Сколько заповедей в библии и какие они. Семь смертных грехов и десять заповедей

Ника Кравчук

Почему Церковь запрещает праздновать Хэллоуин?

Что общего имеет сатанинский подтекст праздника Хэллоуин с Днем всех святых? Какой опасности подвергаются подростки и молодежь, переодевающиеся в костюмы ведьм и чертей? Отпускать детей на хэллоуинскую вечеринку или лучше убедить не идти?

Что 31 октября отмечали кельты?

История праздника Хэллоуин — яркий пример борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра. Он берет начало с кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии), со времен язычества.

В ночь с 31 октября кельты праздновали Самайн — начало нового года. В этот день не существовало границ между земным и потусторонним мирами: боги спокойно входили в человеческую жизнь. Вот только все эти божества имели скверный характер: жестокие, они вечно противостояли друг другу и воевали. У людей был только один вариант временно откупиться: принести жертву.

Кельтские жрецы — друиды — тушили свет во всех его проявлениях (костры, светильники). Вечером следующего дня они разжигали огромнейший огонь, на котором и приносили жертвы Самхаину — богу смерти и тьмы. Если говорить откровенно, то сатане как князю тьмы.

Если Самхаин останется довольным, то умершие смогут побывать в гостях у живых — верили кельты. Кроме этого, считалось, что души усопших были ужасно голодными. Их надо было обязательно накормить, иначе бог смерти разгневается и обязательно накажет людей. Поэтому готовили всевозможные угощения.

Не видите ли параллелей с современным празднованием Хэллоуина?

  • Люди переодеваются в привидений, ведьм и разных духов, символизирующих души усопших.
  • Бродят целую ночь.
  • Выпрашивают сладости (trick-or-treating) — неслучайно это выражение буквально переводится как «неприятность или угощение». Казалось бы безобидное угощение детей на самом деле берет свое начало в умилостивлении голодных душ умерших родственников.

Отношение Церкви к Хэллоуину, или Между праздником тьмы и Днем всех святых

Но как с таким днем тьмы, смерти и страха мог увязаться светлый праздник всех святых, отмечаемый Западной Церковью? Это связано с приходом в Ирландию христианства. Важнейшую роль в этом сыграл всем известный святой Патрик.

В праздник Белтейн, отмечаемый 1 мая, было запрещено зажигать огонь, пока друиды не приготовят костер для сожжения жертвоприношений. Но святой Патрик ослушался и разжег костер, что символизировал Божественный Свет. Именно он противостоял тьме, страху и смерти.

Через каких-то полгода Ирландия очень поменялась. И там, где раньше царил страх, теперь проповедовалась любовь. Праздник, который раньше ассоциировался со страхом и смертью, стал Днем всех святых, которые остановили силы Самайна и духов тьмы.

А уже в IX столетии Папа Григорий IV объявил этот праздник общим для всех католиков. Даже само название Halloween — это сокращенный вариант от Аll Hallows" Eve — канун всех святых.

Чем опасен праздник Хэллоуин?

Современное отмечание 31 октября — возвращение к языческим корням. Под, казалось бы, яркой и запоминающейся забавой на самом деле прячутся жуткие вещи. Если быть полностью откровенными, то сатанинские. Почему?

Во-первых, участниками их становятся обычно подростки и молодежь, которые:

  • часто не имеют окрепшего собственного мнения и легко поддаются влиянию авторитетов и настроению массы;
  • желают выделяться на фоне других;
  • активные, хотят все попробовать;
  • вступили в период заострения греховности.

Они попросту не понимают, в чем кроется опасность.

Во-вторых, уже само наследование темных сил опасно для человека. Именно поэтому отношение Церкви к Хэллоуину имеет негативный характер.

Наверняка вам приходилось слышать рассказы актеров, которые играли роли темных сил или людей, увязших в каком-то грехе. Когда ты пытаешься изобразить это, то уже сам невольно наследуешь такие повадки.

А что будет, если молодая девушка оденется в костюм ведьмы, начнет громко хохотать, привлекать внимание парней своим неприличным поведением? Или юноша оденется в какого-то духа злобы? Ведь мало просто примерить костюм, нужно еще как-то вжиться в роль для лучшего эффекта, чтобы все друзья поняли, как мне это идет!

