Неодновременное созревание различных органов называют. Понятие о росте и развитии

«ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

СТОМАТОЛОГИИ»

344. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОГО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ?

1. Неодновременное созревания различных функциональных систем;

2. Неодновременное созревание различных частей одной и той же функциональной системы;

3. Разное во времени включение в работу уже созревших функциональных систем.

345. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМОГЕНЕЗЕ?

1. Чем моложе организм, тем меньше требуется исполнительных органов для

обеспечения функции;

2. Любая функциональная система начинает работу, когда созреет хотя бы один из

ее исполнительных механизмов.

346. КОГДА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯФ УНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА?

1. С момента прорезывания первых зубов-антагонистов;

2. С момента прорезывания первых коренных зубов

347. КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА?

1. С окончанием прорезывания коренных молочных зубов;

2. С окончанием прорезывания постоянных коренных зубов.

348. С КАКОГО ВОЗРАСТА МАСТИКАЦИОГРАММА РЕБЕНКА НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ВЗРОСЛОГО?

1. С 10 лет; 2. С 12-13 лет; 3. С 17-18 лет.

349. НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ?

1. Снижение амплитуды жевательных движений и исчезновение дополнительных волн;

2. Увеличение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн;

3. Снижение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн.

350. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ:

1. Начинает формироваться с 8-10 месяцев и заканчивается к 2.5-3 годам;

2. Начинает формироваться с 3-6 месяцев и заканчивается к 2-3 годам.

3. Начинает формироваться с 1 года жизни и заканчивается к 5 годам.

Эталоны ответов на тесты

220. 3412

Литература

Нормальная физиология. Учебное пособие./Под ред. В.А. Полянцева.- М.: Медицина, 1989 г.

Ортопедическая стоматология. Учебник / Щербаков А.С. и др. 5-ое изд. – СПб. 1997.

Прохончуков.А., Логинова И.К., Жижина Н.А. Функциональная диагностика в стоматологческой практике. Библиотека практического врача, М.; Медицина. 1980, с. 271.

Рубинов И.С. Физиологические основы стоматологии. /. Ленинград: Медицина, 1970. – с. 333.

Терапевтическая стоматология. Учебник / Под ред. - М.; Медицина, 1999. С.

Хирургическая стоматология. Учебник / Под ред. Т.Г. Робустовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1996.- 688с.


Предисловие.. 4

1. ВВЕДЕНИЕ.. 5

2. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ... 6

2.1. Физиология возбудимых тканей. 6

2.1.1. Электрофизиологические зкономерности в практике врача-стоматологапрактике врача-стоматолога. 6

2.2. Физиология зубочелюстной системы. 13

2.2.1. Физиология зубов и пародонта. 20

2.2. Физиология центральной нервной системы. 25

2.3. Физиология желез внутренней секреции. 28

3.1. Физиология системы крови. 30

3.2. Физиология кровообращения. 35

3.3. Физиология дыхания. 40

3.4. Физиология пищеварения. 42

3.4.1. Физиология ротовой полости. 43

3.5. Обмен веществ и энергии. Питание. 46

  • (Документ)
  • Шпаргалка по анатомии ЦНС (Шпаргалка)
  • Шпоры по анатомии (Шпаргалка)
  • Лекции - Ветеринарная офтальмология (Лекция)
  • Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека (Документ)
  • Слабкина А.И., Солдатов А.П., Попова М.А. и др. Основы животноводства (Документ)
  • Лекции по возрастной физиологии (Лекция)
  • Ответы на экзамен по анатомии (Шпаргалка)
  • n1.doc

    I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ

    Общебиологические законы физического развития детей и основные закономерности роста и развития организма.

    1. К соматоскопическим показателям физического развития относят

    1 развитие мускулатуры 2 состояние осанки

    3 половое развитие 4 вес тела

    5 рост стоя

    2. Наиболее адекватными критериями возрастной периодизации являются

    1 социально-педагогические и половые 2 хронологические и социально- педагогические

    3 хронологические и психологические 4 морфо-функциональные и психологические

    3. Под акселерацией понимают

    1 замедление темпов развития организма 2 средний уровень развития

    по сравнению с предшествующим

    поколением

    3 ускорение темпов развития организма 4 всестороннее развитие

    по сравнению с предшествующим

    поколением

    4. Условное деление жизни человека на возрастные этапы называют

    1 паспортизацией возраста 2 возрастной периодизацией

    3 возрастной градацией 4 биологической классификацией возраста

    5. Синонимом понятия « календарный возраст» является

    1 паспортный возраст 2 костный возраст

    3 зубной возраст 4 биологический возраст

    6. Качественные функциональные изменения организма, приводящие к усложнению организации и взаимодействия всех его систем, процессов регуляции называется

    1 системогенезом 2 ростом

    3 эмбриогенезом 4 развитием

    7. Одним из этапов онтогенеза является _____________период

    1 пубертатный 2 плодный

    3 препубертатный 4 постпубертатный

    8. Период полового созревания называют

    1 постпубертатный 2 пубертатный

    9. Развивающийся организм ребенка достигает функциональной зрелости взрослого за

    1 16-20 лет 2 5-10 лет

    3 10-15 лет 4 30 лет

    10. К закономерностям роста и развития относят

    1 только гармоничность 2

    11. Для деления постнатального онтогенеза на перилды используют критерии

    1 морфологические, функциональные 2 только морфологические

    и психологические

    3 только функциональные 4 только психологические

    12. Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

    1 Соматометрические признаки (в)

