Что делать в конце учебного года. Последняя четверть: как мотивировать ребенка учиться

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе. Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе. Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конечно же, в идеале, желание родителей настроить ученика на успешное окончание учебного года должно реализовываться на практике все время. Каждая мама или папа просто обязаны (для блага своего ребенка) разработать индивидуальную схему контроля и поощрения в учебе, и придерживаться ее на протяжении всего времени школьного обучения .

Но если конец последней четверти, как говорится, «на носу» и вы неожиданно узнали о некоторых проблемах или просто хотите помочь школьнику и не пустить процесс учебы на самотек, то мы предлагаем вам испытать на практике наши советы.

Весна – пора веселья, последних усилий и авитаминоза


Казалось бы, последняя четверть ничем не отличается от всего учебного года: количество домашних заданий фактически не меняется, уроки те же, что и раньше, учителя ругаются не больше обычного. Только вот именно в этот период школьники особенно перестают проявлять интерес к учебе, и всячески "отлынивают" от домашних заданий. И на это есть ряд существенных причин:

  • Во-первых, конец учебного года это весна – пора радости и веселья. Все живое инстинктивно пробуждается ото сна, тянется к теплу. Дети не являются исключением, а потому становятся неусидчивыми, более активными и жизнерадостными;
  • Во-вторых, к этому времени ребенок физически и морально устает от практически постоянных умственных нагрузок и психологического стресса, поэтому снижается его трудоспособность и заинтересованность в результатах учебы;
  • В-третьих, свое "черное" дело делает авитаминоз, из-за которого даже самые здоровые и физически активные дети испытывают сложности с концентрацией внимания и проблемы с общим самочувствием.

Чтобы минимизировать возникновение возможных проблем, а также поддержать стремления ребенка к знаниям, родителям очень важно придерживаться нескольких простых правил:


И самое главное, нужно думать не о том, как заставить ребенка хорошо учится, а о том, как начать этот процесс. Если вы поставите ультиматум, это подсознательно вызовет сопротивление. Поэтому объясните практическую важность учебы в целом и хороших оценок в конце года в частности.

Правильная психологическая мотивация – залог хороших оценок


Для каждого ребенка нужно подобрать актуальный стимул: близкую или долгосрочную перспективу чего-то важного для учащегося. Например, настройте ребенка на самомотивацию: «Если я хорошо окончу учебу , мне удастся поступить в престижный ВУЗ и получить высокооплачиваемую профессию», «Если я хорошо окончу учебный год, у меня будут лучшие результаты, чем у других», «В случае успешного окончания четверти родители подарят мне путевку в лагерь».

Постарайтесь внести в учебу как можно больше элементов игры. Это разрядит психологическую обстановку и заинтересует ученика.

Даже такие мелочи как новые цветные ручки, блокнот с любимыми персонажами или актерами, интересные скрепки, магниты, наклейки могут значительно повысить желание ребенка учиться за счет создания непринужденной атмосферы.

Превратите процесс решения задачи в соревнование, игру. Не делайте из домашнего задания пытку, где вы исполняете роль надзирателя, а ребенок дрожащего узника.

Обязательно хвалите ребенка даже за маленькие успехи, но не поощряйте каждую хорошую оценку финансово или материально. Ведь в будущем за его работу начальник не доплатит зарплату просто так. Ученик должен понимать, что учеба сейчас это залог его успешности как человека в будущем. Однако, когда конец учебного года близок, и ребенку нужно активизировать свои силы, поощрение в виде, например, нового телефона, поездки с друзьями, покупки скейтборда станет для него настоящим источником вдохновения.

Рациональное распределение времени, самомотивация ребенка и поощрение – это базовые ступени на пути к успешному окончанию учебного года . Любите и понимайте своего ребенка, поставьте себя на его место, поймите, что его волнует, чем он живет. Если вы станете одним целым, то проблем с учебой и взаимопониманием в семье будет намного меньше.

