Легендарный монастырь в печорах псковской области. Свято-успенский псково-печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в Печорах – один из крупнейших в России, расположен в овраге у ручья Каменец. Ему более пятисот лет, в течение которых обитель ни разу не закрывалась.

Из истории Печерского монастыря Псковской области

Когда-то в пещерах по берегам ручья Каменец жили монахи-отшельники, которые бежали на север от нашествия татаро-монголов. Упоминание об этих местах относится к 1392г. и называют Богом зданными пещерами. В 1473г. была освещена монастырская пещера-храм. В 1558г. вокруг монастыря были построены крепостные стены с 10 башнями (сохранилось 9).

Легенда монастыря

Приезжал в Псково-Печерский монастырь помолиться Иван Грозный. Игумен Корнилий, возглавляющий мужской монастырь в то время, решил воспользоваться моментом и попросил разрешения у государя на возведение крепостной стены в Печорах вокруг монастырских построек. Со всей щедрой царской душенькой, Иван Грозный дал добро, только крепость должна была быть не больше шкуры быка. Корнилий смекнул, разрезал бычью шкуру на полоски, растянул их по периметру монастыря и по ним построил крепостные стены ( 🙂). Спустя семь лет государь-батюшка вновь посетил Печоры. Увидев большую крепость, Иван Грозный так разгневался, что отрубил мечом голову Корнилию, который гостеприимно встречал царя у ворот с хлебом и солью. И покатилась голова игумена по склону вниз. Тут же содрогнулся государь, осознал, что сделал, поймал тело Корнилия и понес к Успенской церкви Псково-Печерского мужского монастыря. Этот спуск теперь называют Кровавый путь, или Корнилиевская дорожка.

Комплекс Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря


Схема с оф.сайта монастыря www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь включает:

  1. Успенский пещерный храм
  2. Звонница
  3. Сретенский храм
  4. Покровский храм
  5. Михайловский собор
  6. Братский корпус
  7. Богом зданные пещеры
  8. Лазаревский храм
  9. Никольский храм
  10. Святые врата
  11. Благовещенский храм
  12. Святая гора
  13. Крепостные стены с девятью башнями: Петровская, Никольская, Башня «Нижних решеток», Благовещенская, Изборская, Тарарыгина, Башня «Верхних решеток», Тайловская, Тюремная. Когда-то была еще Брусовая.

Также имеются Живоносный и Святой источники. В пещерах размещен монастырский некрополь.

Наша фото прогулка по комплексу Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Вход в монастырский комплекс Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря осуществляется через Святые врата под Петровской башней. Справа – тюремная башня, слева — Никольская:


Сразу же видим Никольский храм, примыкающий к одноименной башне:


Именно здесь, под сводом Никольского храма, произошло убийство игумена Корнилия Иваном Грозным:


А вот и Кровавый путь (Корнилиева дорожка):


Братский корпус Псково-Печерского монастыря:


Живоносный источник:


Лестница к Михайловскому собору:


Михайловский храм Псково-Печерского монастыря с Успенской площади:


Святой источник и Успенский пещерный храм (был закрыт на генеральную уборку – мы туда не попали, как и в Богом зданные пещеры):


Сретенский и Благовещенский храмы Свято-Успенского монастыря:


Звонница:


А теперь рассмотрим крепостную стену и башни Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Петровская и тюремная башни:


Михайловский собор:

Тайловская (самая большая), Башня «Верхних решеток» (самая высокая – 25 м), Тарарыгина:


Изборская башня и верстовой столб:


Благовещенская башня:


Башня «Нижних решеток», за ней Святая гора:



Причудливые флюгеры:


В округе монастыря много попрошаек, так что будьте готовы – вас будут атаковать, например, вот эта алкодама (слева внизу) на фоне Варварьинской церкви перед входом в комплекс:


Рядом и памятник игумену Корнилию:


В Печорах еще есть лютеранская кирха Святого Петра:


Как добраться в Свято-Успенскийй Псково-Печерский монастырь

В мужской Печерский монастырь в городе Печоры можно добрать от г.Пскова: по трассе Е-77 (А-212) двигаться в направлении Эстонии 32 км, за Изборском по указателю повернуть на право и ехать еще 23 км до г.Печоры, где продолжать движение по главной улице до тех пор, пока не увидите золотые купола храмов.

