Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс. Альтернативное разрешение споров: система и принципы

6. Разрешение конфликтов

2. Варианты завершения конфликта


1. Основные принципы разрешения конфликтов
Сколь долго бы ни продолжался конфликт, рано или поздно он заканчивается. Очень часто конфликтующие стороны видят борьбу единственно возможным способом бытия . Они забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего, если конструктивно разрешат проблемы. Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что оппоненты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость, они, если контакты неизбежны, постепенно приучаются жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек. Однако гораздо чаще завершение конфликта становится возможным только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Такие усилия могут потребовать немалого искусства и большой изобретательности.

Современная конфликтологическая наука говорит о том, что полное и окончательное разрешение всех конфликтов станет возможным лишь тогда, когда исчезнут все социальные противоречия. Очевидно, что на это можно надеяться лишь в самом отдаленном будущем. Противоречия – изначальная причина любого конфликта, они лежат в его основании. Поэтому сегодня можно говорить скорее об управлении конфликтами, их регулировании, что означает трансформацию конфликтных отношений в отношения сотрудничества. Для этого необходимо усиливать позитивные и сводить к минимуму негативные функции конфликта.

Однако вышеизложенное не означает, что не существует никаких вариантов для выхода из конфликтной ситуации. Наоборот, исторический опыт человечества и жизненный опыт каждого человека дают конфликтологии немало различных вариантов прекращения конфликтного противостояния. Анализу данных вариантов завершения и технологий разрешения конфликтов и посвящена настоящая глава пособия.

Надо отметить, что в конфликтологии как относительно молодой науке еще не устоялись базовые термины для обозначения прекращения конфликтов. В данном пособии под завершением конфликта будет пониматься его прекращение без участия посредника, медиатора, «третьей стороны». Под разрешением конфликта подразумевается его прекращение с участием нейтрального посредника, или медиатора.


2. Варианты завершения конфликта
Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим трем основным вариантам:

1) силовое подавление, или метод насилия;

2) тактика ухода, или избегание конфликта;

3) тактика компромисса или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве. Конфликты весьма разнообразны по своей природе, и так же разнообразны могут быть варианты их разрешения.

1. Насилие, или подавление. Суть этого варианта заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Инструментом подавления выступает агрессия, прямое насилие, использование зависимости (экономической, юридической или иной) «слабой» стороны, психологическое насилие, шантаж и угрозы. Как правило, побуждающим мотивом, стимулирующим насилие, является обладание достаточно большим объемом силовых ресурсов, обеспечивающим явное преимущество в конфликтном противостоянии. Варианты применения насилия разнообразны, так, в межгосударственном конфликте сильная сторона использует для подавления противника вооруженные силы, руководитель принуждает работника подчиниться, используя властные полномочия, родители заставляют ребенка выполнять их требования, используя тактику угроз и т. п. В любом случае у побежденной стороны не остается никакого выбора, утрачивается свобода, тем более что победитель стремится сохранить отношения подчинения на достаточно длительный срок. Тем самым слабая сторона терпит полное поражение, утрачивает значимые ресурсы и, может быть, несет существенный физический и психологический урон. Действия «насильника» зачастую обусловлены не только желанием реализовать свои интересы, но и стремлением нанести противнику максимальный материальный и (или) моральный ущерб, наказать его за «неправильное» поведение, заставить почувствовать свою вину.

Тактически принуждение может казаться эффективным, прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но эффект этот представляется весьма сомнительным, если учесть то, что побежденный неизбежно будет стремиться к реваншу, оказывать скрытое или явное сопротивление победителю. Он станет искать новые формы борьбы, следовательно, победитель вынужден постоянно ожидать удара, быть готовым к новому витку противостояния. Зачастую побежденный, изображая подчинение, соблюдая ритуальные формы, игнорирует или саботирует требования победителя. Поэтому в случае возобновления конфликта победитель вынужден использовать еще больший объем силовых ресурсов и все более жестокие методы подавления оппонента , и прекратить противостояние можно только с полным уничтожением противоположной стороны. Именно вследствие этого многие войны постепенно перерастают в массовый террор и геноцид.

