Гончарный круг из стиральной. Гончарные круги своими руками

Наблюдение за гончаром во время изготовления изделия на гончарном круге — волшебное зрелище. В этой статье будет рассказано, как сделать гончарный круг своими руками и начать творить вещи. Если ваша цель как художника состоит в том, чтобы создавать уникальные предметы, то этот тип гончарного круга идеально вам подойдет.

Просто найдите вращающееся на 360 градусов ведро, используйте несколько предметов из дома и все будет готово через 10 минут. Проект недорог и работает так же эффективно, как и любой гончарный круг. После небольшой практики я могу хорошо центрировать, крутить и поворачивать этот гончарный круг. После исправления колебаний центрирование теперь происходит автоматически благодаря концентрическим кругам на поддоне для горшечных растений.

Ножной гончарный круг недорогой, легкий, портативный и занимает мало места. Что замечательно, так это то, что там нет пайки, нет тяжелой техники, и она работает на ногах. Лучшая часть не требует электричества.

Вот краткая подборка всех моих видео после того, как я научился бросать на гончарном круге ведра швабры после 50 бросков за 14 дней.

Шаг 1: Собираем материалы

Что вам понадобится:

  • Ведро для круговой швабры
  • Пластиковые горшки или ящики для увеличения высоты гончарного круга
  • Пластиковый поддон
  • Сильный клей, например полиуретановый или пистолет с горячим клеем
  • Уровень

Вот видео с первого дня сборки и тест работоспособности гончарного станка. Все было странно и непонятно, пока я не устранил колебания.

Шаг 2: Склейте все вместе


Удивительно, но легкие материалы оказались хороши в работе, когда я наполнил нижнее ведро мелкими камнями. Я поместил гири вокруг центральной ступицы, и это каким-то образом помогло сильно замедлить вращение, так как круг двигался слишком быстро и шатко, и всё выходило из-под контроля. Не все вёдра для 360-градусных швабр собраны одинаково. У некоторых механизмы лучше, чем у других, и они работают более плавно.

Склейте все ведра и подносы в подходящем порядке. Используйте уровень, чтобы удостовериться, что все делаете ровно.
Дизайн этого гончарного круга может быть изменен во многих направлениях — это уже на ваш личный вкус. Вам нужно найти ведра и поддоны для цветочных горшков, которые достигнут той высоты, с которой вы чувствуете себя наиболее комфортно. Если вам нужно переделать ваш дизайн, то горячий клей легко удалить, распылив немного лизолового спирта и используя плоскогубцы.

Если колесо круга находится ниже уровня вашей талии, то вы можете использовать рычаг и вес своего тела, при подъеме стен изделия. Таким образом, ваше тело будет расположено более эргономично и это позволит избежать болей в спине.

Шаг 3: Начинайте крутить – примеры работ





Показать еще 4 изображения





Первоначально я начал с твердого куска глины, который было действительно трудно формировать. Кроме того, чем выше был круг, тем больше он качался. Я заглянул под ведро для швабры и заметил, что части были скручены неровно.

Я снял ведра, перерасположил их и поместил маленькие камни и песок во внутреннее вращающееся ведро. После этого все стало стабильнее. Колебание все еще осталось, особенно при быстрых скоростях — однако ваши навыки улучшатся и вы очень скоро начнете получать удовольствие от работы.

Во второй раз я использовал податливую и подготовленную коричневую керамогранитную глину .

Шаг 4: Метод обкатывания

В Азии есть метод обкатывания, когда изделие из глины начинают обкатывать прямо на колесе. После просмотра метода, используемого корейскими и японскими гончарами, я и сам решил попробовать этот путь. Их метод экономит энергию, воду и отходы глины становятся меньше.

Метод обкатываня:

  1. Раскатайте или сплющите на колесе круглую плитку
  2. Присоедините к ней толстые стенки.
  3. Медленно вращайте колесо и начинайте обработку.
  4. Ниже приведен пример того, как я сделал на колесе крышку для контейнера с печеньем и чашку.

Шаг 5: Обжиг изделий


Как обжечь глиняные творения, если у вас нет доступа к печи?

Несколько изобретателей успешно использовали глиняную печь для обжига кирпичей. Ракетная печь потребляет мало топлива, но способна поддерживать температуру до 650 градусов Цельсия (и более).

От нее исходит мало дыма, а ваши глиняные изделия станут прочными.

Посмотрите видео , как вы можете сделать ракетную духовку и использовать её в качестве печи. (Обратите внимание, чтобы предотвратить обжиг пищи, изобретатели установили дефлекторную пластину между пламенем от ракетной духовки внизу внутри варочной камеры).

Другим вариантом, является хлебная печь-бочка, которую можно легко использовать в качестве печи для обжига. Материалы включают в себя поддон для печи, металлическую бочку и трубу. Печь использует очень мало древесины и достигает температуры 1100 градусов по Цельсию — достаточно горячо для обжига черепка и глазури.

Третья идея может заключаться в использовании разборной металлической походной печи для барбекю или ракетной печи, в которых можно обжигать мелкие предметы.

Четвертая идея — это печь бочкового типа с использованием опилок.

Гончарный круг своими руками как найти и работать с глиной


Народный мастер Беларуси Дмитрий Викторович ПОЛЕЩУК объездил множество городов и весей со своим «фестивальным» гончарным станком — очень мобильным благодаря разборности основных деталей из дерева. Глиняные изделия гончара порадовали очень многих своей красотой и функциональностью.

