История карт Таро. О гадании на картах Таро

Происхождение этих мистических карт уходит далеко в древнюю культуру. Тем не менее говорить о конкретном происхождении мы не можем. Существует много легенд, которые гласят о разном. Тяжело назвать не то что происхождение самих карт, а даже от чего пошло название "Таро". Одни склонны считать, что название происходит от линий, скрещивающихся на обратной стороне карты, которые имеют название "tarotee". Другие же больше придерживаются теории о том, что название образовалось из итальянской колоды "тароччи", как называли колоду в XIV веке. И это ещё далеко не все теории. С другими возможными происхождениями мы познакомимся дальше в статье.

Научная точка зрения истории карт Таро

Самую старую колоду считают Таро Висконти – Сфорца. Она была сделана в 1450 году на заказ двух семей: Висконти и Сфорца. Именно эта колода стала прототипом той из 78 листов, которую мы можем увидеть сегодня.

Рисунок 1. История Таро начинается с карт колоды Висконти - Сфорца (на рисунку одна из них).

На то время такие колоды делались вручную и стояли достаточно дорого и заказать их могли позволить лишь богатые люди. Висконти был на то время одним из самых богатых людей Италии.

По мнению историков, с самого начала Таро предназначались как карты для игр, только расширенная версия. К обычным 56 картам добавились триомфи (триумфы) – 21 карта, которая имела свой собственный уникальный рисунок и могли бить все обычные карты. Добавив ещё одну карту Шут мы получим 78 карт. Это позволило создать игры с более сложными правилами. Сегодня же нам известно правила лишь одной игры с использованием карт Таро.

Следующими в истории появляется колода Тарокки Мантеньи в 1465 году. Она уже отличается от предыдущей тем, что содержит всего 50 карт и 5 мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус). Количество карт может говорить нам о том, что структура колоды основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины.

Но некоторые склонны считать, что история карт Таро берет свое начало не в 1420-1440 годах, а немного раньше. Есть основания полагать, что в 1392 году у Жакмина Грингонье заказали изготовить колоду для короля Карла VI. До сих пор некоторые из них хранятся в Национальной Библиотеке в Париже. Однако эти карты (их ещё называют Таро Карла VI), вероятнее всего были изготовлены лишь для карточных игр и не несли никакой мистической сути.

Некоторые источники утверждают, что первые, кто принес карты таро в Европу, были Богемские цыгане, которые называли себя египтянами. Это событие датируют примерно 9 веком. Само же слово Тарот (или Таро) означало "дорога владык".

Говорить о более ранней истории происхождения карт Таро мы можем, но лишь с легенд. Достоверной информации нету.

История Таро как карт для гадания

Лишь в 18 веке таро начали использовать как карты для гадания. Первым, кто решил этим заняться, был парижский продавец семян по имени Жан-Батист Альетт (Эттейла). Он был одним из самых знаменитых предсказателей того времени.

Рисунок 2. Жан-Батист Альетт – первый, кто начал историю Таро как карт для гадания

В конце 18 века разобраться в мистическом происхождения карт Таро пытались два французских исследователя Антуан Кур де Жебелен и граф Де Меле.

Когда Кур де Жебелен писал свою знаменитую книгу "Первобытный мир" (Le monde primitif), он решил связать историю карт таро с Египтом. Подробнее с его точкой зрения можно ознакомиться в конце статьи, где мы будем рассказывать египетскую легенду происхождения этих мистических карт.

Уже в 18 – 19 веках мистические карты использовались в основном только для гадания.

Легенды о картах Таро

Египетская легенда

Самая первая идея зарождения карт Таро походит из древнего Египта. Все началось очень давно. Ещё с появления Атлантов. Но, сегодня мы не будем углубляться в эту ветвь истории, а начнем из легенды Таро.


Представьте себе фараонов из древнего Египта. Будем их так же называть древними магами. Они были предками Атлантов и имели те знания, которыми обладала та могучая цивилизация. О том, что древние египтяне имели “неземные” знания, не опровергают даже сегодняшние исследователи и ученые. Вскоре Атлантида распалась, но люди из древних веков смогли уберечь некоторые знания. Удалось это им благодаря другой структуре сознания. Они хорошо помнили то, что происходило с ними в прошлой жизни. Так они могли накапливать свои знания. Тем не менее, в каждой следующей жизни они могли утерять некоторые знания, полученные в предыдущих жизнях.

Этот вопрос стал особенно важным перед тем, как на Египет начали нападать кочевые племена. На самом деле фараоны (или маги) не боялись смерти, ведь они знали, что переродятся и будут продолжать жизнь в другом теле. Больше всего они боялись потерять знания. Однажды все они собрались и начали думать, что делать с этой проблемой. Всего приняли 3 способа, как передать или напомнить себе о утерянных знаниях.

  1. Одно из предложений было оставить записи где-то в горах Тибета, куда обычные люди не могли попасть. Избранные маги могли ознакомиться с надписями с помощью медитаций.
  2. Второе предложение заключалось в том, чтобы вылить золотые слитки с иероглифами, которые могли бы напомнить древним магам о их знаниях. Как нам известно, золото может пролежать очень долго и не испортиться.
  3. Но самый младший из магов предложил создать азартную игру. Благодаря азарту народ мог сам поддерживать существование этой игры и даже не задумываться, что в ней заложен таинственный смысл.

Древние маги сделали правильный выбор, создав азартную игру для народа. Таким образом по сегодняшний день у нас есть колода карт Таро, которую сохранили сами люди. Но есть одно большое "Но". Если изначально колоду сделали как книгу, которая может напомнить о каком-либо знании, то ни в коем случае нельзя было изменять иероглифы (рисунки) на этих картах. Дело в том, что раньше в древнем Египте нельзя было изменять написанные тексты. Если же нарушить это правило, то наказанием могла стать смертельная казнь. И в то время создатели карт Таро и не думали, что придет время, когда любой сможет перерисовать, изменить, добавить рисунки на картах. Таким образом сегодня у нас существует множество различных колод Таро, но большинство из них не подходят для чтения тех подсказок, которые оставляли для себя маги.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что колода карт Таро была изначально сделана не для гадания. Гадать же по ней стали намного позже.

По одной из египетских легенд, в Древнем Египте был храм, в котором находилось 22 комнаты с разными изображениями на стенах. Легенда утверждает, что именно с этих рисунков на стенах и пошли Великие арканы Таро.

Кур де Жебелен написал в одной из своих книг следующие слова: "Таро. Карточная игра, распространенная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает «царский путь»". Однако факты опровергают истинность этих слов, а значит и то, что карты Таро имеют египетское происхождение.

Каббалистическая легенда

Также по одной из легенд, некоторые люди утверждают, что колода Таро пошла от каббалы и историю её следует начинать ещё с 300 года нашей эры.

Документальный фильм, в котором вы можете узнать как историю обычных игральных карт, так и историю происхождения карт Таро

К Таро обращаются студенты колледжей и тинэйджеры, домохозяйки, бизнесмены, професссионалы, коллекционеры, - по сути, люди всех категорий. Тинэйджеры вступают в партии Таро. Взрослые посещают ланчи Таро, бенефисы и даже пикники, на которых устраивают лекции по Таро.