Для использования этой тактики также существуют определенные предпосылки, благоприятствующие ее успеху. Такими предпосылками для использования силовых методов могут быть следующие:

1) решающий перевес одной из сторон в имеющихся материальных и психологических ресурсах. Например, перевес администрации, конфликтующей с рабочим коллективом завода;

2) возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий. Примером может служить стремительный марш-бросок отряда российских десантников в Косово на завершающей стадии военного конфликта между Югославией и НАТО в 1999 г.;

3) внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной. Именно таким было решение Российского Правительства в августе 1998 г. о прекращении выплат по государственным кредитным обязательствам, приведшее к глубокому финансовому кризису; к действиям того же порядка относятся и решения администрации предприятия о снижении зарплаты или увеличении рабочего дня в условиях грозящего предприятию банкротства;

4) бесспорная правомерность действий стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны с обеспечением жизненно важных для данной структуры проблем, например, немедленное увольнение работника, допустившего поступок, нанесший серьезный материальный или моральный ущерб организации. К числу таких поступков могут быть отнесены разглашение работником коммерческой тайны, неоказание медицинским работником неотложной помощи пациенту, срыв занятий преподавателем и т. п.;

5) любые проявления деструктивных форм поведения со стороны членов организации, такие, например, как пьянство, наркомания, хищения имущества, прогулы, нарушение техники безопасности и т. п.

Силовая тактика также имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:

– использовании преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые в рассмотренных условиях могут оказаться такими же малоэффективными, как в ситуации, описанной И.А. Крыловым в басне «Кот и повар» («А Васька слушает, да ест…»).

– применении жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой;

– использовании в целях обеспечения успеха силовой тактики механизма конкуренции, который был известен уже древним римлянам под названием метода «разделяй и властвуй» и который нередко применяется и поныне под более обтекаемым названием механизма сдержек и противовесов ; эти механизмы чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания для нерадивых и мер поощрения для добросовестных работников.

2. Тактика ухода. Это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации , отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически, или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

На первый взгляд может показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы.

Основные достоинства тактики избегания состоят в следующем:

1) она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так, например, руководитель, избегая конфликта, может не отвечать на очередную письменную просьбу подчиненного о предоставлении ему тех или иных льгот, поскольку эта просьба является необоснованной;

2) дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или группы. Так, родители могут закрыть глаза, «не связываться» с взрослой дочерью из-за того, что юбки, которые она носит, имеют не ту длину, которая, по их мнению, соответствует требованиям приличия.

Но в этой тактике есть и минусы. При определенных условиях она может привести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется, И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта.

Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена при наличии следующих конкретных условий:

1) при небольшой значимости причин, породивших противоборство: если непосредственная причина, породившая конфликт, является лишь «верхушкой айсберга», лишь свидетельствует о наличии других глубинных предпосылок конфликта. Естественно, в этих условиях следует воздержаться от растраты сил на несущественные проблемы, сохранив их для решения новых задач, когда они обнаружатся в полной мере;

2) при некоторых временных параметрах конфликта: если конфликт возник в такое время, когда нет возможности потратить его на урегулирование противоборства, поскольку существуют другие, более значимые с точки зрения целей организации неотложные проблемы;

3) при ограниченности имеющихся сведений о конфликте, отсутствии достаточной информации и необходимости дополнительной работы для сбора данных, которые обеспечивали бы эффективное завершение конфликта;

4) при наличии у одной из конфликтующих сторон более мощных сил, которые в состоянии быстро и успешно разрешить конфликт. Так, опытный военачальник воздерживается от полномасштабного боя до подхода резервов и только после их прибытия начинает мощное наступление на противника. Именно такой тактики придерживался Кутузов во время войны с Наполеоном.

Тактика ухода, или избегания, характеризуется и определенными действиями участников конфликта, специфическими формами их поведения. Использование этой тактики достаточно отчетливо обнаруживается в следующих характерных признаках поведения конфликтантов:

– утаивании, засекречивании информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией;

– отказе от признания самого факта существования причин конфликта в расчете на то, что он так или иначе решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон;

– затягивании под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.

3. Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия. Компромисс. Наиболее простым и распространенным является компромисс – выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия достигается, как показывает опыт, в результате осуществления следующих действий или шагов.

Необходимо выделить специальное время для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолеть желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы преодолеть такое желание, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему. Важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т. е. попыток силового давления. Однако весьма важно заблаговременно договориться о принятии решения, об окончании встречи только по взаимному согласию, чтобы не допустить, насколько это будет возможно, ее преждевременного окончания, т. е. ее прекращения до создания условий для перехода к следующему этапу. Но для этого нужно выполнить и некоторые другие шаги.

