Неприлично долгий срок строительства плавучей АЭС «Академик Ломоносов» вызывает много вопросов. Начались испытания плавучей аэс "академик ломоносов"

Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. АО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая — реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями Госкорпорации «Росатом» исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла - плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) - это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству. Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.

Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения. В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных и экономически приемлемых источниках энергии. Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения. Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек. Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.

Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды. В составе такого комплекса — ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.

Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. АО «ОКБМ Африкантов» располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.

Плавучая атомная станция – впрочем как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции. Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в Мурманске).

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

«Академик Ломоносов» будет иметь водоизмещение 21,5 тыс. т. Длина судна составит 144 м, ширина - 30 м. Команда будет насчитывать 69 человек. Согласно проекту ПАТЭС будет лишена собственных двигателей: ее будет транспортировать буксир. Станция будет иметь два реактора. Мощность каждого реактора - 35 МВт, тепловая мощность - 140 гигакалорий в час. Станция может также использоваться для опреснения воды. Она способна производить до 240 тыс. куб. м пресной воды в сутки.

Согласно официальным данным от разработчиков проекта, такие характеристики позволят одной плавучей электростанции снабжать электричеством и теплом город с населением до 200 тысяч человек.

Заявленный срок работы одной ПАТЭС – 40 лет. По истечении этого времени судно с атомной энергоустановкой планируется буксировать на соответствующее предприятие для замены энергоблока, отработавшего свой ресурс. На его место предполагается устанавливать новый агрегат, после чего плавучую электростанцию можно будет возвращать на старое место службы или переводить на новое.

(передвижные атомные электростанции), но и мимоходом зацепили там же и ПАТЭС. Давайте продолжим эту тему …

В ближайшие несколько лет совместными усилиями Объединенной судостроительной корпорации и государственного концерна «Росатом» планируется достроить первую российскую плавучую атомную тепловую электростанцию (ПАТЭС). Как полагают эксперты, уже в самом ближайшем будущем экспорт ПАТЭС сможет составить большую часть доходов обеим организациям. Однако в то же время существуют определенные сомнения относительно того, смогут ли эти корпорации обеспечить такими станциями хотя бы Россию.

В первую очередь необходимо отметить, что сама идея строительства ПАТЭС не нова. Первыми она пришла в голову американцам, которые в начале 80-х годов прошлого века вознамерились построить в Америке 8 таких плавучих станций, общая мощность которых должна была достичь 1150 МВт. Проект оценивался в 180 миллионов долларов, но успеха он не имел. Причиной провала была объявлена экономическая неэффективность станций. Однако, очевидно, что большую роль в этом сыграли и протесты жители прибрежных регионов, которые не очень обрадовались перспективе иметь «под боком» атомную бомбу замедленного действия. Вспыхнул громкий скандал, который имел весьма интересные последствия – ПАТЭС заинтересовались в Советском Союзе. В конце 80-х годов в стране советов прекрасно осознавали, что являются лидерами по производству атомных реакторов, но большому счету девать их было некуда. Поэтому возникла идея использовать списанные подлодки для обогрева северных прибрежных городов. Но, к счастью, от подобной затеи вскоре отказались, потому как реакторы того времени не отличались надежностью, да и стоимость такой энергии не оправдывала себя. Казалось, от плавучих станций отказались навсегда, но тут в начале нового века о ПАТЭС вспомнили в России.

О планах на совместное строительство ПАТЭС заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, сразу же после того, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев посетил с визитом Балтийский завод (там, собственно говоря, и ведется строительство станции). По словам Дьячкова, премьер выделил десять дней на то, чтобы уладить все формальности и придти к единому видению дальнейшего проведения работ, а также их стоимости.

Если говорить о технических характеристиках ПАТЭС – то это довольно-таки прибыльное сооружение, обладающее значительным потенциалом. Грубо говоря, это батарейка больших размеров, которая может прослужить до 40 лет (предусмотрено 3 цикла по 12 лет каждый, между которыми необходимо проводить перезагрузку реакторных установок). Основу станции составляют две реакторных установки КЛТ-40С, которые в советское время использовались на советских атомных ледоколах и подлодках. Они способны генерировать до 70 МВт, поэтому их целесообразно устанавливать в тех местах, где нет возможности или нет смысла строить большие электростанции, которые для работы используют другие источники электроэнергии.

