Основы создания цветочных композиций. Виды букетов во флористике

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов

Флористика – это вид искусства, имеющий свои особенности. Определённых правил составления букетов нет, но есть стили, в основе которых лежат определенные принципы. Всего таких стилей четыре:

Вегетативный стиль самый натуральный, естественный, то есть букет цветов составляется максимально просто и приближенно к реальности.

При работе над композицией флорист должен уделить внимание ее внешнему виду, форме роста и растительному сообществу. К отличительным особенностям вегетативного стиля можно отнести:

  • асимметричность расстановки;
  • доминантой считается самая большая группа, а равновесие обеспечивается меньшей группой, расположенной отдаленно;
  • вегетативный стиль требует внимательности к натуральности расположения цветов и растений – то есть так, как они произрастают в естественных условиях.

Декоративный стиль

Этот стиль берется за основу, когда создаются букеты цветов. Фото показывает, что количество цветов разное, и они рассчитаны на хранение в вазах.

К особенностям данного направления флористики относятся:

  • крепление на флористическую пену;
  • растения не выделяются, ведь основная цель – выразить единство и целостность композиции без акцента на индивидуальности;
  • букеты заполняются плотно, то есть многочисленные растения располагаются максимально близко друг к другу.

Форма-линейный стиль

Данный флористический стиль предполагает акцент на линиях, формах и контурах. Чаще всего на основе данного направления создаются современные красивые букеты цветов (фото подтверждает, что композиции могут быть самыми разными).

К отличительным особенностям стиля относятся:

  • внимание формам и линиям и их комбинации;
  • минимальный набор используемых материалов;
  • строгость и четкость линий.

Параллельный стиль

Этот стиль часто встречается в природе, поэтому он любим многими флористами. Параллельный стиль предполагает, что растительный или нерастительный материалы располагаются параллельно друг к другу. Направление требует внимательного отношения к пропорциям, цвету и форме, а сами букеты могут быть симметричными и асимметричными.

Принципы правильной композиции

Любое произведение искусства создается на основе определенных правил. Букеты цветов на картинках выглядят интересно и эффектно, но нужно понимать, как достигается подобный эффект.

Для создания красивой флористической композиции нужно уметь ее составлять:

Выбираем сочетания цветов

Цветовая гамма должна быть гармоничной, и достигается это четырьмя основными способами:

  1. Сочетанием контрастных цветов, которые будут располагаться друг напротив друга
  2. Сочетанием похожих оттенков, которые располагаются в композиции по соседству
  3. Использованием разных оттенков одного цвета
  4. Сочетанием цветов из разных частей цветового круга

Идеи букетов на основе контрастных сочетаний цветовой гаммы самые разные. Основное правило этого способа – использовать растения чистого цвета: то есть синий ирис сочетать с алой розой. Контрастные сочетания при всей их гармоничности и оптимистичности не должны быть слишком броскими. Идеальная композиция создается за счет сочетания светлых оттенков – розового с приглушенным голубым, сиреневого с лиловым.

Если вам нравятся сдержанные комбинации, обратите внимание на идеи букетов на основе аналогичных сочетаний. В них наряду с чистыми цветами можно использовать оттенки. В ансамбле цветов может преобладать и один цвет, но в оттенках: при правильном подборе такие флористические композиции будут выглядеть гармонично.

Если же вы за буйство красок, то выбирайте многоцветные комбинации. Идеи букетов самые разные, причем можно использовать даже свежесрезанные цветы с собственного участка

Симметричный круглый букет

Существует множество техник во флористике, благодаря чему они смотрятся индивидуально и оригинально. Сегодня одним из популярных является симметричный круглый букет. Симметрия популярна благодаря вариациям цветов разной длины, которые в сочетании обеспечивают гармоничность композиции.

Круглый букет создается по спирали:

  • основной цветок ставится прямо, растения на переднем фоне наклоняются слева направо, а на заднем фоне – справа налево;
  • каждый следующий цветок укладывается по спирали слегка наискось;
  • при наполнении букета угол его наклона увеличивается;
  • после набора растений стебли обрезаются.

Эти красивые букеты цветов часто создаются на свадьбу для невесты. Оформить его можно с использованием розы, гвоздики, ириса, мини-розы или астр. Основное правило – внешние и внутренние цветы не должны сильно отличаться длиной, ведь от этого зависит округлость формы.

