Й мировой. Начало первой мировой войны

Хотим представить вам список из 11 военных автомобилей времён 1-й мировой войны, произведённых до 1918 года, в это число вошли боевые машины, бронированные автомобили и бронетранспортеры. В своём большинстве эти машины прошли 1-ю мировую войну, которая началась 28 июля 1914 года и окончилась 11 ноября 1918 года.

11. Бронеавтомобиль Гарфорд - Путилов

Гарфорд - Путиловский броневики были одним из видов бронированной боевой машины, которые производились в России в эпоху Первой мировой войны.
Хотя Путиловец был очень прочным и надёжным аппаратом, на самом деле был не вполне пригодным. С его огромным весом в 11 тонн, он имел всего навсего 30 л/сил и имел максимальную скорость 15 км/ч. И сам дизайн броневика был слишком громоздким, были очень ограничены внедорожные возможности.

10. Эрхардт E-V/4


EV/4 Эрхардт был одним из первых высоких бронированных немецких автомобилей, которые использовались вплоть до начала Второй мировой войны для внутренней полиции Германии. Авто весил почти 9 тонн, при этом в нем одновременно могли находиться до девяти человек и до трёх пулемётов.

9. Бронеавтомобиль Остин.


Остин был произведён в Британии во время Первой мировой войны. Но был на вооружении российской армии, как во время войны с Германией, так и во время Гражданской войны.

8. Büssing A5P


Büssing A5P был бронированным автомобилем, произведенным в Германии в годы Первой мировой войны, производство A5P началось в 1916 году и производилось в ограниченном количестве. Броневик работал на 6-цилиндровом двигателе грузовиков Büssing. У него был огромный бронированный стальной корпус и вмещал 10 человек экипажу, 6 из них управляли тремя пулемётами 7,92 -мм МГ 08 или MG 15. На некоторые устанавливали 20 мм пушки.
A5P служил на Восточном фронте до 1917 года.

7. Бронеавтомобиль Джеффри-Поплавко


Пулемётный бронеавтомобиль Русской императорской армии. Является первым полноприводным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Создан на базе полноприводного грузового автомобиля Jeffery Quad 4017 производства американской фирмы Thomas B. Jeffery Company. Проект бронеавтомобиля разработан командиром 26-го АПВ штабс-капитаном Виктором Поплавко. Всего за 1916-1917 годы Ижорским заводом был собран 31 серийный бронеавтомобиль, ограниченно применявшийся частями Русской императорской армии в ходе Первой мировой войны и обеими противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны

6. Бронеавтомобиль Lanchester


Бронеавтомобиль Lanchester был британскийм бронеавтомобилем произведённым в годы Первой мировой войны. В 1914 году Lanchester был вторым самым многочисленным автомобилем на вооружении армии после Rolls-Royce. Первоначально он был разработан для поддержки военно-воздушных сил для спасения сбитых пилотов.

5. Бронеавтомобиль Rolls-Royce, 1914 год


Этот британский бронеавтомобиль разработан в 1914 году и использовался в Первой мировой войне и в начале Второй мировой войны. Rolls-Royce в основном использовался на ближневосточном фронте. Автомобиль был модернизирован в 1920 году и в 1924 году, в результате чего были созданы Rolls-Royce 1920 Pattern и Rolls-Royce 1924 Pattern . В 1940 году 34 транспортных средств, которые служили в Египте в 11-м гусарском полку были сильно изношены и их заменили на Rolls-Royce с несущим противотанковым ружьем, 0,303-дюймовым Брен-пулеметом и дым-гранатометами.

4 . Charron, Girardot et Voigt, 1902 год


Charron, Girardot et Voigt 1902 года был французским бронеавтомобилем, разработанный грузинским инженером Михаилом Накашидзе в 1902 году. Он был оснащен пулеметом Hotchkiss, и с 7 мм броней для наводчика, скорость автомобиля составляла около 50 км/ч.

3. Бронеавтомобиль Дэвидсон


Один из первых американских бронеавтомобилей был построен в 1915 г. тридцатью кадетами Северо-западной Военной Академии (Хайленд Парк, штат Иллинойс) под руководством полковника Рояла Дэвидсона больше для демонстрации военной мощи Америки. Эта машина создавалась на шасси обычного коммерческого автомобиля Cadillac с колесной формулой 4х2, путем установки на него бронекорпуса, лобовая часть которого имела рациональный угол наклона. Экипаж машины, называемой теперь Davidson-Cadillac 1915 Armored Car состоял из трех человек. В передней части размещался водитель, над головой которого, для лучшего обзора, был сделан купол. В средней части корпуса, размещался пулемет Browning M1895 прикрытый 5-мм бронещитом, который обслуживали два человека. В бортах корпуса были выполнены вырезы для ведения стрельбы из личного оружия (пистолета или винтовки).

2. Симмс Мотор Уор Кар, 1899 год


Симмс Мотор Уор Кар был первым в мире реальным броневиком. Он был спроектирован и построен британским изобретателем Симмсом в 1899 году. Машина имела броню Vickers толщиной в 6 мм и был приведен в действие четырьмя цилиндрами 3.3-литровым, 16 л.с. двигателем. Максимальная скорость около 14,5 км / час. Силовой агрегат помещался в центральной части шасси рядом с водителем, который наблюдал за дорогой при помощи системы зеркал. По первоначальному замыслу бронеавтомобиль с экипажем из 12 человек предполагалось оснастить двумя поворотными башнями спереди и сзади и еще одним пулеметом среднего расположения, но единственный опытный образец получил два станковых пулемета «Максим» калибра 7,69 мм. С окончанием войны в Южной Африке британское военное ведомство потеряло интерес к работам Сим-мса и его проекты были забыты.

1. Бронированный Квадрицикл, 1898 года


Это был легкий квадрицикл фирмы «Бистон Мотор Сайкл» (Beeston Motor Cycle) с одноцилиндровым 1,5-сильным мотором «Де Ди-он» (De Dion) и пулеметом «Максим» (Maxim), установленным на месте переднего пассажира. Для испытаний его отправили на англо-бурскую войну. Также был оснащен железным щитом в передней части автомобиля для защиты водителя.

