Обж сообщение на тему электричество. Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество

Введение

1. Действие электрического тока на организм человека

2. Факторы, определяющие исход поражения электрическим током

3. Предельно допустимые величины напряжений и токов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены принципы и средства электрической защиты. В частности зануление. Также были включены в работу такие вопросы как:

Действия электрического тока на организм человека;

Факторы, определяющие исход поражения эл. током;

Допустимые уровни напряжений прикосновений и токов;

Схема, назначение, принцип действия и область применения зануления;

Решение задачи на тему «Зануление».

1. ДЕЙСТВИЕ ЭЛ. ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

При эксплуатации и ремонте электрического оборудования и сетей человек может оказаться в сфере действия электрического поля или непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводками электрического тока. В результате прохождения тока через человека может произойти нарушение его жизнедеятельных функций.

Опасность поражения электрическим током усугубляется тем, что, во первых, ток не имеет внешних признаков и как правило человек без специальных приборов не может заблаговременно обнаружить грозящую ему опасность; во вторых, воздействия тока на человека в большинстве случаев приводит к серьезным нарушениям наиболее важных жизнедеятельных систем, таких как центральная нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная, что увеличивает тяжесть поражения; в третьих, переменный ток способен вызвать интенсивные судороги мышц, приводящие к не отпускающему эффекту, при котором человек самостоятельно не может освободиться от воздействия тока; в четвертых, воздействие тока вызывает у человека резкую реакцию отдергивания, а в ряде случаев и потерю сознания, что при работе на высоте может привести к травмированию в результате падения.

Электрический ток, проходя через тело человека, может оказывать биологическое, тепловое, механическое и химическое действия. Биологическое действие заключается в способности электрического тока раздражать и возбуждать живые ткани организма, тепловое – в способности вызывать ожоги тела, механическое – приводить к разрыву тканей, а химическое – к электролизу крови.

Воздействие электрического тока на организм человека может явиться причиной электротравмы. Электротравма – это травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Условно электротравмы делят на местные и общие. При местных электротравмах возникает местное повреждение организма, выражающиеся в появлении электрических ожогов, электрических знаков, в металлизации кожи, механических повреждениях и электроофтальмии (воспаление наружных оболочек глаз). Общие электротравмы, или электрические удары, приводят к поражению всего организма, выражающемуся в нарушении или полном прекращении деятельности наиболее жизненно важных органов и систем – легких (дыхания), сердца (кровообращения).

Характер воздействия электрического тока на человека и тяжесть поражения пострадавшего зависит от многих факторов.

Оценивать опасность воздействия электрического тока на человека можно по ответным реакциям организма. С увеличением тока четко проявляются три качественно отличные ответные реакции. Это прежде всего ощущение, более судорожное сокращение мышц (неотпускание для переменного тока и болевой эффект постоянного) и, наконец, фибрилляция сердца. Электрические токи, вызывающие соответствующую ответную реакцию, подразделяют на ощутимые, неотпускающие и фибрилляционные.

2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИСХОД ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

К факторам, влияющим на исход поражения электрическим током, относят:

1. Величина тока.

2. Величина напряжения.

3. Время действия.

4. Род и частота тока.

5. Путь замыкания.

6. Сопротивление человека.

7. Окружающая среда.

8. Фактор внимания.

2.1. Величина тока

По величине тока, токи подразделяются на:

Неощущаемые (0,6 – 1,6мА);

Ощущаемые (3мА);

Отпускающие (6мА);

Неотпускающие (10-15мА);

Удушающие (25-50мА);

Фибрилляционные (100-200мА);

Тепловые воздействия (5А и выше).

2.2. Величина напряжения и 2.3. Время действия

По ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ «Предельно допустимые величины напряжений и токов. Электробезопасность». Факторы величины напряжения и время воздействия электрического тока, приведены в табл. 1.

Таблица 1

При кратковременном воздействии (0,1-0,5с) ток порядка 100мА не вызывает фибрилляции сердца. Если увеличить длительность воздействия до 1с, то этот же ток может привести к смертельному исходу. С уменьшением длительности воздействия значение допустимых для человека токов существенно увеличивается. При изменении времени воздействия от 1 до 0,1с допустимый ток возрастает в 16 раз.

