Массовое музыкальное искусство. Массовая музыкальная культура и академическое музыкознание

репортажа

Чаще всего предметами музыкальных репортажей становятся концерты популярных молодежных групп, бардовских и рок-фестивалей, конкурсы популярных песен и т.п. Такие мероприятия относятся к массовой музыкальной культуре.

Массовую музыкальную культуру принято рассматривать как оппозицию академическому искусству. Основная платформа для подобного противостояния «базируется на том, что академическая музыка направлена на посвященных, музыкально образованных, а массовая - предназначается для всех» Т.А.Курышева, «Музыкальная журналистика и музыкальная критика», «Владос-Пресс», М., 2007, стр. 280.. Это высказывание спорно, так как в музыкальной истории известно много случаев «миграции» произведений массовой культуры - в академическую, и наоборот. Что же такое массовая музыкальная культура?

А. Троицкий дает такое объяснение: «это музыка, которая имеет возможность быть массовой» А.Троицкий, «Я введу вас в мир Поп...», спецсеминар для студентов ФЖ МГУ, стр. 15.. До 1877 года, считает Троицкий, массовой культуры не могло быть, так как «Томас Эдисон изобрел инструмент под названием фонограф, то есть инструмент, который мог записывать звуки. До этого не было того, что делает популярную музыку популярной. А именно - средств тиражирования. Помимо пластинок была еще одна вещь, которая способствовала тому, что музыка могла сохраняться и тиражироваться массово: это радио. Радио появилось примерно в то же время, что и пластинки, чуть позже» А.Троицкий, «Я введу вас в мир Поп...», спецсеминар для студентов ФЖ МГУ, стр. 16.. В начале XIX века начинают выходить первые нотные сборники. Их выпуск был единственным видом деятельности музыкальных издателей в то время. Первая же музыкальная пресса начинает появляться после Второй мировой войны. В 1952 году увидело свет издание о поп-музыке «New Musical Express»: рецензии на диски, репортажи с концертов и т.д. С освещения в СМИ музыкального процесса, по мнению Троицкого, начинается музыкальная массовая культура.

К числу объективных причин принадлежности художественного явления к массовой культуре относятся: «коммуникативная функция, ее экстравертированная направленность» Г.В. Шостак. «Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры», НПУ им. Драгоманова, Киев, 1996, стр. 40., а также «критерий доступности: публика хочет узнавать, а не познавать, поэтому музыкальный журналист-критик может вырабатывать свои подходы в поисках специфических черт явления современной массовой музыкальной культуры» Т.А.Курышева, «Музыкальная журналистика и музыкальная критика», «Владос-Пресс», М., 2007, стр. 283..

Музыкальный репортаж как рецензия на массовое зрелищное музыкальное событие принадлежит больше развлекательному жанру. Здесь цель - не столько информировать читателя о музыкальном процессе, сколько создать иллюзию присутствия на концерте. Именно поэтому практически все музыкальные репортажи «подкрепляются» фотографиями.

Можно выделить несколько приемов музыкального репортажа с концерта:

Максимальное количество изобразительных средств языка, характеризующих именно зрелищную сторону события (свет, масштабность мероприятия)

Освещение порядка песен, композиции концерта

Освщение танцевально-ритмической основы (если на сцене, кроме солистов, есть группа балетной поддержки).

Жанровая панорама отечественной массовой музыки 60—90-х годов являет собой поразительный по своей пестроте, многоликости и внутренней противоречивости конгломерат, складывающийся из множества слагаемых, находящихся в непростых, а подчас и в полярно-антагонистических отношениях. Анализ ее содержательных, стилевых параметров, жанровая систематизация чрезвычайно сложны.
Первое, что представляется очевидным и уникальным для отечественной музыки, — динамизм обновления массовых жанров, затронувшего фактически все сферы их существования: характер и формы творческой деятельности, условия социального бытования, механизмы коммуникации, пути распространения, способы восприятия и потребления. Никогда ранее не наблюдались в массовой музыке и столь значительное расслоение, дифференциация, возникновение такого множества направлений, жанров и стилей, а иногда внутренняя поляризация в рамках одной жанровой разновидности. Особенно наглядно эта многосоставность, жанротворческая активность массовой музыки последних десятилетий ощущается в сравнении с предшествующими периодами ее развития.

На протяжении десятилетий, вплоть до 60-х годов, почти абсолютным монополистом в данной области была советская массовая песня, Все другие жанры массово-бытовой музыки находились под ее влиянием, более того, песня оказывала воздействие и на жанры академического музыкального искусства (оперу, симфонию), формируя определенные их разновидности. К советской песне было особое отношение. Она пользовалась вниманием и поддержкой властей, на нее возлагались важные социальные функции, она рассматривалась как идеологическое оружие, как мощное средство воспитания молодежи. Так оценивали роль песни и сами ее создатели — композиторы и поэты. «Песня — это и музыка, и политика, и идеология» (М. Фрадкин). «Сегодняшняя песня. давно уже перестала быть только стихами, положенными на музыку. Песня в наше время по своему звучанию и значению — это Дело Государственное» (Р. Рождественский). В песенном жанре работало много талантливых композиторов, подлинных мастеров этого рода творчества, снискавших огромную и вполне заслуженную популярность. Их авторские концерты, проходившие в Колонном зале Дома союзов, транслировались на всю территорию страны, их выступления в различных городах (особенно частые во время композиторских пленумов) становились заметными событиями культурной жизни.

