Заполнение формы 760. Пояснительная записка скачать образец

В Пояснительную записку включите информацию, которой нет в основных отчетных формах. Это анализ задолженности, сведения о неисполненных обязательствах, движении имущества и другие данные. Отразите эти данные в соответствующих таблицах и приложениях, либо в текстовой части. О том, как без ошибок заполнить все формы и таблицы - в статье.

Пояснительную записку (ф. 0503760) сдают все бюджетные и автономные учреждения ежеквартально в составе бухгалтерской отчетности.

Состав пояснительной записки 0503760

В зависимости от того с какой периодичностью представлять таблицу или приложение (сведение) меняется состав пояснительной записки (таблица 1).

Таблица 1. Состав пояснительной записки

Названия таблиц и сведений

квартальная отчетность

годовая отчетность

Текстовая часть

Таблица № 1 «Сведения об основных направлениях деятельности»

Таблица № 4 «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»

Таблица № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»

Таблица № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций»

Таблица № 7 «Сведения о результатах мероприятий внешнего государственного (муниципального) финансового контроля»

0503761 «Сведения о количестве обособленных подразделений»

0503762 « Сведения о результатах учреждения по исполнению государственного задания»

0503766 «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений»

0503767 «Сведения о целевых иностранных кредитах»

0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения»

0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения»

кроме 1 квартала

0503771 «Сведения о финансовых вложениях учреждения»

0503772 «Сведения о суммах заимствований»

0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения»

0503775 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах»

0503295 «Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения»

0503779 «Сведения об остатках денежных средств учреждения»

0503790 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения»

Правила заполнения Пояснительной записки

Когда составляете Пояснительную записку (ф. 0503760), учитывайте разъяснения финансовых ведомств. Минфин и Федеральное казначейство регулярно выпускают письма, в которых уточняют правила отчетности в текущем году. Для квартальной отчетности 2019 года разъяснений пока нет. А вот для отчетности за 2018 год федеральные учреждения учитывали правила из раздела II приложения к письму Минфина, Федерального казначейства от 21.01.2019 № 02-06-07/2736, № 07-04-05/02-932.

Нулевые формы на бумаге не сдавайте. По таким формам отчитайтесь электронно с отметкой «Показатели отсутствуют». Перечислите их в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» Пояснительной записки.

Порядок заполнения

В Пояснительной записке приводите анализ исполнения плана ФХД, движения задолженности и имущества, результаты исполнения госзадания и другую информацию, которой нет в основных отчетных формах. Чтобы отразить эти данные есть текстовая часть, пять таблиц и 13 приложений (сведений), которые сгруппированы по пяти разделам.

Текстовая часть

В текстовой части общую информацию об учреждении:

  • его полное и сокращенное наименования;
  • юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе Федерального казначейства и (или) кредитных организациях;
  • информацию о собственнике имущества учреждения (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование);
  • информацию о том, кто ведет бухучет: само учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и сведения о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения. Например, поясните причины отклонений от контрольных соотношений.

Раздел 1 «Организационная структура учреждения»

В раздел 1 включите таблицу № 1 и ф. 0503761. В текстовой части раскройте информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • о наличии наблюдательного совета, изменении его состава и полномочий;
  • об изменении состава полномочий учреждения по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т. д.;
  • об изменении количества обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Если учет ведет централизованная бухгалтерия, укажите об этом в этом разделе и приведите реквизиты договора (соглашения) о передаче полномочий по ведению учета.

Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»

В раздел 2 включите ф. 0503762. Здесь же раскройте информацию:

  • о мерах по повышению квалификации специалистов;
  • о ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.;
  • о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности основными фондами учреждения и его структурных подразделений;
  • об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств, их характеристике, комплектности и т. д.

Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»

В раздел 3 включите ф . 0503766 и ф. 0503767. В текстовой части – другую существенную информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. В частности:

  • информацию о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах;
  • пояснения о некассовых операциях, которые отразили в Отчете (ф. 0503737).

Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»

В раздел 4 включите:

  • ф. 0503768;
  • ф. 0503769;
  • ф. 0503771;
  • ф. 0503772;
  • ф. 0503773;
  • ф. 0503775;
  • ф. 0503295;
  • ф. 0503779;
  • ф. 0503790;

В текстовую часть раздела включите информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • причины, которые повлияли на размер остатков денег на счетах, раздельно по каждому виду деятельности;
  • информация об ущербах и хищениях в учреждении;
  • информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между разными КФО – сроки завершения и суммы;
  • информация о показателях по счетам 401.40 «Доходы будущих периодов», 401.50 «Расходы будущих периодов», 401.60 «Резервы предстоящих расходов»;
  • иные причины неисполнения обязательств в пояснениях к Сведениям (ф. 0503775);
  • основания, по которым открыты банковские счета, со ссылкой на нормы федеральных законов – в пояснениях к Сведениям (ф. 0503779). Если у банка отозвали лицензию, укажите в пояснениях его наименование и сумму, которую перевели на счет 209.81 «Расчеты по недостачам денежных средств».

Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения»

В раздел 5 включите:

  • таблицу № 4;
  • таблицу № 5;
  • таблицу № 6;
  • таблицу № 7;
  • перечень нулевых форм;

В текстовую часть включите информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения.

Таблицы

В составе годовой отчетности сдайте все таблицы Пояснительной записки. Раскройте в них

цели и направления деятельности, особенности учета, результаты годовой инвентаризации, итоги проверок органов госфинконтроля. Как заполнить таблицы Пояснительной записки, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Правила заполнения таблиц Пояснительной записки

Таблицы

Примечание по заполнению

Таблица № 1

Укажите цели и соответствующие им направления деятельности (функции). Кратко обоснуйте соответствие целей и направлений деятельности учредительным документам

Таблица № 4

Укажите особенности отражения в бухучете операций с активами и обязательствами, установленные учетной политикой учреждения и использованные в отчетном периоде

Таблица № 5

Укажите информацию о нарушениях, которые выявлены в ходе проверок в отчетном году органами государственного (муниципального) финансового контроля

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка является составляющей частью бухгалтерской отчетности в п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации ».

