Почему религия призывает спасти свою душу. Евангелие о кресте и спасении души

Сергей Худиев
  • архим. Ианнуарий (Ивлиев)
  • иерей
  • о. Н. Ким
  • архиеп.
  • свт.
  • Ю. Рубан
  • мученик
  • свт.
  • Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» - избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) -
    1) Промыслительное действие , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в ();
    2) деятельность , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ();
    3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни;
    4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам.

    Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?

    Очевидно, что ребёнок, воспитываемый в неблагополучной семье, например, в семье наркоманов или просто безбожников, изначально имеет меньше возможностей познать Бога, чем ребёнок из сравнительно благополучной христианской семьи. Люди влияют друг на друга, например, мы видим в окружающем мире многочисленные примеры, когда один человек убивает или калечит другого. Тем не менее, спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть и призывает каждого человека в Свою Церковь. «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» ().

    Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?

    Нет, спасутся не все. Более того, мы видим, что достаточно часто Господь призывает людей не в жесткой, угрожающей форме, но в мягкой форме, но когда человек не слышит этого возвышенного призыва, то даёт ему пожинать плоды своего неверия через тяжёлые испытания, трагические обстоятельства. Люди, не вразумившиеся в течение земной жизни, пожнут соответствующие своей жизни плоды. Одним из следствий их попадания в ад будет их личная неспособность жить по нормам Царства Бога.

    Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?

    Апостолы и святые отцы более категоричны. За редким исключением, каким, например, можно признать мнение, обозначенное святителем , общий взгляд святых отцов Церкви сводился к буквальному пониманию Евангельского свидетельства об отделении грешников от праведников на Страшном Суде и о вечности адовых мук.

    Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?

    Самый краткий ответ на этот вопрос прост: если у человека за чертой земной жизни пусть даже затеплится покаяние, то Господь ему поможет, недаром мы именуем Христа Спасителем. Остаётся понять, насколько реально будет атеисту по мировоззрению или по жизни покаяться и обратиться к Богу после смерти.
    Ведь атеисты же не считают себя грешниками, не желают и не имеют опыта покаяния и богообщения. Во время земной жизни происходит глубокое внутреннее самоопределение человека; без опыта покаяния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться плавать, то какова вероятность, что он научится этому при крушении лодки? Если человек скрывался от солнца, то каково ему будет на солнечном пляже после полудня?
    На Страшном Суде Бог явится в сиянии святости и силе благодати, для христиан она желанна и радостна, у них есть опыт богообщения и соединения с Богом в Таинствах. Атеисты же отчуждены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энергия мучительна, ведь грех и святость несоединимы. Если человек не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем считать, что он сможет вместить Его благодать в вечности?
    И увидят ли атеисты Бога, как Того, кто желанен для них? Или для них Его явление будет невыносимо, как невыносимо для лжеца услышать о себе правду?

    Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?

    Христос предупреждал об этом: «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ().

    Во-первых, не будем забывать, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество.
    Во-вторых, некоторые будут спасены по молитвам Церкви.
    В-третьих, спасение — дело добровольное, невозможно заставить кого-то любить Бога и ближних, а ведь Царство Небесное можно назвать Царством Любви.
    Вспомним данный нам Богом библейский прообраз спасения – Ноев ковчег, в котором пожелали спастись лишь 8 человек.

    Допустимо ли в в рамках богословия употреблять слово «спасение» применительно к частным случаям оказания помощи одними членами Церкви другим?

    Вместе с тем богословская практика допускает использование термина «спасение» в более частном звучании.

    Так, в Книге Судей Израилевых спасителем назван Гофониил, избавивший (при содействии Божьем) Израильтян от власти Хусарсафема ().

    Текст одной из наиболее распространенных молитв к Пресвятой содержит обращение к Ней, как к Владычице, с просьбой о спасении: Пресвятая , Спаси нас!

    В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким.

    Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить (или других святых) о спасении от нападок нечистых , избавлении от их лукавых воздействий.

    В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных

    Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Как спасти души свои от вечной погибели.

    Хотите ли освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни? Обращайтесь усердно все с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, просите горячо, неотступно, так, как если бы вы видели Ее перед своими глазами в Ее божественной славе; и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом.

    Вы сами это увидите, почувствуете: вам будет так легко, мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Кому больше и заступаться за нас, кому больше и слушать молитвы наши, как не Матери Божией?

    Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она от нас, с нашей грешной земли; Она жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, как не заступиться за своих? Только не нужно, никогда не нужно забывать, что Она - Пресвятая и не любит беззакония.

    Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ее за нас у Бога , будем стараться быть далекими от всякого греха, как нечистоты, которая отвращает от нас и очи, и слух Заступницы и навлекает на нас гнев небесный (из поуч. прот. И. Сергиева, т. 1).

    "Чтобы спасти свою душу, надо спасти чужую".

    Натуралист

    У моего очень близкого друга - феи из можайских лесов, - очень большое личное горе. От нее ушел очень близкий друг. Совсем. Туда откуда не возвращаются...

    Друга звали Моськой. И он был котом. ...Я ничего не знаю о нем - она, несмотря на все мои просьбы, ничего не рассказывает, - знаю только, что она наверняка подобрала его где-то на улице - несчастного, возможно, больного, и подарила ему шанс на жизнь. ...Но теперь его нет. И как это несчастье произошло, я не знаю тоже.

    Она делает это не первый раз - подбирает умирающих, больных котят или щенков и выхаживает их. А потом пристраивает, как она надеется, в добрые руки.

    "Ненормальная..." - скажете вы. - "Что, у нее нет своих проблем?.." И будете совершенно правы. Она ненормальная. Ибо принятая в вашем обществе норма - это пройти мимо беспомощного беспородного комочка шерсти, в котором еле теплится жизнь, и которого судьба угораздила родиться на улице или которого выбросили на улицу вы, люди, потому что у вас много "своих проблем". ...В крайнем случае, вы бросите этому комочку кусочек от булки или отщипнете колбасы, которые потом спокойно доедите сами. Дома. В тепле и уюте.

    У вас, людей, принято губить чужие души, если вам так выгодно, удобно, если это решает ваши сиюминутные проблемы. А вам чаще всего так удобно. Для вас это - норма. А она, да - ненормальная. Она не такая, как вы. Поэтому она фея. Феи все такие. Хотя я знаю только одну.

    Поэтому у нее живут коты на деревьях, над прудом летают чайки, прилетают птицы, которых нет в научных каталогах, а на огурцах растут помидоры. А в Новый год коты слезают со своих деревьев и без спросу приходят к ней в гости. ..Они там все ненормальные.

    Поэтому в ней есть Свет. А в большинстве из вас его нет. Поэтому она уже спасла свою душу и душу того, кто рядом с ней. А у вас это вряд ли когда-нибудь получится... Потому что вам не до этого. У вас слишком много проблем...

    Открою вам секрет - не спрашивайте откуда я это знаю, вы не способны понять и более элементарных вещей, просто послушайте, - чтобы спасти свою душу, надо спасти чужую. Другого пути нет.

    Бессмысленно поклоняться придуманным вами идолам, совершать придуманные обряды, блюсти придуманные посты, лобзать раскрашенные доски с темными ликами тех, кто был кем-то назначен вам как идол для поклонения, отдавать свои деньги тем, кто объявляет себя посредником между вами и "высшими силами". Все это - бессмысленно и имеет ценность только в вашем наивном воображении. А надо спасти чужую душу.

    Неважно чью - вам подобного, или вот такого еле дышащего мохнатого комочка, который погибнет, если вы пройдете мимо. Живое существо должно продолжить дышать - благодаря вам.

    Нужно полюбить другого больше, чем вы любите себя. Чтобы его проблемы стали вашими. Важнее ваших.

    Полюбить так, как могут любить только животные - искренне и навсегда.

    Те, кем вы сами являетесь, но кем никак не хотите себя признавать.

    Может быть, именно потому, что вы не хотите любить искренне и навсегда, вы и придумали себе игру в "любовь", которая всегда за что-то, и всегда временна. До другой такой же игры.

    Судьба однажды даст вам шанс и предложит вам этот выбор. Но, скорее всего, вы пройдете мимо. Потому что вы нормальные. И у вас свои проблемы.

    Все просто, как и всегда.

    "...А что же ты сам?.." - спросите вы.

    Хороший вопрос. И ответ на него тоже прост.

    Когда-то я пытался делать это. Теперь - нет. Я - представитель Другой Стороны. ...И теперь у меня другая роль... Поэтому она делает это и за меня тоже.

    Думайте о себе. Не о своем корыте. А о себе. Если вы, конечно, понимаете разницу. И тогда, возможно, у вас появится Друг.

    Животные - самые искренние и верные друзья.

