Узкая часть английского канала. Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией

Имеет название Дуврский. Под его дном проходит Евротоннель. Это знаменитый Ла-Манш, представляющий удивительно любопытный участок земли. А интересен он не только своими ландшафтами, но и происхождением. Как называется самая узкая часть Ла-Манша? О ее местоположении и об особенностях будет рассказано в этой статье.

Географическое положение Ла-Манша

Пролив соединяет океан Атлантический с Северным морем. 578 километров составляет его протяженность, ширина на западной части - 250 км, на восточной - 130 км. Самая маленькая глубина - 23,5 метра.

Важно отметить, что между городами Кале и Дувр (как называется самая узкая часть Ла-Манша, узнаем чуть ниже) сооружен уникальный тоннель.

Более 52 км (38 км трассы находится непосредственно под проливом) составляет его длина.

Основными портами являются: Гавр, Портсмут, Шербур и Саутгемптон. Есть и острова, крупнейшие из которых расположены у берегов Великобритании (о. Уайт) и у берегов Франции (Нормандские острова).

История формирования острова Великобритания

В Древнем Риме этот пролив назывался Oceanus Britannicus, что переводится как "Британский океан". По истечении времени он становился все меньше и меньше. В он имел название - "Британское море", а уже сегодня моряки называют это место просто "рукавом" (The Sleeve).

Теоретически на месте Ла-Манша в давние времена были низинные земли (что-то вроде Нидерландов). Затем уровень поверхности моря стал подниматься и заполнять обширные долины водами океана. Это место стало дном ныне существующего пролива, отделившего Великобританию от большого материка.

Прежде, чем мы узнаем, какая самая узкая часть Ла-Манша, рассмотрим еще одну теорию происхождения этого пролива.

Новая версия

Более 20 лет назад появилась еще одна, можно сказать, катастрофическая теория развития событий. Большая часть географов воспринимает ее немного надуманной.

В журнале Nature была опубликована научная статья лондонских ученых из Imperial College, в которой говорилось о том, что отделяющий Великобританию и Францию пролив был сформирован в результате других природных процессов. Они считают, что причиной рождения Ла-Манша стал катастрофический отток воды из огромного озера, который образовался в результате слияния Рейна и Темзы в ледниковом периоде.

Руководитель этих исследований Санджив Гупта сказал, что более 420 тыс. лет назад Британия и Франция были соединены антиклиналью Вельд-Артуа. Это меловая гряда, высота которой достигала 180 метров именно в районе рассматриваемого пролива, а в западной части от нее лежали низины. Вода из Рейна, Темзы и других рек стекала сюда через Северное море.

А когда ледники заблокировали речная вода стала накапливаться в замкнутом пространстве, сформировав впоследствии огромное озеро, которое подпитывалось реками и таянием ледника.

Как называется самая узкая часть Ла-Манша, ее местоположение

Расположен этот участок между материнской частью Европы и островом Великобритания.

Это великолепное место с прекрасными ландшафтами, где ясным солнечным днем можно рассмотреть здания, расположенные по ту сторону пролива, а ночью увидеть яркие светящиеся огни.

Самая узкая часть Ла-Манша называется Па-де-Кале или Дуврский пролив. Ее ширина всего 32 км. Она находится как раз между французским городом Кале и английским портом Дувр. Пассажирский катер пересекает Па-де-Кале за 1,5-2 часа. В этом месте под водой построен Евротоннель.

Описание

Есть в геологии выражение - мегапотоп. Им обозначаются события, произошедшие за последние 500 лет на территории, представляющей сейчас водную преграду между островами Британии и континентом. Речь идет о том самом Ла-Манше.

В переводе с французского Ла-Манш означает "рукав". В Великобритании его называют "Английский канал". Протяженность его около 560 км, а ширина максимальная - 240 км. Примерно 34 км имеет в ширину самая узкая часть Ла-Манша.

