Особенности интернатного воспитания детей в советский период. Советская семья

Все мы, советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Так происходило не только благодаря нашим родителям – вся окружающая действительность прививала нам «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Куклы учили нас безусловной любви к «детям»

В младенчестве на нас влияли педагогические теории американского доктора Спока, усвоенные нашими матерями вперемешку с выдержками из статей «Энциклопедии домашнего хозяйства». Именно этим источникам информации мы обязаны тем, что нас окунали в ванну в пеленочках, поили водичкой при грудном вскармливании, а к году приучали ходить на горшок. Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках.

Фотобанк Лори

Куклы, с которыми мы играли в дочки-матери, – простецкие советские и ГДРовские красавицы с закрывающимися глазами, учили нас безусловной любви к «детям», не зависящей от их внешних и прочих качеств. Пластмассовый крокодил Гена, играть с которым было невозможно, потому что у него постоянно вываливались желтые глаза, прививал нам терпимость к чужим недостаткам. Педальный «Москвич» за 25 рублей, пахнувший настоящим автомобилем и развивавший скорость до 8 км/ч, и, как правило, принадлежавший не нам, воспитывал в нас умение справляться с разрушающим чувством зависти.

Труд необходимо чередовать с отдыхом

В детском саду мы проходили предварительный этап формирования советского человека. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу – зато почти все советские дети научились есть через «не могу»!

Показательные наказания провинившихся (например, не успевших на горшок) детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства.

Безусловно, так было не везде! Среди воспитателей встречались и по-настоящему добрые женщины, при них в группах царила теплая атмосфера, а их подопечные с малолетства приучались любить общественную жизнь. Добрым воспитательницам проще было научить детей любить бессмертного вождя мирового пролетариата, знакомство с которым здесь, в саду, у большинства и происходило. Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие:

Фотобанк Лори

Всегда мы помним Ленина
И думаем о нем.
Мы день его рождения
Считаем лучшим днем!

Потом мы шли в школу. Первый, кого мы там встречали, снова был В. И. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. «Школа – это серьезно!» – как будто напоминал он нам своим строгим взором. Мы открывали букварь – и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры.

Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Мы выкрикивали: «Всегда готов!», даже не задумываясь, к чему именно нас призывали быть готовыми. Мы носили красные галстуки, отличники – тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы – неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Мы принимали участие в субботниках, по графику делали уборку в классе и столовой, учились вести домашнее хозяйство и «молоток в руках держать» на уроках труда, или даже работали в колхозах, ведь именно труд должен был выковать из нас коммунистов.

Фотобанк Лори

Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах. Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно.

А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством.

Нас одевали так, что трудно было пошевелить рукам

Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Рейтузы, заправленные в валенки, всегда кололись, но учили нас смиряться с неудобствами. Колготки всегда сползали и морщились на коленках.

Особо аккуратные девочки подтягивали их на каждой перемене, остальные же ходили как есть. Школьная форма для девочек была из чистой шерсти. Многие не любили ее за состав ткани и за сочетание цветов, унаследованное от дореволюционной гимназической формы, но все-таки ей было присуще своеобразное обаяние.

Фотобанк Лори

Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой. Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани. Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине – не внешность главное.

Самые счастливые часы детства проходили во дворе

У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом. Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения.

В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики – с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях. У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения – они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой. Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички».

Фотобанк Лори

Особой ценностью была жевательная резинка

Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся.

Советская педагогика в понимании цели воспитания исходила из марксистско-ленинского учения о классовом характере воспитания и подчёркивала зависимость цели воспитания от политики господствующего класса.

Коренное отличие в общественном устройстве социалистического и буржуазного обществ, противоположность их политике и идеологии определяет и идеал воспитания, который находит свое воплощение прежде всего в целях. Эту разницу целей воспитания буржуазной и пролетарской школы пыталась показать Н.К.Крупская. В статье "Идеалы социалистического воспитания" она писала: "И буржуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуазия смотрит на школу, как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу, как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству. Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету каждого ребенка"(38). В связи с этим Н.К.Крупская настаивала на более точном определении цели воспитания с учетом задач развития социалистического общества.

В.И.Ленин указывал, что вопросы воспитания и образования в советском государстве необходимо решать в неразрывной связи с задачами организации народного хозяйства и социалистического строительств, развития науки и культуры, определил цель воспитания. В работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" он пишет, что необходимо перейти к подготовке "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют делать все. К этому коммунизм идет, должен идти и придет".

