Знакомство с шахматной доской. Шахматные уроки. Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной

ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ

ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.

Легенда ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч зако­ванных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.

Время назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.

Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве.

Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на дру­гом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повели­ тель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.

И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.

    Где родились шахматы?

    Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?

    Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».

А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим.

Основная часть.

    Знакомство с шахматной доской.

Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)

По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1 , a3 , е6).

Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

Какую форму имеет шахматная доска?

Сколько клеток на шахматном поле?

Какие цветы любят шахматы?

Для чего на доске нужны буквы и цифры?

Зачем нужно знать точный адрес клетки?

2. Знакомство с шахматными фигурами.

Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей ). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей ). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер )

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Показать детям фигуры и послушать их ответы.

А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)

А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей)

Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белый Ферзь»!

ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо,

Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят

И линиям прокладываю путь (Конь)

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок?

(Ладья) (Конь)

Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь:

Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

По косой он ходит, (Король)

Хоботом не водит.

(Слон) Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут

Когда мы встанем в строй, (Король)

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат,

У каждого путь свой. Лишь команды ждет,

(Слон) Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед

(Пешка)

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон)

Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Слон)

ЗАГАДКИ-РИФМЫ

Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый ……(конь)

Безопасные поля поищи для…(короля)

Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)

Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)

На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

Использованная литература

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998 .

Игра «Почтальон»

Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.

Обучающимся даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h 4, g 5? d 6, е8 и т.д.

Игра на внимание «Найди ошибку»

Цель: Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.

а) На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.

б) Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.

в) Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки.

Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.

Задачи:

    Совершенствовать знания;

    Развивать cмекалку и воображение обучающихся;

    Уметь самостоятельно выполнять задание.

Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра “Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.

Ход урока

1. Организационный момент :

Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:

Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию

3. Работа над ключевыми терминами:

Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:

Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!

Разминка:

    Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

    Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

    Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)

    Патовое положение на доске. (Ничья.)

    Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)

Игра на внимание “Найди ошибку”,

(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.

Игра “Сложи фигуру”,

Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.

Игра на смекалку,

У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)

На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)

Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)

Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).

Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)

Физкультминутка “Буратино”, .

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Практическая работа.

Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.

Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.

Игра “Почтальон”,

Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки).
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход шахматной фигуры, например,

Kh3 – g5 + Kр

(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).

Фе8 – е4

Л а3: Сf3 +х Кр,

Сg8 – а7 +Кр,

Крh6: Лh7

Kd1 – е3 х Кр

Подведение итога занятия.

Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?

Рефлексия по занятию.

    какие трудности возникли в ходе работы?

    что было проще выполнять?

    какой этап наиболее интересен вам?

Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.

    Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.

    Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.

    Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.

    Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.

    Пожарский, В.В. 1000 шахматных задач. [Текст]: учеб. пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.

    Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.

    Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.

    Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб. пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.

4. "Блиц - вопрос":

Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

Без какой фигуры не бывает игры? (король)

Где возникли шахматы? (Индия)

Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

Что такое шах?

Что такое мат?

Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

5. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

ПЛАН

Открытого занятия педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

Мололкина Виктора Александровича

Тема занятия : Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».

Цель : Формирование интереса к шахматной игре.

Задачи:

    Познакомить детей с историей шахмат.

    Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.

    Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.

    Раскрыть перспективы познания шахмат.

Время занятия : 20 минут

Тип занятия : вводное

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Количество – 10-12 человек

Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Вводная часть – 3 минуты.

    Приветствие, назвать свое имя.

    Ребята, вы,конечно, знаете много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?

    Как вы думаете, чем интересна и полезна игра в шахматы?

    Ответы детей.

    А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Знаете правила игры?

    Ответы детей.

    Шахматный клуб . Рассказ педагога о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда – до международного мастера.

    Основная часть занятия – 12 минут.

    Теоретическая часть – 5 минут

Лекция с элементами беседы.

    Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Трехглавые драконы

нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

Е. Ильин.

Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.

    «Легенда о возникновении шахмат».

