Биография. Значение суриков иван захарович в краткой биографической энциклопедии Краткое сообщение о жизни и сурикова

Говоря о русских поэтах, талантливых выходцах из народа, нельзя не вспомнить о ярком представителе «крестьянского» творчества - Иване Захаровиче Сурикове (1841-1880). Его стихи переросли в народные песни («Рябина», «Сиротой я росла», «В степи»), а на его слова была положена музыка многих известных русских композиторов.
Иван Суриков родился в глубинке, в деревушке Новоселово Ярославской губернии, 25 марта 1841 года по старому стилю. Его отец был приказчиком в Москве, а в дальнейшем стал владельцем собственной лавки. Ранние годы будущего поэт прошли на фоне деревенской жизни и оставили в его душе исключительно теплый след.
В возрасте 8 лет маленький Суриков и его мать уехали в Москву, присоединившись к отцу. Здесь Иван начал изучение грамоты. Его учителями стали две женщины в почтенных годах, происходящих из разорившегося купеческого рода. Так мальчик приобщился к стихам И. Дмитриева, А. Мерзлякова и других поэтов-песенников, а так же познакомился с житием святых. Именно это и повлияло на дальнейшую судьбу Сурикова, плотно связав между собой богословие, народные мотивы и побудив будущего автора к собственному творчеству, которое в дальнейшем составит классику российской поэзии.
Но отец будущего поэта был против этого занятия, и дождавшись, когда мальчик подрастет, сделал его своим помощником. Улучив свободную минутку Суриков, продолжал увлеченно читать литературные произведения и уже ближе ко второй половине пятидесятых годов совершал первые, робкие шаги в сочинительстве.
Однако увидеть их широкой аудитории так и не пришлось – стихи были уничтожены начинающим поэтом. Однако, увлечения он не оставил – спустя небольшое количество времени были созданы новые пьесы и стихи.
Большой удачей в судьбе автора оказалось его знакомство с известным в молодежной среде писателем А. Плещеевым, впечатленным талантом юноши. Будучи авторитетным критиком и уважаемым литератором он помог Сурикову впервые выпустить стихи в свет. Они были опубликованы в журнале «Развлечение».
Несмотря на первый успех, Суриков не стал жертвой славы, напротив: он стал предъявлять более высокие требования к своему творчеству, неустанно совершенствуя слог, форму и уделяя все больше времени стихотворчеству. Это даже повлекло за собой уход из лавки отца и стало началом самостоятельной жизни. Поэту приходилось работать переписчиком бумаг, наборщиком в типографии, и даже попробовать себя в промышленной торговле – продавать уголь и железо. В результате, жизненная дорога снова привела его в отцовскую лавку, и Суриков вернулся к хорошо знакомому семейному делу.
Но мытарства никак не охладили страсти автора к поэзии: он продолжал творить. Его произведения публиковали такие известные издания как «Вестник Европы», «Дело», а в 1871 году был выпущен первое собрание стихов Ивана Сурикова. Далее последовали еще два поэтических сборника, 1875 и 1877 годов. Так же 1875 год отметило еще одно яркое событие – членство автора в «Обществе любителей российской словесности».
Всю свою непростую жизнь, пропитанную трудностями, лишениями и невзгодами, Суриков воплощает в своей поэзии, наполняя ее светлой грустью, теплыми воспоминаниями и неповторимой мелодикой, сплетая с народными мотивами и тем самым придавая ей необходимую простоту. В своих произведениях поэт отражает те темы, которые глубоко волнуют его сердце, и которые он хорошо знает – красота природы, быт и изнуряющий труд крестьян и городских жителей, живущих в бедности. Своим творчеством Суриков перекликается с Николаем Некрасовым, Алексеем Кольцовым, Иваном Никитиным.
Яркое отображение нелегкой жизни простого люда можно увидеть в таких стихах как «Работники», «По дороге», «В могиле», «Трудящемуся брату» и других. А красота русских пейзажей воспета в произведениях: «На берегу», «Зима», «В воздухе смолкает», «Осенью» и многих других.
Историческая линия так же нередко прослеживается в творчестве Сурикова, тесно сплетаясь с народным фольклором. Поэт создает былины на легендарные сюжеты: «Садко», «Малороссийская песня», а поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Василько» отсылают читателя к событиям истории русской земли.
В результате выхода поэтических сборников Суриков обрел заслуженную известность и всеобщее признание. Более того, расширение круга знакомств в литературной среде привело к созданию кружка поэтов-выходцев из народа, в центре которого и оказался автор. Затем объединение переросло в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», а Иван Суриков выступил инициатором выпуска в печать сборника стихов «Рассвет» (1872), ставшего результатом коллективного творчества.
К сожалению, тернистый жизненный путь, наполненный передрягами и полуголодными годами, оставил глубокий отпечаток на здоровье поэта: в 1878-1879 годах у Ивана Захаровича развился туберкулез. Даже прохождение лечения в курортных здравницах не давали облегчения, и болезнь все больше и больше прогрессировала, отнимая у поэта жизненные силы. До последних дней рядом с ним была его супруга М. Ермакова, они прожили счастливую семейную жизнь, обвенчавшись еще в 1860 году.
24 апреля (по старому стилю) 1880 года в возрасте 39 лет Иван Суриков скончался. Могила одного из самых близких к народу русских поэтов находится в Москве, на Пятницком кладбище.