Является одной из самых длительных и значительных войн в истории, которая характеризуется огромными кровопролитиями. Она протекала больше четырёх лет, интересно то, что в ней принимали участие тридцать три страны (87% населения планеты), которые имели на то время

Начало Первой мировой войны (дата начала - 28 июня 1914 года) дало толчок к формированию двух блоков: Антанты (Англия, Россия, Франция) и (Италия, Германия, Австрия). Война началась в результате неравномерного развития капиталистической системы на этапе империализма, а также вследствие англо-германского противоречия.

Причины начала первой мировой войны можно выделить следующие:

2. Несовпадение интересов России, Германии, Сербии, а также Великобритании, Франции, Италии, Греции и Болгарии.

Россия стремилась получить доступ к морям, Англия - ослабить Турцию и Германию, Франция - вернуть Лотарингию и Эльзас, в свою очередь, Германия имела цель захватить Европу и Ближний Восток, Австро-Венгрия - контролировать движения судов в море, а Италия - получение господства на Юге Европы и в Средиземном море.

Как указано выше, принято считать, что начало Первой мировой войны приходится на 28 июня 1914 года, когда в Сербии убили прямого наследника престола Франца. Заинтересованная в развязке войны Германия подстрекала венгерское правительство предъявить ультиматум Сербии, которая якобы посягала на её суверенитет. Данный ультиматум совпал с массовыми забастовками в Петербурге. Именно сюда прибыл президент Франции, чтобы подтолкнуть к войне Россию. В свою очередь, Россия советует Сербии выполнить ультиматум, однако уже 15 июля Австрией была объявлена война Сербии. Это и было начало Первой мировой войны.

В то же время была объявлена мобилизация в России, однако Германия потребовала отменить данные меры. Но царское правительство отказалось выполнять это требование, поэтому 21 июля Германией была объявлена России война.

Уже в ближайшие дни в войну вступают основные государства Европы. Так, 18 июля в войну вступает Франция - главный союзник России, а затем и Англия объявляет войну Германии. Италия посчитала нужным объявить нейтралитет.

Можно сказать, что война мгновенно становится общеевропейской, а позже и мировой.

Начало Первой мировой войны можно характеризовать нападением германских войск на армию Франции. В ответ на это Россия вводит две армии в наступление для захвата Это наступление начиналось успешно, уже 7 августа российская армия одержала победу в сражении под Гумбинемом. Однако вскоре армия России попала в ловушку и была разгромлена немцами. Так была разрушена лучшая часть российской армии. Остальная часть была вынуждена отступать под давлением противника. Следует сказать, что данные события помогли французам разгромить немцев в сражении на р. Марне.

Необходимо отметить роль в ходе войны. В 1914 в Гилиции происходили крупные сражения между австрийскими и русскими частями. Битва шла двадцать один день. В первое время русская армия очень трудно выдерживала напор противника, однако вскоре войска перешли в наступление, и австрийским войскам пришлось отступать. Таким образом, Галицийская битва закончилась полным разгромом австро-венгерских войск, и до конца войны Австрия не смогла отойти от такого удара.

Таким образом, начало Первой мировой войны приходится на 1914 год. Она длилась четыре года, в ней приняли участие 3/4 части населения Земли. Вследствие войны исчезли четыре великие империи: Австро-Венгерская, Российская, Германская и Османская. Было потеряно почти двенадцать миллионов человек, с учётом мирных жителей, пятьдесят пять миллионов были ранены.

Асы 1-й мировой войны: системы подсчета воздушных побед

Практически во всех странах мира среди летчиков особым уважением пользуются люди, носящие (пусть и неофициальное) звание «ас». Этим термином определяют лучших, самых умелых пилотов, и каждый летчик изо всех сил стремится добиться этого почетного звания.
Название ас по отношению к военным летчикам впервые появилось во французских газетах во время 1-й мировой войны - в 1915 году. Этот термин ввели французские журналисты; именно они прозвали «тузами» (а в переводе с французского слово «as» означает «туз») пилотов, добившихся нескольких воздушных побед. Поначалу асами называли летчиков, одержавших три победы, но вскоре для получения этого титула стало необходимым уничтожение уже пяти вражеских самолетов. Те же из летчиков, кто добивался особенно впечатляющих результатов, становились в своих странах настоящими национальными героями. Поэтому неудивительно, что победы, одержанные тем или иным пилотом, становились предметом гордости и фактором, подтверждающим его высокую квалификацию как лётчика - истребителя. Первым стали называть асом легендарного французского летчика Ролана Гарро, который впервые в истории установил на своем самолете курсовой пулемет и одержал при его помощи 3 подтвержденные и 2 вероятные победы.

Понятие ас быстро вошло в обиход. Все страны-участницы 1-й мировой войны хотели иметь своих героев, и летчики-истребители подходили для этой роли как нельзя лучше. Сначала пилоты сами вели счет своих побед, но вскоре был начат их официальный учет и были разработаны специальные правила для признания каждой победы. В годы 1-й мировой войны асом мог стать не только пилот истребителя, но и стрелок-наблюдатель (первоначально даже существовало два разных термина: летчик-ас и воздушный ас). Наравне со сбитыми вражескими самолетами засчитывались также уничтоженные аэростаты и дирижабли. Например, такие асы, как американец Фрэнк Люк, (21 победа), бельгиец Вилли Коппенс (37 побед), немец Фритц фон Рот (28 побед), были специалистами именно по уничтожению аэростатов и дирижаблей.
Разумеется, при определении числа побед асов то и дело допускались ошибки и неточности. Ведь летчики сражались на высоте нескольких тысяч метров, часто над облаками, и не всегда могли с уверенностью утверждать, что вражеский самолёт, получивший попадания, упал и разбился. Ведь пилот пораженного самолета мог просто сымитировать штопор, чтобы выйти из-под смертельной атаки; а затем - выравнивал машину и улетал домой: пусть не победителем, но хотя бы живым. Уследить за этим в сумятице боя было невозможно – если победитель будет сопровождать взглядом побежденного до самой земли, его самого могут сбить. Именно из-за этих трудностей в определении «победа – не победа» в воюющих странах были разработаны правила подтверждения воздушных побед, которые во многом значительно различались между собой.