Ребята, как вы думаете, какова цель шахматной игры?

Правильно! Поставить мат королю.

Откуда же пришло это слово – шахматы? И что оно означает?

Своего царя персы называли – «шах», а слово «мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!».

    Работа с демонстрационной доской и с шахматами на столах.

    Изучение шахматной доски и фигур.

    Расстановка фигур на доске.

    Правила игры.

    Запись партии.

    По ходу объяснения – вопросы педагога:

Зачем нужно записывать партии?

Правильно, для изучения и анализа игры. Для прочтения шахматных книг и журналов.

    Запись «Детского мата».

    Игра «Узнай фигуру на ощупь».

    Практическая часть –7 минут.

    Игра обучающихся в шахматы. Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто не имеет такого опыта.

    Подведение итогов – 5 минуты.

Ребята, что вы почувствовали, играя в шахматы?

    Предполагаемые ответы (интерес, азарт)

Как вы думаете, где эти качества характера вам могут пригодиться?

    (В жизни, на уроках, в спорте и т.д.)

И в заключении предлагаю проверить, успели ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!

    Слабый по силе, но сильный по духу шахматный солдатик.

    Активные действия военных на поле боя или шахматных фигур на доске.

    Нападение на короля.

    Окончание игры.

    Прямолинейная и сильная фигура.

    Необходимое качество начинающего шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.

    Педагог - нам не скучно ходить по белым и черным полям. Шахматная жизнь становится интереснее, ярче, полнее. Вас ждут удивительные шахматные открытия, яркие победы и полезные поражения.

    Все в ваших руках! Удачи!

    Занятие окончено .

Тема: «Шахматная доска».

Цель: дать представление детям о шахматной доске.
Задачи:
развитие внимания и логического мышления;
обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, раскраски шахматная доска.

Ход занятия.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Александровна, я – учитель начальных классов и преподаватель «Шахматной азбуки».

Для того, чтобы вы могли лучше понять то, чем мы с вами будем заниматься, предлагаю вам просмотреть волшебную сказку. А когда вы закончите просмотр, то постарайтесь ответить на один вопрос: «Что такое шахматы?

Просмотр видео-материала «Мудрые сказки тётушки Совы – Медвежонок Ых и цветы дружбы. Шахматы.»

И так что же такое шахматы. (Ответы детей)

Верно ребята, шахматы - это спортивная игра! И как в любом другом виде спорта, в шахматах существуют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы наши тренировки и занятия приносили пользу. Сегодня я познакомлю вас только с первыми двумя правилами, но усвоив их, вы уже сделаете первый шаг на пути к победе:

    Дисциплина. Игра в шахматы учит думать и быть внимательным, развивает изобретательность и логическое мышление. А думается лучше всего в тишине! Поэтому, если вы решили заняться этим видом спорта, помните о дисциплине, иначе придётся вас исключить, чтобы вы не мешали развиваться другим детям.

    Взаимоуважение. В спорте главное – это тренировки. Даже у великих спортсменов не всё получается с первого раза, поэтому нужно с уважением относиться, как к победителю, так и к проигравшему.

- Послушайте одну удивительную историю. Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство» ) Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)

Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.

Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.

- Вот мы его и отыскали, вы узнали, что это за королевство?

Дети: Да, это шахматная доска.

- Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

- Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

- А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

- А черных?

Дети: Тоже 32.

- А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

- Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями и обозначаются цифрами, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями и обозначаются буквами. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

Дети: 8.

- А сколько горизонтальных?

Дети: 8.

- Кто сможет показать 1 вертикаль?

Какого цвета 1-я клетка во второй горизонтали? (белая)

А последняя? (чёрная)

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

- Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные.

Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Дети тренируются показывать диагонали.

- Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?

Дети: Из четырех.

- Сколько в центре белых полей?

Дети : 2.

- А черных?

Дети: 2.

- Правильно. Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)

- Но кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки.

- Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»

План – конспект урока

С опорой на программу И. Г. Сухина «Шахматы – школе»

Тема: Шахматная доска

Цель: Познакомить детей с шахматной доской.

Задачи: Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у учащихся младшего школьного возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: Шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, мультфильм «Маша и медведь, ход конем.», Простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.

    Вступительна часть

Добрый день ребята!

Меня зовут Ильнур Рафаилевич.

Ребята, а Вы любите сказки?

Тогда, мы с Вами отправимся в удивительный мир шахматного королевства.

2 Основная часть

2.1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд)

с русыми волосами, Белыми рисничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд)

Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3)

Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делили королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел, своих коней, свою армию …

Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5)

А королевство которое они делили и красили,на черные и белые поля на всегда остались черно-белыми(слайд 6)

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7)

Понравилась сказка?

А кто то из вас раньше видел игровые шахматные доски?

А в какие игры можно играть на таких досках?

2.2 _-предлагаю вам отгадать загадку

Есть тихий спорта вид -
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
(Шахматы)

Вы большие молодцы!

2.3-Ребята, посмотрите внимательно, ведь на рисунке поля которые мы называем белыми, они не совсем белые, а поля которые мы называем черными каричневые, почему мы их так называем? Как вы думаете?

-(действительно) Цвет полей на шахматной доске может быть разный, но называются клетки: белые (светлые поля) и черные (темные поля)

А сейчас все очень аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску. У доски есть один секрет. Кто его знает?

Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1

Покажите на своей шахматной доске белые поля,

А теперь черные поля, молодцы!

Кто выйдет покажет на большой демонстрационной доске где черные поля?

А кто покажет где белые поля? (слайд 8)

А кто скажет какой формы наши белые поля?

Ну а какой же формы наши черные поля?

Молодцы! Конечно же они квадрвтные.

А как вы думаете, каких полей больше на шахматной доске?

А давайте мы с вами посчитаем, сколько на шахматной доске белых полей, а сколько черных.

Белых 32!

Черных 32!

Что же у нас получается?

Правельно!их равное количество.

Молодцы!

А вы заметили как на шахматной доске интересно расположились поля? Они наверно заколдованы? Ведь они- они чередуются! После белого поля обязательно следует черный! А после черного какой?

Правельно дети, белый!

И какие дружные белые поля между собой, они все держатся друг за друга уголками! А черные поля дружные?

Как? И они держатся уголками? Действительно, наши поля просто волшебные!

Ребята, посмотрите внимательно, что мы видим (слайд 9)

Поезд?

А выше? Что то очень напоминает на фрагмент нашей волшебной шахматной доски?

А чем же напоминает? Что там схожее?

Я вам скажу по секрету, это - Горизанталь! (повторить хором)

Обратите внимани, он длинный и ровный как поезд с вагонми?!

Найдите и проведите пальцем у себя на шахматной доске где у вас есть горизонтали?

Сосчитай те скольо горизонталей у вас на шахматной доске? (8)

А сколько черных полей в горизонтале? (4)

А сколько белых полей в горизонтале? (4)

А какие примеры в можете привести похожие на горизонтали?, а быть может кто нибудь сможет показать горизонталь? (линии парт, линии доски, вытянутые в стороны руки)


Ребята, в волшебной стране шахматного королевства случилось ужасное!

Пропали горизонтали!

Стерлись черные поля!

Вы поможете расколдавать и раскрасить поля? (раздаются листочки с заданием и карандаши)

-Ренбята, смотрите внимательно на шахматные доски, как располагаются наши черные и белые поля, постарайтесь раскрасить так же…

Замечательно! Вы большие молодцы! Без вас не справиться в волшебном королевстве.

    Динамическая пауза:

- Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся!

И поиграем ! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!»

(учитель показывает движения зеркальным способом)

Правую руку в верх,

Левую руку в верх,

Руки в сторону (хором ГОРИЗАНТАЛЬ)

Руки в перед,

Руки назад,

Руки в сторону(ГОРИЗАНТАЛЬ!)