Следует обеспечить благоприятную обстановку на весь период проведения встречи. Что это значит? Это означает создание необходимых удобств для спокойного проведения встречи. В помещении, где ведется беседа, не должно быть посторонних, следует избегать и телефонных звонков. Полезно обратить внимание и на такие мелочи, как температура в помещении, освещение и т. п. Нужно заранее приготовиться к длительному обсуждению конфликта и серьезному нервному напряжению. Полезно сохранять в тайне содержание бесед впредь до полного урегулирования конфликта. Только соблюдение этих основных условий проведения встречи обеспечит успех главного, третьего шага регулирования конфликта.

Соблюдение основных правил обсуждения проблемы. Эти приемы ведения переговоров будут подробно рассмотрены в одном из последующих разделов, здесь же укажем лишь самые главные из них:

– прежде всего, с самого начала диалога следует выразить оптимистическую надежду на достижение взаимовыгодного решения. После этого полезно напомнить о необходимости соблюдения предварительно согласованных условий проведения беседы: не прерывать обсуждения преждевременно, воздерживаться от силовых игр и т. п.;

– после этих вступительных замечаний целесообразно перейти к следующему моменту беседы: сформулировать суть возникшей проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение возникшей ситуации, что и будет означать начало основного процесса переговоров. В процессе его развития не следует отвлекаться от поставленной проблемы, обсуждать погоду, рассказывать анекдоты и т. п. Не следует и выражать сомнения в успехе встречи. Нужно приложить максимум усилий, чтобы направить беседу к конструктивному результату. С этой целью можно, например, выразить сожаление по поводу своего поведения в прошлом, заявить о своей готовности пойти на уступки по спорному вопросу, выразить понимание проблем собеседника, добрые чувства, уважение к нему, стремление к поиску взаимоприемлемых решений;

– при налаживании такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях.

Заключение договора и является завершающей частью процесса урегулирования конфликта на основе тактики компромисса. Но для того, чтобы договор стал прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодным, сбалансированным, компромиссным. Причем решение должно быть конкретным, точно определять, кто, когда и что должен делать, и не состоять из общих фраз о взаимном уважении , искренности друг с другом и т. п. Достигнутое соглашение лучше всего, не полагаясь на свою память, оформить в письменном виде, а его копию вручить каждой стороне конфликта. Конечно, при обсуждении семейных проблем письменный договор может и не понадобиться, но в производственном конфликте он необходим.

Другим способом примирения является консенсус . В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников. Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

– предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

– обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

– достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

– стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.
3. Основные технологии разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры
Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Термин «третья сторона» – широкий и собирательный. Можно выделить три основные формы участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта.

1. Арбитраж

Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. Выделяют следующие варианты арбитража:

обязывающий арбитраж , при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

2. Посредничество и переговоры

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

– конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

– непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

– для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

– участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями ;

– для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Необходимым условием согласия оппонентов на вмешательство посредника является его компетентность , предполагающая, прежде всего, умение досконально проанализировать конфликтную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности. Это требование во многом определяет также и эффективность усилий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная компетентность посредника, наоборот, может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.

Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. Другим важным требованием к посреднику является его беспристрастность , которая заключается в том, что посредник должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтересованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное – не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой участниками конфликта. Именно этот аспект сыграл решающую роль в выборе посредника при мирном урегулировании югославского конфликта (1999). Им стал Мартти Ахтисаари, президент Финляндии – страны, не входящей в состав НАТО.

Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом . Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте , США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г. – для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г. – для переговоров между Сирией и Израилем.

Посредник принимает активное участие и в определении повестки дня . Совместно с конфликтующими сторонами он формирует круг вопросов для обсуждения и порядок их рассмотрения. При этом задача посредника состоит в том, чтобы убедить оппонентов начать переговоры с более простых вопросов, а к рассмотрению наиболее сложных перейти в последнюю очередь. Задача посредника заключается и в том, чтобы регулировать очередность и длительность выступлений, не допуская приоритета той или другой стороны.

Не секрет, что отношения участников конфликта характеризуются враждебностью, недоверием, подозрительностью. Поэтому заметный вклад посредника в успех переговорного процесса состоит в формировании рабочей атмосферы на переговорах . Во многом сам факт присутствия третьей стороны способен удержать оппонентов от проявления враждебности по отношению друг к другу. Однако посреднику не стоит ограничиваться этим и необходимо приложить максимум усилий по снижению уровня негативных эмоций конфликтующих сторон. Заметное влияние на атмосферу во время переговоров оказывает проявление подчеркнутого уважения со стороны посредника к оппонентам и понимания их проблем, поощрение тех или иных шагов оппонентов к нормализации отношений и положительного настроя на совместную работу. Посредник также помогает конфликтующим сторонам преодолеть негативные стереотипы в отношении друг к другу и отрицательное влияние различных феноменов восприятия.