    2 Физиометрические признаки (б)

    3 Соматоскопические признаки (а)

    Варианты ответов:

    а) осанка

    б)мышечная сила кисти

    в)окружность головы

    13. К тестам на определение соматической зрелости относят

    1 исследование памяти 2 филиппинский тест

    3 исследование развития второй 4 срисовывание ребенком

    сигнальной системы рукописного текста

    14. Костный возраст используют для определения

    1 биологического возраста 2 соматометрических показателей

    3 календарного возраста 4 соматоскопических показателей

    15. В процессе онтогенеза более раннее созревание вегетативных центров регуляции функций по сравнению с соматическими- это пример__________ роста и развития

    1 надежности 3 непрерывности

    3гетерохронности 4 гармоничности

    16.К соматоскопическим показателям физического развития относят (несколько)…

    1.рост стоя 2.рост сидя

    3.состояние осанки 4.развитие костно-мышечной системы

    5.половое развитие

    17.Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

    1 Соматометрические признаки (в)

    2 Физиометрические признаки (б)

    3 Соматоскопические признаки (а)

    Варианты ответов

    а) половое развитие

    б)мышечная сила кисти

    в)окружность головы

    18.Неодновременное созревание различных органов и систем называют (один)…..

    1.гармоничностью 2. надежностью

    3.гетерохронностью 4.гомеостазои

    1.В.П.Гундобин 2. И.П.Павлов

    3.П.К.Анохин 4.А.А.Маркосян

    20.Биологический возраст человека не определяют по (один)…

    1.скелетной зрелости 2.зубной зрелости

    3паспорным данным 4 степени развития вторичных

    Половых признаков

    21.Надежность роста и развития организма не связана с (один)….

    1.избыточность структурных элементов 2.пластичностью

    3.наличием репродуктивной системы 4 дублированием функций

    (например, наличие парных

    Органов)

    22.Наиболее адекватным методом определения функциональных возможностей организма является (один)…..

    1.метод функциональных нагрузок 2 наблюдение

    3.соматометрия 4. соматоскопия

    23.Наука, изучающая строение организма, его органов и систем, называется (один)….

    1.анатомией 2 гистологией

    3.цитологией 4физиологией

    24.Этап онтогенеза от момента зачатия до рождения называют(один)….

    1.постнатальным 2. пренатальным

    3.пубертатным 4постпубертатным

    24.Соответствие функциональным возможностям организма требованиям, предъявляемым со стороны окружающей среды на каждом этапе онтогенеза, называют (один)….

    1.надежностью 2 системогенезом

    3.гормоничностью 4 гетерохронностью

    25.Установите соответствие между группой антропометрическихз признаков и соответствующими показателями

    1. соматометрические признаки (а)

    2 физиометрические признаки )

    3 соматоскопические признаки (с)

    Варианты ответов

    а - рост стоя в - мышечная сила кисти с - осанка

    26.К медицинским критериям школьной зрелости не относят

    1 состояние здоровья

    27. Снижение двигательной активности называют

    1. гипотонией 2 гипотиреозом

    3 гипогликемией 4 гиподинамией

    28. К юношескому периоду относят лиц в возрасте ____ лет

    1. 14-16 2 22-25


        1. 4 16-21
    29.Возрастной период, когда при оценке уровня физического развития начинают учитывать половую принадлежность

    1раннеее детство 2 второе детство

    3грудной период 4 первое детство

    30. Надежность роста и развития организма обеспечивается за счет ____________ функций и органов:

    1 только дублирования 2 только пластичности

    3дублирования, пластичности, избыточности 4 только избыточности

    31.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) состоит из:

    1 резервного объема выдоха 2 дыхательного объема

    3 резервного объема вдоха 4 остаточного объема

    5 воздуха мертвого пространства

    32.При измерении длины тела испытуемый должен касаться стойки ростомера

    1 ягодицами 2 пятками

    3 межлопаточной областью 4 затылком

    33.Период внутриутробного развития с 9 –ти недель до рождения

    1. плодный 2 зародышевый

    3 пубертатный 4 эмбриональный

    34. К функциональным показателям физического развития ребенка относят:

    1 экскурсию грудной клетки 2 окружность головы

    3 окружность грудной клетки 4 длину и массу тела

    35.Наиболее значительно длина тела меняется в

    1 старости 2 период полового созревания

    3 возрасте 5-7 лет 4 первый год жизни

    36.ЖЕЛ (жизненная емкость легких) зависит от

    1 возраста 2 половой принадлежности

    3состояния здоровья 4 темперамент

    5 эмоционального статуса

    37.Период полового созревания называют

    1 постпубертатный 2 пубертатный

    3 препубертатный 4 пренатальным

    38.Календарный возраст-это возраст

    1 костный 2 зубной

    3 паспортный 4 биологический

    39.Более раннее созревание вегетативных центров регуляции функций по сравнению с соматическими- это пример ___________ роста и развития

    1 надежности 2 непрерывности

    3 гетерохронности 4 гармоничности

    40.Антропометрические исследования позволяют………..

