Правила игры.Короткие нарды. Процедура начала игры в короткие нарды

Правила игры в «Короткие нарды» могут показаться запутанными, но они не вызывают никаких затруднений после нескольких тренировочных партий. Поэтому, наверное, своими результатами игры в них делятся многие любители азартных игр, предпочитая проводить свой досуг именно двигая фишки по размеченной доске.

Суть игры в короткие нарды

В игре принимают участие два человека. Задача игрока - перевести все свои шашки через все поле игры по кругу и вывести их за его пределы.

Казалось бы, что проще и придумать невозможно. Но даже такая элементарная игра, как нарды, скрывает множество интереснейших моментов. Не каждому участнику она дается легко. Конечный результат игры зависит не только от случайной выдачи костями значений для последующих ходов.

Как играть в «Нарды короткие»?

В короткие нарды играют на доске, имеющей двадцать четыре ячейки, называемых пунктами. Пункты объединены в четыре группы по шесть ячеек в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Участвуя в онлайн игре «Короткие нарды» правила нужно соблюдать безоговорочно. Они таковы:

вывод фишек выполняется также посредством очереди и подбрасывания костей, то есть игрок продолжает выполнять фишками ходы, при этом действуют такие же правила как и в классических, длинных нардах ;



Итог игры

«Короткие нарды» отличаются от прочих игр на доске тем, что в них не предусматривается ничья. Всегда четко определен победитель и проигравший.

Партию в нарды выигрывает тот, кто первым достигает финиша, а именно выводит все свои фигуры за пределы игорного поля. Если один игрок победитель, то второй автоматически присуждается проигравшим, даже если разница в результате один очередной ход.

В нарды онлайн можно играть каждый раз с новым партнером, участвовать в так называемых онлайн Турнирах. Результат соревнований определяется обобщенным итогом за все сыгранные партии в нарды.

Все результаты сыгранных партий по каждому игроку заносятся автоматически в электронную сводную таблицу. Победителем в онлайн Турнире является тот, кто по итогам таблицы набирает большее число побед. Проигравшим является тот, кто набирает меньшее число побед.

Перед началом игры в короткие нарды расстановка шашек происходит так, как показано на Рис.1.

На 1-й позиции – 2 красные шашки, на 6-й – 5 черных, на 8-й – 3 черных, на 12-й – 5 красных, на 13-й - 5 черных, на 17-й – 3 красных, на 19-й - 5 красных и на 24-й – 2 черные. Кроме классической схемы расстановки шашек, существует еще зеркальная расстановка (Рис.2).

На нашем сайте все пояснения будут производиться исходя из классической расстановки шашек при игре в короткие нарды (Рис. 1).

В начале игры нарды посредством жребия определяется право первого хода. Для этого каждый из игроков совершает бросок только одним игральным кубиком. Право первым совершить ход получает тот игрок, который выбросил большее количество очков. При выполнении им первого хода он должен использовать два числа – число очков, которые он выбросил сам и число очков, которые выбросил его соперник. В случае, если оба игрока выбросили одинаковое количество очков, производится повторное бросание кубиков по такому же принципу. Однако перебрасывание кубиков может повлиять на счет игры. Такая ситуация рассматривается в разделе АВТОДАБЛ. Во всех последующих бросках игроки бросают уже по два кубика одновременно. Броски кубиков производятся по очереди.

Игра нарды имеет набор определенных правил «вежливости» и правил при процессе выбрасывания кубиков. Вот их (неполный) перечень:

