Атомная подлодка проекта 705 лира. Величие былой державы: Лира — подводная лодка, которая была быстрее торпеды! А мы пойдем своим путем

Прошло более 20 лет, с тех пор как последняя из лодок проекта 705 была исключена из состава российского ВМФ, а в кругах военных моряков и кораблестроителей по сей день не утихают споры. Чем же на самом деле был проект 705 — прорывом в будущее, опередившим свое время, или дорогостоящей технической авантюрой?

Внешние обводы лодки отрабатывались в ЦАГИ, проверялись на многочисленных моделях в бассейнах ленинградского ЦНИИ им. Крылова. И, кроме технического совершенства и многочисленных новшеств, важных для боевого корабля, АПЛ получилась еще и необыкновенно красивой.

Константин Ришес

В 1959 году, когда уже вышла в море построенная по проекту ленинградского СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) «Ленинский Комсомол», а в Северодвинске разворачивалось строительство целой серии подобных кораблей, ведущий специалист этого же СКБ А.Б. Петров выступил с предложением о создании «Малой скоростной подводной лодки-истребителя». Идея была весьма актуальна: подобные лодки нужны были для охоты на субмарины — носители баллистических ракет с ядерными зарядами, которые тогда начинали активно строиться на стапелях потенциального противника. 23 июня 1960 года ЦК и Совмин одобрили проект, которому был присвоен номер 705 («Лира»). В странах НАТО эта лодка стала известна как «Альфа» (Alfa). Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, В.А. Трапезников, А.Г. Иосифьян, а главным конструктором корабля — Михаил Георгиевич Русанов. Это был талантливый человек с очень нелегкой судьбой: семь лет пребывания в ГУЛАГе, а после освобождения — запрет на въезд в Ленинград. Опытный инженер-кораблестроитель работал в артели по изготовлению пуговиц в Малой Вишере и лишь в 1956 году смог вернуться в Ленинград, в СКБ-143. Начинал он с заместителя главного конструктора АПЛ проекта 645 (этот опыт оказался для Русанова очень полезен).


Внешние обводы лодки отрабатывались в ЦАГИ, проверялись на многочисленных моделях в бассейнах ленинградского ЦНИИ им. Крылова. И, кроме технического совершенства и многочисленных новшеств, важных для боевого корабля, АПЛ получилась еще и необыкновенно красивой.

Битва с титаном

Предназначение новой подводной лодки определяло основные требования — высокие скорость и маневренность, совершенная гидроакустика, мощное вооружение. Для обеспечения двух первых требований лодка должна была иметь предельно малые габариты и массу, самые высокие гидродинамические характеристики корпуса и мощную энергетическую установку, вписывающуюся в ограниченные габариты. Выполнить подобное было невозможно без нестандартных решений. В качестве основного материала для корпуса корабля, а также многих его механизмов, трубопроводов и арматуры был выбран титан — металл почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионностойкий и маломагнитный. Однако он довольно капризен: сваривается только в среде инертного газа — аргона, резать его сложно, он имеет высокий коэффициент трения. К тому же титан нельзя было использовать в прямом контакте с деталями из иных металлов (стали, алюминия, латуни, бронзы): в морской воде он образует с ними электрохимическую пару, что вызывает разрушающую коррозию деталей из других металлов. Пришлось разработать специальные марки высоколегированной стали и бронзы, и специалистам ЦНИИ металлургии и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения удалось преодолеть эти титановые каверзы. В итоге был создан малогабаритный корпус корабля подводным водоизмещением 3000 т (хотя заказчик — ВМФ — настаивал на ограничении в 2000 т).


Надо сказать, что советское судостроение уже имело опыт создания ПЛ из титана. В 1965 году в Северодвинске была построена (в единственном экземпляре) АПЛ проекта 661 с титановым корпусом. Эта лодка, известная как «Золотая рыбка» (намек на ее фантастическую стоимость), по сей день остается рекордсменом по скорости под водой — на ходовых испытаниях она показала 44,7 узла (около 83 км/ч).

Сплошные новшества

Еще одним радикальным новшеством стала численность экипажа. На других АПЛ (как советских, так и американских) службу несут по 80−100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа подрастала и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, на которого возлагалась немаловажная роль кока, а по совместительству дневального-уборщика (изначально предполагалось, что обязанности кока будет выполнять корабельный доктор). Чтобы совместить такую малочисленность экипажа с огромным количеством оружия и механизмов, лодку пришлось очень серьезно автоматизировать. Позднее моряки даже прозвали лодки 705-го проекта «автоматами».


Атомные подводные лодки проекта 705 могли похвастаться фантастическими скоростными и маневренными характеристиками и множеством новшеств: титановый корпус, реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем и полностью автоматизированное управление всеми системами корабля. На АПЛ проекта 705 были впервые установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Шесть торпедных аппаратов, и боезапас 18 торпед с учетом скорости и маневренности лодки представляли серьезного противника для подлодок стран НАТО.

Впервые в стране (а вероятно, и в мире) глобальная автоматизация охватывала все: управление движением корабля, применение оружия, главную энергетическую установку, все общекорабельные системы (погружение, всплытие, дифферентовку, выдвижные устройства, вентиляцию и т. д.). Одним из ключевых и очень спорных вопросов при разработке систем автоматики (этим занимался целый ряд НИИ и КБ, в том числе ЦНИИ «Аврора», «Гранит», «Агат») был выбор частоты тока для корабельной электросети. Рассматривались варианты 50 и 400 Гц, каждый имел свои достоинства и недостатки. Окончательное решение в пользу 400 Гц было принято на трехдневном совещании руководителей нескольких причастных к теме организаций при участии трех академиков. Переход на повышенную частоту вызвал немало производственных проблем, но зато позволил заметно сократить габариты электрооборудования и приборов.


Чтобы управлять подводной лодкой силами весьма ограниченного по тем временам экипажа в 30 человек, были разработаны многочисленные системы автоматизации, позволяющие управлять всеми системами корабля. Позднее моряки даже дали этим лодкам прозвище «автомат».

Атомное сердце

И все же основным новшеством, определившим судьбу всего проекта, стал выбор главной энергетической установки корабля. Ею стал компактный атомный реактор на быстрых нейтронах (БН) с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Это позволило сэкономить около 300 т водоизмещения за счет большей температуры пара и, следовательно, лучшей эффективности турбины.


Корпус лодки был изготовлен из титана, поэтому специалистам ЦНИИ металлов и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения пришлось разработать специальные технологии сварки и соединения титановых деталей, а металлургам — новые коррозионно-стойкие сплавы.

Первой в мире подлодкой с реактором такого типа стала американская АПЛ Seawolf (1957). Конструкция оказалась не слишком удачной, во время ходовых испытаний произошла разгерметизация первого контура с выбросом натрия. Поэтому в 1958 году реакторы были заменены на водо-водяные, а с реакторами на ЖМТ военные в США более связываться не стали. В СССР предпочли использовать в качестве теплоносителя расплав свинец-висмут, значительно менее химически агрессивный, чем натрий. Но построенной в 1963 году АПЛ К-27 тоже не повезло: в мае 1968 года во время похода произошел разрыв первого контура одного из двух реакторов. Экипаж получил огромные дозы облучения, девять человек погибли, и лодку окрестили «Нагасаки» (кличка «Хиросима» уже была занята К-19 в 1961 году). АПЛ была столь радиоактивна, что не подлежала ремонту, и в итоге в сентябре 1982 года она была затоплена у северо-восточных берегов Новой Земли. К ее «титулам» флотские остряки добавили «вечно подводная». Но и после трагедии К-27 в СССР решили не отказываться от заманчивой идеи использования реакторов с ЖМТ на АПЛ, над их совершенствованием продолжали работать инженеры и ученые под руководством академика Лейпунского.


