I. Организационный момент

Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.

Урок на тему: Что изучает физика

Цели урока:

Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.

Развивать внимание и любознательность, память и мышление

Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту

Пробудить у детей интерес к изучению физики.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» . Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику)

2. Постановка проблемы

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки - физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.

Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Так что же изучает наука физика?

3. Сообщение темы и целей

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко "физикой" назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

4. Объяснение нового материала

"Физика" - это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.

В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов - основоположник российской науки.

Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.

Физика изучает различные явления:

механические

электрические

магнитные

тепловые

звуковые

световые

Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:

шарик скатывается по наклонному желобу

таяние льда

груз колеблется на пружине

кипение воды

получение различных по размеру изображений свечи на экране

электризация султанов и их взаимодействие

плавление свечи при ее нагревании

(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)

Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь - электричество, сила, энергия.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело - это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? (Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество - это один из видов материи.

Материя - это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

Материя - вещество, поле.

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” - физические приборы: часы, линейка и т. д.

Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление., т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом,источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.

5. Закрепление материала

Задание 1.

Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода.

2. Игра “Отгадай загадку”.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (Телефон)

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо - птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

4. Сначала - блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка - кричит. (Эхо)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

7. Пушистая вата

Плывет куда - то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота:

Эй, откройте! Кто там? (Ветер)

10. Летит - молчит,

Лежит - молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

11. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)

12. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

13. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы)

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

15. Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда - облака. (Барометр)

6. Подведение итогов урока.

синквейн

Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.

7. Д/З пар 1-3, вопросы

Литература

1. А. В. Перышкин "Физика 7 класс" Дрофа, 2010

2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение 2008

Конспект урока по физике в 7 классе на тему : Мощность.

Цель:

Образовательная: Ввести понятие мощности как характеристику скорости выполнения работы.

Развивающая: Развивать память, воображение, догадку и сообразительность, логическое и творческое мышление.

Воспитательная: Воспитание трудолюбия, любознательности, любви к родному краю, чувства ответственности.

Форма: Беседа, обмен мнениями, фронтальная, индивидуальная,

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный, использование мультимедийных технологий.

Оборудование:

Мультимедийный проект, плакаты с формулами, буквы, 2 молотка – большой и маленький, 2 гвоздя, 2 бруска.

I . Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

Вы познакомились с наукой физикой только в этом году. Эта наука объясняет, что все происходящее в жизни, связано с физическими законами.

Ребята, мне хочется чтобы мы сегодня с вами показали как мы любим физику, как нам нравится исследовать, открывать новое. Договорились?

Напомните мне: С какой физической величиной мы познакомились на прошлом уроке? (Работа). Начнем урок с повторения основных теоретических понятий. Решим тест, который находится на вашем ноутбуке.
II . Работа с тестом. Учащимся предлагается тест по теме «Механическая работа».

Тест по теме: «Механическая работа » (интерактивный тест, созданный в программе MyTestX ).

1. Тело совершает работу только тогда, когда…

А) …оно движется В) …оно движется по инерции

Б) …на него действует сила Г) …на него действует сила и оно движется

2. Механическую работу вычисляют по формуле:

А) F = p S В) А = F s

Б) Р = m g Г) F = g ρ V

3. Работу измеряют в..

А) Джоулях В) Метрах

Б) Ньютонах Г) Паскалях

4. Какую работу совершает сила в 1Н на пути 1 м в направлении действия силы?

А) 1 Вт В) 10 Вт

Б) 1 Дж Г) 10Дж

5. Вычислите работу, которую производит садовод, прикладывая к тачке с землей силу 25 Н и перемещая ее на расстояние 20 м.

А) 45 Дж В) 0,05 кДж

Б) 50 кДж Г) 500 Дж

Список вопросов :
1.Что называется механической работой? Какие два условия необходимы для совершения механической работы?
2.От каких двух величин зависит совершенная механическая работа? .
3.В каких единицах измеряется механическая работа.

4.В каких случаях работа бывает положительной? Отрицательной? Равной 0.

5. Укажите, в каком случае совершается механическая работа: ответьте «да» или «нет».

1. На столе стоит гиря. 6. Вода давит на стенку сосуда.

2. На пружине висит груз. 7. Мальчик поднимается вверх по лестнице.