Биография Сурикова Василия Ивановича - художника, писавшего картины на темы русской истории, хорошо известна не только отечественным искусствоведам. Его многофигурные полотна соединяют историю, романтику и живописное новаторство.

Красноярск

Мальчик родился в Красноярске зимой 1848 года в семье, которая происходила из казачьего рода, осваивающего Сибирь. Отцом Сурикова был губернский служащий. Ребенок постоянно вглядывался в лица людей, рассматривая, как лицо устроено, как расположены глаза, часами сидел и копировал старинные иконы. Так начиналась самостоятельная художественная биография Сурикова.

В восемь летмальчик начал учиться в приходском училище. Его способности к рисованию были замечены преподавателем, который начал с ним заниматься отдельно. И ребенок поверил, что сможет стать художником. Когда умер его отец, семья зажила бедно. Василий Суриков в одиннадцатилетнем возрасте уже давал уроки акварели в семье губернатора. В этом доме Сурикова познакомили с золотопромышленником, который решил помочь одаренному подростку. Ему выделили деньги и отправили в северную столицу. Таким образом началась биография Сурикова с неожиданного поворота, с отъезда в далекий город.

Петербург

В Академию художеств сразу поступить не удалось, так как не хватило умения, но, проучившись недолго на курсах по рисованию, Суриков все-таки поступил (1869 - 1875). Но когда закончилось обучение, большой золотой медали за свою работу молодой художник не получил. Зато ему представилась возможность переехать в Москву и начать работу по росписи на библейские темы для храма Христа Спасителя, который тогда строился. Так биография Сурикова сделала новый поворот.

Москва

Неожиданно Суриков полюбил Москву всей душой. Он часами мог гулять по ней, особенно под стенами Кремля, и восхищаться ею. В этих прогулках по вечерней Москве вдруг его обожгло желание написать картину на тему стрелецкой казни.

В это время художник жил очень скромно. У него не было своей мастерской, и картины он писал дома. Казнь стрельцов он написал на Красной площади, где стояли телеги. Стрельцы в белых рубахах с зажженными свечами. А кругом все их родные женщины: матери, жены, дети.

Вдали из голубоватого тумана вырастает громадный собор В 1881 картина была закончена и была представлена публике. Эту картину сразу купил Третьяков. Поэтому художник смог приступить к следующей работе.

«Боярыню Морозову» Суриков долго обдумывал, а тем временем написал маленькую, как он считал, работу «Меньшиков в Березове». Позировали для картины и жена, и знакомые. Биография Сурикова вошла в его полотно. Теперь мы знаем, как выглядела его любимая жена, которую он изобразил в виде дочери Меньшикова - Марии. сразу увидел блестящий колорит картины, а он действительно совершенен, и купил ее сразу же. На эти деньги Суриков с семьей поехал во Францию и Италию через Германию. Так биография Сурикова сделала новый виток.

Московский период

Вернувшись, Суриков приступает к работе над "Боярыней Морозовой". Протопоп Аввакум и боярыня, его ярая приверженица, пошли против нововведений Петра, за что и поплатились.

На жалких розвальнях по снегу увозят в фанатичную защитницу старой веры, поднявшей тонкую руку и осеняющей всех крестом двумя перстами. А вокруг стоят люди, которые смотрят на это по-разному. Всю возможную гамму чувств изобразил художник. Очень трудно далось художнику лицо боярыни, а также ему хотелось изобразить, что сани не стоят, а едут. В конце концов все удалось. По обеим сторонам саней стоят люди: с одной стороны защитники старой веры, с другой - новой. Картина - большое достижение художника как колориста. Прямо с выставки передвижников ее покупает Третьяков для своей галереи.