  • Игрок должен выбрасывает кубики на правую от себя половину игровой доски.
  • В случае если кубик перекосился, угодил на шашку или вылетел за пределы правой стороны доски, то зары должны перебрасываться.
  • Ход игрока считается незаконченным до тех пор, пока выполняющий ход игрок не уберет с игровой доски свои кубики.
  • Игрок не должен совершать бросок кубиками до тех пор, пока его соперник не уберет с доски свои кубики. Однако этим правилом пренебрегают, если в процессе игры происходит взаимное снятие шашек или если игрок делает вынужденные ходы.
  • Если игрок сделает ход, который правила игры в нарды не разрешают, то это действие может быть исправлено любым из игроков. Но такое исправление возможно только до того момента, как будут выброшены кубики следующим игроком. Ход, который не разрешен правилами, но был исправлен своевременно, считается легальным ходом.
  • Термины и определения В приведенных правилах используются следующие термины и определения: Бар - центральная часть доски между игровыми полями, на которой располагаются выбитые шашки. Ставка - денежный эквивалент выигрыша партии одним очком. Определяется игроком, который создает стол. Ставка не может больше суммы средств, находящихся на счету игрока. Лимит - ограничение максимально возможной суммы денег, которые игрок может выиграть или проиграть за одну партию. Лимит не может быть больше величины средств, находящихся на счету игрока. В серии игр лимит равен ставке. Даве - удвоение ставки. Если параметр «кубик Даве» включен, Вы или Ваш соперник можете предложить удвоение ставки. Чтобы сделать это, достаточно непосредственно перед своим ходом (до выброса зар), кликнуть по кубику Даве, расположенному слева на игральной доске, предварительно отключив функцию «Автобросок». Отказ от удвоения ставок влечет за собой проигрыш, тогда как принятие – делает игрока обладателем кубика Даве и увеличивает первоначальную ставку в два раза. И следующее предложение об удвоении может исходить только от него. Кубик Даве имеет грани с цифрами: 64 (первоначальное положение – единичная ставка), 2, 4, 8, 16, 32. (использование в игре определяется установлением отметки возле соответствующего названия в параметрах стола). Марс - окончание партии, при котором один игрок вывел все шашки, а второй игрок не вывел ни одной. При этом выигравший игрок получает двойной размер ставки (которая сложилась к моменту окончания партии) и в его личный рейтинг добавляется 2 очка. Кокс - окончание партии, при котором один игрок вывел все шашки, а второй не снял ни одной, но, кроме того, одна или несколько его шашек находятся в доме или на баре противника. При этом выигравший игрок получает тройной размер ставки (которая сложилась к моменту окончания партии), а в его личный рейтинг добавляется 3 очка. Правило Якоби - используется в одиночной игре по предварительной договоренности игроков. Согласно правилу, Марс и Кокс считаются, как 1 очко, при условии, что в процессе игры не был использован кубик Даве (использование Даве, Правила Якоби и т.п. в игре определяется установлением отметки возле соответствующего названия в параметрах стола). Авто-дабл - в случае, если при первом выбросе зар выпадают одинаковые значения, то ставка удваивается. Максимальное значение таких удвоений – 3 (использование в игре определяется установлением отметки возле соответствующего названия в параметрах стола). Бивер - встречное удвоение. Если соперник предложил Вам Даве, Вы можете использовать встречное удвоение – Бивер. При этом кубик Даве переходит к игроку, объявившему Бивер, а ставка до первого предложения удвоения - учетверяется. Отказ от встречного удвоения ведет к проигрышу соперником двойного количества очков (использование в игре Бивера определяется установлением отметки возле соответствующего названия в параметрах стола). Блот - пункт, на котором находится одна шашка противника.
  • Начальная позиция и цель игры
  • После принятия приглашения в игру, перед Вами откроется доска, состоящая из двух частей, с пронумерованными 24-мя пунктами.
  • На доске находятся по 15 шашек у каждого из соперников, в приведенном примере - белого и коричневого цвета.
