Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних. Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних Универсальные международно-правовые норм

Положение ребенка в обществе является одной из самых существенных граней комплексной системы прав и свобод человека, поддерживаемой на международном уровне и развиваемой в направлении установления единых стандартов ее обеспечения.

Ребенок становится предметом внимания международного права еще с давних времен. Но на ХХ век приходится наибольшее количество международных актов, непосредственно посвященных защите его прав. В принятой в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка подчеркивалась необходимость специальной охраны ребенка ввиду его физической и умственной незрелости.

20 ноября 1959 г. Декларацию прав ребенка принимает Генеральная Ассамблея ООН, в которой уже с учетом принципов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., вновь подчеркивается, что ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. В Декларации провозглашена необходимость всемерной защиты всех прав ребенка, которые ему принадлежат наряду с правами, предоставленными взрослому человеку

Продолжением линии на всемерную защиту прав ребенка на международном уровне явилась Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., представляющая комплексный подход к охране прав ребенка, в том числе и к защите его от различного воздействия негативного характера, в частности:

от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ;

от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Наряду с провозглашением защиты ребенка от негативного влияния Конвенция обязывает государства принимать все необходимые меры для предотвращения:

склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной

обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;

Самостоятельное место в Конвенции (ст. 37) занимают положения, регламентирующие отношение к ребенку в тех случаях, когда он становится правонарушителем, в том числе и преступником. При этом подчеркивается, что:

ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

лицам, совершившим преступления моложе 18 лет, не могут быть назначены ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения.



ни один ребенок не должен быть лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.

В случае лишения ребенка свободы он должен:

пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста;

быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует;

иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

иметь право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия

В указанной Конвенции (ст. 40) также предусмотрены процессуальные гарантии защиты прав ребенка, который считается нарушившим уголовное законодательство. К таким гарантиям относятся, в частности: презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей и законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и целый ряд других

Конвенция ориентирует государства на принятие специальных законов, проведение процедур, создание специальных органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые считаются нарушившими уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, в том числе на установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, на принятие мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий. Обращено также внимание на необходимость проведения различных мероприятий, альтернативных по своему характеру мероприятиям, осуществляемым в рамках исправительных учреждений. К таким мероприятиям Конвенция относит уход, опеку и надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, обучение и профессиональную подготовку и другие формы, которые бы соответствовали благосостоянию ребенка, его положению и характеру совершенного им преступления.

Анализ указанных положений Конвенции ООН о правах ребенка применительно к вопросам, регулируемым уголовным правом, и, в частности, касающимся его уголовной ответственности, свидетельствует, прежде всего, о следующем:

общепризнанным максимальным возрастом ребенка, нуждающегося в особой правовой защите, является 18 лет;

установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, является прерогативой каждого государства;

в случаях нарушения уголовного законодательства государства должны стремиться к принятию мер обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;

лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более короткого времени;

в случае применения к ребенку наказания в виде лишения свободы он должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей его возраста.

Указанные положения получили свое развитие в таком фундаментальном международном документе, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г. В них еще более четко отражена идея об обеспечении особенностей в вопросах ответственности несовершеннолетних за совершенные правонарушения. В п. «а» ст. 2.2 указанных Правил отмечено, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.

Большое внимание в Правилах уделено вопросу о возрасте уголовной ответственности. В ст. 4.1, в частности, указывается, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

Из комментария к этой статье вытекают следующие позиции:

минимальные пределы возраста уголовной ответственности различны, поскольку зависят от исторических и культурных особенностей развития государства, общества;

установление минимальных пределов возраста уголовной ответственности базируется на определении способности ребенка осознавать, что его поведение является антиобщественным, и перенести моральное и психологическое воздействие уголовной ответственности;

установление возрастного предела в таких случаях на слишком низком уровне или вообще неустановление такого предела исключает смысл уголовной ответственности, ее понятие становится бессмысленным;

установление возраста уголовной ответственности должно осуществляться во взаимосвязи с установлением возраста, определяющего общий правовой статус ребенка, когда на него уже можно возлагать определенные обязанности (гражданское совершеннолетие);

необходимо стремиться для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе.

