Проблема соотношения биологического и социального в личности человека. Проблема соотношения биологического и социального в личности человека Соотношение биологического и социального в личности психология

  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • Предмет, система, задачи и функции криминологии
    • Общая характеристика криминологии
    • Цели, задачи, функции криминологии и их реализация
    • Место криминологии в системе наук. Междисциплинарный характер криминологии
  • История криминологии. Современные криминологические теории
    • Становление криминологии как науки. Основные направления изучения причин преступности
    • Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий
    • Развитие криминологии в России
    • Современное состояние криминологии
  • Преступность и ее основные характеристики
    • Понятие «преступность». Соотношение преступности и преступлений
    • Основные показатели преступности
    • Латентная преступность и методы ее оценки
    • Социальные последствия преступности
    • Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ
  • Детерминанты преступности
    • Понятие «детерминизма»
    • Теория причинности
    • Понятие «детерминант» в криминологии
    • Причины и условия преступлений
  • Личность преступника и ее криминологическая характеристика
    • Сущность и содержание понятия «личность преступника» и его соотношение с другими смежными понятиями
    • Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника
    • Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника
    • Классификация и типология личности преступника
    • Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД
  • Механизм индивидуального преступного поведения
    • Причинность как взаимодействие социального и биологического
    • Психологический механизм поведения личности
    • Роль конкретной ситуации в совершении преступления
    • Роль потерпевшего в генезисе преступного поведения
  • Основы виктимологии
    • История возникновения и развития учения о жертве
    • Основные положения виктимологии. Виктимность и виктимизация
    • «Жертва преступления» и «личность потерпевшего»: понятия и их соотношение
  • Организация и проведение криминологического исследования
    • Понятие «криминологическое исследование» и «криминологическая информация»
    • Организация и основные этапы криминологического исследования
    • Методы криминологического исследования
    • Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании
  • Предупреждение преступлений
    • Понятие «предупреждение преступлений»
    • Виды и этапы предупредительной деятельности
    • Индивидуальная профилактика
    • Классификация мер предупреждения
    • Система предупреждения преступлений
  • Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
    • Понятия «криминологический прогноз» и «криминологическое прогнозирование», их научно-практическое значение
    • Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования
    • Методы и организация криминологического прогнозирования
    • Прогнозирование индивидуального преступного поведения
    • Планирование и программирование предупреждения преступности
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по предупреждению преступлений
    • Роль и основные задачи органов внутренних дел в предупреждении преступлений
    • Правовое обеспечение профилактики преступлений
    • Информационное обеспечение профилактики преступлений и планирование профилактических мероприятий
    • Методы проведения общей профилактики преступлений
    • Методы проведения индивидуальной профилактики преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних
    • Основные показатели преступности несовершеннолетних
    • Личность несовершеннолетних преступников
    • Причины и условия преступности несовершеннолетних
    • Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
    • Понятие, признаки и виды преступного рецидива и профессионализма. Понятие рецидивной и профессиональной преступности
    • Социально-правовая характеристика рецидивной и профессиональной преступности
    • Криминологическая характеристика и типология личности преступников - рецидивистов и профессионалов
    • Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности
    • Особенности детерминации профессиональной преступности
    • Основные направления предупреждения рецидивной и профессиональной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности
    • Понятие и признаки групповой и организованной преступности
    • Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности
    • Предупреждение групповой и организованной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений
    • Тяжкие преступления против личности как социально-правовая проблема
    • Современное состояние и тенденции тяжких насильственных преступлений против личности
    • Характеристики лиц, совершающих тяжкие насильственные преступления
    • Детерминанты насильственных преступлений против личности
    • Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, и их типология
    • Детерминанты преступлений против собственности
    • Основные направления предупреждения преступлений против собственности. Особенности деятельности ОВД по профилактике этих преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности
    • Понятие и современное состояние преступлений в сфере экономической деятельности
    • Характеристика факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности
    • Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере экономической деятельности
    • Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Понятие и социально-правовая оценка преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики терроризма (ст. 205 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики захвата заложников (ст. 206 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики хулиганства (ст. 213 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики экологических преступлений (ст. 246-262 УК РФ)
    • Компьютерные преступления и их криминологическая характеристика
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Понятие, виды и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
    • Причины и условия неосторожных преступлений
    • Предупреждение неосторожных преступлений
    • Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение социально-негативных явлений, связанных с преступностью
    • Понятие «социально-негативные явления» и их связь с преступностью
    • Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика пьянства и алкоголизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика проституции
    • Маргинальность и преступность
  • Международное сотрудничество в предупреждении преступности
    • Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Правовые и организационные формы взаимодействия государственных органов различных стран в изучении преступности и ее предупреждении
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Международное сотрудничество в противодействии отдельным видам преступлений: незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника

Соотношение социального и биологического в личности преступника привлекает значительное внимание ученых - биологов, социологов, медиков, юристов и др. Специфическим для криминологии основанием интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной (в том числе бытовой) преступности, рецидива, преступности несовершеннолетних, неосторожной преступности, связанной с использованием источников повышенной опасности, а также потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения

Авторы ряда учебников по криминологии, по существу, предлагают только психологическое понятие личности субъекта преступления. Называемые в некоторых определениях психологические свойства личности (тревожность, импульсивность, неуверенность) социально нейтральны. Даже агрессивность далеко не всегда отрицательное свойство. Эти особенности протекания психических процессов скорее носят характер функциональных нарушений, обусловленных биологическими особенностями некоторых людей.

Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в качествах человека, от которых зависит преступное поведение:

  • от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, особенности реагирования на окружающий мир, программы поведения и т.д.);
  • от тех, которые он приобрел в процессе жизни в обществе (в результате воспитания, обучения, общения, т.е. процесса социализации).

Будучи существом социальным, человек наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или больной. Психофизиологическое состояние человека делает его способным к восприятию окружающей социальной действительности, так как, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальные нормы и ценности. Человек психически больной к такому восприятию неспособен. Поэтому такие лица совершают общественно опасные деяния, но не преступления.

Биологические особенности человека способствуют восприятию человеком социальных программ, но не могут стать причиной его преступного поведения. При этом надо иметь в виду, что вся совокупность биологических факторов не делает явление социальным, так как они лежат в разных плоскостях реальной жизни.

Сложность состоит еще и в том, что соотношение социального и биологического не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения: в процессе развития конкретного организма и жизни индивидуума; в процессе общественного развития.

Первое звено причинной цепочки относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. С криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении. Здесь необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия названных факторов.

Современной наукой окончательно не доказано существование прирожденных программ социально одобряемого или преступного поведения, несмотря на последние достижения по расшифровке генома человека. Не установлены также наследственные признаки такого поведения. Напротив, генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно.

Однако это не означает, что при изучении причин конкретного преступления следует избегать всего, что относится к биологической структуре личности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы.

Второе звено связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее. Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления. Это является предпосылкой для выделения преступности несовершеннолетних в отдельный самостоятельный вид преступности.

Третье звено преступного поведения связано с зарождением преступного намерения и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Существует три точки зрения на данную проблему.

  1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы.
  2. Главными факторами преступного поведения являются биологические.
  3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других - биологические.

С позиций правового подхода данная проблема решается достаточно просто на логическом уровне. Преступность в данной трактовке - это сложная системная совокупность преступлений. Таким образом, преступность вторична по отношению к правовому регулированию человеческого поведения: нарушение запрета появляется после установления запрета.

До появления нормативного регулирования оценивать совокупность убийств, иных форм насилия, фактов захвата, отбирания предметов у других как преступность некорректно. Нельзя говорить о преступности применительно к миру зверей. Так же бессодержателен этот термин применительно к безнормативному людскому обществу.

Говоря о сущности правового регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен:

  • во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять;
  • во-вторых, сознательно руководить своим поведением, т.е. у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему.

Биологические доминанты так называемого прирожденного преступника отрицают свободу воли. Нормативный запрет изначально не способен удержать их от этих действий, а следовательно, такие «прирожденные преступники» находятся за пределами правового регулирования, и, несмотря на внешнюю похожесть этих деяний на преступления, их к разряду преступных отнести нельзя, что и нашло отражение в современной доктрине уголовного права (институт невменяемости).

Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимые биологические доминанты, а, например, социально обусловленное чувство мести или желание жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо.

В мировой практике зафиксированы случаи, когда лица, совершив преступления под воздействием непреодолимой тяги к преступному насилию, осуждались и отбывали длительные сроки наказания. При появлении импульсов к насильственным преступлениям в местах заключения или после выхода на свободу они обращались к специалистам, и им оказывалась достаточно эффективная медицинская помощь. Такие люди способны правильно воспринимать правовые запреты и с помощью общества (в лице специалистов данного рода) удержать себя от совершения преступления. Если общество не оказывает им своевременной помощи (или они не информированы о возможности ее получения) - это уже не биологическая, а социальная предпосылка преступления. И в случае совершения преступления лицами такого типа именно она окажется решающим фактором преступного поведения.