За разработку главной энергетической установки для 705-го проекта взялись две организации. Подольское ОКБ «Гидропресс» создало блочную двухсекционную установку БМ-40/А с двумя циркуляционными насосами. Горьковское ОКБМ выдало установку ОК-550, тоже блочную, но с разветвленным первым контуром и тремя циркуляционными насосами. В дальнейшем обе установки нашли применение на АПЛ 705-го проекта: ОК-550 устанавливалась на лодки, строящиеся в Ленинграде (четыре корабля), а на три лодки, построенные в Северодвинске по варианту проекта 705К, установили БМ-40/А. Обе установки обеспечивали мощность на валу турбины до 40 000 л.с., что позволяло развивать предусмотренную техническим заданием скорость в 40 узлов.


К 1990 году все (кроме одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше того срока, на который были рассчитаны. Последняя, К-123, закончила свою службу в 1997 году.

Самая длинная лодка

Всего АПЛ проекта 705 было построено семь штук, они стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Первая лодка, К-64, заложенная в июне 1968 года в том же старинном эллинге, где за 70 лет до этого строился знаменитый крейсер «Аврора», в декабре 1971 года была передана ВМФ. Основные проблемы опытной эксплуатации были связаны с реактором, который принципиально отличался от хорошо знакомых водо-водяных. Дело в том, что сплав свинец-висмут кристаллизуется при +145°С, и при эксплуатации реактора с таким ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры в первом контуре до этого значения. Именно в результате несоблюдения этого условия в трубопроводах одной, а затем и второй петли первого контура стали возникать пробки из застывшего расплава, вернуть который в жидкое состояние было уже невозможно. Произошло «закозление» паропроизводительной установки, сопровождаемое разгерметизацией первого контура и радиоактивным загрязнением лодки, которая в это время стояла у причала на своей базе. Вскоре стало ясно, что реактор безвозвратно загублен, и лодка уже не могла выходить в море. В результате в августе 1974 года она была выведена из состава флота и после долгих дебатов разрезана на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировок экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовая с реакторным отсеком осталась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка». Там же скорбным памятником остался стоять черный крест отрезанного кормового стабилизатора К-64 с горизонтальными и вертикальными рулями. В среде военных моряков и кораблестроителей еще долго ходила шутка-загадка о «самой длинной в мире лодке».


АПЛ проекта 705 благодаря своим обводам и энерговооруженности были динамичными и необычайно маневренными. Лодка была способна разогнаться до полного хода за минуту, а циркуляцию с полным разворотом совершала на полной скорости за 42 секунды. Она могла часами «висеть на хвосте» у АПЛ условного противника (был реальный случай, когда лодка преследовала натовскую АПЛ в Северной Атлантике на протяжении 20 часов). Более того, лодка могла даже уйти от выпущенной в её направлении торпеды!

Реальная жизнь

Строительство серии, которое уже активно велось в Ленинграде и Северодвинске, было приостановлено, но через пару лет возобновлено, и с 1977 по 1981 год флоту было передано шесть АПЛ 705-го проекта. Эти корабли довольно интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьезную озабоченность у стран НАТО. Учитывая печальный опыт К-64, на всех серийных АПЛ этого проекта был дополнительно установлен «электрокотел», задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке АПЛ на базе был выведен на минимальную мощность. Для работы котла требовалось подавать электроэнергию c берега. С этим случались перебои, а поскольку экипажи лодок отчаянно боялись погубить реактор, он поддерживался не на минимальном уровне мощности, что ускоряло выработку ядерного топлива. Кроме того, неудовольствие флотского базового начальства вызывала необходимость организации специальных лабораторий для периодических проверок, регулировок и ремонта автоматики, которой были нашпигованы лодки этого типа. Так что забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Все чаще возникали разговоры на тему, что новые корабли, несмотря на уникальные боевые качества, опережают свое время и излишне сложны в обслуживании. Седьмую серийную лодку не стали достраивать, а разрезали прямо на стапеле. К 1990 году все (кроме одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше того срока, на который были рассчитаны.


Последняя «Альфа»

Ставшая исключением К-123 задержалась в строю до 1997 года вследствие непомерно затянувшегося ремонта после серьезной аварии в 1982 году. Когда лодка находилась в подводном положении в Баренцевом море, на пульте управления в центральном посту АПЛ неожиданно загорелся сигнал «Неисправность реактора». На разведку в необитаемый реакторный отсек отправился лейтенант Логинов, который через минуту доложил, что наблюдает серебристый металл, растекающийся по палубе: это был вырвавшийся из первого контура реактора высокоактивный ЖМТ. Одновременно включился сигнал «Загрязнение реакторного отсека. Покинуть отсек!», и, как вспоминал позже один из членов экипажа, переживший аварию, «о Логинове подумали уже в прошедшем времени». Но Логинов выжил. Выйдя в шлюз, через который реакторный отсек сообщается с остальными помещениями лодки, он оставил там всю одежду и прошел основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла, продув свои балластные цистерны. Как установили позже, из первого контура успело вытечь порядка 2 т ЖМТ. Лодка была так загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, чтобы передать буксирный трос. В итоге трос все же завели при помощи палубного вертолета с того же крейсера. Ремонт К-123, в ходе которого был полностью заменен реакторный отсек, закончился в 1992 году, АПЛ вернулась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С ее списанием бесславно закончилась история проекта 705.

В начале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, которая действовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд: она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциального противника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря на все попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «с хвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того как командир советской субмарины получил с берега соответствующие приказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-го проекта - пожалуй, самым неоднозначным и ярким судном в советского подводного кораблестроения. Ведущие российские специалисты оценивают эту АПЛ достаточно неоднозначно от восторженных откликов («утерянная жар-птица») до негативных («дорогостоящая ошибка», «полный провал»)...


В СКБ-142 (Ленинград) одновременно с работами по атомоходам проектов 627, 645 и 671 велся энергичный поиск нетрадиционных, новых тех. решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии отечественного подводного кораблестроения. В 59-м году А. Б. Петров – один из специалистов СКВ - предложил создать малогабаритную одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную атомную подлодку с уменьшенным составом экипажа. Новый корабль, по замыслу разработчика, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик». Имея скорость подводного хода более 40 узлов, был способен в предельно короткие сроки выйти в заданную точку для атаки надводного или подводного противника. При своевременном обнаружении торпедной атаки неприятеля атомная подлодка должна была уйти от торпед, произведя предварительный залп из ТА.

Малое водоизмещение субмарины (около 1,5 тыс. т) в сочетании с энергоустановкой большой мощной должны были обеспечить высокую маневренность и быстрый набор скорости. Атомоход должен был в считанные минуты собственным ходом отходить от причальной стенки, разворачиваться на акватории, а также покидать базу, чтобы решать боевую задачу, а после возвращения - самостоятельно швартоваться.

