг.

Сегодня примерно 70% от общей численности работников составляет побочный персонал, незаинтересованный в конечных результатах труда, который можно вывести из состава предприятий сначала в дочерние, а затем в самостоятельные юридические лица.

Поэтому проблема реструктуризации предприятий должна быть нами осмыслена и проработана, этот процесс должен быть продуман и проведен таким образом, чтобы не вызвать социального шока у выведенных из состава предприятий людей .

Главное, чего мы достигнем – увеличим количество людей, которые будут сами принимать решения, овладеют механизмом адаптации к жизненным условиям. Изменится мотивация труда – от самих людей будет зависеть их будущее.

Проведение реструктуризации позволит:

Повысить производительность труда на крупных предприятиях;

Резко увеличить число столь необходимых для сбалансированного развития экономики малых и средних предприятий.

Второе направление – это формирование грамотной миграционной политики, направленной на рациональное использование значительного потенциала стран СНГ в области трудовых ресурсов.

Поэтому для эффективного пополнения человеческого капитала за счет трудовой миграции необходимо:

Создать банк данных специалистов по СНГ, прежде всего, российского происхождения;

Упростить процедуру получения российского гражданства, прежде всего, для квалифицированных специалистов;

Создать систему переподготовки и переобучения мигрантов по примеру западных стран, где человек, для получения работы по специальности, должен пройти курс переобучения.

Также нужно подготовить и реализовать комплекс мер, направленных на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов (внутренней трудовой миграции). Необходимо обеспечить привлечение работников из регионов с избыточными трудовыми ресурсами в районы интенсивного промышленного развития, для чего, в первую очередь, необходимо решить проблему с жильем.

В общем и целом, нам необходима системная планомерная работа по кадровому обеспечению промышленности.

Необходимы программы, концепции по повышению качества человеческого капитала.

Только люди определяют, будем мы жить хорошо или плохо. От умения трудоспособного населения производительно работать напрямую зависит качество жизни детей, стариков, бюджетников.

Если мы сумеем наладить организованную работу по этим направлениям – тогда мы сможем уменьшить негативные последствия от нехватки трудовых ресурсов.

Ситуация в сфере образования в 1990-2010 гг.

по Российской Федерации

Общее число учащихся

Таблица 1.

Наименование

ед. изм.

годы

отклонения

кол-во

Число общеобразовательных учреждений

Количество учащихся

Число учреждений начального профессионального образования

Численность учащихся

Число средних специальных учебных заведений

Число студентов

Число высших учебных заведений

Число студентов

Всего студентов (п.3.1. и п.4.1)

Выпуск специалистов






Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее образование

ИТОГО:

Выпуск специалистов среднего профессионального и высшего образования

Таблица 2.

Выпуск квалифицированных рабочих по отраслям

Наименование отрасли

ед. изм.

годы

отклонения

кол-во

Металлургия

Сельское хозяйство

Строительство

Таблица 3.

Наименование отрасли

ед. изм.

годы

отклонения

кол-во

Выпуск всего

Гуманитарные науки

Здравоохранение

Экономика и управление

Металлургия и металлообработка

Автоматика и управление

Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по отраслям

Таблица 4.

Выпуск специалистов с высшим образованием по отраслям

Наименование отрасли

ед. изм.

годы

отклонения

кол-во

Всего выпуск

Гуманитарные науки

Экономика и управление

Металлургия, металлообработка, машиностроение

Сельское хозяйство и рыболовство

Здравоохранение

(государственные учебные заведения)

Таблица 5.

Выпуск специалистов негосударственными высшими учебными заведениями

Наименование отрасли

ед. изм.

годы

отклонения

кол-во

соотношение

Выпуск всего

Гуманитарные науки

Экономика и управление

Таблица 6.

Распределение выпускников по видам обучения

Наименование отрасли

ед. изм.

1990 г .

2010 г .

Выпуск техникумов

в т.ч. очное образование


Выпуск с высшим образованием

в т.ч. очное образование


Учатся в высших учебных заведениях

в т.ч. очное образование


В. Уразов

Эффективное использование труда работников и развитие качества рабочей силы является непременным условием устойчивого экономического роста. В перспективе трудовой потенциал и его эффективное использование станет важнейшим фактором роста ВВП.