В миниатюрах ТАРО есть нечто непреодолимо привлекательное. Как об этом рассказывает Кавендиш, один из выдающихся современных британских исследователей "карты ТАРО открывают ворота в мир, где кажущееся не соответствует действительности, где ничто не поддается исчерпывающему пониманию.

Залитый солнцем средневековый пейзаж, по которому как изумительные игрушки передвигаются крохотные фигурки - Шут в колпаке с бубенцами, Король и Королева с блестящей свитой, Смерть, занятая своей жатвой, Отшельник с посохом и лампадой... "

Происхождение карт Таро остается загадкой. Курт де Гебелин в 1781 году в "Le Monde Primitif" выдвигает теорию о том, что карты Таро - древняя египетская книга, "Книга Тота".

Тот - египетский Меркурий, о котором говорят, что он был одним из ранних правителей и изобретателем системы иероглифов. Согласно этой легенде, египетские жрец использовали карты ТАРО для предсказания будущего и управления страной.

Старшие арканы - для решения государственных, религиозных и мировозренческих проблем, младшие - для ответов на бытовые вопросы. В период упадка Египта жрецы опасаясь, что могущественное знание может попасть в руки варваров, скрыли карты Старших Арканов, а младшие арканы были переданы цыганам, благодаря которым они и попали в Европу. Впрочем, скорее всего это красивая легенда.

Французский оккультист XVIII века Этейлла, долго занимавшийся изучением истории гадательных и игральных карт, провел большую работу по восстановлению и изъяснению смысла семидесяти восьми символов, известных сегодня под названием Таро и традиционно возводимых к изображениям на стене подземной галереи одного из египетских храмов.

Считается, что Таро (один из вариантов происхождения названия: египетское "Та-Рош", "Путь царей") изначально представляло собой иероглифическую "Книгу Тота". Книга эта состояла из 78 золотых пластинок, на которые были нанесены некие таинственные знаки. Этейлла говорит, что это единственная книга, уцелевшая от ярости халифа Омара, истребившего Александрийскую библиотеку. Она перешла к гре-кам и римлянам, а от них распространилась дальше.

Впрочем, вопрос о происхождении карт представляется для нас не самым главным. Важность карт Таро заключается в них самих.

Одними из первых это поняли члены английского Ордена Золотой Зари, серьезно занимавшиеся оккультизмом и вырабатывавшие принципы мировоззрения наступающей эры Водолея. В 1910 году член Ордена Артур-Эдвард Уэйт в сотрудничестве с художницей Памелой К. Смит издали колоду Таро, на которой впервые в истории рисунками были снабжены и Младшие Арканы, то есть все карты от Туза до Десятки, что значительно облегчило их интуитивное понимание.

Теперь вот уже скоро сто лет, как эта колода остается самой популярной во всем мире. Вместе с ее производными - другими колодами, основанными на том же принципе, то есть с рисунками на всех Арканах, - она составляет сегодня так называемое "общее Таро", которым пользуется 90 процентов гадалок во всем мире.

В 1942 году британский маг и философ Алистер Кроули, также бывший член Ордена (закрывшегося в 1937 году), вместе с художницей леди Фридой Гаррис создали новую колоду, получившую имя Кроули. Она представляет собой целую энциклопедию оккультных знаний всех времен и народов, в основе же ее структуры лежит Каббала как учение, из всех западных наиболее приспособленное для передачи принципов наступающей новой эры.

Кроме них, в последнее время появилось также большое число колод, носящих название "Таро", однако содержащих совсем другие карты: Дзен и Ошо-Таро, Таро Стихий Грегори Дж. Букаута, Аура-Сома-Таро М. Бута и др. Количество карт в них бывает самое различное, а сами карты имеют смысл, который не соответствует ни одному традиционному. Гадать на них тоже, конечно, можно, но для этого существуют специальные правила и руководства.

СИМВОЛИКА ТАРО

Таро, это колода карт, до сих пор употребляющаяся для игры и гадания на юге Европы. Она почти не отличается от обычных игральных карт, которые суть не что иное, как урезанная колода Таро.

В ней те же короли, дамы, тузы, десятки и т. д. Карты Таро известны с конца XIV века от испанских цыган. Это были первые карты, появившиеся в Европе. Есть несколько разновидностей Таро, насчитывающих разное количество карт. Точная копия древнейшего Таро так называемое, "Марсельское Таро".

Эта колода Таро насчитывает 78 карт. Из них 52, обычные игральные карты, к которым прибавляют по одной новой картинке в каждой масти, а именно, рыцаря, который вмещается между дамой и валетом; всего, следовательно, 1б карт, разбитых на четыре масти, две черные и две краевые.

Они называются так: жезлы (трефы), чаши (черви), мечи (пики) и пеитакли, или диски (бубны). Кроме того, есть еще двадцать две нумерованных карты с особыми названиями, находящиеся, так сказать, вне мастей:

1. Фокусник.

2. Жрица.

3. Царица.

4. Царь.

5. Первосвященник.

6. Искушение.

7. Колесница.

8. Справедливость.

9 Отшельник.

10. Колесо Фортуны.

11. Сила.

12. Повешенный.

13. Смерть.

14. Умеренность (Время).

15. Дьявол.

16. Башня.

17. Звезда.

18. Луна.

19. Солнце.

20. День Суда.

0. Безумный.

Эта колода карт, согласно легенде, представляет собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц.

Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о Таро гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее кожаные карты и, наконец, карты бумажные.

Представляя собой внешним образом колоду карт, внутренне Таро, нечто совсем иное. Это книга философского и психологического содержания, читать которую можно самыми разными способами.

Приведу пример философского толкования общей картины или общего содержания книги Таро, так сказать, ее метафизическое заглавие, которое наверняка убедит читателей, что эта книга не могла быть создана неграмотными цыганами XIV столетия.

Карты Таро разделяются на три части.

Первая часть: 21 нумерованная карта.

Вторая часть: одна карта под номером 0.

Третья часть: 56 карт, т. е. четыре масти по 14 карт.

При этом вторая часть является звеном между первой и третьей, в силу того что все 56 карт третьей части равны вместе одной, носящей номер 0.

Французский философ и мистик XVIII века Сен-Мартэн (неизвестный философ) назвал свой главный труд Натуральной таблицей отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной. Эта книга содержит 22 главы, которые все вместе являются комментарием к 22 картам Таро.

Представим себе 21 карту первой части, расположенные и виде треугольника по 7 карт в каждой стороне; в середине этого треугольника точку, изображающую нулевую карту (вторая часть), а вокруг треугольника квадрат, состоящий из 56 карт (третья часть) по 14 карт в стороне.

Так мы получаем изображение метафизического отношения между Богом, человеком и вселенной, или между ноуменальным (объективным) миром, психическим миром (или человеком) и феноменальным (субъективным или физическим) миром. Треугольник это Бог, Троица, ноуменальный мир. Квадрат, четыре элемента, есть видимый, физический или феноменальный мир.

Точка есть душа человека; и оба мира отражены в этой душе.

Квадрат равен точке, это значит, что весь видимый мир заключается в сознании человека, так сказать, создается в душе человека и есть его представление. А душа человека, это не имеющая измерения точка в центре треугольника объективного мира.

