Выполнение чертежа трех видов по данному наглядному изображению детали.  Начертательная геометрия

Пусть известны главный вид и вид сверху. Необходимо построить вид слева.

Для построения третьего вида по двум известным применяют два основных способа.

Построение третьего вида с помощью вспомогательной прямой.

Для того чтобы перенести размер ширины детали с вида сверху на вид слева, удобно воспользоваться вспомогательной прямой(рис. 27а, б). Эту прямую удобнее провести справа от вида сверху под углом 45° к горизонтальному направлению.

Чтобы построить третью проекцию А 3 вершины А , проведём через её фронтальную проекцию А 2 горизонтальную прямую 1 . На ней будет нахо­диться искомая проекция А 3 . После этого через горизонтальную проекцию А 1 проведём горизонтальную прямую 2 до пересечения ее со вспомо­гательной прямой в точке А 0 . Через точку А 0 проведём вертикальную пря­мую 3 до пересечения с прямой 1 в искомой точке А 3 .

Аналогично строятся профильные проекции остальных вершин предмета.

После того как проведена вспомогательная прямая под углом 45 О, по­строение третьей проекции также удобно выполнять с помощью рейсшины и треугольника (рис. 27б). Вначале через фронтальную проекцию А 2 проведём горизонтальную прямую. Проводить горизонтальную прямую через проекцию А 1 нет необходимости, достаточно, приложив рейсшину, сделать горизонтальную засечку в точке А 0 на вспомогательной прямой. После этого, немного сдвинув рейсшину вниз, прикладываем угольник одним катетом к рейсшине так, чтобы второй катет прошёл через точку А 0 , и отмечаем положение профильной проекции А 3 .

Построение третьего вида с помощью базовых линий.

Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отсчёта размеров изобра­жений предмета. В качестве таких линий принимают обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета) и проекции плоскостей оснований предмета. Разберём на примере (рис. 28) построение вида слева по двум данным проекциям предмета.

Рис. 27 Построение третьей проекции по двум данным

Рис. 28. Второй способ построения третьей проекции по двум данным

Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предме­та включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четы­рёхугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 и усечённого конуса 5 . Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф , которую удобно принимать за базу отсчёта размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением составляющих поверхностей. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, построить их по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. 29 построен вид слева предмета, поверхность которого обра­зована поверхностью вертикального цилиндра вращения с Т -образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием, занимающим фронтально-проецирующее положение. В качестве базовых плоскостей взя­ты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф . Изображение Т -образного выреза на виде слева построено с помощью точек А, В, С, Д и Е контура выреза, а линия пересечения цилиндрических по­верхностей – с помощью точек К, L, М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф .

Рис. 29. Построение вида слева

5.2.3. Построение линий перехода. Очень многие детали содержат линии пересечения всевозможных геометрических поверхностей. Эти линии называются линиями перехода. На рис. 30 изображена крышка подшипника, поверхность которой ограничена поверхностями вращения: коническими и цилиндрическими.

Линия пересечения строится с помощью вспомогательных секущих плоскостей (см. раздел 4).

Определяются характерные точки линии пересечения:

1) точки, наивысшие и наинизшие по отношению к плоскости П 1 , например, 1 и 6, 6¢ ;

Согласно ГОСТ 2.305–2008 за основные плоскости проекций принимают шесть граней куба: уже знакомые вам (см. рис. 4.4) три взаимно перпендикулярные плоскости 1, 2 и 3 (рис. 6.4), а также им параллельные плоскости 4, 5 и 6. Грани 1, 2 и 3 принимают соответственно за фронтальную, горизонтальную и профильную плоскости проекций. Внутри куба помещают предмет, который проецируют на его грани и получают шесть видов, называемых основными.

Рис. 6.4.

Грани куба с расположенными на них изображениями совмещают в одну плоскость (рис. 6.5).

Напомним, что изображение на фронтальной плоскости проекций принимают на чертеже в качестве главного. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета, облегчало бы использование чертежа при изготовлении изделия.

Видом называется изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.

Невидимые части поверхности предмета допускается в необходимых случаях показывать на видах штриховыми линиями (см. рис. 6.4 и 6.5), если они позволяют уменьшить количество изображений, не нарушая ясности чертежа.

По характеру выполнения и по содержанию виды разделяют на основные, дополнительные и местные.

Рис. 6.5.

Виды, полученные на основных плоскостях проекций, называют основными видами. Установлены следующие их названия (см. рис. 6.4): вид спереди (главный вид); вид сверху; вид слева; вид справа; вид снизу; вид сзади.

