«переход на новые стандарты образования в основной школе. профессиональные компетентности современного учителя в свете фгос

Проект«Переход на новые образовательные стандарты»

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

В учреждении необходимо создать все условия для достижения качественного образования в соответствии со способностями, возможностями и интересами учащихся. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей. Для обеспечения эффективности работы по новым образовательным стандартам необходимо развить систему оценки качества образования. Необходимо ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений учащихся, их компетенции и способностей. Это позволит не только осуществлять контроль качества обученности, но и диагностику специального компонента уровня развития.

Цель образования первой ступени:

создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи:

Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности

Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников

Развивать коммуникативные качества личности учащихся

Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся

Продолжать создание в школе развивающей предметной среды

Поддерживать индивидуальность ребенка, формировать культурное поле школьника

Реализация поставленной цели и вытекающих из нее задач будет осуществляться через :

Программу формирования универсальных учебных действий

Программу отдельных учебных предметов и курсов

Программу духовно-нравственного развития

Программу формирования здорового и безопасного образа жизни

Программу внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

Учебные предметы и курсы

В МОУ «Петрушихинская ООШ» на начальной ступени будет реализовываться образовательная программа «Начальная школа XXIвека», включающая в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, технология формирования правильной читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Духовно-нравственное развитие

Программа опирается на ценностные идеалы демократического общества: социальную справедливость, равенство возможностей, благосостояние и безопасность. Она построена с учетом стратегических целей системы образования в ходе внедрения ФГОС второго поколения: обеспечение консолидации, конкурентоспособности и безопасности нации.

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление учащихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи: признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния; формирование национальной идентичности личности; формирование основ толерантного сознания учащихся; формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.

Решение этих задач позволяет сформировать у учащихся начальной школы основы социокультурного взаимодействия в гражданском обществе.

Формирование здорового и безопасного образа жизни

Основой программы являются базовые национальные ценности российского государства. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагогика)

Цель: сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса

Задачи: развитие представления учащихся о ценности здоровья и здорового образа жизни; привлечение школьников к спортивным и физкультурно-оздоровительым занятиям; повышение качества физической подготовки учащихся; расширение использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Портрет выпускника начальной школы:

Умеет учиться, способен организовывать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками

Владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах

Обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение)

Любит свой город, Родину

Уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой

Соблюдает правила здорового образа жизни.

Любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир

Важнейшими индикаторами и показателями проекта является:
- степень готовности учащихся к реализации новых государственных стандартов;
- использование инновационных образовательных технологий и УМК;
- рост числа современных методик, используемых в образовательном процессе;
- повышение рейтинга образовательного учреждения;
- рост числа учащихся, проходящих обучение по программам с использованием информационных технологий;
- совершенствование и оптимизация образовательной программы;
- формирование вариативного продвижения учащихся по образовательному пути, проявлению их индивидуальности, особенностей, возможностей, самостоятельности, компетентности;
-оптимизация образовательной среды, создание благоприятных условий для развития личности;
-качественные изменения во взаимодействии учитель-ученик-родитель.

Последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы


  1. Формирование инициативно-творческой группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС НОО.

  2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.

  3. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

План мероприятий по реализации Программы развития школы на период 2011-2015гг.

ПРОЕКТ « Переход на новые образовательные стандарты »


Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Финансирование

1. Поэтапное обновление Основной образовательной программы школы в соответствии с ФГОС нового поколения

1. Обновление основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)

2011-2014

Создание организационно-управленческих и содержательно-деятельностных предпосылок осуществления образовательной деятельности в ОУ

Зам. дир по УВР, учитель начальных классов

Бюджет

2. Обновление основной образовательной программы основного общего образования

2014-2015

Зам.дир по УВР, учителя предметники

Бюджет

2. Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС

Цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, должностные инструкции работников и т.п.

2011-2015

Администрация

Бюджет

3.Определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся.

Создание и реализация примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование) структурированной в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, требованиями времени и традициями школы.

2011-2015

Создание условий для раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений.

Зам дир. по УВР

Бюджет

4. Разработка и реализация плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

1. Обновление методической работы в школе.

2. Введение новых форм методической поддержки педагогов.

3. Обучение на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей.


2011-2012

Готовность педагогов к реализации ФГОС

Зам дир. по УВР

Бюджет

5. Определение УМК, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Комплектование библиотеки УЦМК по предметам учебного плана ООП НОО, в соответствии с Федеральным перечнем

2011

Оснащенность школьной библиотеки необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями

Зам.дир. по УМР, библиотекарь

Бюджет

6. Расширение возможностей использования электронных учебных материалов

1.Совершенствование материально-технической базы ОУ.