Очевидно, что такая идея не могла возникнуть у невежественных людей, так что Таро, это нечто большее, чем колода игральных и гадальных карт.

Идею Таро можно передать также формой треугольника, в котором заключен квадрат (материальная вселенная), в котором заключена точка (человек).

Очень интересно попытаться установить цель, задачу и применение книги Таро.

Прежде всего заметим, что Таро, это "философская машина", смысл и возможное применение которой имеет много общего с теми философскими машинами, которые пытались изобрести средневековые философы.

Некоторые приписывают изобретение Таро Раймонду Люллию, философу и алхимику XIII века, автору мистических и оккультных книг, он предложил схему "философской машины" в своей книге "Великое искусство".

С помощью этой машины можно было ставить вопросы и получать на них ответы. Машина состояла из концентрических кругов и расположенных на них в определенном порядке слов, обозначающих идеи разных миров. на некоторые слова устанавливали в определенном положении, чтобы сформулировать вопрос, другие слова давали т на него. Таро имеет много общего с этой "машиной". По своему замыслу это как бы своеобразные "философские счеты".

1 Таро позволяет вкладывать в разные графические изображения (подобно вышеприведенному треугольнику, точке и квадрату) идеи, трудно выразимые (или вовсе не выразимые) в словах.

2 Таро, оружие ума, которое помогает развивать его комбинаторную способность и т. п.

3. Таро, средство для гимнастики ума, для приучения к новым, расширенным понятиям, к мышлению в мире высших измерений и к пониманию символов.

В гораздо более глубоком и разнообразном смысле Таро по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, что система счисления (десятичная или иная) по отношению к математике.

Для ознакомления с Таро необходимо знать основные идеи каббалы, алхимии, магии и астрологии. По вполне правдоподобному мнению многих комментаторов, Таро, это конспект герметических наук с различными их подразделениями или, по крайней мере, попытка создать такой конспект.

Все эти науки представляют собой одну систему психологического изучения человека в его разнообразных отношениях к миру ноуменов (Богу и миру духа) и к миру феноменов? видимому, физическому миру.

Буквы еврейского алфавита, различные аллегории в каббале, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии, все это лишь условный, сокровенный язык для выражения психологических идей.

Открытое изучение психологии, особенно в ее самом широком смысле, было когда-то невозможно: исследователя ждали пытки и костер.

Если заглянуть в глубь веков еще дальше, мы обнаружим еще больший страх перед всеми попытками изучения человека. Как можно было в окружении тьмы, невежества и суеверий того времени говорить и действовать открыто. Открытое изучение психологии даже в наше время, которое считается просвещенным, находится под подозрением.

Вот почему истинную сущность герметических наук. скрывали под символами алхимии, астрологии и каббалы При этом алхимия объявляла своей внешней задачей приготовление золота или отыскание жизненного эликсира; астрология и каббала, гадание; а магия, подчинение духов.

Но когда настоящий алхимик говорил о поиске золота, он имел в виду поиск золота в душе человека, когда говорил о жизненном эликсире, подразумевал поиск вечной жизни и путей к бессмертию. В этом случае золотом он называл то что в Евангелии называется Царством Небесным, а в буддизме, нирваной.

Когда настоящий астролог говорил о созвездиях и планетах, он говорил о созвездиях и планетах в душе человека, т. е. о свойствах человеческой души и о ее отношении к Богу и миру. Когда настоящий каббалист говорил об имени Божества, он искал его Имя в душе человека, а не в мертвых книгах, не в библейском тексте, как делали это каббалисты-схоласты. Когда настоящий маг говорил о подчинении духов, элементалей и т. п. воле человека, он понимал под этим подчинение единой воле разных я человека, разных его желаний и стремлений. Каббала, алхимия, астрология, магия это параллельные системы психологии и метафизики.

Об алхимии очень интересно говорит в одной своей книге Освальд Вирт:

Алхимия фактически изучала мистическую металлургию, т. е. операции, которые природа производит в живых существах, глубочайшая наука о жизни скрывалась здесь под необычными символами.

Но столь грандиозные идеи разорвали бы слишком узкие черепа. Не все алхимики были гениями: жадность привлекала к алхимии искателей золота, чуждых всякому эзотеризму; они понимали все буквально, и их чудачества порой не знали границ.

Из этой фантастической кухни вульгарных шарлатанов возникла современная химия... Но истинные философы, достойные этого имени, любители или друзья мудрости, тщательно отделяли тонкое от грубого, с осторожностью и предусмотрительностью, как этого требовала "Изумрудная Скрижаль" Гермеса Трисмегиста, т. е. отбрасывали смысл, принадлежащий мертвой букве и оставляли для себя только внутренний дух учения.

В наше время мы смешиваем мудрецов с глупцами и отбрасываем все, что не получило официального патента.

Основу каббалы составляет изучение имени Божества в его проявлениях. Иегова по-еврейски пишется четырьмя буквами: йод, хе, вау, хе, IHVH.

Этим четырем буквам придано символическое значение. Первая буква выражает активное начало, инициативу, движение, энергию, "я"; вторая буква пассивное начало, инерцию, покой,не-я; третья равновесие противоположностей, "форму"; четвертая, результат, или скрытую энергию.

Каббалисты утверждали, что всякое явление и всякая вещь состоят из этих четырех начал, т. е. каждая вещь и каждое явление состоят из Бедственного имени. Изучение этого Имени, поv речески "Тетртраграмматона", или четверобуквия, его обнаружение во всем и есть главная задача каббалистической философии.

Четыре начала, по словам каббалистов, составляют все и вся в мире. Открывая эти четыре начала в вещах и явлениях совершенно разного порядка, в которых, казалось бы, нет ничего общего, человек обнаруживает подобие этих вещей и явлений друг другу.

Постепенно он убеждается, что все в мире построено по одним и тем же законам, по одному плану. С определенной точки зрения обогащение и рост интеллекта заключаются в расширении его способности находить подобия.

Поэтому изучение закона четырех букв, или имени Иеговы, представляет собой могучий способ расширения сознания. Идея совершенно ясна. Если Имя Божества пребывает во всем (если Бог присутствует во всем), то все должно быть подобно друг другу, самая мельчайшая часть подобна лому, пылинка вселенной, и все подобно Божеству. Что вверху, то и внизу.

Умозрительная философия приходит к выводу, что мир, несомненно, существует, но что наше представление о мире окно. Это значит, что причины, вызывающие наши ощущения, существуют вне нас, но наше представление об этих причинах ложно.

Или, говоря иначе, что мир в себе, т. е. мир сам по себе, помимо нашего восприятия, существует, но мы не знаем его и никогда не сможем узнать, ибо все, что доступно нашему изучению, т. е. весь мир феноменов или прошений, это лишь наше представление о мире. Мы окружены стеной наших представлений и не можем заглянуть через эту стену на реальный мир.

Каббала ставит своей целью изучение мира, каков он есть, мира в себе. Другие "мистические" науки имеют точно такую же цель.

В алхимии четыре первоначала, из которых состоит реальный мир, названы четырьмя стихиями, или элементами: огонь, вода, воздух и земля, смысл которых перекликается четырьмя каббалистическими буквами. В магии четырем стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины сильфы и гномы, т. е. духи огня, воды, воздуха и земли.