Начиная с 60-х годов картина начала резко меняться, стали возникать новые, принципиально отличные от традиционной жанрово-стилевой модели советской песни разновидности массовой музыки, такие, как авторская (бардовская) песня , эстрадный шлягер , рок-музыка , музыка вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), современные песенно-танцевальные жанры, ориентированные на молодежные дискотеки. Эта новая массовая музыка получила вскоре поистине ураганное распространение, потеснив в правах советскую песню, отодвинув ее на периферию динамичных процессов, происходивших в массовом музыкальном творчестве. Тем самым был значительно снижен ее авторитет, а соответственно и авторитет ее создателей. «Конечно, печально, что сейчас жанр, который мы называем советской песней, не привлекает того внимания, которое всегда его сопровождало раньше. Но мы не можем сдаваться» (Э. Колмановский). «Сегодня трудно говорить о песне. Композиторы и поэты-песенники старшего поколения, в сущности, выбыли из игры. Молодые, способные авторы в эту сферу не пришли» (И. Шаферан).

Кризис, переживаемый советской песней, значительное сужение ее жизненного «пространства» воспринимались и творцами, и официальной музыкальной критикой остро, болезненно. «Перестройка» в этой сфере, мобильно и чутко отражая сдвиги в общественном сознании, началась раньше, чем в политике или экономике. По мере того, как ослабевали механизмы административного регулирования и сдерживания, массовое искусство входило в русло свободного, естественного развития, и на смену монополии одного жанра — знака некоей идейной монолитности всего советского народа—пришли множественность и жанровый плюрализм, отразившие многообразие (социальное, национальное, возрастное, психологическое и проч.) людей, населявших одну шестую часть света. Наступал едва ли не самый богатый и многокрасочный период в истории современной отечественной массовой музыки, когда идеологический контроль терял силу, а с середины 80-х годов вообще перестал действовать. Коммерческий же еще не сформировался: не сложилась развитая поп-индустрия, машина шоу-бизнеса не подчинила своим законам всю сферу массового музыкального искусства. Как показало время, экономическое давление оказалось не менее, а то и более жестким, чем идеологический ригоризм, подвергнув интересующую нас область почти тотальной унификации. Но эта новая ситуация возникла приблизительно к середине 90-х годов. Весь же период до указанного момента был отмечен разнонаправленностью и интенсивностью жанрово-стилевого обновления в сфере массовой музыки.

Важнейшим фактором такого обновления зачастую считают внедрение в отечественную массовую культуру западной поп- и рок-музыки. Действительно, 60-е годы были ознаменованы открытием шлюзов, по которым мощным потоком хлынула из-за рубежа новая, неслыханная по своей дерзости музыкальная информация, окруженная немалой сенсационностью. Особые виды массовой музыкальной продукции обладали совершенно необычным звучанием, связанным с новым инструментально-техническим оснащением. Все это вызывало огромный интерес, привлекало к себе внимание массовой, прежде всего молодежной аудитории. Однако было бы неверным объяснять исключительно «чужеродными» влияниями радикальные мутации в отечественном массовом искусстве. В нем назрела необходимость перемен, и западные образцы довольно быстро адаптировались на советской почве, став отражением социокультурных, духовных процессов общественной жизни. Не случайно новая массовая музыка стала предметом осмысления (ситуация, ранее незнакомая) социологов, психологов, философов, писателей, литературных критиков и в наименьшей степени музыковедов, которые, как правило, оценивали ее (прямо или в форме молчаливого игнорирования) критически-негативно.