В ней раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации.

Пояснения обеспечивают пользователей отчетности теми данными,

которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации.

Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка может оформляться в табличной и (или) текстовой форме.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К годовому бухгалтерскому балансу за 201__ год

Общество с Ограниченной Ответственностью «Березовая Роща»

1. Основные сведения об организации

Дата государственной регистрации: «____» ____________20____г.

ОГРН: ________________

ИНН: ________________

КПП: ________________

Зарегистрировано в ИФНС России №___ по г. ___________ «___»__________ 20__г.

свидетельство №______________

Бухгалтерская отчетность Общества сформирована исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности и Федерального закона № 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете».

Существенных отступлений от правил ведения бухгалтерского учета в 201__ г. не возникало.

Численность работающих на конец отчетного периода составила ХХХ человек.

Основной вид деятельности Общества: _________________________________

Состав членов исполнительных и контрольных органов организации:

___________________________________________________________________ (Ф.И.О.)

Деятельность осуществлялась Обществом на протяжении всего периода 201__ года и была направлена на получение доходов в отчетном и последующих периодах.

В ______ году произошло увеличение (уменьшение) Уставного капитала за счет ___________________

на сумму__________ руб.

Общество формирует в бухгалтерском учете и раскрывает в бухгалтерской отчетности информацию о расчетах по налогу на прибыль организаций в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Прибыль для целей налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с данными регистров налогового учета и данными налоговой декларации составила ХХХ ХХХ руб.

Ставка налога на прибыль в 2014 году составила 20%.

Сумма начисленного налога на прибыль по данным налоговой декларации за 201___ год составила ХХХ ХХХ руб.

Сумма бухгалтерской прибыли по данным регистров бухгалтерского учета составила ХХХХХХ руб.

Сумма условного расхода отраженного в бухгалтерском учете по дебету счета 99.02.1 «Условный расход по налогу на прибыль» составил ХХХХХХ руб.

Сумма отложенных налоговых активов (ОНА) на начало 201___ года составляла ХХХХХХ руб.

В течении 201____ года произошло увеличение ОНА на сумму Х ХХХ руб. в связи с возникновением временной разницы в части амортизации ОС в размере ХХХХХ руб.

Сумма постоянных налоговых активов (ПНА) составила в 201___ году ХХХХХ руб.

ПНА возник за счет ______________________________________________________

Сумма постоянных налоговых обязательств (ПНО) составили в 201___ году ХХХХХ руб. ПНО возникло за счет постоянных разниц на сумму ХХХХХ руб.

Текущий налог на прибыль организаций, рассчитанный в соответствии с положениями ПБУ 18/02 составляет ХХХ ХХХ руб. и соответствует данным налоговой декларации за 201____ год.

8. Финансовый результат хозяйственной деятельности

Финансовый результат, полученный в 201___ году составил ХХХ ХХХ руб.

На финансовый результат деятельности предприятия в 201____ году повлияли понесенные и списанные на расходы, связанные с _________________________.

9. Сведения об учетной политике организации

Положение об учетной политике составлено в соответствии с положениями Федерального закона № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете», требованиями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и прочими действующими положениями, указаниями, инструкциями.

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н, далее -Инструкция № 5н), в состав бюджетной отчетности включается Пояснительная записка (ф.0503160). О том, как ее составить, рассказывают методисты фирмы "1С".

Лист1

Название Код по ОКУД (No. для таблиц) Графы, подлежащие своду
Таблица 1 -
Таблица 2 -
Таблица 3 -
Таблица 4 -
Таблица 5 -
Таблица 6 -
Таблица 7 -
0503161 1-2
0503162 1-14
0503163 1-6
0503164 1-5
0503165 1-2
0503166 1-4
0503167 1-4
0503168 2-5
0503169 1-2
0503171 1-2
0503172 1-2
0503173 1-3
0503176 2-5
0503177 2-3

Пояснительная записка

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н";
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 "О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.

Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.

В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.

С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.

Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII "Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности" приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).

Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):

Лист1

Название Код по ОКУД (No. для таблиц) Графы, подлежащие своду
Сведения о методах оценки активов и обязательств Таблица 1 -
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения Таблица 2 -
Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств Таблица 3 -
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета Таблица 4 -
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля Таблица 5 -
Сведения о проведении инвентаризации Таблица 6 -
Сведения о результатах контрольных мероприятий Таблица 7 -
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности 0503161 1-2
Сведения о результатах деятельности 0503162 1-14
Сведения об изменениях бюджетной росписи 0503163 1-6
Сведения о кассовом исполнении бюджета 0503164 1-5
Сведения об эффективности бюджетных расходов 0503165 1-2
Сведения об исполнении целевых программ 0503166 1-4
Сведения о целевых иностранных кредитах 0503167 1-4
Сведения о движении нефинансовых активов 0503168 2-5
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности 0503169 1-2
Сведения о финансовых вложениях учреждения 0503171 1-2
Сведения о государственном (муниципальном) долге 0503172 1-2
Сведения об изменении остатков валюты баланса 0503173 1-3
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях 0503176 2-5
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения 0503177 2-3

В формах документов, прилагаемых к Пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. В таблице, представленной выше, указано, данные каких именно граф следует консолидировать при составлении главным распорядителем бюджетных средств сводной Пояснительной записки на основании данных подведомственных им учреждений.

С одной стороны, Пояснительная записка поясняет результаты операций, отраженных в учете учреждения, а с другой - расшифровывает функциональные задачи и функциональную принадлежность бюджетного учреждения.