Все события так или иначе влияют на человека. Ничего не проходит бесследно. К сожалению, и бурное отмечание Хэллоуина, костюмы, лицедейство и всеобщее настроение также.

Часто такие вечеринки могут заканчиваться алкогольным опьянением и блудом. Может быть еще хуже. Некоторое время в Америке молодежь даже начинала хулиганить, например, разбивать стекла. Чтобы это остановить, бойскауты придумали движение с лозунгом «Sane Halloween!».

В Швеции в связи с возгоранием помещения пострадало более 200 школьников, отмечавших 31 октября.

Не так давно американская Церковь Сатаны решила «попиариться», назвав этот праздник «своим». Это никто не посчитал угрозой, но разве после таких фактов может измениться негативное отношение Церкви к Хэллоуину?

Специально не хотелось бы противопоставлять нашу культуру американской и говорить о том, что чужие праздники пришли к нам, нам что-то навязывают. Мы сами выбираем, принимать это или нет.

Хотелось бы заострить внимание на другом — на извращении понимания добра и зла. Праздник Хэллоуин вместе с костюмами вурдалаков, томатным соком вместо крови, мелкими проявлениями насилия (якобы «для забавы)», печеньками в виде гробов и черепов уже негативно влияет на ребенка. Ему начинает казаться, что все это нормально и даже хорошо.

Детские психологи, психотерапевты, священники сталкиваются с разными последствиями: неврозы, кошмары, постоянные страхи, боязнь пребывать наедине.

Известны даже истории, когда вот такое «невинное» переодевание в лукавых духов могло привести к беснованию, когда в человека реально вселялся злой дух. Человек один раз решил «по приколу» изобразить действие зла, вляпался в грязь. Кому-то получается легко отчистить ее, а другому даже дорогие пятновыводители и химчистки не помогут. Поэтому лучше изначально не пачкаться.

Кому выгодно массовое беснование?

Кому же все-таки выгоден современный праздник Хэллоуин как возвращение к язычеству? Можно ответить одним словом: дьяволу. А действует он через людей.

С одной стороны, искушает молодежь, частично развращает ее, провоцирует на неприличное поведение, блуд и разврат. Конечно, многое зависит от компании. Для кого-то Хэллоуин превратится в веселую вечеринку, с тыквами, костюмами и хорошим настроением — вроде бы все прилично. А для других — это ночь испытания всевозможными пороками.

С другой стороны, лукавый искушает и организаторов таких мероприятий, людей, которые устанавливают нереальные цены за костюмы ведьм и вампиров. Например, в этом году американцы планируют потратить $6,9 млрд. на отмечание и костюмы. Кстати, о последних.

Лукавый еще имеет один способ поискушать людей — потянуть за крючок зависти и гордости. Мол, у твоего соседа такой дорогой костюм, а как же ты? Разве не купишь себе что-то не хуже? Или даже лучше? Ты ведь должен выглядеть достойнее всех! И насколько проще, если во всем этом не участвовать.

Ищем альтернативы

Если в школе готовится костюмированная вечеринка и вы понимаете, что от участия в ней ребенку будет только хуже, поговорите с классным руководителем и подумайте об альтернативе.

Дети хотят праздника — так устройте им это в семейном кругу. Пусть мама испечет пирог, дети ей в этом помогут, папа постарается прийти с работы пораньше. Можно провести это время вместе, не спеша поговорить об учебе, планах на лето, книгах, идеях для совместного путешествия и… истории праздника Хэллоуин.

Можно даже собраться вместе с другими семьями, которые не одобряют современную символику Halloween и устроить свой праздник. Светлый и добрый. Ведь именно победу над тьмой он символизировал тогда, когда в Западной Церкви стал Днем всех святых.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром?»
(2 Кор. 6:14-15)