Массовая музыкальная культура:
миф и реальность

В музыке XX века возникло понятие «массовая культура». Ученые разграничили культурное пространство, поставив, да что там, воздвигнув(!), перегородку между культурой для «избранных» и культурой для «быдла». Духовность - избранным, жвачка - быдлу.
Одни ученые бьются в падучей, вопрошая общество: «Ну почему?!…» Другие (которых становится все больше и больше) демонстрируют некую брезгливую отстраненность: «Ну что ж, раз им нравится …» Предоставим, мол, быдлу полоскаться в блаженном идиотизме, что нам до них… Вот это «мы и они» и лежит в корне зла того духовного кризиса, с которым человечество пришло к XXI веку. Потому, что в основе этой философии – глубочайшее презрение к людям. К отдельно взятому человеку. А высшее проявление этого презрения – этакая псевдотерпимость, вроде: «Ну что с них взять…»
Так и возникло в музыке два искусственных мирка.
I. Мир современной академической музыки.
Международная элитная тусовка - авангард, поставангард, постпоставангард и туда же далее, где высший критерий – «непонятость». Непонятно? Значит, это нечто. Думаю, что сейчас Чайковский и Моцарт были бы брезгливо отторгнуты, как доступные.
Там своя шкала ценностей. Есть некая имитация глубины, утонченности. В цене псевдоглубина и псевдоутонченность. Например, композитор записывает на пленку, как пыхтит чайник, все потом слушают это многозначительное пыхтение, и роняют: «Как глубоко…Космос…Флюиды…Вселенная…» Джон Фаулз в своем романе «Башня из черного дерева» пишет: «…он увидел страшную картину – он в тупике, ибо он родился в период, который грядущие поколения, говоря об истории искусства, назовут «пустыней»… У искусства всегда бывали взлеты и падения, и кто знает, не явится ли конец двадцатого века периодом его наибольшего упадка?… да, явится, если не будут приложены все усилия для того, чтобы развенчать наиболее восхваляемые ценности и мнимые победы…» В этой среде старательно пестуется и превозносится феномен голого короля, гениально предвиденный Андерсеном. Все восхищаются тем, чего нет. (Тысячу раз прав Фаулз, заметив: «… художник так старается устроиться поуютнее, что он невольно стремится замаскировать пустотелую реальность с помощью технического мастерства и хорошего вкуса. Геометрия. Безопасность, скрывающая отсутствие какого-либо содержания…») Скорее даже не восхищаются, а упиваются своей мнимой избранностью. Ну что ж, если больше нечем…
Они и подняли на щит фигуры скорее модные, чем выдающиеся - отечественные штокхаузены, булезы. А великий современник Борис Чайковский забыт. Его творчество не то что не изучается должным образом, в библиотеке Московской консерватории трудно найти даже ноты его сочинений. (Опять у Фаулза читаем: «…ныне художник творит для интеллектуалов и теоретиков – не для людей вообще и, что хуже всего, не для себя самого. Конечно, это приносит дивиденды в материальном отношении и в смысле популярности, но пренебрежение телом человека, его естественным, чувственным восприятием привело к порочному кругу, к водовороту, к уходу в небытие… Но искусство, лишенное корней, вращающееся по орбите в мертвом космосе, не имеет смысла. Оно напоминает пеструшек, одержимых губительной гонкой за Lebensraum (жизненным пространством – нем.) в арктических водах, в бездонной ночи, слепых ко всему, кроме их собственных иллюзий. Башня из черного дерева…»)
В международной элитной тусовке действует (даже в большей степени!) та же схема, что и в столь презираемом ими шоу-бизнесе – раскрученное имя важнее художественных достоинств. Юбилей города Москвы был отмечен сочинением Пендерецкого. Вместо того, чтобы исполнить одно из произведений великого соотечественника мастера хоровой музыки Свиридова, наше телевидение заказывает юбилейный опус бездарному, но «модному» Пендерецкому. Страна, где есть свои мастера высшего класса, заказывает сочинение к национальному празднику третьесортному иностранному мастеру и с пафосом обставляет исполнение его откровенно беспомощного произведения – какую-то чудовищную смесь плохого Бортнянского с плохим Шостаковичем. Но Пендерецкий в моде, «элита» его признала…
Вот вам и «элита». Высшая каста конца нынешнего столетия. И чего она стоит - такая элита?
II. Массовая культура. Эстрада. Шоу-бизнес.
Вышло так, что одна надуманность породила другую - некое ходульное представление о «массах» – так аккуратно стали называть «низы» духовного развития человечества, а если грубее – «быдло». До «их уровня» опускается шоу-бизнес. «Им же все на потребу…» – томно констатируют различные «веды» (искусствоведы, музыковеды, и пр.) По мнению «ведов» жанры могут именоваться «массовыми» и «элитарными» (изобретение XX века). Не произведения, сами жанры! Другими словами, на жанр вешается ярлык низкопробности.
Так теория начала отрицать практику.
На практике произведения искусства создаются в любом жанре. Но в теории есть свои «этикетки». Симфония – первый сорт, опера – что-то среднее между вторым и первым, оперетта и мюзикл – второй, песенка – третий. И эта абсурднейшая идея навязывается обществу. Художественная высота как бы «задана» жанровым обозначением. Квазивысшие и квазинизшие жанры делят культурное пространство пополам – от первого до полуторного сорта, от полуторного до третьего. Получается, что важно не как, а что. Все повернуто с ног на голову.
Не случайно ведь понятие «классика» автоматически «прилагается» к определенным жанрам. Вроде как вся музыка, написанная в симфоническом, оперном, контатно-ораториальном, квартетном жанре – это классика. Не какие-то конкретные произведения–шедевры, а жанры. Академические учебные заведения учат на «классиков». Закончишь композиторский факультет консерватории – будешь «классиком» Диплом «классика» получишь.
Оказывается, это стало профессией… Профессиональный классик.
Когда жанры не делили на высшие и низшие, а просто делили на разные, было ясно, что классика – это шедевры, а не обозначение каких-то жанров. Пятая симфония Бетховена – это классика, а плохая симфония Тютькина – это не классика. Песни Маккартни – это классика, а плохие песни какого-нибудь Смита – это не классика и т.д. и т.п.
До такого абсурда, когда само звучание симфонического оркестра воспринимается как «классика» человечество еще не доходило. За всю свою историю.
Еще одна квазиидея – есть популярные жанры (стили, направления). А раз популярные («массовые»), значит, это не искусство с большой буквы. Опера «Кармен» Бизе была, есть и будет суперпопулярна. Разве это умаляет ее художественные достоинства? И написано это произведение не в «популярном» (в нынешнем смысле слова) жанре. Разве есть ограничения в популярности и ограничения в художественности, «заданные» жанром?
Любой художник стремится покорить мир. Это здоровое проявление творческого инстинкта. И подлинная «непонятость» никогда не была предметом самолюбования, это каждый раз становилось личной трагедией.
Любой жанр может стать «массовым» (в том смысле, что на нем можно делать деньги). Сейчас на фрагментах опер, аранжированных в дискотечном стиле, зарабатывают деньги. При желании «на поток» можно поставить все, что угодно. Но это не значит, что этот поток будет плохим. А долго лелеямые «нетленки» - высокохудожественными.
Если вспомнить историю, плохих песен было написано куда меньше, чем плохих симфоний. А песня – самый древний жанр.
Теория массовых жанров на каждом шагу опрокидывается художественной практикой, так же, впрочем, как и теория элитарных. В музыке, литературе, кино… (Интересно, не изобретут ли в XXI веке закон о дискриминации «по жанровому признаку»?)
Культура не «массовая» и не «элитарная», она человеческая. Если эта предпосылка станет во главу угла - и теория жанров, наконец, избавится от искусственности. Художественная практика – живой организм, и надуманные установки (типа «если на этом делаются деньги, это - товар, а если не делаются, это - искусство») здесь обречены. Оценивать эстетические качества нужно вне зависимости от того, продается ли объект, и за сколько. Можно создать шедевр и сделать на нем состояние, можно создать шедевр и ничего на нем не заработать, можно создать убожество и сделать на нем состояние, можно создать убожество и ничего на нем не заработать. Здесь нет ни прямой зависимости, ни обратной.
Величайшая глупость – снобизм по отношению к жанру. Снобизм может быть только по отношению к качеству выполнения.
Создание некой жанровой кастовости сродни расовой кастовости фашизма. (Фаулз это предвидел как художник, дар особого предвидения – дар творцов, не теоретиков от искусства.) Получается, за что боролись, на то и напоролись. Вместо того, чтобы анализировать тот естественный отбор, который делает художественная практика, теория жанров пытается сделать искусственный отбор. Но художественная практика мудрее надуманных теоретических схем. Последнее слово останется за ней.