Любопытные факты о проливе в целом

  • Во времена первой мировой войны впадина "Хердз Дип", находящаяся на дне Ла-Манша, англичанами использовалась для захоронения химоружия. А после Второй мировой (1941-1945 гг.) здесь было затоплено вооружение немцев. С 1946 по 1973 годы здесь были произведены захоронения радиоактивных изотопов.
  • Самым первым пловцом в истории человечества, переплывшим Ла-Манш, был Мэттью Уэбб. Этот заплыв в 1875 году длился почти 22 часа (без 15 минут).
  • По Евротоннелю поезда «Евростар» передвигаются со скоростью 160 километров в час.
  • На одном из островов пролива с названием Сарк сохранялся феодализм до 2008 года. Островом до этого самого момента управлял последний в Европе остров с подобного вида управлением.
  • В Ла-Манше обитает гигантский угорь, вес которого превышает 100 килограммов, а длина достигает 3-х метров.
  • Единственная железная дорога действует на острове Олдерни (Нормандские острова), построенная в 1847 году. Ее длина составляет 3 км. Работает она лишь летом и только по выходным дням и в праздники.

Мы узнали, как называется самая узкая часть Ла-Манша, выяснили историю возникновения самого пролива и поняли, что это место является одним из самых интересных уголков планеты Земля.

Рельеф дна пролива Ла-Манш

Дно пролива Ла-Манш (Английский канал) имеет крутой склон до глубин 25—50 м. К ЮЗ от Великобритании этот склон сложен палеозойскими породами и изрезан террасами, представляющими собой погруженные, выровненные волнами платформы, ограниченные уступами сверху и снизу. Подножие наиболее значительного уступа находится на глубине 45 м. Ниже прибрежной зоны дно пролива Ла-Манш. обычно плоское, постепенно понижающееся до максимальной глубины, которая увеличивается с В на 3 от 35 до 110 м. Монотонность плоского дна нарушается тремя структурами:

1) мелями и островами, встречающимися к 3 от 2° з. д. и состоящими из вулканических и метаморфических пород 2) аллювиальными наносами — песчаными отмелями в самой восточной части пролива Ла-Манш и песчаными валами в западной 3) впадинами; самые большие — Хёрд (от 49° 55" с. ш., 2° 00" з. д. до 49° 20" с. ш., 4° 00" з. д.). Девы (49° 2" с. ш., 4° 40" з. д.) и Уэссан (48° 30" с. ш., 5° 15" з. д.).

Впадины имеют ряд общих черт: все они — узкие желоба с параллельными склонами, при этом северный склон обычно круче. Они расположены в районах развития мезозойских пород. Их происхождение неизвестно. Происхождение незначительных депрессий около Великобритании объясняют эрозией рыхлых пород приливными течениями.

Геология и история развития пролива Ла-Манш


Западная часть пролива Ла-Манш обрамлена палеозойскими породами, восточная — мезозойскими и кайнозойскими. Дно пролива Ла-Манш почти целиком сложено породами мелового возраста и более молодыми. Обнажения юрских пород в западной части очень немногочисленны. Восточную часть пересекает всльдская антиклиналь и ее продолжение в Булонь. Продолжение северного крыла антиклинали через пролив Па-де-Кале (Дуврский пролив) было доказано детальными геологическими съемками, которые проводили для прокладки туннеля под дном пролива. Остальная часть дна пролива Ла-Манш главным образом синклинальная с сохранением пород верхнемеловых и третичных.

Геологическая последовательность слоев осадков неполная: наблюдаются несогласия в подошве девонского красного песчаника, в основании слоев осадков верхнего мела, палеогена, плиоцена и современных отложений. На материковом склоне в районе к ЮЗ от пролива Ла-Манш на глубинах от 900 до 2500 м обнаружены третичные породы. Предполагается, что в этом месте должно быть их обнажение. Предполагается, что в западной части пролива Ла-Манш располагалась впадина, в которой в течение триаса накапливались осадки. Но помимо этого предположения нет данных, свидетельствующих о существовании пролива Ла-Манш до третичного периода. По-видимому, он образовался в результате складкообразования и прогибания земной коры, возможно, в послеэоценовую эпоху, сопровождавшихся эрозией третичных пород и в меньшей степени более древних пород.