Адрес: 181500 Псковская область, г. Печоры, ул. Международная д.5.

Координаты GPS: 57.80988, 27.61456.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на карте Псковской области:

Посещение Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря можно совместить с посещением Изборской крепости и .

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, на окраине райцентра Печоры, который был раньше посадом при монастыре.

До XIV века на месте будущей обители жили иноки-отшельники, точных свидетельств о том был ли это монастырь и сколько он насчитывал иноков, не сохранилось.

Пещера "Богом зданная" становится известной местным жителям с 1392 года. В 1470 году в пещере поселился иеромонах прп. Иона, бывший Псковский священник. Прп. Иона выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг этого храма и собралась будущая знаменитая обитель. Со временем пещеры из келий превратились в кладбища-мощехранилища.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, лифляндцев, шведов, поляков. В XVI веке монастырь был значительно разрушен ливонскими рыцарями. В 1516 обитель была возобновлена псковским дьяком Мисюром Мунехиным. Важное политическое значение обители привлекло внимание московского правительства, которое укрепило его стенами в 1558-1565 годах. Стены были перестроены и укреплены в 1701 году. Это помогло обители не раз отражать нападение врагов. Монастырь славился чудотворными иконами Богоматери, летописцы называют его "домом пречистой Богородицы".

В числе наиболее почитаемых местных святителей - игумен Корнилий, умерщвленный в 1570 по приказу Ивана Грозного. С 1949 года по 1954 наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

В 1920-1940 обитель находилась на территории, входившей в состав независимой Эстонии. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался, оставался одним из немногих монастырей, которые существовали и в советское время. В последней трети ХХ века обитель стала одним из главных центров возрождения православных традиций, в том числе традиции старчества, представленной на рубеже ХХ-ХХI веков архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).

К сожалению, мы были в Псково-Печерском монастыре очень короткое время, в составе паломнической группы, которая летела со страшной скоростью, нещадно подгоняемая экскурсоводом, так что фотографировать приходилось на бегу, не имея порой возможности даже остановиться. Если будет возможность посетить обитель снова, надеюсь, фотоальбом станет лучше.
Более подробно о Псково-Печерском монастыре можно прочитать на официальном сайте монастыря www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Адрес монастыря: 181500, Псковская обл., г. Печоры, Международная, 5.
Телефон: (811-48) 9-26-01, 9-21-45


Входя через Святые врата под Петровской башней мы видим церковь Николы Вратаря со звонницей (1565 г.). Церковь примыкает к Никольской башне.

Входим в часовню на первом этаже. Через неё пролегает путь в нижнюю, главную часть монастыря.

Деревянная лестница внутри часовни.

Вход в главную часть монастыря.

Дорожка в главную (нижнюю) часть монастыря.

Главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Во время звона часть звонарей стоит на земле перед звонницей, часть - в звоннице соседнего храма, куда тянутся верёвки от колоколов.

Фрагмент Покровского храма.

Звонница насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Успенский Пещерный храм - главный и древнейший соборный храм монастыря.

Храм стоит на месте первоначального успенского храма, ископанного в пещерах иноком Ионой. Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.

Вход в пещеры.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Ризница (красное здание) и храм Успения Пресвятой Богородицы. Перед ними - монастырский источник.

Монастырский источник.

Справа - стена ризницы, за деревьями купол Михайловского храма.

Мостик по правую руку от Успенского собора.

К востоку от Успенского храма стоит почти современная ему церковь во имя Благовещения Богоматери.

