Как пройти темную ночь души ошо. «Тёмная ночь души» и духовное пробуждение

Феномен, известный как темная ночь души, испытывают многие из духовных искателей в своем .

Этот феномен может быть болезненным и пугающим процессом, но в то же время освобождающим и помогающим.

Чистка лука

Слова «ночь» может ввести в заблуждение. На самом деле, это процесс. Я сомневаюсь, что кто-то захотел испытать процесс очищения весь сразу. Продолжительность и интенсивность его определяется степенью необходимого очищения.

Подумайте об этом как о чистке лука. Каждый слой, который вы снимаете, заставляет слезиться ваши глаза. Вы останавливаетесь ненадолго, чтобы прийти в себя, и затем снимаете следующий слой.

В какой-то момент вы достигаете сердцевины и находитесь в центре вашего . Это самая трудная последняя часть процесса. Вы собираете все свои силы и способности, чтобы встретиться лицом к лицу с вашей главной проблемой (или проблемами).

Ваше высшее Я не позволит вам получить доступ к сердцевине пока вы не готовы.

Хорошая новость в том, что вы столкнулись с самым худшим. Ничего из того, что вы извлекли раньше во время этого процесса, никогда не будет таким сильным, как эта изначальная боль, испытанная вами.

Вы были достаточно сильны противостоять ей однажды, поэтому вы еще более способны отпустить ее сейчас. Как только происходит очищение, боль уходит навсегда .

Смерть эго

По существу, темная ночь души – это смерть зловредного эго. Я говорю «зловредного», потому что эго, по сути, не является плохим и нуждающимся в уничтожении.

Эго дает душе иллюзию отделения, чтобы мы могли исследовать творения, отличные от единого поля любви, из которого мы произошли.

Эго в его нынешнем виде, однако, является чрезмерно доминирующим. Мы живем в эгоцентрическую эпоху .

Культ эго празднуется через наше поклонение знаменитости, славе, богатству, поверхностной красоте и силе. Нарциссическое поведение часто вознаграждается в этой эго-ведущей обстановке.

Внешний мир является результатом проекции нашего злокачественного коллективного состояния. Само собой разумеется, эго недоброжелательно к процессу пробуждения и просветления.

Оно видит процесс пробуждения как угрозу самому своему существованию, и, во многом, это правильно. Как только вы начинаете больше вспоминать о своем божественном происхождении , привлекательность эго уменьшается.

В конечном счете, понимание своей божественности – это то, что разрывает власть эго над вами, и оно начинает исчезать. С точки зрения эго, это означает смерть.

Оно не собирается сдаваться без боя. Ключ – не сопротивляться эго . Но непротивление ему нелегко.

На самом деле ваше эго будет делать все, что в его силах, чтобы вернуть былую власть, но ваше высшее Я знает лучше.

Экзистенциальный кризис

Когда мы просыпаемся из тени нашей сонной жизни на Земле к безграничной, бесформенной, вечной природе души, формы и основанные на мыслях иллюзии нашей жизни начинают растворяться.

Само основание человеческого существования рассыпается, что приводит к экзистенциальному кризису веры .

Симптомы включают в себя:

  • глубокий самоанализ и тоску;
  • непонимание смысла и цели жизни;
  • ощущение, что жизнь бессмысленна;
  • изоляцию, чувство одиночества, оторванность от других;
  • тягу к смерти;
  • чувство пустоты, отсутствие радости.

Ваш экзистенциальный кризис может отрезать вас от других. Вы сами сражаетесь в своей внутренней битве . Это сродни депрессии, за исключением того, что она имеет духовный, а не психический характер.

Эго борется за свою жизнь, и таким образом оно сопротивляется процессу очистки. Помните, однако, эти симптомы обусловлены стремлением эго выжить.

Душа знает, что все имеет смысл, радость и красоту . После того, как вы замените свое эго вашей душой, жизнь снова становится яркой.

Очищение огнем

Когда территория вашего эго раскрывается, ваш внешний мир будет отражать ваши внутренние процессы. Все, что не служит вашему высшему благу, отпадает.

Хотя эта стадия может казаться разрушающей и болезненной, в действительности она помогает разрушить власть эго над вами, заставляя его отказаться от всего, что ему так дорого.

Это похоже на старую пословицу, которая говорит: «Берегись человека, которому нечего терять». Этот человек абсолютно бесстрашный.

Когда ты теряешь все, что ценно для твоего эго, его основанная на страхе удавка расслабляется.

Пожалуйста, заметьте, что я не пропагандирую, что вы должны потерять все. Я просто объясняю, что иногда случается во время процесса.

Например, если оказываетесь лицом к лицу с потерей (разводом, потерей работы или банкротством), знайте, что это случилось, чтобы ослабить власть эго над вами .

Чем более драматичны потери, тем быстрее процесс очищения. Как только вы освободитесь от эго-страха, вы освободите больше пространства в своем доме души для любви, мудрости, красоты и радости.

Воскрешение феникса

В определенный момент ситуация может показаться мрачной и безнадежной, но, как гласит старая мудрость: «Тьма сгущается перед рассветом». Я сравниваю это с погружением в темные глубины.

Вы чувствуете, как будто никогда не увидите свет дня снова, что все потеряно. Затем вдруг ваши ступни касаются дна, и вы способны оттолкнуться от земли и получить импульс двигаться назад к свету .

Вы уже почти прошли этот обучающий виток, и, когда вы всплываете на другой стороне темной ночи, вы вновь обретаете радость и красоту мира.

Вы феникс, прошедший. После того, как вы избавитесь от эго-страхов, вы родитесь заново как более свободная, счастливая, высоко вибрационная версия себя.

Темная ночь души: пути выхода из депрессии

1. Думайте о высоких перспективах.

Понимание, что темнота, страхи и эго – это все иллюзии . Вы дитя любви и света. Ваши настоящие переживания — просто сон, который снится вашей душе. Она хочет, чтобы вы лучше поняли любовь и свет, но это невозможно без контраста.