Во время подготовки статей к выпускным я обнаружила, что достаточно много желающих отмечать окончание любого класса каким-либо запоминающимся способом.

Сегодня собрала несколько идей для тех, кто находит время, желание и средства для организации праздника или
«Ура, впереди лето!»:-).

Чаепитие

Самый доступный вариант. Именно так отмечали окончание учебного года мы и наши родители. Обычно дети приносили угощения для чаепития из дома, но я хочу предложить кое-что особенное.

например…

Шоколадный фонтан

Его берут в аренду на насколько часов (кондитер поможет его правильно запустить). Дети с удовольствием будут макать кусочки бисквита, зефира и фруктов в каскад расплавленного шоколада. Невероятно радостно! .

Веселые пирожные на палочке

Заказать это красочное лакомство можно в интернет-кондитерской. Ищите pop-cake с доставкой. По фотографиям можно выбрать ушастые и глазастые шарики (для меня это самый трудный момент, так как они все очень классные).

Торт на заказ

Примеры современных тортов можно посмотреть в интернете, встречаются настоящие шедевры. Надпись можно сделать по-настоящему КЛАССНУЮ. Какой класс дети закончили? Так и пишите! Ура, мол, закончили 5 «А», идем в 6 «А»:-).

Пикник

Самая большая проблема — погода. Пару раз неожиданный ливень путал все карты. Дети настраивались, родители готовились, а тут — на тебе… Все заканчивалось тем самым чаепитием, которое мы уже обсудили.

Но! Если по всем прогнозам впереди сухие и солнечные деньки — вперед!

Чем привлекателен пикник

  • возможность провести время к красивом уголке природы
  • можно организовать игры, о которых в помещении класса и мечтать было трудно
  • шашлык и запах костра
  • неформальное общение детей, родителей и учителей

Кроме еды и питья нужно взять спортивный инвентарь, аптечку, влажные салфетки, мусорные пакеты, средства от комаров, одноразовую посуду. Готовлю подробнейший список, скоро опубликую.

Классная (во всех смыслах) фотосессия в парке

Если готовится посещение парка аттракционов, пригласите фотографа.

  • Во-первых , получите отличные яркие снимки детей на каруселях
  • Во-вторых , можно устроить семейную профессиональную фотосессию и прилично на этом сэкономить, так как фотографу тоже выгодно принять одновременно несколько заказов
  • В-третьи х, можно сделать качественные кадры для заказа фото-сувениров к выпусному (кружки, блокноты и постеры)

Развлекательная программа с аниматором

Есть замечательные программы для младших школьников, которые детям безумно нравятся. Это тематические праздники с переодеваниями, аквагримом, веселыми конкурсами и призами. Самые популярные — пиратские вечеринки для начальной школы и съемки фильма для детей средних и старших классов (сценарий, репетиции, грим, дубли, премьера, награждение Оскаром). Звоните, подскажу:-).

Спортивный день

Можно организовать на территории школьного стадиона, но есть и готовые предложения для выездного праздника:

  • пейнтбол (захватывающая красочная «войнушка»)
  • лазертаг (лазерный бой в фантастических световых декорациях)
  • боулинг (есть детские программы с ведущим)
  • керлинг (зимний вид спорта доступен круглый год, очень азартно)
  • веревочный курс (в парках есть готовые трассы, замечательное развлечение)

Квест

Новое развлечение для детей и взрослых. Это интересный сценарий, в котором участвуют профессиональные актеры. Много неожиданных сюрпризов и загадок, которые нужно разгадывать и двигаться к цели.

Живые квесты могут быть исторические, фантастические или детективные. Организаторы помогут вам выбрать самый подходящий по возрасту.

Проходить квест может в школьном дворе, старой усадьбе, в музее, в театре, в декорациях Мосфильма, на развалинах «старинных» замков.

Отличный подарок детям к концу учебного года!

Спектакль, кино или выставка

Мне удобнее всего пользоваться Афишей Яндекса, так как там можно быстро найти, какие именно выставки и спектакли идут в нужный нам день. Выбор большой, всегда можно найти подходящий вариант. .