У нас давно стала аксиомой пословица, что не боги горшки обжигают, значит, и сам гончарный станок вполне реально сделать своими руками.

Гончарный круг


Он состоит из станины со столом (который служит одновременно и лавкой), оси, маховика, рабочего диска. Размеры составляющих произвольные, но их непременно нужно подгонять под свой рост. Главное — рабочий диск должен находиться на уровне поясницы (когда находитесь в положении сидя) и при этом не очень высоко, чтобы руки не уставали.



Маховик сбиваем из толстых досок, которые затем складываем в два слоя (фото 1) . Ось квадратного сечения сужаем кверху (фото 2) , на уровне рабочего стола делаем круглое сечение. Вверху и внизу - металлические штыри (фото 3) .



В столе выпиливаем часть, которая при работе держится на штифтах (фото 4) и служит для удерживания оси. Важно: не забыть сделать для оси полукруглые отверстия в столе и отрезанной части. Ось с маховиком ставим на втулку в станине (фото 5) и зажимаем вверху так, чтобы могла вращаться. Для надежности отрезную деталь приматываем к столу веревкой. Далее на металлический штырь надеваем рабочий диск (фото 6) .

Можно устраиваться на лавку и приступать к «ваянию», покручивая «педали», то есть, маховик, который желательно утяжелить булыжником!



Гончарное дело


Для работы лучше брать очищенную от примесей (вакуумированную) глину.




Чтобы колобок (фото 7) не сбежал от вас на начальном этапе, с некоторой силой бросаем его в центр диска — это установка и центровка комка. Обжимаем руками (фото 8) .

Для лучшего скольжения набрызгиваем глинистую воду и превращаем колобок в заглаженный купол (фото 9) . Большими пальцами давим на глину сверху, а ладонями — с боков. При этом дополнительно проминается масса и уходят совсем не нужные пузырьки воздуха.

В намеченный центр купола при вращении диска продавливаем большой палец, намечая дно.



Затем поднимаем цилиндр на высоту будущего изделия (фото 10, 11) . Помним про необходимывать смазывать водой изнутри, но без раскисания глины. Пальцами левой руки продавливаем внутреннюю полость, правой — удерживаем форму при вращении.

Мы пришли к желаемой высоте, а далее следует формование горшка в несколько этапов. Изнутри слегка выдавливаем округлые бока, придерживая их снаружи. С помощью четырехугольного деревянного ножа, называемого «шиналь» (фото 12) , «выращиваем» горлышко сосуда (фото 13) .

Готовое изделие отделяем от диска тонкой веревкой или проволокой (фото 14) .

Сушим его 2-3 дня, а затем обжигаем в гончарной печи (на сегодняшний день эту услугу предоставляют некоторые художественные мастерские, учебные заведения и т.п. — прим. ред.).



Если «становление» сосуда состоялось, значит, и вы можете состояться как специалист по гончарному ремеслу, считает Дмитрий Полещук. Осталось научиться делать крышечки к сосудам и освоить более сложные формы мастерства Глина должна быть пластической, способной принимать любую форму и сохранять ее после выжигания. Я применяю два вида глины: материковая и карьерную. При смешивании в пропорции 1:2 они образуют нужную однородную массу, которая обладает свойствами крепкого черепьянка и вогнетривкисть.

Материковая глину добывают в колодцах диаметром 1 -1, 5 метра. Штольню обплитають лозняком, чтобы избежать обсыпанию почвы. Копать приходится глубоко. Глина первоначального месторождения обычно залегает на глубине 10-15 метров.

Материковая глина образуется там, где породы промилися водой. Поэтому она чистейшая, без примесей, белого или почти белого цвета, огнеупорная. Именно такой слой глины (толщиной от 1 метра и более) на глубине 12 метров залегает в шахты моего деда. Довгорична разработка ее привела к тому, что от колодца на много десятков метров горизонтально простяглися вризнобич рукава самодельных шахт.

Наилучшая для гончарного производства часовьярська глина (Донецкая область).

Карьерную глину можно найти в Яруга, по склонам берегов рек. Это так называемая осадочных глина. Она не такая чистая, с различными добавками, которые придают ей разной окраски, менее огнеупорная. Главное, обратите внимание на пластичность глины, т.е. ее способность менять форму без разрывов и трещин. Она бывает масляные (или пластической) и песню (или малопластичною). Масляные - плохо розмочуеться, медленно высыхает, образует брелока липкую массу. Постная глина, наоборот, легко розмочуеться, быстро высыхает, образует не очень брелока пищанисту массу.

Исходя из собственного опыта, скажу: как только выкопанную глина малопригодны для работы. Она и недостаточно пластичная, часто имеет различные примеси (мелкие камешки), которые приводят к разрушению изделий, так как расширяются во время обжига, тогда как сама глина сжимается. О том, как выбирать из глины хлам, расскажу ниже. Полевой шпат, кварц, известь (они пойдут на изготовление поливы) также не могут быть сразу использованы: их надо очистить от примесей, подрибниты, просеять и промыть. Это трудоемкая, однообразное работа, но она необходима, чтобы потом было меньше брака. Сама глинистая масса тоже должна быть однородной, иначе во время выжигания части ее неодинаково реагировать на температуру. А от этого нередко образуются искривления, трещины и разрывы. Вот почему первоначальная сырье нуждается доведення.Глину надо замочить на ночь в специальной яме или ванне. Это глиняные смеси до дна проштрикуеться палкой, чтобы образованные отверстия наполнились водой. А утром начинаем готовить глину к работе.