Донные осадки пролива Ла-Манш

Во многих местах пролива Ла-Манш ударной трубкой могут быть подняты коренные породы, так как толщина слоя донных поверхностных осадков не превышает нескольких сантиметров. Отсутствие постоянной аккумуляции является результатом деятельности приливных течений, скорость которых на протяжении всего пролива Ла-Манш достигает 1,5 узла, а в некоторых местах во время сизигийных приливов и 3 узлов. Осадки, которые обнаружены в проливе Ла-Манш, делятся на два вида. Первый вид — галька,слишком крупный материал для того, чтобы он мог быть перемещен существующими течениями, второй вид — грубозернистые осадки, которые переносятся приливными течениями. Галька характерна для района, прилегающего к побережью Франции, между островом Уэссан (Ушант) и мысом Аг, но она была также обнаружена и во многих других местах.

Галька часто хорошо окатана и, по-видимому, под действием волн еще с плейстоцена находится в своем теперешнем положении. Второй вид осадков, по-видимому, представлен мелкозернистым песком, который образовался в результате разрушения верхнемеловых пород.

Кроме того, в песке присутствуют обломки палеозойских пород, принесенные с суши. Кварцевый песок встречается в районе к Ю от девонского и корнуоллского побережий, и возможно, образовался в результате разрушения подводных выходов «нового красного песчаника». В других местах песчанистые осадки состоят из раздробленных ракушек и мшанок. Ил встречается только на нескольких небольших участках вблизи побережья.

Ежегодно через пролив Па-де-Кале в Северное море поступает около 600 м3 песка. Считают, что песок перемещается далее на 3, к краю материковой отмели. Песчаные гряды не встречаются к В от линии, проходящей по 3° з. д.; западнее этой линии они есть и перемещаются в западном направлении. Песчаные банки в проливе Ла-Манш отсутствуют, за исключением самой восточной его части.

Гидрологический режим пролива Ла-Манш

Климат района пролива Ла-Манш умеренный ветрено, облачно, дождливо. Зимой вся толща воды перемещается к В, в то время как летом, по-видимому, существует перемещение поверхностных вод от берега и глубинных вод к берегу.

Соленость достигает максимума, а температура становится минимальной в конце зимы (35,3 пром, 9—10° С в западной части и 6—6,5° С в восточной). Летом соленость снижается на

0,1—0,5 пром, температура поверхностного слоя достигает 15—17° С. Наблюдаются значительные межгодовые колебания. Восточнее меридиана 2° з. из-за сильного приливного перемешивания по вертикали вода остается гомохалинной и гомотермической в течение всего года, тогда как западнее образуется значительный термоклин и температура в придонном слое не превышает 10—11° С. Летние штормы разрушают этот термоклин. Из-за технических трудностей важный район островов пролива Ла-Манш был мало изучен.

В проливе Олдерней скорость сизигийного приливного течения достигает 9.7 Узла. Оно несет в восточную часть пролива Ла-Манш большое количество воды, которая насыщается биогенными элементами в перемешанных водах среди Нормандских островов. Воды Атлантики попадают в Северное море через пролив Ла-Манш и Па-де-Кале, хотя это направление течения может измениться на обратное благодаря ветрам, дующим из Северного моря. Осенью, зимой и весной вода поступает главным образом с 3 или СЗ, но летом вода поступает с ЮЗ, из района расположения слоя температурного скачка.

П ервые люди добрались до Британии посуху. Но примерно 8500 лет назад уровень моря поднялся и на месте сухопутного «моста» образовался пролив, известный нам как Ла-Манш (от фр. la manche - «рукав»), а британцам - как English Channel («английский канал»). А пару веков назад люди вспомнили, что такое спорт, - и пролив стал препятствием, которое можно покорить...