Дорожка к Никольской церкви.

Дорожка к Никольской церкви и фрагмент стены монастыря.

Ворота (какие-то).

Фонарь возле лестницы.

Фрагмент территории монастыря.

Лестница к Михайловскому собору.

Михайловский собор. Храм был построен в 1820 году, внутренняя отделка его длилась до 1827 года. Собор массивный, выполненный в классическом стиле. Это крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре находится на возвышенной его части. Купол его заметен на подъезде к монастырю.

Богомолка, смотрящая на Михайловский собор.

Стена монастыря.

Фрагмент стены и башня монастыря.

Фрагмент стены и башня монастыря.

Церковь Николая Чудотворца устроена над святыми воротами в 1565 году.

Сегодня в Никольском храме совершаются богослужения по четвергам, когда Церковь вспоминает Святителя Николая.

В 1986 году в обители освящен храм в честь святого преподобномученика Корнилия, расположенный в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. Башня эта была создана по благословению святого игумена Корнилия более 450 лет назад. В прежнее время здесь кончалась оградительная стена.

Святые врата под Петровской башней. Главный вход в обитель.

Фрагмент стен снаружи, Никольксая башня.

Церковь Сорока мучеников Севастийских и церковь св. Варвары на площади возле входа в монастырь.

Церковь Сорока мучеников Севастийских.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008

Псково-Печерский монастырь (официальный сайт) был основан в середине XV века на территории сегодняшнего города Печоры Псковской области. Является действующим российским мужским монастырем. Примечательным является и то, что обитель ни разу не была закрыта. Фото и описание лавры в данной статье.

Вконтакте

История от начала основания

Точной даты поселения на этом месте иноков нет – известен только год освящения первого храма, но ученые предполагают, что первые иноки могли обосноваться в пещерах задолго до этого года. Считается, что пещеры «открыли» местные жители в 1392 году: так было записано в летописи обители.

Важно знать : исследователи полагают, что летопись могла быть изменена в ХХ веке. Например, в указанный год умер Сергий Радонежский – выбрав это время, создатели могли подчеркнуть, что монастырь является преемником святости.

Первыми поселенцами пещер стали бежавшие с юга монахи, спасающиеся от крымских татар. В 70-х годах XV века сюда перебрался священник Иоанн с женой: он выкопал отдельную пещеру, в которой через 3 года освятили первый храм. На земли постепенно приходили новые монахи, и владелец отдал территорию новой обители.

Эпоха Ливонской и Северной войн

Монастырь расположился в 20 км от ливонской крепости Нейгаузен, что стало причиной частых набегов ливонцев. Это стало причиной укрепления монастыря: в начале XVI века он получил деревянные стены, а во второй половине столетия — каменные. Начался расцвет: были построены несколько сохранившихся до наших дней храмов.

Интересный факт : игумена Корнилия убил Иван Грозный, который, раскаявшись, пронес мертвого от монастырских ворот до храма Успения. Эта дорога от Никольского собора до Успенского называется «Кровавым путем».

Расцвет продолжался 1,5 столетия, вплоть до подписания мира со Швецией – ей отошла власть над территориями Ливонии. За этот срок крепость осаждали польский король Стефан Батория, шведские короли Густав II Адольф и Карл XII.

Судьба во время революции и Великой Отечественной войны

Обители крупно повезло еще раз в начале ХХ века: после революции она была отдана Эстонии, что спасло ее от разрушения советской властью.

Во время ВОВ обитель пострадала от артобстрелов – были разрушены Братский корпус и Трапезная.

Обратите внимание : по некоторым сведениям известно, что люди, которых искали захватчики, прятались под куполами соборов.

Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях. Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены.

Послевоенный период

В январе 1945 года Печорский район «вышел» из состава Эстонии, соединившись с Псковской областью. Монастырь не закрыли, и он продолжал работать наравне с Троице-Сергиевой лаврой: таким образом советская власть демонстрировала «свободу совести».

