Новый украинский закон об образовании. В украине вступил в силу новый закон об образовании

Дети с инвалидностью будут учиться в обычных классах – при обращении родителей в школу, группы или классы для такого ребенка должны быть созданы в обязательном порядке. Тем, кто не будет успевать за одноклассниками, законодатель гарантирует индивидуальные занятия. Кроме того, школа должна будет обеспечить детей необходимыми средствами: учебниками со шрифтом Брайля, аудиокнигами, преподаванием на языке жестов. С 1 сентября 2017 года прекратился набор в (до 31 декабря 2017 года они должны превратиться в детдома для детей-сирот): министерство настаивает на том, что все дети должны учиться вместе.

Основная часть закона говорит об индивидуальном подходе к ученику (который будет обеспечен индивидуальным учебным планом) и способности применять полученные знания в жизни – компетенциях.


Для родителей

Родители будут иметь право получать информацию о всех запланированных педагогических, психологических, медицинских, социологических мероприятиях, исследованиях и обследованиях, педагогических экспериментах. Также родители могут принимать участие в разработке индивидуальной программы развития ребенка (для учеников с инвалидностью) или индивидуального учебного плана, который будет у каждого ученика. Сейчас же школа не предоставляет персонализированного подхода к каждому ученику - дети учатся по утвержденной единой программе министерства.

Отныне всем желающим будет доступна полная информация о деятельности школы : территория обслуживания, информация о работниках, результаты мониторинга качества образования, годовой (в том числе и финансовый) отчеты деятельности, список товаров и услуг, полученных как благотворительная помощь, список платных услуг. Проследить, куда пошли ваши деньги и финансирования из местного бюджета, будет гораздо проще: достаточно зайти на сайт школы или местного управления образования. Сейчас получить такую информацию можно через запрос либо в районное управление образования, либо министерство, а за некоторыми закупками школы проследить с помощью Prozorro.


Родители могут стать членами попечительского совета. Совет же сможет участвовать в определении стратегии развития школы, участвовать в выборе директора, анализировать деятельность школы, контролировать выполнение бюджета и пытаться привлечь дополнительное финансирование.

Есть в законе также еще одна любопытная норма, согласно которой государство финансирует получение общего среднего образования в частном учебном заведении с лицензией, передавая ему «целевой объем средств в размере финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика общеобразовательного учебного заведения». , что сейчас на одного ученика из бюджета выделяется приблизительно 10 тысяч гривен в год, а на ученика с инвалидностью – 25 тысяч. Какой минимум будет выделен на одного ученика в следующем учебном году, а также по какой процедуре эти деньги смогут быть переданы частному заведению, еще предстоит решить Кабмину.

За помощью в решении споров родители смогут обратиться к . Он будет назначаться Кабмином на 5 лет: рассматривать и проверять жалобы учеников и их родителей, а также педагогических работников, давать рекомендации учреждениям, передавать факты правонарушений правоохранителям.

Для учителей и руководителей

Согласно последнему приказу министерства образования от 20.01.2017, минимальная ставка для специалиста составляет 2912 гривен. С 2020 года минимальная зарплата учителя будет составлять 3 минимальные заработные платы (сегодня 9600 гривен). Должностной оклад работника каждой следующей квалификационной категории повышается на 10%. За более трех лет работы в школе, учителям полагается надбавка в 10%, за 10 и более лет – 20%, а за более 30 лет – 30%.


Ежегодно учитель будет получать один оклад в качестве денежного вознаграждения. Также предусмотрена помощь на оздоровление и льготные долгосрочные кредиты на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. Механизм их предоставления в законе не прописан. Учителя в селах также смогут претендовать на бесплатное пользование жильем, отоплением и электроэнергией. Также не чаще, чем раз в десять лет, учитель сможет получить «творческий отпуск», длительностью до года с зачислением этого времени в общий стаж. К должностному окладу можно будет получить 20% суммы дополнительно, при условии успешного прохождения добровольной сертификации . Такая процедура хоть и не обязательна, но она будет засчитываться как аттестация. Аттестация раз в пять лет будет обязательной – в этом закон не изменился.

Больше никакого обязательного обучения в Институте последипломного педагогического образования - повышать свою квалификацию учитель сможет любыми способами (с помощью тренингов, мастер-классов, сертификатных программ). ИППО будут работать как и прежде, но у его услуг появится законная конкуренция. За 5 лет работы учитель должен будет пройти не менее 150 часов повышения квалификации, но улучшать знания нужно будет ежегодно и отныне не за свои деньги. Финансирование на повышения квалификации учителей будет получать школа, а педсовет - окончательно решать, поддержать ли предложение учителя в выборе способа своего обучения.