2. Организация повышения квалификации педагогов ОУ по выделенному направлению (школьные семинары)



2011-2012

Создание новой модели организации образовательного пространства на основе современных образовательных технологий и реализации образовательных стандартов

Зам дир по УВР, педагоги, учитель информатики

Бюджет и внебюджетные средства

7. Разработка и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса

Семинары -практикумы, мастер-классы «Использование современных образовательных технологий»,

психологический тренинг «Учитель-ученик»



2011-2015

Использование в учебном процессе современных образовательных технологий.

Отсутствие непонимания во взаимоотношениях учитель-ученик.



Зам. дир. По УВР, ИКТ, педагог-психолог (округ)

8.Привлечение к оценке качества деятельности ОУ общественности, в том числе потребителей образовательных услуг

1.Ежегодное проведение мониторинга удовлетворенности образовательными услугами ОУ (учащиеся, родители и др.)

2. Ежегодные родительские конференции.


2012-2015



Управляющий совет

Администрация



9.Распространение педагогического опыта

Деятельность по подготовке и изданию программных и методических материалов

2012-2015

Формирование банка опыта педагогов

Зам. по УВР, директор школы

10. Анализ результатов освоения учебных программ начальной ступени обучения. Определение их соответствия требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО

Обработка результатов освоения учебных программ начальной ступени образования с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

2012-2015

Определение необходимых изменений в модели образовательной системы ОУ.

Повышение качества образования в ОУ.



Зам. Дир по УВР

11.Организация обеспечения эффективности преемственности образовательных программ начального общего и основного общего образования

Педсовет «Преемственность начального общего и основного общего образования»

2015

Повышение качества образования в ОУ

Зам. дир по УВР, учитель начальных классов и учителя-предметники

12. Совершенствование материально-технической базы ОУ

1. Изучение вопроса соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

2011

Локальные акты

Администрация

Бюджет

2.Разработка и утверждение локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса.

2011-2015

3. Оформление заявки на приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с ФГОС

2011-2015

Оснащение ОУ в соответствии с требованиями ФГОС

4. Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с ФГОС

2011-2015

«Переход на новые образовательные стандарты»

«В учении нельзя останавливаться»
Сюнь-цзы

2015-2016 учебный год стал для нас началом перехода на новые образовательные стандарты на ступени основного общего образования. А значит, перед педагогами и школой в целом, ставятся новые задачи.

Планируя работу с новыми стандартами, я выяснила, что в соответствии с ФГОС меняется направленность педагогической деятельности. Основы обучения, реализуемые по новым стандартам, требуют от меня умения учить детей формировать своё мышление, свою учебную деятельность, умение добывать знания. Изменения в современной педагогике отличаются постоянной подвижностью и разнообразием. Мне, как учителю необходимо быстро и умело адаптироваться под создавшиеся условия, к изменениям в содержании образования. Большое значение имеет готовность саморазвиваться и стремление принять и понять новое, передовое.

Понять, готова ли я к работе по новым стандартам можно по следующим показателям: знание предмета, психологическая готовность реализации ФГОС, умение применять полученные знания.

Особенностью нового стандарта является системно - деятельностный подход. Целью - развитие личности на основе формирования УУД. Главное требование к условиям осуществления ФГОС - инновационный характер в структуре образования. В прошлое уходят традиционные представления результатов обучения в виде ЗУН. Немаловажно, что одной из особенностей нового стандарта является изменение учебных планов, появление внеурочной деятельности и индивидуальных планов обучения.

Работая с новым образовательным стандартом, необходимо планировать не только урок, но и вариативную деятельность ребенка. Для меня и всех педагогов стоит очень сложная задача, так как в большей мере приходится проектировать образовательную среду ученика и класса в целом, следовать за ходом мысли ученика, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться.

Одним из сложнейших и обязательных условий реализации ФГОС является рефлексия на уроке. В словарях дается следующее определение: рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление, самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Моя готовность к реализации ФГОС нового поколения характеризуется наличием соответствующих ценностных ориентаций, любовью к своей профессии, предмету.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта, необходимо обладать определенными знаниями (компетенциями).

Социально-личностные компетенции : способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность, способность индивидуализировать образовательный процесс, способность понимать и принимать точку зрения других участников образовательного процесса, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.

Постановка целей и задач педагогической деятельности : способность перевести тему урока в педагогическую задачу, способность ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями обучающихся.

Мотивация учебной деятельности : способность обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, способность превращать учебную задачу в личностно значимую.

Информационная компетентность : глубокое знание своего предмета, качественное использование методов преподавания, знание психологических аспектов обучающихся, самообразование.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : способность разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, способность принимать решения в различных педагогических ситуациях.