    1дать общую оценку состоянию 2 оценить творческие способности

    физического развития ребенка

    3 определить степень 4 определить степень

    умственного развития психического развития

    41.Гармоничность- это_________развитие

    1ускоренное 2 среднее

    3 неодновременное созревание в онтогенезе 4 соответствие физиологических

    Различных органов и систем возможностей организма требованиям,

    предъявляемым окружающей средой

    42.Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является

    1 методика Рокича 2 бельгийский тест

    3 корректурная проба Анфимова 4 тест Керна в модификации Ирасека

    43.Ребенок не считается готовым к школьному обучению, если он

    1 не имеет медицинских противопоказаний 2 по биологическому возрасту

    2 набрал 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека 4 набрал более 10 баллов

    за тест Керна-Ирасека

    44.Синономом понятия « календарный» возраст является

    1возраст наступления половой зрелости 2 зубной возраст

    3хронологический возраст 4 костный возраст

    45.Наука, изучающая функции организма, называется (один)…

    1.гистологией 2. физиологией

    3.анатомией 4 морфологией

    46.Индивидуальное развитие организма называют (один)….

    1.филогенезом 2. антропогенезом

    3.системогенезом 4.онтогенезом

    47.Готовность ребенка к обучению в школе определяют по (один)….

    1.по уровню психического и 2.только по уровню физического

    физического развития развития

    координационным способностям

    3.только по уровню психического 4. только по координационным

    развития способностям

    48.К физиометрическим признакам относится ….

    1.форма ног 2.масса тела

    3.мышечная сила кисти 4. окружность грудной клетки

    49.Развитие вторичных половых признаков регулируется (один)….

    1.нервной системой 2. ферментами

    3.соматотропином 4 половыми гормонами

    50. Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития называется

    1 геронтологией 2 эмбриологией

    3 возрастной физиологией 4 антропологией

    51.К вторичным половым признакам относят …

    1. половые гормоны 2. половые органы

    52.Измерение жизненной емкости легких у детей возможно

    1 с момента рождения 2 с 1 года

    3 после 4-5 лет 4 после 7-8 лет

    52.Рост и развитие происходят в организме

    1 только в постнатальном периоде 2 только в критические

    Периоды онтогенеза

    3непрерывно в течение всего онтогенеза 4 только в перинатальном

    53 Величина жизненной емкости легких зависит от

    1 мышечной силы кисти 2 возраста

    3 становой силы 4 возраста

    54.При антропометрическом исследовании определение массы тела проводят с помощью медицинских весов

    1 без одежды 2 без обуви

    3натощак утром 4 перед отходом ко сну

    5после еды

    55.Биологический возраст человека определяется

    1 степенью созревания морфофункциональных 2 уровнем развития

    и психофизиологических качеств индивида эндокринных желез

    3 гармоничностью развития организма 4 развитием вторичных половых

    Признаков

    56.Половой деморфизм учитывается при периоде онтогенеза

    1 только грудном 2 только подростковом

    3 в определенном возрасте 4 всегда

    57. С помощью соматометрических методик нельзя определить

    1 окружность головы 2 мышечную силу

    3окружность груди 4 длину тела

    58. К понятию роста относят

    1 увеличение массы тела 2 формирование осанки

    3 увеличение жизненной емкости легких 4 увеличение мышечной силы

    59. Согласно возрастной периодизации восьмидесятилетнего человека относят к периоду __________ в возраста

    1 старческого 2 пожилого

    3 престарелого 4 зрелого

    60.Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

    1 Соматометрические признаки (в)

    2 Физиометрические признаки (б)

    3 Соматоскопические признаки (а)

    Варианты ответов

    а) половое развитие

    б)мышечная сила кисти

    в)окружность головы

    61.В процессе онтогенеза более раннее созревание вегетативных центров регуляции функций по сравнению с соматическими- это пример__________ роста и развития

    1 надежности 3 непрерывности

    3гетерохронности 4 гармоничности

    62. В процессе онтогенеза

    1 позже созревают средние мышцы 2 позже созревают крупные

    3 позже созревают мелкие мышцы 4созревание всех групп мышц

    Происходит одновременно

    63. К закономерностям роста и развития относят

    1 только гармоничность 2 гармоничность, надежность, гетерохронность

    3 только гетерохронность 4 только надежность

    64.Одним из этапов онтогенеза является _____________период

    1 пубертатный 2 плодный


    1. препубертатный 4 постпубертатный
    65.В ходе онтогенеза позже всего созревают:

    1.зрительная область коры больших полушарий 2 палочки

    3 зрительный нерв 4 колбочки

    66.В процессе онтогенеза позже созревают:

    1 крупные мышцы 2 мелкие мышцы

    3средние мышцы 4 созревание всех мышц

    Происходит одновременно

    67.Целесообразным с точки зрения экономии энергозатрат является _________________________ характер созревания:

    1 индивидуальный 2 одновременный (синхронный)

    3 последовательный (гетерохронный ) 4 соответствующий паспортному возрасту

    68.Критическим периодом формирования непроизвольного внимания, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера является:

    1 1 год 2 6-7 лет

    3 2-3 месяца 4 2-3 года

    69.Периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды называются……

    3сенситивными 4 адаптивными

    70.Ретардацией называют__________развитие

    1 ускоренное 2 замедленное

    3 среднее 4 всестороннее

    71.Решающее значение в формировании речи ребенка имеет

    1 общение со сверстниками 2 общение со взрослыми

    3 уровень соматической зрелости 4 зрелость ретикулярной формации

    72.В соответствии с социально-педагогическими критериями выделяют ____________период онтогенеза