Страны Антанты

Великобритания


Британские победы наиболее трудно поддаются подтверждению. Концепция английской воздушной войны предполагала перенос боевых действий за линию фронта противника, поэтому около 90% воздушных боёв проходило над занятой немцами территорией, что значительно затрудняло подтверждение победы.
В британских ВВС победа считалась подтвержденной, если пораженный вражеский самолёт был замечен падающим в пламени, если он разваливался в воздухе или лётчик выпрыгнул из своей машины; желательно было, чтобы это подтвердил кроме победителя ещё кто-нибудь. В таком случае победу, как правило, засчитывали. Так же засчитывали на боевой счет летчика победу (если были свидетели), в случаях, когда штопорящий или пикирующий вражеский аэроплан был замечен врезавшимся в землю. Однако часто, когда не было уверенности, что подобный самолёт точно не вышел из пике, победу засчитывали как вероятную.
Вообще в британских ВВС существовало наибольшее число категорий побед; в этом плане у англичан была очень «разветвленная» система учета. Самой надежной, подтвержденной, считалась категория Destroyed («уничтожен»). Она имела подкатегории Crash (если наблюдался удар самолета об землю), Broken Up (самолет разрушился в воздухе) и Destroyed in Flames («уничтожен в огне» - если противник загорелся). Категория «вероятные победы» включала в себя подкатегории Out Of Control («потерял управление»), т.е. «вроде бы сбит, но падения никто не видел», Drived Down («ушел со снижением») и Forced То Land («принуждён к посадке»). Причем «принужденные к посадке» шли в зачет только в случае последующего уничтожения самолета наземными войсками или пленения аэроплана. В этом случае самолет указывался как Captured («захваченный»).
Часто случалось так, что победу одерживали в группе, когда вражеский аэроплан расстреливали сразу несколько летчиков; в таком случае каждому из участников записывалось по победе (но на счет эскадрильи записывалась только одна победа). Но этому правилу следовали не всегда. В некоторых случаях победы записывали не всем участникам боя, а одному или нескольким летчикам, внесшим максимальный вклад.
Победы, одержанные экипажами разведчиков и бомбардировщиков, записывались следующим образом: летчик получал все победы, а летнаб (воздушный наблюдатель) только то, что сбил сам. При этом следует отметить, что подобная практика была исключительной особенностью Королевской авиации, во всех остальных странах и летчику и стрелку засчитывали одни и те же победы.
Таким образом (для примера), счет пилота Королевского лётного корпуса мог выглядеть следующим образом: предположим, пилот одержал 7 реальных (Destroyed) побед и еще 3 аэроплана от его огня «потеряли управление» - общий счет британца составлял в этом случае 10 побед.
Интересно, что британское командование, хоть и отражало в сообщениях с фронта большинство воздушных боев и зафиксированных побед, никогда не приводило при этом конкретные победы конкретных пилотов. Британское командование вообще считало, что официальная система подтвержденных побед не нужна, так как все летчики стараются изо всех сил, и победа – лишь дело везения. В результате такого отношения сложилась ситуация, когда слава французских и немецких пилотов гремела по обе линии фронта, британцы же ничего не знали о своих героях. И лишь в 1918 году после громкого скандала, устроенного возмущенными английскими журналистами по данному поводу, командование наконец-то обнародовало список британских асов и рейтинг их побед.

Франция


Во Франции использовалась более строгая система учета побед. Каждая заявка на победу должна была быть рассмотрена и утверждена в высших инстанциях Франции. Сбитыми у французов считались аэропланы, упавшие на своей территории, либо за линией фронта, но лишь в том случае, если их падение подтверждалось «независимыми свидетелями», и при этом самолёты противника загорались, разламывались на куски или разбивались о землю. Лишь при этих условиях сбитые аэропланы могли быть записаны на боевой счёт летчиков как подтвержденные победы. Во всех остальных случаях поражение вражеских аэропланов признавалось как вероятная победа, но они в статистике не учитывались.
Французы так же, как и англичане признавали групповую победу. И если 2 - 3 французских пилота одновременно претендовали на уничтожение вражеской машины, победу засчитывали каждому из них (хотя на счету эскадрильи появлялся только один сбитый самолёт).
Если продолжить пример учета счетов асов стран Антанты, то французский пилот, в отличие от пилота британских ВВС, одержавший 7 подтвержденных и еще 3 вероятных победы, числился асом только с 7-ю победами, а не с 10-ю, как англичанин.

Другие страны Антанты


Французская система была самой распространенной на фронтах 1-й мировой. Безо всякого изменения ее использовали бельгийские и румынские летчики. Слегка модифицированные варианты французской системы применялись и Италии – там победы не делили на достоверные и вероятные (правдоподобные); они либо были, либо нет. Что касается России, то здесь царит полная неясность: некоторые исследователи утверждают, что в русских ВВС использовалась французская система, модифицированная по-итальянски, однако в целом ряде работ в подсчетах рейтинга русских асов фигурируют как подтвержденные, так и вероятные победы, что указывает на применение в России именно чистой французской системы.

Соединенные Штаты вступили в войну позже всех; при создании своих ВВС американцы пользовались в основном французским опытом, тем более что первая американская боевая эскадрилья была переведена из состава французской армии. Поэтому и в деле подтверждения побед они следовали тем же стандартам.
Однако летчики из новоприбывших в Европу американских эскадрилий очень быстро заметили разницу между ростом своих боевых счетов и тем, что записывалось в актив их британским коллегам. В общем, уже через месяц после прибытия на войну американские летчики перешли на более выгодную для них английскую систему, и количество американских «засчитанных побед» сразу начало расти, как на дрожжах…

Страны Тройственного союза

Австро-Венгрия


Авиация Австро-Венгерской империи использовала слегка модифицированную французскую систему подсчета побед. Как и у французов, у австрийцев сбитыми считались аэропланы, упавшие как на своей территории, так и за линией фронта, но если их падение подтверждалось свидетелями, и при этом самолёты противника загорались, разламывались на куски или разбивались на земле. Отличие заключалось в том, что австрийцы не признавали вероятных побед; они учитывали только достоверные победы. Еще одним отличием было то, что австрийцы всегда засчитывали как победу «принужденного к посадке», вне зависимости оттого, на чьей стороне фронта приземлилась подбитая машина.

