Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

· обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

· инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

· адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:

v совместно с другими обучающимися;

v в отдельных классах, группах;

v в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

v использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

v специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

v специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

v предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

v проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

v обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

v другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Естественно, что в Законе установлены не только нормы связанные непосредственно с правом на получение образования, в нем затронуты и смежные права, в частности право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находиться на полном государственном обеспечении и обеспечиваться питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; на стипендии и другие денежные выплаты, особый порядок к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, преференции при оплате родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Кроме этого, «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере. Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.

Подзаконные нормативные акты, принятые ранее, сохраняют свое действие в отношении особенностей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья вплоть до коррекции федеральных государственных образовательных стандартов и до принятия дополнительных подзаконных нормативных актов, при соблюдении двух условий. Во-первых, акт специально не отменен. Во-вторых, он не содержит прямых противоречий новому Федеральному закону .

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровьяи нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации иреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное - штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Основные задачи инклюзивного образования:

1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;

2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;

4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Основные условия инклюзивного образования:

1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

2) желание родителей обучать своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками;

3) стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.

В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:

Гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;

Взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

Доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;

Обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;

Индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

Формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сторонники инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее.

Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования).

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:

1) Постоянная полная интеграция - эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

2) Постоянная неполная интеграция - полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений.Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

3) Постоянная частичная интеграция - расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их, нормально развивающимися сверстниками.

4) Временная частичная интеграция - дошкольники коррекционной группы объединяются с нормально развивающимися детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий.

5) Эпизодическая интеграция - смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.)

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

За каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.

Для нормально развивающихся детей не менее значимо развитие интеграции, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение.

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование , но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:

· на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

· развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

· интеграцию в общество.

Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации.

Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.

При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.

Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ , в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.

При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ.
Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Они предусматривают:

v создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую,

v реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку,

v социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;

v обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;

v законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;

v внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003 . Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.

Официальный источник

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2

· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6

· Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19

· Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

· Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)

· Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)

· Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5

· Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"

· Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

(на примере ГАПОУ СО «Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина»)

Тема профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно актуальна. Согласно данным Министерства социальной политики, в Свердловской области численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте до 18 лет достигла 17340 человек. Данное обстоятельство, определило одно из приоритетных направлений основных положений реализации областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы. В рамках настоящей программы, осуществляется работа по организации профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья Свердловской области с использованием современных образовательных технологий.

Традиционно, профессиональное образование подростков с ОВЗ, рассматривается как средство его социально-трудовой реабилитации, способствующее рациональному трудоустройству, достижению экономической независимости и самостоятельности. Социально-трудовая реабилитация подростков с ОВЗ, формирует психологическую и практическую готовность к труду, устойчивое психологическое состояние, характеризующее положительное отношение к труду, положительную мотивацию, систему знаний, трудовых умений и навыков, необходимых в самых различных видах трудовой деятельности.

В течении 20 лет, Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина осуществляет профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных специальных (коррекционных) школ 1 и 2 вида: инвалидов по слуху, слабослышащих и глухих. За это время, в техникуме созданы специальная образовательная среда и оптимальные условия процесса профессионального образования подростков данной категории по основным профессиональным образовательным программам «Токарь – универсал» и «Оператор станков с программным управлением».

Важно отметить, что в техникуме сформирована необходимая среда для взаимодействия педагогических работников с этими детьми, основанная на информационных и телекоммуникационных технологиях.

С учётом коммуникативных ограничений неслышащих и слабослышащих детей, возможность использования информационных и телекоммуникационных технологий в системе профессионального обучения, приобретает особенно важное значение. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у человека с ОВЗ по слуху, визуальный канал восприятия информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных и телекоммуникационных технологий визуальный канал передачи информации занимает центральное место.

В процессе профессионального обучения у преподавателей есть возможность учитывать индивидуальные особенности слуха студента. Так как большая часть обучающихся слабослышащие (тугоухие) дети, с частичной недостаточностью слуха, которые различают менее интенсивные и более разнообразные по своей частотной характеристике звуки, преподаватели конструируют теоретические и лабораторно-практические занятия с использованием аудиоинформации.

