Епископ Серафим (Звездинский) и схимница из Химок. О Владыке Августине

Накануне Дня памяти новомучеников и исповедников Российских, члены Покровского братства посетили место святительского служения священномученика Серафима (Звездинского) - подмосковный город Дмитров.

Владыка Серафим был хиротонисан в епископы в 1920 году патриархом Тихоном (Белавиным). И с самого начала своего архиерейского служения он говорил о том, что путь епископства в современной ему России сулит не власть и почести, но Голгофу. Собственно, Дмитров был только началом послереволюционного крестного пути владыки Серафима и единственным относительно мирным периодом - до ареста в декабре 1922-го. Дальнейший путь: арест, ссылка, новый арест, новая ссылка, последний арест и смертный приговор - увел его из Подмосковья сначала через пол-России на север, потом через пол-России на восток, пока не оборвался в августе 1937 года в г. Омске, в расстрельном месте, которое точно до сих пор так и не установлено.

Наше мини-паломничество началось с музея сщмч. Серафима в Подлипичье - предместье Дмитрова, который был открыт совсем недавно. Это бывший дом причта, приписанный к храму Казанской иконы Божьей Матери, где владыка жил в годы своего епископства. Собственно, сам музей состоит из комнаты и домовой церкви, в которой владыка совершал литургию. Сейчас в ней появился заново воссозданный иконостас современной работы. К сожалению, за прошедшие девяносто лет практически ничего не уцелело. Также по-прежнему пока немного известно о том, что нас интересовало больше всего - о созданном владыкой Братстве Животворящего Креста. До нас дошел Устав братства, в центре которого стоит Крест Христов, Евангелие и литургия. Тем не менее, исследования, связанные с установлением точного списка имен братчиков и уточнением судьбы членов Братства, - ещё предстоят.

Документы и фотографии, находящиеся в Музее, в основном иллюстрировали уже известные нам факты из биографии владыки Серафима. Правда, запомнилась одна история, новая для нас - прошение некоего псаломщика Василия Соколова рукоположить его во дьяконы. Владыка это прошение не удовлетворил и рукоположение не благословил, поскольку кандидат показал на собеседовании полное невежество и в Писании, и в Священной истории, и в литургике - словом, экзамен завалил с треском. Тогда кандидат, желая разжалобить владыку, прислал письмо - объяснительную - мол, все знал хорошо, но со страху забыл. Владыка не благословил его повторно, написав резолюцию - «убоявшийся страха» недостоин служить Господу. Впрочем, смекалистый кандидат пригодился для служения в другом месте - жизнь свою незадачливый псаломщик закончил сотрудником органов.


Тронули до глубины души последние экспонаты музея. Карта ссыльных скитаний владыки Серафима. Копия приговора «Тройки» и шелковый мешочек с горстью земли, собранной на расстрельном полигоне под Омском вместо земли с могилы, поскольку так и не удалось установить место захоронения владыки. В приговоре Тройки записано в качестве обвинения следующее: «не прекращал контрреволюционной деятельности, слыл среди верующих за святого» и резолюция - «расстрелять».

В музее нам рассказали о духовных дочерях сщмч. Серафима - Анне Патрикеевой (впоследствии схимонахине Иоанне) и Клавдии Ляшкевич, - келейницах владыки, добровольно сопровождавших его в ссылках.

Из музея мы поехали на встречу с Антониной Дмитриевной - 83-летней жительницей города, которая в молодости хорошо знала сестру Иоанну. Антонина Дмитриевна оказалась, несмотря на свои преклонные годы, очень энергичной. Она встретила нашу группу в красивом Введенском храме XVIII века, который не закрывался в советское время, и рассказала о нем и о его самых известных иконах. Возле иконы , которую в войну задел осколок, сказала, как о живом человеке - «Серафим тоже раненый». Потом Антонина Дмитриевна показала нам витрину, где лежал образ сщмч. Серафима (Звездинского), четки, пасхальные свечи и Библия, принадлежавшие владыке, а также потертая бедная епитрахиль - самодельная. В ней владыка служил в тюрьме и изгнании. Про образ владыки сказала, что иконописец сперва написал его непохожим - глаза слишком сердитые, с большими темными мешками вокруг. А когда художник стал ссылаться на каноны, она сказала ему: «А если бы вашей почившей матушке такие глаза кто-нибудь нарисовал?» И образ переписали.