Учитель не будет скован обязательной министерской программой: он сможет организовать учебный процесс по своему усмотрению, предложить новые формы и методы обучения, аккредитовать свои программы. Его основная задача – соответствовать ожидаемым и прописанным министерством результатам на каждом этапе обучения, а в средствах достижения этого предоставляется выбор.

Школы станут более автономными. Они также будут избавлены от инспекций и аттестаций. Государство будет проводить аудит - проверять школу планово, раз в 10 лет. Делать это будет специально созданный орган - госслужба качества образования. Цель аудита – дать школе рекомендации для улучшения учебного процесса.

Директора школы будут выбирать на шесть лет по результатам конкурса. В голосовании будут участвовать учителя этой школы и родители. Директор сможет занимать должность только два срока. Именно директор будет формировать коллектив школы – назначать педагогов на руководящие должности, а также нанимать на работу учителей. Решения в школе должны будут приниматься всем коллективом: у всех педагогических работников учреждения появится обязанность участвовать в заседаниях педсовета.

В Украине вступил в силу новый закон «Об образовании», который Верховная Рада приняла 5 сентября и 25 сентября подписал президент Петр Порошенко. Этим законом введено 12-летнее среднее образование.

Обучение учащихся по программам двенадцатилетнего полного общего среднего образования начинается: для начального образования - с 1 сентября 2018 года; для базового среднего образования - с 1 сентября 2022 года; для профильного среднего образования - с 1 сентября 2027 года.

Законом определено, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

Предполагается, что в учебных заведениях, в соответствии с образовательной программой, могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках - государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза.

Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях для получения образования наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется через классы (группы) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком.

Лицам, принадлежащим к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях дошкольного и общего среднего образования наряду с государственным на языке соответствующего коренного народа. Это право реализуется через создание классов (групп) с обучением на языке этого народа наряду с государственным языком.

Кроме того, законом установлено, что лица, которые принадлежат к коренным народам, национальным меньшинствам Украины и начали получение общего среднего образования до 1 сентября 2018 года, до 1 сентября 2020 года продолжают получать такое образование в соответствии с правилами, действующими до вступления в силу данного закона с постепенным увеличением количества учебных предметов, изучаемых на украинском языке.

Согласно закону, должностной оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории устанавливается в размере трех минимальных зарплат.

Согласно закону, государственные и коммунальные учебные заведения отделены от церкви (религиозных организаций), имеют светский характер. Частные учебные заведения, в том числе основанные религиозными организациями, имеют право определять религиозную направленность собственной образовательной деятельности. Также в учебных заведениях запрещается создание ячеек политических партий и функционирование любых политических объединений.

В законе предусмотрена аттестация педагогических работников - очередная аттестация проходит не реже одного раза в пять лет. Решение аттестационной комиссии может быть основанием для увольнения педагогического работника с работы.

Предусмотрена сертификация педагогических работников путем независимого тестирования, самооценки и изучения практического опыта работы. При этом такая сертификация проходит на добровольных началах исключительно по инициативе педагога. Успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение аттестации педагогическим работником. Педагогические работники будут получать доплату за успешное прохождение сертификации.

Законом предусмотрено, что государство обеспечивает ассигнование на образование в размере не менее 7 процентов валового внутреннего продукта за счет средств государственного, местных бюджетов и других источников финансирования, не запрещенных законодательством. Государственные и коммунальные учебные заведения имеют право предоставлять платные образовательные и другие услуги, перечень которых утверждает Кабинет министров.

Законом предусмотрено, что наполняемость классов учреждений общего среднего образования не должна превышать 30 учеников, а в сельских школах количество учеников в классах должно составлять не менее пяти человек, а при меньшем количестве учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной или другим формам обучения. Также предусмотрено, что продолжительность уроков в учебных заведениях составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых-четвертых классах - 40 минут, в пятых-одиннадцатых классах - 45 минут.

Согласно закону, руководитель государственного и коммунального учреждения общего среднего образования назначается на должность по результатам конкурсного отбора сроком на шесть лет и не более двух сроков подряд.

Закон вступает в силу со следующего после его опубликования дня, кроме ряда положений, которые вступают в другие сроки, в частности, оплаты труда педагогических работников, введения 12-летнего образования.

Закон вступает в силу со следующего после его опубликования день, кроме ряда положений, которые вступают в другие сроки, в частности, оплаты труда педагогических работников, введение 12-летнего образования.

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об образовании

Образование является основой интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности, ее успешной социализации, экономического благополучия, залогом развития общества, объединенного общими ценностями и культурой, и государства.

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее талантов, интеллектуальных, творческих и физических способностей, формирования ценностей и необходимых для успешной самореализации компетентностей, воспитание ответственных граждан, способных к сознательному общественному выбору и направлению своей деятельности на пользу другим людям и обществу, обогащение на этой основе интеллектуального, экономического, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня граждан для обеспечения устойчивого развития Украины и ее европейского выбора.