Получили дальнейшее развитие в Пекинских правилах и положения, касающиеся применения мер воздействия на несовершеннолетних в случаях совершения ими преступлений.

С момента совершения преступления несовершеннолетний попадает под воздействие органа, призванного обеспечить расследование по уголовному делу (первоначальный контакт). На этой стадии возможны любые формы обращения с несовершеннолетним, в том числе и его задержание. Предусматривая целый ряд особенностей процессуального характера, Правила обращают внимание на то, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним должны быть такими, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетних, содействовать их благополучию и избегать причинения им ущерба. При этом термин «избегать причинения ущерба» предлагается толковать широко: как причинение прежде всего наименьшего ущерба, а также любого дополнительного или излишнего ущерба, что особенно важно именно при первоначальном контакте, от которого зависит успех любого дальнейшего вмешательства в судьбу несовершеннолетнего. Подчеркивается также важность сострадания и мягкого, но вместе с тем требовательного подхода.

В рамках первоначального контакта важное значение имеет рекомендация, содержащаяся в ст. 11 Пекинских правил, о стремлении не доводить дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним, до официального разбирательства (например, судом), а стараться по возможности его прекратить с передачей в соответствующие службы, как правило, общественные, занимающиеся несовершеннолетними. Такая практика призвана ограничить негативные последствия процедуры отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. При этом в комментариях к указанным положениям отмечается, что прекращение дела не должно ограничиваться лишь мелкими делами, и поэтому оно может быть важным средством. Обращается также внимание на необходимость обеспечения надзора за несовершеннолетним, в отношении которого прекращено дело, проведения с ним воспитательной работы.

Для тех случаев, когда уголовное дело в отношении несовершеннолетнего не было прекращено, и встал вопрос о выборе судом соответствующих мер воздействия, Пекинские правила подтверждают закрепленные ранее принципы и подходы. В ст. 17 Правил, посвященной руководящим принципам вынесения судебного решения и выбору мер воздействия, указывается, что:

меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, а само ограничение должно быть, по возможности, сведено до минимума;

несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;

при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.

Пекинские правила также нацеливают судебные или иные компетентные органы на применение к несовершеннолетним альтернативных лишению свободы мер воздействия, дальнейшую разработку таких мер, а также на более широкое применение системы пробации путем вынесения условных приговоров, отсрочки их исполнения, постановлений советов и других видов решений.

Указанные международно-правовые стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями в определенной мере нашли отражение и в УК Республики Беларусь. Особенностям уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, посвящен самостоятельный раздел У Общей части УК. Эти особенности касаются системы и видов наказания, назначения наказания, иных мер уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, а также погашения судимости.

Согласно ст. 108 УК уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями УК, но с учетом правил, предусмотренных в разделе У. Это означает, что все нормы УК применяются к несовершеннолетним так же, как и к взрослым, но при решении указанных выше вопросов применяются специальные нормы раздела У, предусматривающие особенности ответственности этой категории лиц.

Л.В. Прохорова

Кандида! философских наук, доцент

Современный этап развития российского общества сопровождается ростом социальных и экономических проблем, обнищанием значительной части населения страны, ослаблением института семьи, увеличением разводов и неполных семей, насилием в семье, что оказывает значительное воздействие на воспитание подрастающего поколения.

Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних до сих пор продолжают оставаться одними из наиболее острых проблем российского общества. По данным официальных источников, ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых подавляющее большинство - социальные сироты, г.е. дети, брошенные родителями, или дети, отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей но воспитанию ребенка 1 . За последнее 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой Мировой войны и Октябрьской революции 1917 года, после Отечественной войны 1941 -45 гг. и в настоящее время.

В последние годы усилилась тенденция ухода несовершеннолетних в маргинальные слои общества. Из 28 млн. детей, проживающих в Российской Федерации - 700 гыс. - беспризорные дети, около 2 млн. - неграмотные подростки, более 6 млн. - подростки, находящиеся в социально неблагоприятных условиях 2 .

Результатом этих процессов явилось увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных средств, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Совершенно очевидно, что несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.