Выбираем из ванны замочену глину на дощаний помост. Если помосте нет, то его можно заменить простеленою на доливци рядниною. Берем столько глины, сколько нужно для работы. Складываем ее в конусовидные большую кучу. Затем деревянной Довбня постепенно разбивает конус. Когда глина розповзеться ишар ее составит примерно 5-10 сантиметров, операцию следует повторить, т.е. составить вновь такую же массу, как была раньше. Разбивает ее на слой, который уже должен быть немножко толще, чем предыдущий (т.е. 10-15 сантиметров). Такое битья глины длится до тех пор, пока вся глина зибьеться и перед вами предстанет опять тот самый височенький конус.

Чтобы глина НЕ налипала на Довбня, ее надо зишкрибаты цикла. Но наиболее эффективно Довбня чаще смачивать. А чтобы глина НЕ приставала к помоста, дед мой притрушував его пеплом, которого достаточно было в горне. (Фото - ручной способ выбора лишок)



У глины, которую мы только что сбили, не исключено, что траплятимуться щепки, листья, корешки, черви, камни известняка. Чтобы масса была пригодной к работе, надо как можно тщательнее отделить от нее этот хлам.

Для этого служит стругач. Им надо перестругаты всю кучу глины на мелкие стружечкы, выбирая при этом примеси. Затем перестругану и отобранную глину скочуемо в большой пуль и увлажняет его. Необходимое для работы количество отбираем, чтобы приступить к изгнанию из глиняной массы пузырьков воздуха, а остальные глины покроет мокрыми рядными или тряпья, относим в прохладный уголок мастерской или кладем в ванну. (Фото-виганяння пузырьков воздуха способом качання)



Виганяеться воздуха, которое будет потом мешать работать на гончарной круге, двумя способами - качанням и выбивания. Маленькие глиняные куски (такие же, как у хозяйки, которая готовит тесто для вареников), викачуються на круге. При этом из глиняной массы выходит воздух и она становится сплошной.

Поясню способ выбивания. Если глины нужно немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобно перебить на столе. Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты вытянутой над головой руки с силой бросают его на верстаки. Затем его формируют в буханку и розризують струной или латунных проволокой на две части.

После этого верхний кусок кладут на стол срезанных стороной вверх, а пидризаний нижний, не перевертаючы, с силой бросают на прежний верхней. Вновь делают срез под прямым углом к столу, один из кусков также бросают срезом вверх, а на него второй - тоже срезанных стороной вверх. Так вот повторяется операция примерно двадцать раз.

Этот раздел хочу закончить рассказом о том, как готовится глина высшего сорта, именно та глина, идущая на высококачественные гончарные изделия.

Мой дед принесенную глину розкладав на земле грядками и в таком виде оставлял на год или несколько лет (чем дольше, тем лучше). Этот естественный способ обработки в гончаров называется литуванням. Для изделий высшего качества пролитовану глину подвергают еще муки-вание, гноинню и переминанню.

Чтобы видборошнуваты глину, ее розбовтують в большом кадуби с водой, дают отстояться, чтобы осели грубые, тяжелые примеси. Сливки с глиной, переганяють в другую кадки и снова дают отстояться. Потом в третью и четвертую. В последнем резервуаре частицы глины самые легкие, мелкие и чистые, им дают осесть, воду выпускают, и на донышко остается тончайшие, чистейшая глина высшего сорта, ее кладут в погреб, где она в течение нескольких недель гноиться: покрывается темными пятнами, издает неприятный запах. После гноиння глина становится пластической и однородной, пригодной для самых тонких работ. Поскольку верхние слои высыхают быстрее, то перед использованием глину переминають на специальной скамье. Существует довольно разнообразная технология подготовки глины. Пока мы учимся, глину можно заложить на литування. А для первых работ вполне пригодна однородная масса, которую можно получить, замочившы и смешав материков и карьерные глины, розимьявшы несколько раз ручной глиномьялкою.



Существует давний способ выбивания из глиняных шариков пузырьков воздуха. Глину, перемьяту на ручном глиномьялци, скочують в шаре и струной розризують на нужные грудки для работы. Отдельное комок берут в левую руку. Ладонью правой руки хлопают ее, выбивая воздух. А левой непрерывно покручують шарик, удерживая ее в висячего положении. Работа эта утомительной, и поэтому комок надо отрезать такую, чтобы ее было легко поднимать. Но величина ее зависит и от того, для которого гончарного изделия она предназначается. Для обучения и пока руки не окрепли, я советую приготовить шарики (грудки) весом около 500-600 граммов. (Из книги В. Рисцова «При гончарного круге»)



В конце прошлого года в Москве прошла выставка английского керамиста Дж.Поуэлла. Вазы, кувшины, бра, торшеры, люстры, семейные гербы поражали знатоков изысканностью, красотой, высоким художественным вкусом и тонким знанием материала. Особо отмечали необычную технику. Как удалось узнать, Поуэлл работает не на специальном станке, а пользуется рельефными материалами, к примеру, марлей, веревочной мелкой сеткой, а то и грубой мешковиной. Поэтому предлагаем с ней познакомиться.

Начнем с глины. Найти ее можно прямо на дачном участке или в ближайшем карьере.

