Не прервется связь поколений оценки. Положение о проведении Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений» в учебном году

Не прервётся связь поколений…
Сочинение
ученицы 8 класса «А» ГБОУ гимназии № 1582
Бабинец Александры

Есть такие страницы летописи нашей семьи, о которых мы вспоминаем каждый праздник защитников Отечества и защитников родной земли, победителей. Я всегда в День Победы вспоминаю моих замечательных прадедушку и прабабушку. Удивительно, какими близкими они кажутся мне, когда я рассматриваю их фотографии. Я бы хотела прожить свою жизнь так же честно и осмысленно, как они. Я бы хотела быть такой же сильной, как они. Человеческое достоинство, осознание своего места в потоке жизни – вот что кажется мне важным в жизни людей достойных, таких, какими были мои замечательные родственники.
Моя прабабушка, Бабинец (Кириенкова) Полина Михайловна, в годы Великой Отечественной войны была сержантом связи, участвовала в опасных боевых операциях.
Полина Михайловна родилась в 1923 году, 3 октября, в Смоленской области. Как многие её сверстники, закончила с успехом десять классов. Некоторое время она работала инструктором в комитете ВЛКСМ. В 1942 году по призыву комсомола ушла на фронт, стала связисткой. Их рота была на передовой. Моя отважная бабушка выдержала все тяготы войны, с честью выполняла военную работу. Закончила войну в Германии в городе Потсдаме.
Полина Михайловна Бабинец была награждена орденом Великой Отечественной Войны.
Мой прадедушка, Скоркин Василий Федотович, в годы войны был разведчиком.
Василий Федотович родился в 1925 году, 25 октября, в Курской области. В 1942 году ушёл на фронт, был в разведроте, сражался на передовой линии фронта, участвовал в Курской битве и многих других сражениях.
В пятнадцати километрах от Курска, в деревне Свобода, находилась землянка маршала Рокоссовского. Эту землянку вспоминал мой прадед не раз. Он говорил, что ему посчастливилось видеть легендарного маршала перед великой битвой. Именно на Курской Дуге происходило одно из самых ожесточённых сражений той страшной войны. И мой прадед участвовал в этой битве. Правда, он не любил вспоминать подробности великого сражения. Василий Федотович дошёл до Берлина, получил много наград: за взятие Берлина, за освобождение Варшавы, был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Много горя видел в те годы мой дедушка Василий, всю жизнь помнил о погибших товарищах. Печалился, вспоминая двух погибших братьев. Но не разучился мой прадед радоваться жизни, нет, не разучился! Он и детям своим напоминал, что жизнь прекрасна, что надо с радостью встречать каждый новый день.
В пасмурные серые дни я вспоминаю завет прадеда – ценить жизнь, радоваться и дождливому, но мирному небу…

Московская метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений» – 2016

Департамент образования города Москвы совместно с Городским методическим центром ДОгМ и Центром педагогического мастерства ДОгМ проводит третью метапредметную олимпиаду «Не прервётся связь поколений».

Цель метапредметной олимпиады – приобщение к базовым национальным ценностям российского общества – патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны, а также поддержка обучающихся, имеющих высокую социальную мотивацию.

В Олимпиаде могут принять участие обучающиеся 5–11-х классов общеобразовательных организаций и средних профессиональных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Обучающиеся принимают участие в Олимпиаде на бесплатной основе.

Олимпиада проводится с января по май 2016 года и состоит из подготовки сочинения-рассуждения о боевом (трудовом) пути, интересных фактах из биографии, знаковых событиях, изменивших жизнь ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых сил, правоохранительных органов, педагогического труда.

Регистрация участников и загрузка работ доступны по ссылке http://box.cpm77.ru/Generations-2016/

Обратная связь


Вы можете задать все вопросы по организации олимпиады по адресу [email protected]

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Человек в судьбе России»

(в рамках подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений» и Городскому конкурсу научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России»)

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 10–18 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составители:

Кривошеева Людмила Борисовна, старший методист ГМЦ ДО г. Москвы;

Карелина Светлана Валерьевна, методист ГМЦ ДО г. Москвы

Москва, 2015

Пояснительная записка

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

Что такое память? Почему так важно помнить тех, чьи жизни и судьбы дали живущим ныне людям возможность радоваться и мечтать, верить и надеяться? Научив подрастающее поколение чтить, сопереживать, думать, мы можем быть уверены в будущем нашей страны. Только гармония в душах наших детей даст возможность сформироваться талантливой, целеустремлённой, перспективной молодёжи, способной обогащать и сохранять свой духовный облик.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации дан социальный заказ государства на воспитание человека высоконравственного с активной жизненной позицией, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности. Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому. Дополнительная общеобразовательная программа «Человек в судьбе России» в полной мере отвечает этим требованиям и является стартовой площадкой для участия в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений» и Городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», входящих в Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента образования города Москвы.