В речи на 3 съезде комсомола перед молодежью В.И.Ленин ставил такие задачи: овладение научными знаниями, в тесной связи знаний с жизнью, трудом, с практикой коммунистического строительства, воспитание коммунистической морали, сознательной дисциплины и сознательного отношения к труду.

В.И.Ленин пишет: "Наша школа должна давать молодежи основы знаний, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должны делать из них образованных людей". Таким образом он ставит такие задачи:

Вооружить молодежь научными знаниями о природе и обществе.

Выработать у нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения.

В неразрывной связи с образованием он считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности, сформировать у него высокие моральные качества. В.И.Ленин вносит определенный смысл в содержание морали: "В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма". Он призывал воспитать у молодежи организованность, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, воспитать "всех с малых лет в сознательном и дисциплинированном труде".

Важную роль в деле воспитания всесторонне развитых людей В.И.Ленин отводил политехническому образованию. Он требовал увязать задачи и содержание работы советской школы с организацией народного труда, с актуальными запросами народного хозяйства, промышленности и сельскохозяйственного производства.

Сознательно усвоенные и глубоко продуманные знания молодежь должна уметь применять на практике.

Большое значение он придавал и физическому воспитанию. В "Задачах союзов молодежи" он пишет: "Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи, направленных к созиданию гармонически развитого человека, творца-гражданина коммунистического общества". Цели физического воспитания были распределены так: подготовка к трудовой (производственной) деятельности и вооруженной защите социалистического отечества.

То есть, В.И.Ленин обогатил идею всестороннего развития личности коммунистическим содержанием и выразил идею ее практического претворения в жизнь в новых условиях. Он понимал, что всестороннее развитие личности должно стать идеалом воспитания. И достичь этого можно не сразу. Для осуществления задачи всестороннего развития личности нужны как специальные, так и определенные материальные условия. Так в первые годы Советского государства могла стоять задача только ликвидация неграмотности (важно было вовлечь всех детей в школу), распрастранение элементарных и практических знаний среди взрослого населения, использование полученных знаний для дела восстановления разрушенного хозяйства, ввести всеобщее- сначала начальное, позже- семилетнее обязательное образование.

В 30-х годах 20 века необходимо было в кратчайший срок подготовить сотни тысяч молодых специалистов для развития всех отраслей народного хозяйства и культуры. Необходимо было поднять образовательный уровень населения, подготовить молодежь к поступлению в техникумы и высшие учебные заведения. Решение всех этих задач способствовало подъему культурного уровня широких масс трудящихся, развитию науки, техники, культуры. Большую роль в решении этой задачи сыграла школа. В эти годы большое внимание уделялось идейному и нравственному воспитанию молодежи, ее физической закалке, приобщению к искусству и культуре.

И, как предполагалось, на первом этапе развития социализма- условиями, благоприятствовавшими значительному повышению культурного и образовательного уровня людей, были: освобождение трудящихся от эксплуатации; предоставление широких возможностей для получения образования в очных и заочных заведениях, а также и путем самообразования; создание сети культурно-просветительских учреждений: клубов, дворцов культуры, лекториев с помощью которых велась борьба с пережитками в сознании людей, а также осуществлялась пропаганда коммунистической идеологии и новой социалистической культуры: улучшение жилищно-бытовых условий и повышение материального благосостояния. Это были годы проведения культурной революции. Вырос образовательный уровень населения. Была проведена определенная работа по разностороннему развитию людей. Но несмотря на все это, проблема всестороннего развития личности не была еще решена. Причиной этого было прежде всего ее недостаточное развитие материально-технической базы.

После 20 и 21 съездов КПСС, когда начала выдвигаться задачи практического вступления в фазу строительства коммунизма, вопросам всестороннего развития человека стали придавать особое значение.

Была усилена работа по трудовому воспитанию и политехническому обучению, которая способствовала лучшей подготовке учащихся к жизни, расширено эстетическое и физическое воспитание. В программе КПСС принятой на 22 съезде партии, были указаны три основные задачи, от решения которых, якобы, зависит построение коммунизма: создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений и воспитание человека. Новый человек был охарактеризован как человек, гармонически сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Как видим, формирование всесторонне и гармонически развитой личности было одной из центральных задач.