Возьмите кусок глины объемом 0,5 л. Добавьте в нее немного воды и размешивайте до тех пор, пока она не вберет в себя всю влагу, и не начнет прилипать к рукам. Приготовив крутое тесто, скатайте из него шарик диаметром 50 мм и лепешку диаметром 100 мм. Затем просушите в тени два-три дня. Если на шарике или лепешке за это время появятся трещины, значит, глина слишком жирная и требует добавления мелкого речного песка. А трещин нет, и шарик, брошенный с высоты 1 м на твердую поверхность, не рассыпается, — глина нормальная. Тощая глина при высыхании не растрескивается, изделие из нее не обретет надлежащей прочности; в такую глину необходимо подмешать более жирную. Добавляют песок или глину в несколько приемов, каждый раз проверяя качество полученной массы.

Далее работа с глиняным сырьем ведется так, как это делает сам Поуэлл. Возьмите лист толстой фанеры или пластика с размерами 500 х 375 мм. Накройте его куском ткани размером 950 х 620 мм.


Положите на него две деревянные рейки длиной 350 мм и сечением 10x10 мм, как показано на рисунке 1. Между ними уложите кусок глины и деревянной скалкой раскатайте его в блин толщиной 10 мм (рис. 2). Заметим сразу, что в результате этой операции нижняя поверхность глиняного блина приобретет фактуру ткани. Далее острым ножом аккуратно вырежьте заготовку, как показано на рисунке 3. Обрезки скатайте в комок и уберите в эмалированную кастрюлю или полиэтиленовый пакет, чтобы меньше подсыхала. Возьмите ткань с заготовкой за углы (рис. 4), свяжите их узлами и подвесьте на рамке (рис. 5). В таком положении глиняная заготовка приобретет вогнутую форму. Подержите ее два-три дня, чтобы глина немного подсохла и затвердела. Вынув заготовку, острым ножом подрежьте края, как показано на рисунке 6. Остается установить ее на ножки. Заранее приготовьте из глиняного теста три опоры конической формы. На сопрягаемые поверхности острием ножа нанесите глубокие риски, смочите их водой и плотно детали прижмите друг к другу (рис. 7 и 8).

Изделия более сложной формы легко сделать на четырехстенной деревянной коробке без крышки (рис. 9) и такой же коробке, но с крышкой (рис. 11), в которой предусмотрены прорези разного вида (рис. 12). Дальнейшие шаги, необходимые для получения заготовок, нетрудно понять, глядя на остальные рисунки.

Не все, возможно, получится с первой попытки. Но вот у вас несколько изделий, которые вас устраивают своим дизайном, красотой исполнения. Что дальше?

Обжиг — сложный процесс, который придаст изделию необходимую прочность. Проводят его в три этапа: прогрев, собственно обжиг и постепенное, регулируемое охлаждение. На первом этапе процесс можно осуществить в обычной кухонной плите при 250° С. При этом глиняные кристаллы разрушаются и вся масса переходит в аморфное состояние. При более высокой температуре (процесс ведут в муфельной печи при 850° С) происходит спекание массы с образованием прочного черепка.

После обжига изделия охлаждают. Процесс этот весьма длительный и ответственный. Только что обожженное изделие не терпит резкой смены температуры и доступа холодного воздуха. Допустим это, и мгновенно образуются трещины. Температуру следует снижать медленно, в зависимости от толщины стенок изделия и качества исходного сырья. Поэтому режим охлаждения определяется опытным путем. Но обычно керамисты снижают температуру из расчета 50° за час. После обжига изделие приобретает ярко-красный цвет. Этот цвет можно считать конечным. Но лучше, как считает Поуэлл, с внешней или внутренней стороны изделие окрасить в другой цвет, например, черный, синий или белый. Проще окраску производить яркими нитроэмалями.


Краски для печати изготавливают в краскотёрных вальцах. Изначально пропуском сквозь вальцы краску сначала размешивают руками с растворителем при помощи шпателя, а для получения однородной смеси два раза пропускают через вальцы.
Краска, применяемая для росписи способом печати, при необходимой вязкости обязана отлично сниматься с железной доски или вала и прекрасно переходить с бумаги на раскрашиваемые изделия, не расплываясь на них. В то же время она не обязана не очень бысро сохнуть и давать четкий и качественный контур.

Для подглазурной печати применяются краски примерно следующего состава (в %):
Глицерин 19
Патока 23
Краска сухая 58

Для надглазурной печати:
Олифа 42,35
Краска сухая 57,65

При росписи керамических изделий способом печати мастер-гравер по заданному рисунку вырезает на металлическом барабане или доске точную копию рисунка. Глубина выреза линий рисунка на барабане или доске зависит от интесивности краски в соответствующих местах на оригинале. Рисунок на металле вырезается с помощью специальног резца (гравштифеля).

На доску наносят краску при помощи деревянных шпателей, на барабанах -при помощи специальных приспособлений. Излишек краски снимают.
На доску с нанесенной на нее краской накладывается специальная тонкая слабоувлажненная бумага, на которую сверху накладывается слой бумаги типа газетной толщиной 5-6 мм, а сверху - кирзовая прокладка, после чего доску пропускают между вальцами или ставят под пресс.

Бумагу с опущенным на ней оттиском рисунка опускают в воду в которой она находится до размягчения.

После насыщения бумаги водой рисунок вместе с бумагой накладывают накладывают на сухое изделие и протирают войлочным валиком, краска хорошо сцепляется с поверхностью изделия, а бумага легко отделяется от рисунка. Для обогащения рисунка нанесенного способом печати, производят дополнительную раскраску красками или золотом.

В отличии от трафаретной печати, тампонная печать начала интенсивно развиваться только с появлением возможности делать печатное клише из высококачественного силиконового каучука. Тампонная печать - способ передачи изображения с печатной формы (клише) на запечатываемую твердую поверхность с использованием упруго-эластичного тампона.