452.82kb.

  • , 197.92kb.
  • , 746.2kb.
  • , 1253.4kb.
  • , 972kb.
  • , 126.17kb.
  • , 347.74kb.
  • , 193.08kb.
  • Селиванова Людмила Васильевна Организация Туроператорской и турагентской деятельности: , 928.03kb.
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    История эстрадно-джазового искусства

    Учебно-методический комплекс

    Для студентов института музыки, театра и хореографии

    По направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

    Рецензия

    На учебно-методический комплекс по дисциплине

    «История эстрадно-джазового искусства»

    Для студентов кафедры вокального искусства,

    Направления «Музыкальное искусство»,

    Составитель: Ирина Борисовна Бархатова, доцент кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ

    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение». УМК составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования, с учетом современных методических разработок, необходимых для освоения программы бакалавриата по данному профилю.

    Основная идея учебно-методического комплекса – воспитание специалиста, обладающих, помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности.

    В разделе «Тематический план» кратко изложено содержание дисциплины по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учетом совершенствования знаний и умений студентов.

    Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях, опирается на изложение биографий выдающихся личностей каждой эпохи, слушание аудиопримеров и т. д.

    Учебно-методический комплекс, составленный И.Б.Бархатовой, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения.

    Учитывая все вышеизложенное, считаю что данный учебно-методический комплекс можно рекомендовать для применения в учебном процессе.

    Преподаватель кафедры вокального искусстваИнститута музыки, театра и хореографии

    ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Н.А.Соломатова

    1. Пояснительная записка стр.5

    2. Тематический план дисциплины стр.6

    4. Темы семинарских занятий стр. 11

    5. Требования к уровню подготовки выпускников стр. 12

    6.Библиографический список стр. 13

    7. Словарь специальных терминов стр.14

    Пояснительная записка

    Учебно-методический комплекс по курсу «История эстрадно-джазовой музыки» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство и мировую историю и культуру вокала.

    Цель курса – изучение исторических процессов, оказавших влияние на формирование эстрадно-джазового искусства в его современном виде.

    Задачи курса

    Знать основные этапы становления и развития джаза в контексте социально-экономических, национально-этнических, художественно-эстетических явлений.

    Знать основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития как в США, так и в странах Европы.

    Знать особенности развития и стилистики отечественного джаза, взаимодействие с другими видами эстрадного искусства.

    Знать исторические процессы, оказавшие влияние на музыку разных направлений.

    В основе данного курса лежит симбиоз теоретических знаний в области истории искусства, истории зарубежной и отечественной музыки, истории джаза. Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области неполного среднего образования и дисциплин предметной подготовки по курсу дополнительного профессионального образования.

    Учебный материал по курсу «История эстрадно-джазовой музыки» является основой для изучения таких важнейших дисциплин для будущих эстрадных исполнителей, как «Сольное пение», «Джазовое пение», «Основы вокальной методики». Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской, концертной и педагогической практикой.

    При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном семинарские занятия, тестирования, рефераты. К индивидуальным занятиям относятся ознакомительная работа с дополнительными источниками в Интернете, методической и периодической литературой. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету.

    Обучение проходит с использованием инновационных технологий, а именно по системе кредитно-модульной оценки знаний по предмету.

    Итоговой формой контроля служит экзамен по предмету в форме защиты реферата. Материалы, на основании которых составлена программа:

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000.

