Что такое эргономика в архитектуре. Предметная среда, эргономические основы организации

Предметная среда, эргономические основы организации

Колесникова Анастасия Александровна,

аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Эргономика является базисом в дизайне, тем фундаментом, который закладывает основу всего создаваемого. В своей книге В.Ф.Рунге так говорит о дизайне: «Одной из главных целей которого, является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Именно композиционное единство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна» . В индустриальном дизайне эргономика участвует в создании предметов быта, орудий труда и механизмов, а в графическом дизайне в разработке упаковки. В дизайне среды достижения эргономических исследований учитываются в проектировании интерьера и экстерьера, организации ландшафтного дизайна.

Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает деятельность человека в бытовых и трудовых процессах, создавая наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и психического состояния человека. Проект помещения должен быть с самого начала ориентирован на создание системы эргономических свойств, так как это является наиболее важной целью. Целью эргономики является улучшение взаимосвязи человека с окружающей его средой, сохранение его здоровья и создание условий для развития личности. Связь между тем, что окружает человека, с чем он сталкивается в повседневной жизни, в эргономике сокращенно называется «человек – машина – среда». Данная система гармонизирует компоненты, причины объединенные определенной целью. Требования предъявляемые к системе «человек – машина – среда» неотьемлимо связаны с достижением поставленных целей.

Данные примеры указывают на то, что эргономические основы участвуют в формировании целой среды дизайна и их значение невозможно переоценить. «Являясь научной дисциплиной, эргономика базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук» . В результате она направлена на создание благоприятных условий взаимодействия человека с окружающей его средой на обеспечение интересов всего общества и каждого пользователя в отдельности.

Формы окружающих нас предметов, их соотношения между собой по размеру, материал из которого выполнен предмет и его объемно-пространственное строение могут выступать в качестве предметной среды. «Единство предметной среды достигается использованием художественных средств и адресовано духовному миру человека» .

На протяжении всей жизни человек находится в жилом помещении или в помещении производственного назначения или в общественном. Такие помещения как детские сады, общеобразовательные школы, среднеспециальные учреждения, вузы и школы дополнительного образования относятся к общественным. Общественные здания по социальному значению относятся к сфере обслуживающей деятельности. Саму обслуживающую деятельность можно разделить на несколько групп – обучение, питание, торговля, экспозиция, зрелище и ожидание. Каждая из этих групп определяет свою роль в формировании пространственной среды. Система образования делится на дошкольный, общеобразовательный и профессиональный этапы. На выбор оборудования и организацию пространственного строения оказывает влияние выбираемого помещения (группа детского сада, класс, аудитория, мастерские). В основу проектирования интерьера или экстерьера становятся антропометрические данные и психофизиологические особенности учащихся всех возрастов, так как формы обучения могут быть как индивидуальные, так и коллективные или групповые. Каждая из этих форм выявляет свои особенности.

Коллективная форма обучения, например, предполагает работу педагога с классом, группой. Внимание учащихся должно быть приковано в сторону учителя или к меловой доске. Для этого необходимо посадка учащихся рядами за учебными партами на всей площади класса, так чтобы их визуальная ориентация была направлена на переднюю стену. Важно отметить, что распределение мебели и оборудования определяется условием нормальной видимости педагога или пособий.

При групповой форме обучения учащиеся разделяются на несколько групп, это необходимо для проведения практических упражнений, лабораторных и творческих работ. Такие виды деятельности могут проводится в группах детского сада, в школьных классах, комнатах дополнительного образования или спортивных залах. Важное значение для групповых занятий, имеет наличие свободного пространства и грамотное размещение оборудования по зонам.

Мини гостиницы г Екатеринбурга. Мини гостиница Екатеринбург .

При индивидуальной форме обучения акцент делается на контакте педагога с учащимся, где последний может находиться у доски, у прибора или у учебного пособия.

Рассматривая дошкольные учреждения, мы можем наблюдать, что большее количество помещений включает групповые комнаты, такие как игровые и группы нахождения детей, актовые и спортивные залы. В свою очередь, группы нахождения детей предназначены как для игр, так и для приема пищи, а иногда и для сна. Для этого, как было замечено ранее, в помещениях необходимо соответствующее грамотное распределение оборудования по зонам. А вот музыкальные или спортивные залы могут на время ненастной погоды использоваться для проведения праздников или как дополнительная рекреация.