К ак известно, приближается этот мерзкий праздник, навязанный нам западом. Хочется предупредить всех православных, чтобы их не затянули случайно на это мракобесие. Ведь Хэллоуин был запрещён Православной церковью ещё во времена Российской империи. Долгое время праздник был под запретом, так как он имеет языческое происхождение. Самое ужасное, что после распада СССР этот праздник сейчас все активнее культивируется в России. Несомненно, что подобная тенденция свидетельствует о все возрастающей повсеместно пропаганде сатанизма. Посмотрим, откуда идут корни этого «праздника».
«П раздник Хеллоуин» ведёт начало от кельтского ритуального празднества Самхаина, усвоенного переселившимися в Британию германскими племенами (англы, саксы и юты) после VI века нашей эры. Хеллоуин стал одним из основных народных праздников в Британской Ирландии. В XIX веке волны ирландской эмиграции принесли праздник в США, где он отмечается с 1846 года. В США праздник получил особое распространение благодаря гей-сообществу. В 1970-х годах в Сан-Франциско стало популярным шоу трансвеститов в гей-кварталах города. Они надевали яркие театральные костюмы и проводили парад по улице района. Со временем подобные мероприятия стали проводиться повсеместно, с участием детей, или подростков. Традиция костюмирования была стилизована под существующие образы монстров и персонажей детских страшилок.
Х эллоуин имеет очень богатую атрибутику, интерес к которой активно эксплуатируется современными компаниями-производителями товаров для детей (костюмы, маски, конфеты, украшения и т. д.). Стремлением различных компаний (преимущественно американских) повысить свою прибыльность во многом объясняется распространение Хэллоуина за пределами США, поскольку в этой стране рынок товаров для Хэллоуин уже перенасыщен.
О дним из основных атрибутов «праздника» является «светильник Джека» в виде головы вырезанной из тыквы с подсветкой. Карнизы, балконы и входы домов обычно украшаются искусственной паутиной, пауками, летучими мышами, ведьмами, совами, котами, ведьмиными мётлами и т. д.
К остюмы для Хэллоуина основаны также на темах колдовства и его образов в кинематографе и литературе. Дети, одетые в костюмы и маски, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу «Trick or Treat!» - «конфеты или жизнь!». Особенно популярны наряды ведьм, магов, колдунов, вампиров, покойников, оборотней, привидений, русалок, фей, эльфов, различных ночных животных (кошка, летучая мышь, волк и др.) Проводятся вечеринки, карнавалы, сопровождаемые зловещей, кладбищенской музыкой, завываниями волков, уханьем сов и другими звуками, записанными в аудио или видеоформате. Популярны развешанные плакаты и разложенные книги с изображением Дракулы, ведьм, вампиров и их символикой (осиновый кол, чёрные чётки и др.).
П олучается, наступила новая эра адской пропаганды. Пропаганды социального оккультизма! Если раньше прикоснуться к тайнам магии могла лишь небольшая часть общества, то теперь дверная ручка в мир бесов сделана достаточно низко, чтобы даже ребенок, без особых усилий, мог ее открыть.
О ккультизм начинается с конфет, ярких маскарадных костюмов, оранжевых огней и «безобидных» касперов, беспомощно болтающихся на деревьях. Детская мечта перемазаться сажой и попугать кого-либо, стала необыкновенно доступна! Ребенок уже не пугается зла! Кладбища, скелеты, окровавленные зомби уже не вызывают естественное чувство отторжения. Все, что годами воспринималось, как исчадие ада теперь вызывает веселие. Оказывается, зло может быть добрым, и даже необходимым. Это называется, выпустить адреналин в кровь. Вы обратили внимание, что дети любят играть в прятки и при этом пугать друг друга выкриками? Большинство аттракционов предлагают «рискнуть здоровьем». Вас скинут головой вниз, перекрутят, спустят с крутых горок, провезут по темной пещере с таинственными шорохами и внезапными выкриками египетских мумий, вы подвергнитесь нападению кладбищенских мертвецов. Крик, визг настолько естественны при этом, ведь именно за такое «удовольствие» вы и заплатили!
И лишь подрастая, мы понимаем, что не существует Деда Мороза, и Кащей Бессмертный не такой уж бессмертный. Подростку становиться скучно! Поиск такого адреналина еще более усиливается и вот здесь, как волшебная палочка-выручалочка приходит «добрый праздник» Хеллоин. Он приносит легкую ностальгию по детству и при этом дает возможность провести это время совсем не по-детски.
Р усская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по ряду причин:
1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы привидений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.
2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.
3. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для православных христиан является неприемлемым, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября (в этот день память всех святых с 835 г. празднует Западная Церковь), а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.
4. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» Хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов.
5. Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.
П ри этом все убеждения в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои. Если по какой-либо причине православный христианин был втянут в кощунственные обряды этого праздника, ему необходимо принести пред Богом искреннее покаяние на исповеди.
О ффициально зарегистрированная американская церковь сатаны открыто провозгласила Хэллоуин своим основным праздником. Для них целью празднования, завершающегося самой главной черной мессой года, ставится демонстрация своего поклонения и преданности дьяволу. Помимо сатанистов, его избрали своим главным праздником и те, кто в наши дни сознательно предает себя на служению злу - колдуны, ведьмы, всеразличные реставраторы древних языческих культов. Ночь Хэллоуина для них - время одного из четырех основных шабашей.
Н е смотря на все это, Хэллоуин потихоньку начинает становиться всенародным праздником. (Почему бы это?) Социологи считают принятие обществом подобных праздников самой тревожной приметой нашего времени. По их мнению, празднование Хэллоуина и подобных ему мероприятий говорит о кризисе культуры. Люди просто перестают различать добро и зло.
Т радиции этого праздника, представляемые безобидным весельем, на самом деле являются древними обрядами имитации мертвых, приношением жертв духам, напрямую связанным с сатаной. В этот «шуточный праздник» Вам представляется «редкая возможность» почувствовать себя демоном, поступать как демон...
П равда, интересная перспектива?
Д ля верующих такие слова звучат как предательство. Это предательство Бога, измена собственной культуре. Есть поступки, которые даже играючи делать нельзя. Например, играть в террористов, захвативших заложников... Также и игра в Хэллоуин с обязательным жертвоприношением демонам - есть духовное предательство. Вспомните, почему детям запрещено играть со спичками - можно устроить пожар, с электричеством - потому что может ударить током, с ножом - чтобы ненароком не порезаться.