Руки на пояс,

Руки к плечам,

Руки в верх,

Руки в стороны(ГОРИЗОНТАЛЬ)

Хорошо, молодцы рассаживаемся на места.

    Итог

А сей час, конечно если только вы хотите, мы с вами посмотрим мультфильм! (маша и медведь, ход конем).

Ребята,- скажите, что же вы узнали сегодня?

Без чего ну никак не сыграть в шахматы? (шахматная доска)

Из чего состоит шахматная доска? (из полей)

Из каких цветов состоят шахматные поля? (черный, белый)

А как называется эта линия? (провожу рукой по гориознтали)

    Дополнительный материал.

    На каких поля ничего не растет?

    Из каких досок не строят теремок

    В каких клетках не держат зверей

    Спрятались ли шахматные клетки в словах: полянка, поляк, полярник?

    Скоро бой и ждет войска деревянная…(доска)

Литература:

1. И. Г. Сухин « Программы курса «Шахматы школе»: для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2012, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетний и трехлетний начальной школы. 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и Учу: Пособие для учителя - Обнинск Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

Несколько месяцев назад ко мне подошел мой младший сын Антошка (4 года), и сказал: «Мама, а почему Артём (старший брат) умеет играть в шахматы, а я нет?».

Действительно, как-то я упустила этот момент. Артема с трех лет в шахматы учил играть папа, читал сказки о шахматах и показывал на доске. Сейчас ему 6 лет, он хорошо играет сам с собой, с папой и на компьютере. А Антошка в это время скучает… Да, муж пытался научить младшего, но ребенку очень трудно понять принцип и правила игры.

Антону, вообще, очень трудно запоминать что-то просто так…. На собственном опыте мы убедились, что все дети разные и подход нужен к каждому свой, так же, как и подача материала. И то, что одному дается легко, другому очень трудно понять и объяснить.

Изучив несколько учебников, я решила воспользоваться безотказной практикой! Ребенок лучше всего развивается в игре. Поэтому знакомство с шахматами решила проводить в виде небольших игр с заданиями и веселыми героями.

И вот однажды в гости пришел Кот Федот.

После знакомства и обсуждения любимых занятий, Кот рассказал сказку о появлении шахмат.

Жили-были два короля. Между собой они не ладили, часто воевали. Люди устав от постоянных войн, пошли к мудрецу. Тот немного подумав, достал из ящика шкафа небольшую коробочку в черно-белую клетку.

— Вот эта игра примирит ваших королей.

Он отправился в гости к одному из королей и велел пригласить другого в гости. Когда те оказались на месте, мудрец раскрыл перед ними коробочку, которая стала полем для сражения, и расставил фигуры.

Эта игра называется «шахматы». У каждого из вас будет своя армия. – сказал Мудрец. – Эта игра обладает магической силой, начав играть, вы забудете про все свои ссоры и обиды.
И действительно, короли так увлеклись, что забыли о войне. И с этого момента вели только шахматные сражения. С тех пор люди в королевствах живут дружно и спокойно.

Знакомство с игрой Кот Федот предложил начать с шахматной доски.

У нас несколько разных досок, но больше всего ребята любят играть с большой доской, которую сделал папа. На квадратный кусок фанеры он наклеил квадраты 10 х 10 из самоклеящейся пленки. Что-то подобное можно сделать на листе ватмана.

Знакомство с полями шахматной доски и их обозначением

Кот Федот : Знакомьтесь дети – это шахматная доска. Посмотрите, как ровненько она расчерчена на равные клетки-квадратики (всего их 64: 32 – белые и 32 – черные) – это поля. Они одинаковые по размеру, но разные по цвету – черные и белые.

Цвет полей на шахматной доске может быть разный, но называются клетки: белые (светлые поля) и черные (темные поля). Например: желтые – это белые поля, а зеленые – это черные.