ПАТЭС обладает и еще одним положительным свойством – ее можно использовать и в качестве мобильного опреснителя. Если 50 лет назад нехватка пресной воды в первую очередь ассоциировалась с африканским континентом, то уже три десятилетия назад с подобными проблемами столкнулись и государства Ближнего Востока. Более того, уже в ближайшем будущем нехватка пресной воды может стать проблемой №1 в мире. Именно поэтому еще в 1995 году на мировом рынке объемы опреснительного оборудования были оценены в три миллиарда долларов. МАГАТЭ в то же время прогнозирует, что в будущем эти объемы будут только увеличиваться, и к 2015 году будут оцениваться уже в 12 миллиардов. Плавучая атомная теплоэлектростанция способна опреснить порядка 40-240 тысяч тонн воды в сутки, при этом себестоимость этой воды будет гораздо ниже, чем той, которая была получении при помощи работающих на других видах топлива источников. Поэтому авторы проекта не отрицают, что намерены хорошо заработать на таких станциях.

Но в настоящее время все это возможно лишь теоретически. Если коснуться практической стороны вопроса, то первая станция такого типа должна была быть запущена в прошлом году. Но в ходе ее строительства возникли определенные трудности. Так, станцию начали строить на заводе «Севмаш» в 2006 году, однако руководству «Росатома» не подошли темпы строительства. Поэтому дальнейшие работы проводились уже на Балтийском заводе. Но и дальше было много проблем. Сам завод оказался под контролем ОСК, руководство которой заявило о том, что готово закончить строительство, но для этого необходимо около 7 миллиардов рублей. «Росатом» предлагал всего на 1 миллиард меньше. Поэтому на данный момент готовность ПАТЭС по оценкам экспертов, составляет не более 65 процентов. Тем не менее, аналитики не сомневаются в том, что в течение следующих трех лет станция «Академик Ломоносов» будет готова, то есть полностью достроена, испытана, и вполне возможно, даже доставлена на место выработки электроэнергии.

Руководство «Росатома» заявляет, что оно намерено запустить в серийное производство плавучие атомные теплоэлектростанции. Но проблема заключается не в их желаниях и стремлениях, а в том, способно ли российское судостроительство построить необходимое количество ПАТЭС, чтобы они выпускались в срок и высокого качества. В данном вопросе большую роль играет не столько финансирование, как физические возможности судостроителей возводить плавучие станции сериями, ведь строительство может производиться лишь на двух предприятиях: Балтийском заводе, который строил все атомные ледоколы в советские времена, и на «Севмаше», который занимается строительством атомных подлодок. У каждой из этих верфей постоянно имеются полные объемы оборонзаказа и заказы на строительство судов арктического класса. Поэтому, по всей видимости, производство ПАТЭС не будет первоочередным на этих предприятиях. А это может привести к тому, что на мировом рынке для российских плавучих атомных теплоэлектростанций не будет места, потому как вполне могут появиться японские, корейские и китайские атомные проекты.

Необходимо также отметить и то, что в настоящее время плавучими станциями заинтересовалась Индия, которая, как сообщают некоторые источники, намерена вложить в строительство первой установки порядка 140-180 миллионов долларов. Кроме нее, интересуется проектом и Китай, который имеет желание изготавливать для них корпуса. Не отстают от этих государств и Индонезия, государства африканского континента и Персидского залива.

И все-таки существуют проблемы. И не в последнюю очередь краеугольным камнем выступает весьма значительное финансирование проекта, о чем упоминалось выше. Помимо этого, большой вопрос – это безопасность ПАТЭС. Разработчики, понятное дело, утверждают, что проект был подвергнут жесткой государственной экологической экспертизе и получил лицензию Госатомнадзора. К тому же, система безопасности на станции значительно усилена. Однако существуют оппоненты, которые вполне разумно отмечают, что на строительство сооружений для обеспечения безопасности станции, средства должны выделяться их местных бюджетов, и вопрос заключается в том, будет ли в месте использования достаточно денег для этого.