За оставшееся до 90-х годов время обитель сменила нескольких руководителей. Один из них, иеросхимонах Сампсон, был выгнан из-за конфликта с советской властью и после короткого заключения подстрижен в великую схиму.

Его преемник, игумен Алипий, руководил обителью при правлении Хрущева. Благодаря его стараниям церкви не были закрыты, а после, при помощи ФРГ, удалось вернуть практически все вывезенные нацистами сокровища.

Современное состояние

90-е начались для монастыря с неприятного события: архимандрит Роман вынужден был уйти с поста. Причиной стало обвинение СМИ в захоронении в святых пещерах, где ранее были только тела монахов и святых, Гавриленко Николая, руководившего Великолукской организованной преступной группировкой.

Возьмите на заметку : в 80-х годах ХХ века епископом Тихоном был создан документальный фильм об обители, в 2011 вышла книга его же авторства.

Сегодня Псково-Печерский монастырь – действующий монастырь, открытый для паломников и туристов.

Архитектура и ансамбль монастыря

Богом зданные пещеры Псково-Печерского монастыря

Это комплекс пещер, состоящий из ближних и дальних. Первые монахи поселились именно тут, в пещерах, на берегу реки Каменец. Считается, что они имеют природное происхождение. Там же хоронили монахов и святых.

Богом зданные пещеры представляют собой комплекс из:

  1. Ближних: имеют протяженность 150 метров и выполнены в форме «П». Здесь находятся мощи святых Марка, Ионы, Вассы и Лазаря;
  2. Дальних: их протяженность 200 метров. Там похоронены иноки и простые жители, которые помогли монастырю: дворяне, приближенные государя, паломники и другие. Всего тут расположено могил более 10 тысяч человек, среди которых есть родственники Кутузова, Плещеева, Пушкина.

Никольский храм

Второе название – церковь Николы Вратаря или Ратного. Она была построена во второй половине XVI века и освящена в честь Николая Чудотворца. Некоторые исследователи полагают, что первое время это была надвратная церковь, служившая проходом внутрь. В этом случае нынешнее здание было возведено позднее. Сегодня храм имеет общую кровлю с Никольской башней.

Имейте в виду: название «Вратарь» пошло от слова «врата».

Здание выполнено из белого камня, имеет один золоченый купол. Практически ничем не украшено, исключением являются иконы над входами и небольшая звонница.

Лазаревский храм

Второе название – церковь Воскрешения Лазаря или праведного Лазаря. Первое время при ней находилась больница, но в середине XIX века здание больницы отдали под дом настоятеля, когда здание прошлого дома сгорело. После строительства нового дома настоятеля в здании при храме находился свечной завод (его трубы все еще сохранились), а после – больница.

Интересный факт : сегодня в церкви Лазаря круглосуточно читается Неусыпаемый Псалтырь.

Здание выглядит скромно: это простой дом, окрашенный в персиковый цвет. Церковь можно признать только по иконе между окнами.

Святые врата

Это главные врата в обители, через них заходят посетители. Над вратами расположена Петровская башня.

Святые врата представляют собой желто-белую башню с квадратом в основании. Поверху ее опоясывает смотровая площадка, сама она увенчана небольшим золотым куполом. Над обоими проходами размещены иконы.

Святая гора

Сегодня тут раскинулся сад из плодовых деревьев, прогулки по которому рекомендованы для размышлений и успокоения души. Когда-то на горе возвышалась деревянная церквушка в честь Антония и Феодосия из Киево-Печерской лавры.

После на ее место «пришел» южный придел Успенского храма. Однако при реставрации обители во второй половине ХХ века часовня в их честь была возвращена на место, через некоторое время ее заменили на полноценный деревянный собор. Сегодня это храм в честь Псково-Печерских преподобных.