Оказание помощи в поиске решения является ключевым аспектом во влиянии посредника на переговорный процесс. Оптимизируя этот поиск, посредник осуществляет следующие действия:

– оказывает участникам содействие в изучении ситуации, анализе разногласий, оценке предложений;

– обращает внимание сторон на наличие общности в их интересах или создает такую общность через включение проблемы в более широкий контекст, скажем, перспективу широкомасштабного экономического сотрудничества;

– помогает обнаружить непересекающиеся интересы и тем самым увеличивает переговорное пространство, в зоне которого и может быть найдено решение;

– выступает дополнительным источником идей и вариантов для решения проблемы;

– оказывает оппонентам помощь в поиске и выборе объективных критериев для оценки разработанных вариантов решения проблемы;

– предлагает общую формулу возможного соглашения.

Эффективность этих усилий посредника во многом зависит от того, насколько полной информацией об участниках конфликта, спорных вопросах, соотношении сил сторон, их интересах и позициях, возможных подходах к решению проблемы, степени их вовлеченности в конфликт и т. п. располагает посредник.

Определенную роль в стимулировании посредником поиска взаимоприемлемого решения может сыграть определение крайних сроков завершения переговоров. Если конфликтующие стороны, осознавая свою ответственность за неудачу переговоров, стремятся к достижению соглашения, то фиксированные временные рамки позволят обеспечить устойчивую динамику переговорного процесса.

В том случае, если переговоры увенчались успехом, посредник берет на себя контроль за выполнением соглашения. Как отмечалось выше, успешность переговорного процесса определяется не только достижением соглашения, но и выполнением его условий. Поэтому посреднику необходимо проследить за тем, чтобы в окончательное соглашение были включены сроки выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Возможно также установление своего рода испытательного срока, т. е. времени, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность достигнутого соглашения. Кроме того, посредник может выступить гарантом выполнения договоренностей. Такая миссия вполне по плечу, скажем, руководителю в разрешении конфликта между подчиненными.

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное посредничество, не акцентируя внимание на специфических особенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности:

– фасилитаторство;

– консультационное посредничество;

– посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1. Фасилитаторство . Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ. facilitate – облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.

2. Консультационное посредничество . Специфика этой разновидности посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что, если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.

3. Посредничество с элементами арбитража . В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что, если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется, наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и примирения (США) более 500 тыс. разрешенных конфликтов за 50 лет работы. Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т. п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1. Объективные критерии, позволяющие рассматривать вмешательство посредника как успешное:

– завершение конфликта;

– снижение остроты конфликтного взаимодействия;

– переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

– нормализация взаимоотношений оппонентов.

2. Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что:

– оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

– без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

– достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие определенных навыков, позволяющих вести переговоры наиболее эффективно. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение, что мешает конструктивному подходу к разрешению конфликтных взаимоотношений. Именно поэтому необходимо, чтобы конфликтующие стороны были настроены на сотрудничество, а не на демонстрацию своей «крутизны» в плохом смысле этого слова.

Любой конфликт невозможно урегулировать без правовой нормированной регламентации и этот способ является главным юридическим принципом разрешения возникающих споров. Постулат отлично вписывается в концепцию взаимоотношений, в которых известны пути разрешения проблемы и четко обозначен итог этих действий. Однако на выходе не всегда остается сухой остаток, то есть не все довольны и считают такое положение удовлетворительным. Кто-то недоволен. Тогда на помощь стоит призвать посредничество в арбитраже, когда в гашение конфликта вступает третья сторона. Здесь речь может вестись только о разновидностях третейского суда. Его назначают или избирают конфликтующие стороны. Существует четыре разновидности неофициального суда.