Еще одна немаловажная проблема связана с использованием урана. Обогащение его в реакторах доходит до 90 процентов, хотя разработчики твердят о том, что в ПАТЭС данная цифра будет оставлять не более 60 процентов. Однако и такого количества вполне достаточно, чтобы заинтересовать экстремистов, если, к тому же, принимать во внимание, что размещаться станции будут в не самых стабильных регионах в мире.

Таким образом, утверждать, что проект ПАТЭС исключительно положителен, нельзя, поскольку он имеет и ряд негативных моментов, и говорить о его будущем пока рано.

Вместе с тем, российские чиновники вполне оптимистично смотрят в будущее. Так, в частности, по словам Сергея Кириенко, руководителя Федерального агентства по атомной энергии, строительство плавучих атомных теплоэлектростанций перспективно не только для России, но и для мира в целом. Он отмечает также и то, что у россиян есть преимущества перед другими производителями, благодаря надежности и безопасности советских реакторных установок. Кириенко убежден в том, что плавучие станции намного безопаснее наземных АЭС, потому как обладает большим количеством уровней защиты.

Кириенко вполне поддерживает и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Сергей Крысов, который отмечает, что российским проектом уже заинтересовались 20 государств, и Россия уже готова приступить к переговорам с ними, но только после того, как будет готов первый энергоблок. По его словам, большая заинтересованность вызвана тем, что срок строительства ПАТЭС намного меньше, чем наземных. Кроме того, плавучая станция способна выдерживать шторм 7-8 баллов.

Поэтому в настоящее время с целью успешной реализации проекта в мире рабочей группой из представителей Министерства иностранных дел, Росатома и «Росэнергоатома» проводится анализ международного законодательства, и внутренней правовой базы некоторых государств. А что из всего этого получится – время покажет…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В ходе прошедшей на прошлой неделе выставки «Международный военно-морской салон-2013» чиновники российской Объединенной судостроительной корпорации огласили несколько новостей, касающихся последних достижений отрасли и идущих в настоящее время проектов. Так, руководство Балтийского завода (г. Санкт-Петербург) поделилось информацией о ходе одного из самых смелых проектов последнего времени – строительства плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».


Как рассказал директор Балтзавода А. Вознесенский, первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция будет построена к 2016 году. В настоящее время идет монтаж конструкций судна и через три года Росатом получит первую в мире ПАТЭС. Судно сможет обеспечивать электроэнергией и теплом города и предприятия в труднодоступных районах страны, в первую очередь на Крайнем Севере. Вскоре после окончания строительства первой плавучей электростанции планируется начать строительство следующих судов этой серии.

Сейчас продолжается строительство первого судна с агрегатами атомной электростанции на борту. Работники Балтийского завода монтируют металлоконструкции и устанавливают оборудование. Начата работа по установке некоторых элементов реакторов. Таким образом, проект строительства ПАТЭС «Академик Ломоносов» наконец сдвинулся с мертвой точки. Напомним, строительство судна с ядерным энергетическим модулем началось еще в 2007 году на северодвинском заводе Севмаш. Однако через несколько месяцев после начала строительства все собранные агрегаты будущей плавучей электростанции перевели на Балтийский завод, где предполагалось продолжить работы. Тем не менее, подобные планы не воплотились в жизнь и строительство было заморожено на несколько лет. Нынешние работы ведутся в соответствии с новым договором между Росатомом и Балтзаводом, подписанным в декабре прошлого года.

Готовая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» будет представлять собой несамоходное судно водоизмещением свыше 21 тыс. тонн. Отсутствие собственной силовой установки обусловлено особенностями эксплуатации ПАТЭС. Предполагается, что к месту работы ее будут приводить буксиры, после чего стоящее в порту судно подключится к коммуникациям снабжаемого объекта и будет обеспечивать его теплом и электроэнергией в течение заданного срока. Экипаж ПАТЭС из 69 человек будет контролировать работу двух атомных реакторов, способных вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепла. При необходимости электростанция сможет работать в качестве опреснителя морской воды. В таком режиме расчетная максимальная производительность ПАТЭС «Академик Ломоносов» составляет 240 тыс. кубометров пресной воды в час. Согласно официальным данным от разработчиков проекта, такие характеристики позволят одной плавучей электростанции снабжать электричеством и теплом город с населением до 200 тысяч человек.