3. Трактор тянет прицеп 8. Кирпич лежит на земле

4. Муха летит по комнате 9.Ученик запоминает формулу

5.Компьютер решает задачу 10.Тело бросили вертикально вверх

Да. Вы усвоили тему «Механическая работа».

III . Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, на каждой парте имеется конверт с буквами. Внимание! Задание. По сигналу вы одновременно откроете пакеты и составите одно слово из предложенных букв. Кто выполнит, пусть поднимет руку. /Сигнал/

Учитель: Какое слово у вас получилось?

Ответ учащихся: Мощность.

Итак, тема нашего урока: Мощность. Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать понятие мощности, как характеристики скорости выполнения работы и научимся определять мощность. Записываем дату и тему урока.

Учитель: Задание, которое вы выполнили, показало, что каждый из вас потратил определенное время для угадывания данного слова. А как вы думаете, почему одна и та же работа совершена за разное время?

/ответы учащихся/

Мощность – быстрота выполнения работы

Предположим, при выполнении строительных работ котлован необходимо засыпать песком. Экскаватору для этого понадобится несколько минут, а рабочему с помощью лопаты пришлось бы трудиться несколько часов. Но и экскаватор, и рабочий при этом выполнили бы одну и ту же работу (рис. 5).

Рис. 5. Одну и ту же работу можно выполнить за разное время

Чтобы охарактеризовать быстроту выполнения работы, в физике используется величина, называемая мощностью.

Мощностью называется физическая величина, равная отношению работы ко времени ее выполнения.

Мощность обозначается латинской буквой N.

где A – работа;

t – время выполнения работы.

Учитель : Запишем формулы в тетрадь

Учитель: Скорость выполнения работы характеризуют мощностью. Рассмотрим еще одну задачу.

Человек для переноски груза массой 200кг на расстояние 1км затратит 2ч , а грузовой автомобиль выполнит это за 1мин . Ребята, у какого тела наибольшая мощность?

Ответы учащихся: Автомобиля.

Учитель: Запишем в тетрадь определение. Чем больше скорость выполнения работы, тем большей мощностью обладает тело.

Единицей измерения мощности я системе СИ является ватт.

Один ватт – это мощность, при которой работа в один джоуль совершается за одну секунду.

Единицей мощности в системе СИ названа в честь Джеймса Уатта, который построил первую паровую машину.

Учитель: Информацию о Джеймсе Ватте прочитает …

Мощность всегда указывают в паспорте технического устройства. И в современных технических паспортах автомобилей есть графа:
Мощность двигателя: кВт / л.с.
Следовательно, между этими единицами мощности существует связь.
А знаете ли вы откуда взялась эта связь…
Джеймсу Уатту принадлежит идея измерять механическую мощность в «лошадиных силах».

Всем известна устаревшая единица мощности «лошадиная сила» , которую сейчас заменила стандартная единица системы СИ – ватт. Однако до сих пор ее широко применяют, например, в автомобильной индустрии. Ученые же редко используют эту единицу из-за ее неоднозначного толкования.
Так что же такое «лошадиная сила» ? В справочниках по физике указано, что лошадиная сила равна 75 кгс м/с, что составляет ровно 735,49875 Вт. Чтобы представить себе, когда лошадь развивает такую мощность, нужно обратиться к истории возникновения этой единицы.
«Лошадиную силу» впервые предложил Джеймс Уатт, изобретатель парового двигателя. Свое изобретение он предлагал использовать для выкачивания воды из шахты. Но как объяснить прижимистым шахтовладельцам, что им предлагают купить и в чем преимущества этого нового приспособления? И вот для того чтобы оценить мощность новых двигателей, предприняли следующее. Запрягли лошадь в обычный водоподъемный насос, работающий на конной тяге, и посмотрели, сколько она поднимет за день воды. Затем присоединили к этому же насосу паровой двигатель и посмотрели, какой результат получится за день его работы. Поделили второе количество на первое и на этих цифрах объяснили шахтовладельцам, что насос заменяет N-ное число лошадей. Полученная в результате первого эксперимента мощность стала мерилом и получила название "лошадиная сила".
На самом деле мощность, которую средняя лошадь способна развивать сколько-нибудь долгое время, меньше полученной Уаттом величины. Или погонщик работал очень хорошо, или лошадь попалась очень «натренированная» . Конечно, лошади бывают разные и невозможно ожидать, что и тяжеловоз и арабский скакун разовьют одинаковую мощность. И все же, когда лошадь создает такую мощность? На этот вопрос в журнале «American scientist» один из авторов предложил следующий вариант: мощность в одну лошадиную силу развивает лошадь массой 750 килограммов, перепрыгивающая через препятствие шириной и высотой в 183 сантиметра.
В 1882 году на Втором Конгрессе Британской Научной ассоциации была принята единица мощности Ватт в честь Дж. Уатта. В 1960 году решением XI Генеральной конференцией по мерам и весам Ватт был введен в международную систему измерений СИ, то есть стал международной единицей измерения мощности. Тем не менее «Лошадиная сила» продолжает жить.