С момента понимания, что эго не реально, постарайтесь изменить его природу из нарциссичного диктатора в маленького испуганного ребенка. Тогда, когда это случится, любовь и природа займут место страха или возьмут над ним контроль.

2. Не сопротивляйтесь.

Не сопротивляйтесь этому процессу. Чем больше сопротивление, тем более болезненны симптомы. Помните, что все, чему вы сопротивляетесь, упорно сохраняется.

Не давайте своему эго ничего против себя. Просто следуйте с потоком . Помните: эго сражается за свою жизнь.

Вместо поиска, как разрушить его, любите его и учите его доверять вашему духу, чтобы сохранять вас в безопасности. Эго может переучиться.

3. Не привязывайтесь.

Отпускайте все, что больше не служит вашему высшему благу.

Не имеет значения, каким ужасным это может казаться, пока вы не позволите страшным, основанным на эго элементам, уйти из вашей жизни, ничего нового, поднимающего дух, не может прийти в нее.

Думайте об этом, как об очищении дома. Вы ведете свое судно в темноте, чтобы проложить путь к свету.

4. Обратитесь к духовным наставникам.

Заручитесь поддержкой духовных сфер.

Призывайте ваших духовных наставников: душу семьи, ушедших близких, ангелов, вознесенных мастеров, тотемных животных, мать Землю, отца Солнце, Создателя, Бога и Богинь, кого угодно, с кем вы резонируете.

Будьте открыты получению помощи в любых формах.

5. Ищите родственную поддержку.

Есть много других, кто сейчас переживает или недавно пережил темную ночь души. Просите ваших духовных наставников найти этих людей или помочь им найти вас.

Затем обратите внимание на сообщения, которые вы получаете интуитивно. Если незнакомец останавливается поговорить с вами, он или она может быть ваша родная душа .

6. Подарите себе любящую заботу.

Вам нужна дополнительная любовь и нежная забота прямо сейчас. Будьте вашим собственным лучшим другом . Разговаривайте с собой заботливо и с любовью.

Отпустите долги и обязательства, которые истощают вас. Установите здоровые границы для других. Ешьте здоровую пищу, пейте много чистой воды.

Отдыхайте, когда устаете и практикуйте упражнения на внимание, такие как йога, тай чи, цигун.

Энергетическая медицина также может помочь облегчить тяжесть и продолжительность симптомов. Прежде всего, никогда не забывайте, что вы драгоценное дитя божественного .

Духовное развитие человека — это длительный процесс; это путешествие по чудесным странам, богатое не только удивительными событиями, но и препятствиями, опасностями. Оно связано с процессами глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждения многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние пространства.

Поэтому не удивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычном клиническом наблюдении их легко спутать с расстройствами, происходящими от совсем иных причин. Между тем расстройства, о которых мы говорим, имеют совершенно особый смысл, они требуют иной оценки и лечения.

В наши дни эти расстройства, вызванные духовными причинами, встречаются все чаще. Появляется все больше людей, сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. Кроме того, духовное развитие современного человека в силу его большей разносторонности, и особенно вследствие сопротивления, вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом, чем в прежние времена. Поэтому целесообразно дать обзор нервных и психических расстройств, которые могут возникать на различных этапах духовного развития, и показать наиболее действенные методы их преодоления.

На пути к достижению полного духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного пробуждения и, наконец, «темная ночь души». Рассмотрим их по порядку.

Кризисы, предшествующие духовному пробуждению. Чтобы правильно оценить смысл странных внутренних переживаний, выступающих предвестниками душевного пробуждения, мы скажем несколько слов о психике среднего человека. Его как бы несет течением жизни. Он принимает жизнь такой, какой она приходит, не задаваясь вопросами о ее смысле, ценности и целях.

Для человека с низким уровнем духовного развития все сводится к осуществлению личных желаний, например, он стремится к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия. Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет свои личные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей, почтение к которым заложено в него воспитанием. При этом он не задумывается над тем, откуда взялись эти обязанности, как они соотносятся между собой и т.д. Он может считать себя верующим, однако его религиозность будет поверхностной и стереотипной. Чтобы жить со спокойной совестью, ему достаточно формально выполнять предписания своей церкви и участвовать в установленных обрядах. Короче говоря, обычный человек опирается, не задумываясь, на безусловную реальность обыденной жизни. Он крепко держится за земные блага, которые имеют для него позитивную ценность. Таким образом, земное существование практически является для него самоцелью. Даже если он верит при этом в будущий рай, вера его является чисто теоретической и академической. Да и попасть в этот «рай» он будет стремиться как можно позже.

Тем не менее может случиться, и время от времени это случается, что этот «обычный» человек претерпевает в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда эта трансформация наступает в результате многих разочарований, а нередко и сильного душевного потрясения, например, вследствие потери близкого человека. Однако порой она протекает без внешних причин: среди полного благополучия и благоволения судьбы возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты.

Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того, что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно приходит чувство нереальности, суетности будничной жизни. Личные интересы, которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как бы блекнут и теряют свою важность и ценность. На передний план пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни, о причинах явлений, которые прежде воспринимались как сами собой разумеющиеся — он размышляет об истоках собственного и чужого страдания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении и цели человеческого существования.

На этом этапе нередки заблуждения. Многие, не понимая смысла этого нового состояния души, рассматривают его как нагромождение причуд и болезненных фантазий, поскольку оно очень мучительно, всячески стараются его подавить. Боясь «сойти с ума», они делают все возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая, как им кажется, грозит от них ускользнуть. В ходе этой борьбы некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений.

Иногда таким путем им удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем. Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа, растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время, иногда даже через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания. Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота — еще невыносимее. Человек чувствует себя уничтоженным, все, из чего состояла его прежняя жизнь, кажется сном, опадает, как пустая оболочка. В то же время новый смысл еще не появился, и порой человек не просто ничего не знает о нем, но даже не подозревает о возможности его существования.

Часто к этому страданию добавляется еще моральный кризис, пробуждается и углубляется этическое сознание, человек терзается тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит себя и впадает в полное уныние.

Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о самоубийстве, прекращение своего физического существования кажется логическим разрешением внутреннего краха.

Отметим, что это лишь общая схема протекания подобных переживаний. В действительности здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии6 другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительных этапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис.

Эти проявления духовного перелома очень похожи на определенные симптомы при неврастении или психастении. В частности, одним из симптомов психастении является не что иное, как утрата функционирования в реальности, другим — деперсонализация. Сходство духовного кризиса с указанными заболеваниями усиливается еще и тем, что он вызывает те же физические симптомы: истощение, нервное напряжение, бессонницу, расстройства пищеварения и кровообращения.

Кризисы, вызванные духовным пробуждением. Установление связи между личностью и душой, сопутствующие ему потоки света, радости и деятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидно, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова.

Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично. Оно может само по себе вызывать сложности, расстройства и отклонения. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чья эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтирована, нервная система слишком нежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкое усиление духовных энергий.

Когда разум слишком слаб или не подготовлен, чтобы вынести духовный свет, или когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты. Возникает так называемое смещение уровней, перенос относительного на абсолютное, сферы личного — в духовный мир. Таким образом, духовная сила может привести к раздуванию личностного «я». Несколько лет назад мне представился случай наблюдать типичный крайний случай такого рода в психиатрической больнице Ванкона. Один из ее обитателей, симпатичный старичок, спокойно и упорно утверждал, что он Господь Бог. Вокруг этого убеждения он соткал полотно фантастических идей о небесных воинствах, которыми он повелевал, о великих делах, им совершенных, и так далее. Во всем остальном он был прекрасным и любезнейшим человеком, всегда готовым услужить врачам и больным. Его разум был очень ясен и внимателен. Он был так добросовестен, что его сделали помощником аптекаря.

Аптекарь доверил ему ключ от аптеки и приготовление лекарств, и от этого не было ни малейших неприятностей, если не считать исчезновения сахара, который он изымал из запасов, чтобы доставить удовольствие некоторым пациентам. С обычной медицинской точки зрения нашему больному следовало бы поставить диагноз: простой случай мании величия, параноидального заболевания. Но в действительности все эти формулировки являются лишь описательными, вводящими в какие-то клинические рамки. Мы не узнаем из них ничего определенного о природе, об истинных причинах данного расстройства. А нам важно знать — не стоят ли за идеями больного более глубокие психологические мотивы.

Мы знаем, что восприятие реальности духа и внутреннего его единства с человеческой душой вызывает у человека, который это переживает, чувство внутреннего величия, роста, причастности к Божественной природе. В религиозных учениях всех времен мы находим многочисленные свидетельства этого. В Библии сказано кратко и ясно: «Знаете ли вы, что выбоги?». Блаженный Августин говорит: «Когда душа человека любит, то она становится подобна тому, что любит». Когда она любит земное, то становится земной, но когда она любит бога, не становится ли она Богом?

Сильнее всего полная тождественность человека — духа в его чистом бытии — с высшим духом выражена в философии Веданты. Как бы мы ни воспринимали это отношение между индивидуальным и универсальным — как полную тождественность по сути или как подобие, как причастность или как единство, — и в теории, и на практике нужно четко осознавать безмерную дистанцию между духом в его чистом бытии и обычной личностью.

Первое — это основа, или центр, или ………..(индивидуальность?), второе — это наше маленькое «я», наше обыденное сознание. Пренебрежение этим различием ведет к нелепым и опасным последствиям. Именно это позволяет понять душевное расстройство описанного выше больного и другие, не столь крайние формы самовозвышения и самообожествления. Болезненное заблуждение тех, кто становится жертвой подобных иллюзий, заключается в том, что они приписывают своему преходящему «я» качества и способности высшего духа.

Речь идет о смешении относительной и абсолютной реальности, личного и метафизического уровней. Подобное понимание определенных случаев мании величия может дать ценные указания к их лечению. А именно: совершенно бесполезно доказывать больному, что он не прав, что он заблуждается, высмеивать его. Это может только вызвать раздражение и возбудить его.

Предпочтительна другая линия поведения: признать реальность, которая содержится в его идеях, а потом со всем терпением попытаться объяснить больному его заблуждения.

В других случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапное внутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку, которая проявится бурно и беспорядочно, в виде криков, плача, пения и возбужденных действий.

Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру.

У некоторых людей высокого уровня, но слишком сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью. На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено — отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению.

У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Они имеют видения высших ангелообразных существ, слышат голоса или испытывают автоматическое побуждение к письму. Значение таких сообщений может быть различным. В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного пиитета, который может внушать необычность источника их информации.

Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию — истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам.

Следует заметить, что независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, ибо могут в значительной степени нарушить равновесие чувств и разума.

Спады, следующие за духовным пробуждением. Через некоторое время после духовного пробуждения обычно возникает спад. Мы уже говорили о том, что гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение внутренней уверенности. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари.

И в самом деле, нет ничего более радостного для сердца и более утешительного, чем соприкосновение с пробужденным, который находится в таком состоянии благодати. Кажется, что прежняя его личность с ее острыми углами и неприятными сторонами исчезла, а нам улыбается новый человек, исполненный симпатии, стремления принести радость и быть полезным окружающим, разделить с ними полученные духовные сокровища, которые он не может объять в одиночку.

Это состояние радости может продолжаться более или менее долго, но ему, конечно же, приходит конец. Повседневная личность с ее глубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, она как бы заснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, поток духовного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.

Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь «мусор», поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.

Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже, безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из бессознательного.

Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными «сказками». Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя божественная тоска. В целом реакция крайне болезненна, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.

Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того, что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для преодоления трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со стороны.

Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и потом медленно, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что пережитый спуск или «падение» — естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный подъем.

Кризисы на стадии духовного преображения. Упомянутый подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу активного ощущения с целью устранения препятствий потоку духовных сил; фазы развития внутренних способностей, прежде скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение которых личность должна безмолвно и кротко давать духу работать с собой, мужественно и терпеливо перенося неизбежные страдания.