Для глухих и слабослышащих обучающихся создана интерактивная аудитория, и оснащена специальным оборудованием и аппаратурой для индивидуальной коррекции амплитудно-частотных характеристик звуковых волн повышающих порог слышимости детей. Цель создания данной аудитории состоит в обеспечении возможности общения неслышащих и слабослышащих детей между собой и с преподавателем.

Интерактивная аудитория состоит из рабочих мест обучающихся, оснащенных аппаратами звукоусиливающими воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия – АВКТ-Д-01 «Глобус». Аппарат «Глобус» является универсальным слухоречевым прибором для проведения занятий со слабослышащими и глухими детьми, предназначенный для лиц с тяжёлыми формами снижения слуха (тугоухость и глухота) и может быть использован как индивидуальный слуховой тренажёр и как прибор коллективного пользования для групповых занятий (до 10 обучающихся), подключается к специальному пульту преподавателя.

В комплектность аппарата входят наушники и микрофон, для возможности подключения к нему теле, видео и аудиоаппаратуры, что позволяет использовать принцип наглядности в процессе освоения профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, способствующий усилению наглядного представления неслышаших и слабослышащих об изучаемых процессах, оборудовании и технологиях. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что наличие остатков слуха в значительной степени помогает неслышащим обучающимся овладевать словами, обозначающими звучащие предметы, звуковые явления, и правильно применять эти слова, а слуховое восприятие повышает его познавательную активность и ускоряет процесс адаптации в производственной среде.

Формирование профессиональных компетенций будущих операторов станков с ПУ осуществляется в тренажёрной лаборатории, состоящей из рабочих мест, укомплектованных тренажёрами программирования станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Специализированное программное обеспечение позволило, соединить в локальную сеть тренажёры, при этом преподаватель определяет теоретические и практические задания индивидуально для каждого студента, наблюдает за действиями обучающихся и корректирует алгоритм выполнения лабораторно-практических работ, оценивает результаты освоения профессиональных модулей и междисциплинарных курсов.

Данный тренажёр предназначен для получения навыков программирования токарных и фрезерных операций на станках с ЧПУ. Классический язык программирования, основанный на G-, M- кодах, применяется практически во всех современных системах ЧПУ. Реализованы такие функции как: линейная и круговая интерполяции, резьбонарезание, многопроходные черновые циклы, автоматическая смена инструмента, и многие другие. Обучающийся получает возможность самостоятельно выбирать необходимые параметры для обработки (размер заготовки, инструмент, режимы резания, последовательность обработки и т.п.). Продукт обеспечивает: целостное восприятие процесса обработки детали с использованием управляющих программ; возможность приобретения навыков, позволяющих подготовить пользователя к обучению работе на большинстве существующих систем ЧПУ; формирование опыта в разработке управляющих программ. Программная часть тренажёрной лаборатории реализована на платформе Windows.

Для подготовки профессиональных кадров и развития технического творчества обучающихся как при индивидуальной, так и при фронтальной форме обучения используется настольный учебный токарный станок с компьютерной системой ЧПУ (класса PCNC) и компьютерными 3D имитаторами токарного станка. Применение данного станка в учебном процессе, благоприятствует эффективному формированию профессиональных знаний, умений и навыков в осуществлении обработки деталей на станках с ПУ, подналадки отдельных узлов и механизмов в процессе работы, технического обслуживания станков с ЧПУ и манипуляторов (роботов).

Обучающиеся на станке могут выполнять токарные операции как в ручном, так и в автоматическом режимах в соответствии с управляющей программой на заготовках из дерева, пластмасс и металлов. Управление станком осуществляется от персонального компьютера в системе Windows. Компьютерные имитаторы станка и устройства числового программного управления позволяют имитировать обработку на станке (выполнять наладку и программирование, изготовлять виртуальную деталь по созданной управляющей программе), а затем запускать станок на изготовление реальной детали.

В процессе использования интерактивной аудитории и тренажёрной лаборатории, обучающиеся с ОВЗ, достигают хороших результатов в освоении профессии. Это даёт возможность студентам данной категории становиться стипендиатами Губернатора Свердловской области «За успехи в освоении рабочей профессии», а после выпуска из техникума составлять высокую конкуренцию выпускникам других профессиональных образовательных организаций Свердловской области.

Таким образом, проектирование учебного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий позволит обеспечить качественную профессиональную подготовку обучающихся с ОВЗ (неслышащих и слабослышащих) и ускорит процесс их социально-трудовой адаптации.