    1 дошкольный 2 юношеский

    3 грудной 4 подростковый

    73.К физиометрическим показателям физического развития относят

    1 становую силу 2вес тела

    3 осанку 4 жизненную емкость легких

    5 экскурсию грудной клетки

    74. Дети с функциональными нарушениями относятся к__ группе здоровья

    1 первой 2 второй

    3 четвертой 4 пятой

    75.К общим свойствам организма не относят

    1 способность к регенерации 2 способность к росту и развитию

    3 обмен веществ и энергии 4 раздражимость

    76. К общим свойствам организма не относят

    1 способность к движению 2 способность к адаптации

    3 обмен веществ и энергии 4 способность к росту и развитию

    77.Совокупность всех генов данного организма называют

    1 генотип 2нормальной реакцией

    3 фенотип 4 мутация

    78.К медицинским критериям школьной зрелости не относят

    1 состояние здоровья 2 уровень биологического развития

    3 уровень физического развития 4 уровень умственного развития

    79.В процессе онтогенеза

    1 раньше созревают средние мышцы 2 раньше созревают крупные

    мышцы

    3 раньше созревают мелкие мышцы 4созревание всех групп мышц

    Происходит одновременно

    80. Причиной замедленного развития ребенка не может (не могут) стать

    1 отсутствие социальных контактов 2 сенсорная депривация

    3 сенсорнообогащенная среда 4 генетические факторы

    81. К вторичным половым признакам не относят

    1 половые железы 2 особенности волосяного покрова

    3 анатомические особенности тела 4 половое влечение

    К противоположному полу

    82. Дефицит сенсорной информации в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению

    1 обмена веществ 2 становления коммуникативного поведения

    3 гомеостаза 4 становления иммунной системы

    83.К психолого- педагогическим критериям школьной зрелости не относят

    1 соматической зрелости 2 развития памяти

    3 психосоциальной зрелости 4 умственной работоспособности

    84.Способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующим поколениям называют

    1 наследственность 2 размножение

    85. С понятием роста не связаны процессы увеличения

    1 2 количеством клеток

    3длиной тела 4 массой тела

    86. Процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции

    1 у детей и подростков 2 на всех этапах онтогенеза

    3 в зрелом возрасте 4 у стареющих людей

    87. Оценка показателей физического развития проходит по 5-ти бальной шкале, в которой не уровня

    1 средний 2 высокий

    3 низкий 4 очень низкий

    88. К субклеточным уровням организации организма человека относится уровень

    1 биохимический 2 клеточный

    3 тканевой 4 органный

    89. Школьная зрелость предполагает___________ готовность ребенка к систематическому обучению

    1 физическую (соматическую ) 2умозрительную

    3 психологическую 4 виртуальную

    5социальную

    90.В отличии от «внутригрупповой» акселерации под « эпохальной» акселерацией принимается

    1 замедленное развитие по сравнению 2 замедленное развитие по сравнению

    с предшествующим поколением со сверстниками своего поколения

    3 ускоренное развитие по сравнению со 4 ускоренное развитие по сравнению

    сверстниками своего поколения с предшествующим поколением

    91.Половые различия в строении тела появляются в __________ периоде

    1 пубертатном 2 юношеском

    3 пренатальном 4 постнатальном

    92. Синтез белка осуществляется на __________ уровне

    1 молекулярном 2 тканевом

    3 органном 4 системном
    93.Совокупность процессов синтеза сложных органических веществ, осуществляемых с затратами энергии называется

    1 метаболизм 2 диссимиляция

    3 ассимиляция 4 основным обменом
    94. Суточное потребление человека в углеводах составляет примерно:

    1 50-100 гр. 2 100-200 гр.

    3 800- 12000 гр 4 300-500 гр.
    95.Синтез белка происходит в:

    1 митохондриях 2 ядре

    3 комплексе Гольджи 4 рибосомах
    96.Относительное постоянство внутренней среды организма называется

    1 гомеостаз 2 ортостаз

    3гемостаз 4 гематокрит
    97. Способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующим поколениям называют

    1 наследственность 2 размножение

    3 норма реакции 4 изменчивость

    98.Процесс поступления веществ в организм, переработка и удаление конечных продуктов жизнедеятельности называется

    1 обменом веществ 2 питанием

    3 выделением 4 дыханием

    99. Гуморальный в переводе с латинского означает

    1. жидкостный 2 эндокринный

    3 тканевой 4энергетический

    100. Грудное молоко обладает иммунными свойствами так как содержит

    1 витамины 2 антитела

    3 лактозу 4 эмульгированные жиры

    101. Отличия в половом поведении проявляются в возрасте

    1 дощкольном 2. Зрелом

    3 подростковом 4 юношеском

    102. В поддержании гомеостаза участвуют

    1 только нервная система 2 только эндокринная система

    3 только иммунная система 4. нервная, эндокринная, иммунная

    103.К принципам закаливания не относят

    1 систематичность 2 комплексность

    3 однократное воздействие закаливающих факторов 4 постепенность

    104 После вакцинации ребенок обладает иммунитетом

    1 естественным активным 2 искусственным пассивным

    3искусственным активным 4 естественным пассивным

    105. Наиболее информативным показателем для определения биологического возраста в подростковом периоде является (ются)