После достаточно бурных дебатов, в которых участвовали представители промышленности и военно-морского флота, а также внесения ряда существенных изменений в проект, идея подобной атомной подводной лодки была поддержана военными и руководством Минсудпрома. В частности, сторонниками данной АПЛ стали Б.Е. Бутома, министр судостроительной промышленности и С.Г. Горшков, Главнокомандующий ВМФ.

Тех. предложение по проекту подготовили в начале 60-го года, 23 июня того же года вышло совместное постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС о проектировании и создании подлодки 705-го проекта. 25.05.1961 появилось другое постановление, которое разрешало главному конструктору проекта и научному руководству отступать от правил и норм военного кораблестроения при достаточных обоснованиях. Это «развязало руки» создателям атомной подлодки и позволило воплотить в конструкции наиболее смелые технические решения опережающие свое время.

Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор Русанов (в 77-м году он был сменен Роминым). Общее руководство программой было возложено на академика Александрова. К.И. Мартыненко и В.В. Гордеев – главные наблюдающие от военно-морского флота. Создание атомной подлодки проекта 705 стало, по словам Д.Ф. Устинова, секретаря ЦК КПСС который курировал оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К программе были привлечены мощные научные силы, например, академики А.Г. Иосифьян и В.А. Трапезников.

Цветные прекции ПЛА пр.705(К)

Наибольшую трудность во время проектирования АПЛ проекта 705 составляло удержание водоизмещения судна в пределах 1,5 - 2 тыс. тон и достижение высоких скоростей.

Для достижения заданной скорости в 40 узлов при ограниченном водоизмещении была необходима высоконапряженная, энергетическая установка, обладающая большой агрегатной мощностью. После исследования различных схем главной энергоустановки (в частности, рассматривали газовый реактор, который обеспечивал работу газовой турбины) было принято решение остановиться на однореакторной энергоустановке с жидкометаллическим теплоносителем и повышенными параметрами пара. Как показали расчеты, что установка, имеющая жидкометаллический теплоноситель по сравнению с главной энергоустановкой, имеющей традиционный водоводяной реактор, могла обеспечить экономию 300 тонн водоизмещения.

Предложение о создании специально для подлодки 705-го проекта двухконтурной однореакторной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки 645-го проекта поступило от ОКБ «Гидропресс» в 60-м году. Вскоре приняли правительственное решение о разработке подобной установки. Научным руководителем назначили академика А.И. Лейпунского.

Одновременно проектировали два альтернативных типа атомных энергетических установок: ОКБ «Гидропресс» создавала БМ-40/А (двухсекционная, блочная, два циркуляционных насоса и два паропровода, руководитель главный конструктор В.В. Стекольников), а горьковский ОКБМ ОК-550 (блочная, коммуникации первого контура разветвленны, с тремя циркуляционными насосами и тремя паропроводами, руководитель И.И. Африканов).

В качестве корпусного использовался титановый сплав, который был разработан центральным научно исследовательским институтом металлургии и сварки – руководитель проекта академик И.В. Горынин. Титановые сплавы использовались и при изготовлении корабельных систем и других элементов конструкции.

Для атомной подлодки 705-го проекта создавались новые технические и боевые средства на основе последних достижений науки и техники 1960-х годов, которые имели улучшенные массогабаритные характеристики. Чтобы уложиться в рамки тех. задания, было необходимо сократить экипаж субмарины до уровня, который бы соответствовал экипажу стратегических бомбардировщиков 1940-1950-х гг. В результате приняли революционное для того времени решение создать для атомной подлодки автоматизированной комплексной системы управления. В центральном конструкторском бюро завода им. Кулакова (сегодня - ЦНИИ «Гранит») для кораблей создали уникальную боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Аккорд», которая позволяла сосредоточить управление подлодкой на центральном посту.


Подготовка ПЛА «К-64» пр.705 к спуску на воду

Во время проектирования число отсеков прочного корпуса увеличилось с трех до шести, водоизмещение возросло в полтора раза. Менялась численность экипажа субмарины.

Первоначально предполагалось, что экипаж будет состоять из 16 человек, но в дальнейшем, по требованию военно-морского флота, численность была доведена до 29 человек (4 мичмана и 25 офицеров).

Уменьшение экипажа стало причиной более жестких требований выдвигаемых к надежности оборудования. Ставились задачи по устранению необходимости обслуживания оборудования в течение плавания.

Тщательную отработку гидродинамических обводов корпуса подлодки вели ученые московского филиала ЦАГИ им. Жуковского под руководством Федяевского. Принимались меры по снижению физических полей АПЛ, а также повышению ее взрывостойкости за счет более эффективной амортизации и новых конструкционных решений.

Было принято решение использовать электрооборудование на переменном токе частой 400 Гц (на отечественных атомных подлодках других проектов 50 Гц), что обеспечивало улучшение весогабаритных характеристик оборудования.

Строительство опытной подлодки проекта 705 (получила обозначение К-64) с АЭУ ОК-550, которая должна была стать прототипом для большой серии противолодочных АПЛ, было начато 2 июня 1968 году в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения. 22 апреля 1969 года судно спустили на воду. В конце 71-го г. оно прибыло в Западную Лицу на базу и 31 декабря было принято в строй СФ, войдя в состав первой флотилии третьей дивизии подводных лодок.

Подготовка к постановке в док ПЛА «К-64» пр.705 на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. 1969 г.

Первым командиром уникальной атомной подлодки стал капитан первого ранга А.С. Пушкин.

Однако подлодку преследовали неудачи. Во время швартовых испытаний из строя вышла одна из автономных петель первого контура. Вторая петля вышла из строя в начальный период эксплуатации. Выявили и растрескивание титанового сварного корпуса.

Несмотря на это, в 72 году сдали курсовую задачу №1. Во время подготовки к выходу в море чтобы отработать курсовую задачу №2 начался процесс затвердевания теплоносителя в первом контуре. Все меры по предотвращению аварии были безрезультатными. В итоге теплоноситель застыл полностью, и реактор заглушили.

К-64 19 августа 74-го года вывели из боевого состава. В 1972 г. было принято решение о приостановке работ по заложенным подлодкам проекта 705 до выяснения и устранения причин аварий первого контура реактора.

Неудача с головной подводной лодкой на длительное время задержала реализацию программы, но не привела к прекращению. В Ленинграде и Северодвинске начались работы по строительству серии усовершенствованных подлодок проекта 705К («Лира»):

Атомные подводные лодки проекта 705К построенные на СМП:
К-123 – закладка 22.12.67, спуск на воду 04.04.76, дата приемки ноябрь 77-го г.;
К-432 – закладка 12.11.67, спуск на воду 03.11.77, дата приемки январь 79-го г.;
К-493 – закладка 21.01.72, спуск на воду 21.09.80, дата приемки сентябрь 81-го г.;
Атомные подводные лодки проекта 705К построенные на ЛАО:
К-316 – закладка 26.04.69, спуск на воду 25.07.74, дата приемки сентябрь 78-го г.;
К-373 – закладка 26.06.72, спуск на воду 19.04.78, дата приемки ноябрь 79-го г.;
К-463 – закладка 26.06.75, спуск на воду 30.04.81, дата приемки декабрь 81-го г.