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек в судьбе России» имеет социально-педагогическую направленность. Формирование личности, изучение межличностных отношений, формирование опыта проживания в социуме – это определяющие позиции социально-педагогической направленности. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы на современном этапе развития общества является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Важные компоненты формирования личности – патриотическое воспитание и гражданское сознание.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни в условиях конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Воспитание активной жизненной позиции, которую обучающиеся приобретают в процессе реализации программы, является необходимым элементом их успешной социализации. Такой человек стремится к преобразованию и усовершенствованию окружающего мира, решению жизненно важных проблем.

Актуальность

Гражданско-патриотическое воспитание детей – это первоочередная задача современного демократического общества, это целостная система по формированию гражданско-патриотических ориентиров учащихся, один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Современная школа призвана формировать моральный облик обучающегося, его нравственные и духовные качества – гражданственность и патриотизм. Именно в школе начинаются первые шаги в осознании сопричастности юного гражданина общественной жизни страны. Именно это подтверждает актуальность, общественную значимость, целесообразность внедрения в педагогическое пространство образовательной программы «Человек в судьбе России» и участие в метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений».

Поиск и изучение славных и героических страниц прошлого и настоящего своей родины, в которой живёт ребёнок, непосредственное знакомство с её историей. Изучение и сохранение славных подвигов и легендарных событий Великой Отечественной войны, знакомство с живыми свидетелями военных сражений периода 1941–1945 годов, с ветеранами правоохранительных органов и служб экстренной помощи, с ветеранами педагогического труда и россиянами, пережившими войну в детском возрасте. Формирование у школьников стремления оказывать посильную помощь нуждающимся ветеранам.

Гражданско-патриотическое воспитание – это неустанная каждодневная деятельность всех, кто причастен к формированию общих моральных ценностей молодого поколения.

Педагогическая целесообразность

Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. В этом вопросе нельзя обойтись без знания истории своей страны и уважения её культуры. Дополнительная общеразвивающая программа «Человек в судьбе России» способствует развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, честность, неравнодушие и взаимопомощь; собственных принципов – мировоззрения, убеждения, моральных норм. Программа формирует понимание ребёнком справедливости, даёт возможность оценить гражданские поступки и подвиги соотечественников.

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируется стремление к общению, к дружбе, воспитываются ответственность и доброта, умение преодолевать трудности и оказывать помощь. Патриотическое воспитание ориентирует детей и подростков на выбор социально значимых профессий, таких как спасатель, пожарный, сотрудник правоохранительных органов, военнослужащий.

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, изучению прав и обязанностей учащихся, взаимодействию со сверстниками. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса приведут к формированию достойного гражданина своей страны, благородной личности, способной осознавать свою причастность судьбе Отечества.


Формировать социальные ценности у детей и подростков: гражданскую позицию, национальное самосознание, патриотические качества личности, мировоззрение, воспитывать чувство гордости и уважения к легендарной истории России.

Задачи


Обучающие:

  • формировать мотивацию к изучению событий Великой Отечественной войны, военному и трудовому подвигу ветеранов, неравнодушное отношение к событиям, происходящим в современном мире ;

  • формировать навыки социокультурной компетенции;

  • формировать навыки и умения работать с историческими документами ;

  • закреплять исследовательские навыки и аналитическое мышление в противодействии фальсификации исторических событий и фактов;

  • сформировать навыки поисковой, проектной и исследовательской деятельности, умение применять различные компьютерные технологии: создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств.
Развивающие:

  • стимулировать и поддерживать социально и общественно значимые инициативы детей и подростков;

  • развивать личностные качества учащегося: честность, самостоятельность, ответственность, аккуратность; уважение, милосердие и сочувствие к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • развивать способности к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;