В настоящее время на рынке труда существует ряд серьезных проблем, которые выражаются в нехватке квалифицированных кадров по отдельным специальностям, несоответствии качества подготовки выпускников требованиям работодателей как по уровню квалификации, так и по численности подготавливаемых рабочих и специалистов.

Результатом этого являются высокие затраты на «доподготовку» выпускников образовательных учреждений. За прошедшие 15-20 лет значительно изменились требования к содержанию и качеству труда практически по всем специальностям и профессиям. Однако эти требования не отражены в профессиональных стандартах, используемых при подготовке рабочих кадров бизнеса, что является сдерживающим фактором в подготовке рабочей силы для успешного функционирования.

Многие представители бизнеса заявляют о том, что нередко выпускников надо учить практически с нуля. Можно утверждать, что российский бизнес несет серьезные потери (издержки) от некачественного образования и ненадлежащей профессиональной подготовки работников. На современном этапе создание условий для формирования квалифицированного кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям, рассматривается как непременное требование к развитию производства. Во многих отраслях остро не хватает рабочих высокой квалификации -
пятого, шестого разрядов. В промышленности города занято более 800 тыс. человек, из них 90% - в обрабатывающем производстве. И только 20% из них обладают высокой квалификацией. Ранее эта цифра достигала 60%. Одной из ключевых задач в решении проблемы кадрового обеспечения экономики выступает совершенствование системы мониторинга и прогнозирования на рынке труда.

Серьезным шагом в решении данной проблемы стала реализация принятой в октябре 2004 года Городской целевой программы «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 гг.». За последние три года в системе профессионального образования была проведена структурно-содержательная реорганизация. Москва - первый из российских регионов, который
сформировал региональную систему профессионального образования, состоящую из единого типа укрупненных учебных заведений - колледжей. В колледжах реализуются интегрированные образовательные программы общего, начального и среднего профессионального образования.

В целях дальнейшего совершенствования системы подготовки высококвалифицированных рабочих правительством Москвы принята городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве. Она носит название «Рабочие кадры». В основу разработки программы на 2008-2010 годы легли две взаимосвязанные целевые установки. Первая - учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для московской молодежи в ее стремлении к получению знаний и построению собственной профессиональной карьеры.

Вторая - необходимо перейти от использования экстенсивного, количественного подхода в развитии системы профессионального образования к интенсивному, качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.

Практической реализацией мер, направленных на совершенствование в Москве системы профессиональной подготовки кадров, является осуществление МКПП(р) совместно с Департаментом науки и промышленной политики и Департаментом образования города Москвы Концепции деятельности создаваемых учебных (ресурсных) центров как на базе крупных предприятий промышленности города Москвы, так и при колледжах.Эти центры, позволяющие организовать подготовку на современном уровне рабочих и мастеров производственного обучения, достигают решения ряда важных задач, удачно совмещая теоретическое обучение учащихся с их профессиональным образованием. При этом обеспечивается непрерывность образования, сочетание начального и среднего профессионального образования.

Ресурсные центры дадут возможность в дальнейшем совместно решить еще одну задачу - расширение сети учреждений профессионального обучения, выпускающих продукцию и оказывающих услуги и возможность осуществлять оперативное обучение в соответствии с изменяющимися требованиями промышленности.

Таким образом, важнейшими приоритетами развития научно-технического потенциала Москвы в настоящее время и на перспективу являются: совершенствование городской системы воспроизводства трудовых ресурсов; оптимизация подготовки высококвалифицированных кадров на основе эффективного профессионального образования; обеспечение занятости населения и удовлетворение промышленности в необходимых ей рабочих и специалистах; сочетание интересов городского хозяйства, работодателей и работников.

Однако, уже оценивая результаты принятых мер, можно отметить, что взаимодействие и консолидации усилий предприятий, межотраслевых и отраслевых институтов, а также образовательных структур не привело к значительным результатам и находятся на низком уровне. Часто обращения к руководителям предприятий об организации практики на этих предприятиях студентов колледжей и вузов зачастую остаются без ответа. В то же самое время проведение такой практики представляет собой не только непременную часть учебного процесса для учащихся колледжей и студентов вузов, но при разумной организации такая практика может оказаться полезной предприятию.