Стиль бидермейер

Этот стиль во флористике дает возможность воплотить в реальность разные идеи. Это тоже круглая композиция, но цветы в ней собираются не по спирали, а в виде концентрической окружности. Схема составления следующая:

  1. Работа начинается с укладки верхушечного цветка.
  2. Вокруг него складываются в ряд другие цветы.
  3. Форма букета самая разная. Пирамидальная композиция создается за счет цветов с длинными стеблями, приплюснутая – головками цветков часто без стебля.
  4. Бидермейер предполагает использование не только цветов, но и колосков пшеницы, ржи, ковыля, аспарагуса, папоротника. В букете они должны создавать концентрическую окружность.
  5. Манжета выполняется из бумажной салфетки, ткани, лент или кружева.

Фото красивого букета цветов в технике бидермейер показывает, что можно создать и небольшие композиции из мелких цветов. Кстати, такая композиция считается одним из лучших у невест, поэтому он носит название сватовского.

Создать его можно и самостоятельно:

  1. Берем мини-розы и маргаритки.
  2. Делаем манжет из листьев.
  3. Перпендикулярно к нему укладываем верхушку – из нескольких роз и маргариток.
  4. Над манжетой строго симметрично располагает еще розы и маргаритки. В итоге получаем круг.
  5. В глубину между получившимися рядами укладываются еще по три розы и маргаритки.

Букет ассиметричной формы

Идеи таких композиций самые разные, но основное – это акцент на асимметричности формы. Такие букеты смотрятся стильно и современно, особенно если они состоят из экзотических растений.

Асимметричные композиции создаются на основе двух методов – по правилу трех треугольников и диагональным способом. Рассмотрим каждый способ по отдельности.

Метод трех треугольников

Схема составления букета следующая:

  1. Для создания композиции требуется 5 или 7 цветов двух разновидностей.
  2. Первый цветок – верхушечный – устанавливается вертикально, он будет служить первым элементом композиции.
  3. Второй элемент выступает основанием правого треугольника. Длина этого цветка может быть разной – это зависит от высоты самого букета. Основное требование – цветок должен отличаться от первого, верхушечного, по высоте.
  4. Второй элемент устанавливается горизонтально в правую сторону.
  5. Третий цветок устанавливается так, чтобы его верхушка приходилась на гипотенузу правого треугольника.
  6. Четвертый элемент – вершина второго треугольника, и его мы будем строить на цветах другой разновидности.
  7. Пятый элемент укладывается горизонтально – он не должен быть одинаковой длины со вторым элементом букета.
  8. Шестой элемент устанавливается на линии четвертного и пятого. Если соединить все точки мысленно, треугольник получится равносторонним.

Тейпирование

Эта флористическая техника популярна благодаря тому, что предполагает использование срезанных растений. Очень красиво смотрится букет полевых цветов, созданных данным способом. Суть техники в том, чтобы сохранить цветы как можно дольше свежими, поэтому на ее основе создаются многочисленные свадебные букеты. Суть метода в следующем:

  • отрезанные на определенную длину стебли помещаются в питательную среду;
  • в стебель вводится специальная проволока, а сам срез дополняется гигроскопическим материалом с какой-нибудь жидкостью;
  • срез обрабатывается тейп-лентой, которая закрывает проволочную вставку в стебель и предотвращает испарение влаги.

Основное правило – чтобы проволочные стебли не перекручивались, а располагались параллельно. Особенности техники тейпирования в следующем:

  1. Букет будет легким и эстетичным.
  2. Цветы долгое время сохраняют свежесть.
  3. При тейпировании можно использовать цветы с тяжелыми бутонами.
  4. Техника дает возможность создавать фигурные композиции определенной формы. Поэтому таким способом можно создать как свадебную композицию, так и букет цветов «С днем рождения».

На портбукетнице

Главный символ свадебного торжества – это букет невесты, а потому его оформлению нужно уделять пристальное внимание. Флористические композиции на основе портбукетницы отличаются легкостью, компактностью, удобством. К преимуществам такого способа оформления относятся:

  1. Разнообразие размеров цветов – маленьких или больших, с бутонами или соцветиями, полевых или парниковых.
  2. Небольшие размеры. Основа букета легкая, а сами цветы можно удержать в одной руке.
  3. Долговечность. Такие композиции долго сохраняют свежесть и эстетичный внешний вид.

Флористика к любому празднику: что выбрать?

Современные флористы предложат массу идей для создания цветочных композиций на любое торжество. Кто-то выберет компактную композицию, а кому-то нужен большой букет цветов. На День Святого Валентина чаще всего создаются букеты из ярко-красных роз, которые оформляются в форме сердца. Дополнения создаются за счет белых роз, фрезий, лилий, белых гвоздик.

