Бревенчатая пятистенка. Русская изба

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей? По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом. Но вот появилось железо - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую. И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).

Начало 1960х.

В нашей богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин , с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. "

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы) - без дымохода и топились они "по-чёрному", когда дым застилал комнату и настежь открывалась дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение "изба-пятистенка" . Что это такое? В нашей деревне пятистенок почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.

В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже, даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж всякий старался, как мог.

фото: http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины." (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец -
это и есть конструкция при печи и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как внизу на рисунке.

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не достаёт до потолка - чтоб по верху циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" - всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".

http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В церковные праздники перед иконами зажигают лампаду - масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.

фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять, "патреты" висели в рамках, картинки на стене, над столом - лампочка (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём" не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на древней амальгаме Его можно было рассматривать как произведение искусства...

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка с железными же трубами, ведущими к дымоходу русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас - мостом ). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота до появления электричества был тёмен, зимой - холоден. Он разгораживался на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...




Если владельцы дома, где сохранился "двор" 60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19 столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец », состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что с 1876 в нашем краю перешли на керосиновые лампы.

фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните: "Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы появился знаменитый советский радиоприёмник Звезда" , дизайн которого "содрали" с французского " Excelsior-52 " выпуска 1952 года . Что называется: почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".

Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка)) Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут:
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

Сколько стен у русской избы? Четыре? Пять? Шесть? Восемь? Все ответы верные, потому что вопрос - с подвохом. Дело в том, что на Руси строили разные избы, отличавшиеся друг от друга назначением, зажиточностью хозяев, регионом и даже количеством стен! Так, например, избушка, которую каждый в детстве видел в иллюстрированных книжках с народными сказками (та самая, на курьих ножках) называется четырёхстенок. Куриных ножек у настоящего четырёхстенка, конечно, нет, но в остальном он выглядит именно так: срубленный дом о четырёх стенах с симпатичными окошками и большой крышей.

Но если с четырьмя стенами всё очевидно и понятно, как выглядит пятистенная изба? Где находится эта загадочная пятая стена? Удивительно, но, даже осмотрев знаменитый русский пятистенок со всех сторон и побывав внутри, правильно показать пятую стену в избе удаётся далеко не всем. Варианты называют самые разные. Иногда даже говорят, что пятая стена - это крыша. Но, оказывается, пятой стеной называют на Руси ту, которая расположена внутри избы и делит огромный дом на два жилых помещения. Та же стена, которая отделяет от жилого помещения нежилые сени, ни пятой, ни шестой стеной не считается. Законный вопрос: почему?

Как известно, избы строили по «венцам»: клали поочерёдно все брёвна одного горизонтального ряда, а значит, все стены в доме - четыре внешние и одна внутренняя - возводились одновременно. А вот сени уже достраивались отдельно. Внутреннее помещение избы делилось на две части: горницу и жилую комнату, в которой ставили печь и готовили еду. Горница специально не отапливалась, но считалась парадным помещением, в котором можно было принять гостей или собраться всей семьёй по случаю праздника.

Во многих регионах даже когда крестьянские дети вырастали и обзаводились своими семьями, они продолжали жить вместе с родителями, и тогда пятистенок становился домом на две семьи. В дом прорубался дополнительный вход, ставилась вторая печь, достраивались вторые сени. В пятистенке ЭТНОМИРа вы увидите особую, модифицированную русскую печь с двумя топками, которая обогревает оба помещения, и необычные двойные сени.

Пятистенок считается большой, богатой избой. Такую мог построить только мастеровой хозяин, умеющий и любящий трудиться, поэтому в пятистенке ЭТНОМИРа мы обустроили ремесленную мастерскую и проводим мастер-классы, посвящённые традиционной славянской кукле.

Это может показаться невероятным, но историки и этнографы насчитывают более 2,5 тысяч кукол Руси: игровых, обрядовых, обереговых. В нашем пятистенке вы увидите свыше ста разных кукол, сделанных из лоскутков, лыка, соломы, золы и других подручных, повседневных материалов крестьянского быта. И у каждой куколки - своя история, свой интересный рассказ и своё предназначение. Какая из них тронет вашу душу? Девка-баба, жалейка, столбушка, скрутка, травница, утешница или, может, неразлучники? Закажите мастер-класс «Домашние и семейные куклы-обереги» ! Вы услышите истории некоторых кукол, удивитесь мудрости предков и их мастерству, сделаете свой памятный сувенир: лоскутного ангела на счастье, домашнюю масленицу, маленькую крупеничку - на достаток в доме - или ладушку для мира и лада в вашей семье. А хранительница культуры расскажет вам, почему многие куклы правильнее изготавливать без ножниц, отчего у них нет лица и как именно добрые мысли и вера, с которыми мастерили кукол наши праматери, помогали им в жизни.