В России от мощности двигателя в лошадиных силах зависит величина транспортного налога. Чтобы определить мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах, следует умножить показатель мощности двигателя в кВт. на 1,35962 (так утверждает Википедия в статье о Лошадиной силе)

1 л.с. = 735,5 Вт.
1 Вт = 0,00013596 л.с.

Может ли человек, проявить мощность в целую лошадиную силу?
Считается, что мощность человека при нормальных условиях работы составляет около десятой доли лошадиной силы, т.е. равна 70-8- Вт. Однако в исключительных условиях человек на короткое время проявляет значительно большую мощность. Взбегая поспешно по лестнице, мы совершаем работу больше 80 Вт. Если мы ежесекундно поднимаем свое тело на 6 ступеней, то при весе 70 кг и высоте одной ступени 20 см мы производим работу более 8000 Вт, т.е. больше одной лошадиной силы.
Учитель : Если в каждой семье развито уважение к труду, культ учебы, то в такой семье дети добиваются многого.

Поскольку мощность N = 1Вт достаточно мала, часто применяют кратные единицы мощности. Какие это величины, найдем в учебнике на странице 133.

Мощность является очень важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения. Например, мощность человеческого сердца равна 2,2Вт , а двигатели машин могут достигать сотни киловатт. /Показать паспорта машин/

Учитель: А какие машины, выпускаемые в нашей стране, с мощным двигателем вы знаете? Подсказка: эти машины участвуют в международных соревнованиях Ралли – Дакар. /Ответы учащихся.

Учитель: Правильно. Мощность двигателя автомобиля КАМАЗ равна 220 кВт . Помимо этих машин выпускаются автобусы и автомобили Ока.

Учитель: Зная мощность и время выполнения работы, можно рассчитать работу:

Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть ее. Правильно ли он поступил? Чтобы ответить, давайте выведем и запишем формулу, связывающую мощность и скорость тела, движущегося равномерно и прямолинейно.
Объединим формулу для вычисления работы с формулой для вычисления мощности.

Вспомним теперь, что отношение пути, пройденного телом, S, ко времени движения t представляет собой скорость движения тела v.

Таким образом, мощность равна произведению численного значения силы на скорость движения тела в направлении действия силы.

Этой формулой удобно пользоваться при решении задач, в которых сила действует на тело, движущееся с известной скоростью.

У нас получилась еще одна формула для расчета мощности, которую мы будем использовать при решении задач.
Ответим на вопрос: Правильно ли поступил водитель?

(Формула показывает, что при одной и той же мощности, но при меньшей скорости, сила должна быть большей (произведение Fv=N остается постоянным). Поэтому при прохождении трудных участков пути коробку передач автомобиля переключают на меньшую скорость.)
V . Физкультминутка.

Что мы совершали, передавая мяч?
- Работу.
VI . Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Учитель: И наконец, мы проведем эксперимент. Приглашается самый смелый ученик. /Приглашается ученик.

Учитель: Два одинаковых гвоздя надо забить в деревянную дощечку. В первом случае маленьким молоточком, во втором – большим.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой он молодец. Будущий семьянин.

Учитель: Что мы увидели с вами? /ответы учащихся/

Учитель: Почему большим молотком гвоздь забивается в дощечку быстрее? /ответы учащихся/

VII . Итог урока.

Учитель: Ребята, для того, чтобы завершить урок, мы должны с вами выполнить два задания. И если вы справитесь, я буду уверена, что вы усвоили урок. Работаем в телешколе тема 27 Задание 5.54 Решите задачи.