И на 23 февраля можно подготовить букет. Основное требование к нему – сдержанность. Композиции для мужчин выполняются в треугольной, пирамидальной форме и в линейном стиле.

Широкое разнообразие идей можно воплотить при создании букетов на 8 марта. Чаще всего они формируются из тюльпанов, роз, нарциссов, гиацинтов или подснежников. Красивые композиции создаются как из полностью открытых бутонов – пышных и сочных, так и закрытых. Цветовые решения растений могут быть выбраны любые.

Букеты на свадьбу создаются на основе растений светлых оттенков, но возможны и яркие штрихи, особенно если невеста выходит замуж в платье определенного стиля.

Основные правила составления букетов.

Если присмотреться к цветочным композициям, составленным опытными флористами, можно заметить, что, несмотря на все их великолепие и роскошь, выполнены они, как правило, из самых обычных цветов, которые можно встретить на многих приусадебных и дачных участках.

В чем же секрет таких флористических композиций? Все дело в их мастерском составлении, при котором флористы учитывают особенности цветов и правила составления букетов.

При грамотно подобранных цветах в композиции, каждый бутон подчеркивают красоту другого и, в то же время, сам является самодостаточным элементом букета.

Формы букетов могут быть самыми разнообразными, причем, каждая из них хороша по-своему:

  • Композиции круглой формы выполняются при помощи особой техники, при которой цветы располагают по спирали. Такие букеты популярны у невест, так как смотрятся они весьма гармонично и аккуратно, придавая образу завершенность и женственность.
  • Букеты, выполненные в виде дуги, требуют от флориста наличия определенных знаний и навыков. Такие композиции могут быть выполнены с использованием сразу нескольких техник, поэтому они по праву считаются одними из наиболее сложных.
  • Букеты, имеющие вытянутую форму, изготавливают, используя технику параллельного подбора цветов.

Составление любого букета начинается с оформления основной части. Для этого выбираются цветы, которые стану центром композиции и будут привлекать к себе наибольшее внимание.

Остальные цветы и декоративные растения будут служить фоном для центральной части, подчеркивая ее красоту и составляя с ней гармоничную композицию. Именно поэтому очень важно правильно подобрать цветы для центральной части букета, принимая во внимание их форму, цвет, длину стебля. При составлении букета очень важно соблюдать такое правило: вспомогательные растения в букете не должны быть эффектнее и ярче основных.

При оформлении цветочной композиции, приуроченной к определенному событию, флорист обязательно учитывает возраст и пол получателя букета и характер запланированного торжества:

  • Юным особам принято дарить небольшие композиции округлой формы. Для таких букетов подойдут орхидеи, розы светлых оттенков, лилии.
  • Женщинам средних лет лучше всего дарить букеты из гербер, кустовых хризантем, ирисов и роз. Главное - цветы в таких композициях должны быть яркими, а сами букеты - эффектными, при этом форма особой роли не играет.
  • Дамам в зрелом возрасте предпочтительней дарить массивные букеты округлой формы, состоящие из пышных цветов насыщенного оттенка. Такими цветами могут быть крупные хризантемы или розы цвета бордо.
  • Мужчинам принято преподносить сдержанно-элегантные букеты, имеющие слегка вытянутую форму. Цветы для таких композиций следует выбирать особенно внимательно. Лучше всего отдать предпочтение ирисам, гладиолусам, герберам или розам темных тонов.

Конечно же, вышеприведенные правила не являются строго обязательными, ведь важно учитывать и предпочтения того, кому предназначен букет. Если же выбор цветов вызывает затруднения, лучше обратится за помощью к опытному флористу, который примет во внимание и возраст получателя подарка, и его вкусы, и то, к какой дате приурочен букет.

При выборе цветочной композиции не стоит забывать и о том, как именно она будет упакована. Правильно выбранная упаковка не только придаст букету завершенный вид, но и деликатно подчеркнет его достоинства.

Опытный флорист не будет довольствоваться традиционной целлофановой оберткой, в которой обычно продают цветы на уличных рынках. Он непременно придумает нечто оригинальное, что сделает букет неповторимым и по-настоящему восхитительным.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Порадовать необычным букетом близких или декорировать цветами торжество можно не только с помощью профессионального флориста, но и самостоятельно. Нужно только соблюсти несколько правил, чтобы букет выглядел гармонично и привлекательно.

сайт собрал советы от специалистов для тех, кто хочет попробовать себя в искусстве флористики и сделать это с удовольствием.

Как узнать, что цветы свежие

Чтобы купить максимально свежие цветы, нужно обращать внимание на их маркеры свежести. Приведем примеры самых точных.