    1 зубная зрелость 2 психическая зрелость

    3 костная зрелость 4 внешние половые признаки
    106. Относительное постоянство внутренней среды организма- это

    1 ортостаз 2 гематокрит

    3 гемостаз 4 гомеостаз

    107 Наиболее информативным показателем для определения биологического возраста в подростковом периоде является

    1 зубная зрелость 2 костная зрелость

    3 внешние половые признаки 4 психическая зрелость

    108 К признакам организма в большей степени определяемым внешней средой относятся

    1 группа крови 2 мышечная сила кисти

    3черты лица 4гемофилия

    109 Термин « гуморальный» в переводе с латинского обозначает:

    1 химический 2 физический

    3 механический 4 жидкостный

    110. К психолого- педагогическим критериям школьной зрелости не относят уровень:

    1 соматической зрелости 2 психосоциальной зрелости

    3психическеой зрелости 4 развития памяти

    111. .Ограничение двигательной активности ребенка приводит к (один)…

    1.ускорение развития нервной 2. ускорение развития дыхательной

    системы системы

    3. торможение развития нервной 4. торможения развития выделительной системы системы

    112Периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды называются……

    3сенситивными 4 адаптивными

    113Взаимодействие и общение детей друг с другом и детей со взрослыми способствует становлению __________ поведения

    1. социального 2 ассоциативного

    3мотивационного 4 адаптивного

    114.Естественный активный приобретенный иммунитет возникает у ребенка

    1 в результате вакцинации 2 после перенесенного инфекционного

    заболевания

    3 при кормлении материнским молоком 4 в результате введения сыворотки

    115. Механизмы регуляции позы и реализации последовательности серийных движений созревают

    1 в период второго детства 2 в юношеском возрасте

    3 в период первого детства 4 к началу грудного возраста

    116. С понятием роста не связаны процессы увеличения

    1 функциональных возможностей клеток 2 количеством клеток

    3длиной тела 4 массой тела

    II СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИ

    Анатомия, физиология сенсорных систем.

    1. Зрачок представляет собой отверстие в

    1 роговице 2 радужной оболочке глазного яблока

    3 сетчатке 4 хрусталике

    2. Органом чувств является

    1 глаз 2 кортиев орган

    3 рецептор 4 сетчатка

    3. К внешним анализаторам относят

    1 вкусовой 2 двигательный

    3 интеророцептивный 4 вестибулярный

    4. В оптическую систему глаза не входит

    1 зрачок 2 стекловидное тело

    3 хрусталик 4 роговица

    5. В состав среднего уха не входит

    1 наковальня 2 улитка

    3 молоточек 4 стремечко

    6. Прочное приспособление анализатора к силе и длительности действия раздражителя называется

    1 адаптация 2 последействие

    7. Наибольшая острота слуха свойственна6

    1 взрослым 2 подросткам

    3 новорожденным 4 дошкольникам

    8. Лучи от рассматриваемого предмета пересекаются перед сетчаткой

    1 при астигматизме 2 при близорукости

    3 в норме 4 при дальнозоркости

    9. К экстрарецепторам относят рецепторы анализатора

    1 вестибулярного 2 двигательного

    3 зрительного 4 висцерального

    10. В оптическую систему глаза входит

    1 зрачок 2 радужка

    3 сетчатка 4 хрусталик

    11.Усиление звуковых колебаний обеспечивают

    1 среднее и внутреннее ухо 2 наружное и внутреннее ухо

    3 наружное и среднее ухо 4 улитка и вестибулярный аппарат

    12. Роговица-это передняя часть

    1 сетчатки 2 хрусталика

    3 наружной оболочки (склеры) 4 сосудистая оболочка

    13. Специфическое действие шума проявляется в

    1 повышении порога слуховой 2 изменении работы центральной

    чувствительности нервной системы

    3 эндокринных расстройствах 4 изменении работы сердечно-

    Сосудистой системы

    14. Если ребенок сильно склоняет голову при письме, то у него наблюдается

    1 близорукость 2 астигматизм

    3 косоглазие 4 дальнозоркость

    15. Колебания жидкости в улитке приводят к

    1 раздражению слуховых рецепторов 2 колебанию барабанной перепонки

    3 колебанию слуховых косточек 4 колебанию овального окна

    16. «Кажущаяся»близорукость у детей связана с

    1 высокой эластичностью хрусталика 2 дефектом роговицы

    3 малыми размерами глазного яблока 4 нарушением аккомодации

    17. Неспецифическое действие шума проявляется

    1 в снижении порога слуховой 2 изменении работы сердечно

    чувствительности сосудистой системы

    3 появлении тугоухости 4 повышении порога слуховой чувствительности

    18.Наличие астигматизма определяется несовершенством

    1 роговицы 2 хрусталика

    3 стекловидного тела 4 сетчатки

    19. К органам чувств не относят

    1 глаз 2 мышечное веретено

    3 ухо 4 кожу

    20. Минимальная острота слуха отмечается

    1 у новорожденных 2 в 14-17 лет

    3 в 30 лет 4 в 2-3 года

    21. В оптическую систему глазного яблока не входит

    1 стекловидное тело 2 сетчатка

    3 роговица 4 хрусталик

    22. Невысокая острота слуха у новорожденных детей объясняется тем, что у них полость среднего уха заполнена

    1 соединительной тканью 2 жидкостью

    3 эпителиальной тканью 4 воздухом

    23. Светочувствительные рецепторы находятся в

    1 белочной оболочке 2 сетчатке

    3слепом пятне 4 сосудистой оболочке

    24. К внешним анализаторам относят

    1 вестибулярный 2 интероцептивный

    3 слуховой 4 двигательный

    25. К общим свойствам сенсорных систем не относят:

    1 координацию 2 высокую чувствительность

    3 последействие 4 адаптацию

    26.Раньше всего в процессе онтогенеза созревает ________ отдел анализатора (один)….