Владыку Серафима Антонина Дмитриевна не знала - из Дмитрова он уехал за 10 лет до ее рождения - но говорила о нем как о живом и близком человеке. Зато она живо рассказала нам о келейнице владыки - сестре Иоанне (Патрикеевой), которая происходила из богатой и образованной купеческой семьи. Именно она сохранила многое из написанного владыкой Серафимом - проповеди, акафисты, молитвы.

Сначала Антонина Дмитриевна пыталась вместо своих воспоминаний зачитывать нам отрывки из книги «Оставляю вам Анну» - письма, стихи и автобиографические заметки Анны Патрикеевой. А в ответ на наши вопросы, какой же была сестра Иоанна - только повторяла - она была ТАКОЙ человек... (и широко разводила руками). Но потом стало выстраиваться повествование, всплывали живые детали. Рассказ о том, как старец в монастыре предсказал подростку Ане Патрикеевой ее путь, спросив девочку, откуда она. И, услышав в ответ - из Химок - повторил несколько раз: «С Химок? Схимница, значит…» Или рассказ о том, как постом кто-то принес сестре Иоанне карамельки, а она неожиданно попросила приносить ей лучше шоколадные конфеты, поскольку всегда отдавала их детям, часто забегавшим к ней в гости. Был и рассказ о последних днях сестры Иоанны - как та распорядилась отправить своей сестре телеграмму: «Больше мне не пиши. Я умерла». А когда мы пытались спрашивать, чему учила молодых девушек сестра Иоанна, Антонина Дмитриевна ответила, что она вообще не учила в общепринятом смысле слова, не наставляла, не давала советов. Только вот почему-то после общения с ней необходимые решения приходили сами. Через нехитрый рассказ Анны Дмитриевны воссоздавался постепенно образ христианки, исполненной жизни духа, жертвенной, мужественной, любящей, что и позволяло говорить о ней как о совершенно особенном «ТАКОМ» человеке!

Всплыла в разговоре и тема братства Животворящего Креста. Антонина Дмитриевна рассказала, что была знакома с одной из сестер, которая оставила ей крестик, отлитый из стекла - такие носили все члены братства.

Потом Антонина Дмитриевна настоятельно предложила нам всем вместе прочесть замечательную проповедь владыки о литургии с призывом к святому причащению. Также она показала нам книгу, в которой были напечатаны не только воспоминания и письма, но и стихи сестры Иоанны. Стихи были посвящены еп. Серафиму, его аресту, очередям с передачами около тюрьмы и др. Скорее это была зарифмованная проза: выдержанный ритм, правильные рифмы. Такие стихи пишут не для печати, их удел - дневники и чтение в узком кругу. Но Антонина Дмитриевна начала петь эти стихи на бесхитростный мотив, и они вдруг обрели красоту и глубину хорошей народной песни.

Так, встреча с документами в музее, с живым свидетельством Антонины Дмитриевны, обогатили наше знание и сердца новыми красками. Напоследок, перед отъездом в Москву, мы зашли в древний Дмитровский кремль, который, конечно, и сам по себе стоит того, чтобы его посетить. Но мы пришли туда, чтобы посмотреть и помолиться у памятника сщмч. Серафима. Памятник порадовал - без пафоса и парадной торжественности - просто невысокий, немолодой уже человек с мудрым и кротким лицом.


Подумалось напоследок - как хорошо, что в Дмитрове хранят память о владыке, создали музей, поставили памятник. Только вот не оказаться бы теми фарисеями, которых обличал Господь - теми, кто строит гробницы пророкам, не покаявшись за своих отцов, этих пророков убивавших. Возле этого прекрасного памятника вдруг почувствовалось, как важно не сводить память к атрибутике, не заменять внутреннее движение сердца и опыт свободы и любви, который явили новомученики и исповедники, внешним почитанием святыни.