...вплавь

Усатый капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб как-то прочитал в газете историю: один пловец попытался переплыть Ла-Манш, но у него не вышло. «Значит, получится у меня!» - решил 27-летний Уэбб и приступил к тренировкам в холодной воде. 25 августа 1875 года Мэттью выпил энергетический напиток собственного изобретения (вишневый бренди с куриными яйцами), натерся дельфиньим жиром и шагнул в воду. В пути были инциденты (Мэттью получил сильный ожог от контакта с медузой) и трудности (он пять часов болтался у французского берега, дожидаясь, пока стихнут сильные приливные волны). Но спустя 21 час и 45 минут после старта усталый англичанин ступил на землю Франции. Уэбб утонул спустя восемь лет, пытаясь переплыть . MH предупреждает: не всякий спорт полезен для здоровья.

...на самолете

В 1908 году британская газета Daily Mail объявила награду - 1000 фунтов стерлингов получит тот, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Первая попытка, предпринятая французом Юбером Латамом, не удалась - Юбера выловили моряки где-то посреди пролива. Другой француз, Луи Блерио, поднялся в воздух на моноплане Bleriot XI собственной конструкции 25 июля 1909 года. У этого воздушного судна, к примеру, не было ручки газа (двигатель работал в одном режиме, неся летчика над водой со средней скоростью 70 км/ч на высоте около 80 м). А свой курс Луи корректировал, поглядывая сверху, куда именно направляются морские суда. Но все у него в итоге вышло как надо: через 37 минут полета Луи Блерио благополучно посадил самолет на английский берег.

...на коракле

Бернард Томас всю жизнь прожил в крошечном уэльском городке Ллехрид - ловил рыбу в местной реке Тейфи и мастерил кораклы, местные лодочки из ивовых прутьев. Томасу стукнул 51 год, когда он внес свое имя в историю: за 13 с половиной часов Бернард пересек Ла-Манш на одном из своих кораклов. Томас пытался привлечь внимание к популярной в Уэльсе истории о принце Мадоге, который в 1170 году с единомышленниками уплыл (на кораклах, само собой) в Северную Америку.

...без рук и ног

26-летний француз Филипп Круазон как-то залез на крышу своего дома, чтобы починить телеантенну, и получил изрядный удар током. Врачи отрезали Круазону руки (по локоть) и ноги (он остался без ступней). Через 16 лет после случая на крыше инвалид бросился в Ла-Манш, но не для того чтобы утопиться. Через 14 часов после старта, 18 сентября 2010 года он выплыл на другом берегу. Чтобы пересечь пролив, 42-летний Филипп использовал специальные протезы для рук и ног.

...быстрее всех

Представь себе картину: 8 сентября 2012 года Трент Гримси, член сборной Австралии по плаванию на открытой воде, кролем гребет к берегу Франции. Его желтая шапочка то скрывается под волнами, то вновь показывается на поверхности. Рядом идет катер; матрос периодически вывешивает за борт таблички - сообщения для будущего рекордсмена. «Ты должен сделать то, что задумал», - передает пловцу его мать. Ну он и сделал - пересек Ла-Манш за рекордные 6 часов и 55 минут.

Как самостоятельно переплыть через Ла-Манш

За всю историю пролив Ла-Манш вплавь пересекли чуть более 1000 человек - меньше, чем . Хочешь присоединиться к избранным, а то и поставить рекорд? С 1995 года (после нескольких смертельных случаев) Франция ввела запрет на заплывы, которые стартуют с ее берегов, поэтому теперь спортсмены отправляются в путь исключительно с территории Великобритании.

О своем намерении нужно сообщить в Channel Swimming and Piloting Federation (cspf.co.uk), за 250 евро федерация поможет в организации и регистрации заплыва. Пересекать канал можно только в сопровождении катера (с врачом и представителем ассоциации), аренда судна обойдется в 1000 евро и более. Имей в виду, что пловцам запрещено использовать гидрокостюмы, но можно наносить на тело специальный жировой состав из вазелина и ланолина. В ходе заплыва спортсмен не должен касаться объектов (людей, лодок), так что еду и напитки ему передают с катера на раздвижном шесте.