    Тематический план дисциплины ОДО

    Наименование тем курса


    Количество часов

    Лекции

    Семинарские занятия

    Самостоятел работа

    Всего

    часов


    Эстрадно-джазовое искусство в контексте исторических преобразований эпохи.

    2

    2

    4

    Американская эстрада. Эстрада американских негров.

    2

    2

    4

    Американская эстрада. Эстрада белых американцев.

    2

    2

    4

    Европейская музыкальная эстрада.

    2

    2

    6

    Советская музыкальная эстрада.

    2

    2

    2

    6

    Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века.

    4

    2

    6

    Зарубежное массовое музыкальное искусство первой воловины ХХ века.

    2

    2

    4

    Возникновение рок-музыки 1950-60гг.

    2

    2

    4

    Бардовское творчество и обновление песенной эстрады 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Основные направления рок-музыки 1970-80гг.

    2

    2

    4

    Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века .

    4

    2

    6

    Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    2

    2

    4

    Восстановление музыкальной эстрады 1950-60гг.

    2

    2

    4

    Бардовское творчество и эстрада 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Развитие отечественного джаза 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-90гг.

    2

    2

    4

    Рок-музыка: основные направления 1980-90гг.

    2

    2

    2

    6

    Звезды эстрады 1970-90гг.

    2

    2

    4

    8

    Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    4

    4

    8

    Всего

    36

    18

    46

    100

    Тематический план дисциплины ОЗО

    Наименование тем курса


    Количество часов

    Лекции

    Семинарские занятия

    Самостоятел работа

    Всего

    часов


    Эстрадно-джазовое искусство в контексте исторических преобразований эпохи. Американская эстрада. Эстрада американских негров. Эстрада белых американцев. Европейская музыкальная эстрада. Советская музыкальная эстрада.

    1,25

    23,75

    2,5

    Зарубежное массовое музыкальное искусство первой воловины ХХ века. Возникновение рок-музыки 1950-60гг. Бардовское творчество. Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг. Основные направления рок-музыки 1970-80гг.

    21,25

    23,75

    2,5

    Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Восстановление музыкальной эстрады 1950-60гг. Бардовское творчество и эстрада 1950-80гг. Развитие отечественного джаза 1950-80гг. Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-90гг. Рок-музыка: основные направления 1980-90гг. Звезды эстрады 1970-90гг.

    1,5

    23,5

    2,5

    Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    2

    23

    25

    Всего

    4

    2

    94

    100

    1. Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века.

    Понятие массового искусства. Формы и жанры эстрадных представлений. Появление сольного концерта. Доминанта личности артиста. Тенденции театрализации эстрадного концерта. Виды представлений (ревю, шоу, кабаре, кафе-шантан). Деление эстрады на прикладную, среднюю и высокую.

    2. Американская эстрада. Эстрада американских негров.

    Окончание гражданской войны в США. Отмена рабства. Основные жанры и формы эстрады рубежа 19-20вв. Трудовая песня, спиричуэл, баллада, госпел, джубили. Возникновение блюза. Ритм-энд-блюз. Театр менестрелей. Инструментальная музыка: регтайм и буги-вуги. Становление и эволюция негритянского джаза. Распространение джаза в период Великой депрессии. Появление грамзаписи. Джазовые направления бибоп, кул-джаз. Персоналии: Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Д.Эллингтон, Ч.Паркер, Д.Гиллеспи.

    3. Американская эстрада. Эстрада белых американцев.

    «Тин Пин Элли». Песня на эстраде. И.Берлин, Д.Гершвин. Мюзиклы и музыка к первым кинофильмам. Искусство бардов. Рабочая песня. Инструментальная музыка и джаз. Появление диксиленда. Свит-музыка. Б.Гудмен, Г.Миллер.

    4. Европейская музыкальная эстрада.

    Общее и различное в развитии американской и европейской эстрады. Песня и романс на эстраде. Итальянские песни. Влияние русского романса на общеевропейское музыкальное искусство. Цыганский романс, городская песня, русская народная песня. Персоналии: А.Вяльцева, Н.Павлицкая, М.Вавич. Бардовское творчество французской эстрады. Кафе-шантан и кабаре. Понятие «шансонье», «паролье», «аврьете». М.Шевалье, Ш.Трене, Э.Пиаф, Ш.Азанавур. Русское бардовское искусство. А.Вертинский. Танцевальная песня на эстраде и инструментальная музыка. Танго, фоктсрот. Песня-танго. О.Строк, П.Лещенко. Инструментальная музыка и джаз. Оркестр М.Вебера.

    5. Советская музыкальная эстрада.

    Народная песня и романс. О.Ковалева, Л.Русланова, В.Козин. Танцевальная песня М.Блантер, И.Дунаевский, А.Варламов, А.Цфасман. Творчество К.Шульженко. Инструментальная музыка и джаз. АМА-джаз Цфасмана. Оркестр Ланцберга, теа-джаз Л.Утесова. Запрет джаза в СССР.

    6. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Влияние развития технологий на массовое искусство. Понятие сингла, появление студийных музыкантов. Фонограмма. Социальные проблемы как предпосылки появления рок-музыки.

    7. Возникновение рок-музыки.