Все таблицы и формы Пояснительной записки можно разделить на две категории. К первой категории относятся таблицы, которые заполняются на основании данных синтетических и аналитических регистров бюджетного учета. Ко второй категории относятся таблицы, которые отражают результаты деятельности бюджетного учреждения за отчетный период. Такие таблицы нельзя заполнить, основываясь только на данных бюджетного учета, поскольку требуется отразить и количественно-качественные показатели деятельности учреждения (как плановые, так и фактические), и основные функции и задачи учреждения.

Все показатели в Пояснительной записке следует отражать в тысячах рублей.

По разъяснениям Федерального казначейства, таблицы, для заполнения которых у учреждения нет показателей, следует представить только в бумажном виде с проставленными прочерками.

Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (лицами, их замещающими).

Рассмотрим заполнение приложений к Пояснительной записке.

Таблица № 1. Сведения о методах оценки активов и обязательств

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности в Таблице № 1 следует охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.

В таблице необходимо представить сведения обо всех видах объектов, которые учитывались в учреждении в течение отчетного периода, а также о методах их оценки и моментах отражения в учете.

При заполнении таблицы следует руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2004 № 70н.

Таблица является информационной и не подлежит своду (консолидации).

Пример

Таблица № 1

Лист1

Наименование объекта учета Характеристика метода оценки Момент отражения операции в учете
1 2 3
Основные средства Принятие к учету - по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость – сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.
При получении учреждением основных средств по договору дарения (безвозмездно), первоначальной стоимостью признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Дата подписания акта приема-передачи.
Дата проведения переоценки
Списание - по остаточной стоимости.
Объекты, стоимостью до 1000 рублей, списываются по первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию.
Дата подписания акта списания (ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения).
Безвозмездная передача производится по остаточной стоимости
Внутриведомственное перемещение – по балансовой стоимости - первоначальной (восстановительной) с учетом изменения в связи с реконструкцией, модернизацией и т. п. Дата подписания акта приема-передачи
Отражаются в учете в рублях (c 01.01.2006 г. в рублях и копейках).
Нематериальные активы Принятие к учету по первоначальной стоимости. Дата подписания акта приема-передачи
Объекты, ранее подвергавшиеся переоценке, учитываются по восстановительной стоимости. Дата проведения переоценки
Амортизация На объекты основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется.
На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости. При выдаче объекта в эксплуатацию.
На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10000 рублей амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, линейным способом, по нормам, исчисленным исходя из срока полезного использования объекта.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 0101.2002 No. 1) в соответствии с максимальными сроками полезного использования
Ежемесячно, в последний день месяца в размере 1/12 годовой суммы
Материальные запасы Принятие к учету по фактической стоимости Дата поступления в учреждение (дата первичного документа)
Списание по средней фактической стоимости (c 01.01.2006 г. по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости) Дата выдачи в эксплуатацию
Готовая продукция Принятие к учету по фактической себестоимости Дата требования-накладной
Списание по фактической себестоимости Дата отпуска заказчику
Вложения в нефинансовые активы Метод начисления Дата первичного документа о поступлении в учреждение (выполнении работ, оказании услуг по доведению до состояния, пригодного к использованию)
Денежные средства на банковских счетах Кассовый метод На основании выписки из лицевого счета, формируемой органом казначейства (банковской выписки)
Наличные денежные средства Кассовый метод Дата выписки приходного (расходного) кассового ордера
Денежные документы Кассовый метод Дата выписки фондового приходного (расходного) кассового ордера
Дебиторская задолженность Метод начисления
Авансы уплаченные Кассовый метод На основании платежного поручения, выписки из лицевого счета, формируемой органом казначейства (банковской выписки)
Подотчетные суммы Кассовый метод Дата приходного (расходного) кассового ордера, авансового отчета
Кредиторская задолженность Метод начисления Момент перехода права собственности (дата выставления счета, накладной)
Расчеты с бюджетом Кассовый метод Дата выписки из лицевого счета, формируемой органом казначейства (банковской выписки)
Платежи в бюджет Метод начисления Момент возникновения обязательства в соответствии с налоговым законодательством
Доходы Кассовый метод (применяется в 2005 году для доходов бюджета) Момент перехода права собственности
Метод начисления
Расходы Метод начисления Дата возникновения (дата сводной расчетно-платежной ведомости, ведомости начисленной амортизации, полученного счета на оплату и др. документы)
Лимиты бюджетных обязательств Кассовый метод Дата расходного расписания (расходного уведомления)
Бюджетные обязательства Кассовый метод Момент возникновения обязательства (дата заключения договора, выставления счета, сводной расчетно-платежной ведомости и др.)

Таблица № 2. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения

В таблице необходимо перечислить все основные функции и направления деятельности бюджетного учреждения. Каждому направлению деятельности учреждения необходимо дать краткую характеристику и правовое обоснование (ссылка на нормативно-правовые документы).

Данные таблицы не подлежат своду, информация, представленная в ней, необходима учреждениям - главным распорядителям бюджетных средств для осуществления контроля за деятельностью подведомственных им учреждений - получателей средств бюджета.

Если бюджетное учреждение является администратором доходов, то этот факт в обязательном порядке нужно отразить в Таблице № 2, если нет, то при проверке отчетности становится понятно, почему расходы превышают доходы и результат деятельности учреждения за отчетный период является отрицательным.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере медицинского учреждения - поликлиники.

Пример

Таблица № 2

Лист1

Наименование функции Краткая характеристика Правовое обоснование возникновения функции
1 2 3
Оказание медицинской помощи населению Доврачебная помощь (акушерское дело, лечебное дело, стоматология, эпидемиология, лабораторная диагностика, сестринское дело, лечебная физкультура, диетология)

Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому

Работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности

Работы и услуги по экспертизе (контроль) качества медицинской помощи

Работы и услуги по экспертизе профпригодности

Работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам

Работы и услуги по профилактической медицине

Работы и услуги по специальности эпидемиология

Устав,
Закон о здравоохранении
Оказание платных медицинских услуг Оказание населению дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи услуг в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи

Расширение структуры услуг, оказываемых населению

Использование финансовых средств, полученных за оказание населению платных медицинских услуг, для производственного и социального развития коллектива, а также создание дополнительных возможностей для оплаты труда сотрудников МУЗ.

