Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. Инновационный проект "школьный музей" Школьный музей новые возможности итоги

Уже не персвый год наш музей принимает участие в городском конкурсе "Школьный музей: новые возможности". В этом году мы решили попробовать свои силы в номинации 5 "Музейная игра".

Настольнаядидактическая игра для учащихся фолькорное лото

"Русские народные праздники "

Игра фольклорное лото «Русские народные праздники» даёт возможность учащимся познакомиться или проверить свои знания о содержании основных русских народных праздниках.

Цели и задачи игры:

    Систематизация, обобщение и закрепление знаний;

    Развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, анализировать, обосновывать своё мнение)

Оборудование: В набор для игры входят 6 больших карт (формата А-3) и 36 маленьких карточек (заменяющих «бочонки»), а также иллюстрации по теме русских народных праздников.

Участники: ребята (от 9 лет и старше) могут играть индивидуально или малыми группамипо 3-4 человека.

Правила игры

У каждого играющего (или команды) на столе находятся большие тематические карточки лото. Ведущий достает из коробки маленькую карточку и зачитывает текст ребятам. Играющий(или команда, посовещавшись в течение 30 секунд) определяет, к какому народному празднику относится данный текст. Если ответ правильный, то играющий закрывает клетку с соответствующим ответом. Если ответ неправильный, то клетка остается не закрытой. Подсказкой может служить иллюстрация определенного праздника. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки на своей большой карте.

Данную игру возможно тспользовать в процессе обучения по программе "Мы - россияне" или как контрольную игру на одном из этапов итогового занятия.

Образец большой карты для игры фольклорное лото "Русские народные праздники"

Р

О

Ж

Д

Е

С

Т

В

О

Содержание текста для маленьких карточек.

РОЖДЕСТВО

1. Этот праздникправославные христиане отмечают 7 января.

2. Накануне какого праздника верующие не едят до появления на небе первой звезды?

3. Символом какого праздника являетсяВифлеемская звезда?

4. Когда ходят колядовать – славить хозяев и получают за это угощенье?

5. Когда люди гадали о своей судьбе на предстоящий год?

6. В честь какого праздникалюди стали украшать ели и другие хвойные деревьясвечками, яблоками, пряниками и пр.?

МАСЛЕНИЦА

1. Какой языческий праздник на Руси справляют в конце зимы и гуляют целую неделю?

2. В дни какого праздника ходят друг к другу в гости на блины?

3. Когда было принято кататься в санях, запряженных лошадьми, вокруг деревниили площади «по солнышку»?

4. На какой праздник устраивались всеобщие катания со снежных гор?

5. В последний день какого праздника сжигали соломенное чучело?

6. На какой праздник последний день называют «прощеным воскресеньем» и по старинной традиции просят прощения у близких и трижды целуются?

ПАСХА

1. Какой праздник имеет полное название Светлое Христово Воскресенье?

2. Какой праздник начинается торжественной церковной службой и крестным ходом?

3. Когда приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» и отвечают «Воистину воскрес!»?

4. Какой праздник заканчивает Великий пост?

5. Перед каким праздником люди ходят освещать в церковькуличи и крашеные яйца?

6. Когда было принято дарить и играть крашеными яйцами в игры «катанки» и «стукалки»?

ТРОИЦА

1. Какой праздник имеет еще название ПЯТИДЕСЯТНИЦА, так как празднуется на 50-й день по Пасхе?

2. Когда принято украшать дома и церкви зеленью, цветами и березовыми ветками?

3. Когда девушки водили хороводы вокруг березки, украшенной лентами и венками?

4. Символом какого праздника считается молодая березка?

5. Какому празднику посвящена известная икона Андрея Рублёва?

6. Когда большое гулянье на берегу рек и озер заканчивалось потоплением молодой березки?

ИВАНКУПАЛА

2. Когда было принято обязательно купаться и париться в бане с душистыми травами?

3. Этот день в народееще называли Иван Травный, и с него начинали собирать лечебные травы.

4. Когда гадали по травам и венкам, пуская их по воде?

5. Накануне какого праздника парни и девушки собирались у воды, жгли костры и прыгали через них?

6. В этот праздник самые смелые парни шлиночью в лес искать цветок папоротника.

ПОКРОВ

1. Этот праздник посвящали Пресвятой Богородице и отмечали 14 октября.

2. Когда девушки спешили рано утром в церковь поставить свечу и попросить «Покрой землю снежком, а, меня, молоду, платком»?

