Обелиск на соборной площади. городов — скульптурная группа на площади Согласия

Находится самое большое количество обелисков в мире, их насчитывается 13 штук. Монументы разбросаны в разных районах исторического центра, возраст некоторых из них достигает 1500 лет, другие напротив являются представителями более молодого поколения.

Первые обелиски прибыли в Рим из Египта во времена римского господства, с I в. до н.э. до IV века. Тогда их количество доходила до полусотни, но позже многие были потеряны.
В Египте обелиски делали с религиозной целью, украшая декоративным орнаментом. Их устанавливали с двух сторон от храма. Форма обелисков отражала связь между землей и божественным началом. На гранях вырезались иероглифы, восхваляющие фараонов.
На многих римских обелисках написано имя Рамсета II. Некоторые монументы прибывали без надписей, их наносили на месте или оставляли гладкими.
Римские императоры украшали обелисками цирки, а также устанавливали в храмах, посвященных египетским божествам.
Начиная со Средневековья и до позднего Возрождения, обелиски были забыты, их свали на землю, разбили на куски.
Первым обратил внимание на египетские монументы папа Секст V в конце XVI века. Четыре обелиска отреставрировали и установили в Латерано, Фламинио, Ватикане и Либерьяно. Чтобы связать языческие колоны с христианством, сверху приделали кресты и поместили надписи типа «непобедимое Распятие».

Обелиски выполняли из цельного каменного блока, чаще всего из красного гранита. В их форме лежит призма, сверху их украшали бронзовой сферой.

На площади перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима.
Обелиск относится к эре фараона Тутмоса III. В 357 году император Константин II, сын Константина Великого украсил этим обелиском цирк Массимо. Когда цирк Массимо превратился в руины, по указу Сикста V обелиск вытащили, отреставрировали и установили перед входом в базилику Сан-Джованни-ин-Латерано. Архитектор Доменико Фонтана добавил три ступеньки и фонтан.

Обелиск на площади Святого Петра.


Посередине площади возвышается египетский обелиск из розового гранита высотой 25,5 метров, привезённый в Рим императором Калигулой в 37 году.
Во времена папы Николо V (около 1450 г.) обелиск хотели перенести на площадь, но из-за его больших размеров, это осуществить не удалось.
Только спустя 150 лет энергичному папе Сикст V удалось перенести обелиск. Переносом руководил архитектор Доменика Фонтана. Обелиск поместили на широкий и крепкий монолит, окружили сооружением с лебедками и роликами, с помощью которых положили вдоль дороги.

В операции участвовали 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Команды отдавали с помощью горнов, барабанов и сигнальных флажков.
Площадь Святого Петра полностью перегородили, любопытной толпе не только нельзя было подойти ближе, но и запрещалось издавать какие-либо звуки, нельзя было произнести не слова. Нарушителей этого указа ждала смертная казнь.
Здесь история переплетается с легендой, которая рассказывает, что 10 сентября 1586 года наступил решающий и самый сложный момент: подъем обелиска на пьедестал. Медленно и аккуратно стали поднимать обелиск в вертикальное положение, но вдруг рабочие увидели, что веревки начали рваться. Обелиск остановился. Доменика Фонтана был испуган и не знал, что делать.
И вдруг один человек из толпы, нарушая указ папы о молчании, крикнул: «Воду на веревки!»
Это был капитан корабля Бреска из Сан-Ремо , который хорошо знал из личного опыта, что влажная веревка стягивается. Благодаря этому совету обелиск был установлен.
Капитана Бреска пригласили к папе Сиксту V и поблагодарили за совет. Также находчивый капитан попросил папу о привилегии для себя и своих потомков - поставлять пальмы для Пальмового Воскресенья (религиозный праздник, который празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе) . Эта привилегия была ему дарована. И если верить легенде, потомки того капитана до сих пор поставляют Ватикану пальмы.
А в Сан-Ремо в честь капитана Бреска названа одна площадь.


В центре площади Пополо находится египетский обелиск, привезенный императором Августом для цирка Массимо. Обелиск был сломан на три части, его реставрировали, и в 1573 году Джакомо делла Порта возвел фонтан, в центре которого находился обелиск (добавленный к фонтану в 1589 г.)
Обелиск Фламиния высотой 24 метра был сооружен для гробницы фараона Рамессе в 1232-20 гг. до н.э.


Обелиск эпохи Рамесса II (XIII век до н.э.), его высота 21,79 метров, изначально находился в Гелиополе (Баалбек) в Египте, был привезен в Рим Августом вместе с обелиском Фламиния и использовался как гномон в часах Августа на Марсовом поле. Был частично разрушен от несчастного случая и в 1792 году водружен на площади Монтечиторио по указу папы Пия VI.

Египетский монолитный обелиск из гранита высотой 16,53 метра возвышается в центре площади Навона. Он является центром фонтана Четырех рек работы Бернини. Изначально обелиск находился в цирке Ромоло, сына Максенция на виа Аппиа.