Последнее, седьмое судно в серии, было разобрано на стапеле. В отличие от 705-го проекта, где устанавливалась ППУ ОК-550, на проекте 705К применялась паропроизводящая установка БМ-40А.

АПЛ проектов 705 и 705К были предназначены для уничтожения подлодок противника во время их выхода из баз, на морском переходе и на позициях предполагаемого использования против объектов на берегу. Субмарины могли привлекаться для уничтожения надводных кораблей и транспортов противника во всех районах мирового океана, вплоть до Арктики.

ПЛА «К-123» пр.705-К в базе. КСФ

Подлодка проекта 705 (705К) - одновальная, двухкорпусная. Корпус, изготовленный из сплава титана, представлял собой по всей длине тело вращения. Ограждение рубки - «лимузинного» типа (обводы, которые плавно сопрягались с обводами корпуса судна, отрабатывались гидродинамиками Центрального аэрогидродинамического института). Прочный корпус разделялся на шесть водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Третий отсек, где располагался служебно-бытовые помещения и главный командный пункт, ограничивался сферическими переборками, которые рассчитаны на полное забортное давление.

Лодка оснащалась всплывающей рубкой (впервые в мире), предназначенной для спасения всего экипажа при всплытии с предельной глубины, при больших величинах дифферента и крена.

ППУ БМ-40А (150 тыс. кВт) - однореакторного типа. Теплоносителем первого контура являлся эвтектический сплав свинца и висмута. Паротурбинная установка ОК-7К - блочной конструкции, одновальная.

На лодке устанавливалось два вспомогательных движительных комплекса (каждый по 100 кВт), размещенных в горизонтальных стабилизаторах в герметических гондолах и снабженных гребными винтами, имеющими поворотные лопасти.

Имелось два синхронных генератора трехфазного переменного тока (1500 кВт, 400 Гц, 400 В). Каждым генератором обеспечивается энергией потребители своего борта. Имеются вспомогательная дизель-генераторная установка (300 В, 500 кВт) и аварийная аккумуляторная батарея состоящая из 112 элементов.

Управление подлодкой, ее техническими и боевыми средствами осуществляется из главного командного пункта. Комплексной автоматизацией обеспечивается решение задач использования оружия, сбора и обработки тактической информации, воспроизведение внешней обстановки, боевого маневрирования, кораблевождения, дистанционного и автоматического управления движением и техническими средствами.

Несение постоянных вахт у отдельных устройств и механизмов не предусматривалось; по готовности 1 и 2 производили только периодический обход вахтенными необслуживаемых отсеков. В реальной обстановке боевая смена ограничивалась восемью членами экипажа.

ПЛА пр.705-К в открытом море

Для автоматического, ручного и программного управления движением и стабилизацией атомной подлодки по курсу на ходу, по глубине погружения (без хода и на ходу) служила система «Боксит». На ходу автоматическая дифферентовка производилась с помощью системы «Тан». Управление и контроль за работой энергоустановки, а также общесудовых устройств и систем и электроэнергетической системы обеспечивались системой «Ритм».

Также субмарина оснащалась:
- БИУС (боевая информационная управляющая система) «Аккорд»;
- автоматизированным комплексом ГАС «Океан»;
- системой автоматического управления оружием «Сарган»;
- автоматизированным комплексом автономных средств навигации «Сож»;
- автоматизированным комплексом средств радиосвязи «Молния»;
- автоматической системой радиационного контроля «Альфа»;
- радиолокационной станцией «Бухта»;
- телевизионно-оптическим комплексом ТВ-1;
- системой единого времени «Платан»;
- универсальным перископом «Сигнал»;
- системой внутрикорабельной связи «Эллипсоид».

Санитарные, медицинские и жилые помещения находились на средней палубе третьего отсека, провизионные помещения и камбуз - на нижней палубе. В кают-компании могут одновременно принимать пищу до 12 членов экипажа.

Торпедное вооружение состоит их шести гидравлических торпедных аппаратов, расположенных в носовой части субмарины. Боекомплект - 18 торпед.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 705К:
Наибольшая длина – 81,4 м;
Наибольшая ширина – 10,0 м;
Осадка по КВЛ – 7,6 м;
Нормальное водоизмещение – 2300 м3;
Полное водоизмещение – 3100 м3;
Запас плавучести – 37 %;
Рабочая глубина погружения – 400 м;
Полная скорость подводного хода – 41,0 узел;
Надводная скорость – 14,0 узлов;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 32 человека.

В декабре 77-го года, после завершения заводских и гос. испытаний, подлодка К-123 под командованием капитана второго ранга А.Ч. Аббасова приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности СФ. В 84-м году за успешное освоение нового типа судна А.Ч. Аббасова удостоили звания Герой Советского Союза, А.С. Пушкину вручили орден Ленина.

Новые атомные подводные лодки, получившие прозвище «автоматы» у моряков, у «потенциального противника» - наименование Alfa, стали на флоте довольно популярными лодками. Сильное впечатление производили как рекордно высокие характеристики субмарины (впрочем, они были достоверно известные только узкому кругу «посвященных»), так и эстетическое совершенство форм подводной лодки.

Имея максимальную скорость хода, которая сопоставима со скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальных противников», атомная подводная лодка проекта 705 (705К), благодаря особенностям энергоустановки (не требовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановки при увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводяными реакторами), были способны развить полный ход за минуты, имея практически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скорость позволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного или надводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаружена гидроакустиками противника.

По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева, в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могла развернуться «на пятачке», что особенно важно во время активного слежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» не давала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы (то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны для осуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.

Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодки проекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения от торпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже спустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командиры атомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говорили что, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скорости до максимальной и одновременном выполнении разворота с изменением глубины заставлять противника следящего за ними в режиме шумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке - заходить «в хвост» противника «по истребительному».

Обводы корпуса подлодок обеспечивали минимальное отражение гидроакустического сигнала. Это затрудняло атаку «Альфы» противником, использующими гидроакустическую систему в активном режиме.

Но во время эксплуатации подлодок проекта 705 проявились существенные недостатки, которые препятствовали их эффективному применению. В частности, появились серьезные трудности с обеспечением базирования лодки (из-за необходимости постоянной поддержки в горячем состоянии первого контура реактора). Были нужны регулярные спецоперации по предотвращению окисления теплоносителя, периодическая регенерация и постоянный контроль за состоянием сплава. Многие эксплуатационные вопросы также оказались неразрешимыми. В частности, не удалось реализовать идею создания двух экипажей атомной подводной лодки - «морского» и «берегового», которые обеспечивают эксплуатацию и обслуживание субмарины при ее нахождении на базе. В результате карьера лодок «Альфа», несмотря на уникальные достоинства судов, оказалась относительно непродолжительной. «Закату» также способствовала пресловутая перестройка, приведшая к тому, что ВС начали лишаться финансирования.

Подводная лодка К-123 в историю вошла как субмарина с самым продолжительным капитальным ремонтом в истории отечественного подводного флота, который продолжался более девяти лет - с июня 83-го года по август 92-го года. В июле 97-го года данное судно исключили из состава флота. Другие «Альфы» исключили из состава военно-морского флота значительно раньше - в 90-м году.

Следует отдельно отметить, что за 20 лет эксплуатации на субмаринах данного проекта в борьбе за живучесть не потеряли ни одного человека.