Игумения Иннокентия (Попова)

Так говорили о схиигумении Фамари (Марджановой) в Серафимо-Знаменском скиту после первой праздничной Литургии и соборного благодарственного молебна, состоявшихся 8 февраля, в честь новопрославленной преподобноисповедницы Фамари, святой земли Грузинской и земли Русской. Она, основательница этой обители в лесном уголке Подмосковья, объединила вокруг себя людей, которые всей душой стремились к молитве, были едины во Христе. Как и почему это получалось у Матушки, родившейся в богатой знатной грузинской семье и в юности, несмотря на отчаянные протесты и резкое неприятие такого шага близкими людьми, избравшей монашеский путь? Путь крестный… Об этом и многом другом мы беседовали с настоятельницей Серафимо-Знаменского женского скита Домодедовского благочиния игуменией Иннокентией (Поповой).

Сосредоточение благодатной силы

Матушка, о канонизации Грузинской Православной Церковью схиигумении Фамари (Марджановой) в лике преподобноисповедников Вы узнали от настоятельницы Бодбийского женского монастыря святой равноапостольной Нины игумении Феодоры (Махвиладзе). Сразу же после того памятного заседания Священного Синода 22 декабря 2016 года она позвонила Вам из Грузии и сообщила. А как Вы узнали о прославлении основательницы и первой настоятельницы Серафимо-Знаменского скита Русской Православной Церковью?

И при всей строгости монастырского устава атмосфера здесь была светлая, мирная. То есть высокая требовательность Матушки, произрастающая из ее неизбывной любви к спасающимся, принесла замечательные плоды.



Священномученик Арсений (Жадановский) так пишет об этих плодах: «В маленьком храме Серафимо-Знаменского скита… происходило большое сосредоточение благодатной силы. Тут Сам Господь приосенял собранных, тут Царица Небесная умиляла сердца молящихся…» Позже, в годы гонений и репрессий, в годы безумных попыток вытравить Бога из людских душ, память сестер-скитянок об их жизни в уникальной даже на то время обители, где во главу угла ставилось внутреннее делание, помогла им достойно выдержать испытания – аресты, тюрьмы, ссылки, страдания. В полной мере они оценили тот багаж, который дала им Матушка с главным в нем сокровищем – духовной крепостью. У одной современной поэтессы, Любови Киселевой, есть строки, которые полностью можно отнести ко всё ярче сияющему для нас образу:

Нас тянет к тем, кто душу обнимает,

Целует сердце, мысли понимает.

Нас тянет к ним, которые в ненастье

Протянут руку, теплую как счастье.

Свою теплую руку матушка Фамарь протягивала сестрам и прихожанам, когда была здесь, в скиту. И когда находилась в ссылке, где заболела туберкулезом горла, но болезнь не изменила расположение ее отзывчивого любящего сердца.

Они несли в себе образ истинного монашества

Руку помощи матушка-настоятельница протянула последнему наместнику Чудова монастыря в Кремле епископу Арсению (Жадановскому) и его духовному собрату – архимандриту Серафиму (Звездинскому), впоследствии – епископу Дмитровскому. В документальных источниках написано, что после закрытия Чудова монастыря они поселились в Серафимо-Знаменском скиту по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Матушка, Вы задумывались над тем, почему Патриарх Тихон направил гонимых служителей Церкви сюда, в женский скит?