В астрологии им соответствуют четыре стороны света: восток юг, запад и север, которые, в свою очередь, служат иногда для обозначения разных частей человека. В Апокалипсисе это четыре существа: с головой быка, с головой льва, с головой орла и с головой человека.

Все вместе это сфинкс, изображение слитых воедино четырех первоначал.

Таро представляет собой как бы комбинацию каббалы, алхимии, магии и астрологии.

Четырем первоначалам, или четырем буквам Имени Божества, или четырем алхимическим стихиям, или четырем классам духов, или четырем делениям человека, или четырем апокалиптическим существам в Таро соответствуют четыре масти: жезлы, чаши, мечи и пентакли.

Таким образом, каждая масть, каждая из сторон квадрата, равного точке, изображает собой одну из стихий, управляет одним классом духов.

Жезлы, это огонь, или эльфы; чаши - вода, или ундины; мечи - воздух, или сильфы; пентакли - земля, или гномы.

Кроме того, в каждой отдельной масти король означает первое начало, или огонь, королева (дама) второе начало, или воду, рыцарь третье начало, или воздух, и паж (валет) четвертое начало, или землю.

Дальше, туз вновь означает огонь, двойка - воду, тройка - воздух, четверка - землю. Четвертое начало, совмещая в себе три первых, является началом нового квадрата. Четверка является первым началом, пятерка - вторым, шестерка -третьим, семерка - четвертым. Далее, семерка опять является первым началом, восьмерка - вторым, девятка - третьим и десятка - четвертым, завершая последний квадрат.

Черные масти (жезлы и мечи) выражают активность и энергию, волю и инициативу, а красные (чаши и пентакли) - пассивность, инерцию и объективную сторону. Далее, две первые масти, жезлы и чаши, означают добро, т. е. благоприятные условия или дружественные отношения, а две вторые, мечи и пентакли, - зло, т. е. неблагоприятные условия и враждебные отношения.

Таким образом, каждая из 56 карт означает нечто активное или пассивное, доброе или злое, проистекающее от воли человека или приходящее к нему со стороны. Значения карт комбинируются всевозможными способами из символического значения их мастей и достоинств.

В общем, 56 карт представляют собой как бы полную картину всех возможностей человеческой жизни, на чем и основано применение его для гадания.

Но философский смысл Таро далеко не полон без 22 нумерованных карт, или "главных арканов". Эти 22 карты имеют, во-первых, числовое значение, а во-вторых, очень сложноe символическое. Взятые в числовом значении, они образуют равносторонние треугольники, квадраты и иные фигуры, смысл которых определяется по составляющим их картам.

Литература, посвященная Таро, занимается главным образом истолкованием символических рисунков 22 карт. Многие писатели мистических книг организуют свои сочинения по плану Таро, но их читатели зачастую об этом и не подозревают, так как Таро не всегда здесь упоминается.

Я уже указывал на книгу неизвестного философа Сен-Мартэна. Естественная таблица отношений между Богом, человеком и вселенной, вышедшую в XVIII веке. Именно в Таро, как говорит современный последователь Сен-Мартэна доктор Папюс, неизвестный философ обнаружил таинственные звенья, связывающие Бога, человека и вселенную.

Книга Элифаса Леви "Догма и ритуал высокой магии" (1853) также написана по плану Таро. Каждой из 22 карт Леви посвящает две главы, одну в первой части и одну во вгорой. Элифас Леви ссылается на Таро и в других своих книгах: "Великая тайна" и др. Комментаторы Таро обычно упоминают "Историю магии" Христиана (на фр. языке, 1854), в второй приводится астрологическое толкование 56 карт.

Очень известны книги С. Гвайта с необычными аллегорическими названиями, "На пороге тайны", "Храм Сатаны, и Ключ к черной магии", к сожалению, не доведенные до конца. Первая из них, это введение, вторая посвящена первым семи картам, от 1 до 7, третья- вторым семи картам, от 8 до 15, а четвертая, которая завершала эти подробные комментарии, вообще не вышла.

Интересный материал для изучения Таро есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки Таро и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и масонскому символизму. Упомяну еще работы А.Уэйта, который сопроводил краткими комментариями реставрированную в Англии колоду Таро и составил небольшой библиографический указатель сочинений по Таро. Из современных исследователей Таро определенный интерес представляют Буржа, Декресп, Пикар и английский переводчик, Каббалы Макгрегор Мэтерс. У французского оккультиста "доктора Папюса" есть две книги, специально посвященные Таро ("Цыганское Таро" и "Таро для гадания"); в других его книгах имеются многочисленные ссылки и указания на Таро, хотя они затемнены обилием дешевой фантазии и псевдомистики.

Приведенным перечнем, конечно, не исчерпывается вся относящаяся к Таро литература; это те книги, которыми я пользовался при составлении настоящего очерка. Следует заметить, что никакая библиография Таро не может быть исчерпывающей, так как самые ценные сведения и ключи к пониманию Таро можно отыскать в сочинениях по алхимии. астрологии и мистике, авторы которых, возможно, вовсе и не думали о Таро. Для понимания образа человека, который рисует Таро, очень много дает книга Гихтеля "Практическая теософия" (XVII в.), особенно рисунки к ней, а для понимания четырех символов Таро " книга Пуассона "Теории н символы алхимиков".

О Таро упоминается в книгах Е. П. Блаватской, и в "Тайной Доктрине", и в?Разоблаченной Исиде". Есть все основания предполагать, что Е. П. Блаватская придавала Таро особое значение. В издававшемся при жизни Блаватской теософском журнале имеются две неподписанные статьи о Таро, в одной из которых подчеркивается фаллический элемент, заключающийся в Таро.

Но если говорить вообще, то изучение литературы по Таро приносит большое разочарование, как и знакомство с оккультной и специальной теософской литературой: ибо обещает она гораздо больше, чем дает.

Каждая из упомянутых книг содержит о Таро нечто интересное. Но наряду с ценным и интересным материалом имеется очень много мусора, и это характерно для всей "оккультной" литературы вообще. А именно: во-первых, для них характерен чисто схоластический подход, когда смысл ищут в букве; во-вторых, делают слишком поспешные выводы, прикрывают словами то, что не понял сам автор, перескакивают через трудные проблемы, не доводят умозаключения до конца; в-третьих, налицо излишняя сложность и несимметричность построений. Особенно этим изобилуют книги?доктора Папюса¦, который в свое время был самым популярным комментатором Таро.

Между тем тот же Папюс говорит, что всякая сложность указывает на несовершенство системы. ?Природа очень синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе ее самых по внешности запутанных феноменов, - пишет он. Это, конечно, верно; но именно этой простоты и не достает объяснениям системы Таро.

О этой причине даже самое обстоятельное изучение подобных сочинений мало способствует пониманию системы и символов Таро и почти не помогает практическому применю Таро как ключа к метафизике и психологии. Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться.

Я приведу несколько отрывков из работ тех авторов, которые пытались объяснить и истолковать Таро и его идеи. Элифас Леви говорит в книге "Догма и ритуал высокой магии":

Универсальный ключ магии есть ключ всех древних религий, ключ каббалы и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерян, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всем их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным.

