Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон). Бог эрос - прекрасный небожитель греции У меня новый друг купидон бог любви

Римский бог любви, соответствует греческому Эроту, возлюбленному Психеи. У римлян Купидон – игривый, крылатый путти, больше соответствующий образу эллинистического Эрота, чем страдающего демона древних времен. Он также символ жизни после смерти, это объясняет распространенное использование купидонов на древних саркофагах, где они иногда играют с масками сатиров (их копировал Пуссен в серии картин, посвященных путти). Эти же изображения трансформировались в декоративных крылатых херувимов христианских храмов. Существовали средневековые мыслители, которые отождествляли Купидона с ангелом Благовещения. Однако Купидон остался символом плотской страсти. С развитием идеала изысканной и романтической любви Купидон с его луком и стрелами становится символом неотвратимости любви; он часто изображается с завязанными глазами, что говорит о случайном выборе его жертв; и, подобно своей покровительнице Венере, не прощает бесстрастия и игнорирования любви. Начиная с эпохи Возрождения Купидона часто изображают вместе с Венерой и Вулканом, его легендарными родителями, – как на двух полотнах Тинторетто, но чаще вместе с Венерой, которой он помыкает как капризный ребенок. Корреджо, Тициан, Пуссен, Веласкес, Рембрандт оставили нам образы игривого бога.

Купидон — бог любви


Купидон — бог любви

Купидон – маленький крылатый хулиган, за спиной которого колчан стрел, поражающих в самое сердце. Его изображение встречается на картинах различных эпох, а легенда бога любви уходит корнями в древнюю мифологию.

История происхождения

У Купидона несколько имен. Божественное существо также называют Амур, в древнегреческом варианте – Эрот. Персонаж древнеримских мифов, он является покровителем любви. Рожденный богиней , малыш предстает в облике озорного ангела, норовящего пронзить стрелой влюбленности сердце первого встречного или неугодного ему героя ради шалости. Его сопровождают важные атрибуты: колчан, лук и стрелы, которыми он поражает, заставляя влюбляться. Стрелам Купидона были подвластны и простые смертные, и боги.

Этот персонаж знаменит трогательной любовной историей, связывающей его с простой земной девушкой по имени . Мать Купидона, богиня Венера, велела сыну наказать не приглянувшуюся ей красавицу. Но сын прельстился Психеей и, влюбившись, стал ей мужем. Девушка не знала, кто стал ее избранником, так как простые смертные не позволяли себе поднимать взор на богов. Семейная идиллия казалась восхитительной до тех пор, пока сестры не спровоцировали Психею подсмотреть за Купидоном. Послушавшись родственниц, девушка привела Купидона в гнев. Он покинул возлюбленную, уничтожив все, чем они жили в браке.

Психея убивалась по супругу и, находясь в отчаянье, отправилась в храм Венеры. Моля свекровь о прощении, она отважилась пройти поставленные перед ней препятствия в виде сложных заданий. Венера думала извести девушку и избавиться от нее, но Психея преодолела трудности с помощью любви.


Финальным испытанием стало перемещение в преисподнюю ящика . Внутри него таилась красота супруги бога Плутона. Важным условием задания был запрет на вскрытие коробки. Психея вновь не устояла перед искушением. Внутри ящика оказался мертвый сон, сразивший красавицу. Купидон отыскал возлюбленную и помог прийти в себя. Герой простил девушку. Боги, увидевшие силу любви молодых людей, сделали Психею богиней.

Древнегреческая мифология раскрывает аналогичный сюжет. Он стал источником вдохновения для деятелей искусства, поэтому образ Купидона, он же Амур, он же Эрот, воспевался в литературе, изобразительном искусстве, скульптуре и архитектуре.


Мифологический персонаж предстает в образе светловолосого ангела, олицетворяющего возвышенные чувства. Личико мальчонки украшают румянец и шаловливая улыбка, вокруг него часто находятся прекрасные цветы пастельных оттенков. Любопытно, что с оружием Купидона нередко сравнивают женские губы из-за схожести форм.