Святейшему Патриарху было известно о высоте духовной жизни матушки Фамари. Ее огромная любовь к преподобному Серафиму Саровскому, встречи со Всероссийским пастырем отцом Иоанном Кронштадтским, более чем за 20 лет предсказавшим ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях, – все это способствовало формированию внутреннего мира Матушки. Люди, которые живут искренней духовной жизнью, притягивают к себе как магнит. Матушка, судя по всему, уже тогда была центром духовного притяжения. Зная будущих священномучеников Арсения (Жадановского) и Серафима (Звездинского) как глубоких молитвенников, Патриарх Тихон понимал, что Серафимо-Знаменский скит – именно то место, где они найдут то, что дорого и созвучно их внутреннему устроению. Безбоязненно принявшая изгнанников матушка-настоятельница окружила их заботой, построив близ скита киновию с домовой церковью преподобного Арсения Великого – небесного покровителя владыки Арсения. В ней затворники ежедневно, в течение полутора лет, с осени 1918 по 1919 годы совершали Божественную литургию. Занимались они науками и церковным творчеством, к чему лежала душа. Вспомним, что, будучи наместником обители в Кремле, владыка Арсений сделал ее одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России (ключевую роль в этом сыграли издание «Духовных дневников», которые высоко ценились верующими за их содержательность; издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы под названием «Лепта обители Святителя Алексия»; выпуск журнала «Голос Церкви»). Если брать в целом его духовно-литературное наследие, оно весьма значимо. Центральное место в нем занимает «Духовный дневник», актуальный и для современного читателя, ищущего ответы на вопросы своей внешней и внутренней жизни, а также рукопись «Воспоминаний о семи церковных деятелях», куда вошли биографии лично известных ему людей, среди которых отец Иоанн Кронштадтский, протоиерей Алексий Мечев и другие. Для нас же в этом контексте важно, что такой подвижник был старцем матушки Фамари и многих скитянок. Его сотаинник архимандрит Серафим (Звездинский) тоже почитал владыку Арсения как старца. А приютившую их обоих матушку Фамарь он ласково называл «мамусей», «родной». Спустя годы, в своем письме из заточения, уже епископ Дмитровский Серафим рассказывал «мамусе» о дивном сне на Лубянке, в котором ему явился Господь. В этом письме, написанном красивым бисерным почерком и хранящемся у нас, он называл схиигумению Фамарь «маленькой в мирском и большой в духовном». Владыка-мученик ценил ее прежде всего за то, что молитвенный строй она ставила выше всего остального, и это рождало в скиту дух тишины и созерцания. Он вспоминал ее маленькие аналойчики, перед которыми невольно склоняются колени. И сама она была такая маленькая, крохотная!

При этом носила металлические вериги, которые весят около двух килограммов! Когда заходишь в мемориальную комнату памяти преподобноисповедницы Фамари, взгляд сразу падает на них.

Да – вериги – крест праведника.


В этой мемориальной комнате-музее с непередаваемой атмосферой много святых реликвий, о которых хочется знать все досконально. Но скажите, матушка Иннокентия, что Вам и сестрам здесь особенно дорого?

Да все! Кусочек шали, в которую она куталась в морозы в далекой ссылке (в 200 верстах от Иркутска) и белый апостольник с капельками ее крови (у Матушки всегда были слабые легкие, а в Сибири туберкулез уже открылся, и в письмах к своим ближним она не раз писала, что хотела бы «вернуться к своим бережкам»). Дорог нам небольшой деревянный сундучок, с которым священномученик Серафим (Звездинский) был в ссылках. Сохранились матушкино кресло из карельской березы, небольшой ее комод и диванчик. И, конечно, с благоговением берем мы в руки книги с пометками матушки Фамари, которые она читала, придя совсем юной в монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби. Настоятельница Бодбийского монастыря в Грузии игумения Ювеналия (Ловенецкая), впоследствии – настоятельница Богородице-Рождественского женского монастыря в Москве – приняла юную Тамару Александровну, рано осиротевшую, как мать, и подарила ей книги святителя Игнатия (Брянчанинова) с дарственной надписью. Она пожелала стремившейся к богообщению девушке полюбить этого автора так же, как полюбила его сама. Есть у нас и книги владыки Серафима (Звездинского), принадлежавшие еще его отцу, протоиерею Иоанну Звездинскому, являвшемуся благочинным всех московских единоверческих храмов, но одновременно – автором тропаря и службы преподобному Серафиму Саровскому. Это связано с исцелением его сына по молитвам к батюшке Серафиму…

Если «потянуть за ниточку», такие судьбы открываются!

Вот еще отблеск одной судьбы. В нашей мемориальной комнате висит на стене прекрасно выполненная копия портрета кисти Павла Корина «Схиигумения Фамарь». Известно, что художник – один из лучших живописцев XX века – хотел написать эпохальное полотно историко-философского плана «Реквием. Русь уходящая» и создал около 30 крупномасштабных этюдов. К задуманной им картине он так и не приступил – стоявший в его мастерской огромный холст так и остался нетронутым. И все же написанные им портреты, где в большинстве своем изображены духовные лица – иерархи, игумены, священники, монахи и монахини, схимники и схимницы, донесли до нас дыхание той эпохи, когда Церковь земная была гонима, распинаема на Кресте, но Церковь Небесная не дала ее уничтожить. Как писал святитель Феофан Затворник о Церкви Небесной: «Одна она совмещает самых сильных и действенных ходатаев и помощников. На небе Сам Господь ходатайствует о нас, сидя одесную Бога Отца, собор Ангелов и святых молится за нас, особенно же осеняет каждого из нас покров Пресвятой Владычицы Богородицы, Ангел­­-хранитель и соименный святой». К портрету схиигумении Фамари Павел Корин приступил после ее возвращения из ссылки. Многие отмечают, что несмотря на физическую немощь и страдания, наложившие печать на облик Матушки, художник-мыслитель увидел сокровенную красоту духа подвижницы.