Германия


Самой жесткой была система, принятая в Германии. В германской авиации всегда очень педантично относились к подтверждению заявок лётчиков на воздушные победы, поэтому у немцев были свои особенности системы подтверждения побед. Поскольку их тактикой было ведение оборонительной войны по защите воздушного пространства позади своей линии фронта, лишь эпизодически появляясь над территорией союзников (скажем, для атаки наблюдательных аэростатов), то это приводило к тому, что в основном их жертвы падали на территорию, занятую германскими войсками. Поэтому обломки могли быть найдены, либо с мёртвым или раненым экипажем или с живыми лётчиками, тут же попадавшими в плен. Помимо того, немцам обычно не нужно было слишком экономить горючее, в то время как пилоты Антанты зачастую выходили из боя, торопясь к своей линии фронта, пока у них полностью не закончилось топливо. По такой "показавшей хвост" машине била меткая немецкая очередь, и германский пилот мог спокойно заметить место падения врага, и даже сесть рядом со своей жертвой. Таким образом, этот аспект подтверждения побед был у германцев значительно проще, чем у авиаторов союзников. Многие пилоты отличались страстью к собиранию сувениров, снятых со сбитых ими самолётов, скажем, серийных номеров, которые заканчивали свой путь на стене комнаты победителя.
Тем не менее, жёсткие германские правила обязывали каждого пилота, подающего заявку на победу, подтверждать её или обломками жертвы, или достоверным свидетельством либо летевшего с ним другого лётчика, либо наземных наблюдателей. Также были трудности, если, скажем, 3 пилота заявляют о победах, хотя найдены обломки лишь 2 самолётов, и нужно было принять решение, кому, в конце концов, записать эти победы. О групповых же победах в германской авиации не могло идти и речи. Так, если два пилота одержали групповую или спорную победу, решение было в пользу того, кто приводил более убедительные доводы. Впрочем, надо признать, что в первое время признавались и коллективные победы. В 1915-1916 гг. в ряде случаев, когда 2 - 3 пилота подавали заявки на победу, она им засчитывалась, в то время как реально был сбит только один самолёт союзников. Однако с введением системы индивидуальных побед эти случаи подлежали пересмотру, так как для получения высшей награды Германии – ордена «Pour le Merite» (знаменитого «Голубого Макса») требовалась идентификация лишь «чистых» побед – ведь право на получение ордена давало только определенное количество побед (поначалу 7, впоследствии – 15).
Так как многие воздушные бои проходили вблизи или прямо над линией фронта, зачастую подбитый вражеский самолет планировал вниз и совершал аварийную посадку (или разбивался) на своей территории. В этих случаях германское командование победу своему летчику, как правило, не засчитывало, так как были высоки вероятность выживания вражеского пилота и восстановления поврежденного аэроплана. Но победа все же записывалась на счет пилота-победителя, если подбитый самолет садился в зоне действия германской артиллерии и уничтожался артиллерийским огнем, либо сжигался своим пилотом.

Турция


Турецкая авиация использовала немецкую систему подсчета побед, получив ее «в довесок» к командированным в Османскую империю немецким летчикам. То есть в турецких ВВС тоже действовало твердое правило: «один сбитый самолет - один летчик-победитель». Победу же, одержанную в группе, записывали кому-то одному из пилотов, участвовавших в бою - по выбору летчиков или командования.
В полном объеме все вышеизложенные правила действовали не с самого начала воздушной войны, а только после введения соответствующих стандартов, в некоторых странах - неписаных. В Великобритании это произошло весной 1916-го, во Франции и Германии-в конце 1915-го, а в остальных странах - примерно летом 1916 года. До того англичане и французы засчитывали все победы, включая и «правдоподобные», а в Германии и России, в противоположность этому, не засчитывали самолеты, упавшие за линией фронта, даже если их падение отлично наблюдалось.

Асы и статистика


Многочисленные воздушные битвы 1-й мировой войны породили немалое количество асов во всех участвовавших в войне странах (сегодня известно 1860 имен). За четыре года воюющими государствами были проведены около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8.073 самолета, огнем с земли было уничтожено еще 2.347 самолетов. Важную роль в войне играли и бомбардировщики. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27.000 тонн бомб, английская и французская – более 24.000. Поэтому в конце войны наиболее ожесточенные бои разворачивались как раз вокруг этих бомбовозов.
Интересно, что французская и британская системы подсчета побед оказались довольно несовершенными и привели к значительному завышению победных счетов многих асов. Так, по собственным заявкам на победы англичане претендовали на 8.100 сбитых самолетов противника, а французы – на 7.000. Немцы же потеряли в воздушных боях только 2.138 самолетов; еще около 1.000 машин (в основном разведчиков и бомбардировщиков) не вернулось из вылетов на территорию противника, но как они погибли - неизвестно.
Не более 500 машин потеряла так же Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Ничего себе – расхождение: при заявленных 15.000 побед реальными явились только 3.500! Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25. С другой стороны германскими пилотами-истребителями было заявлено почти 6.000 побед (точнее – 5.973), большая часть которых была действительно подтверждена обломками сбитых машин (ведь немцы в основном предпочитали драться над своей территорией).


