Изготовление деталей цилиндрической формы. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом — Гипермаркет знаний

6 класс Занятие №8.

Тема: Изготовление цилиндрических и конических деталей

ручным инструментом.

Цель: ознакомить учащихся с технологией изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом, научить правильно, изготавливать цилиндрические детали, воспитывать конструктивность и вариативность мышления.

Оборудование и инструменты: столярный инструмент, столярный верстак,

Рубанок, деревянные заготовки.

Ход урока.

    Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.

    Повторение пройденного материала .

    • Как нужно располагать отверстия для нагелей?

      Что такое нагель?

      Какие виды клеев вы знаете?

      Какие способы соединения деталей вы знаете?

      Что влияет на качество склеиваемых деталей?

    Изложение программного материала.

Детали цилиндрической формы, которые в попереч­ном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 1а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.

Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 1б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейс­мусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.

Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспо­соблении (призме) (рис. 1 д).



Рис. 1. Последовательность изготовления детали цилиндриче­ской формы ручным инструментом: а - выпиливание бруска квадратного сечения из доски; б - разметка торцов и граней заготовки; в - восьмигранная форма заготовки; г - шестнадца­тигранная форма заготовки; д - обработка круглой формы напиль­ником; е - зачистка шлифовальной шкуркой

Ребра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 1 в).

Еще раз проводят касательные к окружности, очер­чивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 1 г).

Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем на­пильниками с более мелкими насечками (рис.1 д).

Окончательно обрабатывают цилиндрическую по­верхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 1 е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.

Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 2 а), а затем проверяют его по линейке (рис 2 б).

Рис. 2 . Контроль диаметра круглой детали: а - измерение размера кронциркулем; б - отсчет размера по линейке

Последовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.

Маршрутная карта.

Изготовление черенка для лопаты.

п/п

Последовательность выполнения работы

Подберите (отпилите) брусок квадратного сечения

Разметьте диагонали на торцах, начертите окружность нужного диаметра

Разметьте заготовку с торцов на восьмигранник, начертите на ребрах рейсмусом стороны восьмигранника

Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения восьмигранника

Разметьте заготовку с торцов на шестнадцатигранник, начертите на ребрах по линейке стороны шестнадцатигранника

Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения шестнадцатигранника

Зачистите деталь рашпилем до получения цилиндрической формы

Проконтролируйте диаметр детали кронциркулем и линейкой. При необходимости обработайте до нужного размера

Разметьте длину конуса и его диаметр на торце детали

Сострогайте конус рубанком

Обработайте рашпилем фаску с другого торца детали

Зачистите изделие шлифовальной шкуркой

    Практическая часть.

    Разработайте чертеж и составьте маршрутную
    карту на изготовление изделия цилиндрической или кони­
    ческой формы.

    Разметьте и изготовьте черенок для лопаты
    по чертежу) и маршрутной карте.

    Текущий инструктаж.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Правильность закрепления заготовок.

Исправление типичных ошибок во время работы.

    Закрепление пройденного материала .

    Какова последовательность изготовления детали цилин­дрической и конической формы?

    Как измерить диаметр детали кронциркулем?

    Что записывают в маршрутной технологической карте?

    Заключительная часть.

Выставление оценок. Рефлексия.

Уборка рабочих мест и помещения мастерских.

6. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Детали цилиндрической формы, которые в поперечном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 22, а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.

Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 22, б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.

Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспособлении (призме) (рис. 22, д).

Ребра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 22, в).

Еще раз проводят касательные к окружности, очерчивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 22, г).

Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем напильниками с более мелкими насечками (рис. 22, д).

Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 22, е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.



Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 23, а), а затем проверяют его по линейке (рис 23, б).

Последовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали. В таблице 2 приведена маршрутная карта на изготовление черенка для лопаты.

На рис. 24 изображен чертеж черенка для лопаты.

Практическая работа

Изготовление изделия цилиндрической формы

1. Разработайте чертеж и составьте маршрутную карту на изготовление изделия цилиндрической или конической формы, например изображенного на рис. 11.