В то же время данная категория людей, несомненно, оказывается в более сложном по сравнению с обычными гражданами положении. В целях обеспечения большей справедливости при решении вопроса об уголовной ответственности таких лиц законодатель в УК РФ 1996 г. ввел специальное положение об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст. 22 УК). Такие лица подлежат уголовной ответственности в соответствии с законом, однако «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера».

Сторонники антропологического подхода к трактовке преступности концентрируют свое внимание на тех явлениях, которые юристы относят к разряду общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости либо уменьшенной вменяемости. В этом отношении их позиция весьма уязвима, поскольку за пределами анализа антропологов в таком случае остается значительный массив преступлений. Теологический подход как бы переносит проблему преступности в совершенно иную (идеальную) плоскость, где вопросов о соотношении социального и биологического практически не возникает. Социологические теории приводят доказательства социальной обусловленности поведения прирожденных преступников.

На данном этапе развития наук о человеке, прежде всего генетики, доказать приоритет биологических признаков личности преступника над социальными не представляется возможным. Исходя из этого в изучении личности преступника наибольшее внимание следует уделять социально обусловленным признакам, принимая во внимание то влияние, которое оказывают на их формирование биологические особенности индивида.

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий.

С одной точки зрения (представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических понятий.

С позиции социологизаторских концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность».

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека.

В 60-е гг. XX в. возник вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К. К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и свойства темперамента.

К концу 1970-х гг. стала развиваться концепция системного подхода, разрабатываемая А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.

Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. При этом личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому можно сказать, что индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современности. Рассматривая проблему выделяют 3 уровня организации человека: биологический, социальный и психический. Речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое-психическое-социальное». Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. Личность - целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные.

Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):

влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2. Опыт личности - обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включае формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

Антропологические признаки - расовые, половые, - возрастные и др.; физические особенности;функционально-анатомические особенности; биохимические особенности и патологии выделенных элементов; свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности - психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

4. Соотношение биологического и социального в личности человека

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по социальной философии

    | Ответы к зачету/экзамену

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Основы Философии - ответы на экзамен

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. 2. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. 3. Античные представления о человеке. 4. Специфика восточной культурной

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.04 Мб

    1.Понятие криминологии как науки Предмет криминологии и его структура. 3.Функции, цели, задачи и проблемы криминологии. 4.Система криминологии и ее связь с другими науками. 5.Значение криминологии

  • Ответы к экзамену по криминологии

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.93 Мб

    1. Понятие и предмет криминологии 2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний 3. Понятие преступности, ее признаки 4. Преступность как социальное явление и относительно-массовое

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека долгое время была предметом ожесточенных споров среди психологов-теоретиков. Интересно, что до того, как Ч. Дарвин развил свою теорию эволюции, показав, что основой ее является естественный отбор, вопрос о соотношении биологического и социального в личности почти не поднимался. О происхождении человека раньше были лишь очень смутные представления, в основном замешанные на религии и вообще мистике.

В процессе становления объективной науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое»:

Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального,

Оно же трактовалось как производное только от биологического,

Или только от социального,

Или от параллельного воздействия биологического и социального.

В первой группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. Организм обычно рассматривался как некоторое "вместилище" психической деятельности. Воззрения древних философов и теологов можно отнести именно к этой группе, потому что источники развития психики искались только в самой психике.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. К месту и не к месту для объяснения психического развития ссылаются на биогенетический закон (закон рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит.

Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Можно, но такие описания и объяснения получаются очень и очень натянутыми. К сожалению (или к радости?) человек настолько глубоко погружен в общество, в цивилизацию, в культуру, в нас настолько развит разум, что описывать поведение человека через физиологическое - значит крайне упрощать и искажать реальные закономерности такого поведения.

В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим. Интересно, что тот же закон рекапитуляции применяется и здесь, но в другом смысле: индивид в своем онтогенезе воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

В. Штерн писал: "Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, - элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени". Конечно, это представление Штерна может (и должно) быть подвергнуто развернутой критике. Можно отметить, что человек в первобытное время не столько играл и слушал сказки, сколько находился в постоянной борьбе за выживание, сражаясь с врагами и добывая пропитание. Христианство было распространено только в европейских странах. И так далее. Однако - пусть и небольшие - параллели между развитием цивилизации и развитием индивида усмотреть действительно можно.