Как показывает судебная практика, у подавляющего большинства несовершеннолетних уровень правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми и подростками.

Данные уголовной статистики преступности несовершеннолетних свидетельствуют о тревожном положении дел.

Так, но официальным данным МВД РФ несовершеннолетними совершается десятая часть всех уголовных преступлений.

В этих условиях профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи имеет особое значение.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Отсюда следует, международно- правовые документы, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и имеющие на территории РФ юридическую силу в соответствии с их ратификацией, должны учитываться в общей системе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Российской Федерации по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи, причем их действие имеет приоритет но сравнению с национальным законодательством. Более того, нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей, а также конкретные гарантии их реализации на территории государства - участника должны быть закреплены в национальном законодательстве.

Необходимо особо подчеркнуть, что система профилактики правонарушений несовершеннолетних регламентируется в нормах международного права только через положения о ювенальной юстиции, поскольку в международном праве профилактическая деятельность государств - участников международных договоров и соглашений, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних, понимается, как деятельность по предотвращению не впервые совершенных, правонарушений, не делинквентного поведения вообще, а дальнейших правонарушений, т.е. уже после их совершения, путем замены карательного правосудия восстановительным.

Следует констатировать, что в нормах международного права практически не отражена деятельность мирового сообщества, в том числе договаривающихся государств, но профилактике преступлений молодежи, не относящейся к катег ории несовершеннолетних. Поэтому, с одной стороны, в данной части работы речь идет лишь о международных документах, регламентирующих защиту прав и интересов только несовершеннолетних лиц, т.е. лиц, не достигших возраста 18-ти лет, независимо от того, что в силу ряда жизненных обстоятельств многие несовершеннолетие в РФ приобретают полную фаж- данскую и фудовую дееспособность задолго до достижения совершеннолетия. С другой стороны, приведенные ниже международные акты вполне до- пусгимо распространить но аналогии на лиц молодого возраста, к примеру, 18-ти - 20-ти лет.

В национальных законодательствах возраст совершеннолетия устанавливается конституциями и другими законами. В Конституции Российской Федерации (ст.60), например, возраст совершеннолетия установлен с 18 лет. В Германии несовершеннолетними считаются лица, не достигшие 21 года. В связи с этим в ряде основополагающих международных документов фаница между несовершеннолетием и совершеннолетием определяется в 18 лет, но с оговоркой, если более ранний возраст не установлен национальным законодательством.

Международное сообщество, уделяя внимание правам детей и молодежи, исходит из необходимости проведения более тщательной работы, способствующей развитию личности и предупреждению правонарушений. Соответственно этому Организацией Объединенных Наций принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и подготовки кадров для этого:

Конвенция о нравах ребенка (1989г.);

Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985г.);

Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде, 1990);

Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.)

Конвенция «О правах ребенка» 1 является универсальным международным договором, в котором закреплены основные стандарты нрав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти нрава.

Так, в статьях 37 и 40 Конвенции закреплен целый комплекс материально-правовых и процессуальных гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности.

Так, в статье 37 предусмотрено, что «Государства-участники обеспечивают, чтобы: "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990.- № 26.

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лег;

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия».

П. 1 ст. 40 указано, что «Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе».

В этих целях, как указано в п. 2 названного документа, и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства - участники, в частности, обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения;

b) каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:

I. презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

II. незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;

III. безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;

IV. свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;

V. если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;

VI. бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;

VII. полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.

В п.З статьи 40 Конвенции подчеркивается, что государства- участники должны стремиться к установлению таких законов, процедур, органов и учреждений, имеющих отношение к детям, нарушившим уголовное законодательство, которые обеспечивали бы в случае необходимости принятие мер без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.

В соответствии с п.4 статьи 40 Конвенции государства-участники должны учитывать необходимость наличия «таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и попечительстве, надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления».

Следует особо подчеркнуть, что в Конвенции о правах ребенка заложена комплексность подхода к решению вопросов защиты прав и законных интересов детей, которая должна быть направлена на общее повышение уровня жизни и благосостояния, а не просто на решение частных, хотя и острых проблем.