На Святую гору можно подняться по лестнице. С ее вершины открывается вид на весь монастырь и святые строения.

Благовещенский храм

Второе название – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположена неподалеку от Успенского храма, Сретенской церкви и братского корпуса. Была построена в середине XVI века и первое время была трапезной. При перестройке здания во второй половине XIX века в его подвале был найден крест и памятная надпись о получении благословения на самую первую церквушку.

Собор был построен на месте деревянной церкви Сорока мучеников. Само строение выполнено из красного кирпича, украшения белоснежные. Церковь имеет один купол (синий со звездами) и, несмотря на скромный вид, ярко выделяется на фоне остальных строений.

Успенская пещерная церковь и Покровский храм

Успенская церковь стала первым святым сооружением обители: она располагалась в выкопанной первым руководителем пещере. Имеет только переднюю стену, все остальное пространство уходит в пещеру. В середине XVIII века над церковью был построен Покровский храм – таким образом две церкви оказались совмещены в одно строение. Особенно примечательно здание своими барабанами: на каждом изображена икона.

Успенская церковь является самым древним собором обители. Тут размещены мощи преподобного Корнилия и несколько чудотворных икон: «Успение Богоматери», Богоматерь «Умиление» и икона святого Николая.

Михайловский собор

Освящен в первой половине XIX века в честь архангела Михаила после победы над Наполеоном, а конкретно, в честь освобождения от захватчика Пскова. Архитектором стал итальянец Руска.

Собор считается самым большим строением крепости. Храм выполнен в стиле классицизм из белого камня. Увенчал золоченым куполом, украшен колоннами и изображениями святых. Также снаружи закреплены таблички с фамилиями командиров, способствовавших освобождению Пскова.

Большая звонница

Представляет собой белоснежное прямоугольное здание рядом с Успенским храмом, на верхних ярусах которого протянулся ряд арок с колоколами внутри. Каменное строение было построено в начале XVI века на месте деревянного «предшественника».

Сегодня на нем размещен набор из 17 колоколов – они были отлиты в период XVI-XIX веках, однако на 8 колоколах дата не указана. Набор является одним из лучших во всей Псковской области. У колоколов нет имен — только у отдельных групп. Звонница является одной из крупнейших в России.

Ризница

Второе ее название – Большая казна или церковная сокровищница. Определить точную дату ее постройки практически невозможно: первое время она размещалась в Благовещенской трапезной церкви, затем было построено отдельное здание. Ученые датируют строительство XVI-XVIII столетиями, большинство склоняется к концу XVII века.

В конце XVII века какая-то ризница горела, но была ли это современная, неизвестно. Ризница расположена возле Сретенского храма. Сегодня в ней размещены склад, библиотека и склад священных предметов: крестов, окладов, облачение, утвари и подарков царской семьи.

Сретенская церковь

Была построена во второй половине XIX века на месте монастырской трапезной первой половины XVI века и примыкает с запада к ризнице. Построена в псевдорусском стиле, имеет 3 купола, в подвале расположились читальный зал и овощехранилище.

Важно знать: предполагается, что перестройка не затронула основные стены, то есть под украшениями сохранились древние стены.

В ней находится икона Богородицы «Троеручица» и «Взыскание погибших», в XXI веке там установили мощи преподобного Симеона.

Стены и башни

Оборонительную стену построили вокруг территории в середине XVI века, когда началась Ливонская война. Сегодня сохранилось 9 башен, практически все из них находятся на берегу оврага, но две, Верхних и Нижних решеток – на его дне.

Башня Верхних решеток воздвигнута на ручье – он протекает внутрь крепости. В ней располагались 6 боевых ярусов, площадка для дозора и караульная. Это самая высокая башня: ее размер – 25 метров.