Основные виды обычно располагают в проекционной связи (см. рис. 6.5). В этом случае никаких надписей, поясняющих названия видов, не дают. Вид сзади допускается располагать левее вида справа.

Если какой-либо вид размещен на чертеже вне проекционной связи с остальными видами, то над ним ставят прописную букву русского алфавита, например4 (рис. 6.6). Одновременно у связанного с этим видом изображения указывают направление взгляда, в результате которого получен вид, отмеченный надписью. Направление взгляда указывают стрелкой, над которой проставляют ту же прописную букву русского алфавита, что и в надписи над видом. Стрелки, указывающие направление взгляда, выполняют в соответствии с размерами, приведенными на рис. 6.7. Так же оформляют надписи над видами, если они находятся между собой в проекционной связи, но отделены друг от друга какими-либо изображениями.

Рис. 6.6.

Рис. 6.7.

Надписи над видами выполняют также в случае расположения видов на разных листах.

Если какая-либо часть предмета не может быть показана ни на одном из основных видов (рис. 6.8) без искажения ее формы и размеров, то следует применять дополнительные виды, получаемые на плоскостях, не параллельных ни одной из основных плоскостей проекций (рис. 6.8, б, в и 6.9). Дополнительный вид отмечают на чертеже прописной буквой русского алфавита, например А (рис. 6.8, б ), а у связанного с дополнительным видом изображения предмета должна быть поставлена стрелка, указывающая направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением (стрелка А, рис. 6.8, б ).

Рис. 6.8.

Рис. 6.9.

Дополнительные виды располагаются, как показано на рис. 6.8 и 6.9.

Дополнительный вид допускается повертывать, но с сохранением, как правило, положения, принятого для данного предмета на главном изображении чертежа.

При этом к надписи должен быть добавлен символ (рис. 6.8, в).

Когда дополнительный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующим изображением, допускается не делать надписи и указания стрелкой над видом (рис. 6.9).

Изображение отдельного ограниченного места на поверхности предмета называется местным видом – Б и В (рис. 6.8, а , г ). Местный вид может быть ограничен линией обрыва по возможности в наименьшем размере (Б, рис. 6.8, а ) или не ограничен. Местный вид должен быть отмечен на чертеже стрелкой подобно дополнительному виду. В надписи может быть указано название изображаемого элемента, например фланец.

Различие между дополнительным и местным видами в том, что первый получается на дополнительной плоскости проекций (не параллельной основным плоскостям, т.е. граням куба), а второй получается на одной из основных плоскостей проекций и представляет собой какую-либо часть одного из основных видов.

Чтобы понимать чертежи, надо хорошо знать, как располагаются на них виды.

Видом называют изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.

Названия видов зависят от того, с какой стороны смотрят на предмет. Направления взгляда указаны на рис. 3, а стрелками с надписями.

Исходным является вид спереди , который также называют главным видом .

Если смотреть на предмет слева, под прямым углом к исходному положению детали, то получают вид слева .

Когда смотрят на предмет сверху, перпендикулярно горизонтальной плоскости, получают вид сверху .

А как назвать вид, если смотреть на деталь снизу? Вид слева? Вид справа? Вид снизу? (Выберите правильный ответ).

Каждый вид имеет строго определенное место на чертеже. Вид слева располагают справа от главного вида и на одном уровне с ним, вид сверху - под главным видом (рис. 3, б). Нарушать это правило, располагая виды на произвольных местах, нельзя.

Зная правило расположения видов, можно представить форму предмета по его плоским изображениям. Для этого нужно сопоставить все виды, данные на чертеже, и воссоздать в воображении объемную форму предмета.

Ответьте на вопросы?


1. Что в черчении называется видом?

2. Какое изображение на чертеже является исходным?

3. Запишите названия известных Вам видов.

4. В зависимости от чего дается название виду?

5. Как располагаются виды на чертеже?

6. Допустимо ли произвольное расположение видов?

7. Как по плоским изображениям представить объемную форму предмета?

Задания к § 1

Упражнение 1

(Упражнения, на которые в конце книги даны ответы, помечены знаком*. )


А. На рис. 4, а дан чертеж, содержащий три вида. Каждый из видов помечен цифрой. Как называется каждый из видов, данных на рис. 4, а? Запишите их названия в рабочей тетради.

Б. Из четырех наглядных изображений различных деталей, помещенных на рис. 4,6, только одно является изображением детали, показанной на рис. 4, а. Запишите в тетради номер этого наглядного изображения.

В. Какое направление взгляда, указанное стрелкой с буквой на рис. 4, б, соответствует главному виду, виду слева, виду сверху, приведенным на рис. 4, а. Ответ запишите в тетради по следующей форме: Направление В соответствует главному виду.