Это время, полное перемен, когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга. Нередко силы человека на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями внешней личностной жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности, скорее всего придет к выводу, что он как бы стал «хуже», «стоит» меньше, чем раньше.

Так внутренние проблемы духовно развивающегося человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи, друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.

Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут состояние человека в этой ситуации, они могут оказать ему важную помощь, избавить его от лишних страданий.

Речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.

В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины, в которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед семьей и обществом, профессиональные обязанности — так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему задача очень трудна. Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами, которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не прерывая движения поездов ни на один час.

Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница, подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим симптомам. Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на душевно-духовные корни недуга.

Иногда эти расстройства происходят от перегрузки — от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить духовное развитие. Следствием таких усилий становится не трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными энергиями.

Их же личностная задача — призвать к себе эти силы через внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние души, стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа. Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать развертывания духовного действия в душе.

Другая, в некотором смысле, противоположная трудность — справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив, слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает внутренние расстройства.

Так, сильный электрический поток плавит проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.

Темная ночь души .

Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние «темная ночь души». Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией.

Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение — совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности «темной ночи души».

Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины и глубокое духовное значение.

Вслед за этим так называемым «мистическим распятием» или «мистической смертью» наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое.

Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях, внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий.

Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных влечений с сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то противодействием их собственным эгоистическим требованиям или желаниям. Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит восстановить внутреннюю гармонию и здоровье.

В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в действительности — лишь временные реакции, как бы «отходы» органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением. Четвертое.

Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее путешествие. Предвидение победы — очень большая побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим спутникам.

Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе благость победившей и освобожденной души, которая сознательно причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его, совершенство, которое являет собой картина освобожденного человечества, — новорожденного творения, полного божественного ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили слова святого Францизска Ассизского: «В ожидании блаженства — любая мука — наслаждение…»

Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину, где люди «трудятся в поте лица». Если взглянуть на проблему с точки зрения медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе. Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно различны и в определенном смысле даже противоположны.

Соответственно и лечение их должно быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют, как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к той внутренней и внешней адаптации, которой требует нормальное развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает собственной доброй воли справляться с трудностями обычной семейной или социальной жизни. Сами того не осознавая, они ищут в бегстве в болезнь освобождения от своих обязанностей. В других случаях причиной болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее болезнью.

Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания. Страдания же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят выраженно прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями.

Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно реальными способами. При недугах первого рода врач должен помочь больному вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок, искаженного представления о реальности. Его задача — привести человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей. Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный психосинтез.

Что касается второй группы недугов, то задача внутренней гармонизации — лечения — состоит в том, что новые духовные энергии были ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь идет о духовном психосинтезе вокруг более высокого внутреннего центра.

Очевидно, что методы лечения, подходящие для больных первой группы, непригодны и даже иногда вредны для пациента второго типа. Врач, не понимающий проблемы последних, не знающий даже о возможностях духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не облегчить трудности.

Такой врач способен обесценить или осмеять неуверенные еще духовные стремления пациента, рассматривая их как пустые фантазии или, в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью пациент придет к выводу, что лучшее для него — ужесточить личностную защиту и полностью игнорировать голос души. Но от этого его состояние только ухудшится, борьба — обострится, освобождение — замедлится.

Напротив, врач, который сам идет по пути духовного развития или, по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении души. И это явится сутью лечения.

Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути, чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он обязательно выйдет из него.

На четвертой стадии, когда человек попадает в «яму» на пути восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл его внутреннего переживания и то, как следует вести себя в данной ситуации; во-вторых, показать, как человек может управлять глубинными влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного, в-третьих, помочь в преобразовании и использовании собственных психических энергий; в-четвертых, научить овладевать входящим в его сознание потоком духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство и сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при собственном психосинтезе.

В период «темной ночи души» помощь особенно затрудняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он погружен в свои страдания, и свет духа не достигает его сознания. Единственное, что можно сделать, — это неустанно повторять, что состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь бы тяжкими они ни были, обладают такой духовной ценностью, содержат в себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет благословлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с покорностью и смирением.

Следует заметить, что описанные психологические и духовные средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно облегчило страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают целительные силы природы: здоровое питание, упражнения по релаксации, соприкосновение с природными элементами, подходящий ритм различных видов физической и психической деятельности.

В некоторых случаях лечение затруднено тем, что у пациента наблюдается смещение прогрессивных и регрессивных расстройств. Это — случаи неравномерного и дисгармоничного внутреннего развития. Такие люди одной частью своей личности могут достигать высокого духовного уровня, а другой — оставаться рабами детской зависимости или бессознательных «комплексов».

Впрочем, можно сказать, что при тщательном анализе проблемы регрессивного рода обнаруживаются у большинства идущих по духовному пути и почти у всех так называемых «нормальных» людей. Тем не менее, обычно регрессивные или прогрессивные проявления заболевания решительно преобладают. Вместе с тем всегда нужно считаться с возможностью того, что в недуге соединяются симптомы обеих групп, каждое отдельное расстройство нужно исследовать и интерпретировать, чтобы понять его истинную причину и найти подходящее лечение.

Из вышесказанного очевидно, что для эффективной помощи при нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе духовного развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии, и серьезного исследователя духовных путей, а еще лучше — странника на этих путях. В наше время тот или другой опыт редко объединяются в одном человеке. Но поскольку нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди, способные к такой работе, должны готовить себя к ней.

Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения. Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество лишних страданий, и многие странники на пути духа легче достигли своей высокой цели: соединения с Божественным.

7
Янв

Отрывок из ченнелинга Адамуса Сен-Жермена, переданного через Джеффри Хоппе. .

… Ученик лежал в своей кровати, возможно, после худшего периода в своей жизни. Он прошел через 21 день непрекращающейся болезни, ментального хаоса, безнадежности и полного непонимания того, что делать, и где он находился. В течение этих дней он был совсем один, наедине с самим собой, и большую часть времени даже не мог сам поесть – в таком состоянии хаоса он находился.