    Разочарование в политике и идеологии молодежи США. Слом расовых предрассудков, интерес к негритянской музыке. Б.Хейли, Э.Пресли, Ч.Берри. Бум рок-н-ролла, развитие ритм-энд-блюза. Битлз – начало пути (1956-61), путь на Олимп (1962-64), поиск нового (1965-66), последний этап творчества (1967-70).

    8. Бардовское творчество и обновление песенной эстрады 1950-70гг.

    Развитие французской эстрады Ж.Брассенс, Ж.Брель. Итальянская эстрада и конкурс в Сан-Ремо. А.Челентано. Американская эстрада Р.Чарльз, Д.Браун, Б.Дилан. Калифорния как центр музыкальной культуры. Д.Джоплин, Т.Тернер. Эстрада восточной Европы А.Герман, К.Готт.

    9. Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг.

    Проникновение джаза в сферу высокого профессионального искусства. Открытие профессиональных учебных заведений. Развитие кул-джаза, появление фри-джаза. Синтез рока и джаза – фьюжн. Течение новой волны. Оркестр П.Мориа.

    10. Основные направления рок-музыки 1970-80 гг.

    Рок-музыка как основное течение музыкальной эстрады. Интеллектуальный и хард-рок. «Пинк Флойд» как явление арт-рок-культуры. «Рейнбоу», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл», «Блек Саббат». Отличительные свойства рок-музыки.

    11. Утверждение синтеза художественной деятельности на эстраде.

    Соул и фолк-рок. С.Уандер, Э.Джон. Глэм-рок. Европейская эстрада, «Евровидение». Гр. «АББА», Т.Кутуньо. М.Джексон как явление поп-культуры. Мадонна как представитель синкретичной эстрады.

    12. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Перелом идеологического давления, возрождение бардовского и песенного искусства. Открытие профессиональных учебных заведений. Проникновение эстрадного искусства в средства массовой информации.

    13. Возникновение музыкальной эстрады 1950-60гг.

    Массово-бытовые и патриотические песни. Творчество Мурадели, Пахмутовой, Эшпая. Популярность песен к кинофильмам. Проблема репертуара. Э.Пьеха, М.Магомаев, М.Кристаллинская, Н.Сличенко и цыганское романсовое творчество. Л.Зыкина и народная песня на советской эстраде.

    14. Бардовское творчество и эстрада 1950-70гг.

    Студенческие, дворовые, лагерные песни. Сатирические куплеты. Московское творчество Б.Окуджавы. Туристическая романтика Ю.Визбора и А.Горрдницкого. Мягкая поэзия Ю.Кукина. Творчество Ю.Кима, А.Галича, А.Дольского. Феномен В.Высоцкого.

    15. Развитие отечественного джаза 1950-80гг.

    Возрождение джазовых оркестров. Оркестр О.Лунстрема, И.Вайнштейна. Оркестр «Современник» А.Кролла. Фильм «Мы из джаза» как популяризация джазового искусства в СССР. Ретро-музыка в творчестве оркестра Г.Гараняна. Расцвет джазовых биг-бэндов. «Ленинградский диксиленд» Д.Голощекина. Полистилистическая манера современного джаза. А.Коздов и анс. «Арсенал». Джазовые исполнители В.Пономарева, Э.Трафова, Т.Огнесян, Л.Долина.

    16. Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-80гг.

    Эстрадная песня новые формы исполнительства. Творчество Д.Тухманова и М.Таривердиева. Р.Паулс, Ю.Саульский, А.Зацепин. Появление ВИА. «Песняры», «Ариэль». Становление рок-музыки. «Цветы», «Автограф», «Машина времени», «Аквариум».

    17. Рок-музыка: основные направления. 1980-90гг.

    Бард-рок, хард-рок, эстрадный рок. Элитарность интеллектуального рока. Творческий рост группы «Машина времени». Гр.»Алиса». Феномен В.Цоя и гр.»Кино». Ю.Шевчук и гр. «ДДТ». Эстрадная ориентация рока. Гр.»Секрет», «Браво». Смеховая культура как протест общественной морали. Гр. «Звуки Му», «Бригада С». «Наутилиус Попмилиус» как синтез философии и внещних проявлений творчества. Хард-рок и металлический рок. Г. «Черное кофе», «Ария», «Мастер».

    18. Звезды эстрады. 1970-90гг.

    Авторы-исполнители на эстраде. Ю.Антонов, Е.Мартынов. Творчество артистов братских республик. С.Ротару, В.Леонтьев, А.Пугачева как явление советской эстрады. Общий анализ творчества артистов советской эстрады.

    Темы семинарских занятий:

    1. Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века.