В Минимальных стандартных правилах, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) 1 устанавливается рекомендуемый возраст уголовной ответственности, цели правосудия в отношении несовершеннолетних, нрава несовершеннолетних, необходимость обеспечения конфиденциальности рассмотрения дел несовершеннолетних, регламентируется процедура расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних, вынесения судебного решения и выбора мер воздействия на несовершеннолетних, а также определяются стандарты обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях и вне них.

В Эр-Риядских руководящих принципах указывается на необходимость специализации законодательства но делам несовершеннолетних в целях осуществления и защиты их нрав и благополучия; максимальном использовании предупредительно - коррекционных программ для несовершеннолетних до совершения преступления; целесообразности учреждения поста омбудсмена для несовершеннолетних, который контролировал бы осуществление рекомендаций международных документов но защите нрав несовершеннолетних.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, основаны на положении, в соответствии с которым лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимально необходимого времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств .

Свод данных норм международного нрава фактически сформулировал политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя в качестве структурных элементов профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей, применение мер, альтернативных лишению свободы, осуществление ареста, задержания или лишения свободы ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени, отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения.

Комитет ООН но правам ребенка в своем заключении по второму Периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о нравах ребенка отметил, что она не выполнила в полном объеме рекомендации 1993 года о приведении национального законодательства в соответствии с принципами и положениями Конвенции.

Комитет рекомендовал Российской Федерации предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия но делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей - инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, от порнографии, от всех видов насилия в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов 1 .

В систему международно-правовых документов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и косвенно - на решение задач но профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи, следует включить ряд конвенций но защите трудовых нрав указанных лиц: в частности:

Статья 28 Конвенции ООН «О нравах ребенка» «Государства- участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства - участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи».

Защита несовершеннолетних от экономической эксплуатации на международном уровне предусмотрена в целом ряде конвенций Международной ортанизации груда (МОТ), большинство из которых ратифицированы еще СССР. Среди конвенций МОТ необходимо отметить следующие:

  • Конвенция № 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921 г.) 1 .
  • Конвенция № 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" (1946 г.) .
  • Конвенция № 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (1946 г.)

Одной из важнейших проблем современного общества, имеющих глубокие социальные корни, является использование труда несовершеннолетних. Законодательное закрепление особого отношения общества к подрастающему поколению - это тенденция, характеризующая многие страны мира.

Среди других прав несовершеннолетних право на труд и его безопасные условия находит юридическое закрепление в правовых актах международного и национального законодательства. Несмотря на вполне естественное стремление законодателей многих государств ограничить использование труда несовершеннолетних, это не всегда согласуется с реальными условиями жизни общества. Прежде всего, использование труда несовершеннолетних привлекает работодателей, т.к. труд этой категории работников, как правило, малооплачиваемый, малолетние работники не в состоянии отстоять свои трудовые права. Однако существует и обратная сторона этой проблемы. Труд является формой индивидуализации личности, и многие подростки стремятся самоутвердиться посредством работы. Кроме того, это позволяет заработать карманные деньги и тратить их без разрешения родителей, что повышает мотивацию детского труда. По данным Международного бюро труда, большинство из работающих детей трудится в сельском хозяйстве - 75 - 80%, около 10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные - в ресторанах, магазинах, кафе и других точках бытового обслуживания населения.

Во многих странах детский труд рассматривается в качестве средства профессиональной подготовки, познания жизни и становления личности. Например, в Германии в свободное от учебы время трудятся примерно 45% школьников старших классов, хотя сам по себе детский труд строго регламентирован национальным законодательством.

Тенденция ограничения детского труда нашла отражение в международной инициативе, именуемой Программой искоренения детского труда, к которой присоединяется все больше и больше государств.

Основные проблемы, подлежащие разрешению как в национальном законодательстве, так и на международном уровне, сводятся к установлению предельного возраста, с которого возможен труд несовершеннолетних, запрещению использования их труда на тяжелых, вредных работах, установлению гарантий при приеме на работу и увольнении с нее подростков. В частности, 9 октября 1946 г. под эгидой Международной организации труда (МОТ) в Монреале была принята Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах. В соответствии со ст. 1 Конвенции ее нормы применяются к детям и подросткам, работающим за заработную плату или работающим непосредственно или косвенно за вознаграждение на непромышленных работах. Государства, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что они пригодны для такой работы.