Выездные мастер-классы

Как же это интересно… Мастер-классы можно провести прямо в школе. Организаторы привезут с собой все расходные материалы и проведут занятие в вашем классе.

Если вы в Москве, звоните, с удовольствием помогу подобрать.

Дети получают новые знания и навыки, а в подарок забирают готовые фоторамки, часы, шоколадные конфеты, пряники, вазы, кружки, браслеты и т.д.

Экскурсии

С посещением музеев и достопримечательностей соседнего городка можно совместить и пикник, и выездной мастер-класс (роспись жестовских подносов, изготовление пирожных, и т.д.), и классную фотосессию на природе, и даже квест. Расписание экскурсий в каждом городе найти в наше время легко. Главное — безопасный транспорт!

Услуга бесплатная.

Умственные, психические и физические нагрузки в конце года настолько велики, что организм всю энергию расходует только на то, чтобы хоть как-то восстановить силы. И практически каждый родитель весной сталкивается с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках, не хочет есть, гулять, играть… На это не остается энергии.

Михаил Хаустов

Весеннее переутомление и усталость, которую взрослые привыкли примерять только на себя, «ударяет» по детям ничуть не меньше.

Детская усталость бывает:

  • физическая;
  • интеллектуальная;
  • эмоциональная.

Как понять, что ребенок просто устал, а не отлынивает от занятий?

  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость;
  • повышение температуры при отсутствии других признаков, к примеру, простудного заболевания;
  • плохой аппетит;
  • «круги» под глазами;
  • тратит на домашнее задание достаточно много времени, но в итоге делает его плохо;
  • головные боли разной степени выраженности;
  • замедление речи, мимики, движений;
  • апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность;
  • не может уснуть вечером, но просится поспать днем.

Сроки «лечения»:

Если устранить причины, то переутомление можно снять в течение двух недель(в случае, когда оно не вызвано какой-либо болезнью).

Как минимизировать усталость:

  • пересмотрите и распределите нагрузки в течение дня с учетом физиологических и психологических особенностей ребенка;
  • попробуйте разумно перестроить график занятости, предоставив школьнику хотя бы час, чтобы отдохнуть и побыть одному;
  • отмените, если есть возможность, дополнительные занятия, секции и кружки;
  • ограничьте время, которое ребенок проводит перед монитором компьютера или телевизором.

«Рецепты» от переутомления:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • ежедневные водные процедуры. Вода отлично снимает усталость. Приучите ребенка принимать теплую ванну(можно с добавлением травяного отвара) или просто стоять под душем;
  • нормальная длительность ночного сна(не менее 8−10 часов);
  • массаж;
  • укладывайте ребенка спать ежедневно в одно и то же время, но не позднее, чем в 23 часа;
  • перед сном можно дать стакан теплого молока - это самое безвредное и легкое снотворное;
  • по утрам готовить «весенний укрепляющий нектар»: полстакана кипяченой остуженной воды с лимонным соком и чайной ложкой меда;
  • обеспечьте полноценное питание ребенку по режиму;
  • начните давать поливитамины, или хотя бы витамин С и витамины группы В и Е;
  • давайте больше продуктов, содержащих кальций и фосфор.

Главное - завтрак и вода

Школьник обязательно должен завтракать. Это может быть бутерброд с сыром, колбасой, ветчиной, или рыбой; любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт, но обязательно продукты, богатые белками и «длинными углеводами»(практически все крупы, макароны, бобовые). Они повышают возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации к школьным нагрузкам. К снижению концентрации внимания приводит и малое употребление обычной питьевой воды. Пить нужно столько воды, сколько хочется.