2. Разметьте и изготовьте черенок для лопаты по чертежу (рис. 24) и маршрутной карте (табл. 2).

Новые термины: Кронциркуль, маршрутная карта.

Вопросы и задания.

1. Какова последовательность изготовления детали цилиндрической и конической формы?

2. Как измерить диаметр детали кронциркулем?

3. Что записывают в маршрутной технологической карте?


Тема: Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.Цель: ознакомить учащихся с технологией изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом, научить правильно, изготавливать цилиндрические детали, воспитывать конструктивность и вариативность мышления.Учебно-воспитательные задачи:1. Сформировать у учащихся знания о графическом изображении деталей.2. Развивать познавательный интерес при работе с древесиной.3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к труду.Оборудование, наглядные пособия: столярный инструмент, столярный верстак, рубанок, деревянные заготовки, ножовки, плакаты по ТБ.Тип занятия: комбинированноеФорма обучения: групповая, практическая работа - индивидуальная деятельность.Методы: словесный, наглядный, практический.Ход урока.I. Организационный момент.Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.II. Повторение пройденного материала.На предыдущем уроке мы изучили тему «Графическое изображение деталей цилиндрической формы». А сегодня вы должны выполнить практическую работу «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом».III. Изложение программного материала.Детали цилиндрической формы, которые в попереч¬ном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 1а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 1б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейс¬мусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспо¬соблении (призме) (рис. 1 д).Рис. 1. Последовательность изготовления детали цилиндриче¬ской формы ручным инструментом: а - выпиливание бруска квадратного сечения из доски; б - разметка торцов и граней заготовки; в - восьмигранная форма заготовки; г - шестнадца¬тигранная форма заготовки; д - обработка круглой формы напиль¬ником; е - зачистка шлифовальной шкуркойРебра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 1 в).Еще раз проводят касательные к окружности, очер¬чивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 1 г).Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем на¬пильниками с более мелкими насечками (рис.1 д).Окончательно обрабатывают цилиндрическую по¬верхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 1 е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 2 а), а затем проверяют его по линейке (рис 2 б).Рис. 2. Контроль диаметра круглой детали: а - измерение размера кронциркулем; б - отсчет размера по линейкеПоследовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.Маршрутная карта.Изготовление черенка для лопаты.№ п/п Последовательность выполнения работы1 Подберите (отпилите) брусок квадратного сечения2 Разметьте диагонали на торцах, начертите окружность нужного диаметра3 Разметьте заготовку с торцов на восьмигранник, начертите на ребрах рейсмусом стороны восьмигранника4 Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения восьмигранника5 Разметьте заготовку с торцов на шестнадцатигранник, начертите на ребрах по линейке стороны шестнадцатигранника6Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения шестнадцатигранника7 Зачистите деталь рашпилем до получения цилиндрической формы8 Проконтролируйте диаметр детали кронциркулем и линейкой. При необходимости обработайте до нужного размера9 Разметьте длину конуса и его диаметр на торце детали10 Сострогайте конус рубанком11 Обработайте рашпилем фаску с другого торца детали12 Зачистите изделие шлифовальной шкуркойIV. Практическая часть. Разработайте чертеж и составьте маршрутнуюкарту на изготовление изделия цилиндрической или кони¬ческой формы. Разметьте и изготовьте черенок для лопатыпо чертежу) и маршрутной карте.V. Текущий инструктаж.Техника безопасности при работе с режущими инструментами.Правильность закрепления заготовок.Исправление типичных ошибок во время работы.VI. Закрепление пройденного материала.- Какова последовательность изготовления детали цилин-дрической и конической формы?- Как измерить диаметр детали кронциркулем?- Что записывают в маршрутной технологической карте?VІІ. Заключительная часть.Выставление оценок. Рефлексия.Уборка рабочих мест и помещения мастерских

Моделирование и конструирование из бумаги означает собой искусство создания масштабных моделей из бумаги.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит - нельзя добиться и успеха.