Все началось с того, что его физическое тело заболело. Возможно, гриппом или простудой, но ни один из симптомов не подходил. Была полная путаница. Он не хотел идти к врачу, потому что знал по своему опыту, что очень немногие врачи действительно понимали, что происходит с тем, кто проходит через свое просветление.

Так он лежал в течение 21-го дня в своей кровати, не понимая, сон это или явь, что реально, а что нет.

Это был кошмарный опыт – оказаться лицом к лицу с самим собой в самых темных и худших вариантах, какие только можно себе представить, в то время как его тело находилось в состоянии ужасной боли. Часто – в поту, часто – в таком холоде, что никакое одеяло или огонь не могли облегчить его глубокой внутренней агонии.

Это был самый наихудший из периодов. И были моменты, когда ему хотелось избавиться, освободиться от физического тела. Моменты, когда он ругал и проклинал тот факт, что он вообще когда-то подумал о пробуждении. Потому что теперь, в течение этих 21-го дня ужасной физической и ментальной агонии, никакие слова, услышанные им от учителей или прочтенные в книгах, не имели смысла и не могли хоть как-нибудь исправить то положение, в котором он оказался.

Патрик был одинок и несчастен.

См. также

По завершении 21 дня он начал выходить из этой ужасной тьмы, в которой он находился, по-прежнему не уверенный, кем он был, и что произошло. Он был полон сомнений. Его переполняла неопределенность и все еще большой конфликт. Но он чувствовал, что произошел какой-то сдвиг за эти три недели. Что-то изменилось.

Вдруг перед ним появился Мастер. Патрик, ученик, раздраженно подумал: «Мне это не нравится, Мастер просто неожиданно появляется. Я не слышал шагов. Он не постучал в дверь и не сообщил о своем приходе, и в этом состоянии или положении я даже не понимаю, присутствует ли он здесь физически или нет».

Но другая его часть была рада, что Мастер пришел. Происходило своего рода возвращение к тому, что можно назвать нормальным состоянием, к тому, что он мог распознать. И тот факт, что Мастер был здесь, мог означать либо, что он прошел через этот очень сложный период, либо что он был мертв.

Он спросил громко: «Дорогой Мастер, мне кажется, я умер. Это так?». Мастер сделал глубокий вдох, взглянул на кровать, где лежал Патрик, и на мгновение почувствовал небольшую грусть. Потому что вспомнил свои собственные очень тяжелые и трудные времена – точно также он был разорван на части во всех смыслах, был потерян и чувствовал, что побывал в своем аду.

Мастер посмотрел на Патрика и сказал: «Нет, друг мой, ты не умер. Ты вполне жив. Можно сказать, что до этого опыта, прежде, ты был действительно мертв. Ты жил в ограничениях. Ты жил в состоянии страха. Ты жил, не осознавая истинное «Я Есмь» – и это, по мне, большая смерть, чем просто отпустить физическое тело. Но нет, мой дорогой друг Патрик, ты прошел через это. И ты очень, очень живой».

Патрик сделал глубокий вдох и почувствовал огромное облегчение, узнав, что он был все еще жив. Он выдержал этот очень трудный 21 день.

Патрик сказал Мастеру: «Мастер, будет ли это последний раз, когда я испытал этот непрекращающийся суровый хаос в своем теле и разуме?»

Мастер сделал глубокий вдох и ответил: «Нет, Патрик, это не последний раз. Даже Мастера, даже Вознесенные Мастера будут проходить через периоды, подобные этому. Это очищение. Это освобождение.

Потому что до тех пор, пока ты связан с Землей, связан с человеческим телом и с другими людьми, ты всегда будешь накапливать этот жир, эту смолу, эту грязь и дисбалансы колебательного состояния…

… Так что ты будешь проходить через это. Но хорошая новость в том, что в будущем ты будешь делать это уже как наблюдатель. Ты не будешь так глубоко вовлечен и не будешь задавать себе вопрос, пройдешь ли ты через это. Ты уже будешь знать, что пройдешь.

Да, тело может заболеть, и да, может быть время, когда разум запутается. Но, как наблюдатель, как Мастер, ты поймешь, что ты уже проходил через это. Не будет вопроса – сработает это или нет. Да, это уже однажды сработало. И дело лишь в том, чтобы позволить пройти этому очень естественному процессу – этому очищению и обновлению».

Патрик сказал Мастеру: «Но разве я не могу сделать это в другой реальности или в другом измерении? Почему это должно происходить здесь, в этом измерении, и, следовательно, должно быть таким трудным?».

И Мастер ответил Патрику: «Потому что ты накапливаешь это здесь. Ты походишь через опыт здесь. Поэтому ты не можешь забрать это в другое измерение, чтобы очистить себя. Ты должен делать это изнутри.

Но повторяю, помни, дорогой Патрик, что когда ты снова будешь проходить через подобные опыты в будущем, ты будешь наблюдателем. Понимаешь, здесь, в этот 21 день, через который ты прошел, ты не был наблюдателем. Ты был, можно сказать, жертвой. Ты был так глубоко погружен туда, что не мог видеть, что уже прошел через это.

Ты находился так глубоко в опыте боли, сомнений и страха, что не мог видеть, что в действительности это было время обновления и очищения. Твои сомнения затуманили твои истинные мысли, твое истинное знание и твое «Я Есмь» до такой степени, что ты забыл о том, кем ты был, и о своем «Я Есмь», Патрик. И вот это больше не повторится».

Патрик сделал глубокий вдох, вдох облегчения – зная, что ему больше никогда не придется снова проходить через такой уровень сомнений и страданий.

См. также

Когда он глубоко вдохнул, он подумал о следующем вопросе к Мастеру. И он спросил: «Так кто я теперь? Чем я буду теперь, когда я прошел через глубочайшую, самую беспощадную и безжалостную трансформацию? Кем я теперь буду?»

И Мастер задумался на мгновение, вспоминая свое собственное время, когда он задал этот же самый вопрос – «Что будет дальше? Теперь, когда старая личность была полностью уничтожена? Теперь, когда любые связи со «старым Я» были полностью разорваны, что будет дальше?».