Евгения Раченко,
педагог-психолог Барнаульского психолого-педагогического центра «Потенциал»:

Помните, что далеко не всегда дети сами могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. А при современном ритме жизни ребенок зачастую не может, получая в полном объеме все необходимое для полноценного умственного, психического и физического развития, не уставать при этом. Тут сказывается и современный ритм жизни, и плохая экология, и патологии при беременности, которые все чаще встречаются у мам. Решение проблемы переутомления за многие годы не претерпело кардинальных изменений. Рецепты универсальны: необходимо дозировать любую деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало за время отдыха, и хорошо питаться.

И еще: заставлять детей в первые месяцы летних каникул учить математику или заниматься русским просто жестоко. Кстати, обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Поэтому проанализируйте все нравится-не нравится вместе с ребенком и только потом начинайте занятия.

Также советую родителям почитать книги А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и Л.С. Цветкова, которые написаны понятным языком и помогут найти ответы на самые разные вопросы.

Факт

Слова «усталость» не было в лексиконе многих племен и народностей, живущих первобытной жизнью. Это слово и состояние - приобретение нашего цивилизованного современного мира.

Прежде чем сесть и начать писать статью на тему, уже третий учебный год волнующую меня в начале 4-й четверти, я подошла к своему сыну-школьнику и задала ему вопрос:

- Чем хочется тебе заниматься в эти дни больше всего?

- Кататься на велосипеде и играть с друзьями на стадионе - ответил мне Алексей.

Было бы странно, если бы он ответил нечто иное. Например, хочу решать математические задачи и писать диктанты. Все предсказуемо: весна - время всеобщей радости и ликования. Природа возрождается, люди строят планы, меняют жизнь, мечтают о летнем отдыхе.

А школьники должны учиться. И успеваемость должна быть хорошая, так как последняя четверть для многих становится решающей. А учиться им не хочется. Им надоело, они устали.

Конечно, я сужу лишь о своих детях и моем личном школьном опыте. В апреле-мае мне было не до учебы, и мои родители это понимали. Спасибо им огромное за эту предоставляемую свободу.

В школу все равно ходить приходилось, и домашние задания никто не отменял, но вот поблажки, а главное, понимание - было . И это значительно упрощало мою детскую жизнь в такие долгие весенние предканикульные недели.


Школа для школы, или школа - для жизни?

У нас с мужем четкая позиция относительно школьных успехов и оценок в дневниках наших детей. То, что мы с ним были отличниками, нашим детям не помеха. Мы не проецируем на них свои достижения и не требуем от них невозможного.

Пусть не всегда получается, но все же мы стараемся видеть в детях личности и оценивать их труд, результат их работы, а не их самих. Это разные вещи.

Любая оценка - это невольное сравнение их с кем-то другим. И, безусловно, есть кто-то лучше, так как мы все - разные. Не отстраняясь от школьной жизни ребенка, я стараюсь предоставить ему самостоятельность.

Первые два учебных года я просто наблюдала за тем, что ему больше нравится, к чему у него есть способности, а что дается с трудом. Мне хотелось узнать, каким творчеством он увлечется, какие кружки, секции ему понравятся.

Я не горжусь его успехами, но разделяю с ним любую маленькую победу и новое знание. Он сам огорчается плохим отметкам, поэтому я не наказываю и не акцентирую на них внимание, предлагая просто «подтянуть», подучить плохо усвоенный материал.

В нашей семье нет денежной или какой-либо другой материальной мотивации на образование.



Мне кажется странным, что многие родители дают детям деньги за хорошие оценки или помощь по дому. В моем детстве такого не было, и я часто слышала от мамы фразу «Учеба - это твои будущие возможности». Однако я допускаю любой опыт и любые устои в семьях. Я просто ищу свой способ, свою дорогу к счастью моих детей.

Мой сын любит школу, любит свою первую учительницу, не считает учебу каторгой и насилием, но при этом он с радостью ждет субботу, чтобы заняться своими детскими делами. У него замечательная, самая лучшая учительница - Пиунова Ирина Владимировна.

Так точно находить подход к каждому ученику и увлекать детей в образовательный процесс может лишь Учитель от Бога.