Среди стран Антанты самыми успешными асами считаются французы. Так, во французских ВВС в 1-ю мировую 52 летчика сбили не менее 10 самолетов каждый. Всего же французские асы уничтожили за время войны 908 машин противника. Сильнейший представитель французской школы воздушного боя стал капитан Рене Поль Фонк (одержал 75 побед). Однако настоящим национальным героем Франции стал не расчетливый и чванливый Фонк, а отважный до безрассудства капитан Жорж Гинемер, на счету которого числилось 54 победы. Третье место в списке лучших французских асов занял «Гусар смерти» - лейтенант Шарль Ненжессер (43 победы).
Следующими по результативности среди ВВС западных союзников шли британские авиаторы. К ним тогда относились помимо самих англичан и выходцы из других стан, входивших в Британскую империю: канадцы, австралийцы, новозеландцы, представители некоторых африканских государств. По индивидуальному мастерству они ни чем не уступали французам. Так, на счету ирландца майора Эдварда Маннока 73 сбитых самолета, англичанина майора Вильяма Бишопа - 72, канадца майора Раймонда Коллишоу - 60. Что касается общих достижений британских асов: только 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, уничтожив при этом 681 самолет. А если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британскую империю, то результат еще более весом. Так, 18 самых результативных летчиков Британской империи одержали более 35 побед каждый, сбив в общей сложности 881 самолет.
В ВВС США стали асами 10 пилотов, которые уничтожили вместе 142 вражеских самолета. Но американские летчики сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет асов США более весом - 293 сбитых самолета. Сильнейшим среди американцев был пилот капитан Эдвард Рикенбакер, который выиграл 26 воздушных поединков. Второе и третье место принадлежат Вильяму Ламберту (22 победы) и Фрэнку Хэйлу (18 побед) – оба воевали в составе британских ВВС.
В число асов Антанты вошли и 10 итальянских летчиков, имевших каждый более 10 побед; вместе они уничтожили 193 самолета. Всего же в итальянских ВВС выросло 42 аса, одержавших в общей сложности 392 победы. Самым результативным среди них был майор Франческо Баракка, одержавший 34 воздушные победы. Второе и третье место занимают Сильвио Скарони (26 побед) и Пьетро Руджеро Пиччио (24 победы).
Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых уничтожили более 10 самолетов противника каждый (общий их счет – 58 побед). Лидером этой тройки был лейтенант Вилли Коппенс, одержавший 37 побед; за ним следовали Андре Мелемеестер (11 побед) и Эдмонд Тиффри (10 побед).
Список русских асов 1-й мировой войны был гораздо скромнее, чем у французов, англичан или немцев, но этому есть определенные причины. Русские асы имели меньше побед, чем французские или немецкие лётчики, так как они воевали в более трудных условиях и на худших самолётах с более слабым вооружением. Да и численность авиации всех сторон на Восточном фронте была незначительной, что делало воздушные схватки относительно редким явлением. Несмотря на все это русские лётчики добились определенных успехов: из 150 лётчиков – истребителей, имевшихся в России, асами стали 26 пилотов; они уничтожили в общей сложности 188 самолётов противника. Правда, из-за неясности с системой подсчета побед сегодня очень сложно составить правильный рейтинг российских асов. В России была принята французская система, однако в разных источниках дается разный подсчет: в некоторых указывается деление на подтвержденные и вероятные, в других же все они «валятся в одну кучу», да еще с явным завышением цифр – видимо, из ложно понимаемого патриотизма. Тем не менее, даже в этих весьма туманных условиях можно точно назвать двух лучших асов России. Наибольшее количество сбитых вражеских самолетов было на счету у штабс-капитана А.Казакова - 17 официально подтвержденных побед (с неофициальными - 32). Вторым в списке русских асов шел капитан французской армии Павел Аргеев (15 побед), который сбил 6 вражеских самолетов на Восточном фронте, и еще 9 – во Франции, куда перебрался после революции в России. А вот третьим в списке лучших российских асов, на мой взгляд, стоит прапорщик Григорий Сук, на счету которого было 10 официально подтвержденных побед (+ 2 вероятные). Правда, некоторые исследователи на третье место ставят морского летчика Александра Прокофьева-Северского, имевшего 12 побед, но если исходить из французской системы, в которой вероятные (неподтвержденные) победы не учитывались, это вряд ли является правильным. У Прокофьева-Северского на счету были только 2 официальные победы, остальные же 10 являлись вероятными…


Что касается асов Тройственного союза, то наибольших успехов в боях добились немецкие летчики. Так, в германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Они вместе уничтожили 3.270 машин противника. Подавляющее большинство исследователей считают, что и личное первенство осталось за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном, который одержал 80 подтвержденных побед. Сразу за Рихтгофеном в списке лучших асов кайзеровской авиации идет обер-лейтенант Эрнст Удет (62 победы), третье место занимает обер-лейтенант Эрнст Левенхардт (54 победы).
Неплохо показали себя и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгерской империи. Так, 14 австрийских асов, имевших по 10 и более побед, сбили вместе 260 аэропланов, а на общем счету всех 49 асов Австро-Венгрии числится 477 уничтоженных самолетов. Лучшим среди австрийских асов стал поляк гауптман Годвин Брумовски, одержавший 35 подтвержденных воздушных побед. За ним шел чех унтер-офицер Юлиус Ариги (32 победы). Третьим из самых удачливых асов империи был австриец обер-лейтенант Бенно Фиала, одержавший 28 подтвержденных побед.
А вот турецкие ВВС отличались слабостью и не смогли сыграть серьезную роль в воздушной войне. В турецкой авиации было всего 4 аса, и все они являлись немцами, присланными в Турцию для поддержки. Лучшим из них был Ганс Шюц, одержавший в составе турецких ВВС 10 побед. Ганс-Иоахим Буддеке и Эмиль Майнике одержали под знаком полумесяца по 6 побед, а Теодор Якоб Кронайс – 5.

Первая Мировая война стала самым крупным военным конфликтом первой трети ХХ века и всех войн, происходивших до этого. Так когда началась Первая Мировая война и в каком году закончилась? Дата 28 июля 1914 года – начало войны, а ее окончание – 11 ноября 1918 года.

Когда началась первая мировая война?

Началом Первой Мировой стало объявление войны Австро-Венгрией Сербии. Поводом к войне послужило убийство наследника австро-венгерской короны националистом Гаврилой Принципом.

Говоря кратко о Первой Мировой войне, следует отметить, что основная причина возникших боевых действий - завоевание места под солнцем, желание управлять миром при возникшем балансе сил, возникшие англо-германские торговые барьеры, достигшее абсолюта такое явление в развитии государства как экономический империализм и территориальные притязания одних государств к другим.

28 июня 1914 года серб боснийского происхождения Гаврило Принцип убил в Сараево эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, начав главную войну первой трети ХХ века.

Рис. 1. Гаврило Принцип.