Положение о порядке предоставления платных услуг населению муниципальными медицинскими учреждениями, лицензия
Обеспечение хозяйственной деятельности Обеспечение работников учреждения спецодеждой, канцелярскими и хозяйственными товарами Устав

С учреждением - главным распорядителем, которому представляется отчетность, следует согласовать, насколько подробно следует описывать каждое направление деятельности.

Таблица № 3. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств

В таблице нужно отразить сведения о мерах, которые были приняты в отчетном периоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили более эффективно их расходовать.

Пример

Таблица 3

Лист1

Принятые меры Результаты принятых мер
Введение штрафных санкций за несвоевременную сдачу авансовых отчетов подотчетными лицами Возможность более эффективно планировать и осуществлять расходы по соответствующим статьям экономической классификации расходов.
Введение нормативов обеспечения сотрудников канцелярскими принадлежностями Сокращение расходов по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
Заключение годового договора на транспортное обслуживание (нет собственного транспортного парка). Ранее договоры заключались ежемесячно. Экономия бюджетных средств по статье 222 «Транспортные услуги» за счет скидки по годовому договору.
Введение норм количества испорченных бланков строгой отчетности и штрафных санкций за порчу бланков сверх нормы Экономия бюджетных средств за счет уменьшения расходов
Повышение доли закупок лекарственных средств (продуктов питания и т.д.) на конкурсной основе * Сокращение расходов бюджетных средств

Примечание:
* - необходимость проведения закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд закреплена в положениях законодательства. Специалисты Министерства финансов РФ на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года уточнили, что в Таблице № 3 сведения о закупках на конкурсной основе не следует отражать. Таким образом, в таблице нужно отражать только те мероприятия, которые предпринимаются внутри учреждения, а не на основании нормативно-правовых актов.

Учреждения - главные распорядители могут распределять (сокращать или увеличивать) лимиты бюджетных обязательств по подведомственным им учреждениям исходя из того, насколько эффективно те использовали бюджетные средства в предыдущем периоде и как выполняли свои основные функции. Информацию о таких мероприятиях ГРБС может отразить в таблице № 3.

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.

Таблица № 4

Лист1

Порядок заполнения таблицы № 4 можно посмотреть на сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru , где в качестве примера приведены пояснительные записки к отчетности за 9 месяцев 2005 года УФК по Республике Алтай и УФК по Воронежской области.

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых - контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Пример

Таблица 5

Лист1

Тип контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий) Наименование мероприятия Нарушения, предотвращенные в отчетном периоде Нарушения прошлых лет, выявленные в отчетном году
Предварительный Проверка составления сметы доходов и расходов на 2005 год (соответствия сумм расходов установленным нормам бюджетного законодательства) нарушений не выявлено нарушений не выявлено
Текущий Проверка соответствия сумм заключаемых договоров уровню цен в регионе на товары, работы и услуги. нарушений не выявлено нарушений не выявлено
Контроль за непревышением сумм заключаемых договоров остаткам лимитов бюджетных обязательств по соответствующим статьям расходов.
Последующий Контроль за целевым использованием средств бюджета, соблюдением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. нарушений не выявлено нарушений не выявлено

Таблица № 6. Сведения о проведении инвентаризации

В Таблице № 6 следует отразить информацию обо всех инвентаризациях, проведенных в учреждении за отчетный период. В пункте 109 Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н (в редакции приказа от 11.11.2005 № 137н) говорится о том, что сведения об инвентаризации приводятся только по итогам года. Тем не менее, на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, было отмечено, что в Таблице № 6 следует отразить также информацию обо всех инвентаризациях за отчетный год, проводимых в обязательном порядке в соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пример

Таблица 6

Лист1

Дата проведения инвентаризации Объект инвентаризации Результат инвентаризации Меры по устранению выявленных расхождений
1 2 3 4
01.12.2005 Основные средства Выявлена недостача спецодежды (медицинских халатов) Сумма недостачи удержана из заработной платы завхоза Ивановой И.М.
01.12.2005 Нематериальные активы -
01.12.2005 Материальные запасы Обнаружена недостача продуктов питания Обнаруженная сумма недостачи находится в пределах норм естественной убыли, поэтому по решению руководителя списана на расходы учреждения.
01.12.2005 Наличные денежные средства Расхождений с данными бухгалтерского учета не обнаружено -
01.12.2005 Кредиторская задолженность Расхождений с данными бухгалтерского учета не обнаружено -
01.12.2005 Дебиторская задолженность Расхождений с данными бухгалтерского учета не обнаружено -

Таблица № 7. Сведения о результатах контрольных мероприятий

В Таблице № 7 следует отразить сведения о внешних контрольных мероприятиях, которые проводились в течение отчетного периода. К таким мероприятиям можно отнести проверки Счетной палаты, органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов казначейства, контрольно-ревизионных органов, инспекций ФНС и других уполномоченных органов.

Пример

Таблица 7

Лист1

Дата проверки Наименование контрольного органа Тема проверки Результаты проверки Меры по результатам проверки
1 2 3 4 5
01.06.2005 – 05.07.2005 Контрольно-ревизионное управление 1. Целевое использование бюджетных средств За счет бюджетных средств отремонтирован автомобиль, поврежденный вследствие аварии по вине водителя Составлен Акт о нарушениях. Руководитель и главный бухгалтер привлечены к административной ответственности.
2. Правильность ведения бюджетного учета (отражение операций, ведение регистров бюджетного учета) в соответствии с действующими на данный момент нормативно-правовыми актами Нарушений не обнаружено
3. Соблюдение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Нарушений не обнаружено

Форма 0503161. Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности

Форма заполняется учреждениями - главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, которые в данной таблице отражают информацию о количестве подведомственных учреждений и разделы функциональной классификации расходов, по которым осуществляет их финансирование.