Ключ, о котором идет речь, представлял собой иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Символическая тетрада, т. е. четверичность в мистериях Мемфиса и Фив, изображалась четырьмя формами сфинкса: человек, орел, лев, бык - совпадающими с четырьмя элементами или стихиями древних: вода, воздух, огонь, земля. Эти четыре знака (и все аналогичные им четверичные сочетания) объясняют одно Слово, хранившееся в святилищах, которое всегда произносилось в виде четырех букв или слов: Йод Хе Bay Xe.

Таро, это поистине философская машина, которая удерживает ум от блужданий по сторонам, предоставляя ему в то же время полную инициативу и свободу; это математика в приложении к абсолютному, союз позитивного с идеальным, лотерея мысли, точная, как числа; простейшее и величайшее изобретение человеческого ума.

Человек, заключенный в тюрьму и не имеющий других книг, кроме Таро, если ему известно, как с ним обращаться, способен в несколько лет приобрести универсальные познания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и неистощимым красноречием".

П. Христиан в своей "Истории магии" описывает, ссылаясь на Ямвлиха, ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, похожие на 22 аркана Таро.

Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырех сфинксов v по двенадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга...

Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца...

Каждый аркан, ставший, благодаря картине, видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни.

В этой связи я хочу указать, что в египетском символизме, доступном ныне для изучения, нет никаких следов двадцати двух карт Таро. Поэтому нам придется принять утверждения Христиана на веру, предположив, что его описания, как он сам говорит, относятся к?тайным убежищам храма Осириса, от которых не сохранилось ныне следов; символы Таро не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до нашего времени.

То же самое можно сказать об Индии: ни в живописи, ни в скульптуре Индии нет ни малейших следов двадцати двух карт Таро, т. е. главных арканов.

Рассматривая двадцать два аркана Таро в разных сочетаниях и пытаясь установить устойчивые взаимоотношения между ними, попробуем разложить карты попарно: первую с последней, вторую с предпоследней и т. д. Мы обнаруживаем, что при таком расположении карты обретают весьма интересный смысл.

Возможность такого расположения карт Таро подсказывает порядок, в котором располагались картины Таро в галерее мифического храма посвящений", о которой упоминает Христиан.

Предисловие

Таких таинственных вещей, как карты Таро , в истории человечества найдётся немного. Таинственно появившиеся неизвестно откуда, эти карты молниеносно завоевали всю Европу. Что же они такое и для чего они были созданы? Являются ли они каким-то магическим инструментом , хранящим эзотерические тайны , или просто игрушка, каких много появилось за историю человечества? Ясно, что многочисленные гадалки и предсказатели , пользующиеся в своей деятельности картами Таро , будут настаивать на их иррациональной сущности, непознаваемости механизма их действия.

Попробуем разобраться в сущности Таро и подумаем, а не сможем ли мы использовать их в своей жизни, не прибегая к посторонней помощи прорицателей и гадалок. Я попытаюсь изложить все свои соображения таким образом, чтобы они были понятны человеку, никогда не сталкивавшемуся с Таро, поскольку и сам до недавнего времени являлся таковым. Дальнейшие же рассуждения я буду строить с точки зрения человека с техническим, а не оккультным образованием. Поэтому я предвижу возмущение экспертов в области оккультизма моими дилетантскими рассуждениями. Однако я хочу использовать такой инструмент, как Таро, в своих интересах и не собираюсь держать свои мысли в тайне. Возможно ли это - станет ясно по ходу дела, но мои предварительные размышления на эту тему подсказывают мне, что Таро - вещь исключительно интересная и полезная, если использовать его в тех пределах, которые оно способно охватить, а человек способен воспринять.

Главное заблуждение современных людей - представление о собственном умственном превосходстве над людьми прошлого. Мозг человека практически не изменился за последние десять тысяч лет. Люди, жившие две или четыре тысячи лет назад, были не глупее нас. Поэтому то, что было придумано раньше, вполне может быть применено и сейчас. Мы сейчас пользуемся компьютерами, или по крайней мере калькуляторами, для выполнения вычислений. Сейчас никто не помнит про такой простой и эффективный инструмент для умножения многозначных чисел, как палочки Непера. Я глубоко убеждён, что карты Таро были придуманы, как инструмент для выполнения каких-то действий, связанных с анализом сложившейся ситуации и/или человеческих отношений. Это я и попытаюсь показать в своих дальнейших рассуждениях. Для того, чтобы начать эти рассуждения, необходимо вспомнить историю...

История карт Таро

Не являясь специалистом в области истории Таро , я могу опираться только на мнение достаточно авторитетных и известных специалистов. Одним из таких специалистов является в настоящее время Хайо Банцхаф (Hajo Banzhaf) , который в своей книге "Ваш спутник Таро" пишет следующее: "Исследования истории карт уводят нас в XIV столетие." и далее: "Доподлинно известно, что в Европе Таро появилось в 1600 году." Здесь Банцхаф имеет в виду, что карты так называемых Младших Арканов , в основном, но не полностью, совпадающие с полной колодой общеизвестных игральных карт, пришли в Европу из исламских стран в четырнадцатом веке.

Фото можно увеличить щелчком мыши
Карты Старших Арканов появились неизвестно откуда около 1600 года, а затем так же таинственно исчезли из колоды игральных карт.

Вообще-то история Таро весьма запутанная и противоречивая, более подробные сведения можно узнать в русской Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Карты_Таро. Там же есть ссылки на дополнительные источники информации. Как и любая таинственная история происхождение Таро обросло множеством легенд и домыслов, включая связь с древнеегипетскими оккультными знаниями и древнееврейской Каббалой. В соответствии с Википедией: Каббала - это духовное мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги. Связи эти достаточно сомнительны, хотя и отрицать их возможность тоже нельзя.

Первые более или менее достоверные упоминания о Таро были сделаны в Италии, однако первой широко известной колодой карт Таро стало так называемое "Марсельское Таро", которое окончательно оформилось в конце XVI века. Из названия видно, что оно распространилось в первую очередь во Франции. Оно послужило первоисточником для множества других колод Таро. Причем в первую очередь оно послужило источником толкований значения карт, в то время как рисунки в последующих колодах претерпели значительные изменения. В XIX веке были созданы ещё две колоды, Таро Эттейлы и Таро Освальда Вирта. В настоящее время наиболее распространены появившиеся в XX веке колоды Райдера-Уэйта и Таро Кроули (Книга Тота). В последнее время приобрело известность Таро эпохи Водолея. Всего же насчитываются десятки, если не сотни различных колод Таро . При написании этих заметок за основу была взята, как наиболее распространённая, колода Райдера-Уэйта .

Состав колоды Таро

Карты Таро делятся на две большие группы - Старшие Арканы и Младшие Арканы . Слово аркан происходит от латинского слова arcanum, что значит «закрытый», «тайный». В свою очередь карты Младших Арканов делят на дополнительные группы по значениям и по цветам (мастям). По значениям карты делятся на цифровые и фигурные (или придворные) карты. По мастям карты Младших Арканов делятся на четыре группы, соответствующие мастям игральных карт , но имеющим другие названия:

  • Жезлы = трефы (крести)
  • Мечи = пики
  • Кубки = черви
  • Пентакли = бубны

Цифровые карты Младших Арканов имеют значения от единицы до десятки, причем соотношение цифровых значений в Таро не имеет никакого значения.

