От пасхи до недели всех святых. Проводная неделя после пасхи именуется светлой

Неделя после Пасхи традиционно знаменательна ежедневными богослужениями (служится пасхальная литургия с крестным ходом), возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном в церквях и храмах.

Православные продолжают праздновать: молодёжь отправляется на гулянья, устраивает игры на свежем воздухе, все радуются жизни, развлекаются и балуют себя вкусными угощениями.

В первую неделю после Пасхи церковнослужители рекомендуют заниматься благодеяниями, помогать ближним и нуждающимся.

Пасхальная неделя также называется Светлой, Славной, Великой, Радостной, Красной, Великоденской и длится до Красной горки, в течение этой недели было принято, чтобы священнослужители, а также прихожане ходили по домам с крестом и иконами, традиционно служили пасхальные молебны.

В Светлый Понедельник все мужчины ходят в гости по всем родственникам, близким друзьям, обмениваются поздравлениями и подарками в виде пасхального кулича, крашенок и т.д., в то время, как их жены и дочери остаются дома, накрывают столы скоромной пищей, то есть уже не постной.

В Светлый Вторник женщины начинают ходить в гости, развлекаться, мужья остаются дома. Однако, ничего страшного если вне зависимости от пола все будут ходить друг к другу домой и хорошо проводить время.

Среда – долгожданный день женихов и невест. В этот день принято играть свадьбы.

Четверг и пятница – Вьюнец или Вьюнишник. В этот день молодёжь ходила по селу, стучалась в каждое окно и пела: «Вьюн-вьюница (молодожены), отдай наши яицы!» В том доме, где молодоженов не было, давали несколько яиц и с кем-нибудь «христосовались». Там же, где жили молодые, молодёжь пела особые «вьюницкие» песни до тех пор, пока новобрачные не выйдут к ним с угощением, пивом и деньгами.

Суббота – день изгнания смерти и злых духов. Все женщины – от мала до велика, вооружившись метлами, ухватами, кочергами гоняли по огородам призрак злой Мораны, ругая и проклиная ее. Считалось, что чем дольше и старательнее устрашать Морану, тем лучше село было защищено на все лето от «помахи» – повальной болезни.

А злых духов гоняли на кладбище с ножами, приговаривая: «Бегите, бегите, злые духи!» Считалось, что этим облегчаются страдания усопших, мучимых злыми духами.


Всю неделю нужно гнать от себя плохие мысли, радоваться жизни, вспоминать приятные моменты, готовиться к теплу и думать уже о летнем отдыхе.

Что можно и нельзя делать в Светлую неделю

  • Несмотря на то, что неделя после Пасхи – очень радостное время, все же представители церкви не рекомендуют венчаться всю неделю, хотя можно креститься.
  • Всю неделю нельзя устраивать панихиды, скорбеть, так как речь идет о радостной неделе. Нельзя по этой же причине ходить на кладбище. Поминают усопших на Радоницу или в Красную горку.
  • Несмотря на то, что никто не запрещает трудиться эту неделю, все же лучше побольше отдыхать, предаваться веселью, а не работать, так что постарайтесь не сильно усердствовать, отложите на потом те дела, которые не являются срочными.
  • Помните о том, что Светлая неделя должна быть полна приятных эмоций, радостных событий, счастливых моментов, постарайтесь максимально отдыхать и наслаждаться жизнью.
В целом традиции и обычаи на Светлой неделе выглядят следующим образом: хождение по гостям и параллельно смотры невест, разжигание костров, танцы, веселья, освящение пасхальных яиц и куличей,качание на качелях, весенне-летние гулянья парней и девушек.

Первая неделя после Пасхи называет Светлая седмица или Светлая неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: "Христос Воскрес - Воистину Воскрес!".

Понедельник

Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь остаются в этот день дома.

Вторник

Во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьямии. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

Среда

По средам "Великодних святок" многие селяне устраивили танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались "на музыку", чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя - топтали их приговаривая: "Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать".

Четверг

В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины и молодые люди присматривали себе невесту. Когда-то на четвертый день пасхальной недели "водили кобылу". На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган "грыз" ей ухо и она вставала. Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: "Христос воскрес-Воистину воскрес!" Так позволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница

В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которых приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.

Суббота

Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.

Воскресенье

Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.

Что можно и нельзя

Поскольку праздник Пасхи - торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Большую часть своего детства я провела в деревне у бабушки, очень набожной старушки. Вместо детских стихов бабушка учила меня молитвам . В пять лет я уже знала «Отче наш», «Богородицу», «Трисвятое» и «Символ веры», а на праздники гордо выстаивала всю службу рядом с другими прихожанами местной церкви.

Неделя после Пасхи

Деревенские праздники отличаются особой атмосферой. Иногда мне казалось, что после Пасхи они не заканчиваются до самой Троицы. Но особое место в традициях занимают «гробки», когда весь местный люд от мала до велика одевается в самые красивые одежды, собирает корзины с едой и питьем и идет проведать умерших родственников на кладбище.