Формы букетов могут быть разные, но новичкам лучше использовать 2 техники сбора композиции: параллельную или спиральную. Обязательно предварительно очищаем нижнюю часть стеблей от листьев и шипов.

1. Параллельный букет

Это самый простой способ составления букета, тем не менее есть простор для творчества. Техника: стебли растений укладываем параллельно друг другу, плотно. Часто связывающая лента выступает и в качестве декора.

Такой букет можно собрать, чтобы он получился круглым, асимметричным или односторонним.

Круглая форма собирается из 1–4 видов цветов примерно одинакового размера и дополнений. В центре - главный цветок, вокруг него по кругу располагаем остальные, так чтобы они находились приблизительно на одной высоте. Композицию можно связывать несколько раз для удобства.

В асимметричном букете также размещаем цветы по кругу, но высота цветов будет разной.

Односторонний букет. В таком букете будет самая высокая точка - цветок или цветы на самых длинных стеблях, а остальные растения располагаем ступенчато, постепенно спускаясь вниз.

2. Спиральный букет

Такая техника подойдет для пышных букетов, состоящих из большого количества разных растений или цветов одного вида. Форма букета получается круглой, а расположение стеблей помогает презентовать большое количество цветов в выгодном свете.

Техника: самый простой способ - это сборка такого букета на столе.

Первый цветок - основа. Второй укладываем стеблем на первый с наклоном вправо. Третий - за первым, с наклоном влево. И далее в таком же порядке.

Если вы складываете букет из одинаковых цветов, проверять его постоянно не нужно. Если же в композиции будут разные цветы, периодически аккуратно приподнимайте букет, придерживая за точку пересечения стеблей, чтобы проверить и поправить расположение элементов.

Гармония композиции

Чтобы букет был удачным и прожил долго, важно соблюсти два правила:

  • сочетаемость растений;
  • сочетаемость оттенков.

Букеты могут быть однотонными, аналогичными, радужными или контрастными. Если кажется, что сочетать цвета трудно, можно воспользоваться цветовым кругом . Рядом находятся аналогичные цвета, а напротив друг друга - самые яркие контрасты.

Европейский стиль букетов позволяет сочетать разные цветы, однако некоторые растения лучше использовать в монобукетах, так как они сильно сокращают жизнь своим соседям. Среди таких вредных «эгоистов»:

  • нарцисс (особенно для тюльпанов);
  • гвоздика (особенно для роз);
  • ландыши;
  • черемуха;
  • резеда.

Но есть и растения-«доктора», они продлят жизнь цветам:

  • кипарис;
  • можжевельник;
  • лилия (для роз);
  • жасмин (для ландыша).

Секреты дизайна

Объективно красивый букет - это всегда небольшие флористические секреты, которые и делают композицию гармоничной. Некоторые из них:

  • в композиции из множества цветов должен быть главный «пункт», фокусная точка, которая притягивает внимание. Наши глаза подсознательно ищут «пункты», и такие букеты кажутся гармоничными;
  • не переборщите с зеленью, и она не должна быть выше цветов;
  • использование цветов разной степени раскрытости и бутонов продлевает жизнь букету;
  • важен ритм букета: цветы, формы, цвета должны чередоваться, тогда создается определенное «движение» композиции, которое нравится глазу.

Упаковка как часть композиции

Среди стильной и модной упаковки последних лет и текущего года первое место занимает однотонная бумага. Добавят шарма букету ткань и кружево, плотный необработанный лен - рогожка, атласные ленты и веревки крупного плетения.

Сдают позиции крупные и мелкие сетки.

Нежелательно - полиэтилен, его можно использовать только как техническую упаковку.

Цветочные тренды - 2018

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

зеленый дизайнерский флористика композиция

Цель данной практики: - научиться применять во флористике, основные знания и умения, полученные в колледже по специальности, а именно знания по композиции, цветоведению, дизайн - проектированию;

Уметь выполнять эскизы будущих композиций, применять знание графики;

Задачи: - непосредственно работать с зелеными материалами;

Изучить особенности обработки и хранения зеленого материала;

Создание дизайнерских проектов в области флористики;

Получить новые знания в искусстве флористики.

Во время прохождения технологической практики отрабатывались умения и навыки составления флористических композиций с учетом цветовой гаммы, размеров и фактуры зеленого материала, создание объемно - пространственной композиции.

Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т.д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

В настоящее время в европейской аранжировке цветов существует три направления, признанных ведущими мастерами в этом искусстве - Грегором Лершем, Дениэлом Остом:

· декоративное;

· вегетативное;

· форма-линейное.