Мастер улыбнулся, вспоминая, как давным-давно он спрашивал то же самое у своего Мастера. Он глубоко вдохнул и сказал: «Патрик, ты так старался держаться за свою старую личность. Не смотря на то, что ты говорил, будто находишься на духовном пути, не смотря на то, что ты говорил, что выбираешь просветление – каждый раз, когда просветление приходило к тебе или пыталось прийти к тебе, каждый раз, когда истинное осознание стояло прямо перед тобой, ты продолжал держаться за старую личность.

Старая личность была ограниченной. Старая личность не была спящей или не пробужденной – она просто была сильно ограниченной. Ты так усердно старался сделать эту старую личность просветленной. Ты пытался сделать старого Патрика просветленным существом, вместо того, чтобы позволить ВСЕМУ тебе, всему Я Есмь быть просветленным.

Ты называл это стремлением к просветлению, а на самом деле ты просто пытался сделать жизнь Патрика немного легче и немного лучше. Ты жил в величайшей дуальности, в которой только может жить человек – в дуальности, где, с одной стороны, ты говорил, что хочешь свободы, просветления и осознания, в то время как, с другой стороны, делал все что мог, чтобы держаться за свои ограничения, свою старую личность, свою духовность, свое старое я.

Разве не удивительно, Патрик, разве не удивительно, что эти прошедшие несколько лет твоей жизни были мучительными во многих смыслах? Разве не удивительно, что ты чувствовал, будто был ненастоящим с Собой во многих смыслах? Разве не удивительно, что ты постоянно был рассинхронизирован с собой, так же как и с остальным миром, эти прошедшие пару лет?

Разве не удивительно, что твой уровень энергии был низким, потому что твоя энергия шла на усилия в попытках защитить старую личность – защитить ее от внешнего мира, защитить от себя, защитить ее даже от своего просветления. Твоя энергия уходила на все щиты и стены вокруг тебя, на игры и притворство. Поэтому ты был измучен и растерян.

Так много лет ты жил в состоянии огромного внутреннего конфликта, великого сражения с собой, пытаясь делать правильные вещи, пытаясь быть духовным, в то же самое время, осознавал ты это или нет, пытаясь просто приукрасить свою старую личность.

Вот почему ты и многие, кто пришел до тебя, оказались в подобной ситуации – двадцать один день, иногда даже дольше, интенсивного, непрекращающегося, беспощадного… сострадания.

С этого момента, больше нет Патрика, пока ты не захочешь, чтобы Патрик был. Но теперь ты больше не ограничен одним выражением или одной личностью. Ты ничто. Ты больше не существуешь. Ты был разрушен и вырван из существования. Ничего не осталось. С этого момента ты ничто.

Но ничто похоже на молчание. В молчании нет тишины. Ничто – это как ВСЕ, чем ты хочешь быть. Больше нет привязки к тому, чтобы быть лишь Патриком. Нет привязки к тому, чтобы просто создать себе лучшую жизнь, и определенно нет привязки к тому, что называется просветлением или духовностью. Это было в большой степени частью игры для Патрика, чтобы укрепить и приукрасить старую личность.

Красота и величие этого в том, что ты действительно получил просветление. В конечном итоге оно пришло к тебе. В конечном итоге, после всей беспощадности и всего разрушения старой индивидуальности, ты действительно его получил.

Ты становишься всем в этом ничто. Тебе больше не нужно фокусироваться на Патрике. Ты больше не единичен. Ты больше не просто жив или просто мертв. Ты становишься всем. Ты больше не мужчина или женщина.

Красота этого «ничто» в том, что это освобождает тебя. Освобождает для истинного действия сознания. Другими словами, дорогой «бывший» Патрик, отныне, что бы ты ни выбрал, какое бы сознание ни выбрал, эту роль можно сыграть. Понимаешь, прежде, в этом очень ограниченном состоянии Патрика, это не было ролью. Это была его реальность. Ты не видел себя играющим роль. Ты видел себя просто живущим.

Но когда, наконец, позволяешь свое осознание – это похоже на освобождение сознания. И в этот момент ты можешь действовать, можешь быть всем, чем захочешь. Ты можешь быть волшебником, магом. Ты можешь быть простофилей. Ты можешь быть ими вместе одновременно.

Ты можешь быть воплощенным Мастером и можешь быть тем, кто полностью не осознает, что есть что-то вне его поля зрения. И ты можешь быть и тем, и другим одновременно. Ты можешь быть изобильным и ограниченным одновременно.

Красота в том, что теперь ты освободил себя, чтобы действовать так, как тебе захочется, и осознавать это. Понимаешь, прежде в действительности ты не был сознательным. Ты не осознавал. Прежде ты был так единичен, что не осознавал ничего, кроме выживания Патрика.

Теперь, когда ты свободен от этого, ты можешь делать и быть всем, чем захочешь. Это действительно сознание в действии, осознанность, выражаемая, как тебе захочется. Это, мой дорогой Патрик – свобода.

Представь на мгновение, что ты не заперт в единственном определении себя. Представь на мгновение, что больше нет этого огромного конфликта с самим собой, а вместо него свобода действий и применения сознания к чему угодно.

Патрик глубоко вдохнул и сказал: «Так я теперь просветленный, дорогой Мастер? Я просветленный?».

Мастер глубоко вдохнул, улыбнулся и ответил: «Если ты это выбираешь».

… На этом заканчивается мой рассказ, еще один рассказ из моей будущей, всемирно известной, популярной книги «Мемуары Мастера». И это ваша история. Примете ли вы ее буквально или образно — это ваша история. История о прохождении через великую внутреннюю битву с самим собой, когда вы говорите, что сделаете все ради пробуждения. А на самом деле просто пытаетесь пробудить своего «Патрика», свою индивидуальность, свою старую личность.

Красота просветления в том, что оно естественно. Его нельзя контролировать, даже вашему «Патрику». Его невозможно контролировать – даже тому «Патрику», пытающемуся сделать жизнь немного лучше.