Пример

Лист1

Форма 0503162. Сведения о результатах деятельности

Данная таблица относится ко второй категории таблиц, и для ее заполнения потребуется участие отраслевых специалистов, например специалистов планового отдела, отдела экономического анализа и др.

В таблице необходимо отразить количественно-качественные (статистические) показатели деятельности учреждения.

Например, для медицинских учреждений такими количественно-качественными показателями могут быть:

  • количество посещений;
  • количество обслуженных вызовов на дом;
  • количество койко-дней;
  • количество предоставленных за отчетный период услуг;
  • виды услуг;
  • количество полученных средств (для платных услуг) и др.

Показатели формы 0503162 подлежат консолидации, поэтому перечень показателей должен быть определен главным распорядителем бюджетных средств и доведен до всех подведомственных учреждений. То есть, должен быть соответствующий распорядительный документ, в котором приведены коды, наименования показателей и единицы их измерения, по которым следует составлять отчет всем подведомственным учреждениям.

Если у учреждения нет указаний о порядке заполнения данной формы, то ее заполнять не следует, иначе возникнут проблемы на своде отчетности.

Лист1

Наименование показателя Ед. измерения Фактически за предыдущий отчетный период За отчетный период По плану на предстоящий отчетный период
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал итого
по плану фактически по плану фактически по плану фактически по плану фактически по плану фактически
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Форма 0503163. Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета

Заполняется учреждениями - главными распорядителями бюджетных средств. В форме необходимо отразить в разрезе кодов бюджетной классификации сведения об изменениях в бюджетной росписи, произведенных в отчетном периоде, а также указать причины этих изменений.

По разъяснениям специалистов Федерального казначейства, форма 0503163 заполняется не только по расходам, но и по доходам, и только по тем разделам, которые претерпели изменения в отчетном году. В графе 1 данные отражаются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов и в разрезе видов доходов. В графе 6 необходимо указать ссылку на нормативный акт, на основании которого были внесены изменения в бюджетную роспись.

Лист1

Код раздела, подраздела по функциональной классификации расходов Утверждено на год законом (решением) о бюджете, руб. Утверждено на отчетный период Разница между уточненной бюджетной росписью и утвержденными бюджетными назначениями, руб. Причины отклонений
бюджетной росписью, руб. уточненной бюджетной росписью, руб.
1 2 3 4 5 6

Форма 0503164. Сведения о кассовом исполнении бюджета

В соответствии с разъяснениями, данными на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, в форме 0503164 следует отобразить информацию о кассовом исполнении бюджета за отчетный период, при этом в графе 1 "Код бюджетной классификации"

  • доходы следует отражать только в разрезе групп и подгрупп,
  • расходы - в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов,
  • а для источников финансирования дефицита бюджета указываются только их виды.

Графа 2 "Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб." заполняется на основании соответствующего нормативного документа (закона о бюджете, утвержденной сводной бюджетной росписи). Для расходов - это годовые назначения, для доходов и источников финансирования дефицита бюджета - назначения, утвержденные уточненной сводной бюджетной росписью.

Графа 3 заполняется на основании данных бюджетного учета, и данные, отраженные в ней, должны быть те же, что и в Отчете об исполнении бюджета (ф.0503127).

В графах 4 и 5 следует указать величину и причины отклонений кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи. Причинами отклонений могут быть:

  • изменение макроэкономической ситуации;
  • изменения законодательства;
  • блокировка расходов;
  • сезонность расходов;
  • длительность сроков заключения государственных контрактов;
  • несвоевременное представление платежных документов;
  • резервирование средств;
  • недоведение лимитов бюджетных обязательств;
  • изменение графика платежей и т.д.

Пример

Лист1
Код бюджетной классификации Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб. Исполнено (кассовое исполнение бюджета), руб. Отклонение кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи
сумма, руб. причины отклонений
1 2 3 4 5
901 5 000 000 4 867 900 132 100 1. Непредставление к учету договоров на коммунальные услуги
2. Изменение графика платежей

Согласно приказу Минфина России от 11.11.2005 № 137н в данной форме подлежат консолидации данные по всем графам, включая графу 5 "Причины отклонений". Рекомендуем ГРБС составить классификатор причин для использования подведомственными учреждениями, что позволит консолидировать данные по причинам отклонений.

При казначейской системе исполнения бюджета на конец отчетного года кассовое исполнение обычно равно утвержденным бюджетным назначениям. Превышение последних над кассовым исполнением означает наличие остатков бюджетных средств, неиспользованных до 31 декабря, которые согласно положениям Бюджетного кодекса РФ подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Форма 0503165. Сведения об эффективности бюджетных расходов

В Форме 0503165 следует отразить результаты анализа (по возможности в количественной оценке) взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направлениям деятельности (основным функциям).

Графы 1 и 2 заполняются на основании данных бюджетного учета и подлежат консолидации при составлении главным распорядителем сводной пояснительной записки.

В графе 3 нужно указать, на какие цели были потрачены бюджетные средства по каждому разделу и результат.

Лист1

Форма 0503166. Сведения об исполнении целевых программ

Заполняется учреждениями, которым выделяются средства в рамках целевых программ. В графе 1 следует указать наименование программы (подпрограммы), в которой участвует учреждение, в графе 3 - утвержденные бюджетные назначения в рамках данной программы (подпрограммы), в графе 4 - исполнение. В графе 5 следует описать, какие мероприятия были запланированы на отчетный год в рамках целевой программы, в графе 6 - что реально удалось выполнить, в графе 7 - причины невыполнения запланированных мероприятий.