«В лаптях. Но со своим народом»



8 февраля, в день первой в скиту Божественной литургии, совершенной в честь новопрославленной преподобноисповедницы Фамари было немало запоминающихся моментов. Один из них – дарение резного деревянного креста, принадлежавшего священномученику Серафиму (Звездинскому). Сын и дочь приснопамятного протоиерея Бориса Гузнякова (его представители старшего поколения верующих москвичей помнят по служению в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке) передали эту святую реликвию в вашу обитель. Им она досталась от отца, который, служа когда-то в подмосковном Дмитрове, стал духовником схимонахини Иоанны (Патрикееевой) – келейницы священномученика Серафима (Звездинского) – и оставался им до последнего ее вздоха.

С подмосковным Дмитровым мы связаны духовными узами и по мере своих сил и возможностей стараемся, чтобы люди, бывая у нас, приняли в сердце не только светлый образ основательницы нашей обители, но и побольше узнали о тех, кто вместе с ней составлял в ту эпоху единую духовную семью. Одна из них – будущая старица, схимонахиня Иоанна ­(Патрикеева), бывшая послушницей матушки Фамари в последний год существования скита. С юных лет она была духовным чадом архимандрита Серафима (Звездинского). И сюда в скит к нему приезжала. Она хотела здесь подвизаться, но наступали грозные времена, сестрам-скитянкам не раз говорили: «Чтобы вас тут в 24 часа не было!», и матушка Фамарь, посоветовавшись с владыкой Арсением, направила юную Анну на двухгодичные фельдшерские курсы. А уж после их окончания ее все-таки приняли в число послушниц. С началом гонений на Церковь возведенный в сан епископа владыка Серафим был вынужден юридически оформить удочерение Анны Патрикеевой, так как в ссылках «врагов народа» могли сопровождать только родственники. И после его ареста только одна Анна, на правах родственницы, смогла передавать ему в тюрьму письма и передачи. Матушка Фамарь и епископ Арсений благословили Анну опекать владыку Серафима. Она, как сказано в фильме «Иоанна – милость Божия», созданном в 2011 году Дмитровской студией документального кино, приняла главное послушание всей своей жизни: быть его келейницей, экономкой и диакониссой.

И началось их «странствие», полное лишений и растянувшееся на 15 лет: Усть-Сысольск, Визинга, Нижний Новгород, Алма-Ата, Гурьев, Уральск, Ишим, Омск. Мне бывает грустно от того, что люди так мало знают о подвижниках, которые прославили их родной край. Взять хотя бы Дмитров: бесспорно, город несет высокую духовную культуру, в нем есть замечательный мемориальный музей священномученика Серафима (Звездинского), сотрудники которого ведут большую духовно-просветительскую работу, и все же… Настоятельница Александро-Невского женского монастыря в селе Маклаково Талдомского района игумения Тамара (Гончаренко), подвизавшаяся до этого 11 лет в Серафимо-Знаменском скиту, рассказывала, что приезжают туда в монастырь дмитровцы, она проводит для них экскурсию, затем рассаживает их, включает фильм про схимонахиню Иоанну, и те поражаются. Восклицают: «Надо же, у нас такая старица жила!» По телеканалу «Спас» показывали эту картину, на одном из кинофестивалей в Белоруссии она была награждена призом «За создание жертвенного образа монахини», а многие, к сожалению, о ней и не слышали. Еще есть книга «Молю о тех, кого Ты дал мне…», прочитав которую невозможно не почувствовать высокую степень духовной мудрости удивительно смиренного человека, каким была схимонахиня Иоанна. Это книга ее воспоминаний о священномученике Серафиме (Звездинском), выпущенная издательством «Даниловский благовестник» в конце прошлого века.