Ваше просветление здесь не потому, что вы просили о нем. Ваше просветление здесь не потому, что вы молили о нем, или потому, что вы искренне его желаете. Оно здесь потому, что это то, кто вы есть на самом деле.

Cм. также

Вы не можете манипулировать или управлять вашим просветлением. Но, мои дорогие друзья, оно безжалостно. Оно беспощадно в своем сострадании. Оно освободит вас из ваших ограничений. Оно дарует вам вашу свободу, и не важно, что для этого потребуется — сколько мучительных ночей, сколько болезней, сколько страданий, плохих отношений или чего-то еще. Оно здесь в сострадании.

… На самом деле это возвращение осознания своей истинной природы, своего истинного Я Есмь, которое вовсе не является «Патриком», которое выходит далеко за пределы «Патрика», произойдет в любом случае, рано или поздно, с каждым человеком на Земле…

Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь в нем. Позвольте его. Вы осознаете, что даже темные дни и ночи, вы осознаете, что даже эта мучительная внутренняя дуальность находится здесь по своей причине. Не в качестве урока. Не для того, чтобы что-то доказать вашему «Патрику». Они здесь в величайшем сострадании просветления и реализации. Реализации, которая, можно сказать, уже здесь. Нет ничего нового. Все дело лишь в позволении.

… Вы можете пройти через свою собственную версию опыта Патрика. Ужасно. Ужасно. Чувствовать, будто вас разрывает на части, не знать, выживете ли вы. Ну, я скажу вам сейчас – вы выживете. Я скажу сейчас, что вы можете сделать глубокий вдох и быть наблюдателем. Перестаньте пытаться притвориться, что этого не происходит. Перестаньте пытаться замаскировать и скрыть это. Это здесь по своей причине.

Перестаньте думать, что вы делаете что-то неправильно. Нет. Нет, на самом деле нет. Вовсе нет. Это очищение, это освобождение, которое пришло к вам.

Оно помогает вам осознать, что не Патрик пробуждается. Это ВЫ.

… Давайте сделаем глубокий вдох и почувствуем, что если вы просто расслабитесь и позволите, вы осознаете, что все хорошо во всем Творении.

Спасибо, мои дорогие друзья. Я Адамус в таком скромном служении вам. Спасибо. Спасибо.

__________________________________________

Оригинальный англоязычный текст на официальном сайте Алого Круга
Русский перевод: SaLexx & SafIra

.

Дyховное pазвитие человека — это длительный пpоцесс; это пyтешествие по чyдесным стpанам, богатое не только yдивительными событиями, но и пpепятствиями, опасностями. Оно связано с пpоцессами глyбокого моpального очищения, полной тpансфоpмации, пpобyждения многих не использовавшихся pанее способностей, pоста сознания до немыслимого пpежде ypовня, pасшиpения его на новые внyтpенние пpостpанства. Поэтомy не yдивительно, что столь важные изменения пpоходят pазличные кpитические стадии, котоpые неpедко сопpяжены с неpвными, эмоциональными и yмственными pасстpойствами. Пpи обычном клиническом наблюдении их легко спyтать с pасстpойствами, пpоисходящими от совсем иных пpичин.{jcomments on}

Роберто Ассаджиоли (1888 - 1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом». Ряд принципов психосинтеза изложены в публикуемой нами работе. Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание. Не учет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека. Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами.

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

В работе «Духовное развитие и нервные расстройства» поднимается проблема, которая со всех точек зрения приобретает сегодня громадное значение. И не только для продвинутых духовных людей, но именно для массового сознания, ведь хлынувшие на Землю космические энергии сделали необходимость духовного продвижения категорическим императивом для каждого без исключения человека.

Темная ночь дyши

Чтобы пpавильно оценить смысл стpанных внyтpенних пеpеживаний, выстyпающих пpедвестниками дyшевного пpобyждения, мы скажем несколько слов о психике сpеднего человека. Его как бы несет течением жизни. Он пpинимает жизнь такой, какой она пpиходит, не задаваясь вопpосами о ее смысле, ценности и целях. Для человека с низким ypовнем дyховного pазвития все сводится к осyществлению личных желаний, напpимеp, он стpемится к богатствy, yдовлетвоpению своих влечений и честолюбия. Человек, дyховный ypовень котоpого несколько выше, подчиняет свои личные склонности выполнению тех семейных и гpажданских обязанностей, почтение к котоpым заложено в него воспитанием. Пpи этом он не задyмывается над тем, откyда взялись эти обязанности, как они соотносятся междy собой и т.д. Он может считать себя веpyющим, однако его pелигиозность бyдет повеpхностной и стеpеотипной. Чтобы жить со спокойной совестью, емy достаточно фоpмально выполнять пpедписания своей цеpкви и yчаствовать в yстановленных обpядах. Коpоче говоpя, обычный человек опиpается, не задyмываясь, на безyсловнyю pеальность обыденной жизни. Он кpепко деpжится за земные блага, котоpые имеют для него позитивнyю ценность. Таким обpазом, земное сyществование пpактически является для него самоцелью. Даже если он веpит пpи этом в бyдyщий pай, веpа его является чисто теоpетической и академической. Да и попасть в этот «pай» он бyдет стpемиться как можно позже.

Тем не менее может слyчиться, и вpемя от вpемени это слyчается, что этот «обычный» человек пpетеpпевает в своей дyшевной жизни внезапнyю тpансфоpмацию, котоpая застает его вpасплох и пyгает. Иногда эта тpансфоpмация настyпает в pезyльтате многих pазочаpований, а неpедко и сильного дyшевного потpясения, напpимеp, вследствие потеpи близкого человека. Однако поpой она пpотекает без внешних пpичин: сpеди полного благополyчия и благоволения сyдьбы возникает неопpеделенное беспокойство, чyвство неyдовлетвоpенности и внyтpенней пyстоты. Человек стpадает от отсyтствия чего-то неопpеделенного, того, что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно пpиходит чyвство неpеальности, сyетности бyдничной жизни. Личные интеpесы, котоpые до сих поp занимали человека и целиком заполняли его, как бы блекнyт и теpяют свою важность и ценность. Hа пеpедний план пpобиваются новые вопpосы: человек начинает pазмышлять о смысле жизни, о пpичинах явлений, котоpые пpежде воспpинимались как сами собой pазyмеющиеся — он pазмышляет об истоках собственного и чyжого стpадания, об опpавдании человеческого неpавенства, о пpоисхождении и цели человеческого сyществования.