    1.корковый 2.проводниковый

    3.подкорковый 4рецепторный
    27.Цветовое зрение обеспечивают (один)….

    1.волосковые клетки 2.палочки и колбочки

    3.колбочки 4палочки

    28.Рецепторы, воспринимающие звук, находятся в (один)….

    1.наружном ухе 2 барабанной перепонке

    3.улитке внутреннего уха 4среднем ухе

    29.Естественная дальнозоркость у детей связана с (один)….

    1.большими размерами глазного яблока 2 нарушением аккомодации

    3малыми размерами глазного яблока 4дефектом роговицы

    30. Структура сенсорных систем (анализаторов) представлениа совокупностью_________ звеньев…..

    1.рецепторного и проводникового 2. рецепторного, проводникового

    коркового

    3.коркового и центрального 4 рецепторного и периферического

    31.Рецепторами зрительного анализатора являются (один)……

    1.волосковые клетки 2. палочки и колбочки

    3 свободные нервные окончания 4. тельца Пачини

    32. Слуховая зона коры располагается в (один)….

    1.лобной 2.височной

    3.затылочной 4 теменной

    33.К характеристикам освещенности не относят (один)…..

    1. уровень освещенности 2.световой коэффициент

    3.коэффициент заслонения 4.коэффициент аэрации

    34.В онтогенезе позже всего созревает ___________отдел анализатора (один)…

    1 проводниковый 2.подкоркрвый

    3.рецепторный 4корковый

    35.Корковый конец зрительного анализатора находится в __________ доле больших полушарий (один)…

    1.затылочной 2 височной

    3.теменной 4лобной

    36.Рецепторы, воспринимающие звук, располагаются в (во) (один)….

    1. барабанной перепонке 2.слуховой трубе

    3.внутреннем ухе 4. среднем ухе

    37.При дальнозоркости лучи фокусируются (один)….

    1. на радужке 2.на сетчатке

    3.за сетчаткой 4перед сетчаткой

    38.Высший анализ слуховой информации происходит в:

    1 слуховом нерве 2 кортиевом органе

    3 барабанной перепонке 4 височной области коры больших полушарий

    39.Изменение кривизны хрусталика происходит за счет работы:

    1 гладких мышц радужки 2 круговой мышцы глаза

    3 мышц, двигающих глазное яблоко 4 ресничной мышцы сосудистой

    оболочки глазного яблока

    40.При аккомодации происходит

    1 изменение кривизны хрусталика 2 сужение зрачка

    3 расширение зрачка 4 изменение порога чувствительности рецепторов

    41. Лучи от рассматриваемого предмета пересекаются за сетчаткой при

    1 астигматизме 2 дальнозоркости

    3 близорукости 4 в норме

    43. В состав зрительного анализатора не входит:

    1 палочки и колбочки 2 кортиев орган

    3 сенсорная зона больших полушарий 4 зрительный нерв

    44. К факторам развития близорукости у детей не относят:

    1продолжительность и интенсивность 2 температурный режим

    учебной нагрузки учебной комнаты

    3 недостаточное освещение рабочего 4 снижение тонуса

    места глазных мышц

    45.Фоторецепторы располагаются в

    1 сетчатке 2 белочной оболочке

    3хрусталике 4 сосудистой оболочке

    46.К группе интерорецепторов относят рецепторы____________ анализатора:

    1 зрительного 2 висцерального

    3 вестибулярного 4 двигательного

    47.Функцию восприятия звука выполняет:

    1 сетчатка 2 отолитовый орган

    3 кортиев орган 4 слуховой нерв

    48. Возникновению близорукости способствует:

    1 хорошо освещенное рабочее место 2 чтение в транспорте

    3 правильная посадка при чтении 4 гигиенически обоснованный

    49.К группе экстерорецепторов не относят рецепторы_________ анализатора

    1 двигательного 2 висцерального

    3 зрительного 4 вестибулярного

    50.В ходе онтогенеза позже всего созревает.

    Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза.

    Термин онтогенез (от греческого онтос - сущее и генезис – происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

    В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

    эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный). Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека.

    Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

    Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.



    Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т.д.) составляет 16-20 лет.

    Основные закономерности онтогенеза.

    1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т.е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898-1974) и его учениками и последователями.

    Функциональной системой называют временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток,регулирующих их сокращения. Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

    В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т.д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

    Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

    Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

    2. Гетерохронность и гармоничность развития. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит не одновременно, т.е. гетерохронно (от греческого гетерос – другой, хронос- время.)

    Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

    Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

    Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

    Термин онтогенез (от греч. онтос - сущее и генезис - происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй - от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни... которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ". Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16- 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18-20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

    Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития, или онтогенеза. Впервые термин онтогенез был введен Э. Геккелем (1866) для обозначения эмбрионального периода развития организма. В настоящее время онтогенез рассматривается как единый процесс развития, начинающийся с оплодотворения яйцеклетки и заканчивающийся естественной смертью.