  • Нумерация пунктов своя для каждого из играющих. Пункты 1-6 и 7-12 соответственно Ваш «дом» и Ваш «двор», тогда как пункты 18-24 и 13-8 - «дом» и «двор» соперника.
  • Расстановка шашек всегда одинакова: 2 шашки на 24 пункте, 5 шашек на 13 пункте, 3 шашки на 8-ом и 5 на 6 пункте.
  • Цель – делая ход за ходом, переместить шашки в свой «дом», после чего вывести их за пределы игральной доски.
  • Жребий и движение шашек
  • Белые шашки всегда движутся по часовой стрелке от п.1 к п.24. Коричневые шашки всегда движутся против часовой стрелки от п.24 к п.1.
  • Первый выброс зар определяет, кто из игроков сделает первый ход. На экране появляются две зары, по одной от каждой из играющих сторон, кубик с наибольшим числом дает преимущество первого хода. Если на двух зарах числа одинаковые, выброс повторяется (*при включенном параметре «автобросок» ставка игры удваивается).
  • Числа обеих зар при первом выбросе также определяют числа первого хода. Если комбинация зар 3:5, то игрок, делающий первый ход, может передвинуть шашки на 3, 5 или 8 пунктов.
  • Все шашки движутся только вперед и в соответствующем каждому игроку направлении. Ход назад невозможен.
  • Передвинуть свою шашку можно только на тот пункт, где либо нет шашек противника, либо этот пункт занят одной шашкой противника (блот). Игрок может ставить на занятый своей шашкой пункт любое количество своих шашек.
  • Игрок обязан совершить ход ровно на те числа (число), которые показывают зары. Если при выбросе костей вы видите числа 2 и 5, соответственно, ход может осуществляться на 2 и 5 пунктов двумя шашками или на 7 пунктов одной шашкой.
  • Если зары показывают одинаковые числа (дубль), вы можете совершить 4 хода на выпавшее число пунктов.
  • Побитие шашек и ввод шашек в игру
  • Шашка противоположного цвета, становясь на блот, бьет шашку противника.
  • Побитая шашка отправляется на бар и должна быть возвращена на доску. Игрок, у которого есть шашки на баре, не имеет права двигать другие свои шашки, пока не введет шашку с бара в игру.
  • Шашка, находящаяся на баре, вводится в игру на пункт, соответствующий значению зар. Если пункты, на которые можно вывести шашку с бара, заняты двумя или более шашками противника, игрок пропускает ход.
  • Если игрок может ввести некоторые из своих шашек (находящихся на баре), но не все, он должен вернуть в игру все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, ранее неиспользованные значения зар можно использовать для обычного перемещения шашки, которую вы только что ввели, либо для любой другой шашки.
  • Вывод шашек и результат игры
  • Когда игрок завел все свои шашки в свой дом, он должен вывести их за пределы доски.
  • Снимаются (выводятся) шашки по принципу ходов: выбрасываются зары, после чего шашки снимаются с тех пунктов, числа которых указаны на зарах.
  • Игрок имеет право перемещать свои шашки внутри дома, если позволяют значения зар, т.е. можно переместить шашки с большего пункта на меньший. Можно снять шашку с меньшего пункта, если на нужном (или большем) пункте шашек нет. Т.е. если выпала 4, а на 6,5 и 4 пунктах шашек уже нет, то нужно выбрасывать шашку с 3-го пункта.
  • В стадии выбрасывания шашек, все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита противником в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, и только потом продолжить выброс шашек.
  • Побеждает тот, кто первым выводит свои шашки за пределы доски.
  • Результат партии определяется, исходя из ставки (количества очков), которая сложилась на момент окончания, с учетом Автоброска и удвоения (параметров, которые могут измениться в ходе игры). Эта ставка может быть увеличена в два раза или в три раза, если игрок выиграл марсом или коксом соответственно (с учетом правила Якоби). При этом, максимальная сумма как выигрыша, так соответственно, и проигрыша, ограничена лимитом, установленным создателем стола.
  • Результат серии игр (до определенного количества побед в одиночных играх) – это всегда выигрыш ставки, оговоренной при создании стола (при этом лимит всегда равен ставке).
  • Нарды – это древнейшая настольная игра в кости на двоих. Миллионы людей играют в нарды. Научитесь играть и вы!