Этот Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права человека на образование, прав и обязанностей физических и юридических лиц, которые участвуют в реализации этого права, а также определяет компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере образования.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:

1) автономия - право субъекта образовательной деятельности на самоуправление, которое заключается в его самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений относительно академических (образовательных), организационных, финансовых, кадровых и других вопросов деятельности, осуществляемой в порядке и пределах, определенных законом;

2) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса во время осуществления педагогической, научно-педагогической, научной и/или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова, мысли и творчества, распространения знаний и информации, свободного обнародования и использования результатов научных исследований с учетом ограничений, установленных законом;

3) бесплатное образование - образование, которое приобретается лицом за счет средств государственного и/или местных бюджетов в соответствии с законодательством;

3-1) буллинг (травля) - деяние (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, которые совершаются в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.

Типичными признаками буллинга (травли) являются:

систематичность (повторяемость) действия;

наличие сторон - обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);

действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение интересам потерпевшего обидчика, и/или причинение социальной изоляции потерпевшего;

4) преподавательская деятельность - деятельность, которая направлена на формирование знаний, других компетентностей, мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и/или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг, курсы, мастер-класс, вебинар и т.п.), и которая осуществляется педагогическим (научно-педагогическим) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основании соответствующего трудового или гражданско-правового договора;

5) электронный учебник (пособие) - электронное учебное издание с систематизированным изложением учебного материала, которое соответствует образовательной программе, содержит цифровые объекты разных форматов и обеспечивает интерактивное взаимодействие;

6) учреждение образования - юридическое лицо публичного или частного права, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность;

7) основатель заведения образования - орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано учебное заведение или иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанности учредителя;

8) соискатели образования - воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты (адъюнкты), докторанты, иные лица, которые получают образование в любом виде и форме получения образования;

9) индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала соискателя образования, который формируется с учетом его способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта, основывается на выборе соискателем образования видов, форм и темпа получения образования, субъектов образовательной деятельности и предлагаемых ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения. Индивидуальная образовательная траектория в учреждении образования может быть реализована через индивидуальный учебный план;

10) индивидуальная программа развития - документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, закрепляет перечень необходимых психолого-педагогических, коррекционных потребностей/услуг для развития ребенка и разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению;

11) индивидуальный учебный план - документ, который определяет порядок, форму и темп усвоения соискателем образования образовательных компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории и разрабатывается учреждением образования во взаимодействии с соискателем образования при наличии необходимых для этого ресурсов;

12) инклюзивное обучение - это система образовательных услуг, гарантированных государством, которая базируется на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного вовлечения и включения в образовательный процесс всех его участников;

13) инклюзивная образовательная среда - совокупность условий, способов и средств их реализации для совместного обучения, воспитания и развития соискателей образования с учетом их потребностей и возможностей;

14) квалификация - признанная уполномоченным субъектом и заверенная соответствующим документом стандартизированная совокупность добытых лицом компетенций (результатов обучения);

15) компетентность - динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, которая определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность;

16) образовательный процесс - система научно-методических и педагогических мероприятий, направленных на развитие личности путем формирования и применения компетенций;

17) образовательная деятельность - деятельность субъекта образовательной деятельности, направленная на организацию, обеспечение и реализацию образовательного процесса в формальном и/или неформальном образовании;

18) образовательная услуга - комплекс определенных законодательством, образовательной программой и/или договором действий субъекта образовательной деятельности, которые имеют определенную стоимость и направленных на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения;

19) образовательная программа - единый комплекс образовательных компонентов (предметов изучения, дисциплин, индивидуальных заданий, контрольных мероприятий и т.п), спланированных и организованных для достижения определенных результатов обучения;

20) лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, которое нуждается в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе с целью обеспечения его права на образование;

21) педагогическая деятельность - интеллектуальная, творческая деятельность педагогического (научно-педагогического) работника или самозанятого лица в формальном и/или неформальном образовании, направленная на обучение, воспитание и развитие личности, ее общекультурных, гражданских и/или профессиональных компетенций;

22) результаты обучения - знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, оценить и измерить и которые человек способен продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов;

23) уровень образования - завершенный этап образования, который характеризуется уровнем сложности образовательной программы, совокупности компетенций, которые определены, как правило, стандартом образования и соответствуют определенному уровню Национальной рамки квалификаций;

24) разумное приспособление - введение, если это нужно в конкретном случае, необходимых модификаций и адаптаций с целью обеспечения реализации лицами с особыми образовательными потребностями конституционного права на образование наравне с другими лицами;

25) система образования - совокупность составляющих образования, уровней и ступеней образования, квалификаций, образовательных программ, стандартов образования, лицензионных условий, учреждений образования и других субъектов образовательной деятельности, участников образовательного процесса, органов управления в сфере образования, а также нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между ними;