    И пока смогут, они обязательно будут возвращаться...

    А когда не смогут, они все равно будут с вами, согревая вас своим Светом.

    И тогда в вас самих затеплится Свет... Только тогда. Может быть...

    Моя фея ошибается.

    Её Моська от нее не ушел. Он всегда будет с ней - теплым преданным шерстяным комочком где-то в уголке её светлой души...

    Добрый день, дорогие наши посетители!

    В Послании апостола Иоанна сказано, что весь мир лежит во зле. Создается впечатление, что единственная возможность спасти душу – так это удалиться от всякого шума и суеты, и жить отдельно. Как же человеку, живущему в миру — спастись?

    Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

    «В древнем житии есть рассказ: однажды Господь указал Антонию Великому на кожевника, достигшего особой близости к Богу. Антоний разыскал этого кожевника и стал спрашивать, как ему это удалось.

    Тот ответил: «Увы, я самый первый грешник! Все в Храм идут, а мне приходится подметки прибивать, чтобы кормить семью. Все спасутся – один я погибну!»

    И вот Господь сказал: «Антоний, он выше тебя». А ведь святой Антоний 20 лет молился в пещере, знал наизусть Священное Писание, по его молитве воскресали мертвые. А кожевник выше, потому что достиг глубочайшего смирения, которого Антоний, в то время, еще не достиг.

    О чем эта притча? О том, что наше спасение рядом: в каждой встрече, в каждом деле, во всех мелочах обычной жизни.

    Если вы человек семейный, то и спасать душу надо в семье, на работе, везде и со всеми, с кем вы общаетесь.

    Главное для спасения – это следовать воле Божией. Открываешь утром глаза, и первая мысль: какова воля Божия? Еще полчаса лежать или встать? Встать. Поднялся: слава Богу!

    Что теперь? Сразу хвататься за дела или помолиться Богу? Господи, вразуми! Господь скажет: помолись. Даже в таких мелочах мы можем угождать Богу или угождать себе.

    И если мы, в своей обыденной жизни, будем ко всему относиться внимательно, то увидим массу возможностей для спасения души.

    Стоишь, например, в очереди, душно, кто-то лезет вперед, препирается, где-то перепалка – а ты стой и смиряйся. Представь, что на твоем месте стоит, допустим, преподобный Сергий Радонежский с авоськой. Как бы он себя вел? Вот и ты старайся так же.

    Глядишь, пока в очереди ждешь, получишь большую духовную пользу. Спасение вокруг нас. Сейчас не спасается только духовно слепой человек, потому что многое у нас не налажено, многое устроено словно специально так, чтобы человека раздосадовать.

    И если мы будем сдерживать раздражение, умерять свои желания, аппетиты, нетерпение; если начнем искать смирения – для нас откроется поле деятельности. Даже если один день в неделю мы сможем прожить, как истинные христиане, то достигнем очень многого».

    Обсуждение: 2 комментария

      Добрый день! Не нашла лучшего места на сайте, чтобы задать волнующие вопросы, так получилось, что они по сути разные, но духовного касаются.Я не давно воцерковленный человек, и у меня есть вопросы..
      1) Как относится к «душевному» в своей жизни по-христиански? Вот например, я люблю читать о святых отцах, стараюсь всегда в своём уме и внутри себя держать себя от греха, нечистоты. Но получается так, что большинство моих друзей — не церковные люди, или верующие, но ещё не пришедшие в Церковь, и я под их влиянием могу читать литературу или слушать музыку не то чтобы «плохую», я стараюсь ограждать себя от зла, а просто обычную, не церковную. Тк не могу все дни недели слушать и читать только духовное, часто после тяжёлого дня хочется почитать или послушать что-то «для души», чтобы отвлечься и расслабится от трудного дня.Не является ли это грехом?Как держать себя в постоянном труде над душой, даже находясь в «мирской» среде, и при этом не обидеть нецерковных людей поблизости?
      2)У меня лёгкое дцп с рождения, и плюс по своим привычкам я привыкла ходить в брюках и джинсах. Я ношу юбки, но это происходит реже. Так как походка у меня бывает «как у парня» в следствии слабости мышц, и чтобы скрыть её, мне удобнее ходить везде либо в брюках/джинсах, а зимой в синтепоне.Юбки стала носить, но не выше колен. А в юбках «до пола» я просто спотыкаюсь и могу упасть (ноги и равновесие вследствие диагноза не идеальны внешне). В храме, куда я хожу, написано, что «не позволительно женщине заходить в Храм в брюках».Я понимаю, что это правило максимальное удобное для всех и храм не может подстраиваться под каждого, но что делать, если мне в силу удобства и других причин приходиться носить брюки, а так как фигура у меня специфическая, приходится брать брюки, которые будут хорошо держать колени, чтобы не спадали. Простите, если вопрос не уместный..не знаю, как быть.
      3)Что делать, если не получается посещать воскресные службы?Т.е получается это не каждое воскресение. И как быть, когда надо стоять всю службу, а спина и шея быстро устают и болят, можно ли в этом случае сидеть?
      4)Посещаю кружок при храме второй раз. Когда пришла первый раз, у меня возникло «отчуждение», так как я выросла в не церковной среде, и друзья все если верующие, то не все церковные. У меня первое время вызывало смущение та мысль, что все перед началом работы громко произносят молитву. Я тоже её произношу, но про себя, и делаю крестное знамение. Ко второму занятию стала привыкать, но для себя мне удобнее молится про себя..я, не считая храма, не люблю молится дома на глазах у домашних и громко произносить слова, те считаю молитву глубоко личным, тем, что не должно делатся «напоказ». Но это тоже в храме, а я чувствую смущение, нормально ли это и пройдёт ли со временем?
      Буду благодарна за ответы. Аминь.