Кроме того, сокращение длительности воздействия электрического тока уменьшает опасность поражения человека исходя из некоторых особенностей работы сердца. Продолжительность одного периода кардиоцикла (рис. 2.1.) составляет 0075-0,85с.

В каждом кардиоцикле наблюдается период систолы, когда желудочки сердца сокращаются (пик QRS) и выталкивают кровь в артериальные сосуды.

Фаза Т соответствует окончанию сокращения желудочков и они переходят в расслабленное состояние. В период диастола желудочки наполняются кровью. Фаза Р соответствует сокращению предсердий. Установлено, что сердце наиболее чувствительно к воздействию электрического тока во время фазы Т кардиоцикла. Для того чтобы возникла фибрилляция сердца, необходимо совпадение по времени воздействия тока с фазой Т, продолжительность которой 0,15-0,2с. С сокращением длительности воздействия электрического тока вероятность такового совпадения становится меньше, а следовательно, уменьшается опасность фибрилляции сердца. В случае несовпадения времени прохождения тока через человека с фазой Т токи, значительно превышающие пороговые значения, не вызовут фибрилляции сердца.


Самоиндукции и экстратоки замыкания и размыкания. Открытие явления электромагнитной индукции сразу же приобрело огромное научное и практическое значение; оно легло в основу электротехники. Работам Фарадея в области электричества положило начало исследование так называемых электромагнитных вращений. Из серии опытов Эрстеда, Араго, Био, Савара, проведенных в 1820 г., стало известно не только об...




Измерения энергии должна находится в пределах ±(0,1-2,5)%. 4.4 Зависимость погрешности дозирования от состава технических средств комплексов дозирования Поскольку в электротехнические комплексы дозирования помимо рассмотренных выше устройств цифрового дозирования количества электричества и электрической энергии входят также устройства коммутации и датчики тока и напряжения, то необходимо...

Проводимости, запрещенная валентная зона, энергия активации). 8. Температурная зависимость полупроводников. Литература, рекомендуемая к лабораторной работе: 10. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм.- М.: Высшая школа, 1983. 11. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука, 1977. 12. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.2, Т. 3. – М.: Наука, 1977. 13. Телеснин Р.В., Яковлев В.Ф. Курс...




Хотя ему уже придавали иной смысл, нежели тот, который вкладывал в него Кулон.Введение понятия потенциалав электростатику Открытие закона Кулона было очень важным шагом в развитии учения об электричестве и магнетизме. Это был первый физический закон, выражающий количественные соотношения между физическими величинами в учении об электричестве и магнетизме. С помощью этого закона можно было...

Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области

Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»

Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

Тема: «Осторожно - электричество!»

Цели урока:

1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План проведения урока:

    О чем пойдет речь?

    Электрический ток: друг или враг?

    Какой он бывает?

    Как поражает человека?

    Как этого избежать?

    Как не пострадать во время грозы?

    Кто они - удивительные и опасные животные?

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.

Ход урока:

    Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )

    Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)

    Актуализация знаний учащихся

    Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

    Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

    Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

    Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

    Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

Не кради и не помогай красть электрические провода.

Не влезай на опоры.

Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.

    Изучение нового материала.

    Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?

Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.

    Знакомство с правилами «шагового напряжения»:

НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

    Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).

В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать, взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

    Обобщение и систематизация знаний учащихся.

    Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

    Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

    Решение проблемной ситуации.

Чтение стихотворения:

Для чего нужны розетки –

Знают взрослые и детки:

В них вставляем мы всегда

От приборов провода.

Посторонние вещицы

(Всем должно быть ясно!)

Гвозди, шпильки, иглы, спицы

В них совать опасно!

А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? (слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

    Проверка изученного материала.

    Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)

Вопросы к кроссворду:

    Без ног бежит,
    Без огня горит,
    Без зубов, а кусается. (Электричество)

    Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

    Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

    Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

    Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

    Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

    Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

    Выставление оценок за урок.

    Итог урока.

О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

    Домашнее задание

    Нарисовать правило по электробезопасности.

    Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

    Рефлексия

Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)

Библиографический список

    Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».

    Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».

    Сайт ОАО «Алтайэнерго».

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.