3. С какогоосеннего дня заканчивали хороводы, начинали посиделки?

4. О каком дне говорили «До обеда осень, после обеда зима»?

5. С какого дня раньше начинали играть осенние свадьбы?

6. С какого осеннего дня было принято начинать утеплять избы?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ДО г.москвы М.В. Лебедева 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» 1. Общие положения 1.1. Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» (далее - Конкурс) проводится для обучающихся, педагогов и руководителей музеев образовательных организаций города Москвы Мероприятия Конкурса направлены на реализацию задач развития системы образования, сформулированных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса Положение и материалы Конкурса размещаются Оргкомитетом на портале Городского методического центра Департамента образования г. Москвы по адресу: Методическое пространство / Музеи образовательных организаций / Фестивали, конкурсы, проекты / «Школьный музей: новые возможности» Оргкомитет по своему усмотрению может использовать материалы участников Конкурса в целях подготовки печатных и электронных изданий. 2. Цели Конкурса 2.1. Цели Конкурса: поиск новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы, её округов, районов, музеев образовательных организаций; выявление 1

2 лучших педагогических практик организации музейно-педагогической деятельности Задачами Конкурса являются: 3. Задачи Конкурса - создание и использование музейно-образовательной среды с учётом пожеланий обучающихся как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения; - поддержка педагогических инициатив по повышению музейной культуры путём стимулирования участия обучающихся в просветительской и общекультурной деятельности, выявление инновационных методик руководителей школьных музеев и распространение опыта их работы; - сохранение и возрождение народных традиций, обычаев, культур как условия развития межнациональных связей в области народного творчества и формирования у детей толерантного отношения к представителям других этнокультур; - популяризация деятельности музея образовательной организации как пространства образования и воспитания. 4. Оргкомитет Конкурса 4.1. Для организации и проведения Конкурса создается городской Оргкомитет Конкурса (далее - Оргкомитет) Оргкомитет Конкурса состоит из методистов ГБОУ Городского методического центра ДОгМ (Приложение 1) и выполняет следующие функции: - формирует состав профессионального жюри и организует его работу; - осуществляет подготовку, проведение и общее руководство Конкурсом; - определяет систему поощрения, награждения участников. 5. Условия проведения Конкурса 5.1. В Конкурсе могут принять участие авторы индивидуальных и групповых работ, как обучающиеся (кроме номинаций 1, 2), так и педагоги по следующим номинациям: Номинация 1. «Времён связующая нить: урок (занятие) в школьном музее» 2

3 Формы представления работы: индивидуальные и групповые (не более двух авторов) методические разработки традиционных уроков и учебных занятий с использованием музейных ресурсов по следующим категориям: з Категория Традиционный урок Интерактивное занятие 1 для воспитанников дошкольных отделений 2 для учащихся на уровне НОО 3 для учащихся на уровне ООО 4 для учащихся на уровне СОО Все методические материалы с указанием номинаций Конкурса и авторов работ размещаются на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»). Номинация 2. «Музейное пространство»: авторские концепция и/или программа развития музея образовательной организации с описанием форм и способов интеграции музея в образовательное пространство. Форма представления работы: текстовый материал, размещённый на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ. Номинация 3. «Музейная история»: история (очерк, эссе, рассказ, хроника и т. п.) создания музея образовательной организации (основатели, формирование экспозиции, этапы развития, экспонаты с «личной историей» и т. д.). Формы представления работы: текстовый материал, фотоальбомы, презентации, видеофильмы и т. п., размещенные на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ. Номинация 4. «Музейный маршрут»: - игровой путеводитель по школьному музею, маршрутный лист; Форма представления: буклет, альбом, комикс и т. п., размещенные на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей») (Приложение 2). - экскурсионный маршрут для детей с ОВЗ по музею образовательной организации;