Вопросам ограничения ночного труда подростков посвящены: Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946 г., и Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 10 июля 1948 г.

Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на "непромышленные работы", под которыми понимались все работы, за исключением таких, какие рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы. В то же время допускалось, что на основании национальных законов или правил Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица. Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.

Как видно из текста Конвенции, дифференциация условий труда несовершеннолетних проводилась в зависимости от факта посещения школы: дети старше 14 лет, которые больше не обязаны посещать школу полное учебное время, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 12 последовательных часов, включая промежуток времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Из этого правила делалось исключение, предусмотренное ст. 3 Конвенции, где декларировалось, что при наличии особых обстоятельств, отражающихся на определенной отрасли деятельности или определенном районе, компетентные власти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся установить в отношении детей и подростков, занятых в этой отрасли деятельности или районе, промежуток времени между 11 часами вечера и 7 часами утра вместо промежутка времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Наряду с этим ночной труд мог быть допустим в силу климатических условий, а также в силу чрезвычайных обстоятельств, что закреплялось в ст. 4 Конвенции.

Конвенция МОТ N 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.) стала еще одним шагом на пути укрепления международных гарантий в отношении труда подростков. Конвенция устанавливала ограничения ночного труда несовершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:

а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;

б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;

в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;

г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, в складах или аэропортах.

Термин "ночь" трактовался как "период продолжительностью, по крайней мере, в двенадцать последовательных часов" (ст. 2 Конвенции). Его начало и окончание, т.е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РФ.

В отношении подростков, достигших возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом власти, продолжительностью, по крайней мере, в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.

В соответствии со ст. 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.

В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных профессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет. В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью, по крайней мере, в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу.

Так же, как и Конвенция 1946 г., рассматриваемый документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Как уже было сказано, одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен прием на работу. Указанной проблеме были посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают: Конвенция МОТ N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.), Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.), Конвенция МОТ N 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30 апреля 1932 г.), Конвенция МОТ N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 22 июня 1937 г.), Конвенция МОТ N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 22 июня 1965 г.).

Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст в определенной сфере производства.

Определяющим фактором начала трудовой деятельности по общему правилу выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения. Например, Конвенция МОТ N 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что дети старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:

а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;

б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;

в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.

Вполне естественным является минимальный возраст - 16 лет, установленный Конвенцией МОТ N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.

Особое место среди других занимает Конвенция МОТ N 138 о минимальном возрасте для приема на работу. Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Конвенция призывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.

Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный. К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования. Снижение минимального возраста в России было связано с введением в действие Закона РФ "Об образовании", принятого 10 июля 1992 г., в котором в качестве обязательного вводилось неполное среднее девятилетнее обучение. В связи с этим появилась правовая возможность отчислять из школы подростков после окончания 9 классов, т.е. достигших 14-летнего возраста. Таким образом, введение в действие Закона "Об образовании" косвенным образом повлияло на увеличение армии безработных за счет отчисляемых из школ подростков. В свою очередь, эта причина побудила законодателя снизить возраст приема на самостоятельную работу.

Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., в соответствии со ст. 32 данной Конвенции государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности.

Одной из важнейших проблем современного общества, имеющей глубокие социальные корни, является использование труда несовершеннолетних. Законодательное закрепление особого отношения общества к подрастающему поколению - это тенденция, характеризующая многие страны мира. Среди других прав несовершеннолетних право на труд и его безопасные условия находит юридическое закрепление в правовых актах международного и национального законодательства. Несмотря на вполне естественное стремление законодателей многих государств ограничить использование труда несовершеннолетних, это не всегда согласуется с реальными условиями жизни общества. Прежде всего, использование труда несовершеннолетних привлекает работодателей, т.к. труд этой категории работников, как правило, малооплачиваемый, малолетние работники не в состоянии отстоять свои трудовые права. Однако существует и обратная сторона этой проблемы. Труд является формой индивидуализации личности, и многие подростки стремятся самоутвердиться посредством работы. Кроме того, это позволяет заработать карманные деньги и тратить их без разрешения родителей, что повышает мотивацию детского труда. По данным Международного бюро труда, большинство из работающих Детей трудится в сельском хозяйстве - 75-80% , около 10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные- в ресторанах, магазинах, кафе и других точках бытового обслуживания Населения.