26) специальные законы - законы Украины "О дошкольном образовании" , "Об общем среднем образовании" , "О внешкольном образовании" , "О профессионально-техническом образовании" , "О высшем образовании" ;

27) субъект образовательной деятельности - физическое или юридическое лицо (учреждение образования, предприятие, учреждение, организация), осуществляющее образовательную деятельность;

28) универсальный дизайн в сфере образования - дизайн предметов, окружающей среды, образовательных программ и услуг, который обеспечивает их максимальную пригодность для использования всеми лицами без необходимой адаптации или специального дизайна;

29) качество образования - соответствие результатов обучения требованиям, установленным законодательством, соответствующим стандартом образования и/или договором о предоставлении образовательных услуг;

30) качество образовательной деятельности - уровень организации, обеспечения и реализации образовательного процесса, обеспечивающей получение качественного образования лицами и соответствует требованиям, установленным законодательством и/или договором о предоставлении образовательных услуг.

2. Положения этого и специальных законов в отношении родителей касаются также других законных представителей соискателей образования. Родители, иные законные представители реализуют соответствующие положения этого Закона и специальных законов в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, а также в соответствии с законодательством в отношении лиц, дееспособность которых ограничена.

Статья 2. Законодательство Украины об образовании

1. Законодательство Украины об образовании основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, специальных законов, других актов законодательства в сфере образования и науки и международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты не могут сужать содержание и объем конституционного права на образование, а также определенных законом автономии субъектов образовательной деятельности и академических свобод участников образовательного процесса.

Письма, инструкции, методические рекомендации, другие документы органов исполнительной власти, кроме приказов, зарегистрированных Министерством юстиции Украины, и документов, регулирующих внутреннюю деятельность органа, не являются нормативно-правовыми актами и не могут устанавливать правовые нормы.

3. Субъект образовательной деятельности имеет право самостоятельно принимать решение по любым вопросам в рамках своей автономии, определенной настоящим Законом, специальными законами и/или учредительными документами, по вопросам, не урегулированным законодательством.

Статья 3. Право на образование

1. Каждый имеет право на качественное и доступное образование. Право на образование включает право получать образование на протяжении всей жизни, право на доступность образования, право на бесплатное образование в случаях и порядке, определенных Конституцией и законами Украины.

2. В Украине создаются равные условия доступа к образованию. Никто не может быть ограничен в праве на получение образования. Право на образование гарантируется независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности, гражданства, национальности, политических, религиозных или иных убеждений, цвета кожи, места проживания, языка общения, происхождения, социального и имущественного положения, наличия судимости, а также других обстоятельств и признаков.

3. Право лица на образование может реализовываться путем его получения на разных уровнях образования, в различных формах и различных видах, в том числе путем получения дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования и образования взрослых.

4. Каждый имеет право на доступ к публичным образовательным, научным и информационным ресурсам, в том числе в сети Интернет, электронным учебникам и другим мультимедийным учебным ресурсам в порядке, определенном законодательством.

5. Государство осуществляет социальную защиту соискателей образования в случаях, определенных законодательством, а также обеспечивает равный доступ к образованию лицам из социально уязвимых слоев населения.

6. Государство создает условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также обеспечивает выявление и устранение факторов, препятствующих реализации прав и удовлетворению потребностей таких лиц в сфере образования.

7. Иностранцы и лица без гражданства получают образование в Украине согласно законодательству и/или международным договорам Украины.

8. Лицо, которое признано беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите согласно Закону Украины "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите", имеет равное с гражданами Украины право на образование.

9. Право на образование не может быть ограничено законом. Закон может устанавливать особые условия доступа к определенному уровню образования, специальности (профессии).

Статья 4. Обеспечение права на бесплатное образование

1. Государство обеспечивает:

бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования в соответствии со стандартами образования;

развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предсвысшего, высшего и последипломного образования в соответствии с законодательством.

2. Право на бесплатное образование обеспечивается:

для соискателей дошкольного и полного общего среднего образования - за счет развития сети учреждений образования всех форм собственности и их финансового обеспечения в порядке, установленном законодательством, и в объеме, достаточном для обеспечения права на образование всех граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории Украины;

для соискателей внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и последипломного образования - в учреждениях образования или других субъектов образовательной деятельности за счет финансирования из государственного и/или местного бюджетов в порядке, установленном законодательством;

для соискателей высшего образования - в учреждениях образования за счет финансирования из государственного и/или местного бюджетов в порядке, установленном законодательством.

3. Государство гарантирует всем гражданам Украины и другим лицам, которые находятся в Украине на законных основаниях, право на бесплатное получение полного общего среднего образования в соответствии со стандартами образования.