4 Форма представления: методическая разработка экскурсии, размещенная на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей») (Приложения 2, 3). - виртуальная экскурсия по памятным местам района, округа или города; экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй и т. п.; Формы представления: видеофильм, презентация, размещенные на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ (Приложение 2). Номинация 5. «Музейная игра»: традиционные настольные игры, музейное лото, музейные «пазлы», игры-реконструкции и т. п. Форма представления: описание игры с фото или презентацией, размещенное на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ. Номинация 6. «Музейные жанры (эволюция предметов быта)»: рассказы, сказки, загадки, стихи, авторские тексты и т. п., посвящённые истории и эволюции предметов быта - экспонатов музея образовательной организации. Форма представления работы: материалы, размещенные на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ Все работы, представленные по номинациям, эксперты оценивают заочно, определяя победителей и призёров Конкурса, используя предоставленные участниками Конкурса ссылки на размещенные материалы. Заполнение формы «Адресный реестр конкурсных материалов» проводится по ссылке. Для работ по номинациям 1, 5, 6 предусмотрена очная защита, помимо заочной экспертизы. Каждый критерий всех номинаций оценивается 10 баллами, максимальная оценка работы - 50 баллов. Очная защита работ номинации 1 (методических разработок) будет проводиться в форме мастер-класса с демонстрацией видеозаписи или презентации занятий с детьми по представляемым технологиям (~ 10 мин.) (Приложение 4). Работы номинаций 5 и 6 также проходят заочную экспертизу с выставлением аналогичных баллов и определением призёров. После очной демонстрации работ экспертное сообщество определяет победителя (победителей) из 10 призёров Конкурса, получивших максимальное количество баллов. Очная защита работ номинаций «Музейная игра» и «Музейные жанры» будет проводиться в форме демонстрационного 4

5 проекта, который может быть представлен в течение 10 минут. Оригинальность приветствуется. 5 Критерии оценки работ номинации 1 «Времён связующая нить: урок (занятие) в школьном музее»: - педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы при проведении уроков (занятий) в музее; - методическая разработка, её соответствие ФГОС; - новизна и актуальность представленных материалов (личностные, метапредметные, предметные результаты); - учёт возрастных особенностей учащихся; - разнообразие форм организации деятельности учащихся. Критерии оценки работ номинации 2 «Музейное пространство»: - наличие цели и задач развития музея; - соответствие содержания концепции/программы заявленной цели и задачам; - учёт возрастных особенностей различных категорий посетителей музея; - определение места музея в образовательном пространстве образовательной организации, организация урочной и внеурочной деятельности; - авторский подход к созданию концепции/программы. Критерии оценки работ номинации 3 «Музейная история»: - исследовательский характер работы (использование различных видов источников); - авторский подход; - оригинальность; - форма подачи материала (логика изложения, владение литературным языком, культура и образность речи); - описание перспектив развития проекта и возможностей его практического использования в образовательной организации. Критерии оценки работ номинации 4 «Музейный маршрут»: игровой путеводитель, маршрутный лист:

6 - активное использование музейных предметов, усложнение и последовательное представление содержания, достоверность информации; б - сочетание реалистичного и фантазийного как в содержании, так и форме его представления: «фантазийность» может быть представлена путём объединения информации сюжетной игрой, единым привлекательным для детей персонажем, форматом «путешествие», «открытие» и т. п.; - оптимальное количество различных по содержанию и типам предлагаемых заданий; наличие заданий, способствующих развитию детского творчества; - использование способов фиксации «успехов и неудач» детей, способствующих развитию рефлексивных умений; - эстетичность оформления. экскурсионный маршрут для детей с ОВЗ: - соответствие требованиям (Приложение 2); - учёт особенностей аудитории; - разнообразие форм организации деятельности учащихся; - целостность восприятия экскурсии (полнота и глубина представления информации); - наличие «обратной связи» с посетителями. виртуальная экскурсия по памятным местам района, округа или города; экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй и т. п.: - оригинальность и качество видеосюжетов; - целостность восприятия виртуальной экскурсии (полнота и глубина представления информации); - качество видеоряда; - качество звукового сопровождения; - форма подачи материала (логика изложения, владение литературным языком, культура и образность речи). Критерии оценки работ номинации 5 «Музейная игра»: - оригинальность; - наличие инструкции с описанием правил игры, её комплектации);

7 - технологичность (доступные правила игры, возможность тиражирования, разработки альтернативных вариантов); 7 - соответствие заявленной возрастной категории игроков; - наличие развивающих функций игры. Критерии оценки работ номинации 6 «Музейные жанры»: - целесообразность выбора экспонатов; - учёт возрастных особенностей аудитории; - качество представленного материала, дизайн; - оригинальность; - авторский подход Результаты Конкурса публикуются на сайте Городского методического центра в разделе Методическое пространство / Школьные музеи / Фестивали. Конкурсы. Проекты Участники Конкурса получают Сертификат участника В каждой номинации определяются победители и призёры Конкурса. 6. Порядок и сроки проведения Конкурса 6.1. Мероприятия Конкурса проводятся в соответствии с содержанием представленных авторами материалов. Конкурс проводится в период с 5 сентября 2016 г. по 21 мая 2017 г. Календарь Конкурса (номинация 1) Дата проведения Мероприятие I этап - заочный Регистрация на сайте Размещение конкурсных материалов Место проведения ГБОУ ГМЦ Департамента образования города