    Для игры в нарды вам необходимо:
    – 30 шашек: каждый игрок имеет по 15 шашек своего цвета (белого или чёрного), игроки соответственно называются Белый и Чёрный
    – 2 игральные кости: обычные кубики с точками на гранях (от 1 до 6)
    – куб удвоения: специальный кубик, показывающий ставку игры
    – доску: игровое поле, по которому согласно правилам передвигаются шашки.
    Но вам не нужно это покупать, ведь в нашей игре всё это уже есть!

    Условно игровое поле разделено на четыре четверти, по шесть пунктов в каждой. Эти четверти называются дом, двор, дом противника и двор противника. Дом и двор разделены между собой специальным бортом, который называется бар.

    Начало игры

    Первый ход в нардах определяется так: каждый игрок бросает один кубик, у кого выпавшее число больше, тот и ходит. При равенстве выпавших очков кубики бросаются ещё раз.

    При каждом следующем ходе вы должны кидать одновременно два кубика.

    Перемещение шашек

    Вы должны перемещать шашки до тех пор, пока все шашки не окажутся в доме, а затем их сбросить за доску раньше, чем это сделает противник. Белые шашки перемещаются против часовой стрелки, а чёрные наоборот.

    После броска вам нужно переместить любую свою шашку на число пунктов, равное выпавшему числу на одном кубике, а потом эту же или любую другую шашку – на число пунктов, выпавших на другом кубике.

    Например, если на одном кубике выпало 3, а на другом 5, то можно передвинуть одну свою шашку на три пункта, а другую – на пять, или можно передвинуть одну шашку на все восемь пунктов.

    Обязательно нужно использовать все выпавшие очки. Когда нельзя сходить двумя костями, нужно использовать кость с большим значением. Когда на обоих кубиках выпадает равное число очков (дубль), вы должны сделать 4 хода на число пунктов, выпавших на одном кубике.

    Если у вас имеются сбитые шашки в баре, то вы обязаны сходить сначала ими, а затем другими. Если вы не можете ходить шашкой с бара, то ход пропускается. В коротких нардах на один пункт можно ставить сколько угодно шашек. Вы можете поставить свою шашки на пункт, только если пункт свободный или на нём уже есть ваши шашки. Если же на пункте имеется всего одна шашка соперника, то вы можете совершить побитие этой шашки.

    Если на одном пункте находится не одна шашка, то такая шашка называется прикрытой. Противник не сможет занять этот пункт. Таким образом, вы можете занять все 6 пунктов перед вражеской шашкой и запереть её. Это позволяет вам достичь благоприятного момента, когда противник не сможет ходить и будет пропускать ходы, что может привести к вашей победе.

    В ситуации, когда шашки нельзя передвинуть на то количество пунктов, которое выпало на кубиках, очки пропадают, и вы пропускаете ход. Вы не можете отказаться от возможного хода, даже если он вам не выгоден. Также вы не можете и сократить ход, например, вместо шести пойти три.

    Как сбить и зарядить шашки?

    В коротких нардах можно сбивать шашки противника. Сбивать можно только не прикрытые шашки. Чтобы сбить, вы должны переместить свою шашку на пункт с не прикрытой шашкой противника. После перемещения шашка противника считается сбитой и устанавливается в бар доски.

    Побитые шашки, размещённые в баре доски, начинают свое движение заново, с самого начало доски. Белые шашки должны ходить с 1 пункта, а чёрные – с 24. Потому задача каждого игрока – сбивать вражеские шашки, увеличивая количество ходов до выигрыша.

    Например, если вашу шашку сбили и у вас на кубиках выпало 6-4, то вы должны сходить на позицию четыре. Кубик 6 в данном случае прогорает, потому что позиция шесть занята фишками противника.

    Выбрасывание шашек

    Это возможно, только когда все ваши шашки находятся в доме. Выбрасывать шашки можно только с пунктов, номера которых соответствуют выпавшим на кубиках очкам. Например, если выпало 5-3, вы можете вывести с доски одну шашку с 5-го пункта и одну шашку с 3-го.

    Выводить шашки с полей меньшего значения, чем выпало на кубиках, можно, только если в полях выпавшего значения шашек нет. Например, выпало 6-4, а в поле 6 нет шашек, тогда можно вывести одну шашку с пятого поля и одну шашку с четвёртого.

    Результат

    Ничьей в нардах не бывает. Кто первый выбросил все свои шашки с доски, тот и победитель. Выигравший получает количество очков, равное текущей ставке. Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.

    Ставка

    Каждый игрок до броска может предложить противнику сдаться или поднять ставку. Увеличение ставки может быть только в геометрической прогрессии (2-4-8-16 …). После поднятия ставки одного из соперников это право переходит к другому.

    В начале каждой игры ставка сбрасывается до 1.

    Что такое длинные нарды?

    Длинные нарды – один из популярнейших вариантов игры, который очень распространён в России.

    Особенность этого варианта заключается в расположении шашек – вдоль левой стороны доски для каждого игрока. Шашки в исходном положении называются “голова”.

    Вы должны переместить все свои шашки в дом, а затем сбросить их с доски раньше, чем это сделает противник. Движение шашек происходит против часовой стрелки для каждого игрока.

    Сбрасывание шашек с доски и определение победителя происходит аналогично игре в короткие нарды.