Я не психолог, а книги не всегда могут помочь в решении важного «детского» вопроса, поэтому часто я обращаюсь за советом именно к учителю. Я доверяю ему. Он - учитель - видит моего ребенка в другом свете.

Там, в школе, мой сын - часть большого коллектива, и мне намного важнее то, как он строит отношения со сверстниками, как он относится к учителю, как он справляется с нагрузками социума. Это очень важно для его как настоящей, так и будущей жизни.


Но вернемся к весне…

Усталость от школьной жизни у детей проявляется по-разному. У моего сына стали появляться «семерки» и «шестерки» по тем работам, которые требуют повышенного внимания и собранности.

Задания по любимой русской литературе теперь делаются в первую очередь, математика и английский язык - в последнюю. Раньше я не замечала за ним такой строгой последовательности.

Все чаще сын стал рассуждать на тему «Идти ли мне на факультативы?». Зимой такого вопроса у него не возникало, и все дополнительные уроки он считал обязательными. А весной, раз можно не идти, то лучше отдохнуть.

С упоением он рассказывает об уроках, проведенных в лесу. Благо, рядом со школой находится настоящий лес и Цнянское водохранилище. Дети изучают «Человек и мир» непосредственно «в мире», в тесном контакте с природой. Там же проходят и «Уроки здоровья».

Ребенок сам понимает, что он устал, что учеба ему стала даваться сложнее. Он классически опускает голову и рассказывает мне плохие новости. Но плохого не бывает без хорошего, и это важно объяснять ребенку.

Ведь результатом всего учебного года становится багаж знаний! И если в конце года школьник не способен сохранять должный уровень, ничего страшного. Он достоин в это время большей любви и особого понимания, а не порицания и осуждения.



Я не готова к тому, что школьная жизнь детей нарушит отношения в семье между ними и нами - родителями. Но и поиск золотой школьной середины нами пока не завершен, так как сын заканчивает лишь 3-й класс, а дочь и вовсе малютка.

Любая плохая оценка в дневнике - это ситуация, которую обязательно надо обсудить и разобрать. Не только весной, но и с самого начала учебного года. Ребенку важна наша реакция на его оценки, он ждет ее, испытывает тревогу, страх.

«Двойка» - это не трагедия, но и закрывать глаза на нее не стоит. Если у ребенка плохая отметка по предметам, которые ему не нравятся, не приносят радости, даются тяжело, реагирование родителей должно быть одним.

Если же школьник просто ленится, говорит, что ничего не задавали и в результате получает «2» и «не готов к уроку», то дело не в его способностях, а в его личном, внутреннем воспитании, которое обязательно требует корректировки. Это наша задача - родительская.

Если ребенок стал хуже учиться в конце года, значит, ему не хватает любви. Нашей. Помочь своим школьникам мы можем личным участием: каждый родитель знает, что ребенок больше всего любит, что его вдохновляет, что отвлекает от школы.

Принуждением и повышенным контролем в последней четверти также можно повысить успеваемость, но при этом снизится уровень доверия и уважения к нам, к учителю, к образованию в целом. Он ведь устал! А мы - не понимаем.

Давайте предоставим, подарим нашим детям право на плохую оценку, право на весну, право на счастливую детскую жизнь!

Уважаемые читатели! Вашему ребенку нравится ходить в школу? Как вы боритесь с плохими отметками? Падает ли обучаемость ребенка к концу года? Как вы с этим справляетесь? Ждем ваших комментариев!

1 сентября начинается новый учебный год. Подготовиться морально к нему нужно не только детям, но и родителям.

О том, чего боятся родители и почему страхи вредно передавать детям, как настроить ребенка на новую жизнь и помочь сохранить интерес к учебе, Эволюция Юга.ру узнала у детских психологов Елены Стешенко и Алины Едрышовой.