Питер Асман выделял четыре направления: кроме вышеперечисленных трех - параллельное. В последствии это направление вынуждены были перенести в категорию расположений линий растительного материала.

Особое направление флористики - это креативная флористика, отличающаяся особой изысканностью и оригинальностью идей.

Флористические техники

1. Основные: расстановка, втыкание, посадка и др.

3. Защитные: защита от влаги, защита от испарения, тейпирование, воскование и др.

Виды флористических работ

· Композиция в сосуде

· Букет - композиция из цветов, собранная в руках. Основная техника - связывание

· Флористический венок

· Коллажи, панно, ширмы

· Гирлянда

· Флористический объект

1. История возникновения предприятия

В городе Армавире имеется сеть цветочных магазинов «Жасмин», состоящая из пяти торговых точек. Цветочный магазин, в котором проходила практику я, был открыт в 2007 году. Директором магазина является индивидуальный предприниматель Пилосян Александра Васильевна.

Магазин находиться по улице Халтурина, на территории центрального рынка города Армавира. Целью создания магазина было удовлетворение высокого покупательского спроса на живые цветы и цветочные композиции, а так же букеты из живых цветов хорошего качества. Поставки товара в магазин осуществляются через город Краснодар из стран Западной Европы: Германии, Голландии, Бельгии.

В магазинах наибольшем спросом у покупателей пользуются белые и красные голландские розы, букеты треугольной формы и пышные композиции для свадеб и других торжественных случаев.

Все цветы поступают в магазин россыпью, композиции и букеты составляются непосредственно в магазине специалистом - флористом. Для их составления используются исключительно живые цветы.

В каждом магазине сети «Жасмин», работает один специалист по флористике, который после завоза товара осуществляет чистку цветов, составляет букеты и композиции разной формы и цветовой гаммы.

В начале, развития сети магазинов «Жасмин», ассортимент цветов был не богатым и включал в себя несколько сортов роз, гвоздик и хризантем. После изучения покупательского спроса ассортимент товара был расширен за счет включения в продажу большого количества сортов роз, гвоздик, гербер, ирисов, лилий, орхидей, альстромерий, а так же мелкоцветов, гипсофилов, берграса, пальмовыми листьями, декоративной зеленью и сезонными цветами.

В настоящее время оборот продукции составляет 500 - 560 цветов в неделю.

2 . Индивидуальное задание

2.1 Творческий поиск. Народный костюм как источник вдохновения

Одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм одежды является костюм прошлых эпох, городской и сельский. Сельский крестьянский костюм называют народным. Под этим названием лучшие образцы крестьянского костюма находятся в качестве экспонатов в музеях.

Дизайнеры костюма, всех стран во все времена неоднократно обращались к народному костюму, и используют его в настоящее время, создавая не только отдельные модели, но и целые их коллекции.

Народный костюм как источник творчества изучается, как правило, «количественно и качественно», т.е. зарисовывается, измеряется, получает ассоциативное выражение в набросках, крокйе, которые затем используются при работе над эскизами и тканями. В процессе освоения народного костюма определяющим является красота, заключающаяся в пропорциях его формы, цвета, ритмике декоративного оформления, материального воплощения. Приемы и способы применения в народном костюме тканей, вышивок, узорного тканья сами по себе могут служить импульсом для поисков нового при создании современного костюма. Наибольшее внимание в последнее время уделяется форме народного костюма, его покрою. Декоративное оформление воспринимается в логической связи между формой, покроем, принципами соединения частей в целое, обычаями расположения вышивки, ее места в ансамбле костюма как целостной функциональной организации. Без освоения всего функционального утилитарно-эстетического строя народного костюма не может быть правильного хода трансформации его особенностей в современном костюме. Опыт работы дизайнеров по кастюму показывает, что народный костюм и его качество переносятся в новое не полностью, как это было раньше, например в 40-х годах XX в. Новая форма не станет новой, если будет полностью копировать крестьянскую рубаху или шушпан - это будет всего лишь имитация, дискредитирующая и источник, и созданное на его основе.

Лучшие образцы современного модельерского творчества показывают, что форма народного костюма трансформируется в современном костюме обобщенно, т.е. силуэт той или иной народной формы отражается без воспроизведения внутренних конструктивных линий. Причем это происходит в каждом периоде моды, какой бы силуэт формы ни господствовал - свободный, прилегающий или полуприлегающий. В арсенале форм народного костюма имеются все силуэты.