Проект 705А

В 62-м году на базе 705-го проекта скоростной торпедной подлодки с реактором на ЖМТ в СКБ-143 выполнили предэскизный проект 705А субмарины, оснащенной противокорабельным комплексом «Аметист» с подводным стартом.

Шесть наклонных контейнеров имеющих крылатые ракеты должны были размещаться в развитом ограждении рубки имеющем «лимузинную» форму, а также в верхней части доп. отсека, который «врезан» в прочном корпусе подлодки перед реакторным отсеком. Другие элементы вооружения и конструкции проекта 705А повторяли соответствующие элементы 705-го проекта. Однако параллельно с вариантом, который имел корпус из сплава титана, прорабатывали вариант имеющим прочный корпус из стали, которое имел значительно большее нормальное водоизмещение составляющее 4085 м3.

Двухкорпусная субмарина, выполненная из сплавов титана, должна была оснащаться главной энергоустановкой мощностью 40 тыс. л. с. имеющей один жидкометаллический реактор. Предусматривалась всплывающая спасательная камера, которая способна вместить весь экипаж субмарины (аналогично проекту 705). Торпедное вооружение состояло из 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом 18 торпед.

Технические характеристики ПЛАРК проекта 705А (вариант с титановым корпусом):
Наибольшая длина – 81,0 м;
Наибольшая ширина – 8,0 м;
Нормальное водоизмещение – 2385 м3;
Предельная глубина погружения – 400 м;
Полная скорость подводного хода – 37,0 узлов;
Надводная скорость – 8,0-10,0 узлов;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 24 человека.

Однако работы по созданию подлодки проекта 705А практической реализации не получили (сказалось затягивание по созданию ее прототипа - торпедной подлодке проекта 705). Дальнейшим продолжением данного направления стал 686-й проект.

Проект 705Д

В СКБ-143 подготовили инициативные предложения по 705Д, в котором реактор на жидкометаллическом топливе должен был замениться водоводяным реактором. Однако данные предложения поддержки не получили.

В тех. справке ФЭИ по анализу эксплуатационного опыта ядерных энергоустановок с ЖМТ, которую подготовили в 98-м г., говорится, что на сегодняшний день подобные установки могут, а также должны рассматриваться на конкурсной основе вместе с паропроизводящими водоводяными установками для использования в проектах атомных подводных лодок ближайшей и отдаленной перспективы.

В конце 50-х годов, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ, было принято решение о создании высокоавтоматизированных и скоростных ПЛАТ. Атомная подлодка проекта 705 (шифр «Лира», по классификации НАТО «Alfa») - пожалуй, самый яркий и неоднозначный корабль в истории отечественного подводного кораблестроения.

Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ - А.Б. Петров - вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно – автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа.

По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Основные характеристики подлодки проекта 705 «Лира»:
водоизмещение надводное – 2300 м 3
водоизмещение подводное – 3180 м 3
длина — 81,4 м
ширина — 10 м
осадка — 7,6 м
суммарная тепловая мощность ЯР – 155 Мвт
скорость в надводном положении 14 узлов
скорость в подводном положении – 41 узлов
глубина погружения рабочая – 320 м
глубина погружения предельная – 400 м
автономность – 50 суток
экипаж – 32 чел.
Вооружение торпедное:
-количество и калибр ТА — 6 х533 мм,
— торпеды САЭТ-60 и СЭТ-65; мины ПМР-1 и ПМР-2;
Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Аккорд» (МВУ-III), НК «Сож», КСС «Молния», ГАК «Енисей» (МГК-1001), РЛК «Чибис», ТК ТВ-1.

Малое водоизмещение в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» - самостоятельно швартоваться.

После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков.

Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.

Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

АПЛ проекта 705 (затем 705К) предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.

Подводная лодка проекта 705 (705К) - двухкорпусная, одновальная . Корпус, изготовленный из титанового сплава (был разработан ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В. Горынина, также титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем), по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки - «лимузинного» типа. Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как проект создавался в начале 60-х годов.

Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского под руководством К.К. Федяевского. Принимался ряд мер по снижению физических полей корабля, а также повышению его взрывостойкости за счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации.

Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.

Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой (всплывающей спасательной камерой (СВК)), предназначенной для спасения одновременно всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента. Носовые горизонтальные рули были выполнены убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ.

Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с системой быстрого заряжания.

Атомная подлодка проекта «Лира» должна была иметь водоизмещение в пределах 1500–2000 т и скорость более 40 узлов, что требовало достаточно мощной ЭУ. В качестве варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины. В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более компактной, что было немаловажно в данном случае. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.

Предложение о создании специально для подлодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.

Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: в ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африкантова - ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).

Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и смонтирована на обычном фундаменте балочного типа. Турбозубчатый агрегат смонтирован на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование установлено на пневматических амортизаторах. Паротурбинная установка ОК-7К - одновальная, блочной конструкции.

На лодке было установлено два вспомогательных движительных комплекса (2 х 100 кВт), размещенных в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями.

Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 х 1500 кВт, 400 в, 400 Гц). Каждый генератор обеспечивает энергией все потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизель-генераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов.

Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными. Электроэнергетическая система впервые на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты - 400 Гц.

В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Затем экипаж был увеличен до 32 человек. Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания.

Жилые, медицинские и санитарные помещения расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и провизионные помещения - на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволяла одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.

Для подлодки проекта 705 «Лира» создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 40-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне - ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту.

Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.

Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено. По готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК «Океан», автоматизированный комплекс автономных средств навигации «Сож», систему автоматического управления оружием «Сарган», автоматическую систему радиационного контроля «Альфа», автоматизированный комплекс средств радиосвязи Молния», телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС «Бухта», система единого времени «Платан» и система внутрикорабельной связи «Эллипсоид».

Подлодка «Лира» была оснащена универсальным перископом «Сигнал» . Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм».

В качестве резервных двигателей использовались ЭД мощностью по 100 кВт, расположенные в гондолах на кормовых горизонтальных стабилизаторах.

Для сокращения габаритов и массы электрооборудования на кораблях пр. 705 и 705К использовали ЭЭС переменного тока повышенной частоты 400 Гц, напряжением 380 В. На этих лодках, впервые в отечественной практике, применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной. Впервые в мировой практике лодка имела всплывающую спасательную рубку (камеру), вмещавшую в себя весь экипаж.

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду. В конце он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.

Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса.

Тем не менее, в 1972 году была сдана курсовая задача №1. При подготовке к выходу в море для отработки курсовой задачи №2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Все меры по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге теплоноситель полностью застыл, и реактор был заглушен.

19 августа 1974 г. К-64 была выведена из боевого состава. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнейших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора.

Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске начались работы по строительству серии из трех усовершенствованных подлодок проекта 705К (шифр «Лира») Последний, четвертый корабль в серии, был разобран на стапеле.

Подлодки пр. 705К имели блочную ППУ марки БМ-40А (с двумя ПГ и параллельно работающими циркуляционными турбонасосами сплава вместо трех ПГ и трех насосов у ОК-550), смонтированную на фундаменте с двойной системой амортизации (ППУ типа ОК-550 была смонтирована на обычном фундаменте балочного типа). ППУ БМ-40А (150000кВт) - однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут.