аналитически ориентированный психолог, клинический психолог, детский психолог. Руководитель детского развивающего центра «Карандаши»

Начало учебного года — это стресс. И это нормально

У взрослых и детей любая перемена места жительства или смена социальной роли вызывает фрустрацию — все новое пугает, выбивает из колеи, выводит из зоны комфорта. Период привыкания к новому — это нормально. Любое развитие идет через фрустрацию, через столкновение с чем-то незнакомым и пугающим.


детский и семейный психолог-консультант, психотерапевт, сертифицированный специалист в области индивидуального и семейного консультирования

Для младшеклассников самый действенный способ привить интерес к учебе — это взаимодействие с миром. Например, можно выкладывать свое имя из камешков. Посмотреть на созвездия, поискать их названия. Понаблюдать рассветы и закаты. Собрать листья, посмотреть в книжке или в интернете, что это за деревья. Потом в школе у него будет ощущение, что ему это уже знакомо, и будет проще.

Если ребенок идет в первый класс, стоит рассказать ему, как и что будет происходить. Просто описать картину: есть учитель, есть детки, их там будет примерно столько, вы будете заниматься до такого-то часа, я буду тебя забирать, спать как в садике вы в школе не будете.

Всем родителям страшно

Первое, с чем сталкиваются родители, особенно родители первоклассников, — это свой новый статус, связанный со взрослением ребенка. Теперь он родитель школьника, который уже должен быть немного самостоятельным. Как раз в это время у ребенка происходит кризис семи лет — он хочет делать что-то сам, сам одеться, выбрать себе рюкзак и канцтовары. Родитель, сталкиваясь с этим, боится упустить ребенка. Я очень часто слышу на приемах: «А если я дам ему свободу, не упущу ли я его?».

Другой страх — это когда родители, особенно мамы, видят в ребенке свое продолжение. Поэтому возможные неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму. «Если он не справится, что обо мне подумают люди?», — рассуждают родители. И это же автоматически транслируется ребенку — а вдруг ты не справишься, а вдруг ты получишь не пятерку. И ребенок боится подвести родителя, чувствует груз ответственности и старается вообще меньше делать что-либо, лишь бы не ошибиться.

Неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму

Вообще, для родителей совершенно нормально переживать за своего ребенка, нормально бояться, что он может кому-то не понравиться, что не справится с чем‑то. Но важно не наполнять этим страхом ребенка.

Страхи ребенка

Самый глубинный страх — страх быть отвергнутым, быть не принятым в коллективе. Это связано с младенческими переживаниями о том, насколько безопасно ребенок чувствует себя в мире. Чувство безопасности формируется в отношениях с матерью в течение первого года жизни. И если страх отвержения проявляется в школе, страх вступить во что-то новое, познакомиться с другими детьми, то, вероятно, эта привязанность не очень надежна. При этом нужно учитывать, что страх отвержения бывает не только у первоклассников, об этом могут переживать и дети постарше: вдруг все изменились за лето, вдруг меня не примут, вдруг я больше не нужен друзьям.

Хорошо ли адаптируется ребенок к новому коллективу и к новым занятиям, будет понятно уже к октябрю. Если с этим будут проблемы, не нужно стесняться обращаться за помощью к специалистам.

Для понимания того, как ребенок относится к учебе, хорошо помогает игра «в школу» дома. Родители могут притвориться, что сидят на уроке, капризничают, не хотят ничего читать и учить. А ребенок пробует выступить в роли учителя, стать возле воображаемой доски, попросить открыть учебники, задавать домашние задания. Во-первых, это поможет ему увидеть свою роль со стороны, присоединиться к учителю и понять его мотивы, во-вторых, покажет его отношение к процессу. Такую игру мы часто используем для диагностики, не только в начале учебного года.

Как понять, что ребенку психологически тяжело в школе

Это довольно заметно — ребенок плохо спит, ночами просыпается, ему снятся плохие сны. Начинаются психосоматические проблемы, когда внутреннее состояние выражается через болезни: болит живот, голова, появляется тошнота.