Всесторонне развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Эта задача на каждом историческом этапе должна была конкретизироваться и уточняться, принимать черты планомерное работы, реально осуществляться как обществом в целом, так и соответствующими социальными институтами по воспитанию нового человека.

Сама по себе проблема всестороннего развития важна и волновала людей во все исторические эпохи, но решить ее искусственно, как бы того ни хотели отдельные люди или партии, невозможно.

Нашла занимательную статью об отличиях советского и российского воспитания.
Девочки, согласны ли вы с ее тезисами?

Многие родители озадачены воспитанием своих детей. Методика претерпела значительные изменения, советская система сменилась до, так называемой, российской. Многие люди, как специалисты, так и родители, считают эти изменения пагубными. В чем же различия между советскими методами воспитания и российскими?

Ничто так не говорит о методике воспитания, как реальное состояние дел в современном обществе. Нужно признать, что проблем с детьми, их поведением, здоровьем, успеваемостью в школе, не убавилось, а наоборот стало больше. Связывают это как раз с резким качественным изменением воспитания детей.

Как известно, воспитание начинается из семьи. Семья в Советском Союзе была ячейкой общества, стабильной нерушимой единицей, надёжной опорой для подрастающего поколения. Конечно, она была не идеальна, но в целом семьи были прочнее, чем в наше время. Сегодня количество разводов превосходит количество заключаемых браков, растет число неполных семей, что влияет и на воспитание детей. Мальчики не имеют перед собой примера мужчины, которому хотелось бы следовать, и ищут для себя героев в мультфильмах и кино, далеко не всегда соответствующих роли воспитателя настоящего мужчины.

Огромную роль на формирование личности влияет и детский сад. В советское время все здоровые дети посещали детский сад, и, соответственно, воспитывались в одинаковых условиях. Сегодня часть детей не посещают детские сады, некоторые малыши ходят в частные дошкольные учреждения, поэтому нет единой системы воспитания детей. Да и качество дошкольного образования упало. Раньше профессия «воспитатель детского сада» была почетной и достойной, требовала специального образования и навыков работы с детьми. Сегодня социальный престиж профессии упал, соответственно снизилось и количество квалифицированных специалистов.

Воспитание детей в школе также претерпело изменения. В Советском Союзе учителя и воспитатели взращивали в ребенке определенный набор качеств – трудолюбие, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность, патриотизм. В современных школах упор делается на развитие интеллектуальных способностей, творческое мышление, развитие воображения. Разумеется, это тоже необходимо детям, но без дисциплины развитие детей идет в неверном направлении, а без патриотизма невозможно нормальное развитие общества и страны. Работники сферы образования постепенно осознают это, появляются кадетские классы, где детей учат любить родину и своих соотечественников.

Конечно, в новой системе воспитания есть и свои плюсы. Так, в наше время больше внимания уделяется раннему развитию детей, появились специализированные центры для обучения и развития малышей. Это дает детям ранний старт для успешной жизни. Современная система воспитания учит детей приспосабливаться к капиталистической обстановке конкуренции и соперничества, развивать уникальные таланты и дарования, показывать себя, а это действительно необходимо в наше время.

«, неправильными установками, отношением к родам, ГВ и т.п.

На портале «Социальное богословие» некто Александр Чаусов опубликовал цикл материалов под общим названием «Родом из СССР». Одна статья посвящена детям в СССР. Вот основная мысль того, о чем он пишет.

Применительно к советскому семейному воспитанию, с младых ногтей человека учили лицемерию. Родители постоянно пугали детей общественным порицанием. Ситуация изменилась в 90-е, с распадом «совка». Но одна особенность осталась — это горячее желание избавиться от какой бы то ни было ответственности. Поскольку в обществе все еще сохраняется неадекватная установка на наказание: допустил ошибку, не справился с ответственностью — тебя страшно накажут.

Поэтому главная проблема нашего общества, как и советского — это чудовищный инфантилизм. Причем если раньше его проявлять публично было нельзя, то теперь он словно бы вошел в моду. Отсюда тысячи разводов, чайлд-фри, фри-лов, первые места в мире по абортам. Фактически, пишет А.Чаусов, если бы поколению наших родителей и нашему поколению в 90-е прививалась не только новая этика, но была привита и мораль, современная история наших стран была намного более позитивной. Ведь сугубо на этике и без морали в не-патерналистском социуме семью не построишь, да и детей не особо родишь.