Как известно, приближается этот мерзкий праздник, навязанный нам западом. Хочется предупредить всех православных, чтобы их не затянули случайно на это мракобесие.

кадр из фильма "Хеллоуин"

Священник Александр Усатов

«Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?»

(2 Кор. 6:14-15)

Русская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по ряду причин:

1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир, и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина


Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.

3. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для православных христиан является неприемлемым, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября (в этот день память всех святых с 835 г. празднует Западная Церковь), а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.

4. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» Хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов.

5. Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина


Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

Отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина

При этом все убеждения в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои. Если по какой-либо причине православный христианин был втянут в кощунственные обряды этого праздника, ему необходимо принести пред Богом искреннее покаяние на исповеди.

Опять меня заткнули! Поэтому пишу здесь: Власть на нашей стороне, ура! А неверующих просто жалко.

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Книга Исход, глава 20, 10 заповедей Моисея.

(см. также: Книга Второзаконие, 5 глава)

1 И изрек Бог все слова сии, говоря:

1. 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. 13 Не убивай.

7. 14 Не прелюбодействуй.

8. 15 Не кради.

9. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Евангелие от Марка, глава 12

28 Один из книжников… подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. 34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия.

ПОДРОБНЫЙ РАЗБОР ЗАПОВЕДЕЙ

Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему, вследствие греховной жизни, внутреннему ориентиру человека – его совести.

Первая заповедь, данная на Синае, гласит: “Аз есмъ Господь Бог твой: да не будет тебе бози инии, разве Мене” (Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим).

Эта первая заповедь является основой всех десяти заповедей Синая. Она говорит о том, что есть только один Бог - живой и истинный, Которому должно поклоняться и Которого должно любить всем сердцем и всею душею.

Неужели у нас, православных христиан, могут оказаться “другие боги?” Да, это может быть. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 21) . Это значит, что любое сокровище может сделаться нашим идолом, которому мы начнем поклоняться и которое будем любить. Ибо всякое сокровище, к которому привязалось сердце наше, становится между Богом и нами и делается идолом для нас.

Если первая заповедь говорит о едином живом Боге и поклонении только Ему, то вторая заповедь говорит о том, как надо поклоняться Богу.

“Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им” (Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им - Исх. 20, 4 - 5).

Чтобы нам правильно понять слова заповеди напомним слова св. ап. Павла, сказанные им в Афинах: “Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого” (Деян. 17, 29) .

Второй заповедью запрещается идолопоклонство и все верующие призываются поклоняться Богу в духе и истине (см. Иоан. 4, 21 - 24) .