Россия в Первой Мировой

Россия объявила о мобилизации, готовясь к защите братского народа, чем навлекла на себя ультиматум от Германии о прекращении формирования новых дивизий. 1 августа 1914 года Германией было декларировано официальное объявление войны России.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

В 1914 году военные действия на Восточном фронте велись в Пруссии, где стремительное наступление российских войск было отброшено контрнаступлением немцев и разгромом армии Самсонова. Наступление в Галиции было более эффективным. На Западном фронте ход военных действий был более прагматичным. Немцы через Бельгию вторглись во Францию и форсированными темпами двигались на Париж. Только в Битве на Марне наступление удалось остановить силами союзников и стороны перешли к продолжительной окопной войне, затянувшейся вплоть до 1915 года.

В 1915 году в войну на стороне Антанты вступила бывшая союзница Германии - Италия. Так был образован юго-западный фронт. Бои развернулись в Альпах, дав старт горной войне.

22 апреля 1915 года в ходе битвы при Ипре немецкие солдаты применили против сил Антанты отравляющий газ хлор, что стало первой газовой атакой в истории.

Подобная мясорубка случилась и на Восточном фронте. Защитники крепости Осовец в 1916 году покрыли себя неувядаемой славой. В несколько раз превосходящие русский гарнизон немецкие силы так и не смогли взять крепость после минометно-артиллерийского огня и нескольких штурмов. После этого была применена химическая атака. Когда немцы, шагая в противогазах сквозь дым, считали, что в крепости не осталось живых, на них выбежали, кашляя кровью и замотанные в разное тряпье, русские солдаты. Штыковая атака оказалась неожиданной. Во много раз превосходящий числом противник был отброшен окончательно.

Рис. 2. Защитники Осовца.

В битве на реке Сомма в 1916 году британцами во время атаки впервые были применены танки. Несмотря на частые поломки и невысокую точность, атака несла больше психологический эффект.

Рис. 3. Танки на Сомме.

Дабы отвлечь немцев от прорыва и оттянуть силы от Вердена, русскими войсками было спланировано наступление в Галиции, итогом которого должна была стать капитуляция Австро-Венгрии. Так произошел «Брусиловский прорыв», который хотя и перенес линию фронта на десятки километров на запад, но основной задачи так и не решил.

На море между британцами и немцами в 1916 году произошло генеральное сражение возле полуострова Ютланд. Германский флот намеревался прорвать морскую блокаду. В сражении приняли участие более 200 кораблей с перевесом англичан, однако в ходе битвы победителя не выявилось, а блокада продолжилась.

На стороне Антанты в 1917 году вступили США, для которых вступление в мировую войну на стороне победителя в самый последний момент стало классикой. Германским командованием от Ланса до реки Эна была возведена железобетонная «Линия Гинденбурга», за которую немцы отступили и перешли к оборонительной войне.

Французским генералом Нивелем был разработан план контрнаступления на Западном фронте. Массированная артподготовка и атаки на разных участках фронта не дали желаемого эффекта.

В 1917 году в России в ходе двух революций к власти пришли большевики, которыми был заключен позорный сепаратный Брестский мир. 3 марта 1918 года Россия вышла из войны.
Весной 1918 года немцы предприняли последнее, «весеннее наступление». Они намеревались прорвать фронт и вывести Францию из войны, однако, численный перевес союзников не дал им это сделать.

Экономическая истощенность и рост недовольства войной вынудили Германию сесть за стол переговоров, в ходе которых в Версале был заключен мирный договор.

Что мы узнали?

Несмотря на то, кто с кем воевал и кто победил, история показала, что окончание Первой Мировой войны не решило всех проблем человечества. Битва за передел мира не закончилась, союзники не добили Германию и ее союзников окончательно, а лишь экономически истощили, что и повлекло подписание мира. Вторая Мировая война была лишь вопросом времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 354.

Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй и, как следствие, к волне революций – Великая война. В 1914 году Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну, в жестокое противостояние на нескольких театрах боевых действий. В войну ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря. Трагическое крушение государственной системы Российской империи перевернуло вековой уклад жизни всех без исключения слоев общества. Череда войн и революций, подобно взрыву колоссальной мощности, разбила мир русской материальной культуры на миллионы осколков. История этой катастрофической для России войны, в угоду идеологии воцарившейся в стране после Октябрьской революции рассматривалась как исторический факт и то, как война империалистическая, а не война «За веру, Царя и Отечество».

И сейчас наша задача - возрождения и сохранения памяти о Великой войне, о ее героях, о патриотизме всего русского народа, о его моральных и духовных ценностях, и его истории.

Вполне возможно, что мировая общественность будет достаточно широко отмечать 100-летие с начала Первой мировой войны. И скорее всего роль и участие Русской армии в Великой войне начала ХХ века как и история Первой Мировой войны сегодня окажутся забытыми. В целях противодействия фактам искажения отечественной истории РОО «Академия русской символики «МАРС» открывает мемориальный народный проект посвященный 100-летию Первой Мировой войны.

В рамках проекта мы постараемся с помощью газетных публикаций, фотографий времен Великой войны объективно осветить события 100-летней давности.

Два года назад был запущен народный проект «Осколки Великой России» основная задача которого – сохранение памяти о историческом прошлом, об истории нашей страны в предметах ее материальной культуры: фотографиях, открытках, одежде, знаках, медалях, предметах быта и обихода, всевозможных житейских мелочах и прочих артефактах, которые составляли неотъемлемое окружение граждан Российской империи. Формирование достоверной картины повседневной жизни Российской империи.

Происхождение и начало великой войны

Вступая во второе десятилетие XX века, европейское общество находилось в тревожном состоянии. Обширные слои его испытывали крайнюю тягость военной повинности и военных налогов. Было выяснено, что к 1914 году расходы крупных, держав на военные нужды доросли до 121 , миллиардов, причем они поглощали около 1/12 всего дохода, получаемого от богатства и работа населения культурных стран. Европа хозяйничала явно в убыток себе, обременяя расходом на истребительные средства все другие виды заработка и прибыли. Но в то время, когда, казалось, большинство населения всеми силами протестует против возрастающих требований вооруженного мира, известные группы желали продолжения или даже усиления милитаризма. Таковы были все поставщики на армию, флот и крепости, железоделательные, сталелитейные и машинные заводы, выделывавшие орудия и снаряды, занятые в них многочисленные техники и рабочие, а также банкиры и владетели бумаг, кредитовавшие правительство при снаряжении. Мало того, руководители этого вида промышленности в такой мере вошли во вкус громадных барышей, что стали добиваться настоящей войны, ожидая от неё еще больших заказов.