Дома он не рассказывает о друзьях, не произносит никаких имен, с кем он ходил на перемене перекусить, с кем шел домой после школы.

Как перестроить ребенка на новый распорядок дня

Любой организм довольно легко перестраивается. Ребенок плавно входит в новый ритм и привыкает. Но психологи рекомендуют родителям не держать детей до 12 ночи и на каникулах. Есть книжки, сказки, когда родитель садится рядом и помогает уснуть примерно в 10 часов вечера. Редко кто меняет этот режим на лето. Но если ребенку приходится все-таки вставать заметно раньше, можно подбадривать и говорить: «Ты становишься старше, это нормально, мы утром едем на работу, а ты идешь в школу, ты привыкнешь».

Если ребенок чуть постарше, в предподростковом возрасте, и хочет читать книгу допоздна или посидеть за компьютером, и из-за этого у него сбивается режим, тут нужно понимать, кто вводит правила в семье. Плохо, когда мир полностью сосредоточен вокруг ребенка, когда он становится центром, по правилам которого живет вся семья. Если он всегда сам устанавливает правила, это ему не только не помогает, но и мешает.

Родитель может договариваться с ребенком: «Хорошо, сейчас 10, ты можешь до 11 книжку еще почитать, но не дольше». Ну и к тому же десятилетки уже не первый год в школе, они говорят: «Ой, да нормально начну в сентябре вставать» — и начинают. Да, сначала сложно, как нам после отпуска, но дети перестраиваются.

Начало учебы само корректирует режим дня, и ребенок постепенно привыкает. Я не знаю взрослых людей, которые неделю, даже три‑четыре дня своего отпуска посвящают тому, чтобы настроиться на работу. Практически все взрослые отдыхают, пытаясь насладиться каждой минутой, так зачем же отнимать это драгоценное время у своих детей?

Какие слова от родителей ранят, а не помогают

Прежде всего не должно быть сравнений с другими: с соседом, с Васей, с Петей. Нельзя говорить: «Вот ты не решил пример, а Вася справился. Вот ты не подтянулся на турнике, а Петя подтянулся». Любые сравнения очень больно ранят ребенка, у него отбивается инициатива что-то пробовать — зачем что-то делать, если я и так хуже.

Или страхи, когда родители сами говорят: «Ой, лучше бы ты в садике остался, школа — это так трудно». Все, что родители говорят вслух, впитывается ребенком и работает как программа. «Школа — это страшно. В школе над тобой будут смеяться. Будешь плохо себя вести, учитель тебя линейкой ударит». Таких слов нужно избегать.

«Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится

Стоит говорить: «Мы всегда с тобой, мы тебя защитим в любом случае, мы будем тобой гордиться, что бы с тобой ни случилось» — и говорить про школу что-то хорошее. «Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится.

Школа, дополнительные занятия и продленки

В адаптационный период важно сохранить те занятия, от которых ребенок получает удовольствие. Если у него получается рисовать — пусть занимается, это его отдушина. То, что будет его разряжать и стимулировать. Он будет знать, что он придет, сделает уроки и после сможет заняться любимым делом, поедет на акробатику или на танцы.

А вот сразу заваливать новыми дополнительными занятиями, английским, спортивными секциями, музыкальной школой не стоит, это может привести к перегрузке. У ребенка должно быть свободное время. Хочет первоклассник играть — пусть играет, он еще ребенок.

Продленки тоже бывают разные. Часто они помогают лучше адаптироваться к школе. Продленка нужна для того, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе дома слишком долго. Надо смотреть программу продленки. Хорошо, если продленка предполагает прогулки на свежем воздухе, секции, связанные с творчеством, на которых бы ребенок отдыхал.

Если в такую продленку ребенок начинает ходить и вы чувствуете, что ему хочется там заниматься, то почему нет. Это очень индивидуально.