Идолопоклонство заключается в том, что люди вместо поклонения Богу, поклоняются природе или вещам, изготовленным самим человеком.

Кроме грубого идолопоклонства есть еще тонкое идолопоклонство, как любостяжание, чревоугодие, или лакомство, объядение и пьянство, гордость, тщеславие, лицемерие.

Возникает невольно вопрос: а не запрещается ли второй заповедью иметь вообще священные изображения?

Вот какой ответ мы находим в Православном Катехизисе митрополита Филарета:

“Отнюдь нет. Сие ясно видно из того, что тот же Моисей, чрез которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии... золотые священныя изображения Херувимов, и притом в той внутренней части храма, в которой народ обращался для поклонения Богу” (см. Исход 25, 17-22) .

Почитание святых икон, креста, и вообще священных изображений не является идолопоклонством потому что уважение, проявляемое им, относится к тому, кого они нам напоминают...

“Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе”. - Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

Об этой заповеди можно сказать смело, что она нарушается больше всех других заповедей Божиих в жизни нашей.

Что же означает произносить имя Господне напрасно? Это значит: произносить его при всяком пустяке, при мелких, ничтожных обстоятельствах, произносить его на каждом шагу... Кто не повинен из нас в этом грехе?...

Напрасным произнесением имени Божьего является также и так называемая божба. Мы знаем, как распространена среди людей божба, то есть призвание Бога в свидетели при нужном и ненужном случае. А как часто призывается Бог в свидетели при явной лжи, при явной неправде... Мы знаем, что этот грех совершил даже ап. Петр (см. Мф. 26, 74) ...

Божбе не должно быть места среди христиан, ибо это является явным нарушением заповеди Божией!

Будем всегда помнить, что если мы виновны в нарушении одной заповеди, то мы виновны в нарушении закона Божия, воли Божией вообще (см. Иак. 2 , 10) , ибо воля Божия неделима.

Четвертая заповедь гласит:

“Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя; в день же седмый, суббота Господу Богу твоему. - Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему” (см. Исх. 20, 8-11).

Чтобы понять четвертую заповедь, данную Богом на Синае, мы должны знать, что слово “суббота” -слово не русское, а происходит от еврейского слова “шаббат”, что означает; покой. Значит, на еврейском языке заповедь четвертая точно гласит так: “Помни день покоя... шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - день покоя - Господу Богу твоему”.

Почему же Церковь Христова в Новом Завете стала святить перый день недели, то есть воскресный день как день покоя? Потому что воскресение Господне совершилось в первый день недели (см. Лук. 24, 1 - 3) . И этот день - день воскресный стал днем покоя для всех верных детей Божиих Нового Завета с времен рождения Церкви Христовой на земле (см. Иоан. 20, 19-24; Деян. 20, 7-12; 1-е Кор. 16, 1 -2; Откр. 1, 10) .

По примеру святых апостолов и древних христиан, и мы чтим и святим первый день недели, то есть воскресный день - в память воскресения Иисуса Христа, которое дало нам оправдание и освобождение от греховного рабства.

Что же значит помнить и святить день покоя? - В день покоя мы не должны делать дела, которые можно сделать в другое время. Но это не значит, что мы не должны делать дела, без которых нельзя или трудно обойтись в день покоя. Какие это дела, без которых нельзя обойтись в день покоя, - это должен решить лично каждый.

В Новом Завете не перечисляются дела, которые можно делать и которые нельзя делать в день покоя, как это, например, мы видим в Ветхом Завете в отношении субботы. Однако, церковная традиция нам ясно говорит, что можно и должно делать в день покоя.

Прежде всего, мы должны быть “в духе” в день покоя, как был в духе ап. Иоанн в день воскресный на острове Патмосе.

Быть в духе в день покоя-это значит сосредоточить внимание на своем внутреннем духовном человеке. Это значит дать нашей душе хорошую духовную пищу. Эта пища дается в наших св. храмах, поэтому посещение Богослужений в день покоя является лучшим средством для проявления заботы о нашем внутреннем человеке.

Если мы не смогли быть в воскресный и, праздничный день в храме, то дадим нашей душе духовную пищу в домашней обстановке - путем чтения Слова Божия и духовной литературы.