Учитель: Домашнее задание: § 54;упр 29 № 3,5 зад18 №1.) /Показ слайда № 28/

Учитель: Наш урок подошел к концу. Благодарю вас всех за работу на уроке. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий» океан истины по – прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Спасибо за интересный урок

VIII . Рефлексия.

Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные кружки.

Красный – тема очень сложная и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.

Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.

Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.

Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.

Цели урока:

  • обучающая: Познакомить с понятием “сила”, “равнодействующая сил”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.
  • развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
  • воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.

Оборудование:

  • проектор,
  • динамометр демонстрационный и лабораторный,
  • набор грузов,
  • пружина.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  1. Приведите примеры показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами.
  2. Приведите примеры показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.
  3. Что называется инерцией?

Презентация <Приложение 1 >

1. Введение понятия “Сила”.

Во всех приведенных вами примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.

Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.

Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой этого действия.

Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.

Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.

Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить.

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]

В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.

Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Итак, можно сказать, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

2. Измерение силы.

На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для этого используют прибор, который называется динамометром.

Демонстрация применения различных динамометров.

Динамометры бывают различного устройства. Главная часть динамометра – специально изготовленная стальная пружина, к которой прикреплена стрелка. Она перемещается по шкале, размеченной в единицах силы.

Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.

Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр силомер.

Применяют также ртутные, гидравлические, электрические и другие динамометры.

В последнее время широко применяются электрические динамометры. Они состоят из датчика, который преобразует деформацию в электрический сигнал.

Для измерения больших сил, таких, например, как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры . Ими можно измерить силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.

3. Равнодействующая сила.

На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил. Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой.

Силу, заменяющую действие нескольких других сил, называют равнодействующей силой. Она производит над телом такое же действие, как и заменяемые ею силы.

Равнодействующая двух сил, приложенных к телу, равна сумме этих сил, если их векторы сонаправлены, и разности этих сил, если их векторы противонаправлены. Равнодействующая сонаправленных сил направлена в ту же сторону, что и исходные силы, а равнодействующая противонаправленных сил направлена в сторону большей из исходных сил.

Если две силы, приложенные к одному и тому же телу, направлены противоположно и имеют одинаковую величину, то их называют уравновешенными силами. Равнодействующая таких сил равна нулю.

Направление или скорость движения тела меняются только тогда, когда на него действуют неуравновешенные силы. Если же на тело действуют только уравновешенные силы, то оно, либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно. Приведенные утверждения выражают закон покоя или равномерного прямолинейного движения тел.

IV. Решение типовых задач.

V. Домашнее задание. §§23, 28, 29.упр.№11 (3).

VI. Итоги урока.

Урок №2. Тема урока “Виды сил”.

Цели урока:

  • обучающая: Познакомить с основными видами сил: сила тяготения, сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения.
  • развивающая: Формировать целостное восприятие научной картины мира. Формировать умения объяснять физические явления в природе, технике и быту. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, систематизация.
  • воспитывающая:

Оборудование: проектор.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Решение индивидуальных заданий. Сборник задач по физике для 7-9 классов /В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. №№358, 360, 362, 365, 366, 370, 371,377, 378,382, 383 * , 392 * .

II. Изучение нового материала. Презентация <Приложение 2 >

Совместное заполнение таблицы, сопровождаемое показом презентации.

III. Самостоятельное заполнение полей таблицы по аналогии с заполненными.

IV. Домашнее задание: выучить таблицу.

V. Итоги урока.

Урок № 3. Решение задач по теме “Сила. Виды сил”

Цели урока:

  • обучающая: Формирование умения применять полученные знания при решении задач.
  • развивающая: Развивать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.
  • воспитывающая: Создать условия для раскрытия учащимися своих творческих способностей. Воспитывать аккуратность ведения своих записей.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Физический диктант.

Сила – это физическая величина, которая характеризует … . Под действием сил могут изменяться … . Сила, с которой Земля притягивает к себе любое тело называется … и равна … . Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называется … . Сила, возникающая в результате деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется … . Сила, характеризующая взаимодействие одного тела с другим при соприкосновении, и препятствующая их относительному движению называется … .

II. Обсуждение вопросов:

1 .Имеют ли вес жидкости и газы?