В Красноярске

После такой большой и сложной работы художник едет на родину, набраться новых сил. Но эта поездка ухудшила слабое здоровье его жены, и она умирает в 1888 году. Краткая биография Сурикова говорит, что это был сильнейший удар для художника. В это время он много читает Библию и размышляет.

Красноярск и Сибирь

Зимой 1890 года художник вновь возвращается в родной город и начинает работу над картиной «Взятие снежного городка». На масленичных забавах было принято строить облитую водой и обледеневшую, и через нее должен пробиться всадник на коне. Этот размах и удаль народа, его игру и всеобщее веселье захотел передать живописец.

Нежные оттенки снега и неба резко контрастируют с нарядным пестрым ковром. Он накинут на спинку саней. Так зарождается новая тема широкой души русского человека.

Художник посещает разные сибирские города и везде пишет этюды. Он собирает материал для новой картины, делает зарисовки для новой картины, пишет портреты хакасов, кунгуров. В эскизах для композиции дает расстановки и повороты фигур. Краткая биография Сурикова говорит о неустанной работе его всех душевных сил.

Москва

Ермаком не было завоевательной войной для России, а только оборонительной от набегов народов, населявших Сибирь. В результате получилось эпическое полотно, удивительно гармоничное и мужественное.

Все казаки спокойны. Они делают нужное дело. В других тревожных и неспокойных положениях изображены племена, которые сейчас должны вступить в бой. В левой части картины фигуры казаков и Ермака освещены так, что они кажутся рельефными, выступающими на общем фоне. Биография Василия Сурикова подтверждает, что предки художника участвовали в этих битвах.

Последняя крупная историческая картина - «Степан Разин» (1906-1910). Художник долго продумывал ее композицию, пока не отказался от изображения персидской княжны совсем.

Главной заботой художника было передать думы Разина, который сидит в струге на фоне безбрежной бескрайней Волги, слушая музыканта. Золотистый закат освещает вечернее небо. Лица казаков мужественны и красивы. Но им не дано понять, о чем задумался их атаман.

Художник редкостного таланта скончался в 1916 году. Он воплощал задуманное в огромных композициях с удивительными решениями в цвете и ритме. Такова краткая биография Василия Сурикова.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянской» поэзии, родился в деревне Новоселово Ярославской губернии. До достижения девятилетнего возраста мальчик рос практически без отца, и только в 1849 году Иван с матерью переезжают в Москву к главе семейства.

Иван рос тихим и болезненным мальчиком, спокойствие деревенского уклада жизни, чистый воздух и красота окрестных пейзажей шли на пользу душевному и телесному здоровью мальчика. Переезд в Москву неблагоприятно подействовал на состояние ребенка, он стал больше болеть и еще более замкнулся в себе. По приезду в столицу, родители отдали Ивана учиться грамоте к сестрам Финогеновым. Помимо обычного чтения и письма они давали мальчику уроки Закона Божьего и церковнославянского языка. Благодаря полученным навыкам, Иван быстро пристрастился к чтению, он запоем читал всю литературу, предлагаемую ему учителями и соседями. Когда мальчик впервые взял в руки сборник стихов (это были басни Дмитриева), он ощутил интерес и влечение к поэзии. К сожалению, отец не разделял увлечений будущего поэта и сделал его торговцем в своей овощной лавке.

Несмотря на отсутствие поддержки, непреодолимая любовь к чтению и стихосложению дала свои плоды - Иван написал свое первое стихотворение, и к 1857 году в его тетради появилось целое собрание любительских, но при этом очень талантливых стихотворных опусов. Не все поэты, ознакомившиеся с творчеством Сурикова, давали ему хвалебные рецензии, но критика отнюдь не угнетала юношу, он с упоением продолжал совершенствоваться в своем поэтическом мастерстве.

Вскоре в семью Суриковых пришла беда - глава семейства разорился и запил. Иван вынужден был устроиться на тяжелую работу к своему дяде. Времени на творчество не оставалось совсем. Не выдержав тягот наемного труда, Иван с матерью продают оставшееся имущество, снимают крохотную квартиру и начинают заниматься покупкой и продажей лома и угля.

Поправив свое материальное положение, Суриков возвращается к своим любимым занятиям - чтению и поэтическому творчеству. Знакомство с известным поэтом Плещеевым дало толчок к дальнейшему саморазвитию молодого человека. В 1863 году одно из стихотворений Сурикова было опубликовано в известном журнале Миллера «Развлечения».