Государство гарантирует бесплатное обеспечение учебниками (в том числе электронными), пособиями всех соискателей полного общего среднего образования и педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Государственная политика в сфере образования

1. Образование является государственным приоритетом, который обеспечивает инновационное, социально-экономическое и культурное развитие общества. Финансирование образования является инвестицией в человеческий потенциал, устойчивое развитие общества и государства.

2. Государственную политику в сфере образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки, другие центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

3. Государственная политика в сфере образования формируется и реализуется на основе научных исследований, международных обязательств, отечественного и зарубежного опыта с учетом прогнозов, статистических данных и индикаторов развития с целью удовлетворения потребностей человека и общества.

4. Документами государственного прогнозирования и стратегического планирования развития образования является прогноз развития образования, стратегия развития образования Украины, соответствующие государственные, региональные и местные целевые программы, планы деятельности в сфере образования органов власти. Органы власти обеспечивают открытый доступ к указанным документам путем их обнародования на своих официальных веб-сайтах.

5. Государство создает условия для получения гражданского образования, направленного на формирование компетентностей, связанных с реализацией лицом своих прав и обязанностей как члена общества, осознанием ценностей гражданского (свободного демократического) общества, верховенства права, прав и свобод человека и гражданина.

Статья 6. Принципы государственной политики в сфере образования и принципы образовательной деятельности

1. Принципами государственной политики в сфере образования и принципами образовательной деятельности являются:

человекоцентризм;

верховенство права;

обеспечение качества образования и качества образовательной деятельности;

обеспечение равного доступа к образованию без дискриминации по любым признакам, в том числе по признаку инвалидности;

развитие инклюзивной образовательной среды, в том числе в учреждениях образования, наиболее доступных и приближенных к месту проживания лиц с особыми образовательными потребностями;

обеспечение универсального дизайна и разумного приспособления;

научный характер образования;

разнообразие образования;

целостность и преемственность системы образования;

прозрачность и публичность принятия и выполнения управленческих решений;

ответственность и подотчетность органов управления образованием и учреждений образования, других субъектов образовательной деятельности перед обществом;

институциональное разделение функций контроля (надзора) и функций обеспечения деятельности учреждений образования;

интеграция с рынком труда;

неразрывная связь с мировой и национальной историей, культурой, национальными традициями;

свобода в выборе видов, форм и темпа получения образования, образовательной программы, учебных заведений, других субъектов образовательной деятельности;

академическая добродетель;

академическая свобода;

финансовая, академическая, кадровая и организационная автономия учреждений образования в пределах, определенных законом;

гуманизм;

демократизм;

единство обучения, воспитания и развития;

воспитание патриотизма, уважения к культурным ценностям Украинского народа, его историко-культурного наследия и традиций;

формирование осознанной потребности в соблюдении Конституции и законов Украины, нетерпимости к их нарушению;

формирование уважения к правам и свободам человека, нетерпимости к унижению его чести и достоинства, физического или психического насилия, а также к дискриминации по любым признакам;

формирование гражданской культуры и культуры демократии;

формирование культуры здорового образа жизни, экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

невмешательство политических партий в образовательный процесс;

невмешательство религиозных организаций в образовательный процесс (кроме случаев, определенных настоящим Законом);

разносторонность и сбалансированность информации относительно политических, мировоззренческих и религиозных вопросов;

государственно-общественное управление;

государственно-общественное партнерство;

государственно-частное партнерство;

содействие обучению на протяжении жизни;

интеграция в международное образовательное и научное пространство;

нетерпимость к проявлениям коррупции и взяточничества;

доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством.

2. Образование в Украине должно строиться по принципу равных возможностей для всех.

Статья 7. Язык образования

1. Языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

Государство гарантирует каждому гражданину Украины право на получение формального образования на всех уровнях (дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего), а также дополнительного и последипломного образования на государственном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, относящимся к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и общего среднего образования, наряду с государственным языком, соответствующего коренного народа. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего коренного народа Украины наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, которые принадлежат к числу коренных народов, национальных меньшинств Украины гарантируется право на изучение языка соответствующих коренного народа или национального меньшинства в коммунальных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

Лицам с нарушением слуха обеспечивается право на обучение жестового языка и на изучение украинского жестового языка.

2. Учреждения образования обеспечивают обязательное изучение государственного языка, в частности заведения профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования - в объеме, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность в выбранной отрасли с использованием государственного языка.

Лицам, которые принадлежат к числу коренных народов, национальных меньшинств Украины, иностранцам и лицам без гражданства создаются надлежащие условия для изучения государственного языка.

3. Государство способствует изучению языков международного общения, прежде всего английского языка, в государственных и коммунальных учебных заведениях.

4. В учреждениях образования согласно образовательной программе могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя или более языками - государственным языком, английским языком, другими официальными языками Европейского Союза.

5. По желанию соискателей профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования учреждения образования создают возможности для изучения языка коренного народа, национального меньшинства Украины как отдельной дисциплины.