Компетенции в организации учебной деятельности : способность педагога к взаимопониманию, сотрудничеству, чувствовать интересы других участников образовательного процесса, оказывать помощь в обучении, позитивный настрой педагога, использование современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

При освоении новых ФГОС обнаружила ряд проблем, объединила их в три группы: общие, личностные и системные.

Общая проблема в неготовности к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные проблемы связаны с психологической неготовностью педагога к изменениям в традиционной, сложившейся педагогической деятельности. Нет осознания себя, как учителя «нового поколения».

Системные проблемы обусловлены неподготовленностью педагогов к выполнению требований ФГОС, в том числе недостаточностью опыта проектной и исследовательской деятельности.

Внедрение новых стандартов в полной мере зависит от мотивации на изменения в методах и приемах своей деятельности. Новое сознание, новая позиция, новое отношение к своей работе – вот основа успешной работы по ФГОС.

ПЕРЕХОД НА НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Воронежский государственный педагогический университет

Одним из элементов модернизации российского образования является переход на новое поколение образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 г. по Федеральным государственным образовательным стандартам начнут работать высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также начальная школа. Для системы высшего образования РФ – это уже третье поколение стандартов, для школы – второе. История внедрения образовательных стандартов довольно долгая и имеет несколько этапов. В начале 1990 годов, у государства было ожидание, что с переходом на рыночную экономику в стране будет развиваться негосударственное образование. Возникал вопрос – как регулировать негосударственную сферу образования в условиях либерализации? Отсюда и возникла идея образовательных стандартов, как нормативных документов, которые должны будут регулировать сферу образования. Первые стандарты были разработаны для системы высшего профессионального образования, затем они распространились и на другие уровни образования.

Если посмотреть, какова история образовательных стандартов в западных государствах, то следует отметить, что до конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты, как инструмент повышения качества образовательных результатов образования, не применялись. В ряде европейских стран реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. На десятилетие раньше, с середины 1980-х гг., стандарты образования начали внедряться в США.

Какими же факторами объясняется переход российского образования на ФГОС нового поколения и в чем их отличие от ныне действующих стандартов?

Прежде всего, это те существенные изменения, которые произошли в современном обществе в последнее время. «В условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии», – говорит министр образования и науки РФ А. Фурсенко. В этой связи возникает необходимость изменить парадигму: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Должна поменяться и роль учителя. Он не может быть только ретранслятором знаний. Его главная задача – сформировать у обучающихся такие компетенции, которые помогут им самостоятельно приобретать знания и уметь применять их в практической деятельности.

Задачи, стоящие перед современной школой, нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из ее направлений является повышение качество образования, которое и должны обеспечить новые образовательные стандарты. Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Новые государственные образовательные стандарты общего образования подготовлены в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением практических работников . В основу разработки стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. При этом стандарты разрабатывались как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающие: сохранение единства образовательного пространства России; равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; преемственность ступеней общего образования.

Школьные образовательные стандарты базируются на двух основаниях. Это Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является идеологической и методологической основой новых школьных стандартов. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Разработчиками Концепции являются директор издательства «Просвещение» А. М. Кондаков, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. А. Я. Данилюк, директор института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков.

К числу базовых национальных ценностей российского общества этот документ относит: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство и литературу, природу, человечество. Эти национальные ценности, по мнению авторов документа, должны определять идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Раздел «Требования к структуре основных образовательных программ» определяет, какой должна быть по содержанию и структуре основная образовательная программа, а также какова доля инвариантной и вариативной частей (для начальной школы обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования).

ФГОС определяет, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Резюмируя, выделим основные особенности новых образовательных стандартов:

1. Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС.

2. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании.

3. Изменилась структура стандарта (совокупность требований).

4. Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.

5. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные).

6. ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход).

7. Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

8. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.

9. Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса.

10. Представлены широкие возможности реализации этнокультурной оставляющей ФГОС.

11. Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

12. ФГОС декларирует необходимость создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

2010 – Год учителя в России//Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С.91.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать и важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах четырёх пилотных школ Туринского городского округа (№ 1,2,3, Ленская СОШ). С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (в 1 классах) введение Стандарта является обязательным.

Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

  • в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
  • во 2-4 классах – 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе – 33 учебные недели;
  • во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

  • обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
  • внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
  • < Назад
  • Вперёд >

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы).

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя математики вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых лицеистами на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Плохо ли это? или нет? Для ответа на этот вопрос мне бы хотелось сравнить современный урок с традиционным.

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.


Традиционный урок


Современный урок


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.


На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока


Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

Учитель выступает в роли передатчика знаний.

Ученик играет пассивную роль.

Ученик не участвует в конструировании урока.

Акцент делается на память, заучивание и повторение.

Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.

Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.


Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.

Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами.

Рассмотрим фрагмент урока по математике.