Типы жилых построек Русского Севера

«В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века. Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением, декоративным убранством. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре жилища особенности природного окружения и планировку северных деревень. При общности типовых архитектурно-композиционных приемов каждая изба несла печать индивидуальности и отражала внутренний мир ее владельца». 2

Простейшим типом крестьянского жилья является изба, состоящая из утепленной клети (собственно избы) и небольших сеней, защищающих вход от непогоды. Подобные постройки характерны для беднейшей части русского крестьянства. Часто такие постройки обходились без двора, так как в таком хозяйстве отсутствовала лошадь и крупно рогатый скот. Владельцы такого жилья занимались в основном отхожими промыслами или работали на более зажиточных крестьян.

Примером такой избы может послужить изба начала XIX в. потомственных крестьян-сплавщиков леса по Сухоне, принадлежавшая Е.А. Ершовой в селе Ястреблево Великоустюжского района Архангельской области.

Дом Е.А. Ершовой в селе Ястреблево. Великоустюжский район. Вологодская область

Квадратная в плане изба на невысоком подклете срублена из бревен толщиной 25-30 см. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок представляет собой бревенчатый накат, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол сделан из колотых пластин, тщательно пригнанных друг к другу. Большая глинобитная печь на деревянном помосте (опечке) поставлена в углу около входной двери, устье печи обращено к передним окнам. Около печи устроен «голбец»- дощатый короб, прикрывающий лестницу в подполье. От печи к стенам идут полки из брусьев (воронцы). Между печкой и боковой стенкой настланы полати, вдоль стен тянуться лавки. В переднем углу расположен обеденный стол и божница. Напротив устья печи в «бабьем куту» прикреплен к стене стол-шкафчик, для приготовления еды и хранения посуды.

Примером дальнейшего развития крестьянской избы может послужить дом из Вологодской области построенный в 60-е г. XIX в.

Дом А.И. Соколовой в деревне Скребино. Чарозерский район. Вологодская область

Дом принадлежал семье крестьянина средняка, которая занималась земледелием и скотоводством. В доме значительно увеличена дворовая часть, где устроены хлева, омшаники и стойла для лошадей, коров и мелкого скота.

Сам дом относится к простейшему типу четырехстенных изб, но в отличии от дома в селе Ястреблево, в нем увеличено количество и размеры окон. Пространство у печи отгорожено дощатой перегородкой, в интерьере применена художественная обработка деталей внутренней обстановки.

Примыкающий к сеням двор расположен на одной линией с избой и находится под одной крышей. В нижней части двора находятся помещения для домашних животных, верхней части хранится зимний запас кормов для скота.

Подобный комплекс дома и двора позволял крестьянину вести хозяйственный работы в ненастную погоду не выходя на улицу.

Наиболее древней постройкой (1812 г.) в Новгородской области является дом П.И. Лепина в селении Сытинка Валдайского района.

Дом П.И Лепина в селе Сытинка. Валдайский район. Новгородская область

Сруб дома состоит из двух одинаковых по высоте частей: верхней избы и нижней - подзыбицы, в которой хранили хлеб, овощи, имущество. Каждое из помещений имело самостоятельный вход. Из избы двери вели в сени, соединенные внутренней лестницей с небольшим крыльцом. Из подзыбицы, вход был расположен прямо на улицу в центре главного фасада.

Деление дома на два этажа подчеркивалось небольшим навесом - прикроем. Это своеобразный элемент в новгородском жилом деревянном зодчестве. Прикрой прикрывал нижнею часть сруба от дождей, оставляя сухим помост перед входом в подзыбицу и дрова для растопки печи, здесь же ставили скамейку для отдыха хозяев. Прикрой состоял из дощатого навеса, опиравшегося на кронштейн или вертикальные стойки. Он мог опоясывать избу с трех сторон, только по фасаду или прикрывать участок от двери избы до подзыбицы.

Наиболее развитую форму прикрой получил при опоре на стойки, что позволяло увеличить вынос крыши, устроить галерею с парапетом и украсить опорные столбы резьбой, что обогащало композиционный облик построек.

Подобные галереи прослеживаются археологами в Новгороде в слоях XIII века.

Особенность изб Волдайского района является большое количество окон и размер оконных проемов. Высота окна доходила до 1,15 м при ширине 76-80 см, что значительно превышало размеры окон в других областях Росси. Это связано с близостью Новгорода, где стекло раньше всего вошло в употребление и потребность увеличения естественного освещения в связи с господствующей здесь пасмурной погодой.