Обелиск на Квиринале сделан из красного гранита высотой 14,63 метра и является близнецом обелиска на Эсквилине.
Это гладкий обелиск без надписей является частью фонтана Диоскуров. Был найден в ходе раскопок в 1527 году, установлен на площади Квиринале только в 1786 году по указу папы Пия VI.

Обелиск Эсквилин на площади Санта Мария Маджоре.


Высота обелиска Эсквилин - 14,75 метров, он был перемещен на площадь Санта-Мария-Маджоре по приказу папы Секста V. Это один из двух обелисков установленных Августом перед вход в мавзолей на Марсовом Поле.


Его высота 13,91 метров, он покрыт иероглифами эпохи фараонов Сети I и Рамесса II. Когда-то обелиск украшал сады Саллюстиана. В 1783 году по указу папы Клемента XII был установлен перед церковью Тринита деи Монти, на верху известной Испанской лестницы.

Обелиск Антинори на Пинчо.

Обелиск был привезен из Египта в эпохи Адриана в честь Антиноя, молодого друга Адриана, утоновшего в Ниле. Элигабал перенес обелиск к цирку Вариано, в XVI веке обелиск установили у входа Маджоре и только в 1822 году по указу папы Пия VII обелиск перенесли в сады Пинчо.
Высота обелиска 9,24 метра.

Обелиск у Пантеона на площади Ротонда.


Обелиск был установлен в центре площади напротив Пантеона в 1711 году по указу папы Клемента XI. Его высота составляет 6,34 метра, он относится к эпохе фараона Рамсета II (XIII в. до н.э.). Сначала обелиск размещался в храме Изиды и Серапида, который находился недалеко отсюда. Обелиск вписан в фонтан работы Джакомо делла Порта.

Обелиск Минерва был реализован в VI в. до н.э.. Он является одним из самых маленьких, его высота составляет 5 метров 47 см. Обелиск расположен напротив церкви Санта Мария-сопра-Минерва. Он установили на слона, выполненного по рисункам Лоренцо Бернини. Общая высота монумента равна 12,69 метров.

Обелиск Догали на улице Терм Диоклециано.

Этот обелиск привезли из Египта вместе с обелисками Пантеона и Минерва. В 1883-1887 архитектор Франческо Ацурри использовал обелиск для создания монумента в память о битве в Догали (Эритреи), когда погибло 548 итальянских солдат. Монумент установили напротив станции Термини. А в 1925 году перенесли в сады на улице Терм Диоклециано.
Обелиск из розового гранита высотой 6,34 метра.

Обелиск Маттейано на вилле Челимонтана.

Вилла Челимонтана находится на склоне холма Челио, когда-то она принадлежала семье Маттей, сейчас здесь открыт городской парк, а в здании размещается Итальянское Географическое общество. Среди деревьев и зелени установлен египетский обелиск, относящийся к эпохе Рамсета II. Он отличается небольшим размером, его высота составляет 2 метра 70 см. Сначала обелиск находился на Капитолии у церкви Санта Мария-ин-Аракоели, а в 1582 году был подарен Чирьяко Маттей, который был коллекционером предметов искусства.

Обелиск Маркони.

Обелиск Маркони был выполнен в 1959 году по случаю Олимпиады в 1960 году. 12 плит из каррарского мрамора работы Артуро Дацци покрывают колонну из армированного цемента. Обелиск находится в районе EUR.

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Обелиск привезли в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы в 37 году. Согласно описанию Плиния, происхождение его - из Гелиополя. Позже обелиск возвышался на Форуме Юлии Александрийской в Египте, а в Риме был установлен в центре Цирка Нерона. Обелиск оставался на установленном месте и после запустения Цирка, до периода образования там некрополя, а впоследствии - возведения древней Базилики Святого Петра.

В 1586 году по приказу папы Сикста V и под руководством архитектора Доменико Фонтана обелиск был перевезен и установлен в центре площади Собора Святого Петра.

Справка: установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в день 10 сентября 1586 года. Сначала обелиск поместили и закрепили на монолит, а затем с помощью специального сооружения, оснащенного лебедками и роликами положили на землю. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Распоряжения отдавались при помощи рупора, барабанов и сигнальных флажков. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы: “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, что бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Согласно легенде, в шаре на вершине обелиска, находился прах Цезаря. Возможно, ветры веков выдули его оттуда, потому что при перемещении обелиска там не обнаружили ничего, кроме городской пыли. Шар, однако, поместили в Капитолийские Музеи, а на его место был поставлен крест.

Обелиск является вторым по высоте после Латеранского. Его высота составляет 25,50 метров, а вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр. Он является единственным обелиском, который не был поврежден.

Спутниковая карта обелиска:




Расположена Пьяцца делла Минерва.Она названа так в честь важной базилики - Санта-Мария-сопра-Минерва,один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена.
Церковь,в свою очередь,обязана своим именем ошибке:считалось,что она была возведена на развалинах античного храма Минервы. Действительно храм Минервы где-то на Марсовом поле был,но место церкви занимал,скорее всего,храмовый комплекс Исиды и Сепариса.
Исида была египетской богиней,но римляне легко принимали в свой Пантеон иноземных богов.Культ Исиды и вообще увлечение Египтом при Августе стали очень модными в Риме.По истечении веков,время разрушило и похоронило эти языческие храмы,и в районе,прилегающем к нынешней церкви Санта-Мария-сопра-Минерва,нашли несколько египетских обелисков,которые возможно,попарно стояли перед входом в храм Исиды.Один,украшает сейчас фонтан перед Пантеоном,другой стоит на спине слона на площади Минерва.