Длина прочного корпуса пр. 705К соответствовала длине прочного корпуса опытной ПЛА К-64, в то время как на серийных кораблях пр. 705 она была увеличена на две шпации в районе реакторного отсека. ТЗА и наиболее шумящие механизмы разместили на пневматических амортизаторах.

Появление подлодок пр.705 и 705К стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных средств, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, все существовавшее казались американцам неэффективным.

Благодаря особенностям своей энергетической установки, которой не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами, подлодка проекта «Лира» могла развить полный ход в течение минуты . Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка и была обнаружена гидроакустиками противника.

Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении . Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение гидро-аккустических сигналов, что затрудняло атаку «Альфы» кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме.

Однако в ходе эксплуатации лодок проекта 705 проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов).

Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ - «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе.

Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули подлинное «русское подводное чудо». Ведь комплексная автоматизация по большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего последнего слова.

В результате карьера подлодки проекта 705, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.

Подлодка К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет - с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные ПЛ были исключены из состава ВМФ значительно раньше - в 1990 году.

Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

В процессе работы по проекту 705 планировалось создать три его модификации. ПЛАРК пр.705А, оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом «Аметист», ПЛАРБ пр.687(705Б), оснащенную ракетами комплекса Д-5, ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но обе эти лодки так и остались в эскизах.

/По материалам topwar.ru и armyman.info /

Основные характеристики Тип корабля ПЛАТ Обозначение проекта 705, 705К «Лира» Классификация НАТО «Alfa» Скорость (надводная) 14 узлов Скорость (подводная) до 41 узла Рабочая глубина погружения 320 м Предельная глубина погружения 450 м Автономность плавания 50 суток Экипаж 32 человека Размеры Водоизмещение надводное 2300(2280 ) Водоизмещение подводное 3180 т Длина наибольшая (по КВЛ) 81,4(79,6 ) м Ширина корпуса наиб. 10,0 м (по стабилизаторам 13,5 м) Средняя осадка (по КВЛ) 7,6 м Силовая установка Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм.
Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2. Изображения на Викискладе

Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО - «Alfa») - серия советских атомных подводных лодок . Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Трудности в техобслуживании этих субмарин и сокращение финансирования в связи с началом Перестройки привели к окончанию карьеры этих кораблей.

К-373

17 сентября 2009 года на предприятии «СевРАО» (Гремиха) состоялась выгрузка отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора подводной лодки К-373 (№ 910). Сложность состояла в том, что в 1989 году в реакторном отсеке произошла авария. Первоначально планировалось обеспечить хранение реакторного блока на берегу в течение 100 лет, но затем это решение было пересмотрено. В 2008 году была разработана схема дезактивации и прекращения выхода радионуклидов (первый этап) и последующей выгрузки ОВЧ (второй этап).

Первый этап был завершён в июне 2009 года, второй - в сентябре. Финансирование работ выполняла КАЭ Франции в рамках программы сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. Общая стоимость работ составила около 5 миллионов евро . Выгруженные части временно расположены в спецконтейнерах на территории ФГУП «СевРАО», их переработка запланирована на 2012…2014 годы.

К-64

В июле 2011 года сообщалось, что была произведена выгрузка реактора из подводной лодки К-64, которая в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке, а 1980-е годы подготовлена к затоплению. Реакторный отсек был заполнен эпоксидной смолой, забетонирован, а сверху покрыт около 100 тоннами битума. Однако АПЛ затоплена не была и хранилась все это время в губе Сайда . Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Общая стоимость работ по подготовке, выгрузке топлива и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки оценивается в 400-500 миллионов рублей, часть работ финансирует Франция. По состоянию на июль 2011 года реактор был помещён в саркофаг и из него предстояла выгрузка твэлов .

Оценка проекта

Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась .

ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности . Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника . Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.

Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как и нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно . Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной . Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота . Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса . Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно , тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего .

В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной .

Примечания

Ссылки

  • ПЛАТ - Проект 705, 705К «Лира» submarine.id.ru
  • Проект 705 и 705К «Лира» deepstorm.ru
  • «Сюжет про лодки проекта 705» pilot.strizhi.info
  • русская-сила.рф // В. А. Собакин Автоматизация общекорабельных систем и комплексная автоматизация АПЛ проекта 705. Альманах «Тайфун» № 4/2001 (35)
  • Капитан 1 ранга Б.Г.Коляда. Воспоминания командира К-493 пр.705-К Альманах «Тайфун» №10 / 2000 г.

Литература

  • Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. II. - М: Моркнига, 2011. - ISBN 978-5-903081-42-4
  • Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. - М: Моркнига, 2012. - ISBN 978-5-903081-43-1

Идея постройки подводной лодки – перехватчика авианосных ударных соединений была высказана в конце пятидесятых годов. Предполагаемая лодка – истребитель авианосцев и подводных ракетоносцев, должна была обладать уникальной маневренностью и подводной скоростью, способной появляться в заданных районах, прежде чем оперативные данные о местонахождении врага устареют.

По замыслу, подводная лодка, располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, при своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки, должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Малое водоизмещение лодки в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения “домой” - самостоятельно швартоваться.

Разработку проекта, получивший шифр 705,(по классификации НАТО -"Alfa") начала группа в СКБ-193 (впоследствии названное «Малахит») под руководством главного конструктора А.Б.Петрова. Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова.

Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, “общенациональной задачей”. К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

Для обеспечения заданных тактических данных, подводная лодка должна иметь водоизмещение порядка 1500 тонн, и мощную и маневренную энергоустановку.

Этим противоречивым требованиям удовлетворяла ядерная энергетическая установка на надтепловых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем. Для отработки ядерной энергоустановки с ЖМТ была построена опытная АПЛ проекта 645 К-27, вступившая в строй 1 апреля 1962 года.

В автономном плавании с 21 апреля по 12 июня 1964 года в водах Центральной Атлантики, она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания. Правда, впоследствии, уже после начала строительства серии подводных лодок 705 проекта, на К-27 случилась авария с энергетической установкой с облучением всего экипажа и гибелью 8 человек. Была надежда, используя полученный опыт доработать конструкцию.

Второй новацией, призванной обеспечить заданные тактические свойства ПЛ 705 проекта было использование титановых сплавов в конструкции прочного и легкого корпусов лодки. . Благодаря своей значительно большей прочности, титан позволял снизить толщину листов корпуса и соответственно массу АПЛ.

Для отработки этого нововведения, была построена опытная АПЛ проекта 661 К-162. Создание подводных лодок из титана представляет собой сложную техническую задачу. Титан капризный материал и при высокой температуре, поглощая из воздуха водород, становится хрупким. Сварку конструкций проводят в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами.

Эти технические сложности вызвали значительную задержку с реализацией проекта. К 1963г. стало ясно, что конструкция недоработана, что вызвало смену главного конструктора. Новым главным конструктором стал М.Г.Русанов.

Он перепроектировал лодку, водоизмещение которой выросло до 2300 тонн, количество отсеков увеличено с изначальных трёх до шести.
Создание прочного и легкого корпусов из титана позволяло уменьшить массу конструкции, и, следовательно, величину смачиваемой поверхности, от которой зависит скорость ПЛ.

Этой же цели, уменьшению массы подводной лодки, служило ещё одно нововведение, применение в основной силовой сети переменного тока частотой 400Гц.

Благодаря всем этим новациям, удалось создать высокоскоростную АПЛ с надводным водоизмещение 2300 тон, длиной - 81,4 метров, шириной - 9,5 метров, осадкой - 7,6 метров.