Примером более сложной, трехчастной планировки избы может служить дом Н.И. Бибина в селении Село Каргопольского района Архангельской области. Здесь за сенями появляется дополнительное помещение - горница.

Дом Н.И. Бибина в селе Село. Каргапольский район. Архангельская область

Дом построенный в 1860 году, состоит из избы, сеней и горницы, поставленных на высокий подклет. Большой двухэтажный двор охватывает жилые помещения с двух сторон. Первый этаж используется для содержания скота, второй для хранения запасов сена, куда вел бревенчатый помост - «взвоз».

Примыкающая к сеням горница предназначалась для жилья в летнее время. Подклет имел самостоятельный вход, но не с улицы, как в Новгородской области, а из подсенья. Изба делилась на две половины массивными, соединенными между собой шкафами. В одной половине находилась русская печь, полавник (стол для приготовления еды) и был сосредоточен весь хозяйственный инвентарь - это была половина хозяйки. Во второй половине стоял стол для еды, лавки, кровать, это была чистая половина избы. Здесь ели, выполняли домашние работы: ткали, пряли, ремонтировали упряжь, принимали гостей.

Пятистенок

Развитие другого типа крестьянского жилища избы-пятистенка обуславливалось необходимость увеличения для крестьянской семьи количества жилых помещений. Часто в одном крестьянском дворе проживало от 10 до 20 человек, поэтому для расширения жилой площади к основному срубу избы присоединяли дополнительные помещения.

В наиболее благоприятном положении оказались черносошные крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, обладавшие более крепким хозяйством и наличием лесоматериала. Именно поэтому Русский Север явился родиной наиболее развитых типов крестьянских домов и местом их широкого распространения.

Первые пятистенки датируемые второй половиной XVIII в. представлены на рисунке.

Развитее избы-пятистенка в северных селениях

1-дом. В селе Верховье Прионежского района Архангельской области. Жилой комплекс состоял из избы, двух горниц, сеней с чуланом и двора расположенных на одной оси под общей двухскатной кровлей.

Изба построена в 1765 г. в конструкцию сруба введены две поперечные стенки. Одна из них находится в центре постройки и служит опорой для пола и печи. Вторая значительно смещена в сторону и отделяет от жилого помещения - заулок, предназначенный для хранения и помола муки, заготовки пищи. Прием смещения печи из угла к средней части задней стены, характерный для Прионежья, способствует выделению заулка в хозяйственную комнату, освещенную самостоятельным окном.

2-дом. Из села Брусенец Тотемского района Вологодской области. Изба построена во второй половине XVIII в. и представляет собой уже завершенный в своем становлении новый тип крестьянского дома - пятистенок. Вместо одного помещения в передней части дома образовались два - изба и горница, изолированные друг от друга.

Свет в избу проникал через одно косящатое и два волоковых окна, горница освещалось одни косящатым окном на фасаде и двумя с боковой стороны.

Печь в отличии от Прионежских изб в домах бассейна Северной Двины, ставилась в угол, а между печью и дверью располагали голбец с лестницей в подполье.

Для конструктивной прочности значительно увеличившегося фронтона были ведены две поперечные бревенчатые стенки. Они образуют дополнительное помещение для жилья в летний период - «вышку». Появление вышки вызвало к жизни балконы с ограждением в виде фигурных балясин и резных колонн.

3-дом. Дом Деревцова в селе Кодима Верхнее-Тоемского района Архангельской области (1816 г.). Жилая часть избы состоит из двух помещений, расположенных по переднему фасаду: черной избы с горницей (теперь там поставлена русская печь) и зимней избы с окнами по боковому фасаду. Большой двухэтажный двор примыкает к избе сзади и находится под одной крышей с жилой частью.

Характерным типом окончательно сформировавшегося дома-двора с пятистенком может послужить дом А.В. Попова в селе Кузьминское Тарногского района Вологодской области и дом С.А. Уваева в селе Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области.

Дом-двор А.В. Попова в селе Кузьминское. Тарногский район.

Вологодская область

Дом был возведен на рубеже XVIII-XIX веков Кузьмой Панфиловичем Поповым.

Дом Попова представляет собой развитый жилой комплекс, состоящий из пятистенной избы, избы-зимовки, трех холодных клетей «на повите» (втором этаже двора) и светелки на чердаке.

Пятистенок С. А. Уваева в селении Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области отличается функциональной целесообразностью системы планировки, цельность композиционного замысла, богатством архитектурных форм.