Антоша упрямо отстаивал цвет каждой клеточки. А Артем, как и полагается старшему, принялся учить брата и объяснять: Желтая – она светлее зеленой, поэтому она белая… Но пока Антон не сдает позиции…

Затем Кот познакомил мальчишек с центральными полями (2 белых и 2 черных кубика). Для разнообразия игр я воспользовалась черно – белыми кубиками. Но сначала кубики нужно было найти.

Кубики-поля «замаскировались» под свой любимый цвет. И Артему с Антоном пришлось искать их по всей квартире. Там, где есть что-то черное (сапоги, сумка), дети обнаружили черный кубик, где белое (шуба, холодильник) – белый.

Один из кубиков (полей) по имени Полик вызвался провести по шахматной доске. Для начала Полик расположил правильно доску между детьми.

Полик : Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Затем несколько раз мы раскрутили доску. Когда она останавливалась, мальчишки определяли, где им нужно занять место. Заодно повторили право — лево. Задание оказалось легким, но очень веселым!

Когда дети расселись по своим местам Полик предложил разглядеть доску повнимательнее. Кроме черно – белых полей мальчишки обнаружили на доске цифры и буквы латинского алфавита.

Полик : Теперь я буду диспетчером, а ваши машинки – это такси с пассажирами. Я говорю, откуда вам выезжать: красная Тойота, ваш маршрут по горизонтальной линии « 4»; желтая Ауди едет по вертикальной линии «c» и т.д.

Неохотно, но согласились. А потом вошли во вкус и еще час играли сами, по очереди назначая маршрут друг другу.

Задания от Кота Федота на повторение вертикали и горизонтали

На следующий день мы повторяли название линий. В кармашке у Котика оказались записки-задания, которые нужно было выполнить детям:



Со всеми вопросами ребята справились очень легко и с радостью выполняли все задания! А после, детей ждал Полик.

Знакомство с диагональю

Полик : Сегодня будем гулять по дорожке на нашей доске, которая называется диагональ. Диагональ – это цепочка полей одного цвета, которые касаются друг друга уголками. Диагонали бывают черные и белые, а еще они разные по длине. Самая короткая — 2 клетки, а самая длинная – 8 клеток.

Артем вызвался показать Антошке, как построить диагональ из кубиков. Затем выкладывали цепочку диагонали большими квадратами из бумаги белого цвета. Затем прыгали по этим «дорожкам».

Когда дети напрыгались, Полик попросил помочь ему на поле рассадить семена. Детям нужно было разложить камешки по самым коротким и самым длинным диагоналям. Тёма занялся «посадкой» на белых диагоналях, Антошка – на черных. Семенами у нас были стеклянные камешки.

Когда работа была окончена, Федот предложил детворе перекусить «шахматным печеньем». Ребята были в восторге от такой идеи! Из молочного и шоколадного печенья мы строили горизонтали, вертикали, диагонали, сделали шахматное поле.

Больше всего мальчишкам понравилось убирать и путать поля местами. Артём просил меня отвернуться, и в это время с хохотом дети перемешивали поля, ели печенье, как голодные динозавры, напавшие на шахматную страну. А потом мы вместе «ремонтировали» доску.

Детям очень запомнилась шахматная доска из печенья! Теперь в магазине берут обязательно печенье двух цветов, предварительно посовещавшись, кто берет шоколадное, а кто молочное или клубничное печенье.

Напоследок сделали поделку «шахматный коврик». Получились такие веселенькие плетоночки из обложек от цветной бумаги (бумагу до этого уже использовали на поделки). И выполнили немного заданий в тетради для закрепления знаний.

Для этого я нарисовала детям в тетрадях горизонталь, вертикаль, диагональ и шахматные доски. Нужно было исправить ошибки и на доске провести направление линий. У Артёма подобные задания не вызвали затруднений, а Антошка немного запутался с диагональю… Но это дело времени, да и не это важно, а то, что дети ждут продолжения игр.

Теперь мальчишки с удовольствием строят из кубиков и рисуют шахматную доску и играют своими машинками на ней.