А теперь, собственно, часть статьи про детство в СССР.

Отношение к детям в советской культуре – весьма и весьма причудливо. Одно только словосочетание «дети – цветы жизни» уже настораживает. Цветы – это, вообще-то, хоть и красивые, но растения. То есть, нечто далекое от человека. Действительно, нетрудно заметить, что ребенка в советской системе семейного воспитания человеком не очень-то и считают.

«Квартира как одиночная камера»

Начнем с младенчества. Ребенок родился. Его увозят из роддома счастливые родители. В квартире счастливого семейства младенчика уже ждут кроватка, коляска, а позже – манежик. Конечно, нам все это привычно и кажется совершенно нормальным. Но ведь в этом возрасте ребенок совершенно не отделает себя от матери и, во многом, от отца. Дети – продолжение родителей в буквальном смысле.

И вот оказывается, что это «продолжение» отсекают решеточкой кроватки, стеночками коляски, барьерчиками манежика. Родители, без которых маленький человек не способен выжить, от него отделены, значит, не защитят, если что.

Постоянная нехватка тактильного контакта впоследствии приводит к неуверенности в себе и мире, становится основой для развития комплекса неполноценности. А как может быть иначе, если с момента рождения ребенка ставят в положение, когда он никак не может влиять на окружающую действительность? А его «манипуляторы реальности» находятся от него за стеной, за оградой.

«Кормление как пытка»

Дальше – еще более интересный поворот событий: кормление. И прикорм. Понимаете ли, в чем штука: восприятие мира у младенца очень буквально. И для него материнская грудь с материнским молоком – самая главная в маме часть , которая является источником спокойствия и безопасности, а не только питания. И вдруг ребенка переводят на искусственное питание. Месяцев так с трех от роду.

Угадайте, кого, а вернее, что он на подсознательном уровне будет маркировать, как «маму»? Правильно, пустышку. А вот во что превратится его отношение к матери…. Ну, вспомним, как мы нередко относимся к нашим матерям, и признаемся себе, что с какого-то момента это отношение у нас как-то не очень похоже на хрестоматийную сыновьюдочернюю любовь.

Кстати, в России, традиционной и дореволюционной, ребенка грудью кормили «три Великих Поста», то есть три года. Но уже месяцев с семи давали пробовать «взрослую пищу». Без всяких «детских кашек» и прочих «смесей», которые напоминают больше не еду, а цветочные удобрения.

«Ясли для садистов»

Но вернемся к «цветам жизни». У матери заканчивается декретный отпуск и ребенка отдают сначала в ясли, а потом в садик. Понятно, что отпуск в пролетарском государстве – короток. Человек только тот, кто трудится. Только вот «сдвиг по фазе» после этого отпуска начинается что у матери, что у ребенка.

Женщине материнский инстинкт на работе сверлит голову: её ребенок непонятно где, не при ней уже несколько часов. А ребенок совершенно не понимает, куда пропала его мама. Да и папа заодно.

Ну а в самих яслях-садиках мы имеем картину совсем веселую. Куча детей с одной воспитательницей. У которой своих проблем гора, а тут еще тридцать карапузов, и за каждым чисто физически не углядишь.

«Режим по расписанию»

Кстати, есть еще один аспект, который объединяет семью, ясли и детский сад. Пресловутый «режим». Когда ребенка начинают кормить «по расписанию», лишь у очень малого количества родителей рождается мысль, что по уму не маленького ребенка надо приспосабливать под свое расписание, а самим приспосабливаться под детское , что не так уж и сложно. Но нет. Ребенок ест не тогда, когда хочет, и не столько, сколько хочет.

Почему? Потому, что «надо!». Надо есть, когда надо. И доедать обязательно все с тарелки тоже надо.

Получите, кстати, отсюда и отношение советского человека к слову «надо». «Надо» – это некая сакральная, но очень неприятная обязанность. От которой не отвертеться, иначе накажут. При таком подходе никакого позитива в том, что «надо», не может быть по определению.

«Ночь — это крики»

Вообще, советские родители – это люди, которые колоссально усложняют себе жизнь. Например, кормления ночью. Если ребенок спит в своей кроватке, то когда он просыпается, нужно к этой кроватке нестись галопом и кормить.

Ночь вместо периода сна для матери превращается в пляски. А если кормление ещё и смесью…. То её готовить надо под крики младенца.