  • осуществлять поиск эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся;

  • выявлять одарённых учащихся, создавать условия для реализации и совершенствования их потенциала.
Воспитательные:

  • создавать условия для воспитания патриотизма, гражданственности через приобщение ребёнка к историческим ценностям;

  • создавать условия для социальной активности детей и подростков в общественно полезной деятельности;

  • выявлять организаторские способности детей и подростков; удовлетворять потребность детей в общении;

  • формировать гражданское самосознание юных москвичей.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ

Новизной и отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Человек в судьбе России» является её практическая ориентированность: претворение предложений в конкретные дела (знакомство учащихся с ветеранами, помощь в решении социальных и бытовых проблем). В связи с этим программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса непрерывного гражданско- патриотического воспитания детей и подростков.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек в судьбе России» предназначена для детей и подростков следующих возрастных категорий: 10–18 лет (учащиеся общеобразовательных организаций, студенты профессиональных образовательных организаций).

Срок реализации

Срок реализации программы «Человек в судьбе России» составляет 34 недели. Период обучения – октябрь-май.

Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). Режим занятий: 1 час х 1 раз в неделю. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По окончании срока реализации программы у учащихся будут сформированы:


  • интерес к событиям Великой Отечественной войны, военному и трудовому подвигу ветеранов, неравнодушное отношение к происходящему в современном мире;

  • навыки поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

  • навыки социокультурной компетенции;

  • потребность в самопознании и самовыражении;

  • осознание необходимости документирования исторического процесса;

  • навыки и умения работать с историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления и противодействия фальсификации исторических событий и фактов в ущерб интересам России;

  • навыки, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств.
По окончании срока реализации программы у учащихся будут развиты:

  • личностные качества: честность, самостоятельность, ответственность, аккуратность; уважение, милосердие и сочувствие к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • навыки самостоятельной работы;

  • способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;

  • инициативность в творческом исследовательском процессе;

  • навыки поиска эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся.
Текущий и итоговый контроль

Механизм оценки усвоения программы.

Уровень усвоения учащимися программы «Человек в судьбе России» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела программы (варианты: по окончании I полугодия, …) в форме… (варианты: презентаций, подготовки фотоматериалов, результативности участия в решении социальных и бытовых проблем ветерана, с которым сотрудничает каждый учащийся, и т. д.).

Готовность к интервьюированию (публичному выступлению) предполагает:


  • проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);

  • подготовка тематических вопросов;

  • изучение основ ораторского искусства и технологии публичных выступлений (постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т. д.).
Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):

  • актуальность и полнота раскрытия темы,

  • искренность, творческая индивидуальность;

  • образность, эмоциональность, концентрация внимания;

  • историческая достоверность;

  • языковая точность и выразительность.
Итоговый контроль осуществляется в рамках Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений» в апреле 2016 года (форма – сочинение-рассуждение на основе интервью с ветераном, представителем старшего поколения) и состоит из нескольких этапов:

1. Подготовка работ к участию в олимпиаде (январь-апрель 2016 года);

3. Оценка работ членами жюри (апрель 2016 года).

Формы подведения итогов

Московская метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений», входящая в Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента образования города Москвы, является основной формой подведения итогов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Человек в судьбе России».

Учебно-тематический план


№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводная часть

4

2

2

1.1.

Знакомство с учащимися. Введение в программу «Человек в судьбе России». Основные позиции положения Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений». Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

1.2.

Акция «Передай добро по кругу!»

1

-

1

1.3.

Занятие «Отечеством своим горжусь!»

1

0,5

0,5

1.4.

Занятие «Урок мужества»

1

0,5

0,5

II.

Экскурсионная работа. Определение источников необходимой информации

6

1

5

2.1.

Экскурсия «Здравствуй, музей!»

1

-

1

2.2.

Музейный лекторий «Они не вернулись из боя!» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма

1

0,5

0,5

2.3.

Музейный лекторий «Путь к Победе!» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма

1

0,5

0,5

2.4.

Посещение исторических музеев города Москвы, ветеранских организаций с целью поиска темы проекта

3

-

3

III.

Встречи, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны; с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов и участниками боевых действий; с ветеранами труда

2

-

2

3.1.