8 Экспертиза материалов по отбору лучших методических разработок для участия в очном этапе Конкурса Москвы Формирование шорт-листа участников очного этапа Конкурса для организации мастер-классов. Консультации методистов по проведению мастер-классов II этап очный (для номинации 1) Организация и проведение мастерклассов (по графику) для номинаций «Традиционный урок» и «Интерактивное занятие» Очная защита представленных уроков и интерактивных занятий по номинациям Образовательные организации Департамента образования города Москвы Определение победителей Конкурса во всех номинациях Представление передового опыта педагогов на Городской конференции руководителей музеев образовательных организаций. Церемония награждения победителей Конкурса ГБОУ ГМЦ Департамента образования города Москвы Обобщение передового педагогического опыта. Публикация и издание сборника лучших материалов по итогам проведения Конкурса ГБОУ ГМЦ Департамента образования города Москвы

9 Календарь Конкурса (номинации 2-6) 9 Дата проведения Мероприятие Ожидаемый результат I этап Регистрация на сайте Сентябрьоктябрь Консультации методистов по оформлению конкурсных материалов. Вебинары, информационные совещания (см. план ГМЦ) Адреса и телефоны методистов по направлению «Гражданскопатриотическое воспитание и музеи образовательных организаций» (Приложение 1) Обучающиеся семинары для участников Конкурса (по плану ГМЦ) Размещение конкурсных материалов. Заполнение формы «Адресный реестр конкурсных материалов» проводится по ссылке. Экспертиза работ. Формирование шорт-листа участников (призёров) Конкурса для организации демонстрации работ, представленных по номинациям «Музейная игра» и «Музейные жанры». - создание информационной карты проекта; - информирование участников об организации Конкурса, оформлении материалов; - методические рекомендации по подготовке работ Консультации по проведению очной защиты демонстрационных проектов

10 ю II этап Очная защита работ, представленных в номинации «Музейная игра» Очная защита работ, представленных в номинации «Музейные жанры» - формирование коллекции экскурсионных маршрутов для детей с ОВЗ и музейных игр для различных возрастных категорий обучающихся; апрель Определение победителей и призеров городского этапа Конкурса (номинации 2-6) Церемония награждения победителей Конкурса. Представление передового опыта педагогов на Городской конференции руководителей музеев образовательных организаций - создание видеообозрения экскурсионных маршрутов; - обновление страниц музеев на официальных сайтах образовательных организаций апрель, май Обобщение передового педагогического опыта. Публикация и издание сборника по итогам проведения Конкурса Справки по тел.: 8 (499) , доб Состав Оргкомитета Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» Приложение 1 - Лебедева Марианна Владимировна - председатель Организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;

11 - Зернов Дмитрий Игоревич - заместитель председателя Организационного комитета, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования г. Москвы; 11 - Мелина Светлана Ивановна - секретарь Организационного комитета, методист Г ородского методического центра Департамента образования г. Москвы; п/п Ф.И.О. методиста Округ Контактный номер телефона 1. Григорян Сергей Азатович ЮВАО 8 (499) Кабаков Александр Петрович ЗАО, ЦАО 8 (499) Камагина Ольга Евгеньевна ВАО 8 (499) Литовский Андрей Николаевич СВАО 8 (499) Мелина Светлана Ивановна ЮАО 8 (499) Тибенко Людмила Викторовна ЮЗАО 8 (499) Черкунов Алексей Викторович ЗелАО, САО 8 (499) Шиняев Сергей Александрович СЗАО 8 (499)

12 9. Шишкин Сергей ТиНАО 8 (499) Валерьевич Приложение 2 Требования к содержанию и оформлению работ (номинации 2-6) 1. Презентации и видеофильмы могут быть выполнены любыми программными средствами и представлены согласно следующим требованиям: - формат и расширения видео: AVI, WMV, MPG, MOV, MKV, FLV, MP4; анимация: SWF, ЕХЕ; презентации: РРТ, РРТХ, PPS, PPSX, PDF; - объем видео - не более 1 Гб, презентаций - 15 Мб; - продолжительность видеофильма - не более 30 минут. 2. Методические разработки экскурсионных маршрутов по музею образовательной организации для детей с ОВЗ, помимо индивидуального текста экскурсовода, должна содержать следующие сведения: - характеристику целевой аудитории; - краткое описание музея с указанием условий для проведения экскурсий для детей с ОВЗ; - краткую аннотацию экскурсии, её цель и задачи, продолжительность; - характеристику маршрута экскурсии (таблица): Наименование Объекты показа Время подтем и перечень основных вопросов Организационные указания* Методические указания** * В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы с учётом особого темпа экскурсии, возможности организации отдыха, обеспечения безопасности детей с ОВЗ. ** В графе «Методические указания» формулируются основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, использованию методических приёмов. 12