Во многих странах детский труд рассматривается в качестве средства профессиональной подготовки, познания жизни и становле-

ния личности. Например, в Германии в свободное от учебы время трудятся примерно 45% школьников старших классов, хотя сам по себе детский труд строго регламентирован национальным законодательством.

Тенденция ограничения детского труда нашла отражение в международной инициативе, именуемой Программой искоренения детского труда, к которой присоединяется все больше и больше государств.

Основные проблемы, подлежащие разрешению как в национальном законодательстве, так и на международном уровне, сводятся к установлению предельного возраста, с которого возможен труд несовершеннолетних, запрещению использования их труда на тяжелых, вредных работах, установлению гарантий при приеме на работу и увольнении с нее подростков. В частности, 19 сентября 1946 г. под эгидой Международной организации труда (МОТ) в Монреале была принята Конвенция № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах. В соответствии со ст. 1 Конвенции ее нормы применяются к детям и подросткам, работающим за заработную плату или работающим непосредственно или косвенно за вознаграждение на непромышленных работах. Государства, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что они пригодны для такой работы.



Вопросам ограничения ночного труда подростков посвящены: Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946 г., и Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 17 июня 1948 г.

Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на «непромышленные работы», под которыми понимались все работы, за исключением таких, какие рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы. В то же время допускалось, что на основании национальных

законов или правил Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица. Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.



Как видно из текста Конвенции, дифференциация условий труда несовершеннолетних проводилась в зависимости от факта посещения школы: дети старше 14 лет, которые больше не обязаны посещать школу полное учебное время, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в 12 последовательных часов, включая промежуток времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Из этого правила делалось исключение, предусмотренное ст. 3 Конвенции, где декларировалось, что при наличии особых обстоятельств, отражающихся на определенной отрасли деятельности или определенном районе, компетентные штасти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся установить в отношении детей и подростков, занятых в этой отрасли деятельности или районе, промежуток времени между 11 часами вечера и 7 часами утра вместо промежутка времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Наряду с этим ночной труд мог быть допустим в силу климатических условий, а также в силу чрезвычайных обстоятельств, что закреплялось в ст. 4 Конвенции.

Конвенция МОТ № 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.), стала еще одним шагом на пути Укрепления международных гарантий в отношении труда подрост-Ков. Конвенция устанавливала ограничения ночного труда несо-

вершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:

а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;

б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;

в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;

г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, в складах или аэропортах.

Термин «ночь» трактовался как «период продолжительностью по крайней мере в двенадцать последовательных часов» (ст. 2 Конвенции). Его начало и окончание, т.е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РФ.

В отношении подростков, достигших возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом атасти, продолжительностью по крайней мере в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.

В соответствии со ст. 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или п каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.

В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных про-

фессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет. В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью по крайней мере в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу.

Так же, как и Конвенция 1946 г., рассматриваемый документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Как уже было сказано, одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен прием на работу. Указанной проблеме были посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают: Конвенция МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.), Конвенция МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.), Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 12 апреля 1932 г.), Конвенция МОТ № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 3 июня 1937 г.), Конвенция МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.).

Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст в определенной сфере производства.

Определяющим фактором начала трудовой деятельности, по общему правилу, выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения. Например. Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что дети старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:

а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;

б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;

в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.

Вполне естественным является минимальный возраст - 16 лет, установленный Конвенцией МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.

Особое место среди других занимает Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу. Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Конвенция призывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.

Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный. К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования. Снижение минимального возраста в России было связано с введением в действие Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля

1992 г., в котором в качестве обязательного вводилось неполное среднее девятилетнее обучение. В связи с этим появилась правовая возможность отчислять из школы подростков после окончания 9 классов, т.е. достигших 14-летнего возраста. Таким образом, введение в действие Закона «Об образовании» косвенным образом повлияло на увеличение армии безработных за счет отчисляемых из школ подростков. В свою очередь, эта причина побудила законодателя снизить возраст приема на самостоятельную работу.

Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. в соответствии со ст. 32 данной Конвенции, государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может предстаатять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований указанной статьи.

Названные нормы-принципы реализованы в законодательных системах многих стран. Так, в документах ФРГ, касающихся применения и охраны труда несовершеннолетних, определены виды труда, к которым не допускаются подростки; в Норвегии до 18-летнего возраста ограничиваются погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и др.

В настоящей статье мы рассмотрим международно-правовые нормы, регламентирующие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировав для этих целей нормы международного законодательства. Обратимся мы и к российскому законодательству, потому что Российская Федерация, будучи участницей целого ряда конвенций по исследуемой проблематике, обязана привести свои внутренние нормы в соответствие с принятыми стандартами.

Поворотным моментом в регламентации специального правового статуса несовершеннолетних стал XX, когда были приняты основные международные документы. Отметим, что уже в рамках Лиги Наций в 1924 году была принята Женевская декларация, которая призывала создавать условия для нормального духовного физического развития детей по всему миру .

При этом отметим, что важнейшим событием в развитии права прав человека и прав ребенка в частности явилось создание Организации Объединенных Наций (далее – ООН), целью которой является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Так, 11 декабря 1946 года в рамках ООН был создан Фонд под наименованием Международный чрезвычайный детский фонд (далее - ЮНИСЕФ). Изначально он создавался для помощи детям, которые пострадали в период Второй Мировой войны, предполагалось, что его деятельность будет носить временным характер. Однако он функционирует до сих пор под названием Детский Фонд ООН.

В 1948 году был принят один из фундаментальных документов по правам человека - Всеобщая декларация прав человека, положения которой провозгласили право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства.

Кроме того, п. 5 ст. 25 Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» .

Вторым шагом на пути становлениям международной защиты детства стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года Декларации о правах ребенка. В Преамбуле было указано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения . Отметим, что данный документ сыграл огромную роль в деле защиты прав детей. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Главным недостатком данной Декларации стало то, что многие ее положения так и оставались призывом, ведь, известно, что декларации не носят обязательный характер. Тем не менее именно Декларация о правах ребенка стало основой для разработки Конвенции о правах ребенка 1989 года, а также ряда положений действующего Семейного кодекса Российской Федерации, посвященных правам несовершеннолетних.

Работа над текстом данного документа длилась целое десятилетие, с 1979 года, и завершилась 20 ноября 1989 года принятием Конвенции о правах ребенка, универсального документа, признающего за детьми весь комплекс прав человека. Эта Конвенция очень быстро получила необходимое количество ратификаций и действительно является универсальной по количеству участвующих в ней государств. О чем свидетельствует этот факт? Прежде всего о том, что предметами дискуссии могут быть различные аспекты защиты прав ребенка, однако право детей на особую защиты не подвергается никаким сомнениям, это своего рода аксиома.

Согласно статье 1 Конвенции, ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» . Следовательно, несовершеннолетний человек с позиций международного права рассматривается как ребенок.

При этом важно помнить, что Конвенция о правах ребенка закрепила верхний возрастной предел в 18 лет с оговоркой «если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» .

В данном случае следует иметь в виде международные договоры, которые касаются определенного аспекта жизни ребенка. Так, Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г. и Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми 1980 г. для целей данных Конвенций признают, что ребенком является личность до достижения 16 лет (соответственно ст. 1 и 4). Далее Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. не устанавливает минимальный брачный возраст, оставляя это на усмотрение государств-участников (ст. 2) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в международном праве не закреплен точно определенный возраст, с которого личность перестает считаться ребенком. В то же время принятие Конвенции о правах ребенка 1989 года, а также пересмотр возрастных критериев в ряде договоров (например, в международном гуманитарном праве) позволяют говорить о том, что с позиции международного права возраст в 18 лет считается наиболее принятой нормой для определения момента, с которого правовая защита ребенка прекращается.