Определение группы ветеранов для оказания волонтёрской помощи. Привлечение социальных партнёров

1

-

1

3.2.

Определение тематики, формата и места встречи с ветеранами

1

-

1

IV.

Поисково-исследовательская работа

8

-

8

4.1.

Занятие «Есть такая профессия – Родину защищать»

1

-

1

4.2.

Знакомство с материалами, архивными документами, семейными реликвиями ветеранов

2

-

2

4.3.

Формирование групп вопросов для ведения беседы и интервьюирования по направлениям (биография, реликвии, знаменательные даты, круг общения, социальные потребности и др.).

2

-

2

4.4.

Интервьюирование ветеранов

2

-

2

4.5.

Подготовка материалов о ветеранах и размещение их в музейной (тематической) экспозиции

1

-

1

V.

Создание проекта

4

0,5

3,5

5.1.

Изучение и анализ первоисточников

1

0,5

0,5

5.2.

Подготовка фото- и видеоматериалов

1

-

1

5.3.

Определение информационных интерент-ресурсов

1

-

1

5.4.

Написание сочинения-рассуждения

1

-

1

VI.

Волонтёрское движение

4

-

4

6.1.

Изучение потребностей ветеранов в различных видах помощи

1

-

1

6.2.

Оказание посильной помощи ветеранам в решении социальных и бытовых проблем

3

-

3

VII.

Экспертиза работ.Выявление победителей

4

-

4

VIII.

Награждение победителей и призёров олимпиады

1

-

1

IX.

Итоговое занятие

1

-

1

Всего:

34

7

27

Содержание

I. Вводная часть

1.1. Знакомство с учащимися. Введение в программу «Человек в судьбе России». Знакомство с положением Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений». Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с учащимися. Постановка цели и задач реализации общеразвивающей программы «Человек в судьбе России». Цель, сроки, номинации олимпиады «Не прервётся связь поколений», требования к олимпиадной работе, сроки и место проведения.

1.2. Акция «Передай добро по кругу!» (посвящена Дню старшего поколения, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Совета РФ 1 октября 1991 года, в соответствии с решением 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

Теория. Привлечение внимания учащихся к проблемам людей старшего поколения. Поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, представителей Вооружённых сил, правоохранительных органов, ветеранов педагогического труда и представителей старшего поколения.

Практика. Вручение поздравительных открыток. Мини-концерт.

1.3. Тема занятия: «Отечеством своим горжусь!»

Теория. Изучение истории символов России (Герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн РФ). Проведение тематической игры «Умники и умницы» (по символике России).

1.4. Тема занятия: «Урок мужества».

Теория. Раскрыть значение празднования Дня Победы. Рассказать на конкретных примерах об освободительном характере Великой Отечественной войны. Практика. Показ отрывка из х/ф «Задания особой важности: Операция «Тайфун», 2013 г. (режиссёр Петр Амелин), раскрывающего перед детьми значение празднования Дня Победы. Обсуждение фильма.

II. Экскурсионная работа. Определение источников необходимой информации

2.1. Экскурсия «Здравствуй, музей!»

Практика. Посещение тематического школьного музея или музея боевой славы иной образовательной организации.

2.2. Музейный лекторий: «Они не вернулись из боя!». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма.

Теория. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны об ушедших на фронт товарищах, солдатах. Воспоминания.

Практика. Показ отрывка из к/ф «Истребители», 2013 г. (режиссёр Алексей Мурадов). Обсуждение.

2.3. Музейный лекторий: «Путь к Победе!». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма.

Теория. Знакомство детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны об ушедших на фронт товарищах, солдатах. Воспоминания.

Практика. Показ отрывка из к/ф «Истребители», 2013 г. (режиссёр Алексей Мурадов). Обсуждение. Беседа.

2.4. Посещение исторических музеев города Москвы, ветеранских организаций с целью поиска темы проекта.

Практика.

III. Встречи, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов и участниками боевых действий, с ветеранами труда

3.1. Определение группы ветеранов для оказания волонтёрской помощи. Привлечение социальных партнёров в рамках реализации программы.

Практика. Поиск контактных данных выбранных персон (ветеранов), определение способов достижения договорённостей по вопросу участия в проекте.

3.2. Определение тематики, формата и места встречи с ветеранами.