      Ответить

      1. Здравствуйте, Елена!
        1) Духовное чтение должно быть в меру и не исключает полезного душевного чтения. Душевные книги и музыка не должны противоречить тем идеалам и нормам, которые проповедует православная Церковь (например, русская классика). Вы правильно боитесь, ведь для начинающего воцерковляться человека, чтение только духовной литературы и прослушивание только духовной музыки – непосильный крест.
        Ограждаться от своих нецерковных или неверующих друзей не нужно. Надо вести себя с ними так, чтобы наша вера им не мешала и не ставила бы их в неуютное положение. Самое главное, проявлять любовь и уважение к близким – лучшей проповеди быть не может.
        2) Вам удобнее ходить в брюках по объективным причинам, и поэтому ничего в этом нет страшного. Чтобы не смущать людей, при входе в храм подвязывайте большой платок поверх брюк или специальную юбку, которые, как правило, лежат при входе в каждый храм.
        3) Не получается каждое воскресенье прийти в храм на службу, сильно расстраиваться не надо, ведь можно и дома помолиться в месте с православным телеканалом «СОЮЗ», но это не должно быть правилом, а только, как исключение и для болящих. И не переживайте, если у Вас устает спина от долгого стояния, как раз для немощных почти в каждом храме есть скамейки, а если их нет, можно принести раскладной стульчик.
        4) Обычно вслух молитву читают служащие в храме, чтецы на клиросе, на кружках перед началом и после окончания занятий, и в других случаях, когда вместе в одном месте молятся об одном, так принято для удобства. А когда Вы молитесь одни и с Вами никто другой не молится, конечно, в этом случае можете молиться про себя.
        Молитва вслух, когда все встают перед началом доброго дела и поют «Царю Небесный», это же такая сила и красота, к этому быстро привыкните.
        Да поможет Вам Господь!

        Ответить

    Есть люди, которые желали бы спасти душу свою, но не знают, как начать это дело. Многие откладывают заботу о спасении души до будущего времени.

    Молодые люди думают: «Нам еще рано думать о спасении; спасать душу трудно, а нам хочется пожить, повеселиться. Уж после, когда постарше будем, начнем думать о душе».

    Люди зрелого возраста думают: «Теперь мне невозможно думать о спасении души. Ведь для спасения души нужно оставить всё житейское и удалиться куда-нибудь на уединение. А я имею семью, хозяйство и не могу этого оставить. Уж после когда-нибудь, когда старость придет, тогда и буду спасаться».

    А старики думают: «Стары мы стали, сил нет, чтобы тру­диться для спасения души: поститься не можем, молиться не при­выкли, в монастырь нас уже не примут. Поживем пока так, как жили; придет болезнь, тогда пошлем за священником и покаемся».

    Так отлагает свое спасение и молодой, и зрелый возраст, так не радят о своей душе и старики. Так обманывают себя и те, и другие, и третьи. Как молодые не начнут своего спасения, достигнув зрелого возраста, так, и в зрелом возрасте не начав спасения, не начнут его и в старости; так же достигшие и старческого возраста не успевают покаяться на смертном одре, ибо прежде чем успеет прибыть к ним священник, они нередко отходят из этой жизни непокаявшимися и неочищенными. Так погибают душой и молодость, и зрелость, и ста­рость.