Когда в моде господствует прямой силуэт, используется прямая форма народных одежд. То же происходит, когда прямая форма сменяется полуприлегающей или прилегающей. Однако модный силуэт, возникший как заявка моды по ассоциации с той или иной силуэтной формой народного костюма, недолго существует как таковой: он порождает вариации, которые не могут обойтись без внутренней конструктивной разработки. И тогда появляются разнообразные модификации покроя, взятые из народного наследия. Эти модификации могут быть разными по степени их близости к народному мастерству. Например, прямокроеные формы модной одежды 70-х годов почти полностью повторяют покрой народных одежд. Иногда в костюм включаются и подлинно народные одежды - рубахи, кептари и др.

Освоение того или иного образца народного костюма часто происходит при тщательном, многообразном претворении идеи, почерпнутой в нем, в повое решение современного костюма. Например, исследование прямого кроя рубахи может быть проведено с учетом значения его как средоточия гармоничных предпосылок построения модной формы, а затем использовано в различных вариантах в современной одежде. Так, развитие избранной формы в области плечевого пояса может быть осуществлено путем модификации рукава - изменения его длины, ширины, способа соединения с проймой при постоянстве формы. Модификаций будет больше, если к изменениям длины и ширины рукава добавить изменение длины и ширины стана, а затем попробовать варианты конструктивных и декоративных членений формы и ее фрагментов.

Творческие поиски композиций новой, модной формы могут быть значительно облегчены, если изучение того или иного народного костюма будет сопровождать анализ его ритмического строя. Этот анализ основывается на визуальных моментах, заключающихся в том, что цветная или черно-белая зарисовка народного костюма формально разделяется на зарисовки ритмики горизонтальных и вертикальных полос декора, фрагментов формы, а также цветовых полос декора. При этом вполне закономерным можно считать тот факт, что принципы ритмического строя народного костюма могут быть ассоциативно изменены художником в целях создания нового по форме и украшению костюма. В таком случае зарисовка схемы чистой формы народного костюма без декора, где линии кроя (линии конструкции) являются границами пропорциональных членений формы и ритмических схем, становится отправным пунктом для создания современной формы одежды.

По ассоциативным представлениям о линиях и формах этого костюма сделаны эскизы современных костюмов для молодежи. Такое аналитически направленное отношение к народному костюму как к источнику творчества способствует проектированию новых форм на его основе, тесно примыкает к дизайнерскому проектированию. Так же как и там, в костюме происходит постепенное нюансное изменение внешней формы одного объекта до полного исчерпания принятой схемы, т.е. до тех пор, пока не наступит момент принципиального изменения формы.

Народный костюм можно было бы без натяжки назвать продуктом дизайна своего времени.

Все многообразие его форм, все варианты покроя логичны с позиций антропологии, функциональности и идеалов красоты того времени и места, к которому эти одежды относятся. Об этом же говорит и возможность легко производить и варьировать его формы. Поразительным является сам факт существования принципа единой конструктивной основы в народном «неученом» искусстве одежды задолго до того, как ее создала инженерная мысль нашего времени. Это и является, пожалуй, самым убедительным подтверждением того, что народное искусство представляет собой кладезь мыслей для современного художника-модельера.

Красочность народного костюма в моделировании современной одежды отражается, как правило, наглядно. Из источника берут наиболее характерные сочетания красного, белого, синего, других тонов: малинового, желтого, зеленого, оранжевого; сочетания натуральных цветов полотна, кожи, меха и т.д. Источником может быть и костюм в целом, и его фрагмент, и фрагмент ткани или вышивки, использованной при его создании.

Принципы колористического решения костюма, его ритмической организации могут осуществляться в координации с формой, идущей от народного, и могут быть решены отдельно от нее. непосредственно на современной форме.

2 . 2 Творческий поиск, разработка эскизов

Второй вид графической работы - эскиз творческий. Это по сути дела разработка на бумаге композиции формы костюма. Творческий эскиз отличается от фор эскиза большим размером, более подробной прорисовкой формы, пропорций, выявлением линий и форм с целью их выразительности. В творческом эскизе предусматривается проработка цветовой композиции костюма, его материального воплощения, а также функциональной направленности (единичная вещь, комплект, ансамбль и т.д.). В этом эскизе частично намечается также мысль о конструктивном решении. Он представляет собой как бы иллюзорный макет костюма, своего рода сценарий дальнейшего хода выполнения композиционной мысли.

Для творческих эскизов применяются те же материалы, что и для фор-эскизов. Если фор-эскиз - это остановленное мгновение живой мысли, то творческий эскиз - это материализация ее. Естественно, на этом этапе возникает и действует «земное притяжение», влекущее за собой приземленность изображения формы костюма из материала. Не случайно, что творческие эскизы часто теряют первоначальную живость мысли. Эскиз теряет красоту, становится сухим и нередко малоинтересным. Между тем его название «творческий» обязывает художника сохранить в нем ту же непосредственность видения, которая присутствует в фор-эскизе.