Обелиск на спине слона,которого в Риме ласково называют "цыпленком Минервы"(pulcino della Minerva),относится к правлению фараона Априя(VI в.до.н.э;в Библии он упоминается под именем Хорфа).Историки предполагают,что обелиск был привезен в Рим из Гелиополя во времена императора Домициана.
Установить обелиск на площади перед церковью Санта-Мария-сопра Минерва,решил Папа Александр VII Киджи,так как во время его правления был найден обелиск в 1665 году.Папу восхитила находка с иероглифами символизирующие солнечный свет и,по его разумению,свет божественных знаний.
На пьедестале,в частности,написано - "Как знаки мудрого Египта(т.е.иероглифы) поддерживают слон,сильнейший из всех зверей,так и мудрость должна поддерживать крепкий ум".
По поводу установки обелиска на площади перед церковью Санта-Мария-сопра-Минерва был объявлен конкурс.В конкурсе приняли участие несколько известных архитекторов,в числе которых были Джан Лоренцо Бернини и священник доминиканского монастыря падре Доменико Палья.По проекту,представленном последним,обелиск должен был опираться на небольшие холмы (геральдический знак фамилии Киджи) и окружён четырьмя собаками - доминиканским символом,чей лозунг "собаки Господни",подчеркивал верность всевышнему.Но этот проект был отвергнут папой,а вот представленные работы Бернини пришлись ему по душе.Выбор папы пал на проект Бернини,где стоящий слон нёс всю тяжесть обелиска на своей спине.

По всей вероятности,на создание подобного образа Джан Лоренцо вдохновил мистический роман эпохи Возрождения"Гипнэротомахия Полифила",в котором главному герою во сне привиделся каменный слон с обелиском на спине,книга сопровождалась соответствующей иллюстрацией.Книга оказала большое влияние на культуру Возрождения,включая литературу,архитектуру и садово-парковое искусство.Большим любителем "Гипнэротомахии"был и философски образованный папа Александр VII.


Однако,завистливый падре Палья,чья идея была отвергнута,убедил комиссию и папу,что и этот монумент не будет устойчив из-за полого пространства у его основы.Мол,в таком воплощение,памятник станет неустойчивым и небезопасным, что,в свою очередь,повлечёт за собой обрушение обелиска.Бернини было предложено разработать более устойчивую основу для обелиска.

Бернини яростно выступал против любых нововведений, утверждая, что это лишь ухудшит внешний вид памятника и приводил в пример обелиск на площади Навона, установленный по его проекту в фонтане Четырёх рек".Там,более мощный и тяжелый обелиск,возвышался на скале,полой снизу.Но папа Александр VII решил,что для безопасности памятника дополнительная поддержка,всё-таки,необходима.
В результате, под брюхом слона появилась подпорка,которую Бернини попытался скрыть изящной попоной.Но в этом,окончательном проекте памятника реализованным в 1667 году его учеником Эрколе Феррара, Бернини не упустил возможность показать своё презрение доминиканцам.Задний,неприличный вид скульптуры,открывающийся посредством поворота слоновьего хвоста,был установлен непосредственно перед окнами доминиканского монастыря.
Ну а сам монумент,как и положено,украсили все признаки причастности папы Александра VII-го к установке этого обелиска - папский герб на пьедестале и геральдическая восьмиконечная звезда на вершине обелиска.

Бернини в жизни никогда слона не видел,и при работе опирался лишь на слова очевидцев,в результате чего получился округлый слон,больше похожий на упитанного поросенка.

В те времена слон в Европе был почти сказочной редкостью.Те немногие животные,которых с огромным трудом удавалось довести до королевских и папских дворов,быстро умирали от непривычного климата и неумелого ухода.Правда,в 9 в.н.э. при дворе Карла Великого несколько лет прожил подаренный легендарным халифом Гарун-аль-Рашидом слон по имени Абул-Аббас,а шесть столетий спустя при дворе папы Льва X жил белый слон Ганнон,подарок португальского короля Мануэля I.Сохранилась копия рисунка Рафаэля с изображением Ганнона На рисунке видно,что Ганнон был индийским слоном.
Новый памятник, римляне прозвали "porcino/porcellino della Minerva”, или поросенок Минервы.Это название со временем превратилось в современное название обелиска -"Пульчино делла Минерва" - цыплёнок Минервы, вероятно,из-за сходства двух слов в римском диалекте.
Существует легенда,что,если потереть хвост слона,на котором стоит обелиск,можно добиться определенного успеха в бизнесе и повышения по карьерной лестнице.А если сделать фотографию на фоне обелиска на Пьяцца Минерва,то жизнь будет наполнена счастливыми моментами.