Но День покоя не означает день бездеятельности. Святить день покоя - это значит: наполнить его святыми делами (см. Лук. 13, 10-16; Иоан. 5, 5-16) - делами любви и милосердия. Много больных, прикованных к постели, ожидают посещения и утешения. Пойдем к ним с чувством любви и сострадания и со словами утешения и ободрения. И это будет лучшим соблюдением наших дней покоя.

При рассмотрении первых четырех заповедей мы видим, что они говорят о нашем отношении к Богу. Начиная с пятой заповеди, Бог говорит нам о нашем отношении к людям.

“Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли”. - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12).

Кто не почитает отца своего или мать свою в самом широком смысле этого слова, тот не может быть добрым христианином или доброй христианкой.

Нас может удивлять обетование Божие, связанное с пятой заповедью...Долголетие, которое Бог связывает с исполнением пятой заповеди/станет нам понятным, если мы будем помнить, что за нарушение этой заповеди в израильском народе полагалась смерть. В Книге Исход 21, 17 мы читаем: “Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”. Очень ярко говорит Соломон в своих притчах о результате нарушения пятой заповеди: “Кто злословит отца своего и свою мать, того святильник погаснет среди глубокой тьмы” (Пр. 20, 20) .

Чтобы нам лучше понять значение пятой заповеди о почитании родителей, необходимо отметить, что понятие отца и матери нельзя ограничить только отцом и матерью, от которых мы родились... Оно должно включать в себя всякого человека, кто старше нас физическим или духовным возрастом, кто выше нас познанием или опытом, кто занимает начальствующее положение в церкви или народе Тогда только мы поймем величайшее значение пятой заповеди как для верующего народа, так и для всего человечества.

Шестая заповедь гласит: “Не убий!” - Не убивай (Исх. 20, 13).

Слово “убивать” всем нам хорошо понятно. Но мы должны проникнуть в его смысл еще глубже. Убивать - это значит; лишать живое существо самого дорогого, чем оно обладает, то есть жизни. Между рождением и смертью жизнь проявляется в самых сложных явлениях - в процессах, происходящих в теле, а у человека и в душе. Сотворив человека, Бог вдунул в него “дыхание жизни” , после чего только человек стал “душою живою” (Быт. 2, 7) . При сотворении растений и животных Бог не наделил их Своим “дыханием”. Это говорит о том, что человек получил от Бога много Божественных свойств, которыми не обладают растения и животные. И шестая заповедь дана Богом для охраны жизни, как высшего блага, которым обладает человек.

Слово Божие говорит, что убийством является не только лишение себя или другого человека жизни, но и разрушение жизни, приводящее к преждевременной смерти.

Что же разрушает человеческую жизнь? Алкоголь медленно, но верно ведет алкоголика к преждевременной могиле. Курение, медленно, но верно, отравляет человека сильнейшим ядом никотина. И алкоголик, и курильщик определенно нарушают шестую заповедь, гласящую: “Не убивай!” Излишества в пище и питье определенно разрушают пищеварительные органы и нарушают сердечную деятельность, чем укорачивают жизнь человека. Да сохранит нас Господь от чревоугодничества, которое является медленным самоубийством.

Пренебрежение медициной также может привести человеческую жизнь к преждевременной гибели... Но и наоборот: злоупотребление лекарствами может тоже привести к сокращению жизни.

Но что особенно удивительно: Слово Божие приравнивает к убийству и ненависть. Так, в первом соборном послании св. ап. Иоанна Богослова мы читаем: “Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца” (3, 15) .

Ненависть - это чувство сильной вражды, которое неразрывно связано с желанием самого худшего тому, кого мы ненавидим. И если еще глубже проанализировать чувство ненависти, то и мы увидим, что ненависть носит в себе желание смерти того, кого мы ненавидим. Это желание смерти того, кого мы ненавидим, может быть глубоко сокрытым в нашем сердце, но оно сопровождает каждое чувство ненависти, хотим мы этого или нет. Вот почему каждый, ненавидящий ближнего своего, является потенциальным человекоубийцей, то есть убийцей скрытым, не проявившим себя на деле, но желающим уничтожения и исчезновения ненавидимого им человека.