В основе планировки дома лежит традиционная схема расположения жилых и хозяйственных срубов. Впереди - изба, затем подсобные помещения (клети, чуланы) и скотный двор. Все постройки связаны между собой сенями, переходами, лестницами и находятся друг за другом на одной продольной оси и укрыты общей двухскатной кровлей. Из внутреннего убранства можно отметить отделение части избы напротив устья печи.

Дом Уваева имеет богатый резной декор, как внутри дома, так и снаружи. Строил и украшал дом мастер Емельян Степанов со своей артелью.

Дом-двор С. А. Уваева в селе Мытищи. Юрьевецкий район. Ивановская область

Расположение пятистенка длиной стороной на улицу когда три стенки выходят на фасад дома характерно для районов Севера и Верхнего Поволжья.

В Новгородской области пятистенные избы ставились к улице узкой стороной. Например дом П.П. Ковалева в селении Чистово Мстинского района Новгородской области.

Дом-двор П.П. Ковалева в селе Чистово. Мстинский район. Новгородская область

Двойня и шестистенок

Кроме четырех стенной и пятистенной избы в русском народном зодчестве получил широкое распространение третий тип крестьянского жилища - шестистенок. Конструктивную основу этой постройки составляет связь шести капитальных стен (две расположены параллельно улицы и четыре перпендикулярно). Особенность планировки шестистенка заключается в наличии трех изолированных помещений по передней линии застройки дома. Двор расположен позади дома, на одной продольной оси с жильем.

Шестистенная изба была преимущественно распространена в северных районах. Однако ее разновидности можно встретить в Новгородской, Костромской и Ярославских областях.

Путь развития шестистенка можно проследить при сопоставлении ряда построек. Прежде всего, это изба-двойня сложившаяся еще в древнерусском зодчестве.

Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу В одном помещении располагалась изба, с тремя окнами по фасаду и двумя на боковой стороне. Печь в избе стояла у входной двери и была отодвинута от боковой стены. Здесь находился ручной жернов для помола муки и крупы, отсюда и название «жернов угол». Остальная планировка традиционна: вдоль стен лавки, над дверь полати, в красном углу иконы. Подобная планировка избы характерна для всех мезенских и пинежских построек. Вторе помещение холодная клеть - летняя горница.

Наличие двух смежных бревенчатых стен в избе-двойне плотники объясняли стремлением сделать жилище более долговечным. Они полагали, что одна бревенчатая стена, разделяющая теплое и холодное помещение, скорее загнивает, так как конденсирует в себе влагу, которая не может испариться из-за отсутствия движения воздуха в соседнем помещении. Две стены с промежутком между собой обеспечивали естественное проветривание. Не случайно между этими стенами со временем стали устраивать волоковое окошко, а впоследствии и косящатое. Увеличивающиеся расстояние между срубами позволяло создать дополнительное помещение в доме. Вначале это был холодный чулан, а затем теплая изолированная комната. Продольные бревна стен при этом удлинялись и конструктивно связывались между собой.

Со временем горница получила одинаковые размеры с избой и то же количество окон по главному фасаду. Главный фасад четко членился поперечными стенами по всей высоте на три части. Центральную ось подчеркивали балконы, дверные проемы, спаренные окна и высокие крыльца с длинными маршами лестниц. Так постепенно формировался новый тип крестьянского жилища - шестистенок.

Изба-двойня в северных селениях

Формирование из избы-двойни дома с заулком

Избы шестистенки в северных селениях

Шестистенная изба Севера при общей конструктивной системе имеет две основных разновидности. Первый тип шестистенка имеет три жилых помещения расположенных в передней части дома, сенями, идущими в поперечном направлении и отделяющими жилье от двора, и крыльцами, устроенными с боковой стороны. Во втором типе изба и горница расположены также, но между ними вместо заулка сделаны сени. Перемещение сеней на продольную ось здания существенно изменило его облик за счет устройства на фасаде парадного крыльца.

Перемещение главного входа и высокого крыльца с парадной лестницей с боковой стороны на уличный фасад здания значительно обогащало пластическую выразительность постройки, позволяло зодчему создать сильный объемно пространственный центр всей композиции дома.

Шестистенки с крыльцом на центральном фасаде

Дома с подобными планировками расположены в районах Северной Двины, Костромской области и в Коми АССР

Дом кошелем

Изба кошелем характеризует новый, отличный от других тип крестьянской застройки. «Кошел» («кошевник», «кошма») - термин, широк распространенный в народном быту. Этим словом обозначают и крупный плоты из бревен и дров, и длинные телеги, и широкие сани-розвальни, и вместительные корзины, и мешки. В крестьянском зодчестве он представляет жилые постройки с огромной площадью двора, превышающего габариты обычной избы в два-три раза и примыкающего к избе с боковой стороны.