Заявленный срок работы одной ПАТЭС – 40 лет. По истечении этого времени судно с атомной энергоустановкой планируется буксировать на соответствующее предприятие для замены энергоблока, отработавшего свой ресурс. На его место предполагается устанавливать новый агрегат, после чего плавучую электростанцию можно будет возвращать на старое место службы или переводить на новое.

Разработчики и строители первой плавучей атомной теплоэлектростанции – ЦКБ «Айсберг», ОКБМ им. И.И. Африкантова и Балтийский завод – подчеркивают, что в конструкции судна и ядерной энергоустановки используются наработки, проверявшиеся в северных условиях в течение многих десятилетий. В проект ПАТЭС «Академик Ломоносов» заложен запас прочности, значительно превышающий все возможные угрозы, в том числе цунами, столкновения с другими судами или береговыми сооружениями и т.п. подобные катастрофы. Уровень безопасности атомных энергоустановок новых ПАТЭС полностью отвечает всем международным требованиям, предъявляемым к подобной технике.

Ввиду отдаленности таких событий, пока точно неизвестно, куда именно отправится первая российская ПАТЭС. Ранее, во время начала строительство головного судна утверждалось, что подобные электростанции будут служить на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере. В качестве возможных мест работы указывались Чукотский автономный округ, Таймыр и Камчатка. Возможно, в дальнейшем такой список территорий, нуждающихся в снабжении при помощи плавучих электростанций, претерпит серьезные изменения. Примечательно, что характеристики и возможности российских ПАТЭС заинтересовали не только российских чиновников и коммерсантов. Свой интерес к таким судам проявили несколько зарубежных стран: Алжир, Аргентина, Индонезия, Малайзия и др.

По вполне понятным причинам, пока рано говорить о поставках ПАТЭС зарубежным странам. Головное судно этого класса будет построено только в 2016 году, после чего некоторое время уйдет на завершение серии плавучих электростанций для внутренних российских нужд. Поэтому начало строительства экспортных аналогов судна «Академик Ломоносов» стоит ждать не ранее конца текущего десятилетия. Примерно к этому же времени возможно завершение строительства следующего судна серии для Росатома.

По материалам сайтов:
http://russian.rt.com/
http://morvesti.ru/
http://okbm.nnov.ru/

Госкорпорация «Росатом» до конца года намерена произвести испытания приемопередающего оборудования первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», а в сентябре начать обучение первых членов экипажа. Полностью объект планируют сдать до 2019 года, после чего ПАТЭС отбуксируют в порт Певек на Чукотке для замены выработавшей свой ресурс Билибинской АЭС. Успешная реализация этого проекта позволит обкатать технологию создания компактных атомных энергоблоков «конвейерной сборки» для различных целей - от выработки электричества до опреснения воды - и вдвое снизить ее стоимость. На прошлой неделе журналисты впервые побывали на ПАТЭС, которая строится на мощностях Балтийского завода в Петербурге.

Дойдут до Крыма

Роль экскурсовода по плавучей атомной электростанции взял на себя главный строитель ПАТЭС «Академик Ломоносов» Александр Ковалев. Со всех сторон нас окружают провода и оборудование непонятного назначения, а операторы с камерами толпятся в узком коридоре, гуськом пересекая переборки между отсеками.

«Здесь у нас будет спортзал, там бассейн, дальше каюты», - показывает Ковалев. Пока трудно представить все это великолепие, лавируя между свисающих кабелей по бесконечным узким лестницам и коридорам станции. Самое большое помещение на плавучей энергоустановке - отсек для перегрузки отработанного ядерного топлива. «Если вы посмотрите налево и направо - это как раз помещения свежего топлива», - объясняет Ковалев. В помещении под нами будут расположены два ядерных реактора, а по левому и правому бортам внизу - хранилища отработанного топлива. Экипаж первой плавучей АЭС будет состоять из 78 человек, для каждого из которых предусмотрены одноместные каюты. На нижних палубах есть и двухместные - для гостей.