В День образ Купидона пользуется чрезвычайной популярностью, хотя римское божество, равно как греческий бог Эрот, слыли порождением хаоса из-за своего вольнолюбивого нрава. Праздник всех влюбленных сопровождается тематической атрибутикой, на которой принято изображать маленьких ангелочков, выпускающих стрелы в сторону безнадежных скептиков.

Купидон в культуре

Помощник в греческой культуре и сын Венеры в римской не считался ключевой фигурой мифологии. Но он часто воспевался в эпоху эллинизма и во времена Ренессанса. К его изображению прибегали, используя героя в качестве символа. Ему не нужно быть активным действующим лицом, чтобы присутствовать на холсте или в скульптурном ансамбле. Купидона изображали, чтобы намекнуть о наличии любовного лейтмотива в описываемом сюжете.


Юнца часто изображают на картинах, описывающих соблазнение прекрасных дев. Купидон также появляется перед публикой в сюжетах, где взаимодействуют Венера и Адонис. Посланец любви играет с орудиями и дубиной , вызывая ассоциацию с обезоруживающими чувствами.

Разочаровавшиеся в мальчугане строго наказывали его. Так поступали и Минерва, чьи образы олицетворяют целомудрие.


Образ Купидона воспевался в эпоху Возрождения. Изваяния, посвященные ему, часто становились украшениями для надгробий и фамильных склепов. Купидон (или Амур в альтернативной интерпретации) – герой картины художника Лезюэра. На ней изображена Венера в окружении трех Граций, одна из которых протягивает богине малыша Купидона.

По легенде, Эрот не рос до тех пор, пока у него не было друга, способного любить его. Им стал Антэрот, в противовес Эроту отвечающий за взаимную любовь.


Поэт Анакреон посвятил несколько стихотворений популярной легенде о том, что Юпитер приказал убить Купидона его матери. Венера спрятала дитя в лесу, где его воспитали дикие звери. Это предание описано в картинах Прюдона. Он же запечатлел на холсте любовные приключения Купидона.

К сожалению, сегодня его облик сильно исковеркан влиянием римской культуры, из-за чего многие люди представляют его в виде маленького мальчика. Однако подлинный Эрос отличается от этого образа как внешне, так и внутренне.

Первые упоминания о великом боге

Естественно, подобные слухи привели в бешенство Афродиту. В порыве гнева она просит своего сына пустить ей в сердце стрелу, дабы та заставила ее влюбиться в самого уродливого мужчину. Бог Эрос покорно выслушал слова матери и отправился к дому, где жила Психея. Но, увидав прекрасную женщину, безоговорочно ее полюбил.

Беда была в том, что законы Олимпа запрещали смертным видеть Эроса. Поэтому он начал приходить к Психее только под покровом ночи, дабы та не видела его лица. Но девушка все равно полюбила молодого бога всем сердцем. Вскоре они поженились, но даже после этого Эрот приходил к своей супруге лишь в темные ночи.

И все бы ничего, если бы не завистливые сестры Психеи. После свадьбы они начали оговаривать Эроса, убеждая молодую жену в том, что ее избранник - настоящий монстр. Увы, бедная Психея поверила их словам и решила нарушить обет, данный своему мужу. Она пронесла в спальню свечу и нож, дабы увидеть истинный облик Эрота, а в случае необходимости убить его.

Однако ей явилось не чудовище, а прекрасный юноша. От этого ее руки задрожали и капли воска полетели прямиком на тело возлюбленного. Раскрыв глаза, Эрос увидел свою жену, удерживающую нож в своей руке, и, потрясенный таким предательством, улетел от нее прочь.

Финал истории

Бог Эрос сильно обиделся на девушку и долгое время не появлялся перед ней. Разлука разрывала сердце Психеи на части, поэтому она решила сама найти своего возлюбленного. И тут в игру вступила Афродита. Ведомая жаждой мести, она обманом заставила девушку спуститься в Подземное царство и найти там шкатулку Персефоны.