Изба и двор составили единую и неразрывную плоскость переднего фасада. Один из скатов кровли делался длиннее другого, что делало ассиметричным композицию фасада. Жилая часть дома могла состоять из избы-клети, избы-двойни, избы пятистенка или шестистенка.

Дома кошелем встречаются в низовьях Печоры и Верхнем Прикамье, на побережье Белого моря, но наибольшее распространение дом кошелем получил на островах Онежского озера.

Дома Печеры и Прикамья имеют конструктивно монолитный сруб, покрытый равными скатами кровли, придающими симметрию всему объему. Жилые срубы имеют незначительные габариты и стоят на низких подклетах. Количество окон на главном фасаде колеблется от двух до трех. Дома не имеют балконов, обходных галерей, высоких крылец и богатых резных наличников.

Дом М.С. Чупровой в селе Усть-Цильма. Коми

Развитие дома кошелем в Печерских селениях

Тяжелые условия жизни Печерских крестьян, неурожаи, объясняют простоту и суровость местной крестьянской архитектуры.

На берегах Белого моря и Северной Двины наряду с земледелием, велась добыча соли, руды, смолы, ловля рыбы, развивалось судостроение, различные ремесла и промыслы. Поэтому местные жители могли себе позволить построить шикарные дома и богато их украсить.

Бурный экономический подъем Заонежья приходится на начало XVIII в. и связан с деятельность Петра I, который организовал здесь добычу руды и основал металлургические заводы.

Заонежские деревни, возникшие вокруг погостов, состояли из небольших групп построек. Многочисленные лагуны и проливы отделяли их друг от друга, а иногда от полей, лугов и лесов. Лодка в этих местах была единственным средством сообщения, на ней возили хлеб, сено, ловили рыбу, перевозили скот, ездили в церковь.

Большое количество изб этих деревень, несмотря на разнообразия внутренних планировок, и декоративного оформления относятся к домам кошелем.

Развитие дома кошелем в Заонежье

Жилые помещения заонежских домов не имеют перегородок, полатей и голбцев у печи, поэтому они кажутся необычайно большими и свободными.

Дома кошелем наиболее архаичный тип дома в Карелии, дома более позднего времени состоят из четырехстенной избы или пятистенка с расположением двора позади жилья, такая постройка называется дом-брусом.

Такая планировка жилья облегчала ремонт крыши и увеличивала высоту второго этажа хозяйственной части.

Двухэтажные здания

Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В большинстве случаев в обоих этажах повторяется планировка одноэтажного крестьянского жилища.

Двухэтажные дома возводила в основном зажиточная часть крестьянства. Они требовали больше материала и были значительно дороже в строительстве и эксплуатации.

По свидетельству путешественников трех-четырех этажные постройки были в Москве в XVI-XVII вв., а жилые срубы дворца в Коломенском достигали шести этажей.

Среди жилого крестьянского двухэтажного жилья можно выделить узкие срубы-башни, которые являлись дополнительным жильем и ставились рядом с основным домом.

Дом А.И. Ореца в городе Печеры. Псковская область

Вторым типом является обычный крестьянский дом (четырехстенок, пятистенок, шестистенок), с двумя этажами.

Дом Н.А. Зуева в селе Опалиха. Чкаловский район. Нижегородская область

Обычно на первом этаже располагали избу с тяжелой глинобитной печью, а на втором этаже устраивали холодные горницы, иногда с белой печью или с легкой «голландского» типа.

Дом в селе Едома. Лешукунский район. Архангельская область

Дом М.И. Бурмагиной в селе Бредовицы. Виноградовский район. Архангельская область

На Русском Севере существовало два способа рубки домов: в первом случае дом строил сам хозяин при помощи родственников и соседей, это так называемее - «помочи». Или приглашали специальные плотничьи артели. Стоимость дома колебалась в зависимости от сложности от 30-500 руб.

Усадьбы

На севере преобладали усадьбы с закрытыми дворами - дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. Первый этаж хозяйственного двора занимал скотный двор, второй этаж поветь - сеновал. Срубы конюшен не были связаны со вторым этажом, который опирался на специальные столбы, что позволяло своевременно менять загнившие срубы конюшен.

В зависимости от расположения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» - это дом с однорядной связью, покрытый двухскатной симметричной крышей. Дом и хозяйственная часть имеют одинаковую ширину и расположены по одной оси.

Дом - двор «брусом» Юрова из деревни Криуля. Вологодская область.