Технология тампонной печати основана на перенесении краски с помощью клише через эластичный силиконовый тампон, повторяющий кривизну поверхности. Благодаря свойственной силикону малому коэффициенту смачиваемости тампон «отталкивает» многие жидкости, включая краску, и при соприкосновении тампона с другими объектами легко отдаёт краску на эти объекты.

Тампонная печать позволяет наносить изображение практически на любой вид твердой поверхности (гладкие, рефленные не впитывающие краску материалы) - пластик, стекло, дерево, металл. Обычно методом тампонной печати наносятся логотипы или изображения на мелкую сувенирную продукцию: ручки, зажигалки, брелоки, часы, калькуляторы, кружки, пепельницы, ключницы, открывалки, пластиковые подставки или подобные изделия из пластика, из кожи и полиэтилена, а так же на бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, различных канцелярских принадлежностях (карандаши механические, линейки, ножи, визитницы и многое другое), аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, корпусах приборов, парфюмерной упаковке.

Тампонная печать позволяет печатать несколькими цветами в том числе и по CMYK, однако, также как и в шелкографии весьма проблематичным является совмещение цветов.Размер изображения ограничен величиной тампона и клише. При нанесении изображения на изделия из металла, стекла и керамики для придания дополнительной устойчивости используются двух- и трехкомпонентные краски, а также дополнительная термообработка

Плюсы: идентичность всех изделий в тираже, возможность использования Pantone, низкая себестоимость оттиска при больших тиражах, печать по криволинейным поверхностям

Минусы: предпечатный процесс - клише, приладка; как правило небольшой размер запечатываемой области; высокая себестоимость при малых тиражах

Поверхности для нанесения: стекло, пластик, керамика, дерево, металл.
Страниц: 64

Серия или Выпуск: Уроки керамики
Потрясающе иллюстрированная книжка являет собой поэтапный курс школы ручной лепки.
Безумно хорошие фото а также подробные комменты к ним дают возможность определить пригодность глины для лепки, учат, как эффективно ее заготовить а также обработать, дают способность перейти шаг за шагом все стадии подготовки глиняного теста, дабы приступить к формовке всевозможных изделий: ваз, скульптур а также абстрактных форм.
Книжка предназначена как для специалистов так и для обширного круга любителей керамики.

Если вы или ваш ребенок решили попробовать себя в гончарном деле, тогда вам понадобится гончарный круг. Новый аппарат стоит дорого, а без него сделать ровный кувшин из глины не получится.

Поэтому в статье мы расскажем о том, как изготовить гончарный круг из стиральной машины своими руками. Технология проста для понимания, подойдет машина любого типа: активаторная или барабанная.

Инструкция по изготовлению гончарного круга

Как изготовить гончарный станок своими руками, мы расскажем на примере машины активаторного типа. Подойдет стиралка «Малютка».

Поскольку крутящийся элемент в ней расположен горизонтально, то вам понадобится только немного доработать конструкцию, установив диск.

Что понадобится для работы

Комплектующие и детали:

  • стиральная машина;
  • кусок фанеры;
  • яхтный или водостойкий лак, краска, уайт-спирт;
  • пластиковая баночка (например, из-под лекарств);
  • выключатель;
  • рабочее колесо;
  • изолента;
  • болты с гайками.

Инструменты:

  • саморезы;
  • линейка;
  • ножовка по металлу;
  • фломастер;
  • паяльник;
  • отвертки и ключи.

Пошаговое выполнение работ

Как самому сделать гончарный круг в домашних условиях? Для этого нужно разобрать стиральную машину. Действуйте последовательно:


Теперь нужно изготовить самодельное рабочее колесо. Поскольку между валом и гончарным кругом нет колеса, его выполняют своими руками или заказывают у токаря – для этого измерьте размеры вала. Можно заранее подготовить чертеж готовой конструкции:

В дальнейшем готовое колесо нужно зачистить от загрязнений и покрасить.

Подготовьте корпус

Из куска влагостойкой фанеры вырезается круг. Его можно также заказать у токаря вместе с колесом. Если вы будете самостоятельно изготавливать детали, проверьте их в сборке, должна быть точная центровка.

Когда круг готов, обработайте его пропиткой, смешав лак и уайт-спирт. Затем сверху нанесите слой водостойкого (яхтного) лака.

Сборка и устройство рабочего колеса

К гончарному кругу из фанеры прикрутите винтами рабочее колесо. Затем установите ось, закрепите ее на месте болтом.


Очень важна точная, ровная установка. Если круг будет неровно вращаться, при работе с глиной возникнут проблемы.

После того, как вы надели конструкцию на вал, нужно позаботиться, чтобы к приводному механизму не поступала вода. Для этого используйте пластиковый пузырек: срежьте нижнюю часть баночки и расположите ее на валу, закрепив гайкой.

Работа с корпусом

Для удобства работы корпус машины нужно срезать. Пометьте фломастером место на 1-2 см выше рабочего колеса и обрежьте ножом или ножовкой по металлу. У вас должно остаться дно с активатором и небольшие борта.

Подключение мотора

В одной из статей мы подробно описывали процесс подключения двигателя стиральной машины. Чтобы выполнить правильное подключение, обязательно нужна электрическая схема мотора. По ней вы сможете определить:

  • какие провода ведут к таходатчику, который регулирует обороты мотора;
  • какие ведут к статору и ротору;
  • какие ведут в электрощеткам.