13 Приложение 3 Полезные ссылки 1. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение» [электронный ресурс] - Режим доступа: 2. Образцы маршрутных листов: ru/archive/osnovnaya-programma/; - музейный маршрут для детей с ОВЗ Приложение 4 Критерии оценки мастер-класса участников конкурса (номинация 1), условия его проведения: наличие целей и задач, степень их реализации; реализация деятельностного подхода; преобладание деятельности учащихся над деятельностью учителя; создание и поддержка высокого уровня мотивации и высокой интенсивности деятельности участников урока (занятия); уровень визуализации и технологичность урока; активное использование музейных предметов; культура общения с учениками; культура публичного выступления (аргументированность, логичность, последовательность изложения); качество выполнения основных профессиональных функций: обучения, воспитания, развития (коррекции) в процессе педагогической деятельности. Для участия в Городском этапе Конкурса принимаются победители отборочного этапа, набравшие максимальное количество баллов по сумме заочного и очного этапов (методическая разработка, мастер-класс). Для участия в Городском этапе Конкурса принимаются по одной работе для каждой возрастной категории, не более восьми работ от каждой из 11 территорий столичного региона. Для защиты урока Оргкомитет предоставляет мультимедийное оборудование. Допускается демонстрация проекта на оборудовании авторов. В ходе демонстрации урока оказывается техническая помощь. Время, предоставляемое для защиты урока, - 10 минут, из которых 2 13

14 минуты отводится для ответов на вопросы экспертного жюри. Через 7 минут защиты проекта конкурсант будет предупреждён о том, что до окончания защиты осталась одна минута. Если проектом является видеофильм, то на его демонстрацию отводится не более 10 минут. 14 На защите урока могут присутствовать сопровождающие участников конкурса лица, но не более одного человека на каждого участника. Отвечать на вопросы жюри могут только конкурсанты, представляющие мастер-класс. Вопросы могут иметь только уточняющий характер. После завершения очной защиты работ все члены экспертного жюри заполняют личные протоколы оценки. В соответствии с заполненными протоколами Оргкомитет выявляет победителей Конкурса.


1. Общие положения 1.1. Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» (далее - Конкурс) проводится для обучающихся, родительской общественности, педагогов и руководителей музеев образовательных

Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от «26» апреля 2017 г. 414 Положение о республиканском конкурсе музеев образовательных организаций

ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе агитбригад «Новое поколение выбирает...» в рамках Городского проекта «Москва позитивное пространство!» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цель и задачи

ПОЛОЖЕНИЕ о межрегиональной научно-практической конференции школьников «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет цели,

ТВЕРЖДАЮ ГМЦДОгМ.В. Лебедева 2017 г. ПОЛОЖЕНИЕ о городском конкурсе агитбригад «Новое поколение выбирает...» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цель и задачи городского конкурса агитбригад

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОЛЕТ МЫСЛИ» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения фестиваля «Информационные технологии: полет

Педагогическими идеями и методиками, демонстрации педагогических достижений учителей-предметников, сотрудников ДОУ. Задачи Конкурса: активизация творческой деятельности педагогов Красносельского района

Будущего, направлен на вовлечение школьников и студентов в проектную деятельность, формирует навыки конструирования и моделирования. 1.4. Участие в Конкурсе является добровольным и означает ознакомление

ПОЛОЖЕНИЕ о районном конкурсе «Актуальность использования средств информационных технологий в образовательной деятельности в свете реализации ФГОС» 1. Общие положения Одной из главных задач на современном

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения городского конкурса для учителей начальных классов «Новое качество урока. Работаем по ФГОС» (далее - Конкурс), его

ПОЛОЖЕНИЕ о региональном этапе программы «Арт-Профи Форум» на 2016 2017 годы в Чувашской Республике 1. Общие положения Приложение 1 к приказу Минобразования Чувашии от 27.10.2016 2192 1.1. Региональный

План работы отдела по работе со на 2015/2016 учебный год п/п Дата Название мероприятия Участники Организаторы 1. 17.09.2015 Городское совещание Специалисты районных Отдел по работе со руководителей школьных

I Утверждаю Директор ГБОУ ГМЦ ДОгМ / jh - М.В. Лебедева ЛШт &МмМ/и! 2015 г. %ГТ:- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Городского профориентационного фестиваля мультимедийных проектов «Парад профессий - XXI век» 1.