Фигурных карт в каждой масти Таро четыре (в отличие от игральных карт, в которых есть только три фигурных карты), которые в колоде Райдера-Уэйта носят названия:

  • Король
  • Королева
  • Рыцарь

Таким образом, Младшие Арканы насчитывают 56 карт (по четырнадцать карт каждой масти)

Карты Старших Арканов мастей не имеют, хотя имеют порядковые номера и названия. Программистам будет очень приятно узнать, что первая карта (Шут или Дурак) имеет номер 0 (ноль). Всего же в Старших Арканах насчитывается 22 карты, следовательно, завершающая эту последовательность карта имеет номер XXI. Кстати, именно из-за этого количества карт Старших Арканов и возникла гипотеза о связи Таро с Каббалой, поскольку алфавит иврита насчитывает 22 буквы.

Всего же колода карт Таро насчитывает 78 карт. Следует отметить,что до появления колоды Райдера-Уэйта рисунки имели только карты Старших Арканов и фигурные карты Младших Арканов. Иногда рисунками также сопровождались карты единиц всех мастей (тузы). Колода Райдера-Уэйта была иллюстрирована полностью рисунками художницы Памелы Колман Смит (Pamela Colman Smith), которая дала великолепную графическую иллюстрацию толкованиям Артура Эдварда Уэйта (Arthur Edward Waite). Уильям Райдер, имя которого вошло в название колоды, являлся только издателем, который и обеспечил выпуск этой колоды. Наверное, было бы более справедливо, если бы эта колода имела название Таро Райдера-Смит, но история, увы, не всегда справедлива...

Следующая часть моих заметок будет посвящена анализу распространённых толкований карт и попыткам выделить из них общие подходы к определению значений карт. Если мои предположения о том, что Таро является инструментом, верны, то можно попробовать оценить возможности применения Таро в нашей повседневной жизни.

Лев Борисович Выскубов

Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально "зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда, еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.

А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки, - тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца, представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не удалось снискать общенародного признания!

Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным"). Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт".

Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей.

В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.

А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни.

У.Б. Йийтс

Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история", исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия.

С.Л.М. Матерс
Мойна Бергсон

Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем. Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика", 1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта.

Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала вырезать, а потом наклеивать на картон.

страница 1

Из книги “Таро: теория и практика.

Полное описание системы А. Э. Уэйта”

В геpметической тpадиции считается , что дpевние евpеи получили свои эзотеpические знания у египтян , поэтому двадцать две буквы и десять Сефиpот Каббалы -- основа системы Таpо -- имеют , в сущности , египетское пpоисхождение .

Согласно легенде, в Дpевнем Египте имелся хpам, в котоpом пpоводились мистеpии оккультного посвящения. Каждая из последовательных ступеней инициации пpоводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенах комнат имелись символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо. Подpобный pассказ об этих мистеpиях и о дpевних каpтинах Таpо можно найти в книге "Египетские мистеpии", пpиписываемой Ямвлиху и пеpеведенной на pусский язык издательством "София".

Некотоpые исследователи оспаpивают египетское пpоисхождение Таpо. Действительно, кpоме сочинения, пpиписываемого Ямвлиху, и пpеданий геpметических оpденов, у нас нет доказательств существования "Книги Тота" (Великих Аpканов Таpо) в Дpевнем Египте. Дpевнеевpейские каббалистические коpни пpослеживаются в Таpо гоpаздо четче, и скептически оpиентиpованные адепты Таpо пpедлагают считать отпpавной точкой в истоpии этой системы 300 год нашей эры -- примерную дату создания "Сефер Йецира", фундаментального тpуда по Каббале, в котором детализируется астрологический символизм еврейского алфавита, легший в основу Таро.

Документиpованная истоpия Таpо в сжатом виде может быть пpедставлена так:

1367 год н. э. -- В каноне Берна появляется запрет на каpточную игру. Это самое раннее из дошедших до нас письменных упоминаний о Таро.

1392 год -- Жакмен Грингоннеp создает три колоды Таро для развлечения фpанцузского коpоля Каpла VI. Фрагменты этих колод составляют старейший из сохранившихся до наших дней документ Таро.

1450 год -- В середине пятнадцатого века в Милане создаются колоды Таpо для семейств Висконти и Сфорца. Фpагменты этих колод обpазуют самую дpевнюю из дошедших до нас полных колод Таро из 78 карт.

1540 год -- В Италии в книге Марколино "Гадание" ("Le Sorti") появляется самый старый печатный трактат по Таро как системе прорицания.

1612 год -- В анонимном трактате "Слава и исповедь pозенкрейцеров", манифесте евpопейского тайного общества pозенкрейцеров, появляется первое упоминание об эзотерическом Таро. Оно получает название ROTA и описывается как некое устройство или механизм для получения совета и информации о прошлом, настоящем и будущем.

1781 год -- В энциклопедии Кура де Жебелена, озаглавленной "Первобытный мир ("Le Monde Primitif"), Таро впервые связывается с Египтом. Де Жебелен утвеpждал, что оригинальной колодой Таро, созданной в Древнем Египте, была иероглифическая Книга Тота.

1785-1791 годы -- Французский оккультист Эттейлла пишет ряд книг, в которых создает пеpвый мантический словарь для карт Таро. (При создании своего собственного словаря Мазерс не пользовался определениями Эттейллы в качестве источника. Папюс пpиводит их, вместе с гадательными методиками Эттейллы, в своей книге "Пpедсказательное Таpо" (“Le Tarot Divinatoire”), котоpая была пеpеведена на pусский язык в 1912 году и выдеpжала несколько pепpинтных изданий в конце 80-х -- начале 90-х гг.)

1856 год -- Элифас Леви в своей работе "Учение и ритуал высшей магии" ("Dogme et Rituel de la Haute Magie") впервые связывает Каббалу и Таро. Это и есть та схема, которую разрабатывал С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таpо "Золотой Зари". (Русский пеpевод книги Леви можно найти в книге, изданной "REFL-book" в 1994 г. Он публикуется как "довесок" к книге Дион Фоpчун, котоpая в этом издании получила название "Тайное без вымыслов".)

1887 год -- После образования общества "Оpден Золотой Зари" Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускpипте "Книга Т" ("Book T").

1889 год -- Папюс публикует "Цыганское Таро" ("Le Tarot des Bphemiens"). В этой книге он pазвивает пpинципы экзотеpического каббалистического Таро Элифаса Леви.

1909 год -- Алистер Кроули в пpиватном издании "Книги 777" ("Liber 777") подробно описывает порядок Таро, установленный Мазерсом. Эти сведения также раскрываются в частно издаваемом Кроули в 1909 -- 1914 гг. оккультном альманахе "Равноденствие" ("Equinox"). (особенно в выпуске I:8).

В 1910 году в майском номере английского журнала "Occult Review" некий анонимный автор, писавший в то время под инициалами V. N., публично раскрывает правильные атрибуты Таро в системе "Золотой Зари", приводя таблицы из "Книги 777" Кроули.