IV. Поисково-исследовательская работа

4.1. Тема занятия: «Есть такая профессия – Родину защищать» . Практика. Изучение материалов с использованием интернет ресурсов, сбор публикаций СМИ, сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, о боевых заслугах воинов интернационалистов, ветеранов правоохранительных органов и служб экстренной помощи, ветеранов труда, проживающих в районе (городе).

4.2. Знакомство с материалами, архивными документами, семейными реликвиями ветеранов.

Практика. Изучение документов, сопровождающих процесс подготовки проекта.

4.3. Формирование групп вопросов для ведения беседы и интервьюирования по направлениям (биография, реликвии, знаменательные даты, круг общения, социальные потребности и др.).

Практика. Составление плана встречи.

4.4. Интервьюирование ветеранов.

Практика. Встреча с интервьюируемым.

4.5. Практика. Подготовка материалов о ветеранах и размещение их в музейной (тематической) экспозиции.

V. Создание проекта

5.1. Изучение и анализ первоисточников.

5.2. Подготовка фото- и видеоматериалов.

Практика. Изучение устройства фото и видеоаппаратуры, применение оргтехники в работе.

5.3. Использование справочной литературы.

5.4. Определение информационных интернет-ресурсов.

VI. Волонтёрское движение

VII. Экспертиза работ. Выявление победителей

VIII. Награждение победителей и призёров Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений»

IX. Итоговое занятие

Методическое обеспечение

Участие в метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений» представляет собой материал для творческого, духовного, эстетического развития обучающихся, воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Методическое обеспечение образовательной программы может быть разнообразным.

Для организации образовательного процесса используются различные формы занятий. Наиболее распространенным видом занятия, в силу специфики программы, является практическая работа, которая включена в каждый раздел учебно-тематического плана. Для результативной деятельности учащихся необходимо обеспечить их достаточным количеством наглядных пособий: плакатами, историческими атласами, музейными экспонатами. Для организации практических работ также необходимо иметь персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, множительную технику, фотоаппаратуру, видеокамеры.

Реализация программы предполагает построение системы взаимодействия с ветеранами, музейными работниками, фондами. Рекомендуется учитывать информацию, размещённую на сайтах ветеранских организаций и музеев.

Весьма важное место в программе занимает деятельность по оказанию волонтёрской помощи ветеранам. При планировании данного рода деятельности необходимо использовать индивидуальный подход, учитывать коммуникативные особенности обучающихся и ветеранов, вникать в реальные потребности ветеранов, оказывать посильную помощь каждому конкретному человеку.

Использование архивных документов, семейных реликвий, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Дополнительная общеобразовательная программа способствует подготовке учащихся к участию в метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений».

Работа с родителями

В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Человек в судьбе России» большое внимание уделяется работе с родителями. Именно в семье закладываются основы личности. Стабильная, благополучная семья, в которой сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, патриота своей страны. Жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны – есть пример патриотизма. Успех педагога в работе с родителями невозможен без их активного включения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Родители хотят, чтобы их ребёнок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе . Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приёмов, методов и форм работы.

При реализации программы эффективными методами взаимодействия являются тематические беседы, акции, лектории, уроки мужества и воинской славы, экскурсии по местам воинской славы, коллективный просмотр и обсуждение патриотических фильмов, встречи с ветеранами локальных войн и военнослужащими. Программа «Человек в судьбе России» направлена на развитие гражданской активности, инициативы, творчества учащихся, способствует гражданскому становлению личности, формированию патриотизма.

Условия реализации:

Оборудование:


  • компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видеофайлов;

  • экран;

  • аудиопроигрыватель для воспроизведения аудиофайлов.
Список литературы, используемый педагогом при написании программы

  1. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

  2. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

  3. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

  4. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

  5. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. – 176 с.

  6. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 312 с.

  7. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998. – 95 с.

  8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991. – 210 с.

  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-пресс, 1995. – 383 с.

  10. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – 204 с.

  11. Хорак Й., Вачек И. Ценностные ориентации молодёжи // Народное образование. – 1995. – № 8–9. – С. 116.

  12. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М., 1997.

  13. Харламов И.П. Педагогика. – М., 1998.

  14. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1992.

  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1999.