Заложенная еще в 2006 году ПАТЭС «Академик Ломоносов» - головной проект «Росатома» по созданию серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. С 2009 года плавучая станция строится по заказу госкорпорации на Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в Санкт-Петербурге, до этого проектом занимался «Севмаш». Активная фаза стройки, по словам представителей «Росатома», ведется около трех с половиной лет: сооружение ПАТЭС на несколько лет приостанавливалось по независящим от атомщиков причинам, на фоне банкротства Межпромбанка Сергея Пугачева (Балтзавод перешел под контроль ОСК в 2011 году).

«Академик Ломоносов» - это мобильная атомная теплоэлектростанция электрической мощностью более 70 мегаватт, включающая две реакторные установки КЛТ-40С. ПАТЭС сооружается на основе серийной энергоустановки атомных ледоколов, эксплуатирующихся в Арктике, но в отличие от них не является самоходной - ее нужно буксировать по воде к пункту назначения. Там ПАТЭС подключается к береговой инфраструктуре, чтобы обеспечивать населенные пункты электроэнергией и теплом. Плавучий энергоблок предназначен для энергообеспечения портовых городов, крупных промышленных предприятий и комплексов по добыче нефти и газа на морском шельфе.

В «Росатоме» считают, что в России использование атомной энергии наиболее актуально для обеспечения теплом и энергией отдаленных районов Севера (такие районы и приравненные к ним занимают около 50 процентов территории РФ с населением 20 миллионов человек). «Единая энергетическая система России охватывает лишь 15 процентов территории страны, поэтому северные регионы находятся в зоне децентрализованного энергоснабжения, где преобладают маломощные энергетические источники на привозном органическом топливе», - отмечают в «Росатоме». Первая российская ПАТЭС как раз и рассчитана на работу в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Аналогичные установки при соответствующей «доводке» могут использоваться и в других энергодефицитных регионах - хоть в Крыму, говорит Ковалев. В конструкцию «Академика Ломоносова» глобальные изменения вноситься не будут, но последующие плавучие АЭС смогут приспособить практически к любым климатическим условиям и запросам заказчика. На международном рынке, например, наверняка будет востребовано дополнительное опреснительное оборудование.

Испытают на прочность

«Академик Ломоносов» должен пришвартоваться в порту Певек на Чукотке в 2019 году и к 2021-му выйти на полную мощность, заменив Билибинскую АЭС, которую к этому сроку выведут из эксплуатации. Плавучая атомная станция рассчитана на 40 лет эксплуатации, но каждые 10-12 лет ей необходим плановый ремонт длительностью около года. Это означает, что источник электричества и тепла в порту Певек до 2030-го придется заменять второй ПАТЭС со схожими характеристиками.

Фото: Волобуев Александр / «Лента.ру»

«Станция способна обеспечить функционирование энергоизолированных регионов и потребителей в этих районах и создать им качественно иные условия жизни. ПАТЭС представляет собой абсолютно независимый энергогенерирующий блок, который можно перемещать в любую точку планеты», - рассказывает руководитель филиала «Росэнергоатома» - дирекции по сооружению ПАТЭС Сергей Завьялов. По его словам, мощность ПАТЭС «Академик Ломоносов» позволит поддерживать жизнеобеспечение населенного пункта до 100 тысяч человек. Степень готовности энергоблока плавучей АЭС он оценивает «до 70 процентов», что соответствует плановым срокам строительства. Завьялов отмечает, что на достройку ПАТЭС нужно еще полтора-два года, у строителей есть время до планового 2019-го.

На следующем этапе, рассказывает Завьялов, пройдут испытания всех приемопередающих устройств станции: «Нам необходимо обеспечить не только жесткую швартовку [судна], но и динамические перемещения, связанные с изменениями уровня моря, ледовыми и ветровыми нагрузками». Топ-менеджер «Росэнергоатома» подчеркнул, что 2015-2016 годы являются ключевыми с точки зрения сроков ввода ПАТЭС в эксплуатацию: до конца декабря планируют отработать технологии передачи электричества на берег и провести подготовку к швартовым испытаниям. Точные сроки швартовых испытаний он назвать затруднился.

Плавучим АЭС прибавят мощности

Разработчики рассчитывают, что помимо российского Крайнего Севера ПАТЭС будут востребованы и за рубежом: прежде всего в островных государствах и в развивающихся странах, испытывающих нехватку энергоресурсов.