В такие дни тихое кладбище превращается в шумное застолье, где каждый считает своим долгом помянуть в миру тех, кого рядом нет. А те, кто выдержит до вечера, собираются возле реки и продолжают веселье. Очередная гулянка продолжаается уже под новым именем, ведь после «гробков» принято «закликать весну».

© DepositPhotos

Помню, как я завидовала детям, которые веселились до полуночи и приносили с могил сладости и пакеты с конфетами… Просила бабушку пойти со всеми хоть разочек, но она никогда не разрешала. «Гробки» мы проводили в церкви, а после обедни шли на кладбище, когда там практически никого не было.

Тогда мне было многое непонятно и обидно. Но сейчас я понимаю, почему моя дорогая бабушка, царство ей небесное, вела себя именно так. И спасибо ей за этот бесценный опыт.

© DepositPhotos

Традиция разделять праздник Христового Воскресения вместе с усопшими родственниками сохранилась и сейчас. И хотя дни поминовения называются по-старому: Фомино воскресенье, Антипасха, Радоница, но празднуют их по-другому. Поминовение усопших всё больше превращается в обычную пьянку.

© DepositPhotos

Языческой Красной горкой называют Фомино воскресенье , которое в 2018 году приходится на 15 апреля. Это праздник имеет древние дохристианские корни, когда славяне праздновали окончательный приход весны. Но с утверждением христианства этот день стал первым днем Радоницкой недели.

Многие из нас забыли, что первая неделя после Пасхи особенная. Церковь призывает не печалиться о временной разлуке с близкими, а радоваться победе над смертью, полученной в обмен на Распятие и Воскрешение Христа.

© DepositPhotos

Радость Пасхи следует разделить с усопшими родственниками, ведь они умерли в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Поминовение усопших отражает человеческую веру в единого Бога , веру в то, что даже после смерти люди останутся преданными Ему. Пасхальное поминовение на кладбище (Радоница) совершается на девятый день после Пасхи, во вторник 17 апреля. В этот день люди собирают праздничные обеды с куличами и яйцами и отправляются на могилы родственников.

© DepositPhotos

Но если нет возможности прийти на кладбище во вторник, можно помянуть усопших в Родительскую субботу или Фомино воскресенье. Для себя важно решить главный вопрос: «Зачем я иду на кладбище? В миру помянуть, закусить и выпить?»

Намного важнее помолиться о душе умершего, а любая пьянка недопустима! Церковью установлен строгий порядок поминовения для мирян через неделю после Пасхи .

© DepositPhotos

Порядок поминовения умерших


Любое поминовение должно совершаться только с благочестивыми намерениями. Радоница - это не переживание о смерти, а радость нового рождения своих близких в вечной жизни. Подготовься к этому празднику заранее и выучи или перепиши поминальные православные молитвы.

© DepositPhotos

Молитва об усопшем христианине

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» .

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) — неделя после Пасхи.

По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым.

В этом году Светлая (иначе — Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице — позвонить в колокола «на свой вкус». Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.

Каждый день недели после Пасхи имеет свое название и значение, есть и определенный запреты для этих дней. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей или Пасхальной неделей, согласно народным традициям все эти дни принято веселиться, ходить друг к другу в гости, отдыхать. Узнайте, что можно, а чего нельзя делать в эти дни.

Светлая неделя после Пасхи по дням

Первый понедельник после Пасхи принято идти в гости к своим родным и близким: крестникам — к крестным родителям, внукам – к бабушкам и дедушкам. Приносить пасхальные подарки: крашенки и паски.

В народе считалось, что первым в дом должен входить мужчина, это принесет богатство и счастье в семью.

Первый понедельник называют еще Днем Богородицы, принято раздавать милостыню нуждающимся и делать добрые дела.

Купалища

Вторник Пасхальной недели называется Купалища, в народе принято было в этот день обливать холодной водой тех, кто проспал утренние молитвы.

Хороводница или Громовая среда

Со среды недели после Пасхи начинаются молодежные гуляния, девушки и парни собирались водить хороводы, женихи присматривают невест, люди постарше также собирались «на музыку», танцевали, весело проводили время семьями, собирались в корчмах для продолжения празднования Пасхи.

Навский четверг

Во многих местах первый четверг после Пасхи идут на кладбище, несут красные яйца и поминаю усопших, наводят порядки на могилках предков.

Народные гуляния продолжаются, люди продолжают ходить в гости, устраивают посиделки, «водят кобылу»: на палку надевают «хвост», «голову», имитируя коня, мужчина переодевается в цигана и «катает на кобыле» всех желающих.

Прощеная пятница

В этот день тесть и теща приглашали в гости родителей зятя.
Женщины и девушки должны были до рассвета умыться в этот день холодной водой – считается, что этот обряд наделяет красотой и молодостью.

Окликальная суббота

В субботу после Пасхи было принято окликать молодоженов, к ним в гости приходили родители.
В субботу молодежь продолжала водить хороводы, веселиться, проводили веселый обряд «провожание русалок».

Улица

Под открытым небом по вечерам собиралась молодежь и проводила вечеринки, которые проходили весло и живо, с песнями, музыкой, танцами, парни заигрывали к девушкам.