Н.А. Бабкин Директор

О.В. Кислинская Заместитель директора по учебно-методической работе

Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы

преподаватель Э.Р.Ястребова

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

«Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте», - сказал Дмитрий Медведев на V съезде Всероссийского общества инвалидов.

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

В связи с этим, с целью повышения уровня педмастерства и реализации принципов педагогики сотрудничества осуществляла изучение актуальных нормативных и методических документов в образовании, анализировала публикации в журналах «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Вестник образования», «Стандарты и мониторинг», «Образовательная политика» и др., программно - методические материалы. Посещала уроки коллег, обменивалась опытом работы с преподавателями в реабилитационно-образовательном режиме с анализом результатов деятельности.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний посещала обувные предприятия, изучала материалы по компетентностно-ориентированному подходу в профессиональном обучении, а также специальную литературу по специальности, журнал - «Кожевенно - обувная промышленность», источники Интернет и др.

С целью самосовершенствования и накопления педагогического опыта принимала участие в смотрах-конкурсах методической работы, в городских и областных семинарах, научно-практических конференциях, выставках, Территориальных методических объединениях по экономике.

С целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, развития интереса к будущей профессии, повышения качества их подготовки к практической самостоятельной деятельности на преподаваемых мною дисциплинах и междисциплинарных курсах:

1) использовала образовательно - реабилитационные технологии обучения и воспитания: личностно - ориентированного образования, мультимедийные технологии,индивидуализацию, рейтинговую систему оценивания знаний. Развивала у студентов профессиональный и творческий интерес к избранной специальности, применяла элементы интенсивных педтехнологий (опорные конспекты, индивидуализация обучения, проблемное обучение, саморазвивающее обучение). С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетала фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы, что дает возможность дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, полнее и посильно использовать учебное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления студентов проводила динамические паузы, чередуя виды деятельности, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и на обучаемость в целом.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья имеет исключительное значение при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

2) С целью повышения мотивации познавательной деятельности студентов, тренировки памяти, сообразительности, развития интереса к изучаемому предмету и активизации мыслительной и познавательной деятельности, на занятиях отдавала приоритет практической деятельности студентов. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов: подготовка к отдельным вопросам по изучаемым дисциплинам, составление презентаций, мини-проекты, выполнение курсовых и дипломных проектов. Также, применяла в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих специалистов. Внедрение такой формы обучения позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что обогащает содержание дисциплины и профессионального модуля.

В целях активизации обучения использовала следующие приёмы:

формулировка цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

добавление в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (например, вместо банального решения задач по экономике организовать соревнования, со стимулирующим рейтингом - это очень действенно, учащиеся стараются решить быстрее других задачу и, соответственно получить балл);

создание необычной атмосферы во время деятельности, сделать учебное занятие нестандартным (например, попросить группу решить задачу учебного занятия совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.д.);

проблемное изложение материала, позволяющее активизировать логическое и творческое мышление учащихся, что в свою очередь, учит дискутировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, дает возможность высказать каждому свое видение ситуации, решение проблемы и т.д.;

создание ситуации успеха - за счет доброжелательного отношения преподавателя, создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, осуществления индивидуального подхода, дифференцированного подбора заданий, что дает возможность каждому учащемуся поверить в себя.

Считаю, что занятие можно построить так, чтобы организуя целенаправленную передачу обучающимся нового материала, в то же время обеспечить их индивидуальное развитие, самостоятельную учебную деятельность, либо построить занятие таким образом, чтобы студенты самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы. Очень важная задача - сформировать у них стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, умение объяснить, доказать. Для этого на занятиях использую различные задания, например: имея текст учебника найти ответы на поставленные вопросы. Это простое задание, а вот усложненное - используя текст учебника составить опорный конспект. Либо даю опорный конспект новой темы и по нему веду объяснение, ребята видят целостность материала, взаимодействие вопросов и тут же указываю на междисциплинарные связи - где это будет использоваться, для чего, на каком этапе. Это обеспечивает долгосрочное запоминание учащимися изучаемого материала, т.к. каждый студент достигает в усвоении темы собственного результата, который фиксируется преподавателем во время индивидуальной проверки задания.