Рассмотрим, какое место занимают права ребенка в общей системе прав человека. Права ребенка – это права человека применительно к детям.

Такую краткую формулировку нам предлагает энциклопедический юридический словарь. Принимая во внимание тот факт, что общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим (конституционным) статусом человека и гражданина, о чем мы писали в предыдущем параграфе, данное определение считаем в целом корректным. Однако, как мы уже также отмечали, правовой статус ребенка специфичен, характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с правовым статусом личности, статья же эти особенности не раскрывает, хотя и упоминает их.

По мнению авторов словаря, необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в этой области, обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они согласно внутреннему законодательству государств не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.д.

Данное утверждение можно подтвердить следующим примером: согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. При этом, поскольку избирательное право распространяется только на совершеннолетних граждан, несовершеннолетний, в силу возраста, им не обладает. Среди специфических прав выделим «право жить в семье», «право на заботу со стороны своих родителей», «право на совместное с ними проживание», которые закреплены исключительно для детей ст. 54 СК РФ.

В конце словарной статьи указано, что есть целый ряд международно-правовых документов, специально посвященных правам ребенка. К ним относятся, прежде всего, Конвенция о правах ребенка 1989 года, а также Декларация прав ребенка 1959 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., ряд Конвенций Международной Организации Труда (далее – МОТ) (№ 10, 11, 15, 58, 59, 60, 112) и др. Наличие данных документов подтверждает то, что несовершеннолетний обладает специальным (родовым) правовым статусом.

Несмотря на то, что статья не раскрывает характерные особенности прав ребенка, в целом тезис о том, что права ребенка – это права человека применительно к детям, верный. То есть мы можем рассматривать права ребенка сквозь призму прав человека и гражданина.

Само понятие прав человека возникло в эпоху буржуазных революций. Они неотчуждаемы, внетерриториальны и вненациональны, принадлежат человеку от рождения, их признание, соблюдение и защита –забота мирового сообщества в целом, а не внутреннего дело какого-либо государства.

Всю совокупность прав человека подразделяют на абсолютные и относительные, иначе – основные и другие общепризнанные права, и свободы.

Важнейшие международно-правовые документы в области защиты прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) в своих положениях закрепили универсальный перечень основных прав и свобод, который в единстве с конституционными правами призван обеспечить нормальную жизнь человека.

Как отмечает Лукашева Е.Л., в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии. В случае, когда какое-либо основное право не вошло в конституцию государства, оно должно быть признано данным государство независимо от его конституционного закрепления, так как приоритет международного права по отношению к внутри государственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Правовой статус человека и гражданина включает в себя все многообразие прав, охватывающих различные сферы его деятельности. В соответствии с данными сферами можно определить структуру и характер прав, составляющих его правовой статус. Данная структура следует из международно-правовых документов по правам человека, прежде всего из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, и включает в себя: гражданские (личные), политические, социальные и экономические, культурные права. Аналогичным образом изложены права и свободы человека и гражданина во 2 Главе Конституции Российской Федерации.

Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и

осуществление государственной власти.

Экономические и социальные права призваны обеспечить человеку достойный уровень жизни. Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

При классификации прав не всегда то или иное право можно однозначно отнести к конкретной категории, то есть любое разделение прав на категории в какой-то степени условно.

Список литературы

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Сб. документов. – М.: Норма; ИНФРА-М, 1998. – 39 с.

2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1386 (ХIV) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml - Дата доступа: 04.03.2016.

3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (принят в Женеве 8 июня 1977 года.) [Электронный ресурс] // Международный Комитет Красного Креста - Режим доступа: https:// - Дата доступа: 04.03.2016.

4. Женевская декларация прав ребенка 1924 г. [Электронный ресурс] //Wikipedia – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Женевская_- декларация_прав_ребёнка – Дата доступа: 04.03.2016.

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml – Дата доступа: 04.03.2016.

6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Бюл. междунар. договоров. – 1995. – № 2. – С. 3.

7. Михеева, Л.Ю. Защита прав ребенка в современной России / Л.Ю. Михеева; под ред. А.М. Нечаевой. – М.: Ин-т государства и права РАН, 2005. – 107 с.