Лодки 705 проекта оснащались атомной установкой типа ОКА- 550 (или БМ-40А) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт, что обеспечивало, даже при увеличенном до 2300 тонн водоизмещении, скорость более 40 узлов.

Составной частью атомной установки являлась паротурбинная установка ОК-7, в которой удельные показатели отечественных ПТУ были улучшены в 2-3 раза. По сопоставимым характеристикам ОК-7 превосходила все зарубежные аналоги.

Источником тепловой энергии являлся ядерный реактор, с теплоносителем в первом контуре – эвтектическим сплавом свинца и висмута. В качестве основных достоинств лодочного реактора можно отметить:

Высокие маневренные характеристики, значительно превосходящие указанные показатели для водо-водяных реакторов;

Низкое давление рабочей среды в первом контуре, и теплотехнические свойства теплоносителя повышающие термодинамическую надежность реакторной установки и делающие невозможным "тепловой" взрыв реактора в аварийных ситуациях;

Большую экологическую безопасность при аварии, за счет естественного замораживания теплоносителя.

Поскольку в ограниченном объеме подводной лодки было невозможно поместить большой экипаж, была применена еще одна новация – комплексная автоматизация всех технических средств, обслуживаемых экипажем из 20 человека. 19 офицеров и один мичман.

Для примера штатного расписания, привожу состав, родного мне, второго экипажа АПЛ К-64, с теплым чувством, вспоминая сослуживцев.

1.Командир, капитан 2 ранга Старков Валерий Викторович. Штатная категория капитан 1 ранга. Закончил службу старшим научным сотрудником НИИ, кандидатом технических наук, капитаном 1 ранга

2.Старший помощник, капитан 2 ранга Боков Николай Григорьевич. Штатная категория капитан 1 ранга. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 1 ранга.

3.Помощник по оружию, капитан-лейтенант Щербаков Вячеслав Николаевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу начальником кафедры Военно-морской Академии, доктором военно-морских наук, профессором, контр-адмиралом.

4.Помощник по штурманскому вооружению, капитан-лейтенант Тюгин Феликс Александрович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу командиром 595 технического экипажа 705 проекта.

5.Помощник по радиоэлектронному вооружению, капитан-лейтенант Пашук Николай Григорьевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу начальником штаба 10-й ракетной площадки, капитаном 1 ранга.

6.Старший инженер по радиоэлектроники, капитан-лейтенант Коровкин Герман Сергеевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем учебного центра ВМФ, капитаном 2 ранга.

7.Старший инженер по радиосвязи лейтенант Лаптев Вадим Фёдорович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу заместителем начальника отдела НИИ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.

8.Инженер по гидроакустике, лейтенант Сажнев Николай Григорьевич. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу командиром технического экипажа, капитаном 2 ранга.

9.Инженер по вычислительной технике, лейтенант Добровольский Валерий Алексеевич. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу помощником флагманского специалиста флотилии, капитаном 2 ранга.

10.Командир БЧ-5 Капитан 3 ранга Овчинников Всеволод Леонидович. Штатная категория капитан 2 ранга. Закончил военную службу начальником кафедры, доктором технических наук, профессором, капитаном 1 ранга.

11.Старший инженер ГЭУ, капитан-лейтенант Зайцев Павел Никитович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем ВМУЗ, капитаном 1 ранга, доцентом.

12.Старший инженер ЭЭС, капитан-лейтенант Вижунов Андрей Прокофьевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 2 ранга.

13.Старший инженер ОКС, капитан-лейтенант Сидоренков Геннадий Иванович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем учебного центра ВМФ, капитаном 2 ранга.

14.Инженер по автоматике ГЭУ, лейтенант Лобанов Александр Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу начальником кафедры ВМУЗ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.

15.Инженер по автоматике электрооборудования, лейтенант Бахарев Юрий Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу начальником кафедры ВМУЗ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.

16.Инженер электрик, лейтенант Кириченко Владимир Павлович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 2 ранга.

17.Инженер по автоматике управления движением, лейтенант Комаров Владимир Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. В этом звании комиссован по болезни.

18.Инженер по автоматике ОКС, лейтенант Хоптенко Виктор Фёдорович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу старшим офицером ГУК, старшим научным сотрудником, капитаном 1 ранга.

19.Начальник медицинской службы, капитан медицинской службы Василенко Вячеслав Феодосьевич. Закончил военную службу старшим научным сотрудником Военно-медицинской Академии, подполковником медицинской службы.

20.Кок, мичман Попивненко Василий Андреевич. Штатная категория старший мичман. В этом звании он был уволен в запас.

Все боевые посты – пульты управления различными системами, спроектированы в центральном посту, в третьем, обитаемом отсеке, являющимся отсеком–убежищем, сферические переборки которого рассчитывались на максимальную глубину погружения ПЛ, 400 метров.

Наблюдение за состоянием необитаемых отсеков предполагалось с помощью телевизионных камер. Для целей спасения всего личного состава, в случае затопления подводной лодки на глубине менее 400 метров, предназначалась всплывающая рубка.

Впервые на АПЛ 705 проекта применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубинной стрельбой, и автоматической системой быстрого заряжания.

Кроме двух плавающих экипажей, предусмотренных на всех подводных лодках 705 проекта, был создан один технический экипаж, предназначенный для обслуживания и содержания группы подводных лодок, при их нахождении в пункте базирования.

Предлагалось, чтобы в базе лодка была под ответственностью и постоянным наблюдением обслуживающих команд технического экипажа. Один плавающий экипаж находился бы поблизости в постоянной готовности к выходу в море, а второй плавающий экипаж проходил межпоходовую подготовку в учебном центре или находился на отдыхе.

После выхода на боевое дежурство, и возвращения из похода первого экипажа, лодка снова переходила бы под наблюдение технического экипажа. Теперь, второй экипаж находился бы в постоянной готовности к входу в море, а первый отправлялся на межпоходовую подготовку и в отпуск. Таких циклов в год должно было быть два.

2 июня 1968 года, АПЛ К-64 была заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского судостроительного завода. К этому времени в Ленинград в 39 бригаду новостроящихся кораблей прибыли, окончившие курс обучения, оба плавающих экипажа К-64, с целью дальнейшего изучения техники и участия в обслуживании строящейся подводной лодки

22 апреля 1969 года, в день рождения В.И.Ленина, первая подводная лодка 705 проекта К-64 была спущена на воду со стапеля Ново-Адмиралтейского завода. С того самого, с которого в мае 1900 года был спущен крейсер Аврора.

Не смотря на секретность, и оцепление берега Невы со стороны Горного института, спуск ПЛ встретила толпа зевак, а «вражеские голоса» известили мир о спуске принципиально новой АПЛ, окрестив ее «Голубой кит».

В 1970, на АПЛ К-64 году состоялся физический пуск ядерного реактора. А в октябре этого же года, опытная К-64 была переведена в доке по Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск для завершения испытаний. Оба экипажа АПЛ К-64 убыли в Северодвинск и вошли в состав 339-й бригады строящихся ПЛ.

13 ноября 1970 года АПЛ К-64, под командованием командира первого экипажа капитана 1 ранга Пушкина Александра Сергеевича, первый раз своим ходом вышла в море на размагничивание и измерение суммарного магнитного поля лодки.