Центр «Русский музей: виртуальный филиал» Отдел информационных технологий и сетевой безопасности Согласовано Заведующий ВРМ Н.В.Суховьева «12» января 2017 г. Согласовано Директор Д.С.Лавров Заведующий

Утверждаю Директор ГБОУ ГМЦ ДОгМ М.В. Лебедева 2015 года ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса лучших практик, содействующих профессиональному становлению обучающихся, «Проф-идея: информационный ресурс Ц(С)СТВ

Приложение 1 к приказу управления образования и молодежной политики от 15.10.2014 806\01-06 Положение о марафоне учебных предметов «По маршруту ФГОС НОО и ООО» От компетентного педагога к новому качеству

Приложение 1 к приказу департамента образования и науки Брянской области от 13.09.2017 1785_ ПОЛОЖЕНИЕ об областном конкурсе музеев образовательных организаций Брянской области «Школьный музей новые возможности»

ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕНО приказом департамента образования Ярославской области от Проект положения о региональном конкурсе образовательных и социально значимых проектов «Изменим мир к лучшему» 1. Общие положения

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЫШЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ 2017 г. г. Барнаул Об утверждении Положения о проведении краевого конкурса среди консультационных центров на лучшую программу оказания консультативной

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городского профессионально-педагогического конкурса по использованию информационных технологий в образовательном процессе «ИнфоТОП» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 932» 117534, Москва, Чертановская, д. 62 А E-mail: [email protected]

Анализ работы школьного музея в 2015-2016 учебном году

Нашему школьному музею 16 лет , он был создан в 1998-1999 учебном году на базе кабинета истории МОУ «СОШ с. Багаевка».

Музей расположен в классной комнате кабинета истории, площадь которого составляет 68 кв. метров.

По характеру имеющихся материалов музей – историко-краеведческий .

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Ценностные ориентиры краеведческой работы

    гражданско-патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти;

    укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;

    формирование у обучающихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы

Применительно к истории как к учебному предметуэто означает : историческое краеведение стало его обязательной составляющей.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 44 и ст.58).

Главной целью деятельности школьного музея является формирование гармонически творческой личности, патриота своей страны, своего края. Наш девиз «Нет без прошлого сегодня – без него и завтра нет».

Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея МОУ «СОШ с. Багаевка». Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социальные, экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе.
Таким образом, музей является одним из центром патриотического воспитания обучающихся МОУ СОШ с. Багаевка.

В 2015-2016 учебном году школьный музей продолжал выполнять учебно-воспитательную и культурно-просветительскую деятельность как на уроках , так и во внеурочное время.

Учащиеся 5-11 классов на уроках истории в 2015-2016 учебном году продолжали изучать (в контексте истории России) свой родной край и проявляли неподдельный интерес к его истории, традициям, обычаям, его достижениям и потерям тоже.

Работа со школьной аудиторией в течение всего учебного года проводилась и во внеурочное время по всем направлениям и посвящена была событиям года: 71-годовщине Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 года (осуществлялся социально-значимый проект«Победа входит в каждый двор»).В отчетный период большое внимание было уделено подготовке к 80-летию Саратовского губернии: проводилась подборка материалов по истории (ее образования) По материалам названной экспозиции в 4 четверти подготовлена экскурсия для обучающихся и учителей «Мой край в судьбе России»

Активные школьники начали осуществлять проект школы к 80-летию образования C аратовской губернии, приступив к оформлению тематической выставки. Старшеклассники участвовали в областной конкурс музеев «Мы приглашаем вас в музей», посвященном 80-летию образования C аратовской губернии, конкурс проводится с 15 октября по 30 ноября 2015 года.

В рамках этого же события активисты музея Шмакова А.. Ляшецкая А, учащиеся 8 класса, . приняли участие в VII Межрегиональных Мартыновских чтениях.На конкурс был представлен социально-значимый проект - виртуальная экскурсия по Саратовскому району «Здесь Родины моей начала…» в команде учащихся 7-11 классов Саратовского района. Команда награждена Дипломом 3 степени.