    Начало игры

    Для определения права первого хода игроки бросают по одному кубику. У кого выпавшее число больше, тот кидает кубики ещё раз и только потом совершает перемещение шашками, что отличается от коротких нард. Применение кубиков происходит аналогично игре в короткие нарды.

    Перемещение шашек

    Перемещение шашек происходит подобно коротким нардам. За единственным исключением: в длинных нардах вражеские шашки нельзя сбивать.

    Вы можете перемещать свои шашки только на открытые позиции или позиции, занятые вашими шашками. Если чужие шашки занимают все 6 пунктов перед вашей шашкой, то она становится запертой. Это позволяет противнику достичь благоприятного момента, когда вы уже не сможете ходить и будете пропускать ходы. Это может привести к победе противника.

    Потому тактическая задача каждого игрока – занять как можно больше пунктов своими шашками с целью ограничить движение шашек соперника.

    Внимание! Запрещается создавать блоки из 6 пунктов, которые блокируют все 15 шашек противника. Запрещается выстраивать блок из шести шашек – и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника.

    С головы допускается брать лишь одну шашку за ход. Из этого правила есть исключение: в первый бросок, если одна шашка не “проходит”, то есть не может отыграть все 4 хода, то можно снять с головы вторую. Таких начальных бросков всего три: 6-6, 4-4, 3-3.

    Результат

    В длинных нардах не используется кубик ставки, поэтому начисление очков за выигрыш происходит следующим образом: вы получаете +1 очко за обычную победу, +2 очка за марс (если противник не успел скинуть с доски ни одной шашки) и +3 очка за домашний марс (редкая ситуация, когда противник успел загнать в дом все свои шашки, но не успел скинуть ни одной).

    Как играть в “Тавла”?

    Тавла – одна из разновидностей нард, которая очень распространена в Турции. Игра в “Тавла” очень похожа на классические короткие нарды, но есть существенные отличия, которые делают игру достаточно сложной.

    Начало игры

    Для определения права первого хода игроки бросают по одному кубику. У кого выпавшее число больше, тот кидает кубики ещё раз и только потом совершает перемещение шашками, что отличается от коротких нард.

    Перемещение шашек

    Перемещение шашек происходит также, как в коротких нардах, за исключением одного момента. Вы не можете в доме игрока сбить шашку противника и продолжить движение, то есть нельзя “сбить и бежать” в доме. Это создает опасность, ведь вашу шашку в таком случае смогут сбить. Рекомендуется закрывать эту шашку другой шашкой.

    Выбрасывание шашек

    Правила сбрасывания шашек с доски аналогичны коротким нардам, кроме маленькой особенности: вы всегда должны скидывать шашку с доски, если кости это позволяют.

    Допустим, ваша шашка стоит на 3 позиции. У вас выпали кости 5-2. Вам нужно скинуть шашку с доски, используя кость 5. Вы не можете ходить на две позиции вперед. Таким образом, игра в “Тавла” становится сложнее, поскольку Вы не можете продвигать свою шашку вперёд, закрывая свои открытые шашки.

    Результат

    В “Тавла” не используется кубик ставки, поэтому начисление очков за выигрыш происходит следующим образом: вы получаете +1 очко за обычную победу, и +2 очка за марс (если противник не успел скинуть с доски ни одной шашки).

    Как играть в “Старые Английские” нарды?

    Этот вариант игры очень популярен в Англии, в которой являлся основным способом игры до 1970 года. Есть два основных различия в правилах между Старыми Английскими и классическими короткими.

    Вам разрешается использовать часть выпавших кубиков. Вы можете не использовать один из кубиков, если он вам не выгоден.

    Отличия есть и в размещении шашек на доске: вы можете разместить не более 5 шашек в одной позиции.

    Также в этом варианте нард не используется кубик ставки. Победитель получает +1 очко.

    Все остальные правила идентичны коротким нардам.

    Что такое Нэкгэммон?

    Одна из вариаций коротких нард, которая отличается только расположением шашек.

    Две шашки из 6 и 13 позиции смещены назад на пункт 23. Такое изменение в расстановке шашек не редко увеличивает продолжительность игры.

    Нэкгэммон требует больше навыков игры, в отличие от коротких нард. Игра получается более позиционной, поскольку шашки чаще возвращаются назад.

    Все остальные правила аналогичны коротким нардам.