32 километра - ширина Ла-Манша в самой узкой его части, «проливе в проливе» Па-де-Кале. Но из-за сильных течений и большого судового трафика спортсменам обычно приходится преодолевать 50 и более километров.

Первый русский, покоривший Ла-Манш

Москвич Павел Кузнецов вообще-то хотел просто похудеть. Ходил в зал, сажал себя на диету. Потом занялся плаванием и так увлекся, что придумал покорить не нашу рубрику «Я худею...», а целый Ла-Манш. К заплыву Павел готовился около двух лет. Стартовав 22 августа 2006 года, он двигался 14 часов и 33 минуты в темпе 61–63 гребка в минуту, последние часы - при волнении на море 4 балла и в полной темноте.

Важный для нашей страны заплыв завершился 23 августа в 01:20 ночи на пляже в районе французского города Кале (подробнее об этой истории читай на сайте Кузнецова paulkuz.ru). На фото - Павел после финиша.

Павел Кузнецов о том, как ему плылось через Ла-Манш:

«...Больше всего у меня почему-то замерзали бедра. А ближе к концу я почувствовал острую боль в правой руке. Я терпел минут сорок, потом не выдержал и попросил обезболивающее. Мне на длинном шесте передали две таблетки. Финишировал я в глубокой темноте: встал и почувствовал под ногами песок. В этот момент я чувствовал себя самым счастливым человеком. Потому что доплыл? Потому что все хорошо кончилось? Сам не знаю почему...»

15-18ºC - температура воды в проливе Ла-Манш летом и в начале осени, когда чаще всего устраивают заплывы.



Ла-Манш (франц. La Manche, буквально - рукав)

Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. - 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Пролив Ла-Манш.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ла-Манш" в других словарях:

    Манш Manche Подробнее Информация Номер 50 Регион Нижняя Нормандия … Википедия

    манш-а-ботт - manche à bottes. Широкие отложные манжеты узких французских жюстокоров 70 90 гг. 17 в. Мерцалова 2 427 …

    манш апре ла коне - * manche après la cognée. Бросить начатое; махнуть на все рукой. Рецкер. У англичан нахальство не исключает терпения, как у некоторых наций континента, готовых постоянно при неудаче бросать le manche après la cognée . А. Ионыч Селитряный король.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    манш пагод - * manche pagode. Расширяющийся книзу рукав. На рисунке 3 ем представлена плюшевая visite, которая может быть цвета peau de loutre или черная, с отделкой бобром на воротнике и рукавах, напоминающие собою бывшия manche pagode. Новь 1885 7 Мозаика… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Манш (значения). Манш Manche … Википедия

    Роберт Норман Манш, англ. Robert Norman Munsch, (род. 11 июня 1945(19450611), Питсбург, Пенсильвания) канадский детский писатель американского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

    - … Википедия

    - (Manche) департамент на северо западе Франции, в холмистой местности на полуострове Котантен. Площадь 6,4 тысячи км2. Население 453 тысячи человек (1971). Административный центр город Сен Ло. Животноводческий район; под пастбищами занято… … Большая советская энциклопедия

    - (Ла M.) дпт. в сев. части Франции, вдоль берега прол. Ла М.: 6411 кв. км., жителей в 1901 г. было 491372. Главный гор. С. Ло (6500 жит.); более значителен Шербург (42938 жит.). Климат морской, влажный, с ровной, сравнительно теплой температурой.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Манш - (Mаnche)Mаnche, департамент в области Нижняя Нормандия в зап. Франции; пл. 5938 кв.км, 479640 чел. (1990); адм. центр – г.Сен Ло … Страны мира. Словарь

    Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Книги

  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900 - 2000-х
  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900-2000-х , Рейнгольд Наталья Игоревна. В книгу вошли редкие материалы, связанные с английской литературой ХХ в., - интервью автора с Айрис Мердок, Джоном Фаулзом, Мартином Эмисом и Пирсом Полом Ридом, а также эссе о знаменитых…

Географическое положение

Пересечение пролива Ла-Манш вплавь

Пловцы через пролив Ла-Манш пересекают его в тяжелых условиях: холодная вода (15-18 градусов летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 900 человек (по состоянию на начало 2008 г.) – это меньше числа людей, покоривших Эверест.

Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Вебб в 1875 году за 21 час 45 минут. Первая женщина переплыла пролив в 1926 году за 14 часов 39 минут (Гертруда Эдерле, США).

Спортсмены СССР пролив не переплывали.

Первый россиянин, преодолевший пролив, - пловец любитель Павел Кузнецов (36 лет) (22-23 августа 2006 г., 14 ч. 33 мин. 25 с.). Россиянин Юрий Кудинов 24 августа 2007 г. установил третье в мировом зачете время 7 ч 5 мин. 42 сек. В 2007 году пролив также преодолели две россиянки: 26 августа – Наталья Панкина (8 ч. 11 мин.) и 6 сентября - Алла Кассиди (13 ч. 7 мин.).

Рекорд среди мужчин принадлежит болгарскому пловцу Петру Стойчеву (2007 г., 6 ч. 57 мин. 50 с.); среди женщин – чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 г., 7 ч. 25 мин. 15 с.).

Также отмечаются и самые медленные заплывы через пролив. Рекорд составляет 26 ч. 50 мин. (Генри Салливан, США, 1923 г.).

Первым азербайджанцем, переплывшим залив в 2009 году является Эмин Давхуло (Emin Dowhulo, 2009 г., 8 ч 23 мин. 55 с.)

См. также

  • Евротоннель , тоннель под Ла-Маншем.
  • Луи Блерио , первый человек, перелетевший Ла-Манш

Ссылки

  • "Русский Ла-Манш" (о заплывах через Ла-Манш российских спортсменов)
  • La-Manche (блог для тех, кто собирается переплыть Ла-Манш и сочувствующих)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ла манш" в других словарях:

    Манш Manche Подробнее Информация Номер 50 Регион Нижняя Нормандия … Википедия

    манш-а-ботт - manche à bottes. Широкие отложные манжеты узких французских жюстокоров 70 90 гг. 17 в. Мерцалова 2 427 …

    манш апре ла коне - * manche après la cognée. Бросить начатое; махнуть на все рукой. Рецкер. У англичан нахальство не исключает терпения, как у некоторых наций континента, готовых постоянно при неудаче бросать le manche après la cognée . А. Ионыч Селитряный король.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    манш пагод - * manche pagode. Расширяющийся книзу рукав. На рисунке 3 ем представлена плюшевая visite, которая может быть цвета peau de loutre или черная, с отделкой бобром на воротнике и рукавах, напоминающие собою бывшия manche pagode. Новь 1885 7 Мозаика… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Манш (значения). Манш Manche … Википедия

    Роберт Норман Манш, англ. Robert Norman Munsch, (род. 11 июня 1945(19450611), Питсбург, Пенсильвания) канадский детский писатель американского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

    - … Википедия

    - (Manche) департамент на северо западе Франции, в холмистой местности на полуострове Котантен. Площадь 6,4 тысячи км2. Население 453 тысячи человек (1971). Административный центр город Сен Ло. Животноводческий район; под пастбищами занято… … Большая советская энциклопедия

    - (Ла M.) дпт. в сев. части Франции, вдоль берега прол. Ла М.: 6411 кв. км., жителей в 1901 г. было 491372. Главный гор. С. Ло (6500 жит.); более значителен Шербург (42938 жит.). Климат морской, влажный, с ровной, сравнительно теплой температурой.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Манш - (Mаnche)Mаnche, департамент в области Нижняя Нормандия в зап. Франции; пл. 5938 кв.км, 479640 чел. (1990); адм. центр – г.Сен Ло … Страны мира. Словарь

    Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Книги

  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900 - 2000-х , Рейнгольд Наталья Игоревна. В книгу вошли редкие материалы, связанные с английской литературой ХХ в., - интервью автора с Айрис Мердок, Джоном Фаулзом, Мартином Эмисом и Пирсом Полом Ридом, а также эссе о знаменитых…