Ответ: жидкости и газы так же, как и твердые тела, действуют на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. Отличие от твердых тел состоит в том, что жидкость или газ должны находиться в сосуде.

2. Как следует понимать выражение “вес тела”, “тело весом” столько-то единиц, например 300 Н? Разве сила, называемая весом тела, действует на тело?

Ответ: нет, на тело действует сила тяжести, а не вес.

Выражение типа “тело весом 300 Н” или “тело весит 300 Н” означает, что если это тело свободно подвесить или поместить на горизонтальную опору, то оно будет действовать на подвес или опору силой, равной 300 Н. При этом предполагается, что опора или подвес вместе с телом неподвижны (или движутся равномерно и прямолинейно) и находятся на поверхности Земли.

3. Известно, что при помощи весов рычажного типа определяют массу тела. Объясните, почему же определение массы в этом случае принято называть взвешиванием, да и сам прибор называется “весы”?

Ответ: при определении массы тела на одну чашку весов действует вес этого тела, а на другую - вес гирь. Но на гирях указан не вес, а масса в килограммах или его долях. Если весы равны (весы находятся в равновесии), то и массы тоже равны, т.е. масса тел равна массе гирь. То обстоятельство, что сравнение массы тела с массой гирь производится путем сравнения величин веса, послужило основанием для привычки называть определение массы на рычажных весах взвешиванием.

III. Решение задач.

Сборник задач по физике для 7-9 классов / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. №№286, 291, 298 * , 309, 336, 337,350, 427.

III. Самостоятельно решить задачу № 379 .

IV. Домашнее задание. §§24 - 26. упр. № 9 (4,5).

V. Итоги урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа №2»

Белгородского района Белгордской области

Конспект урока по физике
в 7 классе

«Физика и техника »

подготовила

учитель математики и физики

Елсукова Ольга Андреевна

г. Белгород

2013

План-конспект урока по физике 7 класс

Тема: Введение

Тема урока: Физика и техника

Форма учебного занятия: урок

Тип: I + II (урок изучения знаний и способов деятельности)

Место урока в разделе: 2

Цели и задачи:

обеспечить закрепление изученных знаний;

организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;

развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;

воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний;

развивать коммуникативные способности учащихся;

развивать устную речь учащихся;

Оснащение урока: доска, мел, учебник.

Ход урока:

    Организация начала учебного занятия:

Поприветствовать учащихся;

Проверить санитарно- гигиеническое состояние класса (проветрен ли класс, вымыта доска, наличие мела ), если есть не совпадения с санитарно-гигиеническими нормами попросить учеников их исправить вместе с учителем.

Отметить отсутствующих на уроке;

    Подготовка к активной деятельности учащихся:

Давайте вспомним что мы искали в прошлой лабораторной работе?

Правильно Цену деления – это отношение разности между наибольшим и наименьшим значением оцифрованного штриха к числу делений.

Что такое погрешность?

Неточность, допускаемая при измерении.

Мы проводили опыт или наблюдение и чем они отличаются?

Опыт

Что мы измерили в результате опыта?

Объем и вместимость.

    Изучение нового материала:

Наука возникла в глубокой древности как попытка осмыслить окружающие явления, взаимосвязь природы и человека. Сначала она не разделялась на отдельные направления, как сейчас, а объединялась в одну общую науку – философию. Астрономия выделилась в отдельную дисциплину раньше физики и является наряду с математикой и механикой одной из древнейших наук. Позже наука о природе так же выделилась в самостоятельную дисциплину. Древнегреческий учёный и философ Аристотель назвал физикой одно из своих сочинений.

Одна из главных задач физики – объяснить строение окружающего нас мира и происходящие в нём процессы, понять природу наблюдаемых явлений. Другая важная задача – выявить и познать законы, которым подчиняется окружающий мир. Познавая мир, люди используют законы природы. Вся современная техника основана на применении законов, открытых учёными.

С изобретением в 1780-х гг. парового двигателя началась промышленная революция. Первый паровой двигатель изобрёл английский учёный Томас Ньюкомен в 1712 г. Паровая машина пригодная для использования в прмышленности, впервые создана в 1766 г. русским изобретателем Иваном Ползуновым (1728-1766).Шотландец Джеймс Уатт усовершенствовал конструкцию. Созданный им в 1782 г. двухтактный паровой двигатель приводил в движение машины и механизмы на фабриках.

