Как сделать арфу из картона своими руками. Музыкальные инструменты своими руками: как и из чего сделать

Я хочу рассказать, как я сделал арфу. Проект получился максимально бюджетным.

Всё началось со сбора информации. Чертежей в свободном доступе я не нашёл, да и просто описание конструкции нашлось с трудом. В итоге я взял фотку понравившейся модели и перерисовал её в Автокаде.
Чертежи я распечатал в натуральную величину, склеил и прикинул, как оно будет выглядеть. Вроде норм.

Обычно я приклеиваю распечатки прямо на доски, распиливаю и сверлю прямо по ним.

Каркас резонатора сделал из ели.

Доски подогнал друг к другу и скрепил клеем, конфирматами и уголками.

Деки я делал из фанеры, купил подходящие обрезки в строительном магазине.
Верхняя дека с приклеенной дощечкой (string bar), она будет держать нагрузку натяжения струн. Сверху и снизу.

Нижняя дека с отверстиями

В каркасе сделал пропилы для string bar"а и упор для колонны арфы.

Для шеи и колонны я раздобыл ясеневую доску. Разметил и распилил

Прикинул, как оно будет вместе.

Обработал детали рубанком, рашпилем и напильником, придав форму.
Для соединения шеи и колонны я использовал буковые штифты. Клей - эпоксидная смола, смешанная с опилками. Их было много)

Пришлось повозиться, чтобы не промахнуться с размерами, а после зафиксировать детали. Рук и места не хватило, шов получился широковат.

Вырезал и прикрепил упор в основании шеи. Эта деталь распределяет нагрузку и обеспечивает смещение шеи относительно оси деки.

С обратной стороны шею и колонну рекомендуют дополнительно укреплять деревянной или металлической пластиной (patch). Я нашёл в строительном магазине штампованный лист и использовал его.

Собираю все детали, соединяю столярным клеем и конфирматами.

Для оформления краёв резонатора я использовал деревянный уголок. Хотел использовать более узкий, но в строительном такого не оказалось, а ехать искать было лень. Пригодились школьные уроки геометрии для построения биссектрисы угла циркулем и линейкой)

Уголки приклеивал столярным клеем.

Щели и проблемные места я прошёл шпатлёвкой, потом всё зашкурил. Краска, лак.

Для прохода струн сквозь верхнюю деку я использовал вытяжные заклёпки с широкой шляпкой.

Покупать вирбели (колки) мне не хотелось, брать древнее пианино на запчасти мне тоже не показалось правильным, и я нашел такие вот винты. Если правильно подобрать диаметр сверла, их можно вкрутить с усилием в дерево. В больших винтах я просверлил отверстия для крепления струн, маленькие использовал как упоры.


Дополнительным плюсом стало то, что для настройки теперь нужен стандартный шестигранник, а не четырёхгранник для обычных вирбелей который я считаю архаизмом .

Закрутил винты, натянул струны.



Приклеил магнит для хранения ключа настройки. Не дребезжит.

Получилось как-то так:

Струны стали проблемой. Пока я использовал гитарные струны и толстую леску. Леска звучит скверно, со временем заменю на нормальные струны.
Леверсов (рычажок, повышающий ноту на полтона) тоже нет, но пока мне они не нужны.

По деньгам получилось так:
доска ясень - 900
доска ель - 150
фанера, обрезки - 150
профиль угловой - 200
эпоксидный клей - 150
столярный клей - 150
метизы (винты, конфирматы, уголки) - 700
струны, леска - 600
ключ - 100

Итого: 3 000

Лак и краска у меня были, их в расчет не беру. Расходники вроде свёрел и пилок для лобзика тоже не учитывал, но вроде всё цело.

Арфа звучит, но требует замены струн на что-то серьезней. После того, как струны вытянулись, строй почти не уплывает.

Запись очень скверная и играть я не умею, но звучит как-то так:


Своими руками. Конечно, изготовить скрипку или фортепиано без специального обучения, материалов, приспособлений дома неподготовленному к данному виду деятельности мастеру не удастся. И это факт, который следует принять безоговорочно. А вот как сделать довольно простые музыкальные инструменты своими руками - об этом интересующимся расскажет наша статья.

Где найти исходный материал для поделок

Любой предмет, из которого можно извлечь звук, относится к музыкальным. А это практически всё, что нас окружает! Если внимательно проследить за годовалыми малышами, то станет ясно: спинка железной кровати, когда по ней ударяют ложкой, издаёт мелодичный звон, схожий со звуком металлофона. А если стучать деревянными ложками по столу и стульям, то получится удивительное подобие

Получается, что нас окружают сплошные музыкальные инструменты! Своими руками нужно только украсить их нужным способом, собрать в одно место и посадить рядом «музыканта».

Подарок барабанщику

Например прекрасная получается из набора кастрюль, крышек и деревянных палочек. В качестве последних подойдут карандаши, деревянные ложки, кисточки. Можно также выточить специальные палочки для начинающего барабанщика из дерева.

Как видно из фото, сделать подобные своими руками достаточно просто. Для красоты можно даже придумать специальную эмблему и украсить ею каждый предмет. Для «тарелок» подойдут металлические крышки, укреплённые на подставке. Кстати, рядом с кастрюлями будут замечательно уживаться металлические ведра, кружки, миски, тазики. Главное в этом деле - подобрать ёмкости различного размера, которые способны издавать разные звуки.

Инструмент для «ложкарей»

Всем известен такой русский как ложки. Практикуются даже сольные номера, где исполнители умудряются исполнять достаточно интересные композиции.

Можно расширить возможности ложкарей-музыкантов, создав для них целую установку. Для неё потребуется деревянная матрёшка. Расставив их по возрастанию объёма, можно получить превосходный инструмент-установку.

Гуиро своими руками

Искусные мастера по дереву могут изготовить вполне профессиональные музыкальные инструменты. Сделанные своими руками трещотки также сегодня представляют интерес для музыкантов.

Первоначально гуиро изготавливались из плодов горлянкового дерева, на которых делались насечки. Местом происхождения его считают Латинскую Америку. Современные гуиро - музыкальные инструменты, сделанные своими руками из деревянного массива с насечками, по которым следует водить скребком, называющимся «пуа». Музыкант извлекает таким образом интересные стрекочущие звуки, сопровождая пение или исполняя свою партию в оркестре.

Сегодня появляются такого рода музыкальные инструменты, сделанные своими руками из металлических либо пластмассовых трубочек. В России аналогом гуиро были трещотки, выполненные из деревянных дощечек с насечками.

Маракасы, шейкеры - погремушки

Сделать музыкальные шумовые инструменты своими руками можно из самых разных ёмкостей. Для поделки подойдут металлические баночки из-под кофе, пластиковые бутылочки от йогурта, коробочки от яиц «киндер-сюрпризов», деревянные шкатулки и даже внутренние цилиндры от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем.

Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Можно прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты, своими руками которые можно соорудить из подручных материалов.

Кастаньеты

Дети очень любят изготавливать вместе со взрослыми самые разные поделки. Музыкальные инструменты своими руками тоже можно сделать в домашних условиях.

Изготовить кастаньеты можно, воспользовавшись двумя крупными пуговицами, к которым крепятся петли. Надеваются эти приспособления на большой и средний пальцы. Стуком кастаньет при их соприкосновении и извлекается звук.

Из абсолютно ненужных вещей, приготовленных для выноса на помойку, можно изготовить достаточно интересные поделки. Музыкальные инструменты своими руками создаются способом приклеивания крышек на картонные кусочки, после чего заготовки нужно скрепить между собой, сложив их перпендикулярно друг другу.

Бубен

Часто в детских музыкальных инструментах присутствуют колокольчики и бубенчики, которые красиво звенят. Можно навесить их на пустой цилиндр от бумажных полотенец или по краям скреплённых вместе одноразовых тарелок. Складывать последние лучше всего асимметрично.

Раскрасив ярко сделанные таким образом инструменты, можно использовать их в шумовом детском оркестре.

Свистульки и дудочки

Легко и просто сделать своими руками, которые производят звуки, когда исполнитель дует в них. Их делают из полых стеблей травинок, коры веточек, пластиковых ручек, трубочек от коктейлей. Если последние срезать по диагонали на разной длине, то можно получить свистульки, издающие разный звук.

Получаются свистульки и из стручков фасоли, гороха или акации. В детстве каждый хотя бы раз, но «играл» на таком музыкальном инструменте.

Умельцы изготавливают дудочки из дерева, вырезая в полых трубочках дырочки-отверстия. Но тут уж требуется особое мастерство. Не менее сложно - и столь ж интересно! - сделать свистульку-игрушку из глины или солёного теста. Обычно здесь используют вариант «дымковской» игрушки. Хотя можно сделать вещичку, спрятав внутрь уже готовый свисток. Изготовив несколько таких игрушек, которые издают звуки разной высоты, можно даже сыграть на них некоторые мелодии.

Можно изготовить самодельные музыкальные инструменты своими руками практически из ничего. Вот, например, крышка от пластиковой бутылки, на которую натянут кусочек резины, вырезанный из лопнувшего воздушного шарика, станет увлекательной игрушкой для ребёнка.

Можно в качестве свистульки использовать и пустые пузырьки. Если во входное отверстие дуть сверху вниз, прикладывая ёмкость только к нижней губе и держа её вертикально, можно издавать удивительные звуки! Музыканты меняют наклон «инструмента», расстояние между губами и отверстием пузырька, силу выдувания воздуха, и на свет рождаются различные мелодии.

«Литрофон», или «поющие бутылки»

Сегодня всё чаще на сцену выходят исполнители с такими интересными инструментами, что только диву даешься! И из чего только они их не делают! Изготовить своими руками можно, например, из бутылок или фужеров, наполнив их водой.

Различных высот издаваемых звуков добиваются за счет количества наливаемой жидкости, материала изготовления посуды, изменения объёма ёмкости. Чем меньше налито воды, тем тоньше звук. Для красоты и удобства жидкость подкрашивают.

Харп, или «музыкальная расчёска»

Взяв обычную плоскую расчёску («ёжик» не подойдёт), нужно место расположения зубцов накрыть фольгой или папиросной бумагой. Дуя в этот простой инструмент, можно издавать прикольные дребезжащие звуки.

Талантливые музыканты со сцен исполняют на харпе разные музыкальные композиции, вплоть до классических. Особенно интересен этот инструмент, изготовленный из расчёски с разной толщиной зубьев.

Основная тема «Полонеза» Огинского или мелодия народной песни/шлягера выходят до удивления похожими на оригинал!

Гитара, сделанная своими руками

Это поистине удивительно! Но сделать своими руками из подручных материалов, а попросту из хлама, можно даже гитару.

В качестве основы берут закрытые картонные коробки, пустые плоские пластиковые бутылки из-под шампуня. Конечно, звучание инструмента будет зависеть от материала изготовления каркаса гитары и от размера вырезанного в нём отверстия.

Также важно подобрать правильно струны для гитары. Чаще всего берут канцелярские или авиационные резинки и натягивают их с разной силой.

Так что не нужно теперь бежать в магазин детских игрушек, если малыш закапризничал. Ведь можно просто сделать для него увлекательную игрушку - музыкальный инструмент, который станет для ребёнка самой любимой и дорогой вещью.

Для того чтобы изготовить детские музыкальные инструменты, нужно обладать смелостью. Ведь если такие предметы попадут в детские руки, то они станут источником звука, далеким от гармонии. Однако ни один родитель не усомнится в том, что такие игрушки очень полезны для развития чувства ритма и слуха. Не говоря уже о радости, которую принесет ребенку домашний оркестр.

Изготовление инструмента «шум дождя»

Если вы решили изготовить музыкальные инструменты своими руками, то следует начать с простого. В качестве такого выступит «шум дождя», который еще называется «посохом дождя». Этот перкуссионный инструмент в свое время изготавливался латиноамериканцами из стеблей кактуса, первоначально хорошо прослушивающихся. Использовался инструмент в шаманских ритуалах, которые были направлены на то, чтобы вызвать дождь.

Подготовка материалов

Такие музыкальные инструменты своими руками выполнить довольно просто, в итоге удастся получать звук, который напоминает шум дождя. Для проведения работ следует подготовить:

  • шило;
  • ножницы;
  • крупу;
  • цветной скотч;
  • трубку от фольги;
  • зубочистки;
  • клей;
  • картон.

Можно вместо трубы от фольги использовать трубу от бумаги для выпечки. В качестве крупы отлично подойдет рис или пшено. Для декорирования инструмента можно использовать не только цветной скотч, но и другие материалы.

Особенности проведения работ

Музыкальные инструменты своими руками довольно часто изготавливают любящие родители. В качестве одного из первых обычно выступает «шум дождя», так как изготовить его довольно просто. В трубке из-под фольги следует сделать отверстия с помощью шила, расположив их по спирали. Чем большее количество отверстий удастся сделать, тем больше звук инструмента будет напоминать шум дождя.

В отверстия вставляются зубочистки, которые можно закрепить капельками клея. Кусачками или ножницами довольно просто можно отрезать лишние концы зубочисток. Один конец трубки следует закрыть картонной окружностью, а после зафиксировать конструкцию скотчем.

Музыкальный инструмент своими руками из подручных материалов выполнить очень легко, для этого в трубку насыпается несколько ложек крупы, только после можно закрыть которой конец ладонью, чтобы проверить звук. Можно поэкспериментировать, какой звук - гречки, риса и пшена - вам понравится больше. Количество крупы следует определить опытным путем, оно будет зависеть от размеров трубы.

Взамен крупы можно использовать мелкие бусины и бисер. Как только подходящий звук удастся найти, второй конец трубки нужно закрыть картонной окружностью и закрепить скотчем. Когда изготавливаются такие музыкальные инструменты своими руками, на заключительном этапе важно их красиво украсить. Эти работы выполняются по желанию. Можно наклеить аппликацию, сделать декупаж или задекорировать концы шнурами и лентами, обвязав крючком. Одним из самых практичных вариантов станет цветной скотч.

Изготовление барабана, бубнов и погремушек

Музыкальные инструменты для детей своими руками в виде барабанов можно выполнить из баночек для майонеза. Их украшают цветными картинками. По бокам следует сделать отверстия для продевания веревки. В качестве барабанных палочек можно использовать любые, выполненные из пластика или древесины. Последние следует изготовить самостоятельно, если мужчины в доме имеют навыки работы с древесиной.

Для выполнения бубнов можно использовать сухие банки из-под консервов. По бокам в них проделываются отверстия, вставляются бубенчики, которые можно приобрести в отделах швейной фурнитуры, а после изделие украшается методом декупажа или аппликации. Если вам понадобились музыкальные инструменты, своими руками для детского сада их вполне можно изготовить. Самыми распространёнными являются погремушки. Для них подойдут пластиковые или металлические бутылки из-под кофе, йогурта, кетчупа или других продуктов. Наполнением может стать любая крупа, бисер, а также пуговки разных размеров.

Изготовление дудочки

Дудочка может быть изготовлена из материалов, которые вы сможете отыскать, отдыхая на природе. Для этого подойдет тростник, камыш, а также береста. Можно использовать любые другие трубчатые растения, плотные листья или кору. Трубочку следует оставить до высыхания, затем в ней с помощью ножа проделывается площадка и вырезается небольшой прямоугольник.

Из бересты нужно будет вырезать прямоугольник, сделав один его конец тоньше. После его укрепляют с помощью скотча к трубке и немного отгибают. Если есть желание, то можно проделать еще несколько отверстий. Этот вариант не является единственным, который можно использовать для изготовления дудки. Для этого отлично подойдет коктейльная трубочка.

В роли основы может использоваться та, что имеет гармошку. Меньшую часть следует расплющить, а затем ножницами отрезать кусочки верхней части. В итоге должен получиться угол. Он не должен быть слишком маленьким или большим, в противном случае дудочка не зазвучит.

Изготовление кастаньет

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада изготавливают сегодня многие родители. Это могут быть кастаньеты, для которых понадобятся монеты. Для этого испанского инструмента нужно вырезать прямоугольник из картона в количестве 4 штук, размеры каждого будут равны 6х14 см. Два прямоугольника должны иметь размеры, равные 6х3,5 см.

Такой шумовой музыкальный инструмент своими руками изготавливается еще и с использованием клея и четырех крупных монет. Большие прямоугольники нужно сложить пополам и склеить попарно. Из маленьких полосок следует склеить кольцо для большого пальца. Внутри прямоугольника для каждой противоположной стороны нужно приклеить по монете, отступив от края 1 см. Когда картонные кастаньеты будут складываться, монеты должны соприкасаться, создавая своеобразный звук.

Ударные инструменты

Изготовить другую модель детского барабана можно с помощью:

  • керамического 14-см горшка;
  • воздушных шаров;
  • пластилина;
  • палочки для суши.

От шарика необходимо отрезать горлышко и натянуть его на горшок. Отверстие на дне горшка закрывается пластилином. На этом можно считать, что барабан готов. Останется лишь изготовить палочки. Для них отлично подойдут палочки для суши, на конец каждой из них следует укрепить шарик из пластилина, который предварительно замораживается. От воздушного шара отрезается нижняя часть, которую следует натянуть на пластилиновый шар. Резинка от верхней части шарика стягивает эту конструкцию.

Инструменты из подручных материалов

Получить очень необычные звуки можно, если сделать музыкальный инструмент своими руками. Им может стать музыкальная рогатка. Для этого подбирается ветка дерева соответствующей формы, которую необходимо хорошо отшлифовать. Для безопасности и продолжительного срока эксплуатации можно покрыть ее лаком. В двух противоположных концах рогатки просверливают отверстия, между которыми будет натягиваться нитка с закрепленными на ней элементами, позаимствованными из старой детской погремушки. Такие можно приобрести и в магазине фурнитуры.

Из скорлупы от орехов можно изготовить трещотку. Для этого подготавливаются две деревянные или пластиковые палочки, между которыми в несколько рядов натягивается прочная нить. Предварительно на неё следует надеть скорлупу от фисташковых орехов, которые укрепляются узелками.

Сделать музыкальный инструмент своими руками с необычными звуками можно еще и из маленькой бутылки из-под воды. Внутрь нее укладываются высохшие тонкие ветки и крупа, в качестве которой может выступить рис. В итоге удается добиться многогранности звука. Если такую бутылку оформить, то ее можно превратить в настоящие маракасы. Для этого же можно использовать емкости от киндер-сюрпризов, которые предварительно наполняются крупой или другими мелкими предметами.

Изготавливая детские музыкальные инструменты своими руками, можно выполнить звенящие браслеты. Для этого в магазине фурнитуры приобретаются металлические бубенчики, которые следует пришить к предварительно выполненному тканевому браслету. На руке он будет держаться с помощью липучек.

Одним из самых простых решений является палка-шумелка. Для этого следует подготовить деревянную заготовку, на которой нужно зафиксировать веревки с зафиксированными на их концах крышками от пластиковых бутылок. Дополнительно можно использовать те же бубенчики.

Заключение

Музыкальные инструменты своими руками для сада вы тоже можете выполнить. Для этого вполне подойдут крышки от пластиковых банок, которые укрепляются клеем на полоску гофрированного картона, сложенного в конце пополам. Для получения звука крышки необходимо совместить друг с другом, что позволит получить ударный шум.


Струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.

Происхождение

Один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

Устройство

Имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же - закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.

Роль арфы в оркестре

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов 19 века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. Известная партия из двух арф в «Вальсе» из «Фантастической симфонии» Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук , (как у Глинки в «Арагонской охоте») или клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить «Орфей» Глюка или «Прометей» Бетховена.

В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в «Младе» Римского-Корсакова — три арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» — шесть.

Знаменитые арфисты

Никола Бокса
Марсель Гранжани
Вера Дулова
Марсель Турнье
Tатьяна Tауэр
Надежда Толстая
Альфонс Хассельманс
Ксения Эрдели
Ольга Эрдели
Паписова Анастасия
Наталья О’Шей

Видео: Арфа на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Не мудрено, имея в кармане дырку, пытаться купить что-то действительно ценное. В мае того года я решил создать версию кельтской арфы, опираясь только на данные фотографий из рунета и кратким описанием классических арф, их внутреннего строения и настройки. Было решено сделать малую кельтскую арфу в 27 струн.

Сначала определил доступную для себя древесину, из которой можно было бы соорудить корпус, опорную стойку и гриф арфы. Выбор остановил на белом клёне - Яворе, в виду распространения данной породы в прилежащих лесах. Дерево искал долго, несколько недель выбирал ровную ветку, без сучков, нужного диаметра. Да и ветку срезал долго, не шутка ли, 15 см в поперечнике! Хочу предупредить всех, кто решит сделать так же: РЕЖЬТЕ ветки, а не стволы, не губите деревья, Вам Этны на другой стороне Абреда сие не простят. За одно убитое дерево, посади три и не думай, что до конца искупишь свой грех!

Сушка древесины проводилась там же в лесу. Период срезания: середина Серпеня, Август тобишь. Не самое лучшее время для сушки дерева, ибо соки в ветвях текут в самую силу перед периодом увядания. Разрезал ветку на части: две части на верхний гриф (одна запасная), одну часть на деку, одну часть на стойку. Распиливание нужно проводить с запасом с обеих сторон брёвнышка, я делал запас для всех частей - по 8-9 см с каждой стороны. Для ускоренной сушки дерева применяют достаточно извесный способ: снимают кору с бревнышка со средней части, оставляя по бокам 8-9 см. коры, дабы избежать сильного растрескивания по торцу, когда дерево поведёт при сушке. Затем торцы брёвен пропитываются любым клеем по дереву и заклеиваются плотно бумагой, а очищенная поверхность покрывается газетой, плотно упаковывается в пакет. Такой режим сушки заставляет часто менять газеты и следить за влажностью дерева. В первый месяц желательно менять газету как можно чаще, во второй делать это не реже одного раза в два дня. Я сушил брёвна длиной около 80-65 см. два месяца без обработки и ещё месяц во время обработки деталей. Далее, проведя этап сушки необходимо длинное бревно для деки распилить, скажем, на 10 дощечек толщиной 3 мм, это идеальная толщина для деки. В мастерской эта операция выполняется в течение получаса. Также необходимо распилить верхний гриф и опорную стойку, верхний гриф толщиной 2.5 см, стойку в зависимости от возможностей 3-4 см минус 1 см. на декоративную обработку.

Получив распиленные доски и досочки, требуется просушить их отдельно в течении нескольких недель, наблюдая за влажностью воздуха в пакете, чтобы избежать коробления и эффекта "Вертолёта". Идеальным случаем может быть сушка в течении нескольких лет, чем лучше просушена доска, тем более она применима для высококачественного музыкального изделия. У меня времени на сушку было мало, ибо заказ не ждал долго, тем более что заказала его моя вторая половина:)

Набросок арфы по гравюрам (размеры проставлю чуть позже):

Я начал со свирления контура грифа, так как выпиливание формы по доске толщиной 2.5 см в домашних условиях слишком сложно.

После высверливания очень легко острым ножём можно обработать поверхность до требуемого контура. Дополнительные рельефные срезы делались стамесками и ножами по дереву.

Далее рассверливаются отверстия в грифе для вибрелей. Красивое слово и деталь, у меня она отсутствовала, тоэтому я просто заменил её самодельными вибрелью, сделанную из болта на 6, отпиливанием головки, приданием четырёхгранной формы и просверливанием отверстий для струн в болтах. На корпусе грифа, с противоположной стороны относительно места натяжения струн. расширял отверстия до 8 мм, чтобы впрессовать в древесину гайки на 10 мм. Суть моего допотопного механизма крепления заключалась в "контрогаинье" вибрели второй гайкой о впрессованную первую навинчиванием её на нижнюю часть болта.

Стойка, или боковой гриф, особых уточнений не требует, это часть арфы, которая выполняется в традиционном, либо нетрадиционном виде с количеством орнаментов и форм, которые только можно представить. Я выбрал калонарный стиль с орнаментом кельтских драконов и центральной ручкой, выполненная не только эстетических, но и в практических целях.

Обработка также совершалась с помошью ножа. Важной деталью деки является струножержащая дощечка, толщина которой напрямую зависит от качества изделия, его прочности и акустики инструмента. Её делал составной из 3 дощечек, склеенных полосками шириной 20 мм и длиной 520 мм., дабы увеличить гибкость и прочность резонатора. При склейке частей арфы использовал жимки:

Клей для работы использовал Монент СТОЛЯРНЫЙ - экспресс. Достаточно надёжный клей, выдерживающий нагрузки резонанса и удара.

Далее начинается сборка каркаса деки. Сначала склеиваются две пятки и струнодержащая дощечка. Затем делаются пропилы на пятках в месте скрепления перпендикулярных деревянных планок. (Все части каркаса выполнены в один слой дощечки толщиной 3 мм).:

Таким же образом, определяя пропилы готовится каркас для верхней части деки:

На фото верхняя пятка имеет отверстие в торце - это отверстие для более удобного крепления 1 струны, также и в нижней пятке сделано отверстие для крепления 27-ой струны струнодержателем.

Скрепление верхней и нижней части каркаса полосками дерева толщиной около 14мм.

Затем клеются пружинки по 3 на каждую сторону деки (лицо - оборотная сторона) и на обратную сторону перпендикулярно струнодержащей дощечке клеится полоска дерева в 1,4 мм также. Вклеивается она в пазы, сделанные на внутренних торцах пяток:

На фото видно, что нижняя крепёжная планка имеет заострение с одной стороны внутрь деки, как и пружины эта часть является пружиной для нижней части деки и играет роль в резонансе.(Само расположение пружин может вызвать негодование понимающих людей, но у меня не было информации о структуре деки, поэтому строил каркас по типу гитарной деки).

Склейка резонансной доски и дна деки требует особого внимания. Склейка производится из трех досок так, чтобы рисунок отдельных досок максимально совпадал между собой. От этого зависит распространение звуковой волны в деке. Торцы досок фугуют до максимальной подгонки. Здесь нужно набить руку, ибо шов между скрепленными досками должен быть максимально тонок и незаметен, так чтобы на просвет между двумя досками не было просветов.

Для плотного склеивания досок необходимы деревянные жимки. Такие жимки я сделал сам, специально для данной ширины резонатора и дна:

Жимки представляют из себя скрепленные вместе две доски болтами с просветами по ширине досок. На фото видны деревянные клины, которыми спрессовывают доски, подгоняют друг к другу по всей ширине и по высоте, вставляя между жимками и досками щепки.

Выпиливают форму резонатора с запасом в несколько сантиметров, подгоняют и фугуют под размер. Остатки лишнего клея убирают срезанием.

Склейка резонатора с корпусом производится при использовании грузов, дабы прижимание к клеевым деталям сделать наибольшим.

Также выполняется склейка дна. На резонатор клеется верхняя полоска струнодержащей планки и просверливаются отверстия для клиньев - струнодержателей.

Затем проходит приклеивание грифа к верхней пятке грифа и крепление боковой стойки к нижней пятке и грифу. Все швы между тремя деталями дополнительно укреплял болтами, вворачивая их в заранее просверленные отверстия. Здесь мне очень помогла Shenna, ответив на каверзный вопрос крепления этих деталей:
"- Да. Крепят. На стык плечо/резонатор ставят восновном деревянные штифты, дека пробивается гвоздиками под верхнюю планку, связка колонна/основание ставится на длинный болт. Голова/колонна стыкуются как 69, то бишь внахлест. Дополнительное крепление (горизонтальный штифт) приветствуется, но необязательно. Основное внимание следует уделять креплению бруса ("подструнника") деки к резонатору - оно не должно быть излишне динамичным."

Последним этапом идёт шлифовка и покраска. Я использовал тонирующий аквалак под красное дерево. Резонатор и часть опорной стойки покрывал три раза, получился цвет - махагон, всё остальное под красное дерево покрывал 7-8 раз. И ещё бесцветным аквалаком пропитал всю поверхность 2-3 раза.

Колки вкручивают, предварительно протерая мелом для увеличения силы трения колка и резбы в отверстии и впресованной гайки.

Строй пока оставил такой: 1-вая струна - соль третей октавы; 27-мая - си-бимоль (B) большой октавы - в строе ми-бимоль-мажор.

________________________________________ __________________________