Упражнение 2


А. Как называются виды, приведенные на рис. 5, б-г? Запишите их названия в тетрадь. Б. Из трех чертежей на рис. 5, б-г только на одном представлена деталь, соответствующая наглядному изображению на рис. 5, а. На каком? Запишите в тетради его номер.

В. Какое направление взгляда, указанное стрелками с буквами на рис. 5, а, соответствует главному виду, виду сверху, виду слева? Пример записи ответа: Направление... соответствует главному виду.

Упражнение 3


По наглядным изображениям предметов найдите их чертежи (рис. 6). Запишите в тетради, какому наглядному изображению, обозначенному буквой, соответствует чертеж, обозначенный цифрой.

Цифровое обозначение Название вида
А

Вы знаете, что фронтальная, горизонтальная и профильная проекции являются изображениями проекционного чертежа. На машиностроительных чертежах проекционные изображения внешней видимой поверхности предмета называют видами.

Вид - это изображение обращенной к наблюдателю видимой поверхности предмета.

Основные виды. Стандарт устанавливает шесть основных ви­дов, которые получаются при проецировании предмета, поме­щенного внутрь куба, шесть граней которого принимают за плоскости проекций (рис. 82). Спроецировав предмет на эти грани, их разворачивают до совмещения с фронтальной плоскостью проекций (рис. 83). На производственных чертежах изделие ка­кой-либо сложной формы может быть изображено в шести ос­новных видах.

Рис. 82. Получение основных видов

Вид спереди (главный вид) размещается на месте фронталь­ной проекции. Вид сверху размещается на месте горизонтальной проекции (под главным видом). Вид слева располагается на мес­те профильной проекции (справа от главного вида). Вид спра­ва размещается слева от главного вида. Вид снизу находится над главным видом. Вид сзади размещается справа от вида слева.

Основные виды, так же как и проекции, располагаются в про­екционной связи. Число видов на чертеже выбирают минималь­ным, но достаточным для того, чтобы точно представить форму изображенного объекта. На видах, при необходимости, допуска­ется показывать невидимые части поверхности предмета с по­мощью штриховых линий (рис. 84).

Главный вид должен содержать наибольшую информацию о предмете. Поэтому деталь необходимо располагать по отноше­нию к фронтальной плоскости проекций так, чтобы видимая по­верхность ее могла быть спроецирована с наибольшим количест­вом элементов формы. Кроме этого, главный вид должен давать ясное представление об особенностях формы, показывая ее силу­эт, изгибы поверхности, уступы, выемки, отверстия, что обеспе­чивает быстрое узнавание формы изображенного изделия.

Рис. 83. Основные виды



Рис. 84. Использование штриховой линии на чертеже для изображения невидимых частей детали



Рис. 85. Местные виды

Расстояние между видами на чертеже выбирают с таким рас­четом, чтобы оставалось место для нанесения размеров.

Местный вид. Кроме основных видов, на чертежах используют местный вид - изображение отдельного, ограниченного места видимой поверхности детали.

Местный вид ограничивается линией обрыва (рис. 85). Если местный вид располагается в проекционной связи с одним из основных видов (рис. 85, а), то он не обозначается. Если местный вид расположен не в проекционной связи с одним из основных видов, то он обозначается стрелкой и буквой русского алфавита (рис. 85, б).

На местных видах можно проставлять размеры.

Рисование вида сбоку какого-либо предмета кажется самым простым и интуитивным - без «перспективы» рисовать легко и весело. Однако, из-за своей простоты рисунки вида сбоку также достаточно скучны, и в них весьма проблематично передать характер и качества предмета. В этом коротком уроке я покажу вам, как превратить их в интересный, трехмерный рисунок при помощи простого трюка в Photoshop.

1. Приготовьте рисунок вида сбоку

Шаг 1

Откройте Adobe Photoshop. Создайте новый документ (Ctrl/Cmd-N) и нарисуйте вид сбоку своего персонажа на новом слое (Ctrl/Cmd-Shift-Alt-N).

Шаг 2

Установите Непрозрачность (Opacity) слоя на 20%. Затем создайте новый слой.


Шаг 3

На этом новом слое нарисуйте упрощенную версию персонажа. Используйте формы настолько простые, насколько возможно, на секунду забудьте о деталях.


2. Постройте связывающую коробку

Шаг 1

Каждый трехмерный объект, вне зависимости от уровня детализации, может быть заключен в так называемую коробку. Аналогично, вид сбоку (2D) может быть заключен в одну сторону этой коробки - прямоугольник. Давайте это построим!