Что нельзя делать в Светлую Седмицу

  • Венчаться всю неделю не рекомендуется плоть до Красной горки. Обряд крещения проводится. Надо отметить, что строго запрета на венчание нет – Великий пост уже окончен, но лучше с этим не торопиться и отложить венчание до Красной горки.
  • Нельзя в этот праздничный период устраивать панихиды, скорбеть или ходить на кладбище.
  • Конечно, на работу в течение Светлой недели ходить придется, но не забывайте веселиться и старайтесь в работе сильно не усердствовать. Дела, которые можно отложить на потом, лучше не начинать.
  • В Светлую неделю нужно постараться обеспечить себе, близким людям и всем окружающим только радость, светлые события и счастливые моменты.

Нужно понимать, что праздник Пасха в церковном православном календаре является самым главным и торжественным. Для каждого христианина воскрешение Христа – это огромное событие, которое является важным символом вечной жизни, победы добра над злом. Этот праздник не заканчивается в праздничное воскресенье, а только начинается. Потом в течение сорока дней будут праздники, время для веселья и радость. Особенно это проявляется в Светлую седмицу.

Когда можно стирать убирать — без работы никуда

Многое в вопросе о том, когда приступать к работе после Пасхи зависит не только от желаний верующих людей, но также от обстоятельств и особенностей их трудовой деятельности. Священнослужители говорят о том, что работа как таковая не возбраняется, особенно если речь идет о работе по найму, ведь понедельник – второй день после Пасхи для всех без исключения является рабочим днем.

Просто все в эти дни необходимо делать с молитвой к Господу, не забывая в своем даже самом плотном графике найти время для посещения церкви. Для тех, кто все-таки сомневается в том, что не совершает греха, работая сразу после Пасхального воскресенья, можно посоветовать обратиться к батюшке и задать ему столь волнующий вопрос.

Важно помнить

Категорически запрещено работать в Страстную пятницу и собственно на Пасху. В эти дни принято откладывать все дела, как говорится, на потом. А вот сделать что-то полезное по дому или в огороде уже на второй день после этого церковного праздника ничуть не возбраняется. Читая или слыша о запрете на труд в послепасхальные дни, необходимо хорошо понимать, что данный запрет более является благословением людей на проведение времени во внимании к Господу, а также окружающим близким людям. Данный запрет скорее относится к благочестивой традиции, сотни лет передающейся из поколения в поколение.

Домашние хлопоты, работы в огороде – неотъемлемая составляющая часть жизни подавляющего числа людей. Заниматься ими после Светлого Христова Воскресенья можно, но желательно без фанатизма.

ДНИ ПОСЛЕ ПАСХИ Для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. Все эти 40 дней мы приветствуем друг друга и лобызаем троекратно «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!». Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (седмица), после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» Христос Воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе читаются четыре Воскресные Евангелия, молящиеся идут с зажженными свечами и совершается Окропление Святой Водой. Все богослужение Светлой Седмицы совершается при открытых Царских вратах. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объедения, в которое легко впасть после долгого поста. Светлая седмица - это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время продолжают (после поста) воздерживаться от супружеского общения. Пасха - это радость Царствия Небесного. Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое - пасхальное и очень короткое, вместо утренних, вечерних молитв и покаянных канонов - читаются Часы Пасхи. Часы и вечерняя служба тоже краткие - все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник», с чином освящения воды после Литургии. Появление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века на источнике близ Константинополя. Будущий император, Воин Лев Маркелл, стал свидетелем этой Богоматерней милости, когда помог отыскать слепцу источник, от которого он получил прозрение. В 455- 473 годах - воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Слово "артос" переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая. Артос освящают перед окончанием пасхальной Литургии, и в течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место, рядом с иконой Воскресения Господня. В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии раздается народу как святыня. Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец - это символическое изображение Воскресения Христова. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв до недели апостола Фомы. Отпевания усопших совершается по Пасхальному чину, а так же не кладутся земные поклоны до Праздника Святой Троицы. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, - отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это - лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания, заупокойные поминовения на литургии и панихидах. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовство, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит такое народное название). Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь празднует Радоницу – день особого поминовения усопших, после Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IVв.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Радоница занимает особое место в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели. Это обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Именно на Радоницу (по местночтимой традиции это совершается в Понедельник) существует обычай совершать Панихиды на кладбище, и раздавать милостыню, принося крашеные яйца и другие пасхальные яства которые после заупокойной молитвы, раздаются неимущим и бедным и всем окружающим. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!» «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст. И необходимо помнить православному христианину посещая в Понедельник могилы умерших родственников, что крайне противопоказано церковью устраивать пышные поминки на гробницах умерших, и особенно с распитием спиртных напитков. От таковых необходимо воздерживаться и во время домашних поминальных застолий – это ранит души умерших. Стоит упомянуть о традиции, в некоторых городах и весях, посещения могил умерших сродников в сам День Пасхи. Эта традиция довольно молодая и берет начало с советских времен, когда посетить на Пасху храм было трудно, опасно или даже невозможно. Тогда и сложился обычай посещать кладбища в самый День Праздника, что не является традицией нашей Церкви, поскольку вплоть до Недели Апостола Фомы поминовение усопших не совершается. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.