Обязывающее посредничество Арбитража

Когда возникает спор, важно сначала обратиться за помощью. Её может оказать арбитражный адвокат . Он посоветует сторонам для объективного рассмотрения пригласить третье лицо. Или несколько лиц. Обычная практика приглашать не меньше трех человек. Они внимательно слушают прения сторон, объяснения, изучают обстоятельства и принимают принципиальное решение, которое является для конфликтующих сторон окончательным. Современное арбитражное посредничество несколько отличается от процесса судебного по норме проведения, хотя и здесь сохраняется состязательность сторон. Но не присутствуют нормы, которые регулируют процесс в сегменте оценки и предоставления доказательств. В этом случае присутствует не один судья, а несколько правомочных арбитров. Как показывает практика, заседания обычно проходят без участия публики. Важно то, что суды могут придавать решениям, принятым арбитражем, принудительное воздействие.

Данная процедура практически схожа с принудительным арбитражем. Но ее суть все же обнажается в том, что принятие решения может носить только рекомендательный характер, исключая судебное принудительное воздействие. То есть конфликтующие стороны могут согласиться с рекомендациями или не согласиться. В практике бывает и такое, что берут и дело передают в суд. До начала рассмотрения споров стороны могут достичь согласия по предложению, которое сделало арбитраж посредничество и закончить спор на результатах, достигнутых путем переговоров или иным путем.

Арбитраж посредничество окончательного или последнего предложения

Этот вид арбитража полон поистине правовой демократической тематики. Он вобрал в свои составляющие структуры немножко от обязывающего варианта. Происходит это так. Каждая из конфликтующих сторон представляет на арбитраж посредничество свои соображения, принципиальные варианты решения спора. Арбитр или арбитры внимательно изучают представленные сторонами факты, события и решают, какое предложение выбрать как окончательное. В конечном итоге это неплохой исход споров, поскольку каждая из сторон находит пути, чтобы прийти к взаимному пониманию.

Арбитраж посредничество ограниченное

Этот вид арбитража берет свои истоки из ограничительного варианта, где каждая из сторон стремится правомерным способом снизить риск получить невыгодные для себя выводы и, соответственно, решения. Чтобы этого добиться конфликтующие стороны до начала работы арбитража определяют границы, до которых можно рассматривать спор. Таким образом, рассматривая арбитраж посредничество с точки права, нужно отметить, что лично посредник ничего не может решить. Он только рекомендует, вместе с конфликтующими сторонами рассматривает варианты достижения консенсуса.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1. Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле?

  1. Это целостная система связей и отношений между людьми.
  2. Это объединение людей по интересам.
  3. Это исторический этап в развитии человечества.
  4. Это граждане одного государства.

1.2. Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется

  1. социальной иерархией
  2. социальной группой
  3. социальной стратификацией
  4. социальной структурой

1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, – это

  1. мотивы
  2. ресурсы
  3. потребности

1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества

  1. экономической
  2. социальной
  3. духовной
  4. политической

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
1 2 2 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка.

  1. избиратель
  2. ученик
  3. работодатель

2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства?

  1. капитал
  2. доход
  3. земля
  4. заработная плата

2.3. Что из перечисленного относится к малой группе?

  1. сословие
  2. семья
  3. школьный класс
  4. пролетариат
  5. очередь в кассу супермаркета
  6. болельщики на стадионе во время матча

Ответ :

2.1 2.2 2.3
234 135 23

2 балла за полностью верный ответ . 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. игра, познание, общение, труд.

Ответ : виды деятельности.

3.2. Дружба, признание, сон, уважение, безопасность.

Ответ : потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс.

Ответ : формы разрешения социальных конфликтов, лишнее – эскалация.

4.2. Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект.

Ответ : структура деятельности, лишнее – гипотеза.

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование ,

2 балла за указание лишнего ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 5

«Да » или «нет »? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да », если не согласны ‒ «нет ». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Одна из функций семьи – социализация ребёнка.

5.2. Наличие физиологических потребностей – проявление биологической сущности человека.

5.3. Понятие гуманизм связано с моральными категориями.

5.4. Человек является носителем социальных качеств с момента рождения

5.5. Государственная власть – это единственное проявление власти в обществе.

Ответ :

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
да да да нет нет

По 2 .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 6

Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.



Ответ :

2 балла за указание обобщающего понятия . По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Форма правления Исторический пример
1) монархия

2) республика

А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» – установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.

Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» – список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая – третью, та – четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией.

В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну.

И пример последней династии – Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутр. одной династии происходило по мужской линии.

Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под. контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица.

Ответ :

А Б В Г
2 2 1 1

По 3 балла за каждую верную позицию .

Максимум за задание 12 баллов .

Задание 8

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная _____ (А), и как важный _____ (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет _____ (В) потребности, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его _____ (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным _____ (Д), так и морально-нравственными _____ (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое _____ (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных _____ (З) семьи: простую (_____ (И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более _____ (К).