При составлении главным распорядителем сводной Пояснительной записки консолидируются данные граф 1-4, данные остальных граф используются ГРБС для контроля за выполнением целевых программ подведомственными ему учреждениями.

Лист1

Программа, подпрограмма Утверждено уточненной бюджетной росписью, руб. Исполнено Мероприятия Причины отклонений
наименование код запланировано реализовано
1 2 3 4 5 6 7
- - - - - - -

Форма 0503167. Сведения о целевых иностранных кредитах

Заполняется в случае, если в течение отчетного периода учреждению были предоставлены целевые иностранные кредиты. В форме следует отразить виды используемых целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований, цели использования и информацию об их достижении с раскрытием причин недостижения поставленной цели.

Лист1

Наименование кредитора Соглашение о кредите Сумма использованного кредита, руб. Цель использования заемных средств Степень достижения цели
дата номер
1 2 3 4 5 6
- - - - - -

Форма 0503168. Сведения о движении нефинансовых активов

При составлении Пояснительной записки необходимо представить информацию о движении нефинансовых активов учреждения за отчетный период. При этом отдельно нужно представить информацию по всем видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам и материальным запасам.

В соответствии с разъяснениями, данными на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", следует представлять информацию по каждому аналитическому счету учета нефинансовых активов отдельно.

Пример

Машины и оборудование

(наименование нефинансового актива)

Лист1

Наименование показателя Код строки Сумма
всего в том числе
по бюджетным средствам по внебюджетным средствам
1 2 3 4 5
Остаток на начало года 10 680 000 560 000 120 000
Поступило, всего 20 150 000 100 000 50 000
в том числе приобретено 21 120 000 70 000 50 000
получено безвозмездно 22 30 000 30 000 -
оприходовано излишков 23 - - -
в результате переоценки 24 - - -
Выбыло, всего 30 55 300 37 000 18 300
в том числе
реализовано
31 53 000 35 000 18 000
передано безвозмездно 32 - - -
списано по причине порчи 33 2 000 2 000 -
списано вследствие
чрезвычайных ситуаций
34 - - -
списано недостач 35
из них
за счет виновных лиц
36 300 - 300
за счет учреждения 37 - - -
израсходовано на нужды
учреждения
38 - - -
Выбыло в результате переоценки 39 - - -
Остаток на конец отчетного периода 774 700 623 000 151 700

При составлении формы по основным средствам по строке 38 "израсходовано на нужды учреждения" следует отражать данные операций по списанию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно, списанных в момент выдачи в эксплуатацию.

Кроме того, в Пояснительной записке следует представить информацию о техническом состоянии, эффективности использования и обеспеченности учреждения и его структурных подразделений основными фондами (соответствие величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них). Также, следует указать, какие мероприятия проводились учреждением в течение отчетного периода по улучшению состояния и сохранности объектов основных средств, характеристику комплектности и сведения о своевременности поступления материальных запасов.

Форма 0503169. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности

В форме по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, следует отразить сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям с объяснением причин образования сумм задолженности.

Формы составляются отдельно по бюджетной и внебюджетной деятельности, а также по кредиторской и дебиторской задолженностям, таким образом, всего необходимо составить 4 формы 0503169.

Форма 0503169 заполняется на основании данных Главной книги по счетам:

  • 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020700000 "Расчеты по выданным ссудам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" и 020900000 "Расчеты по недостачам" - дебиторская задолженность;
  • 030200000 "расчеты с поставщиками и подрядчиками", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджет" и 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами" - кредиторская задолженность.

В графе 1 следует указать 26-значный номер счета бюджетного учета, в графе 2 - сумму задолженности. Эти две графы подлежат своду.

Графы 3 - 5 содержат информацию об организациях кредиторах (дебиторах), документах - основаниях возникновения задолженности и причинах возникновения задолженности и нужны главным распорядителям для осуществления контроля за расчетами подведомственных учреждений.

Пример

Лист1
Номер счета бюджетного учета Сумма, руб. Наименование дебитора (кредитора) Дата, номер документа - основания возникновения задолженности Причина образования задолженности
1 2 3 4 5
05510037500000327130204730 6 000 МУП «Служба заказчика» Договор No. 14-89/14 от 03.01.2005 Отсутствие лимитов бюджетных обязательств по статье 223
05510037500000327130402730 4 580 Сергеев Андрей Иванович Расчетно-платежная ведомость No. 12 от 21.12.2005 г. Невыплачена заработная плата вследствие болезни сотрудника

Форма 0503171. Сведения о финансовых вложениях учреждения

В таблице следует представить информацию о финансовых вложениях, которые бюджетное учреждение произвело в отчетном году, а также привести правовое обоснование наличия финансовых вложений.

Лист1

При составлении сводной Пояснительной записки консолидируются данные граф 1 и 2.

Форма 0503172. Сведения о государственном (муниципальном) долге

Следует отразить информацию о государственном (муниципальном) долге, в случае его наличия, в разрезе долговых обязательств. В основном, заполняется главными распорядителями бюджетных средств и органами, организующими исполнение бюджетов.

Лист1

Форма заполняется на основании данных Главной книги по счетам 030101000 "Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам" и 030102000 "Расчеты с кредиторами по внешним долговым обязательствам". В графе 1 следует отражать 26-значный номер счета, в графе 2- сумму задолженности. Данные в графах 1 и 2 подлежат консолидации при составлении главным распорядителем сводной Пояснительной записки.

Форма 0503173. Сведения об изменении остатков валюты баланса

Данная таблица заполняется в случае, если произошли изменения валюты баланса по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату. Такая ситуация, например, может возникнуть из-за ошибок при переносе остатков при переходе на новую инструкцию по бюджетному учету, если была проведена переоценка активов учреждения или если были обнаружены и исправлены ошибки ведения учета, допущенные в прошлом отчетном периоде, а также в случае реорганизации и передачи учреждения в другое подчинение.