Есть множество примеров, когда истоки жертвенного служения Богу и людям, явившего миру подвижника, следует искать в семейном воспитании, атмосфере семьи. Какой была семья схимонахини Иоанны?

Анна, Анюта, Анечка Патрикеева родилась в богатой купеческой семье, имевшей солидное состояние и значительную недвижимость в обеих столицах, высокое положение в обществе. Сохранились воспоминания тех лет, что Патрикеевы были людьми благочестивыми, глубоко верующими. Особенно религиозностью отличалась мать. Многое также дала детям в постижении православной веры их нянечка. Члены семьи регулярно посещали богослужения и больше всего любили бывать в кремлевском Чудовом монастыре. В 1911 году Сергею Павловичу было пожаловано дворянство. В 1914 году его кандидатуру выдвинули на пост городского главы. Можно только представить, с каким жаром души этот деятельный человек, искренний патриот, работал бы на Отечество! Однако внезапно, в расцвете сил, при странных обстоятельствах он скончался. Перед смертью, предчувствуя трагические события войны и революции, Сергей Павлович успел собрать своих пятерых детей и напутствовал их словами: «Наступят дни страшных испытаний для Отечества. Но я говорю вам, если и потеряете материальные блага, все равно оставайтесь в России. В лаптях, но со своим народом». Этому факту, писал впоследствии протоиерей Борис Гузняков, старица всю свою жизнь придавала большое значение. Она любила говорить: «Вот я лишилась всего, была буквально изгнана из Москвы, но за то, что я исполнила завет отца своего, я имею все, что мне нужно для жизни». В мемориальной комнате памяти преподобноисповедницы Фамари хранится и такая реликвия как облачение схимонахини Иоанны (Патрикеевой). Пострижение ее в мантию, затем в схиму совершилось в Ильинской церкви Сергиева Посада на второй год войны ­– Великой Отечественной…


В XIX веке Серафимо-Знаменский скит просуществовал 12 лет – с 1912 по 1924 годы. В наше время возрождение монашеской жизни в скиту было положено 27 января 2000 года, в день памяти святой равноапостольной Нины, в честь которой освящен нижний придел храма Серафимо-Знаменского скита. Восемнадцатый год возрождается и благоукрашается, духовно мужает обитель, а Милосердный Господь, видя труды матушки-игумении Иннокентии с сестрами, посылает им утешения.

Беседовала Нина Ставицкая

- 175 -

Патрикеевы

Воспоминания схимонахини Анны

Семья Патрикеевых была очень богата. В Москве у них было три дома, в Химках дворец. На Театральной площади против Большого театра ресторан - этот дом снесен. В Ольгин день, на именины средней дочери, в Химках устраивали фейерверки, приглашали оркестры.

Семья была глубоко верующая, в особенности мать. Любимое их место, которое они часто посещали, был Чудов монастырь в Кремле. В их доме бывали старец Варнава, батюшка Иоанн Кронштадтский. Они знакомы были с Владыками Арсением Жадановским и Серафимом Звездинским.

Младшую дочь, Анну Сергеевну Патрикееву (схимонахиню Иоанну), я не только знала совне, но даже, можно сказать, и близка была к ней. Я ее знала, когда мне был двадцать один год, а она была лишь немного


Вспоминает протоиерей Леонид Кузьминов: «Замечательна была ее любовь к храму, усердие к по­сещению богослужения, береж­ливое отношение к службе Божией, ревность о чистоте ее. Она скурпулезно знала службу, не оставалась безразличной к по­грешностям в богослужении, по­нимая важность каждого слова. Дважды указала мне на мои слу­чайные ошибки при произнесе­нии возгласов. От нее нельзя было услышать никакого ропота, недовольства; всегда приветли­вое лицо, несмотря на тяжкие физические страдания.

С трудом передвигаясь на тяже­лых, неприспособленных косты­лях (в то время других и не было), Ольга Сергеевна была усердной прихожанкой храма в Серпухове, где я служил, когда впервые узнал ее. Когда меня перевели в Новодевичий монас­тырь, Ольга Сергеевна каждую праздничную и воскресную службу приезжала ко мне на Ли­тургию из Серпухова - какой же это был для нее подвиг, кото­рый я тогда недостаточно ценил…»

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.