Работа над творческим эскизом - второй, более сложный этап творческой работы. Коли нет творчества, возникает заземленная схема. Творческий эскиз - результат анализа новых обстоятельств, всех факторов реализации художественной мысли в материале. По существу, это синтез идеи, материализации и графического мастерства, владение которым порождает изобретательность в средствах и технике изображения.

Назначение творческого эскиза - не только выразить основную мысль, но и рассказать о ней, о ее воплощении в материале и о том, как костюм выглядит на человеке. Поэтому к задачам правдивой и выразительной материализации прибавляются задачи правдивости движения человека в костюме - правдивости функционирования сложного комплекса «фигура - костюм». При этом эскиз, сделанный линией, пятном или сочетанием того и другого, должен быть простым и «бить наверняка «, т.е. рассказывать и завораживать идеей красоты.

Третьим этапом графической работы является конструктивный эскиз. Он еще называется рабочим эскизом. В нем разрабатывается конструктивная схема костюма. Рабочий эскиз выполняется как правило одной линией. Цель такого эскиза - подробный рассказ о конструктивных линиях, членениях, которые строят форму. Этот эскиз ориентирован на ту или иную пластику материала, из которого должна быть выполнена задуманная форма костюма.

Рабочий эскиз бывает двух видов: он изображает костюм либо, на фигуре, либо без нее. Т. к. рисунок формы костюма, ее пластика прорабатываются в творческом эскизе, в рабочем эскизе не всегда обязательно присутствие фигуры. Более того, прорабатывать конструкцию формы в целом и в деталях более удобно без фигуры, на плоскости. Рабочий эскиз выполняется отдельно от творческого эскиза, на другом листе бумаги. Когда возникает необходимость па одном и том же листе выразить художественную мысль и дать ее техническую расшифровку, его совмещают с творческим эскизом.

Творческое решение темы обязательно должно быть привязано к назначению одежды, которая изображается, графический язык должен выразительно и ясно сказать о коллекции. При этом должен быть обеспечен ритмический переход от начала коллекции, ее увертюры», к средней части - развитию мысли о форме и ее воплощении и затем к концовке - финалу. Такой сценарий по существу является ритмической основой графического изложения темы, рассчитанного на наибольшую доходчивость ее восприятия. Она будет осуществлена, если переход от одной части графической серии к другой будет построен по принципу возрастания или убывания насыщенности содержания. При этом перед каждой частью необходимо предусмотреть паузу, снижающую напряжение восприятия, своеобразный отдых, во время которого закрепляются впечатления от увиденного создается благоприятная ситуация для знакомства с новой долей изображения, рассказывающего о форме костюма и ее художественном решении.

Мой рассказ о новой, поэтичной, необычной форме костюма, задуманной на основе русского народного костюма, проходил следующим образом. Сначала представлена композиция костюма, выражающая сгусток мыслей о том, что может быть создано из напряженных до предела формообразующих кривых линий, их сочетаний в различной степени сгущения и разрежения. Тут и большие трапециевидные формы, очень праздничные, и более спокойные, плавно переходящие одна в другую, тут и пестрота ткани, подобна русской набойке или Пасадскому платку, освещенной солнцем, на фоне исконно русского пейзажа. В этом изображении заключена целая гамма чувств, являющихся импульсным толчком для проектирования и формы, и ее конструктивных линий, и орнамента ткани, и ее структуры.

«Точек приложения» для живой мысли оказалось достаточно, чтобы разработать не только форму костюма, но и оформление поверхности тканей орнаментом или фактурой, а также графический рисунок композиции страницы. В композиции в значительной мере присутствуют элементы народной пластики, говорящие об источнике мысли. Это своего рода история, напоминающая о мотивах темах русского искусства, дающий тем самым время на размышление. Он выполняет роль графической паузы, снимающей напряжение, и одновременно композиционного племенга - знака среды, помогающей развитию темы. Тема развивается от листа к листу, сначала отражаясь в более простых формах и принципах организации костюма, затем в более сложных.