Список терминов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
7 12 15 1 19 6 5 20 3 18

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 9

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением,

влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор – всё это статусы.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста…

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения.

Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор.

(Ю . Волков и др .)

9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения.

9.2. Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится

Ваш пример.

9.3. Как соотносятся социальная роль и поведение человека?

На основании текста напишите, что такое «ролевой набор».

Ответ :

  1. Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем.
  2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями.

Формулировка может быть произвольной .

По 2 балла за каждое приведённое значение понятия . Всего 4 балла .

9.2. 1. унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый.

За каждый названный вид по 2 балла . Всего 4 балла .

Примеры: приписываемый статус – ребёнок, достигаемый статус – учитель.

.

По 2 . Всего 4 балла .

Максимум 8 баллов .

9.3. Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности.

2 балла .

9.4. 1. Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой – как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете.

Может быть приведён другой пример .

3 балла за приведённый корректный пример .

2. Ролевой набор – это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом.

Может быть приведена другая формулировка .

3 балла .

Всего 6 баллов .

9.5. Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика.

Могут быть приведены иные примеры .

По 2 балла за каждый приведённый пример . Всего 4 балла .

Максимум за задание 24 балла .

Максимум за работу 90 баллов .

Конфликт – это модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, мотивацией и формами отстаивания интересов.

В стадии развития социального конфликта выделяют три основные фазы (рис. 7.3).

Рис. 7.3.

  • 1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит только локальный характер. Происходит только первая проба сил, еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить любой конфликт иными методами.
  • 2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы противоборствующих сторон, почти все возможности найти компромисс уже упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.
  • 3. Конфликт достигает апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. Конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели данного конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Большинство отечественных конфликтологов традиционно выделяют следующие этапы развития конфликта:

  • 1) предконфликтная ситуация;
  • 2) инцидент;
  • 3) эскалация;
  • 4) деэскалация;
  • 5) кульминация;
  • 6) завершение;
  • 7) постконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация характеризуется наличием так называемого латентного конфликта, который заключается в том, что у одного или нескольких субъектов – потенциальных оппонентов – накапливается некая неудовлетворенность, которая приводит к росту соответствующей напряженности. Внешнее проявление латентного конфликта незначительно, и касается, как правило, недопонимания, а также желания прекратить взаимодействие всех конфликтующих сторон.

Инцидент – активные, внешне наблюдаемые действия, направленные на овладение предметом данного конфликта. В инциденте при этом обнаруживается предел терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, преодоление которого и приводит к его эскалации.

Эскалация – нарастание энергетики социального конфликта. В зависимости от условий она может осуществляться по-разному: волнообразно, вяло, круто.

При этом участники конфликта обмениваются нарастающим числом требований, которые становятся все более жесткими и эмоциональными.

Деэскалация – снижение напряженности противоборствующих сторон конфликта, его затухание и переход к мирному процессу.

При этом деэскалация приводит к завершению конфликтных действий и соответствующих противодействий. Но после завершения конфликт все же может начаться заново, если не удовлетворены потребности противоборствующих сторон.

Кульминация – высшая точка эскалации соответствующего конфликта. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими конфликтными эпизодами такой интенсивности и напряженности, что противоборствующим сторонам конфликта становится ясно, что продолжать его уже не следует.

Поэтому именно с данного момента участники конфликта принимают меры к его разрешению, однако при этом конфликт все же может быть разрешен еще до наступления его кульминации.

При затягивании конфликт может угаснуть сам по себе или потребовать мобилизации значительных ресурсов со стороны участников для его устранения.

Завершение – определение цены конфликта и цены выхода из нее. Цена конфликта, как правило, это сумма усилий и энергии, затраченных на сам конфликт.

Постконфликтная ситуация – стадия последствий конфликта, которые могут иметь положительное или отрицательное значение (рис. 7.4).

Рис. 7.4.

Именно на этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных в конфликте ценностей и ресурсов.

Но в любом случае оконченный конфликт практически всегда влияет как на участников, так и на социальную среду, в которой он протекал.

Пути и способы регулирования любых социальных конфликтов в обществе, как правило, зависят от особенностей их возникновения и протекания.

Мнение специалиста

Социолог П. Сорокин в свое время справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением соответствующих потребностей людей.