  16. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.
Нормативные документы:

  1. Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

  2. Комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию населения города Москвы на 2012–2016 г.
Интернет-ресурсы:

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=44446

  2. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=4502

  3. http://poklonnayagora.ru/

  4. http://cmaf.ru/visitor/cont/

  5. http://www.gmom.su/
Список литературы, рекомендуемой учащимся

  1. Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985. – 832 с.

  2. Великие битвы XX века / О. М. Чернякевич, И. Н. Чернякевич, И. С. Чернякевич. – М.: Мартин, 2002. – 480 с.

  3. Все награды России СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. Полная энциклопедия орденов и медалей России / М. А. Изотова, Т. Б. Царева. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 432 с.

  4. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939–1945 / С. И. Дробязко. – М.: Эксмо, 2006. – 384 с.

  5. Орлов А. С. Великая Отечественная война 1941–45 // Большая Российская энциклопедия. – В 30 т. / Отв. ред. С. Л. Кравец. – М., 2006. –Т.4. – С. 722–732.

  6. Ржешевский О.А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941–1945: краткий справочник / О.А. Ржешевский. – М.: Республика, 1995. – 416 с.

  7. Абрамов Е. «Черная смерть». Советская морская пехота в бою [Текст] / Е. Абрамов; ред. И. Стешина; худож. ред. П. Волков.– М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 576 с.– (Война и мы).

  8. Разгром немецких войск под Москвой: московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г.– 31 января 1942 г. [Текст] / Ред.-сост. А. В. Жаворонков; под ред. Б. М. Шапошникова. – М.: Московские учебники и Картолитография, 2006. – 536 с.

  9. Война и судьбы: письма с фронта: сборник / Сост. Л. М. Снитенко, Ю. В. Емельянов. – М.: Паблис, 2010. – 79, с.: ил.

  10. Вооруженные силы СССР, 1941–1945 / Отв. за вып. И. В. Редько. – Минск: Харвест, 2011. – 456 с.: ил. – (Хроника сражений Великой Отечественной войны).

  11. Алиев Р. В. Штурм Брестской крепости / Ростислав Алиев. – М.: Эксмо: Яуза, 2012. – 796, с. – (Великая Отечественная: Неизвестная война).

  12. Ибрагимбейли Х. М. Битва за Кавказ. Крах операции «Эдельвейс» / Х. М. Ибрагимбейли. – М. : Вече, 2012. – 413, с.: 8 л. фот. и карт. – (1418 дней Великой войны). – Библиогр.: с. 362–408.

  13. Стародубцев А.Ф. Дважды невидимый фронт: Ленинградские чекисты в тылу врага / А. Ф. Стародубцев. – М.: Вече, 2010. – 445 с.: 8 л. фот. – (1418 дней Великой войны).

  14. 2-й Прибалтийский фронт. Освобождение Пушкиногорского района Псковской области. Фронтовая операция 7–18 апреля 1944 года. Архивные материалы Центрального архива Министерства Обороны РФ / Под ред. Д. Тимошенко. – М.: [б. и.], 2011. – 167 с.: ил.

  15. Никитенко Н.В. Партизанские комбриги: люди и судьбы: (командиры партизанских бригад, действовавших на оккупированной территории Ленинградской и Калининской областей в годы Великой Отечественной войны) / Николай Никитенко. –Псков: Великолукская городская типография, 2010 (Великие Луки). – 398 с.: ил., портр.

  16. Захаров М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. – М. Воениздат, 1989. – 316 с. – (Военные мемуары)

  17. Шахурин А.И. Крылья победы. – Примеч. Н. Кузнецова. – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1990. – 302 с., ил, порт.

  18. Буров А.В. Блокада день за днем. 22 июня 1941 – 27 янв. 1944. – Предисл. М. Дудина. –Л.: Лениздат, 1979. – 478 с., ил.

  19. files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара Киев- харьков Минск 2003 ббк 88. 1(0)

В столице состоялся парад кадет «Не прервется связь поколений!».

На Поклонной горе состоялся IV Московский парад кадет «Не прервется связь поколений!», посвященный 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Дату проведения парада приурочили ко дню памяти святого Георгия Победоносца и Дню герба и флага Москвы.