    Начальная позиция

    Короткие нарды - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

    Рис. 1 Доска с шашками в начальной позиции.
    Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.

    Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

    У каждого игрока имеется своя пара игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешать кости. Кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.

    Цель игры

    Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

    Рис 2. Направление движения белых шашек. Красные шашки движутся в противоположном направлении.

    Движение шашек

    Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Игрок, у выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

    Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов , игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:

    Как побить и зарядить шашку.

    Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот . Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар . В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

    К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

    Рис 4. Если белым выпало , но одна из из шашек на баре, они должны зарядить шашку в пункт 4 в доме красных, поскольку пункт 6 занят красными.

    Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввестинекоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода.После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку,которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

    Как выбросить шашки

    Когда игрок привел все свои пятьнадцать шашкек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: Бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

    Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.

    Рис 5. Белым выпало Они выбрасывают две шашки.

    В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.

    Даве

    В нарды, как правило, играют на деньги при условленной ставке за одно выигранное очко. Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры, игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода, до того, как он бросит кости.

    Если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует , то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял даве, становится обладателем куба , и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе (или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на число редаблов не существует.

    Марс и Кокс

    В конце игры, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько стоит к этому моменту на кубике (одно очко, если никто из игроков не говорил даве). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.

    Дополнительные правила

    Некоторые дополнительные правила получили широкое распространение в игре.

  • Авто-дабл. Если обоим игрокам выпало одинаковое число очков первым ходом, то ставки удваиваются. Кубик поворачивается по два и остается на середине доски. Игроки обычно заранее договариваются об ограничении числа авто-редаблов в начале игры. Это правило изредка используется при игре на деньги для придания большего азарта.
  • Бивер. Если игроку объявляют даве, он может немедленно переудвоить ставки, объявив встречный редабл - бивер, кубик в этом случае остается у этого игрока. Игрок, который первым объявил даве, имеет возможность принять этот бивер или спасовать, как в случае простого даве.
  • Правило Якоби. Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет даве, поскольку стремится играть на марс.
  • Матчи, moneygame и командная игра в нарды

    • Как правило, матч состоит из нескольких партий. Цель всего матча - набрать определенное количество очков (как правило, играют до 3, 5, или большего нечетного количества очков)
    • В матчах как правило, используется даве.
    • Существует одно ограничение к предыдущему пункту. (Правило Кроуфорда ). Если в данной партии ваш противник набрал на одно очко меньше, чем необходимо для победы в матче, то вы не имеете права объявлять даве непосредственно в этой партии. В случае вашего выигрыша партии, в следующей вы уже можете удвоить ставки.
    • Существует вариант игры в короткие нарды moneygame , как следует из названия, в него обычно играют на деньги. В этом варианте количество партий не ограничено (обычно играют до определенной разницы в счете либо до определенного времени).
    • В moneygame обычно применяется правило Якоби - то есть, пока не показан кубик, марс и кокс считаются как 1 очко. Бивер также может применяться в moneygame, если стороны условились об этом перед началом игры.
    • На турнирах и в клубах используются иногда несколько различных вариантов командной игры в нарды. Основные варианты следующие:
  • Парные консультации - Игра двое на двое на одной доске. Игра идет по обычным правилам, но с каждой стороны участвует по два игрока, которым разрешается советоваться друг с другом. Кости, как правило, бросает все время один из игроков, либо они меняются после каждой партии.
  • Командный турнир - Как правило, каждая команда состоит из трех игроков. Игра идет по обычным правилам на трех досках. Для победы команде необходимо выиграть два матча из трех.
  • Швец (chouette) - Клубный вариант игры в нарды «Один против всех».
  • Спорные ситуации

  • Обе кости нужно бросать одновременно на плоскую поверхность доски в правую секцию. Игрок должен повторить бросок, если Одна или обе кости оказались вне правой секции доски, попали на шашки или не лежат горизонтально.
  • Ход считается сделанным, когда игрок забрал свои кости. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход. Ход считается сделанным как он есть, если оппонент бросил свои кости или начал свой ход, объявив даве.
  • Если игрок бросил кости до того, как его противник завершил свой ход (то есть не забрал еще свои кости), бросок игрока не засчитывается. Это правило обычно не используется, если ход был вынужденным или когда дальнейший контакт между шашками противоположных сторон невозможны.