Как понять, что ребенок перегружен

От чрезмерных нагрузок в учебе появляется апатия, постоянное «я устал, мне тяжело». Конечно, к концу учебного года все дети начинают это чувствовать, но в начале это нехороший признак. Ребенок будет часто болеть: когда снижается эмоциональный фон, снижается и иммунная система, поэтому ребенок начинает хватать все простудные заболевания. Появляются тики, заикание. Это все говорит о высоком внутреннем напряжении.

Если учителя нагружают слишком сильно

Родитель должен держать связь с учителем. Как правило, учителя начальных классов не отдаляются от родителей. Учитель наблюдает ребенка в коллективе, и услышать его мнение очень важно, поэтому не стоит стесняться спрашивать.

Сейчас есть чаты с мамами или учителями, и если требованиями возмущен весь класс, то это вопрос, который поднимают все вместе. Но если проблемы только у одного ребенка, то тут вопрос к его психоэмоциональному состоянию.

Иногда мы видим, что ребенок как будто отсутствует, находится в фантазиях. Часто это связано с тем, что происходит дома в семье. Он переваривает какую-то ситуацию — ссоры и развод родителей, смерть родственников, рождение брата или сестры. Первые дети в семьях тяжело переживают появление младших и могут даже регрессировать, играть в маленьких, чтобы им уделяли больше внимания. Это может отражаться и на учебе.

Если вы считаете, что вашему ребенку нужно больше времени, чтобы влиться в учебу, лучше пойти и поговорить об этом с преподавателем. Только вы знаете своего ребенка лучше всех, и только вы можете его поддержать и защитить перед учителем.

Сложности при переходе из одной школы в другую

Это не только ситуация, которая должна вызывать тревогу, но и способ понаблюдать, как ребенок вписывается в новый коллектив. Иногда в подростковом возрасте (с 11 лет) переход в новую школу означает жизнь с чистого листа и возможность стать популярным. Родители могут помочь ребенку адаптироваться: предложить пригласить новых друзей домой, сходить вместе в кафе, как-то помочь ребенку наладить контакт. Кроме того, ребенок смотрит, как мы общаемся со своими друзьями, есть ли традиции собираться вместе по праздникам. Говорим ли мы за спинами у наших друзей хорошие или плохие вещи. Все это впитывается и отражается на том, как ребенок будет вести себя с новыми друзьями.

Если ребенок переходит в другую школу, то надо понимать, что кроме того, что ему придется потратить силы на адаптацию к новому, у него еще могут оставаться печальные, грустные, гневные чувства по поводу того, что он расстался со своими старыми друзьями и учителями, которые ему нравились. Поэтому надо разговаривать, спрашивать, как он себя чувствует в новой школе.

У меня был случай с девочкой, у которой появились проблемы с адаптацией в новой школе. Когда мы начали с ней работать, оказалось, что она стесняется даже спросить, где в этой школе туалет. Вроде простая вещь, которой можно было бы избежать, если бы родители вместе с ней прошлись по школе и изучили ее.

Коротко о главном

Переживать, что ребенок идет в школу, — это нормально. Главное, не транслировать ему свой страх. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, пугать школой, рассказывать про злых учителей и конфликты с одноклассниками.

Нужно разделить себя и ребенка и перестать воспринимать его неудачи как свои личные. Это снимет с него психологический груз. Вера в его силы и поддержка от родителей гораздо важнее и эффективнее.

Больше всего в школе дети боятся быть отверженными группой сверстников. Если ребенку трудно адаптироваться, есть смысл обратиться к специалисту.

Дополнительные занятия не должны перегружать ребенка. В начале учебного года лучше оставить те занятия, которые приносят ему удовольствие, — например, танцы или рисование.

Важно спрашивать ребенка о том, как он чувствует себя в школе, обращать внимание на усталость, на то, о чем он не рассказывает, — например, о друзьях. Нужно поддерживать контакт с учителями, потому что им хорошо видно, насколько хорошо ребенок адаптируется. Защищать интересы ребенка перед учителем — это нормально, ведь только вы знаете его лучше всех остальных.