Выберите Rectangle Tool (Инструмент Прямоугольник (U)) и измените его настройки так, как показано ниже.

Шаг 2

Нарисуйте любой прямоугольник. Не утруждайте себя созданием нового слоя - для фигур они создаются автоматически.


Шаг 3

Воспользуйтесь инструментом Free Transform Tool (Свободное Трансформирование (Ctrl/Cmd-T)), чтобы изменить размер прямоугольника и тесно поместить персонажа внутри. Скройте персонажа (нажмите на иконку «глаза» рядом с соответствующим слоем на панели слоев).


Шаг 4

Продублируйте (Ctrl / Cmd - J ) прямоугольник и скройте оригинал.

Сейчас нам потребуются некоторые правила перспективы. Вы можете найти их в других моих уроках, касающихся перспективы - они не такие сложные, как вы можете подумать. Вот пример!

  • Если вы хотите увидеть переднюю часть персонажа, сделайте прямоугольник уже слева.
  • Если вы хотите увидеть заднюю часть персонажа, сделайте прямоугольник уже справа.


  • Если вы хотите увидеть верх персонажа, сделайте прямоугольник короче сверху.
  • Если вы хотите увидеть низ персонажа, сделайте прямоугольник короче снизу.


Шаг 5

Вид сбоку должен быть искажен, чтобы преобразиться в трехмерный вид. Верните видимость слоя с первоначальным прямоугольником и понизьте его Непрозрачность (Opacity). Используйте Direct Selection Tool (Инструмент Выделение узла (А)), зажмите Shift и кликните по точкам на стороне возле «пробела».


Когда обе точки выбраны, нажмите стрелку вниз, чтобы переместить их вниз. Теперь у нас есть одна сторона связующей коробки!


Шаг 6

Вид сбоку несет в себе информацию о высоте и длине персонажа, но 3D - это три измерения.

Создайте новый слой. Уберите видимость прямоугольника, но верните видимость слоя с персонажем. Включите линейки (Ctrl/Cmd-R) и потяните их горизонтально к картинке, чтобы отмерить самые важные части персонажа. Используйте эти линии, чтобы нарисовать простой вид сверху.

Подсказка: вы можете нарисовать лишь половину вида сверху, а затем его продублировать (Ctrl/Cmd-J) и Edit > Transform > Flip Vertical (Редактирование > Трансформирование > Отразить по вертикали).

Шаг 7

Создайте связывающий прямоугольник для вида сверху, как и ранее.


Шаг 8

Вернитесь к искаженному прямоугольнику. Мы можем создать из него вторую часть нашей «коробки». Потяните его, зажав Alt, чтобы продублировать. Переместите его, согласно правилам перспективы:

Если вы хотите увидеть переднюю часть, переместите вправо.

Если вы хотите увидеть заднюю часть, переместите влево.

Если вы хотите увидеть верх, переместите вниз.

Если вы хотите увидеть низ, переместите наверх.

Что касается расстояния:

Чем уже длина, тем больше расстояние по горизонтали.

Чем ниже высота, тем больше расстояние по вертикали.

Расстояние не может быть больше, чем ширина на виде сверху.


Шаг 9

Соедините стороны при помощи Pen Tool (Перо (Р)) (используя те же настройки, что и у прямоугольника). Наша коробка готова!


3. Отрегулируйте вид сбоку для трехмерной связывающей коробки

Шаг 1

А сейчас нам нужно уместить персонаж внутри коробки. Сначала, воспользуйтесь Free Transform Tool (Свободное Трансформирование (Ctrl/Cmd-T)) с зажатой клавишей Shift, чтобы подогнать высоту персонажа под высоту коробки.


Шаг 2

Зажмите Ctrl/Cmd и потяните нижнюю точку к нижнему углу дальней стороны. Сделайте то же самое с верхней точкой. Наша цель - «прикрепить» персонажа к искаженной стороне.


Шаг 3

Зажмите Alt и потяните персонажа, чтобы разместить копию на другой стороне.


Шаг 4

Проблема заключается в том, что не каждый элемент тела одинаков по ширине. Давайте посмотрим на примере мордочки. Создайте новый слой, чтобы нарисовать линию между основаниями мордочки на обеих сторонах.


А теперь нарисуйте ту же линию между обеими сторонами на виде сверху.


Шаг 5

Как вы видите, мордочка начинается немного глубже, а не прямо возле сторон.


Попробуйте сымитировать аналогичные пропорции на данной линии:


Шаг 6

Выберите мордочку на одной стороне при помощи Lasso Tool (Лассо (L)). Вырежьте и вставьте ее на место на новом слое.