Пожары могут возникать от неисправности электропроводки или неправильной эксплуатации электросети.
Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткие замыкания. Они случаются, если два проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Если в месте короткого замыкания будут горючие материалы и конструкции, они мгновенно вспыхнут. Поэтому необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Основные меры предосторожности и правила пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов
1) Запрещается оставлять включенными приборы без присмотра;
2) нагревательные приборы можно устанавливать только на негорючей подставке достаточной толщины;
3) электронагревательные приборы нельзя ставить под розеткой;
4) опасно изготавливать самодельные нагревательные приборы, особенно большой мощности, на которую обычно не рассчитана электросеть квартиры (дома);
5) запрещается включать в одну розетку одновременно несколько приборов;
6) необходимо следить за плотностью контактов в местах присоединения приборов к вилке, клеммам, между собой и т. д.;
7) при нарушении электропроводки или обнажении электрического провода, поломке електровилки или розетки нельзя касаться оголенных мест;
8) нельзя использовать электрические приборы не по назначению или пользоваться ими, не ознакомившись впереди-ньо с инструкцией;
9) электронагревательные приборы опасно включать в сеть неисправными;
10) если во время передачи погас экран телевизора, то нельзя по нему стучать, он может или загореться, или взорваться. Телевизор необходимо немедленно отключить и вызвать специалиста по ремонту;
11) если в электротехнику, что работает (телевизор, радиоприемник или другие приборы), попал какой-то посторонний предмет, необходимо в первую очередь выключить прибор из сети, а потом доставать этот предмет;
12) опасно заменять перегоревшие предохранители в телевизорах, приемниках и других установках самодельными вставками;
13) запрещается тянуть за электрический шнур руками, потому что он может оборваться и вас ударит током.
Правила поведения во время пожара при эксплуатации электрических приборов




1) Відімкни электроприбор, который загорелся,- вынь вилку из розетки, если ты уверен, что провод и вилка не повреждены;
2) если опасность такого повреждения существует, відімкни питания на щитке на лестничной площадке или на рубильнике (вимикачеві) при входе в дома (квартиры). Туши пожар быстрее, предотвращая ее распространению;
3) на начальной стадии борьбы с пожарами, вызванными действием электрического тока, возможно применение огнетушителей промышленного производства любого типа - но только при условии, что все электроприборы відімкнені от сети и не горит электропроводка;
4) края очага пожара засыпь песком, локализуясь горения, а затем покрыть им всю поверхность, загорелась;
5) сбей пламя щеткой, шваброй или метлой, обмотаними влажной тканью, предотвратив тем самым распространение огня;
6) прекратить доступ воздуха к горящему предмету, накрыв плотной несинтетичною одеялом или одеждой всю поверхность, загорелась. При этом важно не вызвать движения воздуха, способного поддерживать огонь;
7) небольшой огонь на полу затуши, затоптавши его ногами и не давая перевернуться на шторы и мебель;
8) позвонить по телефону 01 или в Службу спасения.
Приближаться к пострадавшему в зоне электрического кратера необходимо: а) или прыгая на одной ноге, пытаясь сохранить равновесие; б) или гусиным шагом: пятка шагающей ноги обязательно прикасается к носку другой.

Ирина Лагодовец
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество»

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе

«ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

Цель : формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами .

Образовательные :

обобщить знания детей об электрических приборах , об их назначении в быту;

познакомить с понятиями «электричество » , «электрический ток » ;

познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами .

Развивающие :

развивать умение работать с моделями;

развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы.

Воспитательная :

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Оборудование : слайды, картинки с изображением электроприборов , провода

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об электричестве , о безопасности в доме, поиграем в интересные игры, узнаем, как электричество появляется в наших домах, и проведём интересные опыты.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте очень внимательно и догадайтесь, о каких помощниках говорится в нём :

Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел

Переделать массу дел.

Нужно дома нам убрать,

Приготовить, постирать,

А ещё бельё погладить…

Как со всей работой сладить!

И чудесно, что сейчас

Есть помощники у нас.

Труд они нам облегчают,

Время наше сберегают.

О каких помощниках говорится в стихотворении?

Как одним словом можно назвать эти приборы? (электроприборы ) .

2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКИ»

Поиграем в игру «Собери картинку» . На ваших столах лежат разрезанные картинки. Соберите их и назовите то, что получилось.

Все приборы вы назвали правильно, и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Для чего это нужно» :

Я называю электроприбор , а вы должны сказать, какие действия он выполняет (утюг, фен, микроволновка, холодильник, чайник, электроплита , телефон, пылесос, миксер, вентилятор).

Видите, как много электроприборов нас окружает . Они – наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Все эти приборы работают от электричества .

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»

Представьте, что мы попали во времена, когда человек ещё на знал ничего об электричестве , а значит и об электроприборах он не знал и не думал. Но тот человек готовил себе пищу, стирал бельё, убирал жилище.

Давайте поиграем в игру «Что есть, что было» . Посмотрите на картинки, подумайте и назовите, какие современные электроприборы заменили старые вещи.

Это корыто. Как думаете, что в нём делали? Какой электрический прибор заменил его сейчас (показ слайдов)

Стиральная машина – корыто;

Пылесос – веник;

Миксер – венчик;

Утюг – гладильная палка, утюг на углях;

Швейная машина – игла;

Электролампа – свеча ;

Магнитофон – гармонь, балалайка.

Молодцы, справились с заданием. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству .

А как вы думаете, что нужно, чтобы все электроприборы заработали ? (Ответы детей) .

Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока . Но, прежде чем я вам расскажу откуда появляется ток, немножко разомнёмся.

ФИЗМИНУТКА

Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу друг за другом) :

Ток бежит по проводам (бегут по кругу,

Свет несёт в квартиру к нам (фонарики вверх)

Чтоб работали приборы

Холодильник, мониторы

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс…

4. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

«ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

Отдохнули? А теперь давайте продолжим нашу беседу об электричестве . Послушайте внимательно, пожалуйста, мой рассказ.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях . Чтобы получить электричество , на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.

Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы , детские сады.

Вы внимательно слушали мой рассказ? Посмотрите на картинки : это электростанция . Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца – значит она какая? (Солнечная) . А эта работает от силы ветра – она ветряная.

Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода? (Картинки и провода) .

5. ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ

(Схемы)

Итак, продолжим нашу беседу об электричестве . Электрический ток очень опасен , он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами . С ними нужно правильно общаться. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.

Внимательно посмотрите на эту картинку, подумайте и скажите, что это обозначает?.

1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.

2. НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток , удар которого может быть смертелен.

3. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками ! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока .

4. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра ! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель , утюг, плита и т. п.

5. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы ! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами ! Это так же может привести к пожару.

7. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Мы с вами уже много говорили об электричестве . Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей) . А как вы думаете? Есть электричество безопасное , с которым можно поиграть? (Ответы детей) .

А вот и нет! Электричество бывает и неопасное . Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов!

6. ОПЫТЫ СО СТАТИЧЕСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ

Висящий на стене шарик

Ребята, что это? (Воздушный шарик) . Правильно. А как вы думаете, в шарике есть электричество ? (Ответы детей) . А я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество . И с ним можно даже поиграть.

Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому прилип к стене.

Ну что, есть в воздушном шарике электричество ? (Ответы детей) .

Опыт с пластмассовой расчёской

Волосы электризуются , становятся непослушными.

Вывод : в волосах тоже живёт электричество .

Волшебные цветочки

Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из бумажной салфетки и поднять. Цветочки тоже поднимутся.

Опыт с батарейкой

Фонарик без батарейки не включается, а когда подставить батарейку – плюс – к плюсу, минус – к минусу – он светит.

Вывод : в батарейке живёт неопасное электричество .

Ребята, вы молодцы, научились делать предметы волшебными . Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, салфетка живёт электричество , но оно какое? (Безопасное) .

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили об электричестве и об электроприборах .

О каких электроприборах мы говорили с вами на занятии ?

А кто помнит, какие современные электроприборы заменили старые предметы быта? Стиральная машина заменила какой предмет? А пылесос?

Ещё сегодня на занятии мы узнали , что электричество бывает опасное и безопасное. А где встречается опасное электричество ?

А где мы можем встретить безопасное электричество ?

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды при работе электроприборов ?

Игра «Пантомима»

Цель : настроить ребят на восприятие новой темы — «Электричество».