В настоящее время споры между учеными по поводу роли биологического и социального почти прекратились. Если где и продолжаются, то в основном по спекулятивным причинам - чтобы изобразить деятельность неких "психологических школ".

Никто уже не оспаривает тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида, со своими физиологическими особенностями, с рефлексами, инстинктами и т.д. Широко известны, с другой стороны, случаи, когда маленькие дети попадали на воспитание к животным (так называемые "дети-маугли"), в результате чего по уровню своего развития не могли превзойти обычного 3-4 летнего ребенка. Человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.

В последнее время появляется много интересных научных сообщений о роли социального у животных. Оказывается, и животные (в первую очередь высшие) не живут только по программе, определенной природой, но и впитывают в себя активно социальный опыт. Те же кошки благодаря инстинктам умеют охотиться на мелких грызунов и птиц, но эта врожденная способность развивается в игре и обучении. Взрослые кошки учат своих котят приемам эффективной охоты. Если у котенка не было учителя или учитель был плохой, охотничьи умения и навыки у него будут развиты хуже. Интересно, что стремление к обучению у кошки тоже в свою очередь является инстинктом.

Роль инстинктов в поведении человека тоже велика, хотя и не так заметна. Если молодая мама учит своего ребенка ходить и говорить, чем это обусловлено: инстинктами или социальным опытом (знанием, что так надо делать)? В большинстве случаев инстинктивное и социальное у человека образует своего рода сплав, "амальгаму". Только в отличие от обычного сплава или амальгамы здесь "разделить и посчитать в процентах" невозможно и лишено практического смысла.

Физиологическое в поведении не сводится только к инстинктам. Например, слуховой анализатор человека так устроен, что слушая определенные сочетания звуков, решая "звуковые интеллектуальные загадки" человек может испытывать сильное удовольствие. Отсюда рождается увлечение музыкой. Отсюда много разных социальных эффектов: от организации дискотек до побуждающих на подвиг революционных песен. Не было бы этой физиологической особенности - социальная жизнь была бы иной. В свою очередь общение с другими людьми может побудить человека сменить свои музыкальные пристрастия, обратить внимания на новый жанры, новых композиторов и исполнителей. Слишком сильное увлечение громкой музыкой может привести к ранней глухоте. Можно посчитать, каков процент биологического и социального в этой ранней глухоте? Нет.

"Противоречия" между природным и социальным в человеке часто рассматривают через противопоставление понятий "индивид" и "личность". Индивид - это некая подструктура, биологический компонент человека, его первоначало. Интересно, что "индивид" происходит от латинского individuum - неразделенное, нерасчлененное, а аналогом русского слова "личность" было persona - маска, роль.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Взаимосвязь социального и биологического в личности

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие "лич ность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Он пишет: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, - элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античйого и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты

фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени»*.

Конечно, мы не будем обсуждать вопрос об истинности того или иного подхода. Однако, по нашему мнению, приводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свою специфику в каждой общественно-исторической формации. При этом каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени уже сложилась. Поэтому человеку в своем развитии нет нужды повторять в свернутом виде всю предшествующую историю.

Никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, мы выделяем три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, необходимо иметь в виду, что речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое-психическое-социальное». Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Однако ответить на вопрос, что такое личность в психологическом плане, само по себе является весьма непростой задачей. Более того, решение этого вопроса имеет свою историю.

Необходимо отметить, что в различных отечественных психологических школах понятие «личность», и тем более соотношение биологического и социального в личности, их роль в психическом развитии, трактуются по-разному. Несмотря на то что всеми отечественными психологами безоговорочно принимается точка зрения, утверждающая, что понятие «личность» относится к социальному уровню организации человека, существуют определенные разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических детерминант. Так, различие во взглядах на данную проблему мы обнаружим в работах представителей Московского и Санкт-Петербургского университетов, являющихся ведущими центрами отечественной психологии. Например, в работах московских ученых чаще всего можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. В то же время в работах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея о равной значимости для развития личности социальных и биологических детерминант.

С нашей точки зрения, несмотря на несовпадение взглядов на отдельные аспекты исследования личности, в целом эти позиции скорее дополняют друг друга.