4 июля 1971 года, в процессе испытаний, из-за срыва нештатной заглушки на трубопроводе перегретого пара произошло поступление пара высокого давления в реакторный отсек. Аварию удалось успешно ликвидировать без ущерба для экипажа и строителей АПЛ.

В ноябре 1971 года в период проведения швартовых испытаний, произошла серьезная авария, вышла из строя одна из трёх петель первого контура.
Было принято решение продолжить испытание на двух оставшихся петлях.

23 ноября 1971 года АПЛ К-64 вышла на заводские ходовые испытания. За время ходовых испытаний ПЛ, в течении 29 ходовых дней, прошла 3481 миль (1513 - в подводном положении), совершила 21 погружение.

5 декабря 1971 года на корабле начались государственные испытаний.
24 декабря 1971 года, после очередного выхода в море, АПЛ К-64 без возвращения в Северодвинск, перешла к месту постоянного базирования в Западную Лицу.

31 декабря 1971 года лодка вступила в строй, и была зачислена в Третью дивизию Первой флотилии КСФ, с базированием в Западной Лице, с целью проведения опытовой эксплуатации.

23 января 1972 года 1 экипаж сдал первую курсовую задачу.
Однако, в феврале 1972 года, в начальный период опытовой эксплуатации вышла из строя вторая петля первого контура. Из-за выхода из строя двух петель теплообмена ЯР, в феврале 1972 года АПЛ К-64 вывели в резерв, а постройку серийных ПЛ проекта 705 приостановили до выяснения причин аварии.

Попытки ликвидировать арию, и восстановить боеспособность корабля продолжались. Всё это время, реактор работал на минимально контролируемой мощности, для недопущения замораживания сплава. С осуществлением теплообмена по оставшейся петле.

В апреле 1972 года при подготовке к выходу в море на сдачу задачи №2, произошла авария ГЭУ - в первом контуре застыл сплав-теплоноситель. Реактор был заглушен.

3 июня 1972 года вышла под дизелем для докования на СРЗ-10 в Полярном.
После докования, К-64 была отбуксирована из Полярного в Северодвинск.
Там, на судостроительном заводе «Звездочка», АПЛ простояла более года, дожидаясь решения о своей судьбе.

Наконец, 19 августа 1973 года аварийная лодка была выведена из боевого состава ВМФ. После отделения на СРЗ «Звездочка» носовой части, отправленной доком в Ленинград, и там превращенной в стенд-тренажер, кормовые отсеки были поставлены на прикол в Северодвинске. И моряки, с горечью шутили: «АПЛ К-64 самая длинная лодка в мире, нос в Ленинграде, а корма в Северодвинске».

Так, без фанфар, завершилась судьба АПЛ К-64, первой лодки 705 проекта.
Но опыт строительства и недолгой эксплуатации К-64, помог довести до необходимых кондиций последующие лодки этого проекта.

Кроме К-64, было построено еще шесть АПЛ, которые, несмотря на свою новизну и необычность, показали себя боеспособными кораблями, вполне надежными в эксплуатации.

Весь период эксплуатации корабли находились в строю в постоянной готовности к боевому использованию, участвуя почти во всех учениях и маневрах ВМФ, в Атлантике и подо льдами Северного Ледовитого океана, при этом показывая свою высокую эффективность. Благодаря этому, соединение АПЛ проекта 705 в 1983 г. стала лучшим соединением в ВМФ.

Подводные лодки соединения демонстрировали высокую готовность к выходу в море, обусловленную возможностью за один час ввести ГЭУ, позволяла проводить быстрое рассредоточение и обеспечивать успешный вывод корабля из-под удара в базе.

Большая скорость подводного хода, (АПЛ проекта 705 была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокоскоростная подводная лодка в мире)
давала возможность быстрого прибытия в районы боевого предназначения.

Высокая маневренность, и возможность за одну минуту набрать максимальную скорость, позволяла уходить от противолодочных торпед, и облегчала длительное слежение за иностранными подводными лодками. Этому же способствовала малая отражающая поверхность корабля, обеспечивающая значительное снижение отраженного гидроакустического сигнала, а также немагнитный корпус.

Подводные лодка дивизии, многократно устанавливала длительные скрытые контакты с АПЛ вероятного противника.
В процессе слежения, идеальные обводы корпуса и конструкция рулей обеспечивали ПЛ 705 проекта способность разворачиваться на большой скорости и с минимальным радиусом. В дуэльной ситуации это не давало противнику возможности зайти с кормы и атаковать из теневой зоны.

Подводные лодки дивизии отработали эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. При этом, лодка на максимальной скорости хода осуществляла циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигалась в обратном направлении.

Хорошо себя показала в эксплуатации боевая информационно-управляющая система "Аккорд" резко повысившая быстроту решения боевых задач. Она впервые осуществляла обработку информации от навигационного комплекса и перископов, от гидроакустического комплекса и радиолокационных станций.

БИУС «Аккорд», предварившая создание интегрированных боевых систем управления подводной лодкой, определяла элементы движения трех целей и пеленг по дополнительным целям с индикацией на пульте командира, вырабатывала рекомендации по использованию оружия, автоматически вводила данные в торпеды и ракеты.

Она же решала навигационные задачи, вырабатывала рекомендации по боевому маневрированию одиночной ПЛ и по управлению группы ПЛ, обеспечивала выполнение боевых тренировок в море и в базе.

Появление лодок 705 проекта стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных торпед, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия.

Американские авторы Норман Полмер и К. Джи Мур в книге "Холодная война подводных лодок" (Вгаззеу8 Jnc Washhington D/C, 2004 г.) свидетельствуют:
"Проект Alfa - наиболее выдающаяся подводная лодка XX века. Появление проекта Alfa вызвало шок в военно-морских кругах Запада. Мы модернизировали свои торпеды Мк48 с целью увеличения скорости хода и глубины погружения до величин, превышающих достигнутые на этих исключительных подводных лодках"
Следует отметить и то, что принятая в проекте комплексная автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ была эффективной и надежной. Фактический ресурс автоматики ОКС и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в 2 раза.
Очень важно, что за все годы эксплуатации АПЛ проекта 705 не было потеряно ни одного человека.
Вместе с тем из-за слабой готовности инфраструктуры берегового обеспечения механизмы главной энергетической установки и общекорабельных систем были вынуждены работать по 24 часа в сутки и в море, и в базе. Это приводило к их быстрому износу и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки.
Эти факторы, усугубленные сложностью ремонта в условиях разваливающейся экономики, а, главное, политические решения «перестройки» привели к тому, что, в 1990-х годах эти уникальные корабли были выведены из эксплуатации, хотя могли еще служить на благо Родины.
Искренне жаль, что все эти факторы фактически убили подлинное "русское подводное чудо". Ведь комплексная автоматизация, и другие новации проекта, по большому счёту, себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ подтвердили свою работоспособность, наработав за все время эксплуатации 705 проекта около 70 реакторо-лет.

К настоящему времени свинцово-висмутовая технология на промышленном уровне освоена только в нашей стране. В последние годы новые российские разработки, на основе сплава висмута и свинца, применяются в качестве перспективных теплоносителей для реактора на быстрых нейтронах. В частности в СВБР-100 - энергетическом реакторе электрической мощностью 100 МВт