Почему не положить ребенка с собой в кровать? Ну как же, зачем баловать? Надо учить его самостоятельности, а то привыкнет – и всю жизнь будет спать с матерью в кровати! Ага, до тридцати пяти лет. Вы о таких случаях хоть раз слышали?

«Коляски — наш сизифов труд»

Следующий аксессуар – коляска, вместо того же старорусского подола или нынешнего «слинга». Во-первых, если вы живете на девятом этаже, а лифт сломался, то добро пожаловать в античную притчу о Сизифе и его скорбном труде. Во-вторых, коляска занимает жизненное пространство в вашей и без того небольшой квартире. На неё постоянно натыкаешься в прихожей. В-третьих, мать не чувствует ребенка в коляске, а иногда и попросту не видит. И снова материнская психика идет вразнос.

Стань честным пролетарием!

Про ясли и садик я уже говорил выше. Родителям с таким устройством семейной жизни тоже постоянно «хочется курить на нервной почве». Мотивация родителей и относительно садизма над ребенком, и относительно мазохизма над собой, проста, как дверь: все так делают! А если мы не будем, как все, то что люди-то скажут?

Выражать этот тезис можно по-разному: «не нужно баловать ребенка», «нужно отучать его от ручек»… Чудовищно здесь то, что в этой мотивационной системе присутствуют некие «все», некий абстрактный «коллектив», но нет ни ребёнка, ни родителей. То есть, ребенка воспитывают не для того, чтобы он вырос и стал человеком, как самостоятельная личность, но чтобы он стал человеком для коллектива. А родители воспитывают «как все», чтобы не лишиться статуса «людей единого коллектива».

Вся же система воспитания детей в целом заточена под то, чтобы сделать ребенка и родителей автономными друг от друга на физическом уровне . Чтобы ребенок не мешал родителям быть «честными пролетариями».

…И все по кругу

В этой воспитательной системе, однако, есть большая проблема. Никто не рассматривает в данной системе такие «мелочи», как психика родителей и психика младенца. И самое неприятное, что такая система воспроизводится сама собой от поколения к поколению, поскольку главный воспитательный багаж дают детям их родители.

Как воспитывать ребенка? Ну, в целом, как нас воспитывали, отвечают себе многие молодые уже совсем пост-советские родители. И снова начинается: коляска, кроватка, манеж, ясли, садик, искусственный прикорм. Хотя, в принципе, система уже не требует от нас быть «честными пролетариями», то есть, оправдывать себя перед коллективом через работу 24 часа в сутки, без выходных и праздников, наплевав и на себя, и на своих детей.

А теперь давайте посмотрим, к чему со временем приводит такая автономность.

Итак, в том возрасте ребенка, когда и матери, и ребенку нужна максимальная близость друг с другом – эта близость всеми силами пресекается. А вот потом, по мере роста ребенка, родители начинают усиливать над ним контроль. И годам к 13-14, когда в нормальном традиционном обществе ребенок инициируется в молодого взрослого, когда ему жизненно необходимо свое жизненное пространство и своя автономия, мы получаем подростковый бунт. На фоне родительского гиперконтроля. Ровно потому, что родители всеми силами пытаются влезть в личную жизнь такого подростка. Скажем, вместо того, чтобы предоставить подростку свою собственную комнату, личное пространство для личных занятий, в этой комнате могут запросто снять с петель дверь: тебе ведь нечего от нас скрывать, дорогой ребенок.

И ведь рассказ идет не о неких маргинальных семейках с отцами-алкоголиками и матерями-психопатками, а о вполне себе обычных семьях советского образца. Именно такие семьи боялись потерять тот самый социальный статус. И поэтому жили и воспитывали в максимальном соответствии с советской пуританской моралью своих чад.