3) В работе со студентами на занятиях использовала рекомендации психологической службы по вопросам структуры психологической компетентности; особенностей психического и личностного развития инвалидов раннего юношеского возраста; способов и форм развития познавательной активности в процессе теоретического обучения и др.

Руководствуясь системно-ролевой моделью формирования личности, в рамках изучения преподаваемых мною дисциплин и профессиональных модулей на занятиях регулярно проводила целенаправленную воспитательную работу.

4) В течении года, используя рейтинговую технологию оценивания учебных достижений студентов, проводила ежемесячный мониторинг учебной деятельности по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний, СОК), вела мониторинг каждого обучающегося по темам, по каждой дисциплине и профессиональному модулю, используя поощрительные баллы за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Данный метод подведения итогов позволяет сделать анализ и определенные выводы, в связи с чем, корректировала учебно-воспитательную работу в соответствии с интеллектуальными, психологическими и физическими возможностями студентов.

5) Проводила самообследование в группах по всем преподаваемым мною дисциплинам и профессиональным модулям. Контрольные срезы проводила с целью выявления и объективной оценки качества усвоения обучающимися содержания конкретной дисциплины и профессионального модуля. В качестве метода исследования использовала разработанные мною тестовые задания. Задания соответствуют требованиям к минимуму содержания образования и направлены на выявление основных компетентностей, предусмотренных требованиями к подготовке студентов среднего профессионального образовательного учреждения.

Используя рекомендации психологической службы и результаты рейтинга, выявляла конкретные для каждого студента пробелы в знаниях, их причины и проводила дополнительные занятия с учетом индивидуальных особенностей и затруднений обучающихся в соответствии с намеченными маршрутами реабилитации.

Основная задача внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы заключается в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Основным принципом организации внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности.

В связи с этим, проводила внеаудиторную образовательно-реабилитационную работу: дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, для студентов, выполняющих внеаудиторную самостоятельную работу, для повышения рейтинговых баллов; для студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам; консультации для формирования профессиональной части портфолио.

Использовала следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Самостоятельное изучение темы;

Подготовка докладов и рефератов;

Подготовка презентации по теме;

Поиск дополнительной информации (работа с дополнительной литературой, интернет);

Составление вопросов по теме, кроссвордов, задач;

Составление опорных конспектов по теме;

Индивидуальные самостоятельные задания по решению профессиональных проблем, составление тестов и подбора на них ответов в разных вариантах;

Задания для работы со справочной литературой и нормативной документацией;

Самостоятельная работа со справочной литературой, по выполнению курсовой работы по ПМ.04 Управление структурным подразделением организации;

Самостоятельная работа с ГОСТами, нормативными документами при выполнении практических работ, дипломного проекта и т.д.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Достаточно устойчивые результаты при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, национально-регионального компонента, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Литература

Ресурсы интернет:

Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ерохина Ирина Григорьевна, зам. директора по УМР

В настоящее время тысячи лиц с ограниченными возможностями здоровья являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и городской политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с населением, не имеющим таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ограниченными возможностями здоровья, и все общество. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

В последние годы происходит повышение интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия их социально-экономического статуса в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих лиц с ограниченными возможностями здоровья и их доли среди населения.

Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с особыми возможностями здоровья и жизнедеятельности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Эта же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Хабаровском крае, существенным образом влияющей на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволяющей значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их особых возможностей здоровья и жизнедеятельности в рамках инклюзивной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосознании и самосовершенствовании личности.

Особое место в системе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает теория, методика и технологии обучения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира подростков, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества.

Поиск вариантов создания непрерывно функционирующей педагогической работы, направленной на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, социальному и производственному общению, требует научно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.

В соответствии с вышеперечисленными причинами ставились следующие задачи:

    Разработать и постоянно анализировать учебные планы для групп с различными образовательными комплексами.

    Разработать программы развивающих часов и адаптационно-реабилитационного курса, расширенного изучения отдельных предметов, составляющих вариативные компоненты образовательной среды Учреждения.

    Создать условия для работы по новому учебному плану, по программам блока дополнительного образования.

    Активизировать использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса.

    Разработать дидактический, методический, инструкционный материал для различных образовательных компонентов.

    Разработать реабилитационные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Создать дополнительную среду: дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения занятий производственного и теоретического обучения, спецкурсов.

    Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с недостатками в умственном или физическом развитии в среде подростков, не имеющих отклонений в поведении и развитии.

Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций, на основе государственных образовательных стандартов.

В соответствии с ранее перечисленными условиями и задачами были разработаны учебные планы для профессионального обучения со сроком обучения 1 год 10 месяцев. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность учебной недели не превышает 30 часов. Время работы на производственной практике не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями по соответствующим профессиям, с учетом состояния здоровья обучаемых.

Обязательное обучение включает разделы: базовые образовательные дисциплины, общепрофессиональный и профессиональный циклы. Производственная практика включена в объем времени на обязательное обучение.

В раздел «Базовые образовательные дисциплины» включаются предметы коррекционной направленности «История России», «Основы права», «Физическая культура (адаптивная)», «Математика в профессии». При изучении данных предметов особое внимание уделяется ликвидации пробелов в знаниях по профессионально значимым, а также изучению профильного материала.

Раздел «Общепрофессиональный цикл» включает общие основы общепрофессиональных дисциплин, в значительной мере определяется конкретным видом деятельности, например дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Основы материаловедения», «Основы оборудования с правилами охраны труда», «Основы черчения», «Экономические и правовые основы производственной деятельности».

Освоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом. Обучающимся, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по специальности.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от профессионального образования, но требуют разработки специального механизма смягчения их влияния, коррекции, поддержки, образующего систему сопровождения учебы инвалида.

Специально создаваемые условия (с приспособлением территории и помещений, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение кабинетов, мастерских, библиотеки и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.

Обучающиеся должны иметь достаточный уровень социальной адаптации, усвоив курс «Социальная адаптация». Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей контингента учебной группы, его подготовленности. Педагог сам определяет конкретное наполнение учебной тематики содержанием и используемые методические приемы.

Раздел «Адаптационно-реабилитационный курс» включает в себя следующие дисциплины: «Социально-бытовая адаптация», «Социально-средовая адаптация», «Социально-профессиональная адаптация», «Психология общения» и «Психология делового общения».

Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к включению в социальную и профессиональную среду.

Значимость данного курса состоит в том, что теоретически доказана эффективность реализации непрерывной педагогической групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы и ее влияние на процесс продуктивного (быстрого и бесконфликтного) вхождения молодежи в новый коллектив, учебную и производственную деятельность; сформулированные положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике актуальной проблемы - повышения готовности учащихся к трудовой деятельности и интеграции в общество; определена совокупность педагогических условий, способствующих формированию социально-профессиональной адаптации обучающихся; подтверждена целесообразность использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе адаптационной работы с учащимися в образовательном процессе, позволяющие развивать мотивационную направленность обучающихся и формировать социально-профессиональные качества.

Нами разработана и проходит апробацию модель педагогического сопровождения социально-бытовой, социально-средовой и социально-профессиональной адаптаций учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению; профессиональное обучение; подготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте.

Современный рынок труда лиц с ограниченными возможностями как сегмент общего рынка труда формируется под воздействием процессов социально-экономического развития территории.

Правительством России предпринимаются усилия по повышению уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями, включая создание условий для трудовой деятельности этой многочисленной группы населения. Приняты законы, в том числе: , а также постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, к которым в том числе относятся и инвалиды, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.

Одним из важнейших принципов педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся является социальное партнерство - вовлечение работодателей в адаптационный процесс; разноплановость усилий - направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую); комплексность воздействия согласованность действий педагогов, классных руководителей, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеров; непрерывность - создание этапов, «переходов» адаптационной работы от профессионального образовательного учреждения к трудовой деятельности на производстве. В соответствии с этим сборники адаптивных программ профессионального обучения проходят обязательное согласование с работодателями – социальными партнерами. В 2014 году ведется тесная работа со следующими предприятиями – социальными партнерами: ООО Строительная фирма «Инфра», ИП Колмогорцева Л.Н. Ателье «Кутюрье», ООО «Восход».

Существует прямая зависимость между проведением комплексной педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в новые условия учебной и трудовой деятельности, принятия социально-профессиональных норм и требований, трудоустройства и закрепляемостью выпускников на рабочих местах.

Обучающийся в рамках социально-профессиональной адаптации не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Поэтому адаптация стала одной из важнейших общенаучных категорий, изучение которой в современной ситуации приобретает огромное практическое значение.

Целенаправленная педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.