Разновидностью данной постройки является «брус с уширенным сараем», в данном случае хозяйственная часть шире жилой, в образовавшемся углу устраивают взвоз на поветь. Такие усадьбы были характерны для Каргопольского района.

Дом-двор с уширенным двором Попова из деревни Погост. Каргопольский район. Архангельская область

«Глаголь» - хозяйственная часть в таких домах расположена с боку и позади жилой, в плане напоминает букву «Г».

Дом-двор «глаголем» Царевой Е.И. из деревни Пырищи. Новгородская область

«Кошель»- в этом случае жилая часть и двор стоят рядом и покрыты общей ассиметричной двухскатной крышей. Один скат крыши над жилой частью более крутой, над хозяйственной более пологий. В плане кошель образует почти правильный квадрат. Название «кошель» пошло от большого берестяного короба (дом Ошевнева).

Дом - двор «кошелем» Ошевнева из деревни Ошевнева. Карелия

«Т - образная связь» - представляет собой жилой дом, состоящий из двух срубов соединенных сенями. Длинной стороной дом выходит на улицу, а хозяйственный двор примыкает к противоположной стене к сеням. Такой дом имеет в плане букву «Т». Распространены были подобные дома в Каргополье.

Дом- двор с «Т»- образной связью Пухова из деревни Большые Халуи. Каргопольский район.

Архангельская область

«Двухрядная связь» - дом и двор в этом случае стоят параллельно друг другу.

Дом-двор двухрядная связь Кириллова из деревни Киселево. Каргопольский район. Архангельская область

К дому-двору сбоку иногда пристраивался невысокий сруб «зимней» или «скотной» избы. Здесь готовили еду для скотины и держали ее в сильные холода.

Дом с зимней избой Болотовой из деревни Королевская. Вологодская область

Кроме дома-двора в крестьянскую усадьбу входили амбары для хранения зерна и одежды (обычно от 1 до 3-х) и ледник для хранения различных продуктов питания. Амбары ставили «на глазах» перед домом или за деревней где они создавали «амбарные городки». Кроме амбаров в состав усадеб входили гумно, овин, баня, располагались они в стороне от жилья. В коллективном пользовании крестьян были мельницы, кузницы, общественные амбары - магазеи. Границы между усадьбами не выделялись, обычно обносили изгородью все поселения для защиты от скота.

Эпилог

Крестьянский деревянный дом как бы всем своим видом указывает, что человек, вмешиваясь в природу, вносит нечто новое, не похожее на природную первозданность и вместе с тем не порывает с ней окончательно.

Русская деревня своей рукотворностью резко контрастирует с нерукотворным ландшафтом, но в тоже время неотделима от него.

В доме построенном в соответствии с вековыми традициями, эргономика и эстетика не противостоят друг другу, а естественно сочетаются.

Наши предки всегда увязывали свой дом с окружающей средой, отсюда и кажется, что изба будто бы выросла из земли, так хорошо она вписывается во всеобщий ансамбль, который никто не планировал, просто каждый строитель с уважением относился ко всему созданному до него, это необходимое условие культуры строительства, от которого нельзя отступать.

Строители призвав свой собственный опыт и опыт многих предыдущих поколений, всегда стремились к тому, чтобы людям было удобно жить в построенном ими доме. Учитывалось все. Например, большое значение предавалось тому, как будет падать свет из окна, когда женщины сядут ткать и прясть. В зависимости от этого были избы - «пряхи» и избы - «непряхи».

Красивой считалась та изба, где планировка и обстановка давали возможность удобно работать и отдыхать.

Все предметы домашнего обихода являются всего лишь фоном для раскрытия самого человека. Взять хоть гладкие поверхности бревенчатых стен: теплая, светлая текстура сосновых бревен, красивый, но нейтральный фон который не поглощает человека, а выделяет его.

Человек оживляет собой постройку, вносит в нее смысл и содержание он ее душа.

Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций которые проверенны вековой народной мудростью (опытом). Однако «традиция это процесс, она должна все время находится в развитии в условиях постоянно меняющейся жизни». Не стоит держаться за старину там где она окончательно изжила, но нужно все же прислушиваться к ее отголоскам.

«Любое соприкосновение с традиционным народным искусством учит вкусу и такту-мере и соразмерности, гармонии в жизни и обществе». (В.Г. Смолицкий).

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX- начало XX века). - Архангельск: Правда Севера, 2005.- 312 с.: 290 ил.

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Словенский тип домов

Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом (см. фото справа). Но крыша все равно двухскатная (конем), и стропила крепятся к верхнему венцу стены (лежат на нем). Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.