Большое значение в дошкольных учреждениях отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия» . Зачастую детская мебель выглядит как взрослая, только в уменьшенных размерах. Что касается столов, то обычно они двухместные или четырехместные. Необходимы так же емкости для хранения игрушек и вспомогательных материалов, эти хранилища могут выполнятся из разных материалов, но с учетом антропометрических данных ребенка и эргономических исследований. Помимо обыденного режима дня в группах могут проводиться просмотры наглядных графических материалов, познавательных фильмов, телепередач, диафильмов.

Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. «Наилучшие условия естественной освещенности создаются при следующих ситуациях: при верхнем освещении, при боковом левом, сочетающимся с верхним подсветом; при угловом освещении (слева и сзади); при освещении с двух сторон (слева и справа)» .

Цвет в искусственной среде обитания оказывает огромное значение на душу человека, на его поведение и настроение. Выбор цвета учебного помещения должен быть осознанным и взвешенным. Данные помещения рассчитаны как на отдых так и на умственную работу. В последние помещениях следует использовать тонизирующие цвета: желтый, оранжевый тоже подойдет, но область применения данного цвета значительнее менее широка по причинам эстетического порядка. В помещениях для отдыха подойдут – зелено-голубые, голубые и синие цвета, они же являются успокаивающимся.

Тем самым, значение основ эргономики является базисом, который закладывает основу всего создаваемого, ведь область ее применения довольно широка и недооценить ее невозможно. Современные условия окружающей среды, потребности и возможности человека затрудняют или делают невозможным выполнение жизненных функций. Каждый предмет, который создает человек, должен максимально учитывать человеческие факторы. Только в соответствии с этим система «человек – машина – среда» будет гармонична.

Литература

1. Барташевич А.А. Основы композиции и дизайна мебели. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 192 с.

2. Бездомин Л.Н. В мире дизайна. – Узбекский ССР.: Фан, 1990. – 295 с.

3. Минервин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005 – 112 с.

4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высшая школа, 1987. – 132 с.

5. Ревякин П.П. Цветоведение. – Минск.: Вышейшая школа, 1984. – 285 с.: ил.

6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 328 с.: ил.

7. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура-С, 2006. – 160 с.: ил.

8. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средний мир. – М.: Шевчук, 2007 – 384 с.

9. Michael Foster. The principles of architecture, styles, structure and design. – Oxford.: Phaidon Press Limited, 1983. – 224pp.: il.

Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

Р. Ли Флеминг

Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям . Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

Понятие "Эргономика"

Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда .

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

Орудия труда и охоты

первобытного человека

показывают, что он

соизмерял их со

физическими

параметрами и

возможностями,

стремясь

создавать удобные для определенных

Ф ункций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



Метрические системы

Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский



Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей

человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. . Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.



А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." . Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

Эргономика оружия

Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе


Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.



Интерьер орбитальной космической станции

Пенти Хитанян.

Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


которого - анатомия плечевого сустава человека.

Эргономика в мебели

В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


В орудиях

спортивном

снаряжении

первую очередь

подчиняется

требованиям

эргономики.

Последняя

зачастую

становится

художественной темой

формообразования


Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

Ножницы и прибор для заточки ножей финской " ирмы "Fiskars". 984, 1989.

Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве . Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком .

Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.