Сила пара приводила в движение насосы, поезда, пароходы, прядильные станки и множество других машин. Мощным толчком для развития техники послужило создание английским физиком «гениальным самоучкой» Майклом Фарадеем в 1821 г. первого электродвигателя. Создание в 1876г. немецким инженером Николаусом Отто четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания открыло эру автомобилестроения, сделало возможным существование и повсеместное использование автомобилей, тепловозов, судов и других технических объектов.

То, что раньше считалось фантастикой, сейчас становится реальной жизнью, которую мы уже не представляем без аудио- и видеотехники, персонального компьютера, сотового телефона и Интернета. Их возникновение обязано открытиям сделанным в различных областях физики.

Однако и развитие техники способствует прогрессу в науке. Создание электронного микроскопа позволило заглянуть внутрь вещества. Создание точных измерительных приборов сделало возможным более точный анализ результатов экспериментов. Огромный прорыв в области изучения космоса был связан именно с появлением новых современных приборов и технических устройств.

Таким образом, физика как наука играет огромную роль в развитии цивилизации. Она перевернула самые фундаментальные представления людей – представления о пространстве, времени, устройстве Вселенной, позволив человечеству совершить качественный скачок в своём развитии. Успехи физики позволили сделать ряд фундаментальных открытий в других естественных науках, в частности, в биологии. Развитие физики в наибольшей степени обеспечивало бурный прогресс медицины.

С успехами физики связаны и надежды учёных на обеспечение человечества неиссякаемыми альтернативными источниками энергии, использование которых позволит решить многие серьёзные экологические проблемы. Современная физика призвана обеспечить понимание самых глубинных основ мироздания, появления и развития нашей Вселенной, будущего человеческой цивилизации.

Что же было у истоков науки физики?

Займемся конспектированием параграфа 6.

    Проверка понимания, осмысления и первичного запоминания:

Ответить на вопросы в конце параграфа.

    Домашняя работа: §6, вопросы в конце параграфов 1-6.

Список использованной литературы

1. 17-е изд., стереотип. – М. – Дрофа, 2012 – 300, с., ил.; 1л. цв.вкл.

2. Елсукова О.А., Некрасова Е.С. Учебно-методическая разработка по дисциплине «Естествознание. Физика»,2012.



Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявляются источники физических знаний.

Урок позволяет привить интерес к физике; сформировать понятия: физика, физические явления, эксперимент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация к уроку в 7 классе "Что изучает физика?"

Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявляются источники физических знаний.

Объём презентации - 23 слайда.

Урок позволяет привить интерес к физике; сформировать понятия: физика, физические явления, эксперимент.

В процессе такого урока учащиеся учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты демонстрируемых опытов. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Например, в данном уроке при разработке газеты ученики в качестве информационного заполнения печатного издания должны самостоятельно выделить и выбрать главное, вспомнить тему ранее пройденного базового Модуля "Социальная информатика".

Аннотация

Учитель:

Капац Ирина Николаевна

Образовательное учреждение:

ХМАО-Югры Советский район

МБОУ СОШ п.Коммунистический

Предмет:

физика

Краткая аннотация урока

Класс, профиль:

7, универсальный

Тема урока:

Что изучает физика

Тип урока:

лекция

Продолжительность занятия

40 минут

Приобретаемые навыки детей

  1. активизация познавательной деятельности;
  2. развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
  3. формирование интереса учащихся к изучению физики.

Технологические особенности

Используемое оборудование:

компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

3. Технологический сценарий: презентация – последовательная модель

Краткое описание содержания интерактивных учебных кадров- экранов

  1. Титульный слайд, тема урока
  2. Цели
  3. Эпиграф
  4. Что понадобится для уроков физики
  5. Из истории физики
  6. Ученые
  7. Аристотель и Ломоносов
  8. Определение «Физика»
  9. Вывод №1
  10. Физические явления
  11. Виды физических явлений
  12. Механические явления
  13. Электрические явления
  14. Магнитные явления
  15. Оптические явления
  16. Тепловые Явления
  17. Атомные явления
  18. Физические термины
  19. Закрепление
  20. Схема «Физика как наука»
  21. Домашнее Задание
  22. Рефлексия
  23. Список литературы

Система навигации презентации

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях
  2. интенсификация учебно-воспитательного процесса
  3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Урок по физике в 7 классе по теме «Что изучает физика».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
  2. Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
  3. Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина.
  4. Выявить источники физических знаний.
  5. Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.