По его мнению, источник конфликтов в обществе лежит преимущественно в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, эго потребности в пище, одежде, жилище, самосохранении и самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который, в свою очередь, обусловлен социальной организацией данного общества.

В этой связи определение путей регулирования соответствующих конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта – его предупреждение, умение действовать превентивно. При этом надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами самого конфликта.

В трудовой сфере к таким индикаторам можно отнести недовольство сотрудников, снижение основных показателей, нарушение трудовой дисциплины, требующие от работодателя внедрять превентивные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

В научной литературе описаны три возможных результата разрешения любого социального конфликта:

  • – устранение конфликта;
  • – урегулирование конфликта;
  • – разрешение социального конфликта.

Устранение социального конфликта приводит к одному из следующих- результатов.

  • 1. Уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата в результате Октябрьской революции.
  • 2. Уничтожение обеих противоборствующих сторон. Примером этого может служить "пиррова победа", добившись которой, древнегреческий царь Пирр потерял свою армию.
  • 3. Перерастание одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

Урегулирование социального конфликта означает его завершение при следующих условиях.

  • 1. Примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования. При этом урегулирование происходит, как правило, на основе согласия противоборствующих сторон пойти па взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации. Примером такого завершения социального конфликта являются Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, подписанные А. Лебедем и А. Масхадовым.
  • 2. Примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Примером такого завершения является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может рано или поздно проявиться.

Разрешение социальных конфликтов выражается в устранении причин его породивших, а также в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов.

Для разрешения и урегулирования социальных конфликтов, как правило, приходится прилагать значительные усилия, так как их саморазрешение практически невозможно. Можно конфликт не замечать, игнорировать, заниматься только его идеологическим (словесным) разрешением, то тогда он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой он и происходит.

Мнение специалиста

Разрешение любого социального конфликта – это, прежде всего, преодоление основного противоречия в интересах сторон, а также устранение его на уровне причин конфликта. Разрешение конфликта при этом может быть достигнуто или самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, или путем подключения к решению какой-либо третьей стороны – посредника; через участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения; через обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи; посредством переговоров как одного из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта .

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта в научной литературе называют следующие:

  • превентивный метод ухода от конфликта (уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта, и т.д.);
  • – метод переговоров , позволяющий уменьшить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;
  • – метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;
  • арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
  • – метод откладывания окончательного решения (иногда отсрочка принятия решения приводит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным).

Названные методы представляют собой приемы по регулированию и локализации конфликта. Ни одному обществу не удалось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться диагностировать причины конфликтов, контролировать и регулировать его течение.

  • Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В. К. Батурина. С. 278.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 90. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле? 1) Это целостная система связей и отношений между людьми. 2) Это объединение людей по интересам. 3) Это исторический этап в развитии человечества. 4) Это граждане одного государства Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется 1) социальной иерархией 2) социальной группой 3) социальной стратификацией 4) социальной структурой 1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, это 1) мотивы 2) ресурсы 3) цели 4) потребности 1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества 1) экономической 2) социальной 3) духовной 4) политической По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. 2

3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка. 1) избиратель 2) ученик 3) сын 4) внук 5) работодатель 2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства? 1) капитал 2) доход 3) земля 4) заработная плата 5) труд 2.3. Что из перечисленного относится к малой группе? 1) сословие 2) семья 3) школьный класс 4) пролетариат 5) очередь в кассу супермаркета 6) болельщики на стадионе во время матча балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 6 баллов. 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ игра, познание, общение, труд. виды деятельности Дружба, признание, сон, уважение, безопасность. потребности человека. По 3 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 6 баллов. 3

4 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс. формы разрешения социальных конфликтов, лишнее эскалация Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект. структура деятельности, лишнее гипотеза. По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 2 балла за указание лишнего). Максимум за задание 8 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу Одна из функций семьи социализация ребёнка Наличие физиологических потребностей проявление биологической сущности человека Понятие гуманизм связано с моральными категориями Человек является носителем социальных качеств с момента рождения 5.5. Государственная власть это единственное проявление власти в обществе да да да нет нет По 2 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 10 баллов. 4

5 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. 6. Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б В Г 2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы. Максимум за задание 10 баллов. 5

6 7. Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу. Форма правления 1) монархия 2) республика Исторический пример А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена. Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая третью, та четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией. В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну. И пример последней династии Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более 6