«Здесь, на Поклонной горе, собрались люди разных поколений, которых объединяет любовь к Отчизне и ее столице. Вместе с нами - героические фронтовики и труженики тыла, спасшие родную землю и весь мир от фашисткой чумы, вместе с нами - доблестные ветераны военной службы, отважные офицеры, приумножающие славные ратные традиции, вместе с нами - смелая и прекрасная молодежь, наследники Победы, достойные своих отцов, дедов и прадедов», - сказал Сергей Собянин, подчеркнув, что проводить парад в канун Дня Победы стало доброй традицией.

6 МАЯ

В параде кадет Москвы участвовали более 2,5 тысячи кадет - учеников кадетских классов общеобразовательных школ и кадетских школ-интернатов. Среди почетных гостей - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители Русской православной церкви, силовых ведомств, ветераны Великой Отечественной войны и герои Отечества. Всего более 20 тысяч человек. Патриарх Кирилл отметил, что именно с подвигов в юности формируется способность человека совершать подвиги в жизни: «Именно так совершали подвиги герои Великой Отечественной войны, имена которых будем вспоминать в День Победы». Он наградил технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука, а также школы № 1000 и 1785 за достигнутые успехи в духовно-нравственном воспитании учеников и участие в межрегиональном фестивале-конкурсе «Алтарь Отечества».

Сергей Собянин поздравил ветеранов, кадет и их родителей с Днем герба и флага Москвы и наступающим Днем Победы. Также он вручил благодарственные письма Мэра Москвы победителям городского конкурса «Лучший кадетский класс». Их получили ученики 7-го «В» класса школы № 2120, 8-го «К» класса школы № 1874, 9-го «К» класса школы № 2026 и 10-го «Ж» класса кадетской школы-интерната № 1 Первого московского кадетского корпуса. «Вы ярко проявляете себя в учебе, творчестве, активно участвуете в общественной жизни города», - сказал Мэр Москвы. Он напомнил, что кадеты участвовали в торжественном марше 7 ноября, посвященном параду 1941 года. «Кадеты Москвы - это смелость и достоинство, дисциплина и выправка, здоровый и активный образ жизни, честность и патриотизм», - добавил Сергей Собянин.

Поздравил кадет и председатель Московского городского совета ветеранов Владимир Долгих. «Эта победа сегодня объединяет всех независимо от принадлежности к политическим партиям, конфессиям и другим организациям. Она объединяет наш народ, она представлена материальной силой нашего общества. И главная задача нашей молодежи - понять значение этой победы и беречь ее», - сказал он.

Около пяти тысяч школьников побывали на интерактивном уроке «История Победы» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Он начался утром и завершился до начала парада.

Впервые на параде пронесли копию Знамени Победы. Ее московским кадетам ветераны войны вручили на городском форуме кадетского образования «Честь имею служить Отчизне!» 19 февраля этого года.

6 МАЯ
Парад кадетского движения Москвы «Не прервется связь поколений!»
Сегодня кадетские классы открыты в 168 общеобразовательных школах Москвы. Фактически кадетское образование стало одним из видов профильного обучения в учебных заведениях столицы - его получают 12,5 тысячи учащихся.

В городе работает также 12 кадетских школ-интернатов, среди них Московское военное суворовское училище, Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации, кадетское училище Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Минобороны России», Московское военно-музыкальное училище Минобороны России. В это число входит семь городских кадетских школ-интернатов, из них два учреждения - структурные подразделения колледжа полиции и технического пожарно-спасательного колледжа № 57 имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука. Всего кадетское образование в Москве получают 15 тысяч человек.

Конкурсный отбор учитывает успехи в учебе, физическое развитие, состояние здоровья, дальнейший выбор профессии военного. В 2017/2018 учебном году конкурс составил 3,5 человека на место.

А в 2016/2017 учебном году 65 кадет стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников на федеральном и региональном уровнях. 541 кадет - победители и призеры олимпиад городского уровня (Московская олимпиада школьников, городская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», музейно-историческая олимпиада «75-летие битвы за Москву» и другие). 1012 кадет - лауреаты творческих конкурсов городского уровня, 4,6 тысячи кадет сдали нормы ГТО на золотой и серебряный знаки отличия. Кроме того, 52 кадета стали лауреатами творческих конкурсов международного уровня, 292 - всероссийского.