    Все они теряют спасение, которое приобретено столь дорогой ценой, как Кровь Сына Божия.

    А теряют свое спасение они потому, что считают это дело слишком трудным, скучным, препятствия к тому неодолимыми для себя.

    На самом же деле спасение души не так трудно, как кажется.

    Все препятствия легко устранятся, если люди будут пользоваться теми средствами, какие им уже даны как христианам. Главная причина того, что люди откладывают свое спасение до будущего времени, состоит в том, что у них недостает решимости - часто потому, что не знают, как начать это важное дело.

    Как же это сделать? Лучше всего начинать спасение не с того, что более трудно, не с подвига удаления от мира, не со строгого поста и продолжительных молитв, а с самого легкого.

    Самое же легкое есть то, чтобы грешник сознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился с молитвой к Богу, хотя краткой, но усерд­ной, вроде следующей: «Господи, грешен я, погибаю - спаси меня!» Эту молитву нужно повторять каждый день и в то же время думать о том, что нужно начинать свое спасение.

    Эта дума о спасении и будет началом, ведущим к спасению. После этого нужно приступить к очище­нию своей души от тех грехов, какие обложили ее, подобно тому как смердящий труп облепляют разного рода гады: мухи, жуки, черви и т. п. Нужно вынимать из души этих гадин одну за другой и бросать от себя. Иначе сказать: нужно начать борьбу со своими дурными привычками, со своими пороками, со своими страстями. Но эту борьбу нужно начи­нать с малого.

    Ведь и в тяжкие грехи мы впадаем не вдруг, а подходим к ним постепенно, начиная с малого, почти с ничтожного случая. Посмотрим, например, как сделался человек пьяницей. Он почти и не заметил первого случая, когда началось у него употребление вина в самом малом размере. Вот он, молодой, сидел в обществе старших, употребляющих вино. Здесь представился случай для всех выпить общую чашу за здоровье кого-либо или по случаю какого-либо события или праздника. Все пьют - и для него налита чаша вина.

    Что ему делать? Пить из нее или не пить? Рядом сидящие говорят ему, иногда даже родные, отец или мать: «Ты, родимый, не пей, но только пригуби». И он послушался, пригубил, то есть коснулся губами или выпил один глоток вина. Но это пригубленье для него стало роковым: после того он стал смело не только пригублять, но и испивать, потом пить, может быть, сперва по полрюмки, потом по полной чаше, и чем дальше, тем больше. Его стало уже тянуть к вину. При всяком случае, с радости и с горя, он стал выпивать, а потом пить без всякого повода, потому только, что хочется пить. И, вот, первый, по-видимому, невинный глоток вина сделал его пьяницей.

    В чем была его ошибка? В том, что ему не следовало делать первого глотка, а сделав это, не следовало повто­рять его, а если повторил, то остановиться тогда, когда у него еще не явился сильный позыв к вину. Когда же он заметил в себе этот позыв, то он должен был решительно воспротивиться ему: нужно было пону­дить себя, чтобы не исполнить явившегося в нем желания выпить, пока оно было не сильно; следовало тогда же молиться мысленно Богу, чтобы Он не дал ему пристраститься к вину. Сделай он это, не был бы он пья­ницей.

    Подобно этому человек приучается к воровству. Берегись взять без спроса, тайно чужую вещь, хотя самую ничтожную. Берегись утаить найденную чужую копейку. Одна христианка в своей ежедневной записи так изображает постепенный навык ко греху, начиная от ничтожного повода и оканчивая тяжким грехопадением:

    «Если по совершении тяжкого греха я захотела бы добраться до причины, приведшей меня к такому действию, и припомнила бы сначала помышление, возбудившее похоть, потом случай, породив­ший это помышление, то увидала бы, что это было почти ничто, малость, безделица едва заметная. Это было слово двусмысленное, которое я услышала и которому я усмехнулась; это был равнодушно брошенный мною взгляд, от которого совесть моя, однако, удержи­вала меня; это было ненужное изъяснение, которого я добилась из пустого любопытства; это была молитва, которой я пренебрегла и которую заменила другим занятием, более занимательным; это была оставленная мной работа, пока я следила в уме своем за чем- нибудь неопределенным... Неделю спустя повторилось то же самое более продолжительно - угрызение совести стало глуше и, наконец, замолкло... Еще неделя... но мы не будем продолжать: каждый, испы­тавший подобное, сам может докончить свою повесть и вывести нраво­учение».