Выполнив подключение, вырежьте в корпусе отверстие для выключателя. Желательно, чтобы он был защищен от попадания влаги. Установив выключатель, подключите к нему питающий провод. Концы проводов можно скрепить хомутом и изолировать изолентой.

На корпус мотора нужно установить регулятор скорости, поскольку скорость оборотов 500-700 в минуту не позволит нормально работать.

Теперь вы знаете, как устроен гончарный круг из стиральной машины. Можно смело приступать к работе и творить.

Многие люди с удовольствием посвятили бы себя творчеству с таким материалом, как глина, однако первое, что останавливает всех желающих – это цена гончарного круга. Так, в среднем, за указанный агрегат придется отдать от 500 $, если говорить о моделях отечественного производства. Что же касается зарубежных фирм, за изделие нужно быть готовым отдать от 1300 $. Возникает вопрос, что же в этом случае делать, отказаться от этой идеи? Ответ прост: можно смастерить гончарный круг своими руками.

Естественно, понадобится приложить усилия. Рассчитывать на то, что выйдет высококлассная модель не нужно, однако для новичков конечный результат вполне подойдет.

Прежде всего, стоит разобраться, что собой представляет гончарный круг. В общих чертах он имеет следующий вид: вертикальный вал с круглым плоским диском наверху. По сведениям историков, за последние несколько тысяч лет данная конструкция не потерпела кардинальных изменений. Единственное отличие – сейчас вал может приводиться в движение мотором, а не ножным приводом. К слову, до сих пор есть мастера глиняного дела, которые предпочитают работать именно с механическим кругом, утверждая, что так можно максимально прочувствовать весь процесс творения глиняных изделий.

Выяснив принцип действия агрегата, разберемся, какие существуют виды гончарных кругов.

Ножной

Данная конструкция наиболее незамысловатая и используется вот уже на протяжении не одной сотни лет. Это устройство состоит из вала, на который с обеих сторон надеты приводной и рабочий круги. Вращать такой агрегат мастер должен самостоятельно ногой по часовой стрелке. Такой гончарный круг прост в создании, поэтому пользовался особой популярностью сред мастеров.

Механический

Подобный агрегат увидел мир благодаря Бернарду Личу –гончару, который создал этот вид круга. К слову, конструкция выдалась столь успешной, что тут же была отправлена на промышленное производство. Принцип действия круга основан на работе кривошипного механизма. Это оказалось удобным в том плане, что появилась возможность регулировать обороты круга.

Электрический

С момента возникновения электрического привода, механизация в принципе шагнула вперед. Это касается и гончарных кругов. Так, отпала необходимость в физической активности со стороны человека. Кроме того, электрический привод позволяет более точно устанавливать скорость вращения. Также размеры самого станка стали значительно меньше.

Как сделать гончарный круг

Сегодня в любом специализированном магазине можно найти большой ассортимент различных гончарных кругов. Однако, как мы уже выяснили ранее, ценник этого изделия довольно высок, особенно для тех, кто хочет испытать себя в новом творчестве. Именно поэтому многие, узнав о стоимости нового профессионального изделия, тут же начинают интересоваться, как сделать гончарный круг собственными силами.

На самом деле это не так уж и сложно. Так, прежде всего, необходимо сделать станину, которая изготавливается из таких материалов, как деревянный брус или металлический профиль. В нижней и верхней части готовой детали нужно поставить подшипники, что позволит валу с закрепленным на нем кругом вращаться. Что касается круга, его лучше всего сделать из материала, который устойчив к влаге. Для этого подойдут: пластик, алюминий, бронза, латунь или стеклотекстолит. Конечно, идеально будет, если диаметр круга выйдет от 250 до 300 мм. Лучше всего, если эту деталь изготовить на токарном станке. Готовый круг закрепляют непосредственно на вал благодаря фланцу или при помощи любого другого доступного способа.


В целом, можно смело утверждать, что конструкция гончарного круга довольно простая и сделать приспособление сможет каждый, кто когда-либо в своей жизни имел дело со слесарными инструментами.

Дополнительные инструменты

Независимо от того, на каком уровне вы решили освоить ремесло – на любительском или приближенном к профессиональному, потребуются дополнительные инструменты, без которых работу нельзя считать полноценной. К тому же, это значительно облегчит творческий процесс. Так, дополнительно стоит обзавестись следующими инструментами:

  • Стеки – можно взять деревянные, металлические или пластиковые лопатки любой формы и размера.
  • Струна (металлическая), которая должна быть с двумя ручками на концах для удобства. Указанным инструментом готовая работа срезается с круга.

Для тех, кто только начинает знакомство с глиной, вовсе не обязательно сразу ставить своей целью приобретение профессионального гончарного круга. Чтобы познать азы творческой работы достаточно будет приобрести или сделать гончарный круг своими руками.

Оборудование мастерской для работ

Каждый должен понимать, что любые гончарные работы – это весьма грязное дело и заниматься этим у себя в квартире возможно без ущерба для интерьера, только если выделить отдельную комнату. Тем не менее, это может позволить себе не каждый. Помимо всего прочего, работа гончарного круга совсем не бесшумная, что может вызвать неодобрение со стороны соседей. Поэтому идеально сделать мастерскую, в которой можно будет воплощать любые творческие замыслы вне города – на даче или в деревне.

В теплые деньки заниматься гончарным делом свободно можно и на улице, однако прямые солнечные лучи или осадки для материала, инструментов и самого гончарного круга не очень хороши, поэтому стоит задуматься над тем, чтобы выделить помещение под место для работ.