При составлении сводной Пояснительной записки главные распорядители вместо формы 0503173 представляют в электронном и бумажном виде Справку об изменении остатков валюты баланса по форме, представленной в Приложении 3 к письму Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250 и Приложении 5 к письму Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695.

Лист1

Номер счета бюджетного учета Остаток на конец предыдущего отчетного финансового года Остаток на начало отчетного финансового года Причина расхождения
1 2 3 4
- - - -

Графа 1 называется "Номер счета бюджетного учета", а сравниваются данные Баланса исполнения бюджета на конец предыдущего года и на начало текущего года. Баланс, как известно, формируется по коду счету (9 знаков), поэтому, правильнее в данной форме было бы отражать не номер счета (26 - знаков), а код счета бюджетного учета (9 знаков).

Чтобы не возникало проблем с организацией, принимающей бюджетную отчетность, следует согласовать правила заполнения формы 0503173 с главным распорядителем.

Форма 0503176. Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях

Необходимо представить информацию о выявленных в течение отчетного периода недостачах финансовых и нефинансовых активов учреждения, учтенных на счете 0209000 "Расчеты по недостачам". Эта форма аналогична применяемой ранее форме № 15 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. № 54н) и заполняется в аналогичном порядке.

Также, после табличной части текстом необходимо указать, какие меры были приняты учреждением по выявлению и восполнению сумм недостач.

Пример

Лист1
Наименование показателя Код строки Сумма
всего в том числе
по бюджетным средствам по внебюджетным средствам
1 2 3 4 5
Остаток задолженности на начало года 010 - - -
в том числе
присуждено судом
011 - - -
012 - - -
Установлено недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей с начала года, всего 020 1 400 1 400 -
из них отнесено на виновных лиц решением суда 030 - - -
Взыскано с виновных лиц 040 1 400 1 400 -
Списано за счет учреждения 050 - - -
Остаток задолженности на конец года (стр. 010 + 020 - 040 - 050) 060 - - -
присуждено судом 061 - - -
находится в следственных органах 062 - - -

В ходе инвентаризации, проведенной 1 декабря 2005 года, была выявлена недостача имущества - медицинских халатов в количестве 10 штук общей стоимостью 1 200 рублей. Виновным лицом признана завхоз Иванова И.М. Решением руководителя, из заработной платы Ивановой И.М. удержана рыночная стоимость недостающего имущества - 1400 рублей.

Форма 0503177. Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения

В таблице отражаются расходы на приобретение и модернизацию вычислительной техники, расходы на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и базы данных (в том числе экземпляров программ для ЭВМ и баз данных на различных носителях (компакт-дисках, CD-ROM и т.д.), расходы на создание программного обеспечения и баз данных (в том числе на оплату государственного контракта на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ или баз данных), а также на приобретение исключительных прав на них у правообладателей, а также расходы на иные мероприятия в сфере информационных технологий (подключение к компьютерным сетям, создание и поддержку интернет-сайтов и информационных систем, монтаж, наладку локальной вычислительной сети, текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку и администрирование средств вычислительной техники, систем передачи, отображения и защиты информации и т.п.).

Кроме того, необходимо привести обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели).

Пример

Лист1
Наименование показателя Код строки Сумма, руб. Основные цели произведенных расходов
1 2 3 4
Расходы на приобретение:
вычислительной техники
10 150 000 Обеспечение текущей деятельности (оснащение бухгалтерии и информационного отдела)
неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и баз данных 20 45 000 Приобретение программного обеспечения для автоматизации ведения бюджетного учета и составления отчетности
Расходы на создание программного обеспечения и баз данных, а также приобретение исключительных прав на них 30 - -
Расходы на осуществление иных мероприятий в сфере информационных технологий 40 15 000 Заключен контракт на обслуживание в течении года программного обеспечения
Итого 50 210 000

Для того, чтобы заполнить данную форму, необходимо вести аналитический учет по каждому приобретаемому объекту в разрезе видов затрат, указанных в форме 0503177.

Особенности составления Пояснительной записки органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета

Представление годового отчета об исполнении бюджета соответствующего уровня органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, должно сопровождаться представлением Пояснительной записки, которая должна содержать результаты анализа исполнения соответствующего бюджета.

Если данные таблиц, которые заполняются всеми учреждениями-бюджетополучателями, нужны вышестоящим организациям для контроля и эффективного оперативного управления, то при составлении Пояснительной записки к консолидированному Отчету об исполнении бюджета эти данные не нужны. В Пояснительной записке отражаются только те данные, которые характеризуют исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

После составления отчета об исполнении бюджета необходимо провести анализ отчетных показателей, а в Пояснительной записке следует:

При анализе отчетных показателей следует воспользоваться методами структурного, динамического и факторного анализов.

При сравнении структуры доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов 2005 года с аналогичными показателями 2004 года могут возникнуть проблемы, поскольку с 1 января 2005 года приказом Минфина России от 10.12.2004 № 114н была введена в действие новая бюджетная классификация. Поэтому прежде чем сравнивать показатели этих двух отчетных периодов, следует их привести к виду, удобному для сравнения.

В Пояснительной записке также следует:

  • представить информацию о мероприятиях, проводимых в течение отчетного периода и направленных на повышение квалификации и обучение бухгалтеров, на оказание им помощи работе в новых условиях. Такими мероприятиями могут быть семинары, семинары-практикумы, проводимые как своими силами, так и с привлечением специалистов, создание методологического совета и др;
  • описать проблемы, с которыми пришлось столкнуться при исполнении бюджета в данном отчетном периоде;
  • представить информацию о контрольных мероприятиях, проведенных с целью проверки бюджетных учреждений.