Годы лишений

После скоропостижной смерти матери к Сурикову возвращается сильно пьющий отец со сварливой мачехой, и Иван, не выдержав жуткой обстановки в собственном доме, становится скитальцем, постоянно прозябающим в поисках хоть какой-нибудь работы. Вскоре пьесы Сурикова начали печатать в журналах «Иллюстрированная газета», «Семья и школа», «Развлечения», «Воскресный досуг» - известность поэта начала расти наряду с его поэтическим мастерством. В 1871 году выходит его первый поэтический сборник, включающий 54 произведения. Через несколько лет поэт становится членом Общества любителей российской словесности.

Будучи сам самоучкой, Иван решает поддержать своих собратьев на поприще поэзии - поэтов-любителей, выходцев их простого народа. Общими усилиями они создали литературно-музыкальный кружок и издали альманах «Рассвет». Несколько гениальных стихотворений были положены на музыку («Степь, да степь кругом», «Дубинушка»), а к одному из них обратился сам Чайковский (« Я ли в поле да не травушка была»).

1875 год ознаменовался для Сурикова выходом 2-го сборника его сочинений. Это был апофеоз поэтической карьеры талантливого литератора. Тяжелый труд и полная тягостных лишений жизнь подорвали и без того хрупкое здоровье Ивана Захаровича. Несмотря на лечение, организованное на деньги, которые были выручены от издания 3-го сборника стихотворений, 24 апреля 1884 года Иван Суриков умирает от чахотки.

русский живописец, мастер масштабных исторических полотен

Василий Суриков

Краткая биография

Васи́лий Ива́нович Су́риков (24 января 1848, Красноярск - 19 марта 1916, Москва) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Семья

Родился 24 января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Крещён 13 января во Всехcвятской церкви. Дед - Василий Иванович Суриков (умер в 1854), двоюродный брат деда - Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, обладал большой силой. Однажды в бурю оторвался от берега плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков (1815-1859). Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина (14 октября 1818-1908) - родилась в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова.

В Красноярске

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает - семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.

Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв - учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).

После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление - у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената - красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В Санкт-Петербурге

11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии - на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.

В Москве

Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858-1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени - Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963).

Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. Однако, целый ряд суриковских портретов не имел такого служебного значения, их художник не включал в свою работу над картиной. В 1899-1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В. Суриков. 1899 г.» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Пелецкий Федор Федорович (1853-1916) - известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.

Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Иванович Суриков учился мастерству исполнения на гитаре у своего друга - гитариста Федор Федоровича Пелецкого, и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар.

Важнейшие картины

В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1682, которых ведут на казнь.

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Меншиков в Берёзове»

П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

«Боярыня Морозова»

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова - Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» - стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.

«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет этюд затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.

«Взятие снежного городка»

8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).

Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери, Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль, Екатерина Александровна Рачковская - жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.

«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.

С 1893 года Суриков - действительный член петербургской Академии художеств.

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

«Степан Разин»

Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын - Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына.

В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.

Параллельно с «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695-1698 годов участвовали предки Сурикова - Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года».

Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.

«Посещение царевной женского монастыря»

После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.

Последние годы

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Критика

В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

Суриков Василий Иванович родился 12 января 1848 года в Красноярске - художник. Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". В 1856 - 1861 гг. учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, по его заданию он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени, "Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною", - позже с благодарностью вспоминал Суриков.

После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. В школе ОПХ у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. В следующем году он уже работает над своим первым произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870).

Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его "композитором". К периоду обучения в Академии относится его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874). В апреле 1875 года художник начинает работу: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом".

Академию Суриков заканчивает в звании художника I степени. Когда через полгода он "в виде исключения" получил возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров, то испросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. В июне 1877 года художник переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков на заказ не писал никогда.

В 1878 году Суриков женился на Е.А. Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительное материальное благополучие позволяют художнику "начать свое" - обратиться русской истории. В Москве Суриков пишет "Утро стрелецкой казни" (1878 - 1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887).

В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В те годы он написал лишь картину "Исцеление слепорожденного".

По совету родных Суриков едет в Сибирь, в Красноярск. Во время этой поездки он пишет картину "Взятие снежного городка" (1891). В 1891 году Суриков возвращается в Москву и принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895).

Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном "Степан Разин" (1907 - 1910). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после ее показа зрителям.

Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку...

В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова "Посещение царевной женского монастыря".

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.