    Каждый возрастной период характеризуется определенным состоянием всех структурных уровней организма: клеточного, тканевого, органного, системного. Процесс онтогенеза человека можно разделить на четыре основных периода: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние, старость. Внутриутробный период делят на эмбриональный (от 0 до 3 мес.) и плодный (от 3 до 9 мес.). В процессе онтогенеза организм повторяет историю филогенетического развития. Так, у эмбриона человека обнаруживаются жаберные щели, а сердце проходит стадию двухкамерного органа, как у рыб, затем трехкамерного, как у земноводных, и лишь потом становится четырехкамерным.

    Индивидуальное развитие проходит в соответствии с генетически обусловленной последовательностью, которая реализуется при взаимодействии организма с условиями среды. Переход от одного этапа развития к другому совершается в короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные, или критические, периоды онтогенеза. В их определении ведущее значение имеет скорость (время) развития физиологической функции. Другим важным признаком преобразовательных процессов является возникновение высокой чувствительности к определенным условиям среды - сенситивный период. Это связано с тем, что при быстром развитии функций ей необходим приток адекватной сенсорной информации. Отсутствие или дефицит ее может привести к процессу нарушения функции.

    Согласно теории системогенеза П. К. Анохина в основе индивидуального развития организма лежит несколько принципов: принцип гетерохронии , или неодновременного созревания не только органов, но и различных элементов одного и того же органа. Наиболее детально по показателям гетерохронии изучены структуры центральной нервной системы. Так, показано, что первыми в эмбриогенезе созревают нервные клетки стволовой части мозга, обеспечивающие формирование самостоятельной функциональной системы питания и дыхания плода. Особенно подробно исследована гетерохрония в функциональной системе питания новорожденного. Так, первыми созревают мышцы лица, обеспечивающие акт сосания, и соответствующие им участки ядер черепно-мозговых нервов. Или другой пример: гетерохрония созревания нервно-мышечного аппарата новорожденного, обеспечивающая реакцию хватания. В отношении функциональной системы дыхания показано гетерохронное созревание дыхательных структур продолговатого мозга и вышележащих отделов и последовательное становление ритмического дыхания.

    В развитии каждой функциональной системы можно выделить внутрисистемную гетерохронию, то есть неодновременное созревание всех ее элементов. Так, в функциональной системе дыхания, «готовой» в основе к моменту рождения, в постнатальный период дозревают центральные и периферические механизмы, которые обеспечивают более регулярное дыхание и его тонкое приспособление к изменениям внешней среды.

    Гетерохронное развитие можно проследить на примере созревания функциональной системы питания и хватательной реакции новорожденных. К моменту рождения нервные клетки спинного, продолговатого и среднего мозга, а также мышцы, связанные с сосанием и хватанием, созревают раньше и синхронно, несмотря на топографическую отдаленность друг от друга.

    Онтогенетическая гетерохрония закладки и развития отдельных элементов одной системы или различных функциональных систем есть результат филогенетической гетерохронии. Под влиянием естественного отбора эволюционно более молодая функция, лучше обеспечивающая приспособленность организма к условиям среды и его выживаемость от поколения к поколению, начинает развиваться быстрее. Общая закономерность гетерохронии развития, как в онтогенезе, так и в филогенезе заключается в том, что в более короткие сроки созревают функциональные системы наиболее значимые для выживания организма на данной стадии его развития.

    Для понимания онтогенетического развития существует ряд аналитических концепций, в частности А. А. Волоховым (1968) предложена концепция перехода локальных реакций плода человека в более общие в процессе онтогенеза. Примером служат ранние локальные сокращения мышц плода, до того как они начнут поддерживать позу и обеспечивать движения. Такие сокращения улучшают кровообращение, способствуют поступлению кислорода в ткани и удалению продуктов метаболизма и в то же время стимулируют развитие мышечного аппарата.

    В основу возрастной концепции И. А. Аршавского (1982) положено представление об общем энергетическом балансе организма и его состоянии, равновесном со средой. Основная функция организма - накопить и удержать энергию, противостоять «утечке» энергетических ресурсов организма при мышечной активности. Это явление имеет место не только в период раннего онтогенеза, но и при старении. Чем совершеннее энергетический баланс, тем лучше уравновешены анаболические и катаболические процессы, тем меньше организм подвергается избыточному катаболизму (и как его результат - подкислению) и тем длительнее его существование.

    Большой вклад в понимание индивидуального развития внесла концепция функционирования биологических систем, выдвинутая А. А. Маркосяном (1969). Она базируется на таких свойствах живой системы, как избыточность ее элементов, их дублирование и взаимозаменяемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев самой системы. Так, например, в период внутриутробного развития в яичниках закладывается от 4000 до 200 000 первичных фолликулов, а за весь репродуктивный период у женщины созревает всего 500-600 фолликулов. Другой пример избыточной функции: частота сердечных сокращений при крике ребенка равна 200 ударам в минуту, что соответствует работе сердца взрослого спортсмена при максимальных мышечных нагрузках.