Оборудование: для демонстрации световых, механических, звуковых, магнитных, тепловых явлений, презентация «Что изучает физика». Сборник задач В.И.Лукашика.

Эпиграф к уроку:

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Методические приемы: лекция с элементами беседы и презентацией.

Ход урока

  1. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем.

Организационный момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Требование к уроку. Инструктаж по технике безопасности.

1. Активизация внимания, подготовка к восприятию нового материала .

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» . Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику)

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

  1. Учебник
  2. Рабочая тетрадь – 48 листов
  3. Тетрадь для контрольных работ
  4. Тетрадь для лабораторных работ
  5. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

1. Из истории физики.

Учитель. Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к.на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период рабовладельческого строя. В Греции впервые появились профессиональные ученые и учителя: Платон, Фалес, Анаксимандр, Демокрит и многие другие, которые пытались понять и объяснить мир. Закономерности различных явлений подмечались, записывались и хранились в глубокой тайне. Систематизировал знания о мире один из величайших мыслителей древности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Им было написано много работ, в том числе и книга (трактат) «ФИЗИКА» , physis (от греч.) – природа. Но под природой он понимал не естественную среду, окружающую человека, а скрытую от его чувств сущность вещей и событий. В русский язык это слово ввел в 18 веке М. В. Ломоносов, когда он издал в переводе с немецкого на русский первый в России учебник физики. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Вопрос “ почему? ” - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос “почему” мучает всю жизнь, и становятся физиками.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. ”

Природа -> Физика -> Техника

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.

В жизни мы очень часто сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире. В физике принято эти изменения называть – физическими явлениями или просто явления. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

Каким образом человек познает мир? Каким образом он исследует явления природы, получая научные знания о нем?

С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Проверим их.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

«Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ» Гераклит.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

(провести опыт)

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Физические законы основываются и проверяются на фактах, установленных опытным путем. Не менее важный способ познания – теоретическое описание явления. Физические теории позволяют объяснить известные явления и предсказать новые, еще не открытые. Например, Дж. Максвелл создавая теорию электромагнитного поля предсказал существование электромагнитных волн, которые были обнаружены спустя несколько лет другим ученым Герцем. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Изменения, происходящие с телами, называются физическими явлениями.

Физические явления делятся на несколько видов.

2. Виды физических явлений:

1. механические;

2. электрические;

3. тепловые;

4. магнитные;

5. оптические;

6. звуковые

(к каждому виду явлений показать опыт)

  1. шарик скатывается по наклонному желобу
  2. звучит камертон
  3. груз колеблется на пружине
  4. колебание тела на нити
  5. получение различных по размеру изображений свечи на экране
  6. притяжение металлических опилок к магниту
  7. картины магнитных линий постоянного магнита
  8. электризация султанов и их взаимодействие
  9. плавление свечи при ее нагревании

Учитель. При изучении физики мы будим разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.

Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов

III. Закрепление:

Закрепление изученного учебного материала по вопросам:

  1. Что такое физика?
  2. Что изучает физика?
  3. Почему физику считают одной из основных наук о природе?
  4. Какие физические термины вам известны?
  5. Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?

По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.

IV. Итоги работы: Подвести итоги урока. Отметить наиболее активных учащихся, выставить оценки.

Ну, что же, пора подвести итоги. Сегодня мы познакомились с удивительной наукой – физикой и нам предстоит долгий путь в изучении физических законов, это поможет вам понять различные явления происходящие в окружающем нас мире. Физические явления происходящие с различными физическими телами имеющие одинаковую форму, но разного объема и одинакового объема, но разной формы, физические тела с разной массой все падают на землю.

V. Домашнее задание: § 1, конспект урока, рабочая тетрадь § 1 (заполнить)

В предлагаемые таблицы напишите по три примера.

VI. Рефлексия

  1. Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какие понятия должны запомнить?
  3. Что понравилось на уроке? Почему?
  4. Что не понравилось?

Список использованных ресурсов:

1.Перышкин А.В Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2009

2. Материалы Internet http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm , тема «Что такое физика»