В 2017 году свыше 90 процентов выпускников кадетских классов и учреждений поступили в высшие учебные заведения, в том числе более 65 процентов - в вузы Минобороны и других силовых министерств и ведомств России.

Ежегодно московские кадеты участвуют в городских мероприятиях патриотической направленности, среди которых:

Торжественный марш на Красной площади 7 ноября, посвященный историческому параду 7 ноября 1941 года;

Парад кадет города Москвы «Не прервется связь поколений!», посвященный Победе в Великой Отечественной войне;

Московский городской форум кадетского образования «Честь имею служить Отчизне!», посвященный Дню защитника Отечества;

День кадетского класса в Музее Победы (несение вахты почетным караулом на посту № 1 у огня Памяти и Славы на Поклонной горе);

Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений!»;

Мероприятия, посвященные дням воинской славы и памятным датам России.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1228"

ЭССЕ
Подготовила: ВОРОТЫНЦЕВА ЮЛИЯ (Призёр Олимпиады НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ - 2016. Оценка 26 б.)
РУКОВОДИТЕЛЬ МАРЧЕНКО Е.А.

Мы помним не вернувшихся с войны
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье!
А. Твардовский

Великая Отечественная война Четыре страшных года в истории нашей страны. Ни одна война не унесла столько жизней людей, как эта. Не пощадила она никого: ни детей, ни стариков, ни женщин. Нам сейчас трудно представить, что такое возможно. Но это, к сожалению, было. Миллионы людей погибли на поле боя, в плену, от голода и болезней в разрушенных городах и сёлах. А те, кто выжил, перенесли очень много бед и страданий в это тяжёлое время. Наша семья не осталась в стороне этих страшных для нашей страны испытаний. Из рассказов моей бабушки я знаю, что мои родственники тоже внесли свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. А рассказать я хочу о своём прапрадедушке по материнской линии, который погиб ещё до рождения моей бабушки.
Родин Семён Павлович родился в 1905 году в крестьянской семье в селе Князищево Одоевского района Тульской области. После революции село переименовали в Ленино. Там же в тридцатых годах мой прапрадед работал секретарём исполкома сельсовета. В 1938 году он был репрессирован за то, что выдал паспорт человеку, который хотел уехать на заработки в город. В то время из деревни перебраться туда было очень сложно. За это его отправили на Урал в Усольский исправительно-трудовой лагерь на лесозаготовки. Это был один из лагерей Гулага. В тяжелейших условиях он провёл там три с половиной года. Началась война. Летом 1941 года Семён Павлович был призван на фронт. Его, как и других заключённых из лагерей, отправили в штрафной батальон. Что такое штрафной батальон? Это люди, которых отправляли на передовую, в самые опасные места, под пули противника, порой даже без надлежащего снаряжения. И мой прапрадед прошёл через это и сумел показать себя смелым и преданным защитником Родины. Потом его перевели в 77 гвардейский мотострелковый ордена Суворова полк, где он был старшиной медицинской службы. Вместе с полком он участвовал в боях под Москвой, Курской битве, Орловской, Брянской, Белорусской и Городокской наступательных операциях. С поля боя он вынес сотни раненных бойцов, на его счету не одна спасённая жизнь.

27 декабря 1943 года в тяжёлых кровопролитных боях в Белоруссии мой прапрадед погиб. Захоронен он был возле деревни Малые Стайки Городокского района Витебской области. За свою смелость и решительность он был награждён медалью «За отвагу» и Орденом Красной Звезды, который так и не успел получить. Такой нелёгкий жизненный путь был у моего прапрадедушки. Прапрабабушка после 1938 года его так больше и не увидела. А он её очень сильно любил и писал об этом в письмах с фронта. А ещё он очень любил свою Родину и, несмотря ни на что, не пожалел своей жизни ради жизни других солдат, ради будущего своей страны, ради нас с вами. Мы свято чтим память о герое нашей семьи. Я горжусь своим прапрадедом! Все мы сохраняем прошлое ради будущего. Эта память важна и необходима не только нынешним, но и будущим поколениям. Сейчас некоторые политики пытаются исказить факты тех времён, уменьшить значение вклада советского народа в разгроме фашизма. В некоторых странах сносят памятники советским воинам-освободителям. Это всё недопустимо. Это предательство со стороны нынешнего поколения. История не прощает, когда её забывают