6. Государство способствует созданию и функционированию за рубежом учреждений образования, в которых обучение осуществляется на украинском языке или изучается украинский язык.

7. Особенности использования языков в отдельных видах и на отдельных уровнях образования определяются специальными законами.

Статья 8. Виды образования

1. Лицо реализует свое право на образование в течение жизни путем формального, неформального и информального образования. Государство признает эти виды образования, создает условия для развития субъектов образовательной деятельности, предоставляющих соответствующие образовательные услуги, а также поощряет получение образования всех видов.

2. Формальное образование - это образование, которое приобретается по образовательным программам согласно определенным законодательством уровням образования, отраслям знаний, специальностям (профессиям) и предусматривает достижение соискателями образования определенных стандартами образования результатов обучения соответствующего уровня образования и получения квалификаций, которые признаются государством.

3. Неформальное образование - это образование, которое приобретается, как правило, по образовательным программам и не предусматривает присуждение признанных государством образовательных квалификаций по уровням образования, но может завершаться присвоением профессиональных и/или присуждением частичных образовательных квалификаций.

4. Информальное образование (самообразование) - это образование, которое предусматривает самоорганизованное получение лицом определенных компетентностей, в частности во время повседневной деятельности, связанной с профессиональной, общественной или другой деятельностью, семьей или досугом.

5. Результаты обучения, полученные путем неформального и/или информального образования, признаются в системе формального образования в порядке, определенном законодательством.

Статья 9. Формы получения образования

1. Лицо имеет право получать образование в различных формах или сочетая их.

Основными формами получения образования являются:

институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая);

индивидуальная (экстернатная, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве);

дуальная.

2. Очная (дневная, вечерняя) форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования, которая предполагает их непосредственное участие в образовательном процессе.

3. Заочная форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования путем сочетания очной формы образования во время кратковременных сессий и самостоятельного овладения образовательной программой в промежутке между ними.

4. Дистанционная форма получения образования - это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном с опосредованным взаимодействием удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, которая функционирует на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

5. Сетевая форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой происходит при участии различных субъектов образовательной деятельности, которые взаимодействуют между собой на договорных началах.

6. Экстернатная форма получения образования (экстернат) - это способ организации обучения, соискателей образования, по которым образовательная программа полностью усваивается соискателем самостоятельно, а оценивание результатов обучения и присуждение образовательной квалификации осуществляются в соответствии с законодательством.

7. Семейная (домашняя) форма получения образования - это способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями для получения формального (дошкольного, полного общего среднего) и/или неформального образования. Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители. Оценивание результатов обучения и присуждение образовательных квалификаций осуществляются в соответствии с законодательством.

8. Педагогический патронаж - это способ организации образовательного процесса педагогическими работниками, который предполагает обеспечение усвоения ими образовательной программы соискателем образования, который по психофизическому состоянию или по другим причинам, определенным законодательством, в частности с целью обеспечения доступности получения образования, требует такой формы.

9. Получение образования на рабочем месте - это способ организации обучения, соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой (как правило, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего образования) происходит на производстве путем практического обучения, участия в исполнении трудовых обязанностей и заданий под руководством специалистов-практиков, привлеченных к образовательному процессу.

10. Дуальная форма получения образования - это способ получения образования, предусматривающий сочетание обучения лиц в учреждениях образования (у других субъектов образовательной деятельности) с обучением на рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и организациях для приобретения определенной квалификации, как правило, на основе договора.

11. Особенности применения форм получения образования для разных уровней образования могут определяться специальными законами.

Закон Украины от 5 сентября 2017 года №2145-VIII
"Об образовании"

О документе

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 6 октября 2017 года №78, стр. 7, статья 2392, код акта 87438/2017

Примечание к документу

В соответствии с частью 1 раздела XII настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 28 сентября 2017 года, за исключением:

И абзаца третьего части второй статьи 59 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2018 года;

- абзацев первого и третьего части второй статьи 61 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2018 года и реализуются в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 настоящего раздела;

Одним росчерком пера депутаты спровоцировали недовольство практически всех стран-соседей, закон об образовании. Европейские партнеры Киева озабочены тем, что обучение в государственных школах постепенно переведут на украинский язык, а языки нацменьшинств исключат из учебного процесса. разбиралась в нюансах и возможных последствиях реформы.

Учат в школе

На Украине на языках нацменьшинств сейчас учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Всего в стране более 15 тысяч школ, из них с русским языком обучения - 581, румынским - 75, венгерским - 71, молдавским - 3 и польским - 5. При этом, по словам заместителя министра образования и науки Павла Хобзея, всего в украинских школах почти 10 процентов учеников обучаются на русском языке. Интересно, что в частных школах примерно 40 процентов учеников выбирают в качестве языка образования именно русский.