    Темы рефератов:

    • Русский романс начала ХХ века
    (А.Вяльцева, Н.Плевицкая, А.Баянова, А.Вертинский)
    • Французская эстрада начала ХХ века (Э.Пиаф, Ш.Азанавур, М.Шевалье)
    • Жанры и формы эстрады на рубеже веков (спиричуэл, госпел, блюз, баллада)
    • Становление джаза, свинг, импровизация (Л.Армстронг, Д.Эллингтон, К.Бейси)
    • Американская эстрада начала ХХ века (Д.Гершвин, Г.Берлин, Б.Гудман)
    • Американская эстрада (Г.Миллер, Х.Уоррен, Э.Фитцджеральд)

    2. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Темы рефератов:

    • Ранне творчество группы «Битлз»
    • Группа «Битлз» как явление мировой эстрады
    • Бардовское творчество (Ж.Брель, А.Челентано, Р.Чарльз, Б.Дилан, Д.Джоплин)
    • Инструментальная музыка и джаз 50-80 гг. (М.Дейвис, О.Коулмен, Д.Колтрейн, Х.Тизол)
    • Рок-музыка 70-80гг. (интеллектальный рок, «Пинк Флойд», хард-рок, М.Джагер)
    • Синтез художественной деятельности на эстраде 70-90гг. (С.Уандер, Э.Джон, «АББА», «Т.Кутуньо, М.Джексон)

    3. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Темы рефератов:

    • Восстановление музыкальной отечественной эстрады (Э.Пьеха, М.Магомаев, М.Кристаллинская, Н.Сличенко, Л.зыкина)
    • Бардовское творчество и эстрада 50-70гг. (Б.Окуджава, Ю.Визбор, А.Городницкий, Ю.Кукин, Ю.Ким, А.Дольский, В Высрцкий)
    • Отечественный джаз (оркестр О.Лундтсрема, И.Вайнштейна, А.Кролла, Г.Гараняна, «Ленинградский диксиленд», «Арсенал», Э.Трафова, Л.Долина)
    • Песенная эстрада и зарождение рок-музыки (Р.Паулс, А.Зацепин, В Добрынин, гр.»Цветы», «Машина времени», «Аквариум»)
    • Основные направления оечественной рок-музыки (бард-рок, «Алиса», «Кино», «ДДТ», поп-рок, «Секрет», «Бригада С», «Наутилиус Помпилиус», хард-рок, «Круиз», «Мастер»)
    • Звезды отечественной эстрады (Ю.Антонов, С Ротару, В Ленонтьев, О.Газманов, А.Пугачева)

    Требования к уровню подготовки выпускников:

    Выпускник по направлению подготовки «Вокальное искусство» с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «История эстрадно-джазовой музыки», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

    • знание стилей и жанров джазовой и эстрадной музыки;
    • теоретические основы эстрадно-джазового исполнительства;
    • истории эстрадно-джазового искусства в целом;
    • знать профессиональную терминологию;
    • знать основные этапы развития эстрадно-джазовой музыки в России.

    Учебно-методическое обеспечение программы:

    Дидактическое и материальное обеспечение программы:

    1. Лекционная аудитория
    2. Доска для демонстрационного материала
    3. Телевизор с функцией ДВД для демонстрации видеофильмов
    4. Аудиопроигрыватель для слушания аудиопримеров.

    Библиографический список

    1. Авторская песня: художественная лит-ра / сост., авт. предисл., ст. и ввод. заметок В. И. Новиков. - Москва: АСТ; 1997.
    2. Бондаренко, В. Энциклопедия популярной музыки/В.В.Бондаренко, Ю.В.Дроздов. – Минск: Эконом-пресс, 2006.
    3. Воробьева, Т. История ансамбля «Битлз»/ Т. Воробьева – Ленинград: «Музгиз», 1990.
    4. Григорьев А. Т. Исполнитель и эстрада /А. Т. Григорьев. - Минск, 1992.
    5. Дэвис, Х. «Битлз» (авторизированная биография) / Х. Дейвис. – Москва: Радуга, 1990.
    6. Есак, М. История джаза и блюза / М. Есак, - Москва: Радуга, 2001.
    7. Ераносов, А. Р. Фьюжн (от джаз-рока до этно): краткая аудиоэнциклопедия: учебное пособие /А. Р. Ераносов - Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    8. Кадцын, Л. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия / Л. Кадцын – Екатеринбург, 2006.
    9. Келдыш Ю. В. История музыки народов СССР / Ю.В. Келдыш. – Москва: «Музыка», 1966.
    10. Королев О. Краткий энциклопедический словарь. Джаз, Рок, Поп / О. Королев.- Москва: Музыка, 2002.
    11. Кинус, Ю. Г. Из истории джазового исполнительства: учебное пособие / Ю. Г. Кинус. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
    12. Мошков, К. В. Блюз. Введение в историю / К. В. Мошков.- Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    13. Мошков, К. В. Великие люди джаза / К. В. Мошков- Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    14. Мошков, К. В. Индустрия джаза в Америке / К. В. Мошков. - Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    15. Сарджет У. Джаз, Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / У. Сарджет. – Москва: Музыка, 1997.
    16. Симоненко, В. П. Мелодии джаза (антология) / В. П. Симоненко. – Киев: «Музична Украина», 1984.
    17. Тимохин, В. Мастера вокального искусства ХХ века: очерки о выдающихся певцах современности/ В. Тимохин. - Москва: Музыка, 1974. . Выпуск 1
    18. Троицкий, А. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии / А.Троицкий.- Москва: «Книга», 1990.

    Словарь специальных терминов

    Баллада (ballad) – эпическая песня с драматическим сюжетом; распространена во многих народных культурах. В США английские, в частности шотландские, баллады , подвергшиеся незначительному влиянию негритянского фольклора , получили широкое распространение у негров в идее сольной песни . Они сыграли значительную роль в зарождении и формировании джаза . Среди наиболее известных интерпретаторов баллад в джазе пианист Билл Эванс, трубач Майкс Девис, саксофонисты Колман Хоукинс и Джон Клтрейн .