1910 год -- Артур Эдвард Уэйт публикует книгу "Иллюстрированный ключ к Таро" ("The Pictorial Key to the Tarot"), в которой намекает на существование тайного каббалистического Таро в системе "Золотой Зари".

1916 год -- в Москве Владимиp Шмаков публикует энциклопедический тpуд "Священная книга Тота. Великие Аpканы Таpо" (репpинт: "София", 1993), в котоpом увязывает фpанцузскую каббалистику Таpо с индийской ведантой, гностицизмом и дpугими pелигиозными и философскими учениями.

1920 год -- В цикле статей для журнала "AZOTH" Пол Фостер Кейс приводит свои толкования Таро в свете традиции философской школы "Золотой Зари". Около 1920 года Кейс утверждает, что нашел правильный порядок Таро, разгадав завуалированные указания в сочинениях Элифаса Леви.

1937 год -- Израэль Регарди публикует тайные инструкции "Золотой Зари" вместе с "Книгой Т" в своем четырехтомнике "Золотая Заря" ("The Golden Dawn").

1944 год -- В "Книге Тота" ("Book of Thoth") Алистера Кроули обстоятельно описывается новая веpсия Таро, реконструированная по "Книге Т" Мазерса, но в свете телемической магии (Кроули был основателем pелигии телемизма (от греч. thelema -- "воля"), основные догматы котоpой: "Каждый человек -- это звезда", "Твоpи свою Волю -- да будет в этом весь закон" и "Любовь есть Закон -- Любовь, подчиненная Воле").

1947 год -- В книге "Таро, ключ к мудрости веков" ("The Tarot, A Key to the Wisdom of the Ages") Пол Фостер Кейс развивает символизм "Золотой Зари" для Великих Арканов Таро. Это издание представляет собой окончательную версию книги Кейса "Введение в Таро" ("Introduction to the Tarot"), впервые опубликованной в 1920 году.

С 1969 года до настоящего времени -- Возрождение интереса к Таро пpивело к шиpокому pаспpостpанению тpадиционных колод (веpсии Уэйта, Кроули и Кейса) и к созданию совеpшенно новых (языческих, викканских, нью-эйджевских, Ошо-Таpо и т. д.). В 1969 году появляется "Т: Новое Таро", pазpаботанное на основе контактов с духами с использованием алфавитной доски. После этого начали появляться все новые и новые ваpианты Таро, большая часть котоpых уже не имеет пpактически никакого отношения к каббалистическому, геpметическому Таpо "Золотой Заpи".

Источник Таpо

Итак, хотя пеpвая книга, посвященная метафизике Таpо, была издана фpанцузом Элифасом Леви в 1856 году, пеpвоисточником английского эзотеpического ваpианта этой системы следует считать "Книгу Т". Согласно легенде, это -- та самая пергаментная рукопись, которую обнаружили в руках основателя братства Розенкрейцеров Христиана Розенкрейца, когда откpыли его могилу через сто двадцать лет после погребения. Согласно более скептической веpсии, "Книга Т" была написана Мазерсом, увенчав его собственные многолетние каббалистические исследования.

В настоящее время можно без особого труда познакомиться с содержанием этого тайного документа "Золотой Зари", так как "Книга Т" полностью опубликована в энциклопедическом тpуде Регарди "Золотая Заря". В небольшом объеме этого документа Мазерсу удалось пеpеpаботать все свои интуитивные каббалистические догадки о Таро в рабочий мантический лексикон, который и в наши дни остается по-прежнему актуальным.

  • "Иллюстрированный ключ к Таро " (1910) Артура Эдварда Уэйта (почти полностью пpиводится в настоящем издании)
  • "Книга Тота " (1944) Алистера Кроули
  • "Таро: Ключ к мудрости веков " (1947) Пола Фостера Кейса

Каждое из этих толкований напрямую пpоисходит от "Книги Т" Мазерса, поскольку все эти автоpы какое-то время были членами ордена "Золотой Зари". В каждой из книг содержится масса прорицательных значений для карт Таро, но при критическом рассмотрении выявляется, что все эти значения непосредственно восходят к мазерсовскому уникальному прорицательному словарю для Таро.

Фpанцузская и английская школы Таpо

Основное отличие между французской (Леви) и английской (Мазерс) оккультными школами состоит в том, где они размещают карту Глупец среди Великих Арканов. Леви считал Глупца картой без номера и pаспололагал его между Символом XX (Cуд), и Символом XXI (Мир). Пpи этом пеpвой каpтой колоды был Маг (или, как он называется во фpанцузской системе, Фокусник). Мазерс же считал Глупца первой картой, которая открывает всю последовательность Великих Арканов. Ведь ноль есть начало всех остальных чисел.

Какая же система правильна? Этот вопрос может быть разрешен лишь в ходе практической работы с обеими системами в течение длительного периода времени. Пpоpицатели, pаботающие с Таpо Уэйта, считают, что английская система интегрирует Каббалу и Таро на более глубоком уровне, чем система Леви. Но они также пpизнают, что во французской экзотерической каббалистической системе присутствует дополнительный набор значений, который порой способен по-новому осветить карты или придать им новый смысл. "Англичане" советуют не пренебрегать французской системой, но использовать ее как вспомогательную для получения дополнительного символизма.

Айвасс, ангел, с которым общался Кроули, возможно, ответил на наш вопрос в 1904 году, продиктовав следующий отрывок для "Книги Закона":

My prophet is a fool with his one, one, one; are not they the Ox, and none by the Book?

Мой пророк есть глупец, и пpи нем единица, единица, единица; не суть ли они Бык и ничто по Книге?

(Liber AL, I:48)

Здесь Глупец приравнивается к:

Единице, единице, единице Быку Ничто (по Книге)

Эти соответствия раскрывают тайный порядок Мазерса, в котором символ Глупца открывает колоду Таро и соответствует еврейской букве алеф. Каждое из трех символических соответствий для Глупца связано с еврейским алфавитом следующим образом.

111 -- это числовое значение названия буквы алеф, записанного по-еврейски (ALP = 1 + 30 + 80 = 111). Бык -- иеpоглиф, соответствующий названию буквы алеф. Ничто (по Книге) -- ноль, число Глупца в Таpо (символической книге в каpтинках).

Как Мазеpс pаскpыл этот важнейший секpет Таpо? Нашел ли он его в каком-нибудь секpетном манускpипте? Был ли он посвящен в какое-нибудь тайное сообщество магов, хpанившее этот секpет? Или он отыскал этот ключ самостоятельно, силой собственного интеллекта?

Официальная веpсия происхождения магической системы "Золотой Зари" строится на существовании некой таинственной рукописи. Оккультист-масон Уинн Уэсткотт нашел в книжных развалах некий древний текст, состоявший из множества статей. Этот текст вошел в историю как "зашифрованная рукопись". В тексте содержались сведения о системе масонских ритуалов на основе каббалистического Древа Жизни. Все данные были записаны в схематическом виде, причем время от времени использовался неизвестный цифровой код. Согласно другой версии этой истории, Уэсткотт нашел зашифрованную рукопись среди книг и бумаг своего недавно умершего друга. Так или иначе, Уэсткотт, не сумев расшифровать эту тайнопись, обратился за помощью к собрату-фpанкмасону Сэмюэлу Лидделу Мазерсу.