Такая статистика, однако, не смутила украинских законодателей. В первый день осенней сессии, 5 сентября, депутаты Верховной Рады во втором чтении закон «Об образовании». Документ уже поддержал президент страны , заявив, что новая школа открывает двери для «нового поколения украинцев - компетентных, патриотичных, открытых миру». «Образование - это ключ к будущему Украины. Принятие новой редакции закона "Об образовании" дает нам этот ключ», - уточнил глава государства.

Главное в реформе то, что в школах фактически запрещается преподавание на любом языке, кроме украинского. С 2018 года отменяется преподавание на языках национальных меньшинств, начиная с пятого класса. К 2020-му обучение на языках национальных меньшинств будет ликвидировано полностью. С 2018-го прекращается издание учебников на русском языке. Небольшие поблажки сделаны только для «коренных народов Украины». Это понятие нигде четко не прописывается, но авторы закона отнесли к таковым крымских татар, крымчаков и караимов. Им позволят формировать в школах отдельные классы. Разрешается также преподавать один или несколько предметов на английском языке и других языках стран , но русскоязычное образование исчезнет полностью.

Эксперты говорят, что такие законодательные новации противоречат 10-й статье Конституции Украины, в которой сказано , что государственным языком является украинский, но государство способствует развитию и русского языка, и языков других национальных меньшинств. Право свободного пользования родными языками во всех сферах общественной жизни, включая образование, гарантировалось и в Декларации прав национальностей Украины .

Противоречит новый закон также закону «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 2003 года. «Тот язык, который является для детей родным, практически будет запрещен для выпускников средних школ, потому что в старших классах он просто не будет изучаться», - предрекает противник реформы, депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока» .

Сторонники преобразований называют изменения естественными. «Украина - единственная страна - носитель украинского языка, и закон "Об образовании" расширяет употребление государственного языка в образовательной сфере, это нормально», - говорит министр образования Лилия Гриневич. В ведомстве новшества объясняют как раз заботой о будущем детей, обучающихся на языке нацменьшинств. Отмечается , что в 2016 году 60 процентов учеников венгерских и румынских школ не преодолели порог тестирования по украинскому языку, а значит, их возможности получить на Украине высшее образование были сильно ограничены.

Нож в спины

Проект украинизации образования вызвал возмущение у большинства стран-соседей Украины. Примечательно, что с требованием наложить вето на закон к Петру Порошенко обратились не только украинские оппозиционные политики, но и соратник главы государства, Закарпатской области (в регионе проживают не менее 150 тысяч этнических венгров, а также более 20 тысяч этнических словаков и румын).

Фото: Павел Паламарчук / РИА Новости

Самую жесткую и даже агрессивную позицию заняла Венгрия. Сначала позорным и стыдным документ министр иностранных дел страны . «Поправка серьезно нарушает права венгерского меньшинства. Позорно, что страна, стремящаяся к более тесным связям с ЕС, приняла закон, прямо идущий против европейских ценностей», - сказал он. Позже Будапешт обратился с жалобой в и . Сийярто объяснил, что Венгрия просит принять меры, которые не позволят закону вступить в силу. На сайте МИД Венгрии также было опубликовано сообщение о том, что Будапешт больше не будет поддерживать инициативы Украины в международных организациях. «Украина вонзила Венгрии нож в спину, когда внесла изменения в закон об образовании», - говорится там.

В министерстве иностранных дел Румынии выразили надежду, что права румынского меньшинства на Украине будут сохранены, и подчеркнули обеспокоенность Бухареста в связи с этим вопросом. Министерство иностранных дел Польши пообещало пристально следить за выполнением на Украине закона «Об образовании» и предпринять все необходимые меры, чтобы обеспечить полякам доступ к обучению на польском языке. Президент Молдавии киевские власти отменить новый закон. Он выразил мнение, что община румын и молдаван на Украине рискует подвергнуться денационализации. Позже всех отреагировали российские дипломаты. 12-летнее обучение при одновременном сокращении обязательных для изучения предметов с 22 до 9. В частности, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии будут создаваться интеграционные курсы «Природа и человек», «Человек и мир». Язык и литература сольются в предмет «Словесность», а алгебра и геометрия вернутся в общий курс математики. Вероятно, это приведет к массовым сокращениям учителей. В отдельной поправке оговорено право административного преследования педагогов, уничижительно отзывающихся об украинских символах или самом государстве.