Новым мобильным источником электроэнергии интересуются китайцы. Летом 2014 года китайская CNNC New Energy и «Русатом оверсиз» (дочерняя структура «Росатома») создали рабочую группу по организации совместного предприятия для создания плавучих АЭС. Завьялов подтвердил, что переговоры о сотрудничестве России и КНР в области сооружения плавучих атомных станций идут успешно и «скорее рано, чем поздно» перейдут в практическую плоскость. По его словам, речь идет прежде всего о кооперации в судостроении, поскольку китайцы «весьма преуспели» в создании крупнотоннажных судов. «Верфи в Китае мощные, высокотехнологичные, а руководство страны поддерживает судостроителей серьезнейшим образом», - пояснил он. При этом российская сторона намерена сохранить ведущую роль в производстве атомной энергоустановки, располагая в этой области исключительными знаниями и уникальными технологиями.

Фото: Волобуев Александр / «Лента.ру»

Но чтобы ПАТЭС захотели покупать третьи страны, нужно довести плавучую атомную станцию до ума, запустить ее, протестировать и значительно снизить стоимость, сделав ее серийной. Завьялов обращает внимание на то, что использовать новую модель АЭС можно не только для выработки тепла и электричества, но и для опреснения воды (по прогнозам ЮНЕСКО к 2050 году с проблемой нехватки пресной воды могут столкнуться от 2 до 7 миллиардов человек). Это может еще больше расширить рынок потенциальных заказчиков.

В дальнейшем создатели планируют оптимизировать размеры и функциональность станций: например, ограничиться только выработкой электроэнергии (это может быть сделано уже при строительстве второй ПАТЭС для чукотского порта Певек). Такой подход, считает Завьялов, позволит снизить стоимость плавучих АЭС вдвое (стоимость первой ПАТЭС составляет около 20 миллиардов рублей), а также на 40 процентов сократить сроки строительства. Плавучая станция «Академик Ломоносов» станет своеобразным полигоном для отработки технологий и взаимодействия с энергосетевыми компаниями, что позволит поставить производство ПАТЭС на поток. «В дальнейшем мы можем оптимизировать технические решения: создавать объекты в разы меньшие по водоизмещению, отказываться от ряда функций, таких как хранилище отработанного топлива, перегрузочного оборудования, жилой модуль для экипажа», - поясняет Завьялов. Это, по замыслу разработчиков, позволит создавать компактные максимально автоматизированные плавучие АЭС «конвейерной сборки» с более мощными реакторными установками (РИТМ-200 и ВБР), способными выдавать от 200 до 500 мегаватт. Эскизные разработки таких плавучих станций уже есть, добавил Завьялов. Снизить стоимость можно и за счет отказа от выработки тепла - новые ПАТЭС могут вырабатывать только электричество.

Тренировки первых 17 человек, которые составят команду специалистов для «Академика Ломоносова», начнутся уже в сентябре и займут около двух лет. Для этого в Центральном институте повышения квалификации «Росатома» создана точная копия центрального пункта управления ПАТЭС, где моделируются и отрабатываются различные нештатные ситуации. Команда управления пунктом состоит из пяти человек во главе с главным инженером. У ПАТЭС будет также свой директор. Капитан же будет отвечать лишь за вопросы судовой безопасности.

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" представляет собой проект мобильных транспортных энергоблоков небольшой мощности. Это всего лишь первый энергоблок, который войдет в состав полной плавучей АЭС. Уже в 2019 году он должен прибыть в северный порт Певек. Основная цель этого блока - замена Билибинской атомной станции и Чаунской ТЭЦ.

Предназначение

Плавучая АЭС в Певеке должна обеспечить жителей Чукотки теплом и электричеством. Работающая Билибинская атомная станция и Чаунская ТЭЦ должны быть выведены из эксплуатации, поскольку их срок службы подходит к концу в силу устаревшего оборудования. Конечно, на Чукотке можно было бы построить новую АЭС, однако из-за сильных морозов сделать это дорого и сложно. Вместо этого по заказу российской компании "Росатом" идет строительство плавучей АЭС. Эта идея лежала на поверхности, ведь построить энергоблок в нормальных условиях проще, чем в вечной мерзлоте. Уже готовые блоки можно переправлять по воде к дальним городам, пришвартовывать их там и обеспечивать местных жителей электричеством. Также от этих энергоблоков можно запитать нефтяные и газовые платформы, предприятия.