  1. 1. Лекция 2. Эргономика дизайна Эргономика – (от греческого ergon- работа, nomos- закон), научнаядисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека втрудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условийвысокоэффективной деятельности. Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельностичеловека, при одновременном сохранении здоровья человека и созданияпредпосылок для развития его личности. Машина в эргономике это любое техническое устройство, предназначенноедля целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Задачей эргономики – является проектирование и совершенствованиепроцессов выполнения деятельности, а также характеристика средств и условий,которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности ипсихофизиологическое состояние человека. Составные части эргономики. 1. Антропометрия. Антропометрия – (от греческого antrbpos –человек и ….метрия) –составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека),является системой измерения человеческого тела и его частей, морфологических ифункциональных признаков тела. Различают: 1. Классические антропометрические признаки (используют приизучении пропорций тела, возростной морфологии, для сравненияморфологических характеристик различных групп населения). 2. Эргономические антропометрические признаки(используются при проектировании изделий и организации труда).
  2. 2. 1) статические признаки – они определяются при неизменномположении человека, (они включают размеры отдельных частей тела и габаритные,т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека). Эти размерыиспользуются при проектировании изделий, определении минимальногопространства, необходимого человеку (например, походов) и т.п. 2) динамические антропометрические признаки – это размеры,измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуютсяугловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворотаголовы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону ит.п.). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток,педалей, определение зоны видимости и т.п. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных,половых, этнических, территориальных факторов, т.к. существенно от них зависят(например, антропометрические признаки среднестатистического европейцаотличаются от антропометрических признаков среднестатистического японца). Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют ввиде таблиц в антропометрических атласах. Значения приводятся в перцентилях (от5 до 95). Вообще перцентилей 100, самый низкий человек приравнивается к 1перцентилю, самый высокий к 100. В антропометрических атласах сведений осамых низких и высоких людях не приводится по причине их исключительности,отклонения от нормы. Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуютсяантропометрическими данными, сгруппированными по ростовым группам. Антропометрические точки
  3. 3. 1) верхушечная; 2) подбородочная; 3) верхнегрудинная; 4) среднегрудочная; 5) плечевая; 6) пупковая; 7) лобковая; 8) лучевая; 9) вертельная; 10) шиловидная; 11) фаланговая; 12) пальцевая; 13) верхнеберцовая внутренняя; 14) нижнеберцовая; 15) пяточная; 16)конечная. Рис.1. Антропометрические точки. 2.Инженерная психология. Инженерная психология – это отрасль психологии труда изучающаявзаимосвязь человека и техники. Основной задачей является исследование процессов приема, переработки ихранения информации, которые осуществляются при проектировании техническихустройств и управления ими. Кроме того, инженерная психология решает следующие задачи: − распределение функций между человеком и машиной; − проектирование систем информации, выбор канала; − конструирование средств управления; − проектирование рабочего места; − обеспечение удобства технического использования машины; − подбор кадров и их профессиональная подготовка.
  4. 4. 3.Психология восприятия. Психология восприятия – это наука, исследующая особенности изакономерности визуального, аудиального и тактильного восприятия окружающегопредметного мира. Эргономические требования Эргономические требования – это требования, которыепредъявляются к системе «человек – машина - среда», с целью оптимизациидеятельности человека. Эргономические требования являются основой приформировании конструкции предмета, дизайнерской разработки пространственно –композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Факторы, определяющие эргономические требования. Эргономический подход к решению задачи оптимизациижизнедеятельности человека определяется комплексом факторов, главные из них,обусловлены индивидуальными особенностями человека. 1)социально – психологические факторы. Предполагаютсоответствие конструкции предмета и организации рабочего места характеру истепени группового взаимодействия, а также устанавливают межличностныеотношения при совместной деятельности, управлению объектом. 2) антропометрические факторы. Обуславливают соответствиеструктуры, формы, размеров предмета, оснащения размерам и формечеловеческого тела. Соответствие характера форм изделий анатомической пластикечеловеческого тела. 3) психологические факторы. Предполагают соответствие объекта,технологических процессов и среды возможностям и особенностям человеческоговосприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновьформируемым навыкам человека.
  5. 5. 4) психофизиологические факторы. Обуславливают соответствиеобъекта зрительным, слуховым и другим возможностям человека. Условиямвизуального комфорта и ориентирования в предметной среде. 5) физиологические факторы. Они призваны обеспечиватьсоответствие объекта физиологическим особенностям человека, его скоростным,биомеханическим и энергетическим возможностям. 6) гигиенические факторы. Предопределяют требования поосвещенности, газовому составу, воздушной среде, влажности и т.п. В том числе посоставу материала, из которого изготовлен объект. Рис. 2. Зоны определяющие гигиенические факторы.
  6. 6. Методы эргономических исследований Для правильного проектирования любого объекта особое значение имеетэргономический анализ деятельности (манипулирования) этим объектом. Делаетсяэто в основном двумя способами. 1. Составляется профессиограмма содержащая в себе те требования,которые предъявляет деятельность к техническим средствам ипсихофизиологическим свойствам человека. В эргономике, в результате практики, сложились два метода полученияисходной информации, необходимой для составления профессиограммы:описательное и инструментальное профессиографирование. Описательное профессиографирование включает: 1) анализ технической и эксплуатационной документации; 2) эргономическое и инженерно-психологическое обследованиеоборудования; 3) наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека; 4) беседу с человеком; 5) самоотчет человека в процессе деятельности; 6) анкетирование и экспертная оценка; Инструментальное профессиографирование включает: 1) измерение показателей факторов среды; 2) регистрацию и последующий анализ ошибок; 3) объективную регистрацию энергетических затрат и функциональногосостояния организма работающего человека (частота пульса, давление, дыхание идр.); 4) объективную регистрацию и измерение трудноразличимых (вобычных условиях) составляющих рабочего процесса, таких как направление ипереключение внимания, оперирование органами управления и др. (Например, припомощи видеосъемки).
  7. 7. 5) Объективную регистрацию и измерение показателейфизиологических и функциональных систем, обеспечивающих процессыобнаружения сигналов, выделения информативных признаков, а так жеисполнительные действия. Перечисленные методы профессиографического исследованияиспользуются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности итребуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно использоватьметод описательного профессиографирования. 2. Соматографические и экспериментальные(макетные) методы. Эти методы решения эргономических задач используются для выбораоптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой,размерами машины (предмета), ее элементов. 1)Соматография (от греческого somatos – тело и …графия)- методсхематического изображения человеческого тела в технической или инойдокументации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциямичеловеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графикеиспользуются все нормы и приемы технического черчения и начертательнойгеометрии. Большая трудоемкость затрудняет использование классическойсамотографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов(шаблонов моделей),тела с шарнирными сочленениями. С помощью схематического изображения (шаблона)можно проверить: 1) соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формерабочего места; 2) досягаемость и удобство их размещения органов размещения; 3) оптимальные и максимальные границы зоны досягаемостиконечностей;
  8. 8. 4) обзор рабочего места и условия зрительного восприятия, например, прислежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.; 5) удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования,сидения, пульта и т.д.; 6) удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, оптимальныеразмеры подходов, коммуникаций. 2) Экспериментальные (макетные) методы. Основаны на применении макетирования проектируемого оборудования вразличном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используютсяобъемные антопоманекены; один из видов таких манекенов получил название«мультмены». Методы с использованием манекенов позволяютрешать ряд задач: 1) увязать сложно структурные конструкции оборудования между собой; 2) достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; 3) испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы сним; 4) отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряддругих задач, связанных с учетом антропометрических особенностейпользователей проектируемого оборудования. Параллельно с использованием манекенов обычно проводят ряд расчетныхпроцедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных сзакономерностями учета антропометрических данных. Описанные методы непосредственно переплетаются с дизайн -проектированием. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем всеболее опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом втрехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец в действенном натуральномвоспроизведении.