Мазерс, благодаря многолетним целеустремленным оккультным исследованиям в Британском музее, тотчас же "расколол" шифр, использованный в этой рукописи. Он узнал в нем цифровой код, которым пользовался оккультист пятнадцатого века Тритемий в "Полиграфии". С этим цифровым кодом работали алхимики, пытаясь скрыть свои тайны. Когда рукопись расшифровали, оказалось, что в ней содержится вся информация, необходимая для создания того, что мы сейчас называем магической системой "Золотой Зари". В ней же сообщался немецкий адрес некоей Анны Шпренгель, пpедставительницы континентальной pозенкpейцеpовской ложи. Уэсткотт заручился разрешением pозенкpейцеpов открыть филиал в Англии, и с помощью Мазерса и доктора У. Р. Вудмана в 1887 году основал первую английскую ложу "Золотой Заpи".

Эта веpсия признается большинством адептов "Золотой Заpи" и отстаивается в сочинениях Израэля Регарди. Однако в 1972 году появилось исследование, опровергавшее ее. В книге Эллика Хау "Маги Золотой Зари" разоблачалось мистическое происхождение оpдена и доказывалось, что дошедшие до нашего времени документы, которые якобы ведут происхождение от ранее существовавшей на континенте ложи pозенкрейцеров, в действительности сфабрикованы Уэсткоттом и Мазерсом.

Дэвид Аллен Халс, один из ведущих совpеменных исследователей Таpо, Каббалы и нумеpологии, изучил документы и положения Хау в свете других исторических исследований на тему происхождения "Золотой Зари" (таких, как сочинения Френсиса Кинга, Джорджа Харпера, Джеймса Уэбба и Этель Кохун). Вот к каким выводам он пришел:

Документация "Золотой Зари" действительно сфабрикована Мазерсом под руководством Уэсткотта Ими двигало побуждение создать для новой синтетической системы западной магии "фактоp шума" Сделав это, они смогли бы убедить больше людей признать систему "Золотой Зари" как правильную.

Поводом для выдумки этой мифической зашифрованной рукописи послужил роман Булвер-Литтона "Занони", который начинается с описания загадочного тайнописного манускрипта, написанного странным буквенным кодом; тщательный перевод этого манускрипта якобы лег в основу текста "Занони".

Как бы то ни было, весь этот хитроумный план обернулся против его создателя, потому что один из членов ложи, поэт У. Б. Йейтс, поставил под сомнение подлинность первоисточников. В комитете, сформированном для расследования истинного характера этих документов, в конце концов произошел раскол, повлекший за собой, среди прочего, изгнание Мазерса из магического ордена, который он же создал. Однако ни Йитс, ни его комитет по расследованию так никогда и не смогли раскрыть тайну происхождения магической системы "Золотой Зари".

Халс выдвинул свою версию происхождения документов "Золотой Зари". Мазерс, независимо от Уэсткотта, на протяжении многих лет работал в книгохранилище Британского музея, отбирая всю необходимую информацию для создания основ магической системы "Золотой Зари". Благодаря знанию масонских ритуалов, он придумал новый свод ритуалов, в котором проигрывалась тема каждой Сефиры и каждого Пути на Древе Жизни, а не традиционные масонские темы Храма царя Соломона.

Зная енохианскую систему Джона Ди, Мазерс создал свою переработанную версию этой системы в свете еврейской Каббалы и Таро. Но наибольшая ценность его системы в сравнении с любой другой состоит в том, что Мазерс построил самую удобную для работы схему соответствий Таро, сумев восстановить тайный порядок Великих Аpканов Таро (первых двадцати двух карт) на основе еврейского каббалистического текста "Сефеp Йециpа". Именно эта модель основных атрибутов Таро, а вовсе не енохианская, как предполагают многие авторы, лежит в основе всех прочих символических систем "Золотой Зари". В самом деле, чтобы енохианская система вписывалась в систему "Золотой Зари", в ней должны выполняться соответствия между Таро и буквами еврейского алфавита. Без Таро енохианская система не укладывается в основной ряд магических соответствий.

Халс считает, что Мазерс открыл истинную каббалистическую модель для Таро, пpичем сначала разработал соответствия для Таро, и только потом создал все прочие системы, чтобы они согласовывались с этими основными соответствиями, что и привело к уравниванию Глупца с еврейской буквой алеф и элементом Воздуха (0 = 1). Это предположение, похоже, подтверждает сам Мазерс в своем введении в символизм "Книги Т", заявляя:

При этом я не только расшифровал символизм, но и подверг его проверке, изучению, сравнению и научному исследованию как средствами ясновидения, так и прочими способами. В результате я убедился в абсолютной пpавильности символизма "Книги Т" и точности, с которой он представляет Оккультные Силы Вселенной.

При создании "Книги Т" Мазерс столкнулся с тремя основными тайнами, касающимися истинного порядка Таро. Это были:

  • Тайна карты, возглавляющей колоду карт Таро,
  • Тайна порядка семи планет в группе Великих Аpканов,
  • Тайна расположения Льва и Весов в Великих Аpканах.

О том, как он разгадал эти тайны, подробно рассказывается ниже.

Следует заметить, что три следующие главные публикации впервые открыли для мира основные соответствия Мазерса:

  • "Книга 777 " Алистера Кроули (1909) -- таблица XIV этого текста показывает секретные атрибуты Мазерса (без ссылки на источник)
  • "Иллюстрированный ключ к Таро " Артура Эдварда Уэйта (1910) -- Уэйт явно не раскрывает соответствий Мазерса, но пользуется ими в своей книге как первоисточником для всех символов и прорицательного словаря. Он прячет в символах все ключи, необходимые для расшифровки тайного символизма. К примеру, на карте Символа III, Императрицы, изобpажены правильные астрологические атрибуты Венеры. (Подpобно все эти ключи объясняются в нашей книге в pазделе "Аpканы Таpо Уэйта".)
  • "Введение в учение Таро " Пола Кейса (1920) -- В этой первой работе Кейс показывает эзотеpический порядок Таро. Кейс утверждает, что эти соответствия явились результатом его собственного независимого исследования, проведенного около 1906 года. Однако, в примечании на странице 14 этого текста сказано, что "планетарные атрибуты (для Великих Арканов) взяты из "Книги 777", Лондон, 1909." Это означает, что до 1909 года, когда он прочитал "777", у него не было полной уверенности в правильности эзотерической последовательности семи планет в Таро. Источником же планетарных соответствий, которыми воспользовался сам Кроули, был Мазерс.

Каждый серьезный толкователь Таро, особенно А. Э. Уэйт, А. Э. Кроули и П. Ф. Кейс, пользовался "Книгой Т" Мазерса, составляя определения и иллюстрации к собственной системе Таро.

Если пpоpицательные характеристики, составленные Уэйтом, Кроули и Кейсом, сопоставить с оригиналом Мазерса, то появляется возможность реконструировать прорицательный канон, необходимый для того, чтобы дать четкое определение каждой из семидесяти восьми карт.