Слово Божие говорит об одном оружии, которое тоже носит в себе смерть и которое тоже способно убивать. Это - язык человека. Св. ап. Иаков пишет:

“Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” (3, 8) . Какие серьезные слова о смертоносности нашего языка! Они говорят о том, что человека можно убить ^ языком, т. е. словом... Такие грехи нашего языка, как злословие и клевета, способны действительно глубоко и смертельно ранить сердце нашего ближнего.

И особенно смертоносна клевета. Она действительно уничтожает оклеветанного человека: уничтожает его достоинство, его авторитет. Клевета может самого чистого ангела сделать самым грязным существом в глазах окружающих... Пусть же и в отношении нашего языка предостерегают нас слова шестой заповеди: “Не убивай!”

Седьмая заповедь гласит: “Не прелюбы сотвори”.- Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).

Эта великая заповедь достаточно понятна всему человечеству, и необходимо только одно - чтобы в сердце было горячее желание всегда исполнять ее.

Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди расширил седьмую заповедь Ветхого Завета. Он говорит нам, что, кроме физического прелюбодеяния, есть еще духовное прелюбодеяние, прелюбодеяние в сердце, прелюбодеяние в мыслях... И в Его очах наши нечистые мысли также греховны, как и нечистые дела.

Седьмая заповедь - заповедь “не прелюбодействуй” - зовет нас к абсолютному целомудрию, к целомудрию не только плоти, но и духа, к целомудрию сердца и мыслей. И такое целомудрие будет нашим достоянием, если мы будем неизменно пребывать во Христе, а Он в нас.

Восьмая заповедь гласит коротко и ясно: “Не укради”. - Не кради. (Исх. 20, 15).

Много хищений, много краж, кажущимися безобидными, совершается на нашей земной планете, и как необходима человечеству заповедь Божия: “Не кради”. У большинства людей эта заповедь забыта или нарушается сознательно. Нас часто не волнует присвоение какой-либо мелочи. Одна мать сильно наказала своего мальчика-сына за то, что он взял чужую катушку ниток. Соседка говорит ей: “Ну разве можно так наказывать мальчика за катушку, словно он золото взял”. Мать ответила: “Сегодня он взял катушку, а завтра он возьмет золото”. Конечно, человеческий закон не накажет за катушку ниток так же строго, как за золото. Но Божий закон строг и в отношении так называемых мелочей. ибо мелкие кражи являются верным путем к большим хищениям, а главное - являются, как и большие кражи, нарушением восьмой заповеди.

Девятая заповедь гласит: “Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна”. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).

Некоторые истолкователи Слова Божия ограничивают девятую заповедь свидетельством на судах. Институт свидетелей на судах существует во всех странах мира, и уклонение от свидетельства наказывается законами каждой страны. К сожалению, есть свидетели, выступающие на судах с ложью.

Поскольку ложное свидетельство на судах карается законом, то не все свидетели дерзают выступать там с лжесвидетельством. Лжесвидетели несут свое ложное свидетельство туда, где им не угрожает наказание. Таким образом, девятая заповедь гораздо шире в своем объёме: она обнимает всю жизнь человека...

Мы все знаем, что в каждом человеке есть две стороны: хорошая и плохая. У каждого человека есть плюсы и минусы, хорошие, положительные качества, и плохие, отрицательные свойства. Если мы рисуем человека только с худой стороны, если мы подчеркиваем только его плохие качества, то мы определенно произносим на него ложное свидетельство, т. е. изображаем его неправдиво. Мы знаем свойство мух - выискивать на теле человека раны и язвы и сидеть именно на них. Именно так поступают те, которые говорят о людях только плохое. Говорят, что царь Петр Первый будто бы прерывал каждого человека, который говорил ему о ком-либо только плохое, такими словами: “Не говори мне только о плохих сторонах этого человека - у него ведь есть и хорошие качества, так скажи мне и о них”.

Но лжесвидетель никогда не говорит о хороших качествах человека, он носит при себе только черные краски. Ложным свидетельством на человека является распространение непроверенных и недобрых слухов о нем. Действие такого рода лжесвидетельства чрезвычайно сильное. Оно подобно загоревшемуся пожару, который распространяется молниеносно, схватывая все новые и новые предметы.

Ложным свидетельством является и преувеличение недостатков наших ближних... А ведь преувеличение недостатков и ошибок наших ближних может выливаться в поношение. Как много верующих, повинных в этом грехе!