Часть из безусловно полезных предприятиям работ, особенно актуальных в условиях финансового и экономического кризиса, может быть направлена на ресурсосбережение, реструктуризацию производства, оптимизацию использования трудовых ресурсов (как рабочих, так и специалистов), повышения уровня их занятости в настоящее время и на перспективу.

Среди таких работ востребованными в настоящее время могут быть работы в области антикризисного управления, финансового планирования и прогнозирования, использование современных методик в управлении производством (предприятием), маркетинговые исследования, аттестации навыков выполнения операций и работ рабочими и специалистами, оценка уровня освоения рабочими и специалистами смежных операций, работ, специальностей и профессий.

В условиях финансового кризиса происходит падение спроса на продукцию предприятий (или их услуги), уменьшение объемов реализации и производства, сокращение занятости работников предприятия, концентрация ресурсов предприятия, направление этих ресурсов на изменение ассортиментно-сбытовой политики, сохранение рабочих мест, поиск новых потребителей или сегментов рынка.

При этом возможна диверсификация производства, его реструктуризация, а также интеграция с малым бизнесом. В этих целях может быть использована практика размещения организаций малого бизнеса на крупных или средних предприятиях.

Данная практика позволяет сохранить рабочие места и решает проблемы занятости населения города, сохраняет приемлемый уровень использования производственных мощностей. Эффективность такого взаимодействия качественным образом отражается на повышении кадрового потенциала участников и его использования.

Подготовленный совместными усилиями обеих сторон кадровый ресурс может быть при необходимости использован не только на малом, но и на крупном (среднем) предприятии, например - при получении срочного заказа, что повышает подготовку высококвалифицированных работников в промышленности города и в сфере малого бизнеса.

На сегодняшний момент очень важно обратить внимание на следующие вопросы:

Изучение потребностей предприятий в квалифицированных специалистах на текущий момент и на перспективу;

Анализ количественного и качественного состава рабочих (специалистов);

Принятие мер по эффективному распределению кадров в условиях кризиса;

Подготовка предложений по временному переводу на востребованную должность или работу;

Повышение уровня эффективности работы до необходимого уровня;

Вывод из хозяйственного оборота неэффективных рабочих мест;

Размещение на высвобождаемых резервных местах предприятий малого бизнеса или реструктурированных производств;

Проведение оценки и аттестации персонала;

Подготовка мер по переподготовке и повышению квалификации различных категорий персонала, повышение уровня занятости;

Повышение требований к компетенциям рабочих в условиях инновационного развития;

Учет новых требований при переработке Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих, профессий и работ, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Подготовка новых профессиональных стандартов;

Повышение уровня работы на предприятиях.

Реализация этой работы позволит осуществить комплекс мер по антикризисному управлению производством и персоналом на предприятиях, обеспечить необходимый уровень занятости населения города Москвы и эффективное управление воспроизводством и использованием трудовых ресурсов.

В современных условиях жесткой конкуренции любые предприятия вынуждены адаптироваться к рыночным условиям, к постоянно меняющимся факторам внешней среды – политическим, экономическим, социальным, международным. В постоянно меняющихся внешних условиях изменяются и конкуренты, и поставщики, и покупатели, предъявляя все новые требования к функционированию предприятия и к его бизнес-процессам. Основная ценность предприятия – это трудовые ресурсы, персонал, кадры, поскольку только они могут принимать решения в условиях быстро меняющейся внешней среды, адаптировать бизнес-процессы к новым рыночным условиям. Именно поэтому всё большую значимость приобретает управление трудовыми ресурсами, поскольку, как и в эпоху индустриализации, так и в эпоху информатизации общества – «кадры решают всё».

Определение трудовых ресурсов состоит из двух слов – трудовые и ресурсы. Обратим особое внимание на значение слова «ресурсы».

В толковом словаре Ефремовой читаем: «Ресурсы – 1. Средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. 2. Источник чего-либо».

В Энциклопедическом словаре даётся следующее определение – «Ресурсы это (от французского resource – вспомогательное средство) – денежные средства, запасы, ценности, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)».

По Бизнес словарю значение слова «Ресурсы» следующее. Ресурсы – средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг.

Таким образом, можно сказать, что трудовые ресурсы – это один из источников средств и доходов предприятия.

Для того чтобы трудовые ресурсы были действительно источником доходов предприятия, необходимо ими эффективно управлять. А управлять можно только тем, что можно количественно измерить. Поэтому анализ трудовых ресурсов предприятия направлен на повышение эффективного использования персонала предприятия и, как следствие, экономию затрат и ресурсов живого труда на единицу выпускаемой продукции.