Психея справилась со всеми задания Афродиты, но, открыв злополучный ящик, заснула мертвым сном. Благо об этом узнал Эрот и спас ее, уколов своей стрелой. После этого он обратился за помощью к самому Зевсу. Верховный бог был в добром настроении и согласился примирить мать с невесткой. Впоследствии он одарил Психею своим благословлением и сделал одной из бессмертных богинь Олимпа.

Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Купидон (Шоде Антуан Дени)

Материал из Википедии

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως , также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Происхождение

Лоренцо Лотто - Купидон

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

* Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
* По Алкею, сын Зефира и Ириды.
* По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
* По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
* По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
* По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
* По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
* По Пармениду, создание Афродиты.
* По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
* По Павсанию, сын Илифии.
* У Платона — сын Пороса и Пении.
* Сын Хаоса.
* По некоей версии, сын Геи.
* Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Диана, разоружающая Купидона
(Помпео Батони, Metropolitan Museum)

Согласно речи Котты, их было три:

* Сын Гермеса и первой Артемиды.
* Сын Гермеса и второй Афродиты.
* Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.

Согласно Нонну, родился у города Берои.

Основные мифы

Любви покоряется все (Амур)
Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Юная девушка, защищающая себя от Эроса
(Адольф Вильям Бугро, 1880)

Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.

Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
на золотых весах судьбы

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

В искусстве

Амур в образе ребёнка
(раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Эрот (Купидон, Амур)

Эрос (Musei Capitolini)

Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.

Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)

Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.

Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

Гесиод писал:

И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

Амур и Психея

В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».

Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.

Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...


Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.

Серия сообщений " ":
Часть 1 - Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Эрот (Эрос) — в греческом мифологии бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Согласно Гесиоду является одним из пяти богов, рожденных Хаосом (Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа 5-го века до н. э. Акусилая, Эрот был внуком Хаоса, рожденным его детьми Никтой и Эребом.

Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80). В позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокрылого» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эросу эллинистической поэзии.

Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее - со стрелами любви или пылающим факелом.

Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы - Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и - шедевр греческой скульптуры - для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.

Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3). Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.

Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души). Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении «Метаморфозы».

Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В римской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.

ЭРОС, БОГ ВСЕПОБЕЖДАЮЩИЙ
(Отрывок из трагедии «Антигона» — Софокл)

Эрос, бог всепобеждающий,
Бог любви, ты над великими
Торжествуешь, а потом,
Убаюканный, покоишься
На ланитах девы дремлющей,
Пролетаешь чрез моря,
Входишь в хижину убогую.
Ни единый в смертном племени,
Ни единый из богов,
Смерти чуждых, не спасается,
Но страдают и безумствуют,
Побежденные тобой.

* * *
Миф ЭРОС и ПСИХЕЯ

Как-то Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки по имени Психея. Богиня, охваченная ревностью, повелела сыну пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы та влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам влюбился в неё.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно прилетал к ней, правда, только по ночам и в темноте, при этом предупредив свою возлюбленную о том, что она не должна вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея полюбила Эроса, несмотря на то, что даже не видела его. Однако, ревнивые сёстры всячески пытались убедить девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Так потихоньку они привели её к мысли об убийстве своего мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея решила спрятать у себя в спальне масляную лампу вместе с ножом. Когда Эрос заснул, она зажгла огонь в светильнике, готовясь увидеть монстра, но вместо этого увидела необыкновенно красивого юношу, спящего на её кровати.

При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь — так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел… Психея же в отчаянии отправилась искать своего возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к своей матери, которая излечила его раны, но вконец измучила бедную Психею. После нескольких трудных заданий Афродита приказала Психее спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели, благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счёты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти.

Эрос, уже исцелившийся от ран, затосковал по своей возлюбленной и стал повсюду её искать. Найдя Психею, он разбудил её уколом своей стрелы и сразу улетел к Зевсу, чтобы попросить Отца людей и богов встать на его сторону в споре с рассерженной Афродитой. В конце концов, Афродиту удалось умиротворить, и Зевс, благословив Психею и Эроса, превратил девушку в богиню, подарив ей бессмертность.