Но самым ужасным ложным свидетельством на ближнего является клевета.

Клевета - это произнесение заведомой неправды с целью опорочить человека. Клевета - это приписывание чистому и невинному человеку какой-то нечистоты, какого-то вымышленного греха. Клевета-это бросание грязью в человека, не заслужившего этого.

Самое ужасное в грехе ложного свидетельства на нашего ближнего - это то, что сказанное слово никогда нельзя вернуть назад. Никогда! Можно сожалеть о сказанном, можно плакать и рыдать... Можно каяться пред Богом и просить прощения у человека, которого мы очернили своим ложным свидетельством, но то, что нами сказано о нем, - сказано навсегда и безвозвратно.

Фальшивые деньги, находящиеся в обращении, можно постепенно выловить и уничтожить. Но как выловить пущенную клевету и как уврачевать отравленные ею души? Насколько этот грех велик в очах Божиих, видно из Книги Откровения, где сказано, что участь “всех лжецов... в озере, горящем огнем и серою” (21, 8) .

Десятая заповедь гласит: “Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего”. - Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

Десятая заповедь, данная Богом на Синае, направлена против весьма распространенного порока - любостяжания. Любостяжание - это алчность, желание иметь больше, чем это нужно: иметь сверх необходимого... Сам любостяжатель никогда не назовет любостяжание грехом. Он думает, скорее, что это добродетель, что это особая мудрости, заботливость и предусмотрительность в отношении своей будущности.

Грех любостяжания сделал Иуду Искариота сперва вором, а впоследствии и предателем своего Учителя Христа, потому что тридцать сребренников оказались для него дороже Спасителя мира. А что дали Иуде эти сребренники? Ничего, кроме ужасающих угрызений совести, для избавления от которых он бросил их к ногам врагов Христа, а сам пошел и удавился.

Послушаем, что пишет ап. Павел Тимофею о любостяжании и сребролюбии: “Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости” (1-е Тим. 6, 10- 11) . Ап. Павел в этих словах противопоставляет земным сокровищам сокровища небесные.

Любостяжание и сребролюбие - действительно корень всех зол. Самые дружные семьи разбивались при дележе наследства, оставшегося после смерти родителей, и споры о наследстве приводили и приводят к вражде между родными братьями и сестрами. Любостяжание порождало и порождает тысячи браков по расчету, которые, кроме слез, ничего не дают, вступающим в такой брак.

Именно любостяжание и сребролюбие были причиной всех краж и хищений, т. е. нарушения восьмой заповеди “не кради”.

Любостяжание порождало в истории человечества большинство кровопролитнейших войн. И этот же грех был причиной порабощения чернокожих негров, об ужасах рабства которых так хорошо повествует книга “Хижина дяди Тома”.

Св. ап. Павел называет любостяжание “идолослужением” (Кол. 3, 5) . И действительно: маммона легко превращается в идола, в “другого бога” и приковывает к себе сердце любостяжателя.

Скромность во всем - в одежде, в пище, в нашей повседневной жизни - вот путь к преодолению любостяжания, жажды наживы, алчности, словом, к преодолению искания большего, чем нам необходимо. Хорошо пишет об этом ап. Павел в 1-м Тим. 6, 6-9 : “Великое приобретение-быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” .

Вспомним притчу Христа об одном любостяжателе: “У одного богатого человека был хороший урожай на поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: “Вот, что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое”. И скажу душе моей: “Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, еш1Ь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лук. 12, 16-21) .

Мы должны всегда помнить слова Христа: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мф. 16, 26) .

Да поможет нам Господь всегда исполнять десятую заповедь и не прилепляться нашим сердцем к идолам земных сокровищ, чтобы нам не сделаться одновременно нарушителями и первой заповеди, которая гласит: “Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов!”

Мы приводили десять заповедей Божиих согласно тексту Библии и принятому их делению в Православном Катихизисе.

Прочитывая второе деление заповедей Божиих согласно традиции некоторых христианских церквей, мы как будто примечаем разницу, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором.

То, что для спасения безусловно необходимо исполнение десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа, человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Ответ гласил: “Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” . Несомненно, Господь имел в виду десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них. (Мф. 19, 16-19) .