  1. Преподобного Корнилия, убитого Иваном Грозным. Находится возле Ризницы;
  2. Иконы Богоматери Живоносный

Лето - время, когда многие из нас отправляются в паломничество. Как удобнее добраться до выбранного места, где можно остановиться, как спланировать бюджет? Ответы на эти практические вопросы - в серии публикаций, которые мы рассчитываем подготовить с вашей помощью.

Псково-Печерский монастырь был всегда любим паломниками, однако рассказ о самой обители, о которой - мы уверены - вы и так прекрасно осведомлены, сейчас не входит в наши планы. Мы дадим информацию о том, как удобнее доехать в Печоры, где пожить и как попасть в число трудников. Итак, начнем с дороги.

Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва-Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.

По четным дням ходит еще один поезд «Москва-Псков» - 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле - 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину - особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.

Такси до Печор обойдется в 1000 рублей - может быть, летом чуть подороже, но сколько бы ни запросили, попробуйте сбить до этой, стандартной цены. Стоимость автобусного билета - 120-150 рублей. Таким образом, если вы едете вчетвером, каждый переплатит за такси рублей по 100-150 - так что этот вариант стоит принять к рассмотрению.

Внимание - важная подробность : автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте - в противном случае потеряете намного больше времени.

Расписание автобусов компании «Нива», более комфортабельных, чем обычные пригородные, можно найти .

Расписание прочих изучайте .

Остается добавить, что автовокзал находится левее железнодорожного (если стоять к нему спиной), за сквером, в пяти минутах ходьбы.

Ну, а таксистов вы и так не пропустите - они встречают все поезда на привокзальной площади.

Осталось указать время пути до Печор: машина доедет минут за 40, автобус (не через Старый Изборск) будет идти около часа и привезет вас на центральную городскую площадь, от которой до монастыря - рукой подать.

Сюда же приходят и микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Тем, кому стало страшно при слове «микроавтобус» и в воображении нарисовалась городская «маршрутка», сообщаем: не бойтесь, это очень удобные машины, ничем не хуже обычных междугородних автобусов.

Прямые перевозки по маршруту Петербург-Печоры осуществляет компания «Viking», чьи автобусы отправляются ежедневно в 17:30 от гостиницы «Россия» (паркуются неподалеку от памятника Н.Г. Чернышевскому), что у станции метро «Парк Победы», и прибывают в Печоры в 22:15. Билет, стоимость которого составляет 550 рублей, нужно заказывать заранее по телефону: 8-911-690-00-60 .

Идут микроавтобусы из Петербурга и до Пскова - например, компании «Стрижи» , чьи машины отправляются пять раз в день и идут во Псков около 4,5 часов с одной остановкой в Луге. Однако учитывая необходимость подбора стыковки, этот вариант куда более хлопотный.

Напрямую до Печор идут и микроавтобусы компании «Ю-Питер» - правда, всего несколько дней в неделю. Их расписание, меняющееся в зависимости от сезона, уточняйте на сайте компании или по телефону 8-921-112-54-54 .

Можно доехать из Питера до Пскова и на поезде, но только теперь - с пересадкой.

«Прямые поезда-экспрессы “Плесковъ” Санкт-Петербург-Псков, - сообщается на странице монастыре сайта “ВКонтакте” , - отменены, вместо них назначены поезда СПб-Строганово и Строганово-Псков; Псков-Луга и Луга-Санкт-Петербург, расписание которых составлено таким образом, что на станции пересадки можно осуществить переход из состава в состав.
В направлении Пскова пересадка осуществляется на станции Строганово, до которой надо ехать на электричке Санкт-Петербург-Луга отправлением с вокзала в 07:10. Будьте внимательны: пересадку надо делать именно в Строганово, а не в Луге (поезд на Псков уходит из Луги раньше прибытия электрички из Петербурга).
В направлении Санкт-Петербурга пересадка осуществляется на станции Луга-1, где достаточно перейти из состава в состав, который через 15 минут отправится на Санкт-Петербург».

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя . День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно , восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы « » и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».