Косметология, дизайн и стилистика

Символы и знаки: смысловое значение знака удобочитаемость соотношение площади вспомогательного символа к площади фона в пределах 1:1 или 1:3 зрительная воспринимаемость при умен. масштабе строго установленное положение знака Текстовая документация: оптимальное соотношение прямого и обратного контраста меду текстом и фоном.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39425. Перечень и структура производственных подразделений энергохозяйства 1007 KB
1 Характеристика и назначение энергохозяйства на промышленном предприятии Энергохозяйство предприятия включает в себя главную понизительную подстанцию ГПП центральный распределительный пункт ЦРП распределительную кабельную сеть 10 кВ и цеховые трансформаторные подстанции ТП. От ГПП по двум КЛ питается ЦРП имеющий две секции шин которые могут соединяться при помощи секционного выключателя. Питание цеховых ТП Осуществляется КЛ 10 кВ от ЦРП через комплектные ячейки КРУ с выключателями и от соседних ТП.2 Длины КЛ км Линия Вариант 1...
39426. Разработать программное обеспечение для работы со структурными типами данных с реализацией премирования по факультетам 371 KB
Функции. Она работает с определенной конкретной базой данных; в ней в основном используются сложные типы данных структуры и функции то есть структура программы не требует много ресурсов. Они создаются из базовых: Массивы объектов заданного типа; Функции с параметрами заданных типов возвращающие значение заданного типа; Указатели на объекты или функции заданного типа; Ссылки на объекты или функции заданного типа; Константы которые являются значениями заданного типа; Классы содержащие последовательности объектов...
39427. Разработка линии связи между ОП1 (Гомель) и ОП2 (Мозырь) через ПВ (Наровля) 281 KB
В состав оборудования ИКМ120 входят: оборудование вторичного временного группообразования ВВГ конечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровой сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ HDB3 или MI поступает в оконечное оборудование линейного тракта которое осуществляет согласование выхода оборудование ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного...
39429. МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ (цифровые) 1.6 MB
Таблица 2 Основные параметры системы передачи Параметр Значение параметра Число организуемых каналов Скорость передачи информации кбит с Тип линейного кода Амплитуда импульсов в линии В Расчетная частота кГц Номинальное затухание участка регенерации дБ Номинальное значение тока ДП мА Допустимые значения напряжения ДП В Максимальное расстояние ОРПОРП Максимальное число НРП между ОРП Максимальное число НРП в полу секции ДП 1. Для размещения НРП необходимо определить номинальную длину участка регенерации lном. Число НРП между...
39430. Цифровые системы передачи (ЦСП) 322.5 KB
Целью данного курсового проекта является формирование у студентов твердых теоретических знаний в области современных систем телекоммуникаций а также приобретение ими практических навыков и умений по технической эксплуатации и техническому обслуживанию цифровых систем передачи работающих на сети связи Республики Беларусь. Задачи курсового проектирования: изучение основ теории цифровых систем передачи и принципов построения образованных на их базе каналов передачи для видов первичных электрических сигналов телефонных телеграфных звукового...
39432. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ. Расчет напряжения дистанционного питания 106.5 KB
Расчет вероятности ошибки. Расчет затухания участков регенерации Для проверки правильности предварительного размещения НРП необходимо определить вероятность ошибки которая зависит от величины защищенности.3 Расчет вероятности ошибки. Расчет допустимой вероятности ошибки Переходные помехи и собственные шумы корректирующих усилителей приводят к появлению ошибок в цифровом сигнале которые вызывают искажение передаваемой информации.

Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности современный научно-практический арсенал эргономики. Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании строительных объектов и техники оказывается недостаточным.

Определенной вехой на пути решения проблемы: "эргономика – это наука или технология", явился созванный в 1976 г. по инициативе НАТО Международный симпозиум по разработке университетских учебных программ в области эргономики. Участники симпозиума договорились о рабочем определении, процитированном в учебнике В. М. Мунипова и В. П. Зинченко : "Эргономика может быть определена как изучение многообразных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его работой, оборудованием и окружающей средой – с другой, и как применение полученных знаний к решению проблем, возникающих из этого отношения. Это двуединое определение включает и науку, и технологию. Изучение человека в его отношениях с производственной и жизненной средой – наука. Практическое применение этих научных знаний – технология. Философия и цель эргономики – изучение и понимание человека в работе и на отдыхе, для того чтобы улучшить в целом положение человека. Как следствие, это может зачастую иметь результатом также улучшение методов работы, ее результатов и повышение производительности. Практическая цель эргономики, следовательно, – эффективность и безопасность систем “человек – машина” и “человек – окружающая среда” и одновременно безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью в этих системах".

В документе ГОСТ Р ИСО 6385–2007 "Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем" дается следующее определение эргономики: "эргономика (изучение влияния человеческого фактора: ergonomies study of human factors ) – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с производственной средой; сфера деятельности, вид трудовой деятельности, использующий теорию оптимизации, ее принципы, данные и методы для проектирования с целью обеспечения удобства и безопасности труда человека и повышения производительности производственной системы".

Термин "производственная система" в цитируемом стандарте используется для обозначения большого ряда производственных условий и структур, которые рассматриваются с целью их улучшения, проектирования или изменения. Производственная система включает в себя людей и оборудование в заданном рабочем пространстве и производственных условиях, взаимодействующих при функционировании данной системы на основе соответствующей организации рабочего процесса. При проектировании производственных систем человек должен рассматриваться как главный составной элемент и неотъемлемая часть разрабатываемой системы, включающей еще производственный процесс и рабочую среду. Производственный процесс – это организованное упорядоченное взаимодействие работников во времени и в пространстве, производственного оборудования, материалов, энергии и информации внутри производственной системы. Рабочая среда – физические, химические, биохимические, организационные, социальные и культурные факторы, оказывающие воздействие на работника. Производственная система должна быть спроектирована и должна поддерживаться таким образом, чтобы физические, химические, биологические и социальные условия не оказывали вредного воздействия на людей, а способствовали сохранению их здоровья, а также развитию их способностей и готовности выполнять стоящие перед ними задачи.

Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды. Именно такая направленность эргономики делает ее эффективной. Но до сегодняшнего времени комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в дополнительных эргономических исследованиях и разработках. Неслучайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности. Некоторые специалисты считают, что эргономика в отечественной строительной отрасли представляет собой практически неосвоенный потенциал повышения производительности труда.

В мире мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях – основные вредные и опасные факторы в строительстве.

Если перейти к архитектурному проектированию, то здесь придется столкнуться со следующими эргономическими проблемами:

  • 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
  • 2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
  • 3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
  • 4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
  • 5) группы людей и виды деятельности, требующие специальных принадлежностей и их размещения, а также аспекты охраны труда и безопасности;
  • 6) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
  • 7) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
  • 8) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

Эргономические требования при проектировании жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы существенно отличаются. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности. При проектировании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса.

Эргономические методы и методики, которые могут применяться для разработки концепции, включают моделирование и методики анализа рабочих заданий, масштабированные модели и модели в натуральную величину, групповые обсуждения.