Оборудование мастерской для работ не представляется сложным делом. Так, вполне достаточно будет найти стол для хранения инструментов и вещей, а также полки, где будут стоять незаконченные и готовые гончарные изделия. Еще один важный момент – необходимо обеспечить рабочее место хорошим светом.

Круг с ножным приводом

Для тех, кто хочет изготовить круг с ножным приводом, стоит позаботиться о том, чтобы на нижней части вала был установлен крепкий маховик. Его можно сделать из массивных досок и лучше, если он будет иметь форму колеса. Также для этих целей замечательно подойдет и крепкий металлический диск. Например, 30-ти килограммовый блин от штанги подойдет как нельзя лучше.

Круг с электрическим приводом

Для тех, кто все-таки желает сделать круг с электрическим приводом, в качестве силового агрегата сойдет двигатель от швейной машинки. Его плюс в том, что он позволит корректировать частоту оборотов самого вала и сделать это можно благодаря специальной педали. Двигатель можно купить в соответствующем магазине, но этот вариант окажется не из дешевых. Альтернативой может стать «блошиный» рынок или барахолка.

При работе с электрическим приводом можно не делать акцент на специальное основание, заменив его любым столом или массивным табуретом. Помимо этого, нужно подобрать неглубокую емкость (желательно выбрать пластик диаметром от 40 до 45 см.), которая должна прочно закрепляться на основании таким образом, чтобы и внутри нее без проблем вращался круг. Такая манипуляция необходима для того, чтобы смесь глины и воды не разлеталась по всем сторонам, а равномерно размещалась в емкости.

В современном мире есть масса школ раннего развития для детей, которые призваны всестороннему обучению чада. Так, например, популярностью пользуются и занятия по лепке из различных материалов – слоеного теста, пластилина или глины. Подобная деятельность способствует развитию творческих способностей у ребенка, развивает мелкую моторику рук, расслабляет и даже избавляет в некоторых случаях от тех или иных страхов.

На определенном этапе детям будет уже не интересно просто заниматься ручной лепкой, вот тут стоит задуматься над тем, чтобы приобрести или самостоятельно сделать гончарный круг.
Сделать гончарный круг для детей можно по аналогии, приведенной выше. Основное – остановиться на типе агрегата.

Глина для гончарного круга

Итак, практически все важные технические особенности уже рассмотрены, теперь стоит разобраться, что собой представляет глина для гончарного круга. Сейчас существует большое разнообразие видов данного материала, которые отличаются друг от друга происхождением и составом.

Глина для гончарного круга по техническому параметру делится на сланцевую, огнеупорную и так называемые каолины. Кроме того, материал обладает определенной «жирностью». Так, чем выше этот параметр, тем пластичнее на ощупь глина. Если рассматривать тощий материал, он хуже поддается лепке, а готовые изделия из него чаще всего трескаются на этапе обжига. В свою очередь жирная глина зарекомендовала себя гораздо лучше. При этом стоит понимать, что если необходимо сделать тонкое изделие, лучше всего выбирать наиболее жирный материал.

Также глина отличается по цвету, варьируется в зависимости от того, сколько в ней содержится оксидов металла. Например, если в состав материала входит до 1% примесей, любое изделие, получившееся из него, будет белым. Если данный показатель превышен, оно покраснеет на этапе обжига, даже если до этого глина имела белый цвет.

Новичкам в гончарном деле лучше всего остановить свой выбор на подготовленном материале, который следует приобретать в специализированных магазинах. И только когда уровень профессионализма дойдет до определенной отметки, можно будет без проблем находить подходящую глину в иных местах.

Работа на гончарном круге

Работа на гончарном круге имеет некоторые особенности, которые рассмотрим далее. Независимо от того, какая берется глина – магазинная или нет, перед работой ее в обязательном порядке необходимо «перебить». Сделать это довольно просто. Для начала, необходимо скатать из материала «колбаску» и разделить ее пополам. При этом, разделять глину нужно путем скручивания. Далее материал бросается на поверхность, складывается, раскатывается и снова разрывается.

Подобные манипуляции стоит проделать раз 20, но без этого не обойтись, ведь таким образом из глины убирается весь ненужный для работы воздух и она становится более однородной. Для сравнения, можно попробовать начать работу с не перебитым материалом. В итоге вы увидите, что пузырьки воздуха будут мешать манипуляциям с глиной и это в лучшем случае. В худшем – лишь на последних этапах, при обжиге, изделие лопнет.

Следующий этап подготовки материала – замешивание по спирали. Для этого, берется кусок глины, кладется на рабочую поверхность и далее на нее необходимо надавливать ладонями так, чтобы отталкивать от себя и пытаться провернуть по направлению к себе. Если подобные действия будут сопровождаться хлопающими действиями (это из глины будут выходить пузырьки воздуха), значит, вы все делаете верно. Такое замешивание стоит делать до 35-40 повторений. После этого этапа материал полностью готов к работе.

Далее от куска материала отрезается нужное количество, которое помещается в центр круга и незначительно придавливается. Необходимо следить за тем, чтобы она была четко посередине (иначе материал попросту улетит), и только убедившись в этом, можно запускать гончарный круг.
При работе с глиной также важно, в каком положении находятся руки. Так, локти необходимо прижимать к телу, кисти должны быть согнуты, а запястья максимально сближены к куску материала. И помните – никакого напряжения, ведь вы занимаетесь творческим делом!