    Бибоп (bebop) – джазовый стиль , развившийся в начале 40-х гг. и открывающий период современного джаза. Пионеры бибоп саксофонист Чарли Паркер , трубач Диззи Гиллеспи , пианист Телониус Монк , контрабасисты Джимми Блентон , Оскар Петтифорд , гитарист Чарли Кристиан , ударники Кении Кларк и Макс Роуч . Характерная черта – унисонное произведение темы в начале и конце пьесы. Гармонии основываются на альтерированных аккордах и политональных структурах. В бибоп повысилась роль инструментов ритмической группы, наряду с духовыми они стали полноправными солистами ансамбля.

    Буги вуги (boogie woogie) – первоначально примитивная негритянская манера интерпритации блюза на фортепиано . Название «буги вуги» впервые встречается в пьесе «Pinetoṕ́́́’s Boogie Woogie”, записанной на грампластинку пианистом Кларенсом Пайнтопом Смитом в 1928г. В отличие от регтайма буги вуги – импровизационная .

    Госпел сонгс (gospel songs) – одноголосные духовные гимны североамериканских негров, получившие распространение в 30-хгг. ХХ в. В крупных промышленных центрах США. В отличие от спиричуэле , где используются библейские сюжеты, тематика госпел сонгс заимствована из евангелия. Среди наиболее популярных исполнителей госпел сонгс Махелия Джесон, Роззета Тарп и другие. Существуют также хоровые госпел сонгс.

    Джаз-рок (jazz-rock) – стиль современного джаза , развившийся во второй половине 60-х гг., представляющий собой синтез элементов джаза и рок музыки . Для джаз-рок характерны коллективная импровизация, использование латиноамериканской ритмики в широкое применение электроинструментов , расширивших звуковую палитру за счет электроакустических эффектов.

    Диксиленд (dixieland) – название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, состоящих из белых музыкантов. Диксиленд раньше негритянских коллективов получили известность за пределами Юга США и способствовали распространению джаза. Диксиленд получил развитие в 20-е гг. в Чикаго, ожнако со временем был предан забвению в связи с появлением свинга . В конце 30-х гг. наблюдается возрождение диксиленд , а в послевоенные годы он получил широкое распространение не только в США, но и в Европе.

    Импровизация (от лат. Improvisus – непредвиденный, нечаянный) – творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; а также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизод, отличающихся прихотливой свободой изложения.

    Кул (cool) – буквально холодный; стиль современного джаза, развившийся в конце 40-х гг. и получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов. Характерной особенностью кул джаза является спокойная манера игры и «холодный» способ звукоизвлечения на духовных инструментах, внедренный в практику саксофонистом Лестером Янгом еще в конце 80-х гг. (он же и назвал этот стиль «кулом»). При игре на духовных инструментах исключается вибрато . В кул джазе значительно шире, чем в традиционном джазе и свинге, используется полифония .

    Рок энд ролл (rock and roll) – буквально раскачиваться и вертеться; модный танец , возникший в США в начале 50-х гг. на основе ритм энд блюза и хилбилли . Широкую популярность в США, а позже и в других странах, рок энд ролл приобрел благодаря шлягеру «Rock around the clock» в исполнении американского певца Билла Хейли и ансамбля «The Comets» . Однако, самым популярным интерпретатором рок энд ролла признан певец и гитарист Элвис Пресли , дебютировавший в 1955 г. По американскому телевидению. Рок энд ролл характеризуется простой мелодией , построенной на навязчивых и примитивных риффах и сопровождающейся тяжелым, монотонным, постоянно повторяющимся однообразным ритмом с акцентами на 2-й и 4-й долях такта.

    Рэгтайм (ragtime) – от ragged – рваный и time – время; первоначально способ игры на фортепиано , имитировавший звучание банджо . В 90-х гг. ХIХ в. Развился как инструментальная форма. Рэгтайм – фортепианный жанр , однако фортепиано трактуется здесь как инструмент не молодический или гармонический, а ударный. Характерной особенностью рэгтайма являются две несовпадающие лини; исполняется рэгтайм в умеренном или быстром темпе. Рэгтайм является одним из жанровых предшественников джаза и оказал большое влияние на его зарождение и развитие.

    Спиричуэлс (spirituals) – духовные песни американских негров, возникшие в первой четверти ХIХ века на Юге США вследствие обращения негров в христианство. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны , завезенные в Новую Англию белыми переселенцами. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге поповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза . Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций .

    Тин Пэн Элли (Tin Pan Alley) – буквально аллея оловянной посуды – так назвал американский журналист улицу в Нью-Йорке, на которой было сосредоточено множество частных фирм, специализировавшихся на выпуске нот произведений развлекательной музыки . В 20-е гг. эти издательства были переведены на Бродвей. Название Тин Пэн Элли является синонимом развлекательной индустрии США.

    Фри джаз (free jazz) – буквально свободный джаз ; стиль современного джаза , развившийся на рубеже 50-60 гг. Основные тенденции фри джаз – отход от тональности и традиционной мелодики , гармонии , ритмики и формы. Иногда в значении фри джаз употребляются термины «абстрактный джаз», «авангардный джаз», «новое яаление», или «новый джаз».