История вопроса

Бумага используется в моделировании с самого ее изобретения несколько тысяч лет назад. Истоки того, что мы называем моделированием из картона сегодня, уходят во Францию 15-го века, когда встретились и пошли рука об руку технология печати и технология изготовления бумаги. Первые модели представляли собой простейшие прямоугольные рисунки, которые вырезались и наклеивались на деревянные кубики в целях обучения детей. Надо сказать, что они дошли и до наших дней. Вначале преобладали, по понятным причинам, религиозные темы, однако за несколько веков, прошедших с тех времен, тематика значительно расширилась.

Пик увлечения картонным моделированием приходится на конец девятнадцатого - начало двадцатого веков, но к 20-м годам идет на спад. Причина заключается в начале массового производства наборов для сборки моделей из дерева и металла. Но начавшаяся вторая мировая война заметно подкосила выпуск деревянных танков в пользу настоящих и бумажные модели вновь начали завоевывать популярность.

Инструменты и материалы.

Главным материалом для изготовления моделей служит бумага. Можно использовать обычные листы формата А4 плотностью 65-80 г/м3, но если модель имеет большой размер, то лучше использовать более плотную чертежную или ватман (160-180 г/м3), для самых маленьких деталей можно попробовать (если конечно найдете, я не смог) папиросную. Для деталей из картона можно взять различные коробки из под продуктов или купить картон в канцелярском магазине.

Для работы также потребуются ножницы, циркуль, карандаш и линейка.

Базовые операции моделирования из картона, это:

· вырезание деталей с помощью ножниц или ножа;

· фальцовка (операция сгибания, складывания);

· формование (сборка);

· склеивание.

Некоторые тонкости.

Картонные детали после вырезания обрабатываются по контуру наждачной бумагой для стесывания неровностей.

Для того что бы согнуть картонную деталь или деталь из плотной бумаги точно по линии сгиба, проведите острым предметом (кончиком ножа, пустой шариковой ручкой, ножницами и т. п.) по линии, что бы остался след, но при этом не прорезая лист. После этого сгиб не станет заламываться и пойдет точно по прочерченной линии (эта операция называется биговка. Биговка - операция нанесения прямолинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего сложения по линии бумаги плотностью более 170 г/м². Сама бороздка носит название - биг. Биговка выполняется, если есть вероятность повредить бумагу путем обычного сгиба).


Если появилась необходимость свернуть деталь в трубку или плавно согнуть, то протяните ее одной стороной через угол стола или линейку, деталь выгнется в противоположную сторону.

Основными (базовыми) элементами картонных моделей являются цилиндры и конусы. Цилиндры могут быть в поперечном сечении квадратными или прямоугольными, что используется при моделировании зданий, или овальными - например, при сборке фюзеляжа самолета. Встречаются даже полигональные сечения, такой может быть, например, башня замка. Цилиндры могут иметь не параллельные стенки, предельным случаем такого цилиндра является конус. И вновь, конусы могут иметь квадратное основание (пирамиды), или округлое.

Первое знакомство детей с бумажным моделированием всегда начинается с простых геометрических фигур, таких как кубик и пирамида. Не у многих получается склеить кубик с первого раза, иногда требуется несколько дней, чтобы сделать поистине ровный и безупречный куб. Более сложные фигуры цилиндр и конус требуют в несколько раз больше усилий нежели простой кубик.

Для того чтобы склеить цилиндр необходимо:

Для начала возьмите циркуль и нужным вам радиусом проведите окружность. Затем, прибавьте к радиусу один сантиметр и проведите из этого центра еще одну окружность. Вырежьте заготовку по линии большей окружности. Прорежьте зубчики по линии окружности. Вершина зубчиков должна упираться в линию меньшего радиуса. Загните зубчики в одну сторону. У вас должно получиться, что-то наподобие круглого столика. Где роль ножек исполняют зубчики. Сделайте еще одну такую заготовку. Это будут крышки цилиндра.