При анализе трудовых ресурсов в первую очередь необходимо оценить и проанализировать, сколько человек нужно на предприятии. Какие у них должны быть квалификации, знания, профессиональные компетенции – всё это необходимо знать уже на первом этапе формирования трудовых ресурсов предприятия. После того, как определена необходимая численность персонала, нужно решить, как подбирать специалистов и рабочих, из каких источников. Какими первоначальными знаниями, умениями, навыками, личностными качествами они должны обладать. Для этого лучше всего разработать необходимый диагностический инструментарий, куда будут входить анкеты, тесты, кейсы-задания и пр. для комплексной оценки кандидата.

После того, как кандидат будет принят на работу, какое-то время он будет адаптироваться к новым условиям – к коллективу, бизнес-процессам, требованиям, рабочему месту и пр. поэтому логично разработать систему адаптации новых работников, для того, чтобы последний наиболее быстро и чётко вписался в коллектив и в производственный процесс. Здесь эффективны такие методы как наставничество, обучение на рабочем месте, курсы повышения квалификации и пр. От системы адаптации на предприятии зависит то, насколько быстро войдёт новый работник в трудовой коллектив и насколько быстро адаптируется к новым условиям, к новому климату в коллективе, к новым требованиям, что немаловажно для увеличения производительности труда нового специалиста.

Когда работник адаптируется на предприятии, необходимо, чтобы он старался по максимуму приложить свои силы к производственному процессу. Как раз тут подключаются такие системы управления трудовыми ресурсами, как мотивация и стимулирования персонала, система заработной платы, система аттестации и оценки персонала, система обучения и т.д.

Система мотивации и стимулирования поощрения направлена на то, чтобы у работника поддерживалась внутренняя мотивация повышать степень своего профессионализма и мастерства, находить возможности повышать производительность труда и улучшать бизнес-процесс, проявлять творчество и инициативу в производственном процессе, повышать качество продукции и услуг.

Необходимо постоянно помнить, что в наше изменчивое время самое главное качество любого человека – гибкость, адаптивность, креативность, обучаемость. Поэтому так важна система профессионального обучения персонала на предприятии. Производственный процесс, маркетинговые системы, системы управления – всё постоянно меняется, поэтому необходимо обучать работника прямо на месте, без отрыва от производства – в этом один из главных успехов любой компании, любого предприятия. Тем более сейчас появляется множество новых инструментов для обучения с минимальными затратами – системы дистанционного обучения, вебинары, и пр. – всё может быть задействовано для повышения профессионализма работника, более качественной и комплексной оценки его умений и способностей, профессиональных компетенций.

В последнее время всё больше руководителей компаний понимают, что важным фактором эффективной работы организации является управление человеческим ресурсом организации, что этот ресурс составляет главный потенциал компании.

Рассмотрим, что означает термин «потенциал». С точки зрения физики, потенциал – это скрытые возможности, сила, мощность. В энциклопедическом словаре даётся следующее определение: «Потенциал – это источник возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» .

Таким образом, понятия «ресурсы» и «потенциал» не следует противопоставлять никоим образом. Термин потенциал представляет собой «обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени». Именно поэтому понятие «кадровый потенциал» является ресурсным аспектом развития. Кадровый потенциал можно определить, как совокупность способностей всех людей, которые работают на предприятии и решают поставленные задачи.

В 1935 году в эпоху индустриализации нашей страны был лозунг «Кадры решают всё». Как видим, не утратил он своего значения и в настоящее время – в эпоху информатизации общества.

Сегодня в теорию управления человеческими ресурсами введено такое определение как “кадровый потенциал”. В понятие кадрового потенциала входят профессиональные качества работников, их личностные качества и их способности как интеллектуальные, так и физические.

На рынке труда сегодня сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, очень много кадров с достаточно высоким уровнем компетенции в связи с кризисной ситуацией в стране оказалась либо на тех местах, которые не соответствуют их специальности, либо на «улице». С другой стороны, на рынке труда очень много людей, с недостаточным уровнем профессиональной компетенции, но им тоже нужна работа.