    Из этой повести видно, как самый ничтожный случай, двусмыс­ленное слово и по поводу его улыбка, привел человека к тяжкому греху.

    Таков путь грехопадения. Таково же может быть и возвращение от греховной жизни к покаянию и исправлению.

    Для Марии Египетской, этой сперва великой грешницы, потом великой трудницы, началом обращения послужила некая сила, для нее сперва неведомая, не допустившая ее войти в храм Иерусалим­ский для поклонения Животворящему Кресту. Познав в этом Божию силу, она тогда же дала обещание исправиться и тотчас пошла в пус­тыню.

    Один человек говорил о себе преподобному Павлу Препростому, что поводом к обращению его к Богу послужили слова, слышанные им в церкви: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1,16). И он с этих слов начал свое спасение.

    Но эти примеры могут показаться для кого-либо неподражае­мыми: «Ведь это были люди, достигшие великой святости, они-де, может быть, получили от Бога особенную благодать, а мы - люди обыкновенные». Нет, и они были люди обыкновенные - а если полу­чили особенную благодать, то уже после того, как они оказали много усердия в деле своего спасения.

    Впрочем, оставим их и поищем другие примеры, более подходящие к нам. Вот евангельский блудный сын - с чего он начал свое спасение? С подвигов молитвы и поста? Нет; он только пришел в себя, одумался и сказал сам себе: Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15,18), встал и пошел, а что дальше было - сами знаете.

    Встань и ты, брат и сестра, встань, иди к Отцу, припади и скажи: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, прими меня кающегося и помилуй меня». С этой минуты начинай нудить себя и исполнять то, что велит твоя совесть.

    Вот и евангельский Закхей - как он начал свое спасение? Не обе­щанием ли исправиться и удовлетворить с избытком всех, кого он оби­дел (Лк. 19, 8)? Вот и опять пример для тебя, брат христианин, с чего начать свое исправление.

    А потом что делать? Потом начинай с Божией помощью по силам своим борьбу с пороками. Прежде всего найди в себе главный порок, который ты очень возлюбил и которому ты служил как какому-нибудь богу. Вот, например, ты привык пить вино. Начни борьбу с этим грехом теперь же, не отлагая до будущего времени. Когда тебя будет тянуть туда, где старые твои друзья устроят пьяную попойку, ты не иди туда, решись одолеть свое желание, влекущее тебя разделить с друзьями пьяное веселье. Трудненько сперва будет - но ты крепись, проси у Бога помощи; когда совладаешь с собой, то на душе твоей будет великая радость: знай, что ты одержал победу над диавольским искушением. После этого тебе легче будет бороться с грехом. А потом, победа над гре­хом доставит великую радость и семье твоей, и тебе самому. С семьей тебе будет гораздо веселее, чем когда ты разделял с друзьями твоими пьяное веселье.

    Много соблазна бывает во время общественных увеселений, устраиваемых в городах и селах. Много молодых людей гибнет на этих увеселительных собраниях: в городах - в театрах, маскарадах, общественных садах, в селах и деревнях - на вечеринках, качелях и других подобных местах. Молодые люди так же привыкают к такого рода увеселениям, как рабочий народ к пьяным попойкам. Кто привык к увеселительным собраниям такого рода, гульбищам, садам, вечерин­кам и прочим местам соблазна, тому нужно вести борьбу с этими гре­ховными привычками так же, как пьянице с вином, вору с воровством. Как не пившему вино нужно беречься первой рюмки, так молодым людям нужно опасаться первого выхода в места увеселений: одним - в театры, сады, места гуляний, другим - на вечеринки, качели и тому подобные собрания. А кто уже привык к этому, тому нужно употреб­лять всё усилие воли, чтобы прекратить посещение этих увеселитель­ных собраний. Сперва скучно и трудно будет, но потом, при помощи Божией, можно одолеть себя и возвратить себе душевный мир и спа­сение души.

    Итак, выходите на борьбу со своими греховными навыками, не страшитесь - вам Бог помощник. Боритесь и молитесь. Спасение души дороже всего. Стоит для него потрудиться, даже до пролития крови, если бы то понадобилось!

    Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2