Hа этом этапе неpедки заблyждения. Многие, не понимая смысла этого нового состояния дyши, pассматpивают его как нагpомождение пpичyд и болезненных фантазий, посколькy оно очень мyчительно, всячески стаpаются его подавить. Боясь «сойти с yма», они делают все возможное, чтобы вновь погpyзиться в конкpетнyю pеальность, котоpая, как им кажется, гpозит от них yскользнyть. В ходе этой боpьбы некотоpые с yдвоенным pвением бpосаются в водовоpот жизни и жадно ищyт новых занятий, возбyждений и ощyщений. Иногда таким пyтем им yдается пpиглyшить свое беспокойство, но почти никогда не yдается избавиться от него совсем. Оно, это беспокойство, бpодит в глyбинах их сyщества, pаствоpяет yстои обыденной жизни и чеpез какое-то вpемя, иногда даже чеpез несколько лет, с новой силой выpывается на повеpхность сознания. Тепеpь это беспокойство становится еще мyчительнее, внyтpенняя пyстота — еще невыносимее. Человек чyвствyет себя yничтоженным, все, из чего состояла его пpежняя жизнь, кажется сном, опадает, как пyстая оболочка. В то же вpемя новый смысл еще не появился, и поpой человек не пpосто ничего не знает о нем, но даже не подозpевает о возможности его сyществования. Часто к этомy стpаданию добавляется еще моpальный кpизис, пpобyждается и yглyбляется этическое сознание, человек теpзается тяжким чyвством вины и pаскаяния за пpошлые свои дела. Он сypово сyдит себя и впадает в полное yныние.

Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о самоyбийстве, пpекpащение своего физического сyществования кажется логическим pазpешением внyтpеннего кpаха. Отметим, что это лишь общая схема пpотекания подобных пеpеживаний. В действительности здесь возможны pазличные индивидyальные особенности: одни вообще не испытывают остpой стадии, дpyгие оказываются в ней совеpшенно внезапно, без пpедваpительных этапов, y тpетьих господствyют навязчивые философские сомнения, y четвеpтых основнyю pоль игpает моpальный кpизис. Эти пpоявления дyховного пеpелома очень похожи на опpеделенные симптомы пpи невpастении или психастении. В частности, одним из симптомов психастении является не что иное, как yтpата фyнкциониpования в pеальности, дpyгим — депеpсонализация. Сходство дyховного кpизиса с yказанными заболеваниями yсиливается еще и тем, что он вызывает те же физические симптомы: истощение, неpвное напpяжение, бессонницy, pасстpойства пищеваpения и кpовообpащения.

«Тёмная ночь души» - это давний термин, используемый для описания потери смысла жизни… вторжения в вашу жизнь глубокого чувства бессмысленности. При этом внутреннее состояние схоже с депрессией. Ничего больше не имеет смысла, не к чему больше стремиться. Часто такое состояние вызвано внешним событием, например какой-либо катастрофой на внутреннем уровне. Такое состояние может вызвать смерть близкого человека, особенно преждевременная; например, гибель вашего ребёнка. Или если всё, чему вы придавали смысл в своей жизни, неожиданно рушится.

Также это может произойти, когда случается что-либо, чему вы не можете найти объяснения, и что делает ошибочным весь тот смысл, который вы придавали жизни. В этом случае рушится вся основа вашего представления о жизни, и вы оказываетесь во тьме. Но когда люди оказываются в таком положении, у них есть возможность выйти из него, перейдя на другой уровень сознания. Если это получается, то жизнь вновь обретает смысл, но теперь этот смысл трудно сформулировать словами, так как происходит избавление от умозрительного восприятия реальности.

Люди просыпаются в чём-то более глубоком, что не имеет под собой понятийной основы. Более глубокое чувство смысла и связи с более высокой жизнью, которая не зависит от объяснений и вообще чего-либо концептуального. Это своего рода перерождение. «Тёмная ночь души – это своего рода смерть, которую вы переживаете. Но умирает лишь ваше эго. Конечно, смерть всегда тяжела, но в этом случае в действительности ничего реального не умирает – лишь только иллюзии. Поэтому люди, прошедшие через такую трансформацию, понимают, что она была необходима для духовного пробуждения. Это можно назвать смертью старого себя и рождением истинного себя.

Существуют практики осознанного вхождения в «темную ночь души» с целью дальнейшего духовного пробуждения.

Ничего в этой комнате не имеет смысла. Вы осматриваете комнату и говорите себе «ничего здесь не имеет смысла», «ничего здесь не важно». Таким образов вы воссоздаёте ситуацию «тёмной ночи души», лишая смысла ваш мир, созданный вашим разумом. Это самоотказ от того смысла, который создал ваш разум. Далее вы продолжаете говорить себе «я не знаю, что это значит», «это ничего не значит». Таким образом, вы стираете всё, что было написано на вашей доске. «Тёмная ночь души» разрушает всё то, что создал ваш разум.

Вы прибыли в пункт концептуальной бессмысленности. Или, если выразиться по-другому, в состояние неведения, где вещи теряют свой смысл, который вы раньше придавали им; это, в свою очередь, всегда было чем-то обусловлено, будь то культурой, условиями жизни и т.д. Затем вы смотрите на мир без наложения на него своего смыслового шаблона. Кажется, что теперь вы ничего не понимаете. Это выглядит очень пугающе, когда происходит непроизвольно. Но вы делаете это намеренно: вы открываете для себя вселенную такой, какая она есть, без принудительных интерпретаций. Вы смотрите на события, людей и т.д. с острым чувством реальности. Вы чувствуете чистую реальность через своё глубокое чувство реальности, но вы больше не пытаетесь согласовать ваш опыт с умозрительными шаблонами.