В работе музея используются разнообразные формы проведения мероприятий:

1.Продолжена целенаправленная работа по пропаганде Дней воинскойславы России (оформление календаря знаменательных дат, проведение обзорных и тематических лекций).

2.Школьный музей ведет активную и плодотворную экскурсионную деятельность, доносит до своих посетителей всю неповторимость, уникальность истории и культуры родного края, его богатый потенциал.

Экскурсии в музей:

Подготовлены тематические экскурсии в музей:

История Багаевки в стихах

Обзорная лекция по музею.

Новая презентация истории села Багаевка.

Наш Герой Советского Союза – Котлов Н.В.

Медиалекции :

1мировая война: забытая война.

2мировая: как это было»

Использование материалов электронного архива on - line «2 мировая война»

«История создания школьного музея», «Как живут экспонаты в музее?»

«Музей хранитель памяти»

«Мы приглашаем вас в музей» и др.

«Багаевцы-Солдаты Победы»

«Ими гордится Родина»

«Медаль за бой,медаль за труд из одного металла льют»

3. Работала медиатека музея «От Кремля до Берлина»

«И мы в историю заглядываем снова»: 27 января – снятие блокады Ленинграда, Курская битва, Битва за Крым:от Севастополя до Перекопа» , Сталинградская битва и др.

4. Краеведение это исследование, а организация исследовательской деятельности учащихся в настоящее время рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме. Учащиеся 5-11 классов на уроках истории в 2015-2016 учебном году продолжали изучать, (в контексте истории России) свой родной край и вести исследовательскую работу, проявляя неподдельный интерес к его истории, традициям, обычаям, его достижениям и потерям тоже.

Участие школьников в поисковой,исследовательской, проектной , пропагандистской работе посвященной 70-летию окончания 2 мировой воны (1941-1945), 71- годовщинеПобеды советского народа в ВОВ 1941-1945 года, 80-летию образования Саратовской губернии Кочеткова И. ученица 10 класса исследовательскую свою работу «Багаевцы-солдаты Победы» представила на научно-практическую конференцию, заняла 2 место.

В рамках подготовки к 80-летию образования Саратовской губернииКочеткова И. была приглашена на Круглый стол регионального значения «Саратовский край: от истоков к современности», где она представила презентацию «Багаевцы-Солдаты Победы»

5. Музейные уроки и музейные часы стали привлекательной формой работы школьного музея: «День народного единства 4 ноября», «Человек изобретатель» (обзор музейных экспонатов), «Курская битва- Огненная дуга», 2Снятие блокады Ленинграда», «Афганская война - локальная война 21 века».

Обучающиеся активно участвовали в мероприятиях, посвященных 71-летию Победы советского народа в ВОВ, которые проводились в различных формах: музейные часы, устные журналы, выставки, медиалекции, урок мужества, участвовали в различных акциях и проектах. Например, музейные часы: «Крымская операция 08.04.1944-12.05.1944"; «Встреча Советских и союзных войск на р.Эльбе;» «Битва за Берлин 16.04.1945-02.05.1945- - Капитуляция фашистской Германии 08.05.1943;» «Победный май» и другие.

Члены краеведческого кружка «Познай свой край» из 9, 10, 11 класса подготовили устный журнал «Ими гордится Россия. Саратовцы - полные кавалеры Ордена Славы. Багаевцы: Алатырцев А.Т., Морозов В.П., Котлов С.Т. – орден Славы 3 степени. Материалы были освещены и на общешкольнаой линейке.

Заслуживают благодарности в данной работе учащиеся Шмакова А., Ляшецкая А.-8 класс, Паронько А., Алексушина Ю. -9 класс, Кочеткова И., Кареканова Э., МорозоваЕ., Петров К. -10 класс, Исмаилова М. – 11 класс.

Также на базе музея 2 сентября 2015 года была организована встреча обучающихся с ветераном ВОВ Баевым Н.Л. «Память жива», они с большим интересом и уважением отнеслись к жизни ветерана в годы военного лихолетья. В том году встреча была посвящена 70-летию окончания 2 мировой воны (1941-1945).

6. Стало традицией нашего музея в день рождения нашего земляка Котлова Н.В.- Героя Советского Союза 21 декабря проводить урок мужества. Активом музея была представлена презентация о подвиге Котлова Н.В. для учащимся 5-8 класса и возложены цветы к мемориальной доске.

7.Тематические классные часы «Победа входит в каждый двор» классными руководителями проводились с использованием материалов нашего школьного исторического музея.

8.Вахта Памяти : «Поклонимся великим тем годам» проведена в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания «Имя тебе солдат!