Гончарный круг является одним из первых механизмов, который люди создали своими руками. Станок для изготовления предметов из глины первоначально был ручным – мастер крутил такой круг рукой и одновременно формировал изделие, что было довольно неудобно. Со временем люди придумали ножной гончарный круг, и дело стало проще, ведь гончар мог крутить свой круг ногами, а руки были полностью свободны. С появлением электричества появился гончарный круг с электроприводом. Сейчас существует много моделей таких приспособлений, но и древние приспособления, и современные устройства объединяет принцип работы: рабочий круг крепится на вертикальном валу, который и приводит всю конструкцию в движение.

Главное в самодельном гончарном круге обеспечить ему вращение, а этом можно сделать с помощью разных устройств.

Гончарный круг из дрели

Для изготовления такого гончарного круга понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Старая дрель
  2. Педаль от швейной машинки
  3. Пластиковое ведро
  4. Вращающийся круглый поднос
  5. 10- миллиметровое сверло
  6. Саморезы
  7. Терминалы для проводки
  8. Удлинитель
  9. Силиконовый герметик
  10. Каретный болт и гайка

Как сделать гончарный круг своими руками

  • В дне пластикового ведра сверлят отверстие 10-миллиметровым сверлом. Это довольно легко, поскольку в большинстве таких ведер есть выпуклая отметка. В нижней части емкости также надо просверлить отверстие диаметром 15 миллиметров – для выхода проводов.
  • На следующем этапе проверяют совпадение силы тока и напряжения в дрели и в педали от швейной машинки. Эти данные могут быть указаны на бирках изделий. Это очень важно, потому что если исходные параметры не совпадут, то педаль будет перегреваться и даже дымиться.
  • Также необходимо переделать штепсель педали от швейной машинки. Его два центральных провода помечают изолентой, для того, чтобы позже соединить.
  • Отрезают штепсель от провода педали и провода протягивают через отверстие, просверленное сбоку ведра.
  • Теперь два помеченных провода скручивают вместе и фиксируют терминалом для проводки.
  • Для безопасности при работе соединение проводов обрабатывают силиконовым герметиком. Остальные два провода подключают к розетке удлинителя (он должен быть водонепроницаемым).
  • Поскольку провода будут располагаться внутри емкости, куда может попадать влага в процессе работы с глиной, необходимы дополнительные меры предосторожности: подключение заземления и тщательная изоляция всех соединений.
  • Для проверки работу устройства педаль подключают к розетке, а провод дрели вставляют в новый штепсель. Затем надо нажать кнопку включения дрели и надавить на педаль. Если она не заработала, то отключают все провода и проверяют правильность соединений и контактов.
  • Далее приступают к изготовлению вращающегося круга, для которого используют покупной пластиковый поднос. Если в центре подноса есть выпуклая центральная метка, то это облегчит просверливание отверстия. Можно также определить центр круга по стержню в нижней части. Просверливают отверстие при помощи дрели и сверла подходящего диаметра.
  • В отверстие вставляют каретный болт – так, чтобы его шляпка была расположена сверху поверхности подноса.
  • С обратной стороны крышки зазор между поверхностью и стержнем болта заполняют силиконовым герметиком.
  • На стержень болта навинчивают 6-миллиметровую гаку и затягивают ее так, чтобы шляпка болта утопилась в отверстии на крышке.
  • Для того, чтобы гайка не раскручивалась ее можно слегка деформировать, а сверху затянуть еще одну такую же гайку. Для дополнительной надежности соединения можно обработать его силиконовым герметиком.
  • Теперь можно приступать к сборке. На этом этапе дрель, которая будет выполнять роль вращающегося привода, надо установить в пластиковом ведре вертикально и под нужным углом ко дну. Можно использовать для этого монтажный кронштейн.
  • Для соосности дрели и отверстия, просверленного на первом этапе используют клин из деревянного бруска размерами 50х100 мм
  • кронштейн, что существенно упростило установку. Чтобы добиться соосности инструмента с 6-миллиметровым отверстием, которое я просверлил в начале работы, я использовал клин, изготовленный из деревянного бруса сечением 50*100 мм, и несколько саморезов.
  • На нижнюю часть подноса наносят силиконовый герметик и ставят его сверху ведра так, чтобы закрепленный болт попал в патрон дрели, который после этого затягивают.
  • Дрель подключают к штекеру от педали. Кнопку включения дрели (или курок) нажимают до упора и в таком положении фиксировать, чтобы включать и выключать устройство только педалью.
  • После сборки и проверки всех соединений получившегося самодельного круга его можно испытать в работе. Также надо проверить его герметичность: для этого дожидаются высыхания силикона, отсоединяют устройство от электросети и сбрызгивают его водой для выявления протечек. При попадании воды внутрь необходимо еще раз заделать все щели силиконом.

При правильном выполнении всех этапов работы и подборе элементов, данный самодельный круг может работать надежно и долго. Такой принцип работы подходит и для самодельных гончарных кругов с другими устройствами в качестве вращающего привода.

  • Если при долгой работе заметно, что дрель перегревается, то под пластиковое ведро можно подложить несколько деревянных брусков – для охлаждения и лучшей циркуляции воздуха.
  • В педали от швейной машинки можно сделать ограничитель скорости в виде тонкой палочки – ее кладут под крышку. Это надо сделать для того, чтобы избежать слишком высокой скорости вращения круга, ведь из-за этого горшки могут получаться неровными, а глина будет отлетать во время вращения круга.
  • Если работать приходится часто и долго, то лучше применить дрель помощнее. Например, при большом количестве глины маломощная дрель может не справиться с нагрузкой.