Плотники у меня на родине (север Ярославской области) презрительно называли такой тип крепления стропил "пригодным только для сараев". Но вот этот дом в Витославицах недалеко от Новгорода на Ильмене очень богат, перед фронтоном балкончик, а навес на резных столбах. Еще одна характерная черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома узкие, по фасаду с 3-4 окнами.

На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой, характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле

Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома - часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем, евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию отремонтируем?

По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно. Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома (избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное, глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4 окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева. Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.

Угро-финский тип домов

Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами

А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.

Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно...

Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж

Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа

Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.

Республика Карелия. Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа - русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?

Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?

На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.

С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях. Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.

Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их. Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне. Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

В книге коллектива авторов под редакцией И.В. Власова и В.А. Тишкова "Русские: история и этнография", вышедшей в 1997 г. в издательстве "Наука", есть очень интересная глава о сельской жилой и хозяйственной застройке в России в XII - XVII веках. Но авторы главы Л.Н. Чижикова и О.Р. Рудина почему-то очень мало внимания уделили домам русского типа с трехскатной крышей и светелкой на чердаке. Они рассматривают их в одной группе с домами словенского типа с двухскатной крышей, нависающей на боковые стены.

Однако объяснить, как дома русского типа появились на берегах Белого моря и почему их нет в окрестностях Новгорода на Ильмене, исходя из традиционной концепции (утверждающей, что Беломорье контролировали новгородцы с Ильменя), невозможно. Наверное, поэтому историки и этнографы не обращают внимание на дома русского типа, - их нет в Новгороде. В книге М. Семеновой "Мы - славяне!", изданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге в издательстве "Азбука-классика", есть хороший материал об эволюции дома словенского типа.

Согласно концепции М. Семеновой, первоначальным жилищем ильменских словен была полуземлянка, почти полностью углубленная в землю. Над поверхностью возвышалась только слабо двухскатная крыша, покрытая жердями, на которые укладывался толстый слой дерна. Стены такой землянки были бревенчатыми. Внутри были лавки, стол, лежак для сна. Позднее в полуземлянке появилась глинобитная печь, которая топилась по-черному, - дым шел в землянку и выходил через дверь. После изобратания печи в жилище стало тепло и зимой, можно было уже в землю не закапываться. Дом словен "стал вылезать" из земли на поверхность. Появился пол из тесанных бревен или из плах. В таком доме стало чище и светлее. Со стен и с потолка не сыпалась земля, не надо было сгибаться в три погибели, можно было сделать более высокую дверь.

Думаю, что процесс превращения полуземлянки в дом с двухскатной крышей проходил многие столетия. Но и сегодня словенская изба несет некоторые черты древней полуземлянки, по крайней мере форма крыши осталась двухскатная.

Средневековый дом словенского типа на жилой подклети (по сути двухэтажный). Нередко на первом этаже был хлев - помещение для скота)

Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет. Скорее всего, такие дома придумали еще кельты, которые проникли на Белое море не менее 2 тысяч лет назад. Возможно, на Белом море и в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги, Онеги и верхней Волги жили потомки тех ариев, часть которых ушла в Индию, Иран и в Тибет. Вопрос этот остается открытым, и вопрос этот о том, кто мы, русские, - пришельцы или настоящие аборигены? Когда знаток древнего языка Индии санскрита попал в вологодскую гостиницу и прислушался к говору женщин, то был очень удивлен тем, что вологжанки говорили на каком-то испорченном санскрите, - настолько русский язык оказался похож на санскрит.

Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое (в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар.

Но те древние государства в VIII - XIII веках не имели четких границ: те, кто платил князю дань, тот и считался принадлежащим этому государству. Князья и их дружины кормились, грабя население. По нашим меркам, они были обычными рэкетирами. Думаю, что население частенько переходило от одного такого рэкетира-государя к другому, а в ряде случаев население "кормило" сразу нескольких таких "государей". Постоянные стычки между князьями и атаманами, постоянный грабеж населения в те времена были обычнейшим делом. Самым прогрессивным явлением в ту эпоху было подчинение одним государем всех мелких князей и атаманчиков, подавление их свободы и обложение населения твердым налогом. Таким спасением для русских, угро-финов, кривичей и словен было включение их в состав Золотой Орды. К сожалению, наша официальная история строится на летописях и письменных документах, составленных князьями или под их непосредственным руководством. А им - князьям - подчиняться верховной власти золотоордынского царя было "хуже горькой редьки". Вот и обозвали они это время игом.

Сруб пятистенок – это загородный дом для постоянного проживания, также этот метод применяют для строительства бань. Определяем достоинства и отрицательные стороны этого метода строительства.Существует классический способ строительства деревянного сруба 6х9. Такой дом является четырехугольным строением, у которого посередине есть пятая стена.