Поэтому получается ситуация, когда выбор кадров, с одной стороны, не является приоритетом работодателя. Профессионалы выбирают предложенные вакансии, то есть осуществляют выбор работодателя из числа заинтересованных в его профессиональных компетенциях. В связи с этим работодатель должен быть гораздо привлекательнее своих конкурентов, иметь стабильные критерии экономического развития, что является одним из важных факторов, определяющим выбор высококвалифицированных специалистов, обладающих мотивацией к труду и высоким профессионализмом.

В такой ситуации не работодатель выбирает себе работников из числа кандидатов, а сам кандидат проводит выбор предложенных ему вакансий, выбор той компании, в которой ему будет в конечном итоге выгоднее работать по всем параметрам – экономическим (оптимальная заработная плата плюс достойные методы стимулирования и система мотивации), психологическим – в компании работают интересные люди, там царит благоприятный социально-психологический климат и достигнута высокая организационная культура и личностным – в такой компании профессионал может максимально раскрыть себя, свою личность, получить признание, удовлетворение от самого процесса труда и пр.

Если не создать соответствующие предпосылки привлечения и удержания необходимого количества трудовых ресурсов для реализации своих потребностей, то это в конечном итоге приведет к изменению бизнес-процессов.

Немного другая ситуация с той частью рынка труда, где его представители обладают не достаточно высокими профессиональными знаниями в нужной области, недостаточно опытны, образованы и т.д.

В этом случае уже работодатель выбирает наиболее подходящего кандидата с целью его обучить, повысить его профессиональный и образовательный уровень.

Поэтому все современные концепции управления трудовыми ресурсами должны базироваться как на принципах и методах административного управления с одной стороны, так и на использовании экономических рычагов, стимулов, поощрений, то есть на принципах и методах концепции всестороннего развития личности работников.

Недаром М. Федотова выделяет концепцию управления трудовыми ресурсами с позиции теории подсистем, где работники (человеческие ресурсы) выступают как самая важная подсистема .

При этом М. Федотова выделяет две группы систем экономическую и социальную. Экономическая система содержит в себе такие аспекты как производство, обмен и распределение материальных благ, и в этой системе работники (персонал) рассматриваются как трудовой ресурс предприятия.

К социальной системе относятся такие аспекты как отношения людей, социальные группы, духовные ценности, развитие, и в этой системе работники воспринимаются как главная система, состоящая из личностей, обладающих различными качествами, способностями.

К сожалению, многие организации в своей деятельности разрабатывают только текущие планы по отдельным направлениям работы с персоналом. Отсутствие общей системы управления персоналом ведет к появлению недостатков по подбору этого персонала, набору непрофессиональных кадров, что в конечном итоге ведет к снижению использования трудовых ресурсов и, как правило, к снижению эффективной работы предприятия.

Между тем, для того, чтобы получить устойчивые конкурентные преимущества на рынке на предприятии должна быть сформирована система формирования, освоения и развития способностей и профессионализма каждого работника. Предприятие, нацеленное на долгосрочный успех на рынке, на победу в конкуренции, на удовлетворение потребностей клиентов, должно планировать не только количество работников, но и должно определять ориентир на их личностное развитие, на приобретение сотрудниками новых знаний, квалификаций, профессиональных компетенций, на формирование у работников возможностей и желания увеличения производительности труда, творчества, предпринимательской активности, на развитие кадрового потенциала предприятия в целом .

Руководителям предприятий необходимо помнить, что наиболее отрицательным для предприятия последствием нестабильности является изменение в социально – психологическом состоянии работников. Поэтому очень важно разрабатывать и адаптировать к быстро меняющимся социально-экономическим условиям программы развития персонала в кризисных ситуациях. В противном случае “человеческий ресурс” – как основной источник эффективной работы, будет действовать против компании, порождая внутренние конфликты, и разрушая ее изнутри.

Таким образом, анализ управления трудовыми ресурсами предприятия – один из важнейших экономических анализов, поскольку без соответствующих трудовых ресурсов не возможен ни эффективный производственный процесс, ни эффективный маркетинг, ни стопроцентное качество продукции и услуг. Анализ управления персоналом должен производиться по всем этапам – от анализа системы отбора и найма персонала, до системы оценки персонала.