    Исследования, проведенные Д. А. Фарбер, показали, что в ходе онтогенеза надежность биологических систем проходит определенные этапы становления и формирования. Если на ранних этапах постнатальной жизни она обеспечивается жестким, генетически детерминированным взаимодействием отдельных элементов функциональной системы, обеспечивающим осуществление элементарных реакций на внешние стимулы и необходимых жизненно важных функций (например, сосание), то в ходе развития все большее значение приобретают пластичные связи, создающие условия для динамичной избирательной организации компонентов системы.

    На примере формирования системы восприятия информации установлена общая закономерность обеспечения надежности адаптивного функционирования системы. Выделены три функционально различных этапа ее организации:

    1-й этап (период новорожденности) - функционирование наиболее рано созревающего блока системы, обеспечивающего возможность реагирования по принципу «стимул - реакция»;

    2-й этап (первые годы жизни) - генерализованное однотипное вовлечение элементов более высокого уровня системы обеспечивается дублированием ее элементов;

    3-й этап (наблюдается с преддошкольного возраста) - иерархически организованная многоуровневая система регулирования обеспечивает возможность специализированного вовлечения элементов разного уровня в обработку информации и организацию деятельности.

    В ходе онтогенеза по мере совершенствования центральных механизмов регуляции и контроля возрастает пластичность динамического взаимодействия элементов системы; избирательные функциональные констиляции формируются в соответствии с конкретной ситуацией и поставленной задачей (Д. А. Фарбер, Н. В. Ду­бровинская). Это обуславливает совершенствование адаптивных реакций развивающегося организма в процессе усложнения его взаимодействия с внешней средой и приспособительный характер функционирования на каждом этапе онтогенеза.

    Рост и развитие детского организма. Формирование организма человека продолжается и после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22-25 годам. В периоды роста и развития организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела.

    Рост и развитие организма включают процессы, в течение которых из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый индивидуум. Рост - это количественные преобразования, которые проявляются в увеличении размеров тела и его частей. Развитие - это качественные преобразования, протекающие в организме за счет дифференцировочных процессов, которые приводят соответственно к качественным и количественным изменениям функций развивающегося организма.

    Рост и развитие - это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции.

    Процессы роста и развития взаимосвязаны, но тем не менее находятся в диалектических противоречивых отношениях, так как ростовые процессы осуществляются за счет увеличения числа клеток, что должно подавлять клеточную дифференцировку, определяющую усложнение структурной и функциональной организации растущего организма. На протяжении одного возрастного периода одни ткани интенсивно растут, другие в это же время проходят этап дифференцировок.

    В большинстве тканей в функциональный период онтогенеза процессы роста и дифференцировок разделены временем, что приводит к появлению периодичности. Каждый период состоит из фазы дифференцировок с торможением роста и последующей фазы активации и расширения функциональных возможностей на базе сформированного нового качественного состояния клеток. Дифференцировки могут синхронизироваться в тканях, связанных едиными функциональными задачами и входящих в состав функциональной системы. Каждый этап развития направлен на достижение промежуточной цели, без которой не может быть реализован следующий этап, поэтому нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие достижению таких промежуточных целей, могут быть причиной самых тяжелых болезней развития.

    Рост и развитие детского организма с момента рождения и до наступления зрелости протекает гетерохронно , то есть неравномерно. Данная закономерность, изученная П. К. Анохиным, в период эмбрио­нального развития прослеживается и в постнатальном периоде. Периоды устойчивого роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или системы органов, которые необходимыдлясуществования организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения сформирована система питания жидкой пищей (молоком). В то же время развитие функциональных систем, в которых на данный момент жизни нет необходимости, задерживается, примером является развитие функциональной системы питания твердой пищей.

    В целом принцип гетерохронии свойственен всему онтогенезу, и данную закономерность можно проиллюстрировать на изменении длины тела детей и подростков. Наиболее интенсивны рост и развитие человека в первый год жизни. Средняя длина тела новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков 52,6 см; за первый год жизни она увеличивается на 25 см. На втором году она возрастает на 10-15 см, на третьем году жизни - на 8 см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела составляет 4-5 см. Максимальная скорость роста достигается в пубертатном периоде: длина тела может увеличиваться на 7-10 см. До 10 лет мальчики опережают в росте девочек. С 11-12 лет наступает «первый ростовой перекрест»: в связи с более ранним пубертатным ускорением девочки становятся выше мальчиков. Позднее, когда мальчики вступают в пубертатную фазу ускорения ростовых процессов (как правило, на два года позже девочек), наступает «второй ростовой перекрест», тогда мальчики снова становятся выше девочек. В среднем для русских детей, проживающих в городах, перекресты кривых роста приходятся на 10 лет 4 мес. и 13 лет 10 мес. соответственно (Никитюк , Чтецов , 1990). Межгрупповые различия обычно не превышают 6 мес.

    Увеличение длины тела в 6-7-летнем возрасте на 7-10 см получило название полуростового (или первого ростового) скачка. В период полового созревания (11-14 лет) происходит ростовой (второй ростовой), или пубертатный ,скачок . Длина тела при этом возрастает сразу в течение первого года на 11-12 см, а в последний год на 6-7 см. На рис. 4 представлен график изменения темпов роста с возрастом, на котором хорошо видно резкое увеличение скорости роста в период от 12 до 16 лет (пубертатный скачок роста), а также замедление снижения скорости роста от 6 до 8 лет (полуростовой скачок).

    Рис. 4. Изменение темпов роста с возрастом