Ручная рубка пятистенка – сруб 6х9 с пятой стеной посередине

Достоинства сруба пятистенка

Деревянное строение 6х9 предусматривает дополнительную перегородку, потому что стандартные размеры бревен равны 6 метрам, стена послужит соединением для таких брусков, это некий стандарт, который используют . Этот вид жилья из дерева один из древних, теперь он считается стандартом современных срубов, позволяя создавать разнообразную планировку домов. Строительство такого типа имеет некоторые положительные стороны, которые были оценены нашими предками:

2. Такие дома являются энергоэффективными, наличие пятой стены дает возможность удерживать большее количество тепла, такие свойства отлично подходят для бани из дерева. Этот положительный аспект служил нашим предкам долгое время, такой дом всегда был удобным и теплым.

3. Стоимость такого сооружения будет дороже, но внутренняя отделка позволит сэкономить стройматериал. Стену не требуется дополнительного вмешательства, кроме обработки защитными жидкостями. Рубленая стена выглядит привлекательно, давая возможность оборудовать непредсказуемый интерьер, он станет решением, как для бани, так и для жилого строения. Деревянный дом 6х9 с пятью стенами будет отличным вариантом для домов русского стиля или украинской хаты.

Но сруб дома пятистенок имеет и отрицательные стороны, их необходимо просчитать заранее. Дома из цельных древесных бревен иногда создают с перестенком в качестве декоративного элемента, а также для небольших домов с цельными брусками, считается, что в этих случаях пользы никакой. Такие дополнения вызывают образование ненужных щелей, требующих дополнительного ухода. Увеличивается количество межвенцового утеплителя для прокладывания во всех наружных замках.

Характерный недостаток сруба пятистенка – это ограничения в планировке. Больше такое планирование подходит для бани, заранее уже разделяются помещения, а вот для дополнительных помещений места нет. Отпадает возможность поместить бассейн или комнату отдыха. А в случае строительства бани в два этажа, трудно придумать место для лестницы.


Выйти из положения можно, сделав второй этаж мансардным, перестенок будет присутствовать только в нижней части дома, а мансарду можно распланировать на собственный вкус. Верхний ярус может быть просторной комнатой-спальней или гостевой. Отсюда вывод, пятистенок остается самым востребованным решением, хоть и наделен некоторыми отрицательными качествами, к тому же будет актуальным всегда в данной области строительства.

Как возводится сруб-пятистенок

Чтобы построить деревянное сооружение 6х9 берут круглые бревна или брус, окружность такого материала должна быть в пределах 22-26 см. Учитывая климат региона, выбирают толщину стройматериала. Это не сильно отразится на стоимости сруба, потому что толстые бревна нужны в малом количестве. Ручной вариант деревянного дома-пятистенка является сложным процессом, который следует поручить опытному плотнику, иногда лучше приобрести уже готовый сруб.

Предварительно ошкуренные бревна являются классическим вариантом для строительства. Мастера часто отказываются от оцилиндрованных бревен, снятый защитный слой снижает прочность дома. Хотя, обработанное таким образом дерево, делает его легким в укладке, что подходит для создания очень ровных поверхностей. Нумерация бревен для сруба осуществляется в процессе обработки, что позволяет собрать сруб согласно схеме.

Стена внутри сруба – это переруб, возводят ее параллельно с основными стенами с остатком, бревна немного должны выступать за пределы основных стен. Это позволит беречь тепло, деревянный дом надежно защищен от холода.

Верная последовательность возведения сруба:

Укладка гидроизоляции на заранее созданный и подготовленный фундамент, где размещают начальный венец. Тут пригодятся прочные и толстые бревна, низ которых стесан до ровного состояния.

Затем укладывают остальные пронумерованные части, соединение которых называется «в чашу» или «в охлоп». Первое название подразумевает строить сруб бани пятистенок с образованием полукруглой выемки в начальном брусе снизу, а потом сверху. Второй вариант более надежный, он предусматривает непопадание снега или дождевой воды внутри соединения.

Скреплять бревна необходимо только деревянными нагелями, их вставляют в необходимые отверстия. Каждый слой венца перекладывается утеплительными материалами. После того, как сруб полностью готов, он должен пройти процесс усадки, после чего можно возводить крышу и приступать к отделочным работам.

Такой сруб, как баня пятистенок 6х9 – это вариант возведения надежного строения, с теплыми и уютными помещениями. Такие деревянные дома позволят фантазировать с отделкой, хотя это вариант классического дома из дерева.