Кроме того, плавучая атомная электростанция способна обеспечивать жителей и предприятия тепловой энергией, а также производить опреснение морской воды. В сутки возможно переработать от 40 до 240 кубометров морской воды, после чего она становится пресной и пригодной для употребления. Все это позволяет поднять промышленный потенциал регионов и даже привлекать инвестиции за счет удешевления электроэнергии.

Судно как город

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" - это огромный корабль с размером в 12-этажный дом и длиной в 144 метра. Его можно сравнивать с небольшим городом. На корабле вместо запутанных улиц есть лабиринты коридоров, вместо мэрии здесь находится центральный пост - именно с него осуществляется управления технологическими процессами. Вместо домов на корабле есть удобные одноместные каюты для персонала. Для руководящего состава еще предусмотрены кабинеты.

Также на этой плавучей АЭС находятся социальные объекты: библиотека, спортивный и тренажерный зал, сауна, а также специальный пресс-рум для общения с представителями прессы.

Всего на судне 96 членов экипажа, которые работают вахтовым методом по три месяца. Такая схема работы является стандартной и применяется на многих крупных судах, которые долгие месяцы находятся в море.

Стоимость и участники проекта

Стоимость первого блока плавучей АЭС обошлась в 16.5 миллиардов рублей. Сюда входит все: строительство, оборудование, реакторная установка, создание специальных береговых сооружений для швартовки судна. Если от этой суммы отбросить все лишнее, то цена "чистой" плавучей энергоустановки составит 14.1 миллиарда рублей. Следовательно, 2.4 миллиарда рублей ушло на возведение гидротехнических и береговых сооружений, которые также необходимы для обеспечения работы судна.

Участниками проекта выступают следующие предприятия:

  1. Компания "Росатом" является заказчиком.
  2. "Атомэнерго" - проектировщик плавучей атомной электростанции.
  3. ОАО "Балтийский завод" - изготовитель.
  4. Изготовление турбин взял на себя Калужский турбинный завод.
  5. За поставку реакторных установок отвечал "ОКБМ им. И.И. Африкантова".

Планы на будущее

Стоит отметить, что проект плавучей АЭС в Санкт-Петербурге в случае успеха становится весьма перспективным. Многие страны ждут начала работы данной станции с целью определения ее эффективности и целесообразности использовать у себя. Еще в 2002 году компания "Росатом" подписала декларации о строительстве плавучих АЭС для использования в Вилючинске (Камчатка), Дудинке (Таймыр), Певеке. Также эти "плавучки" должны появиться в Якутии и Красноярском крае.

Безопасность

Учитывая то, какой "груз" на борту такой плавучей станции, вопрос безопасности является одним из самых острых. Начать, пожалуй, стоит с того, что обогащение топлива, которое используется в плавучем энергоблоке, не превышает установленного МАГАТЭ уровня. Следовательно, все станции создаются в узких рамках международного законодательства.

Второй актуальный вопрос - это устойчивость плавучей установки к природным воздействиям. Смерч, цунами, сильные ветра - все это плавучая АЭС должна выдерживать. О "ОКБМ им Африкантова" располагают технологиями изготовления атомных установок, которые будут выдерживать любые природные динамические нагрузки. Эти технологии были применены при создании плавучей атомной станции. Косвенным подтверждением тому являются атомные реакторные установки крейсера "Курск". Они выдержали мощный взрыв, а после этого обеспечили вывод реактора и поддерживали его в безопасном состоянии, из-за чего радиоактивные вещества не вышли в окружающую среду.

Как и любая другая станция, плавучий энергоблок также проектируется с запасом прочности, превышающим возможные нагрузки в местности, где планируется эксплуатация блока. Также в расчет берутся и нагрузки, которые предположительно могут возникнуть в результате столкновения с другим судном или береговым сооружением.