В Пояснительную записку включите информацию, которой нет в основных отчетных формах. Это анализ задолженности, сведения о неисполненных обязательствах, движении имущества и другие данные. Отразите эти данные в соответствующих таблицах и приложениях, либо в текстовой части. О том, как без ошибок заполнить все формы и таблицы - в статье.

Пояснительную записку (ф. 0503760) сдают все бюджетные и автономные учреждения ежеквартально в составе бухгалтерской отчетности.

Состав пояснительной записки 0503760

В зависимости от того с какой периодичностью представлять таблицу или приложение (сведение) меняется состав пояснительной записки (таблица 1).

Таблица 1. Состав пояснительной записки

Названия таблиц и сведений

квартальная отчетность

годовая отчетность

Текстовая часть

Таблица № 1 «Сведения об основных направлениях деятельности»

Таблица № 4 «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»

Таблица № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»

Таблица № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций»

Таблица № 7 «Сведения о результатах мероприятий внешнего государственного (муниципального) финансового контроля»

0503761 «Сведения о количестве обособленных подразделений»

0503762 « Сведения о результатах учреждения по исполнению государственного задания»

0503766 «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений»

0503767 «Сведения о целевых иностранных кредитах»

0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения»

0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения»

кроме 1 квартала

0503771 «Сведения о финансовых вложениях учреждения»

0503772 «Сведения о суммах заимствований»

0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения»

0503775 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах»

0503295 «Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения»

0503779 «Сведения об остатках денежных средств учреждения»

0503790 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения»

Правила заполнения Пояснительной записки

Когда составляете Пояснительную записку (ф. 0503760), учитывайте разъяснения финансовых ведомств. Минфин и Федеральное казначейство регулярно выпускают письма, в которых уточняют правила отчетности в текущем году. Для квартальной отчетности 2019 года разъяснений пока нет. А вот для отчетности за 2018 год федеральные учреждения учитывали правила из раздела II приложения к письму Минфина, Федерального казначейства от 21.01.2019 № 02-06-07/2736, № 07-04-05/02-932.

Нулевые формы на бумаге не сдавайте. По таким формам отчитайтесь электронно с отметкой «Показатели отсутствуют». Перечислите их в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» Пояснительной записки.

Порядок заполнения

В Пояснительной записке приводите анализ исполнения плана ФХД, движения задолженности и имущества, результаты исполнения госзадания и другую информацию, которой нет в основных отчетных формах. Чтобы отразить эти данные есть текстовая часть, пять таблиц и 13 приложений (сведений), которые сгруппированы по пяти разделам.

Текстовая часть

В текстовой части общую информацию об учреждении:

  • его полное и сокращенное наименования;
  • юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе Федерального казначейства и (или) кредитных организациях;
  • информацию о собственнике имущества учреждения (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование);
  • информацию о том, кто ведет бухучет: само учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и сведения о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения. Например, поясните причины отклонений от контрольных соотношений.

Раздел 1 «Организационная структура учреждения»

В раздел 1 включите таблицу № 1 и ф. 0503761. В текстовой части раскройте информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • о наличии наблюдательного совета, изменении его состава и полномочий;
  • об изменении состава полномочий учреждения по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т. д.;
  • об изменении количества обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Если учет ведет централизованная бухгалтерия, укажите об этом в этом разделе и приведите реквизиты договора (соглашения) о передаче полномочий по ведению учета.

Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»

В раздел 2 включите ф. 0503762. Здесь же раскройте информацию:

  • о мерах по повышению квалификации специалистов;
  • о ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.;
  • о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности основными фондами учреждения и его структурных подразделений;
  • об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств, их характеристике, комплектности и т. д.

Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»

В раздел 3 включите ф . 0503766 и ф. 0503767. В текстовой части – другую существенную информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. В частности:

  • информацию о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах;
  • пояснения о некассовых операциях, которые отразили в Отчете (ф. 0503737).

Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»

В раздел 4 включите:

  • ф. 0503768;
  • ф. 0503769;
  • ф. 0503771;
  • ф. 0503772;
  • ф. 0503773;
  • ф. 0503775;
  • ф. 0503295;
  • ф. 0503779;
  • ф. 0503790;

В текстовую часть раздела включите информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • причины, которые повлияли на размер остатков денег на счетах, раздельно по каждому виду деятельности;
  • информация об ущербах и хищениях в учреждении;
  • информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между разными КФО – сроки завершения и суммы;
  • информация о показателях по счетам 401.40 «Доходы будущих периодов», 401.50 «Расходы будущих периодов», 401.60 «Резервы предстоящих расходов»;
  • иные причины неисполнения обязательств в пояснениях к Сведениям (ф. 0503775);
  • основания, по которым открыты банковские счета, со ссылкой на нормы федеральных законов – в пояснениях к Сведениям (ф. 0503779). Если у банка отозвали лицензию, укажите в пояснениях его наименование и сумму, которую перевели на счет 209.81 «Расчеты по недостачам денежных средств».

Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения»

В раздел 5 включите:

  • таблицу № 4;
  • таблицу № 5;
  • таблицу № 6;
  • таблицу № 7;
  • перечень нулевых форм;

В текстовую часть включите информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения.

Таблицы

В составе годовой отчетности сдайте все таблицы Пояснительной записки. Раскройте в них

цели и направления деятельности, особенности учета, результаты годовой инвентаризации, итоги проверок органов госфинконтроля. Как заполнить таблицы Пояснительной записки, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Правила заполнения таблиц Пояснительной записки

Таблицы

Примечание по заполнению

Таблица № 1

Укажите цели и соответствующие им направления деятельности (функции). Кратко обоснуйте соответствие целей и направлений деятельности учредительным документам

Таблица № 4

Укажите особенности отражения в бухучете операций с активами и обязательствами, установленные учетной политикой учреждения и использованные в отчетном периоде

Таблица № 5

Укажите информацию о нарушениях, которые выявлены в ходе проверок в отчетном году органами государственного (муниципального) финансового контроля