А ваши дети играют в шахматы? Расскажите в комментариях как вы знакомили их с шахматной доской и правилами игры!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

    Очень интересно! У нас в семье только дедушка в шахматы хорошо играет, который живет в другом городе. Но хотелось бы хоть азы показать ребенку. Спасибо за такой подробный план!))

    Вера, какая вы молодец! Я — педагог со стажем, учила многих детей играть в шахматы, но столько интересных игр, как у вас, я вижу впервые. Действительно вашим детям с вами интересно играть! И обязательно они научатся с такой мамой! Вы — большая умница, очень творческий человек, спасибо большое!

    Мне очень понравилось. У дочки есть желание научиться играть в шахматы… Спасибо. Будем пробовать.

    большое спасибо за такие интересные занятия с шахматами, мы с мужем не играем, но хочется объяснить детям про эту игру, на вашем примере увидели как это можно сделать играючи! ждем продолжения!

    Спасибо за интересные идеи начала знакомства с шахматами, наш внук (4 года) сам уже просит деда научить его играть в «игру с конями», в шахматы, а как подойти к обучению, чтобы было просто и понятно, и занятно при всем этом, мы с дедом не знаем…

    Вера, спасибо. Я сама далека от шахмат, но хочу пощнакомиться сама и своих детей с ними поближе. Спасибо за увлекательные игры!

    Девочки, Благодарю всех за поддержку! Обещаю, дальше еще интереснее будет;)

Разработка открытого урока по учебному предмету "Шахматы".

Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигур».


Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию разработку открытого урока, проведенного в рамках предметной недели в начальных классах. Конспект урока разработан по новым ФГОС.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ), повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная "партия".
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные : прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Задачи по ФГОС:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие : способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные : воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом.фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам на урок пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать.






Имя у нее непростое.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.
А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.
(Один в поле не воин).





Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).
Здесь дано задание.
3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
1. Ответь правильно. (Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)



В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это... (вертикаль),
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)

- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?
- Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8), самая короткая (2).



Следующее задание Чатуранги: мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг)
2. Игра "Узнай шахматную фигуру за спиной".



Дети угадывают на ощупь фигуру (сначала угадывает учитель, называя основные признаки фигуры, за спиной ).
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру.



Следующая фигура с заданием: красная, но не квадрат. (красный треугольник).
3. " Парад шахматных фигур" (расстановка детьми фигур ).



Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали... (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.

- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

- Ферзь любит свой цвет.
-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т.е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
-Ход начинают белые фигуры.
-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
-Как они движутся по шахматной доске?
(Конь - прыг-скок и вбок)



Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.
У этой фигуры все стороны равны.
Здесь предлагается разминка.
4. Динамическая пауза.
-Возьмите в правую руку пешку, на вытянутой руке переложите ее в левую руку.
Исходное положение: стоя, фигура в правой руке. Поднимаем руки через стороны вверх и передаем фигуру в левую руку, руки опускаем и т. д.
Исходное положение: стоя, держимся за фигуру обеими руками. Наклоняемся вперёд, ставим фигуру на пол, выпрямляемся, наклоняемся, берем фигуру, выпрямляемся и т. д.
Приседания с пешкой на ладони.
Согнуть ногу в колене, поставить коня на колено. Руки в стороны.
Встать прямо. Не поворачивая головы посмотреть налево, направо, вверх, вниз. Закрыть глаза, поморгать. Повернуться к окну, посмотреть в даль, что видим (лес ), посмотреть на окно (найти зеленую, красную точку на окне).



Как называются эти фигуры? Выберите меньшую по размеру.
(прямоугольник)
5. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
5. На доске в клетку определить прыжки коней.



- Единственная фигура- конь, которая может перепрыгивать через другие фигуры.
6. Вспомним, как передвигаются остальные фигуры.
Игра "Чьи следы" (показ слайдов)



-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
- Что она означает?
+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
6. Рефлексия.
- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.
- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.