А вообще, сотни судов с энергетическими атомными установками используются в составе флотов России, США, Китая, Франции, Англии. Ледоколы, авианосцы, крейсера, подводные лодки - на многих из этих судов установлены атомные силовые установки, и базируются они в портах, которые находятся вблизи крупных городов.

Обслуживание

Что касается ремонта и перезагрузки топлива, то все эти операции выполняются в России с привлечением специализированных предприятий, занимающихся технологическим обслуживанием атомных судов. В их состав входят квалифицированные специалисты, а сами компании обладают необходимым оборудованием для обслуживания судов.

После того, как энергоблок отслужит 40 лет, он будет заменен на новый. Старый же блок возвращается на специализированное предприятие, где утилизируется. В результате от него не останется никаких опасных материалов и веществ, которые могли бы навредить окружающей среде и человеку.

Кто против плавучей АЭС?

Как и многие другие амбициозные проекты, идея создания "плавучего Чернобыля" была плохо воспринята экологами. Они не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. Специалисты, принимающие участие в этом проекте, утверждают, что опасности нет, так как уже много лет атомные суда находятся на плаву, и никаких катастроф не происходит. Но активисты настаивают на своем, приводя в качестве аргумента тот факт, что параметры реакторов плавучей установки изменены по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. В частности, реакторы плавучих АЭС обладают большей активной зоной, да и работать они будут в более жестких условиях, а заявленный 40-летний срок службы превышает допустимый срок работы подобных реакторов. Поэтому многие экологи допускают, что в Поморье готовится большой ядерный эксперимент, который может закончиться пагубно не только для данных регионов, но и для всей России.

Также и "Гринпис" присоединился к протесту, опубликовав на своем сайте огромный список аварий на судах с реакторными установками. Список был внушительный, а составлен он на основе доступных общественных источников. В этот список вошло более чем 100 аварий, произошедших на судах, включая и аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Отходы

Экологи уверены, что Россия прикрывается проблемами энергоснабжения отдаленных регионов для постройки плавучих ядерных реакторов, которые в дальнейшем будут сдаваться в лизинг за границу. При этом есть большая вероятность, что обслуживание, в том числе и захоронение отработанного ядерного топлива, будет брать на себя также Россия. Уплывшая из Северодвинска баржа с ядерным топливом, вернется обратно через 40 лет в качестве большой мусорной ядерной свалки. Если поставить на поток производство таких АЭС, то очень скоро возникнет проблема с утилизаций отработанного топлива, а хоронить его будет сложнее, чем обычное топливо из наземных АЭС.

Дороговизна

Заместитель гендиректора "Росатома" Сергей Крысов заявлял ранее, что стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч составляет 1.5 рубля. Это намного дешевле, чем стоимость кВт*ч, полученного при сжигании газа или угля в условиях Крайнего Севера, ведь цена за электричество формируется в первую очередь транспортной составляющей.

Генеральный директор фирмы "Малая энергетика" признается, что по сравнению с наземными АЭС стоимость производства одного кВт*ч на плавучей станции обходится намного дороже, но в любом случае это дешевле, чем использование ископаемого топлива в условиях Крайнего Севера. Стоит отметить, что в стоимости строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет хоронить через 40 лет. С учетом этих расходов, возможно, цена за производство одного кВт*ч электричества могла оказаться намного выше, чем стоимость одного кВт*ч при использовании газа или угля.

Однако сейчас никто платить и учитывать расходы на утилизацию не собирается. Вполне возможно, что в течение 40 лет будут изобретены дешевые технологии утилизации. Также могут быть изобретены способы повторного использования отработанного ядерного топлива.

В заключение

В мире плавучих АЭС всего две. Первую планировали построить в 1961 году американцы, однако уже 1976 года она была выведена из эксплуатации из-за экономической неэффективности и небезопасности применения. "Академик Ломоносов" - это единственная на сегодняшний день рабочая плавучая атомная электростанция, которая является весьма неплохим решением для энергоснабжения отдаленных северных регионов России. Со временем использование этих "мобильных батареек" позволит развивать промышленность и увеличивать мощности существующих предприятий в отдаленных регионах, где ранее этого нельзя было сделать из-за дороговизны или отсутствия электроэнергии.