Люди же, которые понимают, что их как-то не так воспитывали, и надо бы своих детей растить по другому, попадают в очень интересную ситуацию. Они совершенно точно определяют для себя, что «бабке внука оставлять нельзя!». И общение со старшими родственниками нужно как-то минимизировать. А то, не дай Бог, бабушки и дедушки начнут внуков воспитывать именно в своем, «советском ключе». Не потому, что бабушки и дедушки такие плохие – они просто не знают, как по-другому. Для них это единственная модель воспитания. Все остальное воспринимается, как некая блажь, как нечто непонятное, инородное и даже враждебное…

Новости по теме :

  • Масштабы неграмотности в мире ошеломляют . Около 75 млн детей школьного возраста лишены возможности учиться, 776 млн взрослых не умеют читать и писать. Большая часть из них — женщины. Такие данные привел в послании генсекретарь ООН Пан Ги Мун. Кроме того, бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира. Пан Ги Мун отметил, что грамотность является мощным средством повышения уровня жизни людей и борьбы с угрозами здоровью. // Белта

Не нужно много времени, чтобы увидеть разницу между советскими детишками и современными тинэйджерами. И дело тут не только в том, что время было другое или возможностей стало больше.

К сожалению или к счастью, но принципы воспитания у родителей менялись из поколения в поколение. А вместе с этим и дети становились другими. Вот 10 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания!

1. Ребенок может испытывать боль!

Если советские мамы и папы воспринимали плач ребенка от прививки как капризы, то современные родители стараются облегчить страдания малыша. Такую чуткость в воспитании одобряют не только родители, но и детские психологи.

2. Девочки должны быть девочками!

Именно эту фразу все чаще произносят родители своим дочерям, когда те вместо юбки пытаются влезть в спортивные штаны и обрезать шикарные косы. А ведь люди в СССР не были зациклены на длине волос у женского пола и спортивных костюмах. В приоритетах было стать достойным гражданином своей страны.

3. Гипертрофированная забота о здоровье!

Детей Советов было принято закалять и, в случае чего, советоваться с докторами и смело отдавать малышей в их руки. Современные мамы и папы не только побаиваются лишний раз обдать ребенка летней водой, но и болезни своим чадам придумывают гораздо раньше, чем они на самом деле появляются.

4. Обычные пеленки выходят из моды!

Родители и доктора в СССР считали обычные пеленки необходимостью, ведь тугое пеленание не позволит ребенку совершить резких движений и он не испугается. Сейчас же эту методику называют пережитками прошлого и считают, что ограничивать движения малыша вредно.

5. Школа требует больше, чем дает!

Поэтому современные родители все чаще нанимают своим детям репетиторов. В свое время советские ребятишки такого не видели, так как любой учитель занимался с неуспевающими детьми дополнительно и бесплатно.

5. Никто не заставляет доедать!

Раньше считалось, что ребенок не должен перебирать, а после еды тарелка должна оставаться пустой. Психологи и диетологи на сегодняшний день рекомендуют мамам и папам не заставлять детей есть то, что они не хотят, и, тем более, через силу.

6. Появилась мотивация!

Если детишки Советов что-то должны были сделать, то они это делали. Никто из родителей не считал нужным заниматься долгими упрашиваниями и пояснениями, почему нужно выполнить ту или иную задачу. Сейчас родители стараются мотивировать детей, чтобы не нарушать детскую психику и не отбить желание к чему-либо вообще.

7. С мнением детей считаются!

В прошлом такого не было, ведь взрослые люди, которые жили в СССР, не допускали мысли, что у ребенка может быть свое мнение. Теперь же этим принято не только интересоваться, но и считаться, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире.

8. Ребенок не должен находиться один!

Связано такое убеждение современных родителей с ростом преступности на улицах. На сегодняшний день есть один способ обезопасить ребенка от неприятностей – находиться с ним рядом. Хотя в СССР даже первоклашки спокойно возвращались домой со школы, а дошколята заигрывались во дворах до самой темноты.

9. Неприкосновенность личного пространства!

С недавних пор это стало одним из пунктов воспитания. У многих детей есть не только своя комната, но и личные переписки в социальных сетях, которые недоступны родителям. Во времена Советов любой взрослый считал своей обязанностью контролировать круг общения своего ребенка, а детская комната была огромной роскошью.

10. Обсуждение сексуальной безопасности!

В СССР эту тему обходили стороной и сексуальным воспитанием никто не занимался. Все родители просто делали вид, что их ребенка «это» никогда не коснется, а если и коснется, то он сам разберется. Сейчас детей стараются информировать о сексуальной безопасности не только дома, но и в школах.

Такое жесткое советское воспитание и стало отправной точкой для того, чтобы наши дети получили на капельку больше уюта, тепла и уверенности в том, что их любят. Конечно же, у современного воспитания тоже есть свои недостатки, но, возможно, именно они и делают его настолько подходящим, насколько этого требует суровый современный мир.