7 интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутри одной династии происходило по мужской линии. Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица. А Б В Г По 3 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 12 баллов. 8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная (А), и как важный (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет (В) потребности, в качестве института социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным (Д), так и морально-нравственными (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных (З) семьи: простую ((И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более (К). 7

8 Список терминов 1) подсистема 2) устойчивость 3) нуклеарная 4) класс 5) воспроизводство 6) норма 7) группа 8) система 9) классификация 10) сословие 11) контроль 12) социальный 13) функционирование 14) подчинение 15) личный 16) организация 17) предназначение 18) поколение 19) законодательство 20) тип А Б В Г Д Е Ж З И К По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. 9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор всё это статусы. Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста... Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения. Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее 8

9 обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. (Ю. Волков и др.) 9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится Ваш пример Как соотносятся социальная роль и поведение человека? 9.4. Автор пишет, что люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Приведите пример, который иллюстрирует это утверждение. На основании текста напишите, что такое «ролевой набор» Автор пишет, что успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения. Приведите два примера, иллюстрирующие эти процессы Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. 2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Формулировка может быть произвольной. По 2 балла за каждое приведённое значение понятия. Всего 4 балла унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый. За каждый названный вид по 2 балла. Всего 4 балла. Примеры: приписываемый статус ребёнок, достигаемый статус учитель. Могут быть приведены иные примеры. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла. Максимум 8 баллов Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности. 2 балла. 9

10 Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете. Может быть приведён другой пример. 3 балла за приведённый корректный пример. 2. Ролевой набор это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом. Может быть приведена другая формулировка. 3 балла. Всего 6 баллов Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика. Могут быть приведены иные примеры. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла. Максимум за задание 24 балла. Максимум за работу 90 баллов. 10


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС Шифр О Уважаемый участ ник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2018-2019 учебный год 7 класс. Максимальное количество баллов- 60 Время выполнения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2016 2017 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 1 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Назовите основные тенденции в развитии современного

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2016-2017 учебный год 8 класс Максимальное количество баллов 50 Время выполнения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

2017 г. 8 класс 1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017/2018. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. Максимальное количество баллов за все правильно выполненные задания 70. 8 класс 1. Задание, требующее

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2016-2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10-11 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определѐнную работу, которую лучше организовать

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1434 «РАМЕНКИ» ДЕМОВЕРСИЯ работы по обществознанию для поступления в социально-экономический предпрофильный класс 2018-2019

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 11 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание. Духовная культура» Инструкция

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

Фамилия Имя Класс Шифр Время выполнения заданий олимпиады 1 час. 30 мин. Максимальное количество баллов - 70 Шифр Инструкция по выполнению задания Олимпиада по обществознанию в 7-8 классах состоит из 1

Промежуточная аттестация по обществознанию 8 класс Часть 1. Эта часть работы содержит задания 1-23 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 11 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальные отношения» Инструкция по выполнению работы

Вариант.. Любая социальная группа характеризуется) малочисленностью состава) неформальным контролем за поведением) родственными связями) общностью социального статуса. Силой государства обеспечиваются

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Время выполнения: 60 минут Общее количество баллов 100 Задание 1. (По 2 балла за каждый верный

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009 год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ) Ответы и критерии оценки. Время работы 10 минут. Общее количество баллов за работу 0 баллов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Утверждаю Директор Рассмотрено и согласовано Зав. кафедрой гимназии Н.А.Филиппи Ушакова И.Н. 2017г. 2017 г. Демонстрационный вариант экзаменационной работы по обществознанию на промежуточной аттестации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2009/2010 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание, 10 класс Фамилия, имя, отчество Серия документа Класс (номер и буква) Образовательное учреждение Название предмета Номер

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 66 Время выполнения

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 10 класс Вариант 1, Май 2011 ВАРИАНТ 1 А1. Человек существо общественное, это означает, что: 1) речь и мышление формируется в обществе 2) у человека не существует инстинктов 3) дети, выросшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 2017 2018 учебный год Время выполнения 60 минут. 1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 9 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОШ по обществознанию 2014 2015 уч. год 8 класс Часть 1. 1. Верны ли следующие суждения о сферах общества? А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга. Б. Все сферы общества

1) Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) присвоение почетного звания Б)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание 9 класс Время выполнения работы 2 ч. 30 мин. Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы): 1. Как следует назвать учение, согласно

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009-010 гг. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС (ОТВЕТЫ) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 7 баллов 1 Верны ли следующие суждения об общении? А. Общение это сторона любой совместной

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать