Первая посуда на руси. История деревянной посуды

03.06.2015

Слова «посуда» у наших предков не было. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Как правило, в Домострое, слово «сосуд» употребляют в качестве общего слова для того, чтобы называть почти всю столовую посуду. Первое упоминание слова «посуда» датируется семнадцатым веком. Производство посуды было ручным, и делали её из простой глины.

ГОРШОК

Горшок - («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» - плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) - округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

ЖАРОВНЯ

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАЦЕЯ

Кацея - в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» - брызгать водою.

КАШНИК ГОРШОК

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

КИСЕЛЬНИЦА

Кисельница - большая миска с носиком. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КОРЧАГА

Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово - древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КРЫНКА (КРИНКА)

Крынка - линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

КУВШИН

Кувшин - кувшинчик умалительно, кукшин,кука - глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК

Кувшин крупник (или пудовик) - ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

КУБЫШКА

Кубышка - то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

ЛАТКА

Латка - древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится - «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

МИСКА

Миски - небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» - после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения - «обрызгивания» - в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари - блюдо, тарелку, чашу.

ОПАРНИЦА

Опарница - керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

ПЛОШКА

Плошка - (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник - утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

ПОЛЕВИК ГОРШОК

Полевик горшок - полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик - керамический сосуд для носки питья в поле.

РЫЛЬНИК

Рыльник - сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик - «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова - длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

УМЫВАЛЬНИК

Умывальник - керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

ЧЕРЕПУШКА

Черепушка - керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд - салатов, соленьев и приправ в древней Руси

Современная глиняная посуда

И по сей день мастера гончарного ремесла создают своими руками обычную и не очень, но, несомненно, экологичную посуду для кухни современных хозяек.

Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины.

Самые древние глиняные черепки, выполненные в технике чернолощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Триполье Полтавской области и датируются 5 — 6 тыс. до нашей эры. Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипольской. Можно лишь предположить когда был впервые раскручен гончарный круг, но с уверенностью можно сказать — его бег не остановлен до сих пор.

Помимо своей функциональности эта посуда несет в себе глубокий эмоциональный заряд, служит примером эстетического воспитания молодого поколения.

Изделия постепенно (в течении 3 — 4 недель) высушиваются, декорируются и обжигаются в туннельных печах твердыми породами древесины (бук, граб, дуб и т.д.) при высокой температуре. Процесс обжига длится от 2 до 3 суток, при этом учитываются погодные условия, состояния древесины, количество загрузки изделий в печь. Одним из самых ответственных моментов в процессе обжига является момент запечатки печи, после которого происходит задымление.

Горшок

Горшок - (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших - на 200-300 г каши - до 2-3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками, а также рядами ямочек вокруг венчика и на плечиках. Использовалась и свинцовая глазурь (полива).

Горшок занимал значительное место в поверьях, поговорках, свадебных и похоронных обрядах.

Обрядовое разбивание горшка встречалось у разных народов; так, например, в Африке у вакамбов (Кения) при заключении мира уполномоченные усаживались в круг, ставили посредине круга горшок с водой, клялись в сохранении мира, постукивая палочками в горшок, и наконец разбивали его со словами: «если мы нарушим заключённый здесь дружественный союз, то да будем мы сокрушены, как этот горшок ». Негры племени вакикую мочились при этом в горшок и потом его разбивали.

В виде культурного пережитка этот обычай сохранялся в России местами на свадьбах и держался в школах. М. С. Щепкин в своей автобиографии говорит, что когда он в детстве обучался грамоте у дьяка-малоросса, то при переходе от азбуки к часослову и от часослова к псалтыри ученик приносил горшок каши, бумажный платок и полтину денег; кашу съедали учитель и ученики, затем выносили горшок на середину двора и разбивали его палками.

Перечень старинных и некоторых современных сосудов, к которым в России традиционно применяется термин «горшок».

  • Балакирь - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
  • Братина - большой горшок для подачи пищи на стол.
  • Горлач - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
  • Глечик, глек - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка. Часто имеет слив и ручку.
  • Горнушка, горлач - высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка.
  • Горшенятко - маленький горшочек.
  • Горшок-луковник - конусообразный горшок с ручкой.
  • Горшок щаной, естальник (тамб.), егольник (ряз.) - то же, что кашник.
  • Дойник - большой горшок с носиком и ручкой.
  • Кашник, кашничек (поменьше) - небольшой горшочек для подачи щей. С одной отходящей или петлевидной ручкой, иногда имеет слив.
  • Квашня (опарница, растворница, розлив) - большой горшок без ручек для вымешивания теста. См. также «дежа».
  • Корчага - самый большой горшок для хранения зерна или большая кринка с узким дном, часто с двумя вертикальными ручками.
  • Кринка, крынка - расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. За счёт испарения влаги через поры, происходит охлаждение. Поэтому молоко в кринке могло сохраняться 3-4 суток. Удобна для сбора сметаны.
  • Кубан - глазурованный горшок сахароваров для стока патоки.
  • Кубатка - высокий узкогорлый горшок для молока.
  • Макитра - крупный глиняный горшок для перетирания семян, засолки и т. п. в южных областях и на Украине.
  • Малыш - маленький горшочек.
  • Махотка - маленький горшок или кринка с высоким горлышком.
  • Морянка - корчага для древесных углей.
  • Ночной горшок (ночная ваза ) - сосуд для отправления естественных надобностей.
  • Пекулёк - пекушок:
    • Пекулёк (-лька), м. - маленький горшок, чугунок (Дон., Земетчин., Пенз., Балаш. Сарат.). Горшок для сметаны, сливок и т. п. (Пестр. Куйбыш., Хопер. Дон., Чкал.).
    • Пеку́личка, ж. - маленький горшок, чугунок (Козл. Тамб., 1849. Тамб., Пенз.).
    • Пеку́лька, ж. - маленький горшок, чугунок (Елатом. Тамб., Тр. МДК, 1911. Морш. Тамб., Дон., Сапожк. Ряз.). Горшок для сметаны, сливок и т. п. (Хопёр. Дон., 1969).
    • Пе́кур, м. - маленький горшок, чугунок (Тамб., Пенз., Даль.).
    • Пе́куш, м. - маленький горшок, чугунок (Липец. Тамб., 1850-1851. Тамб. Пекуш [удар.?]. Ряз., Боричевский, 1842-1847).
    • Пе́кушек (-шка), м., ласк. - маленький горшок, чугунок (Керен. Пенз., 1910).
    • Пеку́шечка, ж. - маленький горшок, чугунок (Козл. Тамб., Архив РГО, Липец. Тамб, Архив РГО. Елатом. Тамб., 1914.).
    • Пеку́шка и пе́кушка, ж. - маленький горшок, чугунок. Пеку́шка (Тамб., Тр. МДК). Пекушка [удар.?] (Тамб., Губ. вед., 1847. Лебед. Ворон.). Маленький глиняный горшочек с ручками для запекания в русской печи различных кушаний (Шацк. Ряз., 1962).
    • Пе́кушник, м. - горшок с узким горлом (Балаш. Сарат., 1954).
    • Пекушо́к (-шка́), ж. - маленький горшок для сметаны, сливок (Новоаннен. Волгогр., 1948-1953. Хопёр. Дон.).
  • Пупошник - маленький горшочек, используемый как медицинская банка.
  • Рукомой (урыльник), рукомойник, баран - подвесной горшок с двумя диаметрально расположенными носиками и ручками.
  • Цветочный горшок - расширяющийся кверху сосуд для живых цветов, обычно с отверстием снизу для стока воды.
  • Цедилка - горшок с одним маленьким отверстием в центре дна.
  • Чугунок (печной горшок) - чугунный, иногда алюминиевый горшок обратногрушевидной формы для варки и тушения в русской печи.
  • Щанки (близнята, спарыши, двойчата, двойнята) - два горшка с одной общей ручкой, соединённые боками или перемычками. Один - для щей, другой - для каши. Применялись для переноса еды во время полевых работ.

Ендова

Ендова (также яндова ) - вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам. Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».


Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

Канопка


Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

Кандюшка

Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

Корчага

Корчага — глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок — слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово — древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

Крынка (Кринка)

Крынка — линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

Горшок для топления масла

Горшок для топления масла — специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

Гусятница


Гусятница — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

Жаровня


Жаровня — печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

Кацея

Кацея — в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» — брызгать водою.

Кашник горшок

Кашник — маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

Кисельница

Кисельница — большая миска с носиком. Кисельница — кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

Кувшин

Кувшин — кувшинчик умилительно, кукшин,кука — глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

Кувшин крупник

Кувшин крупник (или пудовик) — ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

Кубышка

Кубышка — то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

Латка

Латка — древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится — «пряжится» в собственном соку. Картофель, овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

Миска

Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» — после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения — «обрызгивания» — в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.

Опарница

Опарница — керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

Подойник

Подойник — утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

Полевик горшок

Полевик горшок — полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик — керамический сосуд для носки питья в поле.

Рыльник

Рыльник — сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик — «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова — длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

Умывальник

Умывальник — керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

Черепушка

Черепушка — керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд — салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

ЧАГА
ГВОЗДЯНКА
ДЫРОВАТКА
ДЫРЯНКА
БАЛАКИРЬ
БЫЧОК — чашка в виде быка.
БОЧКАРЬ — бочонок с носиком, горлышком и ручкой.
ПУДОВИК
ОЙНОХОЯ — керамический кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
ОКРИН — церковный керамический сосуд, чаша; кувшин, горлач, ваз
ТОПНИК
МАСЛЕНКА
ТОПУШКА
ДОЙНИК — большой горшок с носиком и ручкой сбоку.
ДОЁНКА
ДОИЛЬНИК
ЕГОЛЬНИК, ягольник м. ряз. горшок щаной или кашник. Тамб. малый кашничек (от польск. яглы, пшено?). Ягольник яруя, двухвостка, возьми-ка цупызник, да уцупызни яго! горшок перекипает, невестка, возьми-ка уполовник, да уполовинь его. Еголь, егол м. умалит. еголесик, черепок от битой посуды, иверень, верешок.
ДИСКОС — церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену-дископокровец.
ГОРНШЕК
ГОРНЧЕК
ГОРНЕЦ
МАХОТКА, ГОРШЕНЯТКО, МАЛЫШ — высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач


Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.

Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.

Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Кроме посуды, первобытные люди научились делать печи и очаги. В печах стали готовить хлеб. Внутри глиняной печи разводили огонь. Стенки печи раскалялись, и, когда огонь угасал, в нее клали хлебные лепешки.

Керамика и посуда из другого материала

Праславянская керамика пока еще неизвестна, так как до сих пор не удалось определить, что является собственно славянским в доисторических культурах Центральной и Восточной Европы.

Ясной и определенной представляется нам славянская керамика лишь в находках IX–XI веков, к которым новейшие исследования присоединили и более древний период VI–VIII веков. Все, что относится к более раннему периоду, совершенно неопределенно, и нет смысла рассматривать здесь теории, приписывающие славянам различные древние культуры, а вместе с ними и различные виды керамики.

Славянская керамика X и XI веков весьма интересна, хотя и несложна. Как правило, это хорошо обожженная посуда, сделанная на кругу в форме горшков (иные формы, например форма кувшина с суженным горлом, встречаются редко) без ручек, с отогнутым венчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда повторяющихся горизонтальных прямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек и кружков. Чем моложе посуда, тем отогнутый венчик более развит и сильнее профилирован. На дне, как правило, имелись гончарные клейма. Когда в археологии говорят о славянской керамике, то имеют в виду тип, называемый городищенским; название дано ему немецкими археологами, так как он, как правило, встречается в культурных слоях древних славянских городищ. Действительно, такой тип керамики всегда встречается там, где в X и XI веках обитали и строили свои городища славяне, на всем пространстве от Майна и Заале и от Савы и Дуная до Оки и Ладожского озера на севере России.

Рис. 92. Ранняя славянская керамика VI–VIII вв. 1 - Варин; 2 - Мистельбах; 3 - Богоева (Бачка); 4–6 - Форде; 7 - Нойендорф; 8 - Ст. Жуков (Волынь); 9 - Ростково (Плоцк); 10–12 - Гнёздово; 13 - Лёсниг около Стшелина на Эльбе; 14 - Объезерце (Оборник); 15 - Шванн (Мекленбург); 16 - Тшебоул (Чехия).

Рис. 93. Основные типы славянской городищенской керамики 1, 4 - Михельсдорф; 2 - Бобзин (Мекленбург); 3, 9, 11 - Желенице (Чехия); 5 - Сязнига, Приладожье; 6 - Пушта Селип (Новоград); 7 - Гнёздово; 8 - Немчице (Моравия); 10 - Село Новое (Владимирская губ.); 12 - Билейо Брдо; 13 - Роуднице.

Однако чрезвычайно интересно, что этот славянский тип был в сущности не чем иным, как украшенной волнистым орнаментом римской посудой, широко распространенной в северных римских провинциях от нижнего Дуная до Рейна. Очевидно, славянам приходилось общаться с римлянами на пограничных территориях у Дуная, когда там в I–IV веках употреблялся этот тип керамики, который и был заимствован славянами. Общеславянское распространение он получил позднее в результате процесса замены и вытеснения местной родственной по форме керамики новым излюбленным типом. Древняя славянская керамика, которую мы встречаем в находках VI–VIII веков, также имеет форму высокого горшка, но без отогнутого венчика; волнистый орнамент встречается на ней еще редко, зато обычен горизонтально-линейный орнамент и часты пояса различных скошенных и перекрещенных отрезков линий, расположенные под горлом. С этой керамикой мы познакомились в последнее время по хорошо исследованным находкам в Германии и также в России.

Рис. 94. Образцы клейм на днищах славянских сосудов из Чехии и России 1–6 - Желенице; 7 - Мельник; 8–16 - Гнёздово; 17 - Тверская губ.; 18–22 - Левый Градич; 23–29 - Часлав; 30–34 - Кралов Градец; 35 - Часлав.

Из посуды, изготовленной из другого материала, следует в первую очередь упомянуть рога для питья, сделанные из турьего рога и часто окованные серебром, затем металлическую посуду, которая встречается редко и о которой мы уже говорили выше, и, наконец, стеклянную посуду, встречающуюся в отдельных случаях и ввозившуюся с чужбины, так как до X века славяне не изготовляли стеклянных вещей. Единичным явлением были также упомянутые источниками чаши из человеческих черепов, иногда окованные серебром или золотом. Для этой небольшой по размеру посуды было много славянских терминов (гърнъ - горшок; sъs?dъ - сосуд; чьбанъ - жбан; латы - широкий сосуд; чрепъ - черпак; кубъ - кубок; гротъ - заостренная книзу посуда) и иноземных (лагъвь - из лат. lagena - бутылка; чьбъръ - из нем. zwibar; zubar - ушат (чан); кръчагь - из тур. kor?ag - кувшин; блюдо - из готск. biups - широкая посуда, блюдо, чаша; миса - из готск. mes и лат. mensa - миска; чаша - из иранск. ?ise; kony - из нем. kanne - кувшин; krina - из греч. ????? - миска).

Рис. 95 и 96. Турий рог из Черной могилы у Чернигова и его серебряная оковка

Все большие сосуды изготовлялись обычно из дерева; они либо выдалбливались из цельного чурбака, либо делались из отдельных клепок, стянутых обручами, или из древесной коры, при этом посуду изнутри всегда хорошо смолили, чтобы она не пропускала воду. Бондарные и смолярные ремесла были широко распространены. Формы и названия этих больших сосудов были различными. Славянскими названиями являлись: дежа (бочка), ведро, оковъ (бадья), коръ (корец, четверть), лукно (лукошко), кадьлбъ (kadlub - чан); иноземными названиями были: бъчьвь, бъчька (be?va, be?ka - бочка) из нем boteche или греч. ??????? (отсюда ремесленник называется бечваръ ); кадь (k??) из греч. ?????; къбълъ (kbel) нем. k?bel; нъштвы (necky) из нем. nuosk и др. Из этих сосудов более всего употреблялись деревянные, окованные железом ведра с железной ручкой. Эти вещи постоянно сопутствовали славянским погребениям X–XII веков.

Рис. 97. Окованные деревянные ведра из славянских погребений 1 - Гнёздово; 2 - Вел. Горица; 3 - Волынь; 4 - Шелаг; 5 - Заколаны; 6 - Островяны, оковка ведра.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

автора Аникович Михаил Васильевич

Посуда Как ни трудно представить себе теперь, но керамическая посуда, даже самая примитивная, появилась на Земле сравнительно недавно. Ее широкое распространение знаменует собой начало «нового каменного века» - неолита, причем древнейшие глиняные горшки стали лепить и

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Древнейшая керамика Строго говоря, называть керамику «обожженной глиной» не совсем верно. Керамика - это первое созданное человеком искусственное вещество, отсутствующее в природе. Да, основу его составляет глина, но по своим главным свойствам оно существенно

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Керамика Уже в глубокой древности появились глазурованные глиняные изделия. Наиболее древние глазури представляли собой ту же глину, которая шла на производство гончарных изделий, но тщательно растертую, видимо, с поваренной солью. В более позднее время состав глазурей

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Серебряная посуда Посидоний пишет и о том, что в распоряжении пирующих было множество разнообразной посуды из серебра. Мы уже цитировали стихи тирана Крития, прославлявшего бронзовые изделия и «фиалы тирренов, покрытые золотом»{557}. Фиалы - это небольшие плоские чаши с

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

Просто посуда… В Саккаре, в подземных помещениях ступенчатой пирамиды Джосера (построенной, по традиционной версии, самой первой из всех) было найдено множество сосудов и чаш, датируемых периодом Первой и Второй династий. Некоторые чаши, если судить по надписям на них,

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Другого народа у нас нет Для иллюстраций к этой книге искал я икону одного русского святого, преподобного Петра. Человека своеобразной, но и не такой уж необычной, по тем временам, судьбы. На мой взгляд. Во всяком случае, в письменных источниках нет никаких свидетельств,

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Столовая посуда и приборы Столовая посуда для пищи и питья в старину называлась «суды». Читаем в «Домострое»: «Суды и порядня всякая чиста бы была и в счете, а ставци и блюда, и лошки, и ковши, и братины по лавке и по избе не валялися… в чистом месте лежало бы, опрокинуто ниц.

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Керамика Известнейший археолог-американист Майкл Ко считает, что именно гончары Наска создали лучшую полихромную декорированную керамику Нового Света. Изготовление этих глиняных сосудов было доведено до совершенства. Мастера использовали при росписи по шесть-семь

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Другого народа у нас нет Для иллюстраций к этой книге искал я икону одного русского святого, преподобного Петра. Человека своеобразной, но и не такой уж необычной, по тем временам, судьбы. На мой взгляд. Во всяком случае, в письменных источниках нет никаких свидетельств,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Керамика майя Общие сведения Когда какой-то народ переходит к земледелию, он начинает нуждаться в емкостях для варки растительных продуктов. Кроме того, земледельческий народ располагает свободным временем, которое он может использовать для изготовления полезных

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Глина и керамика Предметы из глины относятся к одним из самых прочных археологических находок, но гончарное дело является сравнительно недавним открытием. С древнейших времен люди использовали шкуры животных, корзины из коры, скорлупу страусиных яиц и дикие тыквы для

Из книги «Веселие пити» автора Казаченко Б

По напитку и посуда Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Керамика Производство керамических изделий - неотъемлемая часть хозяйственного облика любой развитой неолитической культуры оседлых земледельцев. Керамика к тому же представляет собой наиболее массовый материал, находимый при археологических раскопках

Из книги Великое перерождение народов автора Добролюбский Андрей Олегович

Выбор материала Для такого рода «экспертизы» нами здесь избраны археологические сведения о погребальных памятниках кочевников Северо-западного Причерноморья - степной зоны от Южного Буга до Дуная. Эта территория является западным окраинным участком Великого

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Посуда Первая посуда у славян, как и у других народов, была из камня, костей, дерева, потом из шкуры и глины. С тех пор как люди начали строить и обустраивать себе жилище, они вместе с другим необходимым инструментом и вещами изготовляют посуду. Со временем некоторая посуда