Новый закон, очевидно, должен способствовать усилению патриотических чувств украинской молодежи. О том, как нововведения скажутся на качестве образования, судить пока рано, но едва ли они пойдут на пользу тем ученикам, для кого украинский язык не родной. В первую очередь речь идет о русскоязычных гражданах Украины. Помешать введению закона они вряд ли смогут. Россия за последние годы утратила почти все рычаги влияния на соседнюю страну, а любые попытки самоорганизации граждан внутри Украины трактуются как сепаратизм и чреваты серьезными последствиями. Гораздо больше шансов на отстаивание своих интересов у представителей венгерской, румынской и польской общин. Украина по-прежнему дорожит евроинтеграцией, поэтому любые барьеры на этом пути будут восприниматься в Киеве крайне болезненно. Вероятно, если Будапешт, Варшава и Бухарест всерьез воспротивятся повсеместной украинизации образования, то киевским властям придется пойти на уступки.

Из открытых источников

В Украине сегодня, 28 сентября, вступил в силу закон 2145-VIII об образовании.

Закон вводит 12-летнее обучение для школьников :

  • для начального образования – с 1 сентября 2018 года;
  • для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года;
  • для профильного среднего образования – с 1 сентября 2027 года.

И только с 1 сентября 2027 года срок получения профильного среднего образования для всех соискателей составляет три года. До этого тоже можно, если Министерство образования так решит, - например, если есть соответствующий стандарт профильного среднего образования и соответствующей типовой образовательной программы.

После младших классов, средней и старшей школы вводится государственная итоговая аттестация, ее могут провести и в форме Внешнего независимого оценивания, однако в конце начальной школы - только для того, чтобы отследить уровень успешности учащихся.

Закон уделяет много внимания детям с особыми потребностями. Так, обязательно создают инклюзивные и специальные группы и классы по обращениям лиц с особыми потребностями или их родителей. При чем категории лиц с особыми образовательными потребностями определяются актами Кабмина. А в образовательных программах для таких детей могут быть коррекционно-развивающие составляющие.

Закон обязывает учреждения образования информировать о своей деятельности - в частности, на своих сайтах или сайтах учредителей. Надо публиковать документы, свидетельствующие о разрешении на образовательную деятельность и другие особенности - язык преподавания, правила приема, приспособленность заведения для детей с особыми потребностями, перечень дополнительных (платных) услуг и цены на них.

Документ предусматривает создание сайта с учебниками для школьников. Об этом должно позаботиться Минобразования. Электронные книги или книги в электронном виде должны в полной версии находиться в свободном доступе. Кроме того, книги и учебники, созданные за государственные деньги, разработчик должен опубликовать на своем сайте.

Повышение зарплаты для учителей и преподавателей законом также предусматривается, но не сразу. С 1 января 2018 года зарплаты учителей поднимутся минимум до трехкратной минимальной зарплаты, а научно-педагогического работника - еще на четверть больше (если рассчитать согласно обнародованному , речь идет об 11 169 и 13 961,5 грн соответственно, но окончательно суммы будут известны после принятия закона о бюджете на следующий год).

А вот с сегодняшнего дня вступают в силу нормы о надбавках за выслугу лет для педагогов и научно-педагогических работников:

  • свыше трех лет - 10 процентов;
  • свыше 10 лет - 20 процентов;
  • свыше 20 лет - 30 процентов должностного оклада.

С 2019 года учителя и преподаватели получат право на ежемесячную надбавку в размере 20% оклада, если они прошли сертификацию и имеют действующий документ об этом.

Язык образования в школах представителей нацменшинств - государственный .

Закон не предусматривает существование школ с преподаванием на языках национальных меньшинств и коренных народов. Остается возможность создавать отдельные группы в детсадах или классы в школе (речь идет о получении общего среднего образования) с обучением на языке нацменьшинства наряду с обучением на украинском языке.

В вузах по желанию учащихся создаются условия для изучения языка нацменьшинства как отдельной дисциплины.

Исключение из общего правила составляют школьники из числа нацменьшинств, которые начали учиться до 1 сентября 2018 года. До 1 сентября 2020 года они смогут учиться по прежним правилам, потом будет постепенно увеличиваться количество предметов, которые преподаются на украинском языке.

Кроме того, документ содержит такие нормы:

  • Преподавать в детсадах, школах и вузах можно будет без профильного образования

Если человек получил высшее, профессиональное предвысшее или профессионально-техническое образование по иной специальности, нежели педагога, закон позволяет ему на протяжении года работать учителем или преподавателем (в детсадах, школах, вне школы, заведениях профессионально-технического образования, вузах, учреждениях последипломного образования). Продолжить учительствовать и далее можно будет при условии успешно пройденной аттестации.

Школьным учителям надо будет успешно сдать экзамен в соответствии с квалификационными требованиями к педагогу.

  • Аттестация учителей каждые 5 лет

Педагоги должны будут проходить аттестацию каждые пять лет. Есть и альтернатива - педагог вместо аттестации может по собственному желанию пройти сертификацию и получить соответствующий документ, который будет действовать в течение 3 лет. Уже с начала 2019 года учителям с такими сертификатами предусмотрены “плюшки” - будут доплачивать 20% зарплаты к основному окладу.