Каждай эскиз помогает выразительно и экспозиционно броско представить форму одежды, показать ее красоту, понять конструкцию. Графический язык рисунков дает также возможность «увидеть» ткань, из которой выполняется тот или иной комплект. Не исключается возможность спроектировать по предложенному рисунку и ткань. Кроме того, увиденные в народном костюме пластические мотивы - форма, контраст света и тени, сопоставление масс - наталкивают и на пластически оригинальную организацию фрагментов костюма в единое целое. Большую роль имеют здесь и всевозможные дополнения. Придается динамизм с помощью лент, облегающих торс, ритмически соединяющихся в рисунке с линиями складок. Подчеркивание формы широкой, графически активной линией и цветом делает форму несколько гротескной, что способствует заострению внимании на ней как на пластической идее.

Все модели коллекции, выполняются из пестротканых ситцев - они являются основными материалами. Ситец используется именно для того что бы подчеркнуть народность. В качестве дополнительных материалов используется однотонный креп - сатин, т.к. он достаточно плотный и сможет удержать необходимую форму. Декорируются костюмы пестрой тесьмой и атласными лентами, прошвой.

В качестве конструктивного решения используются базовая выкройка плечевого изделия с втачным рукавом, и базовая выкройка поясного изделия брюки. Незначительно видоизменив вид и форму лекала, мы придаем ее новую, присущую народному костюму.

Заключение

В самых общих чертах развитие форм исторического костюма можно определить так же, как и развитие всей материальной культуры общества: от простого - к сложному. Это обнаруживается во всем: в использовании тканей и их цветовой гамме, в общей композиции и декоративно-конструктивном решении, в сочетании различных элементов костюма, в создании сложного, многогранного образа.

Творчество в области костюма мы часто склонны сравнивать с творчеством в других областях человеческой деятельности: работой скульпторов, архитекторов, конструкторов и даже музыкантов. Пусть это не кажется ни дерзким, ни странным… В процессе творчества художника-модельера используются те же категории художественного мышления, представлений о форме и ее образовании, а также ее оценки с позиций красоты и пользы. Ближе всего искусство моделирования костюма находится к скульптуре. Так же как скульптор, художник по костюму решает проблемы новизны формы, ее художественно-образного содержания, выразительности масс и линий, возможности воплощения в материале.

Моделирование костюма, - один из самых интересных видов творчества.

В результате выполнения творческого проекта, нам удалось решить поставленные в начале работы задачи. Творческий процесс оказался весьма интересным. Хотелось бы в дальнейшем продолжить работу над разработкой этно стиля и русского костюма в том числе.

Сегодня мы вольно или не вольно обращаемся к прошлому России. Но ведь вернуться туда невозможно! А если взять что-то в сегодняшней день. Тогда получается коллекция, и Россия обретает новые молодые силы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы организации декоративной композиции. Особенности графики японских мастеров (японская графика). Приемы графической подачи в цветном решении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика). Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011

    История флористики, стили букетов. Формы, ряды и виды поверхностей во флористике. Группировка частей композиции, оптический вес и баланс, закон рычага. Симметрия и асимметрия в композиции. Характеристика растительного материала для цветочной композиции.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2014

    Общая характеристика элементов декоративного оформления интерьера. Самодостаточность и оригинальность графики. Смешанная техника и фотография в интерьере. Рассмотрение работ мастеров триптиха. Разработать эскизов картины, композиционное решение.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2016

    Создание эскиза декоративного панно "Вдохновение" в технике флористики. Необходимые инструменты и приспособления: ножницы, пинцет, кисти, нитки, иголки, резаки, секатор, карандаши, линейки и угольник, природные материалы. Технологическая карта проекта.

    реферат , добавлен 29.04.2013

    Графика как вид изобразительного искусства. История развития графики, ее виды и элементы изобразительного языка. Графические материалы, мир вещей в натюрморте. Технология выполнения творческой композиции. Особенности выполнения поисковых эскизов.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    Особенности изображения природных четырех стихий в историческом аспекте. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте. Этапы процесса создания серии живописно-графической книжной закладки, ее особенности композиционного решения.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Появление эскиза и возникновение чертежа. Создание графических изображений, переход от рисунка к чертежу. Развитие технического эскиза в России. Современные тенденции в этой области. Использование графических программ для разработки авторских эскизов.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Определение графики как вида изобразительного искусства. Техники создания иллюстраций. Взаимосвязь иллюстрации и текста, как основное условие оформления печатной продукции. Создание серии иллюстраций по сказочной повести В. Сутеева "Мышонок и Карандаш".

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Рассмотрение включения шрифта в изобразительную композицию. Особенности и способы шрифтовых композиций. Классификация шрифтов по назначению и области применения: книжные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, рекламные. Работы известных дизайнеров.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2011

    Нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и реальных архитектурных и дизайнерских структур. Объемно-пространственная структура и тектоника. Правильное использование фронтальной, объемной и глубинно-пространственной композиций.