Оборудование : нет.

Условия: Учитель просит нескольких ребят изобразить те действия, о которых он будет говорить им на ушко. Весь класс должен отгадать, что учитель загадал.

Варианты заданий : Глажу белье. Смотрю телевизор. Сушу волосы феном. Играю на компьютере. Разогреваю еду в микроволновой печи. Включаю электрочайник.

После успешного разгадывания учитель обращается к ребятам с просьбой вспомнить все пантомимы и подумать, что их все объединяет. Дети сами называют новую тему урока.

Загадки

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода. (Самовар)

Хлеб в меня ты положи

И сухарик получи. (Тостер)

Костлявая птица

В гнезде суетится,

Крыльями бьет,

Снует взад-вперед,

Гнездо, как чаша,

А в чаше каша. (Миксер)

Умный друг,

Сам без рук.

А чужими пользуется. (Компьютер)

Если жарко, меня включай -

Станет прохладно, ты так и знай. (Вентилятор)

Волшебный ящик посмотри,

В нем реки и озера,

Растения и горы.

Он обо всем расскажет,

Весь мир тебе покажет. (Телевизор)

На одной стою ноге

Я в квартире, в уголке.

Если вдруг тебе темно,

Включай меня - будет светло. (Торшер)

Для проверки знаний по изученной теме «Электричество» подойдет проверочная игра.

Игра «Крестики-нолики»

Цель : проверить знания по теме.

Оборудование: ряд чисел 12345678910, написанных на доске.

Условия : Учитель просит ребят записать такой же ряд себе в тетрадь, поясняя, что сейчас он будет произносить истинные и ложные высказывания по изученному материалу. Дети будут свое отношение к сказанному определять двумя знаками: «о» - если не согласны с учителем, «х» - если согласны с ним. Знак следует ставить под номером высказывания.

Примерные высказывания:

Нельзя прикасаться к оголенному проводу голыми руками.

Можно сырыми руками потрогать включенный электроприбор.

При попадании оборванного электропровода на человека вы ему сможете помочь, убрав провод деревянной палкой или резиновыми перчатками.

Проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, что, в свою очередь, повлечет другие болезненные явления.

На сварочные работы можно смотреть без защитных очков.

Пользоваться неисправными электроприборами - опасно.

В сухую погоду можно поиграть вблизи электроподстанций и электрощитов.

Меняя перегоревшую лампочку, надо отключить электропитание в квартире.

В сырую погоду оборванный электропровод безопасен на расстоянии 5 м.

От удара электротоком самая трагическая ситуация - это клиническая смерть.

В результате ответов на вопросы у детей в тетради появляется вот такая запись:

Игра «Чайнворд»

Цель: проверить знание детьми электроприборов.

Оборудование: написанные на доске по порядку одиннадцать чисел, под каждым из которых указано количество букв в слове-отгадке.

Условие: Учитель поясняет, что сейчас он будет загадывать детям загадки (всего их одиннадцать). Отгадки они должны записать в тетрадь. Помогут им числа на доске, которые указывают на количество букв в слове-отгадке, а также принцип чайнворда, где каждое новое слово начинается на ту букву, которой закончилось предыдущее слово.

Друг от друга тянут сами

2. Светит ночью еле-еле

Возле маминой постели. (Ночник)

3. Печатная машинка с монитором. (Компьютер)

4. Запомни, милый мальчик,

Не суй в... пальчик. (розетку)

5. Плывет по морю электроход,

То назад, то вперед. (Утюг)

6. Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)

7. Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок.

Никого он не бьет,

Зато все взобьет. (Миксер)

8. Вот волшебный сундучок,

Его не тронешь - он молчок,

Но стоит ручку повернуть,

Он будет петь и говорить. (Радиоприемник)

9. В пору зимних холодин Обогреет вас... (камин).

10. Пыль собирает пылесос,

Надует колесо... (насос).

11. На стене меня повесь

И светлее будет здесь. (Светильник)

Домашнее задание по теме

Подготовь доклад об открытии электрического тока.

Нарисуй знаки, которых нет, но они очень нужны для предупреждения об опасности работы с электричеством.

Придумай и нарисуй ребусы об электроприборах.