  • Соломатина, А. Механизм стратегического управления персоналом в страховых компаниях [Текст]/ А. Соломатина/ Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2012.- N 5. – С. 91 – 100.
  • Толковый словарь Ефремовой. Ефремова онлайн © 2009-2016. http://efremova-online.ru/
  • Федотова, М. Персонал как конкурентное преимущество организации [Текст]/М. Федотова / Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. N 5. С. 76 – 81.
  • Шестаков А.В. Экономика и право: Энциклопедический словарь. – М.: Дашков и К, 2011. – 568 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Главной проблемой трудового потенциала нашей страны является уменьшение количества лиц трудоспособного возраста.

    Сохранение и рост численности населения, улучшение его качества, а, значит, трудового потенциала страны является сегодня важнейшим геополитическим вызовом для Российской Федерации. Другой вызов воспроизводства трудового потенциала состоит в необходимости обеспечения соответствия уровня развития навыков населения требованиям инновационной экономики.

    Подчеркнем, что угрозой для воспроизводства трудового потенциала является не просто сокращение численности населения, а уменьшение количества лиц трудоспособного возраста. Так, по мнению английского демографа Д. Коулмана, общее сокращение европейского населения может начаться уже после 2020 года, а в трудоспособных возрастах еще раньше.

    По прогнозам отечественных ученых в ближайшее десятилетие (2014–2023 гг.) в контингент трудоспособного населения ежегодно будет вступать в среднем по 1,3–1,5 млн человек, а выбывать по 2,1–2,5 млн. Негативной тенденцией, согласно прогнозу Рос стата, является и устойчивый рост группы лиц старше трудоспособного возраста.

    Увеличение нагрузки пожилыми людьми

    Это сопровождается заметным постарением населения и увеличением демографической нагрузки пожилыми на граждан трудоспособного возраста. Отметим, что в России в сравнении с развитыми странами значение данного показателя не столь велико (19% в 2014 г.), что обусловлено более поздним началом демографического перехода, однако в перспективе будет происходить сближение значений показателя.

    В России общий коэффициент демографической нагрузки увеличился на 8% за 2000–2014 гг., при этом наибольший вклад (58% общей нагрузки) в этот рост оказало население старше трудоспособного возраста (нагрузка этой группы выросла на 22%). Интересный факт заключается в том, что раньше, по оценкам А. Вишневского и Е. Андреева, увеличение нагрузки пожилыми компенсировалось снижением нагрузки детьми, а в настоящее время наблюдается рост демографической нагрузки обеими группами населения. По прогнозам, к концу третьего десятилетия XXI века нагрузка пожилыми увеличится, а нагрузка населением младше трудоспособного возраста, скорее всего, прекратится.

    Смертность трудоспособного населения в России

    Другим параметром, негативно влияющим на воспроизводство трудового потенциала, является высокий уровень смертности трудоспособного населения, особенно мужчин (за период 2000–2014 гг. в 4 раза превышал аналогичный в развитых странах мира, общемировой – в 2 раза), среди женщин наблюдалось превышение среднего уровня по экономически развитым странам в 2,6 раза. Помимо демографических параметров на воспроизводство трудового потенциала влияют показатели здоровья населения. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Россия отстает от среднего по странам Европы уровня даже несмотря на то, что в период 2000–2015 гг. значение показателя увеличилось на 6 лет, а в европейских странах – на 2,4 года (для мужчин – на 2,7 года, для женщин – на 2,1 года, см. табл. 1).

    Положительной тенденцией является уменьшение гендерного разрыва по общей продолжительности жизни (ОПЖ) между Россией и странами ЕС в период 2005–2014 гг. с 7,5 до 5,7 лет. Однако, предположительно, такие изменения можно связать с сокращением разницы в смертности мужчин и женщин старших возрастных групп, а не младенческой смертности.

    Проблема инновационного потенциала трудовых ресурсов

    В российских и зарубежных исследованиях показана проблема невладения в должной мере значительной частью выпускников навыками для осуществления деятельности в инновационной среде. Судя по данным Всемирного банка (2011–2012 гг.), 9% россий­ских инновационных компаний отмечали дефицит в лидерских качествах, 13% – в способностях к принятию нестандартных решений, 15% – в про­фессиональных навыках, что препятствует эффективному воспроизводству трудового потенциала.

    По материалам статьи: Шабунова А., Леонидова Г., Устинова К. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТАРЫЕ ТРЕНДЫ, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ // Общество и экономика, 2017, № 10