9.Продолжалась работа по изучению истории Саратовского края по книгам :

«Связаны одной судьбой», «Судьба моя –Саратовский район», «Памятные места Саратовской области», «Очерки истории Саратовского Поволжья», «Страницы летописи Саратова», «Город Волжской судьбы», «Годы и люди», «Саратов купеческий» , «Пароход на Волге», «Века и камни», энциклопедия Саратовского края и др

Поисковая группа музея также оставила след в деятельности музея. Фонд музея пополнился новыми экспонатами(старинные монеты 19 века и др., ученические тетради, предметы быта и др.)

Овладеть методикой краеведческого поиска, изучить источники по истории родного края учащиеся могли на занятиях историко-краеведческого кружка « Познай свой край»

Таким образом, в нашей школе задача сохранения богатейших ценностных традиций успешно решается через школьный музей как образовательный и воспитательный центр.

Анализ работы школьного музея позволил мне сделать следующие выводы :

1. На протяжении 16 лет музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, экскурсионная работа, уроки истории.

2. В музее работают школьники 5-11 классов, работает Совет музея.

3. Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.

4. Взаимодействие с различными организациями и живыми свидетелями событий дают богатый материал для осмысления своей значимости.

5. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.

6. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.

7. Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.

8. Музей посещают ежегодно все классы школы, выпускники прошлых лет, родители, жители, ветераны.

Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения..

9. Моя педагогическая практика убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.

Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранние полученные знания, соблюдения определенной последовательности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования

А также следует заметить, что местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории.

Краеведческий материал удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы.

Краеведческий материал раскрывает специфические особенности развития Саратовского края, дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

10.Школьный музей – научная лаборатория для начинающих исследователей – учащихся. Краеведение это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьник.

Результаты исследовательской деятельности учащихся используются на уроках в процессе изучения и усвоения программного материала, а также во внеурочной деятельности (от сообщения, выступления, проекта до исследовательской работы, представленной на классную, школьную районную научно-практическую конференции)

Школьный музей - трибуна для формирования навыков ведения дискуссий.

Любой экспонат школьного музея может превратиться в поле деятельности школьников.

Таким образом, наш школьный музей - место, пространство для формирования ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, гражданских, правовых).

Подводя итоги работы школьного музея за прошедший год, можно определить некоторые новые перспективы в его деятельности.

В 2016-2017 учебном году ставится задача еще более активно использовать воспитательный и образовательный потенциал нашего школьного музея.

Вся наша работа будет проходить в рамках исследовательского проекта «Мой край в судьбе России» , посвященного 80-летию образования Саратовской губернии и 50- летия Багаевской школы.

Особое внимание будет уделено истории нашего села, Саратовской области, его людям. Планируем обновить экспозиции музея, выставки музея, а также систематизировать основной фондовый материал музея. Актив музея ставит перед собой задачу улучшить условия хранения и использования основного и вспомогательного музейного фонда.

Планируем продолжить написание летописей по классам «Листаем школьной истории страницы» и организовать выпуск информационного листка «Слово о школе»;

Планируем привлекать к работе с музеем всех участников образовательного процесса через экскурсии, конкурсы, конференцию, викторины, устные журналы, музейные и информационные часы и другие формы деятельности.

Ставится задача в следующем учебном году принимать активное участие в мероприятиях муниципального и регионального, всероссийского уровня по краеведению.

Одной из ответственных мероприятий актива школьного музея в будущем учебном году будет продолжен перевод краеведческих материалов устной истории на электронные носители памяти и продолжение создания в музее медиаресурсов.

Руководитель школьного музея: Неронова Т.М.

15/05/2017 – 30/04/2018 @ – Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» проводится для обучающихся, педагогов и руководителей музеев образовательных организаций города Москвы. Цель: поиск новых подходов к социализации и процессу формирования российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы и музеев образовательных организаций. Задачи: использование музейно-образовательной среды с учётом пожеланий обучающихся как базы для культурного и творческого […]

01/09/2017 – 31/03/2018 @ – Олимпиада “Музеи. Парки. Усадьбы” – это мероприятие для школьников, которое проводится Департаментом образования города Москвы совместно с Департаментом культуры города Москвы. Цель Олимпиады: через познавательные вопросы познакомить школьников с музеями и другими культурными объектами Москвы, рассказать им о столице, о ее истории, культуре, искусстве, а также показать, каким увлекательным может быть посещение музея. Сроки проведения: 1 […]