Весной 1913 года депутата рейхстага Карл Либкнехт, сын основателя социал-демократической парии, разоблачил происки сторонников войны. Оказалось, что фирма Круппа систематически подкупает служащих в военном и морском ведомствах, чтобы узнавать тайны новых изобретений и привлекать к себе заказы правительства. Оказалось, что французские газеты, подкупленные директором немецкой ружейной фабрики Гонтардом, распространяли ложные слухи о французских вооружениях, чтобы вызвать у германского правительства желание приняться за новые и новые вооружения в свою очередь. Выяснилось, что есть международные компании, которые извлекают выгоду из поставок оружия различным государствам, даже враждующим между собой.

Под давлением тех же заинтересованных в войне кругов правительства продолжали свои вооружения. В начале 1913 г. почти во всех государствах произошло увеличение кадров действующей армии. В Германии решили довести цифру до 872.000 солдат, причем рейхстаг дал на содержание прибавочных частей единовременный взнос в 1 миллиард и ежегодный новый налог в 200 миллионов. По этому поводу в Англии сторонники воинственной политики заговорили о необходимости ввести всеобщую воинскую повинность для того, чтобы Англия могла сравняться с сухопутными державами. Особенно трудно, почти мучительно было в этом вопросе положение Франции вследствие крайне слабого роста населения. Между тем как во Франции от 1800 до 1911 года население повысило лишь с 27,5 милл. до 39,5 милл., в Германии за тот же срок оно поднялось с 23 милл. до 65. При таком сравнительно слабом приросте Франция не могла угнаться за Германией в размерах действующей армии, хотя забирала 80% призывного возраста, тогда как Германия ограничивалась лишь 45%. Господствующее во Франции радикалы, в согласии с консерваторами-националистами, видели только один исход - заменить двухлетнюю службу, введенную в 1905 г., трехлетней; при этом условии можно было довести число солдат под ружьем до 760.000. Для того, чтобы провести эту реформу, правительство старалось подогреть воинственный патриотизм; между прочим, военный министр Миллиран, бывший социалист, устраивал блестящие парады. Протестовали против трехлетней службы социалисты, большие группы рабочих, целые города, напр., Лион. Сознавая, однако, необходимость принять меры в виду грозящей войны, поддаваясь общим опасениям, социалисты предлагали ввести общенародную милицию, разумея поголовное вооружение при сохранении гражданского характера армии.

Нетрудно указать непосредственных виновников и организаторов войны, но очень нелегко описать её отдаленные основания. Они коренятся прежде всего в промышленном соперничестве народов; сама индустрия выросла из военных захватов; она осталась беспощадной завоевательной силой; там, где ей нужно было создать себе новый простор, она заставляла работать для себя оружие. Когда сложились в её интересах военный громады, они сами сделались опасными орудиями, как бы вызывающей силой. Нельзя безнаказанно держать громадные военные запасы; машина становится слишком дорогой, и тогда остается только одно - пустить её в действие. В Германии, вслeдствие особенностей её истории всего больше накопилось военных элементов. Надо было найти служебные места для 20 слишком королевских и княжеских фамилий, для прусского землевладельческого дворянства, надо было дать исход оружейным заводам, надо было открыть поле для приложения германских капиталов на заброшенном мусульманском востоке. Заманчивой задачей представлялось также экономическое завоевание России, которое немцы хотели облегчить себе её политическим ослаблением, отодвинув ее вглубь от морей за Двину и Днепр.

Осуществить эти военно-политические планы взялись Вильгельм II и эрцгерцог Франции Фердинант, наследник престола Австро-Венгрии. Стремлению последней укрепиться на Балканском полуострове немалое препятствие представляла самостоятельная Сеpбия. В экономическом отношении Сербия вполне зависела от Австрии; теперь на очередь было поставлено уничтожение её политической самостоятельности. Франц Фердинанд предполагал присоединить Сербию к сербско-хорватским провинциям Австро-Венгрии, т.е. к Боснии и Кроации в качестве удовлетворения национальной идеи он придумал создать в пределах государства Великую Сербию на равных правах с двумя прежними частями, Австрией и Венгрией; держава от дуализма должна была перейти к триализму. В свою очередь, Вильгельм II, пользуясь тем, что дети эрцгерцога были лишены права на престол, направлял мысль его на создание себе самостоятельного владения на востоке посредством захвата у России Черноморья и Приднестровья. Из польско-литовских губерний, а также прибалтийского края предполагалось создать еще одно государство в вассальной зависимости от Германии. В предстоящей войне с Россией и Францией Вильгельм II надеялся на нейтралитет Англии в виду крайнего нерасположения англичан к сухопутными действиями и слабости английской армии.

Ход и особенности великой войны

Взрыв войны ускорился благодаря убийству Франца Фердинанда, которое произошло при посещении им Сараево, главного города Боснии. Австро-Венгрия воспользовалась случаем, чтобы предъявить всему сербскому народу обвинение в проповеди террора и потребовать допущения австрийских чиновников на территорию Сербии. Когда в ответ на это и для защиты сербов, Россия начала мобилизацию, Германия немедленно объявила войну России и начала военные действия против Франции. Все делалось германским правительством с необыкновенной поспешностью. Только с Англией Германия пыталась договориться относительно оккупации Бельгии. Когда английский посол в Берлине сослался на договор о нейтралитете Бельгии, канцлер Бетман-Хольвег воскликнул: «но ведь это - клочок бумаги!»

Занятием Бельгии Германия вызвала объявление войны со стороны Англии. План германцев состоял, видимо, в том, чтобы разгромить Францию и затем обрушиться со всеми силами на Россию. В короткий срок была захвачена вся Бельгия, и германская армия заняла северную Францию, двигаясь на Париж. В большом сражении на Марне французы остановили наступление германцев; но последующая попытка французов и англичан прорвать германский фронт и выбить германцев из пределов Франции не удалась, и с этого времени война на западе приняла затяжной характер. Германцы возвели во всю длину фронта от Северного моря до швейцарской границы колоссальную линию укреплений, которая упразднила прежнюю систему изолированных крепостей. Противники обратились к тому же способу артиллерийской войны.