По формуле, 2∏R, где R- радиус вашего цилиндра, высчитайте длину окружности, что будет соответствовать ширине заготовки. Длина заготовки будет равна высоте цилиндра.

Начертите прямоугольник с полученными размерами, прибавьте к длине окружности один сантиметр и проведите еще одну линию, это припуск для склеивания.

Смажьте сантиметровую полоску клеем и склейте цилиндр. Дайте ему высохнуть.

Возьмите крышки цилиндра, смажьте зубчики клеем и, вставив их внутрь цилиндра, приклейте к нему крышки. Все ваш цилиндр готов.

Тема: Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.

Цель: ознакомить учащихся с технологией изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом, научить правильно, изготавливать цилиндрические детали, воспитывать конструктивность и вариативность мышления.

Учебно-воспитательные задачи:
1. Сформировать у учащихся знания о графическом изображении деталей.
2. Развивать познавательный интерес при работе с древесиной.
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к труду.

Оборудование, наглядные пособия: столярный инструмент, столярный верстак, рубанок, деревянные заготовки, ножовки, плакаты по ТБ.

Тип занятия: комбинированное
Форма обучения: групповая, практическая работа - индивидуальная деятельность.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.

II. Повторение пройденного материала.
На предыдущем уроке мы изучили тему «Графическое изображение деталей цилиндрической формы». А сегодня вы должны выполнить практическую работу «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом».

III. Изложение программного материала.

Детали цилиндрической формы, которые в попереч¬ном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 1а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.
Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 1б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейс¬мусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.

Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспо¬соблении (призме) (рис. 1 д).

Рис. 1. Последовательность изготовления детали цилиндриче¬ской формы ручным инструментом: а - выпиливание бруска квадратного сечения из доски; б - разметка торцов и граней заготовки; в - восьмигранная форма заготовки; г - шестнадца¬тигранная форма заготовки; д - обработка круглой формы напиль¬ником; е - зачистка шлифовальной шкуркой
Ребра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 1 в).
Еще раз проводят касательные к окружности, очер¬чивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 1 г).
Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем на¬пильниками с более мелкими насечками (рис.1 д).
Окончательно обрабатывают цилиндрическую по¬верхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 1 е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.
Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 2 а), а затем проверяют его по линейке (рис 2 б).

Рис. 2. Контроль диаметра круглой детали: а - измерение размера кронциркулем; б - отсчет размера по линейке
Последовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали.

Маршрутная карта.
Изготовление черенка для лопаты.

№ п/п Последовательность выполнения работы
1 Подберите (отпилите) брусок квадратного сечения
2 Разметьте диагонали на торцах, начертите окружность нужного диаметра
3 Разметьте заготовку с торцов на восьмигранник, начертите на ребрах рейсмусом стороны восьмигранника
4 Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения восьмигранника
5 Разметьте заготовку с торцов на шестнадцатигранник, начертите на ребрах по линейке стороны шестнадцатигранника

Закрепите заготовку на верстаке и сострогайте ребра до получения шестнадцатигранника

7 Зачистите деталь рашпилем до получения цилиндрической формы

8 Проконтролируйте диаметр детали кронциркулем и линейкой. При необходимости обработайте до нужного размера

9 Разметьте длину конуса и его диаметр на торце детали

10 Сострогайте конус рубанком

11 Обработайте рашпилем фаску с другого торца детали

12 Зачистите изделие шлифовальной шкуркой

IV. Практическая часть.
 Разработайте чертеж и составьте маршрутную
карту на изготовление изделия цилиндрической или кони¬
ческой формы.
 Разметьте и изготовьте черенок для лопаты
по чертежу) и маршрутной карте.

V. Текущий инструктаж.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Правильность закрепления заготовок.
Исправление типичных ошибок во время работы.

VI. Закрепление пройденного материала.

Какова последовательность изготовления детали цилин-дрической и конической формы?
- Как измерить диаметр детали кронциркулем?
- Что записывают в маршрутной технологической карте?

VІІ. Заключительная часть.

Выставление оценок. Рефлексия.
Уборка рабочих мест и помещения мастерских