Сначала война велась между Германией и Австрией, с одной стороны, Россией, Францией, Англией, Бельгией и Сербией - с другой. Державы тройственного согласия установили между собою договор о том, чтобы не заключать сепаратного мира с Германией. С течением времени на той и другой стороне появились новые союзники, и театр войны крайне расширился. К тройственному соглашению примкнули Япония, Италия, отделившаяся от тройственного союза, Португалия и Румыния, а к союзу центральных государств - Турция и Болгария.

Военные действия на востоке начались по большому фронту от Балтийского моря до островов Карпат. Действия русской армии против германцев и особенно австрийцев сначала были успешны и повели к занятию большей части Галиции и Буковины. Но летом 1915 г., вследствие недостатка в снарядах, русские должны были отступить. Последовало не только очищение Галиции, но и занятие германскими войсками царства Польского, литовских и части белорусских губернии. Здесь также установилась с обеих сторон линия неприступных укреплений, грозный непрерывный вал, за который ни один из противников не решался переступать; лишь летом 1916 г. армия генерала Брусилова продвинулась в угол восточной Галиции и несколько изменила эту линию, после чего опять определился неподвижный фронт; с присоединением к державам согласия Румыния, он удлинился до Черного моря. В течение 1915 года по мере вступления в войну Турции и Болгарии, открылись военные действия в Передней Азии и на Балканском полуострове. Русские войска, заняли Армению; англичане, продвигаясь от Персидского залива, вели бои в Месопотамии. Английский флот безуспешно пытался пробиться через укрепления Дарданелл. После этого англо-французские войска высадились в Салониках, куда была перевезена морем сербская армия, вынужденная предоставить свою страну захвату австрийцев. Таким образом, на востоке колоссальный фронт протянулся от Балтийского моря до Персидского залива. В то же время армия, оперирующая от Салонников, и итальянская силы, занявшие входы к Австрии у Адриатического моря, составили южный фронта, значение которого в том что он отрезает союз центральных держав от Средиземного моря.

Одновременно происходили большие бои на море. Более сильный британский флот уничтожил появившийся в открытом море эскадры германцев и запер остальную часть германского флота в гаванях. Этим достигнута была блокада Германии и обрезан подвоз ей морем припасов и снарядов. Вместе с тем Германия потеряла все свои заокеанические колонии. Германия ответила атаками подводных лодок, истребляющих как военные транспорт, так и торговые пароходы противников.

До конца 1916 года Германия и её союзники удерживали в целом перевес на суше, тогда как державы согласия сохраняли господство на море. Германия заняла всю полосу земель, которую она наметила себе в плане «Центральной Европы» - от Северного и Балтийских морей через восточную часть Балканского полуострова, Малую Азию до Месопотамии. Она имела за себя сосредоточенное положение и возможность, пользуясь превосходной сетью сообщений, быстро перебрасывать свои силы на угрожаемые противником места. С другой стороны, её невыгода заключалась в ограничении средств питания вследствие обрезанности от остального Мира, тогда как противники пользовались свободой морских передвижений.

Война, начавшаяся в 1914 году, своими размерами и ожесточенностью далеко превосходит все войны, которые когда-либо велись человечеством. В прежних войнах выступали лишь действующие армии только в 1870 г., чтобы одолеть Францию, германцы применили кадры запасных. В великой войне нашего времени действующие армии у всех народов составили лишь небольшую часть, одну весомую или даже одну десятую всего состава мобилизованных сил. Англия, имевшая войско в 200-250 тысяч добровольцев, ввела у себя во время самой войны всеобщую воинскую повинность и обещала довести цифру солдат до 5 миллионов. В Германии взяты были не только почти все мужчины призывных возрастов, но также юноши 17-20 лет и пожилые люди за 40 и даже за 45 лет. Количество людей, призванных под ружье, во всей Европе дошло, может быть, до 40 миллионов.

Соответственно велики и потери в битвах; никогда еще так мало не щадили людей, как в эту войну. Но самой поразительной её чертой является преобладание техники. На первом месте в ней машины, летательные аппараты, бронированные автомобили, колоссальные орудия, пулеметы, удушливые газы. Великая война - по преимуществу инженерное и артиллерийское состязание: люди закапываются в землю, создают там лабиринты улиц и поселков, а при штурме укрепленных линий забрасывают противника невероятным количеством снарядов. Так, во время нападения англо-французов на германские укрепления у р. Соммы осенью 1916 г., с обеих сторон в несколько дней было выпущено до 80 милл. снарядов. Кавалерия совсем почти не применяется; да и пехоте очень мало дела. В подобных боях решает тот из противников, кто обладает лучшим снаряжением и большим количеством материала. Германия выигрывает перед противниками своей военной подготовкой, происходившей в течение 3-4 десятилетий. Необыкновенно важно оказалось и то обстоятельство, что с 1870 г. в её обладании была богатейшая страна железа Лотарингия. Своим быстрым натиском осенью 1914 года германцы предусмотрительно завладели двумя областями железного производства, Бельгией и остальной частью Лотарингии, находившейся еще в руках Франции (вся Лотарингия дает половину общего количества производимого Европой железа). Германия владеет также громадными залежами угля, необходимого для обработки железа. В этих обстоятельствах заключено одно из главных условий устойчивости Германии в борьбе.

Другой особенностью великой войны является её беспощадный характер, повергающий культурную Европу в глубину варварства. В войнах XIX в. не трогали мирного населения. Еще в 1870 г. Германия объявила, что сражается только с французской армией, но не с народом. В современной войне Германия не только безжалостно забирает все запасы у населения захваченных территорий Бельгии и Польши, но оно само сведено на положение каторжных невольников, которые сгоняются на самые тяжелые работы по возведению укреплений для своих победителей. Германия ввела в бой турок и болгар, и эти полудикие народности принесли свои жестокие нравы: они не берут пленных, истребляют раненых. Как бы ни кончилась война, европейские народы будут иметь дело с запустением огромных пространств земли и упадком культурных привычек. Положение трудящихся масс будет тяжелее, чем оно было до войны. Тогда европейское общество покажет, достаточно ли в нем сохранилось искусства, знания и мужества для возрождения глубоко расстроенного уклада жизни.